Жизненный путь православного священника Дмитрия Некрасова
УДК 262.142
Мацута Е.Н.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА ДМИТРИЯ НЕКРАСОВА
Аннотация: Личность Дмитрия Некрасова, священнослужителя, о которой известно крайне мало, вызывает интерес у исследователей и историков. Основной проблемой в понимании его биографии является недостаток информации о точных годах его жизни. Это отсутствие хронологических ориентиров, в сочетании с ограниченной доступностью исторических документов, создает большие сложности для изучения его личности и влияния. В данной статье представлены ключевые аспекты биографии Дмитрия Некрасова, особое внимание уделено его пастырскому служению в Скиделе
Впервые имя Дмитрия Некрасова начинает фигурировать в Литовских Епархиальных Ведомостях за 1867 год, так в выпуске под № 13 мы имеем следующее сведения:
«Разрядный учеников Литовской Духовной Семинарии, составленный после испытаний в июле 1867 года, за двухгодичный курс 65/67 годов среднее отделение. разряд 2-й. Дмитрий Некрасов Переводятся в высшее отделение Семинарии»[1][2].
Дмитрий Некрасов учился в семинарии до 1869 г. после чего на основании § 191 устава Православных Семинарий получил свидетельство об окончании полного курса обучения в Семинарии[3]. После окончания семинарии, первым местом служения отца Дмитрия стала Светлянская церковь имени Святого пророка Ильи которая располагалась возле деревни Рыбаки , об этом свидетельствует следующий документ:
«Рукоположены во священники. Преосвященнейшим Иосифом, епископом Ковенским, 14 сентября, к Заборской церкви кончивший курс Литовской семинарии Платон Станкевич: 20 того сентября— к Светлянской церкви. воспитанник той же семинарии Димитрий Некрасов, 26 того же сентября к Занорочской церкви воспитанник той же семинарии Николай Белавенцев и 27 числа к Василишской церкви воспитанник Тверьской семинарии Константин Филаретов»[4].
К сожалению, нам не известно подробно о службе о. Дмитрия в указанной церкви, однако в имеющихся документах сохранилась информация о том, что о.Дмитрий Некрасов был утвержденным членом благочиненнского совета и депутатом от своего прихода[5], так его имя фигурирует в протоколах о вопросах обсуждавшийся на епархиальном съезде 1874 г.[6].
На сегодняшний день это вся информация об служении отца Дмитрия в Светянской церкви, следующим местом где он служил стало местечко Скидель. О его перемещении сказано следующее:
« Перемещены Его Высокопреосвященством, по резолюции 12 февраля за № 117, священник Светлянской церкви Светлянского уезда Дмитрий Некрасов, к Скидельской церкви…»[7]. Далее следует, что Его Высокопреосвященство Макарий (Булгаков), Архиепископ Литовский и Виленский 3 апреля 1876 года утвердил: для приведения в исполнение указа Св. Синода, от 5 марта за № 588, применительно приложенным при новой выписке из Высочайше утверждённого в 27 день декабря 1875 г. журнала присутствия по делам православного духовенства и расписанию приходов и причтов в Литовской Епархии, учинить следующее: «при Скидельской церкви священника Димитрия Некрасова настоятелем, а священника Иоанна Белявского его помощником, и за тем, всем наличным священникам одноклирных церквей до всей епархии присвоить наименование настоятелей»[8].
Следующий раз имя отца Дмитрия упоминается в протоколах 5-го Литовского епархиального съезда. Примечательным является то, что на тот момент он представлен председателем данного съезда, а это в свою очередь может указывать на его статус и всеобщее уважение[9].
Еще одним фактом, который свидетельствует о его заслугах является представление его к награде: « 25 октября, Его Высокопреосвященством удостоены награждения набедренниками за усердную службу священники церквей: «…8) Гродненского уезда, Скидельской — Димитрий Некрасов…»[10].
Важным направлением в служения Некрасова в Скиделе, является его преподавательская деятельность, поскольку с 1860 года в местечке было открыто церковно-приходское училище. Учителями в нем были местные священнослужители, так в 1880-е отец Дмитрий Некрасов преподавал в нем закон Божий[11]. Так учитель Скидельского народного училища Кришень сообщал, что 20 октября Гродненской дирекции народных училищ: «настоятелем Скидельской церкви и законоучителем училища, священником Дмитрием Некрасовым, пожертвованы в пользу училища 9 названий книг религиозного содержания, в количестве 48-ми экземпляров, на сумму 6 р. 50 к. и икона Божьей Матери, писанная на дереве»[12].
Интересным моментом в службе отца Дмитрия в Скиделе является письмо об почитании и увековечивании памяти имп.Александра II написанное им и прихожанами в редакцию литовских епархиальных ведомостей, он имело следующее содержание:
«Глубочайший траур поразил как громом всех верных сынов Отечества. Кому не известны те горькие впечатления, которые пришлось испытать всякому безмерно преданному к своему Монарху? От царских палат до бедной хижины крестьянина носились вопли и рыдания по утрате возлюбленного Царя-Освободителя; но вместе с тем, повсюду, как рекою, полились пожертвования, из коих созидались и созидаются различные памятники, свидетельствующие о той любви, которую, по справедливости, заслужил незабвенный Царь-Освободитель от своих верноподданных. Те же горькие впечатления, возникшие от внезапной утраты Царя; чувства горячей любви к Нему подвигли сердца прихожан Скидельской церкви к устройству такого памятника, который-бы из рода в род передавал потомству наглядным образом доказательство любви предков к Царю-Освободителю. Устройству памятника предшествовал приговор следующего содержания:
«1881 года месяца апреля 5 дня. Мы нижеподписавшиеся крестьяне Гродненского уезда, Скидельской волости, прихожане Скидельской св.-Покровской церкви, собравшись сего числа, после Божественной Литургии, в Скидельское волостное правление, куда вместе с нами прибыл и настоятель нашей церкви, священник Димитрий Некрасов, совокупно рассуждали о следующем: движимые чувством беспредельной преданности к ныне царствующему Государю Императору Александру Александровичу и тронутые до глубины души потерею возлюбленного нашего Царя-Освободителя Александра Николаевича, сделавшегося жертвою зверских замыслов злодеев, единогласно постановили: в утешение скорби, объявшей царствующий дом и всех верных сынов Отечества, а также для увековечения памяти незабвенного нашего Царя-Освободителя учинить заказ иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» и поставить таковую в церкви. Требуемую на икону сумму собрать непременно к первому мая сего года по раскладке на каждый двор поровну; — при чем просить своего священника Некрасова о принятии на себя труда по заказу иконы и киота к пей». [13, c.63].
Следуют подписи... К 1 мая от прихожан-крестьян поступило пожертвований 140 руб.; к тому-же времени от других сословий, числящихся в приходе, поступило 60 руб. Икона была заказана С.-Петербургскому фабриканту г. Морозову, к чести которого нужно сказать, что заказ исполнен самым добросовестным образом. Икона в длину имеет 11, а в ширину 9½ верш. Массивная, сребропозлащенная риза отделана изящно, живопись безукоризненна, внизу славянскими буквами выбита надпись: «от прихожан Скидельской церкви, Гродненского уезда». Обратная сторона иконы подбита малиновым бархатом. За сию икону уплачено г. Морозову 140 рублей. На остальные 60 руб. заказан был киот, исполненный виленским скульптором г. Чурлионским. Киот резной работы, весь вызолоченный, с рамою со стеклом, имеет в своей стенке 3 верш. В верхней части его, над иконою, сделано полукруглое возвышение, завинченное крестом, а в полукруге на золотом фоне вырезаны на дереве слова: «Царю-Освободителю, приявшему мученический венец 1-го марта 1881 года».
Освящение иконы происходило после праздника Рождества Христова при огромном стечении народа. Пусть же сей народный памятник, наравне с другими бесчисленными памятниками, подтвердить историю о любви народной к Царю-Освободителю, и возвестить грядущим поколениям о тех благодеяниях, кои разлиты Им не только по обширному царству, но и за пределами его[13, c.64].
Из письма мы видим, что священник Некрасов пользовался уважением и доверием народа, поскольку именно ему было доверен вопрос о создании иконы, в конечном итоге он выполнил порученное, чем были довольны скидельские прихожане.
Позже имя Дмитрия Некрасова встречается среди священников, подписавших протоколы Виленского духовно-окружного училищного съезда[14], позже он также был участником VI Литовского епархиального съезда, на котором был подписан акт открытия съезда и избирался председатель и делопроизводитель [15].
Самым знаковым событием в служении отца Дмитрия стало написание и издание книги, издание увидело свет в 1885 году[16], об этом свидетельствует объявление об ее поступлении в продажу на протяжении нескольких выпусков Литовских епархиальных ведомостей 1885 года[17], текст объявления выглядел следующим образом:
«Поступила в продажу книга: «Поучения к простому народу на дни воскресные и праздничные», Гродненской губернии и уезда, Скидельской св.-Покровской церкви священника Димитрия Некрасова. Цена 1 руб. С требованиями обращаться на имя автора: на почтовую станцию Струнин, Гродненской губернии в местечко Скидель»[18][19]20].
О содержании издания можно узнать из выпуска Литовских епархиальных ведомостей № 41, 1885 года, где редакция пишет следующее: Это сборник далеко незаурядных поучений: и читаются они с интересом, и слушались они, должно быть, с пользою и с приятностью, и рекомендуют они, поэтому, автора, как талантливого и усердного проповедника. Темы поучений выведены из рядовых чтений Евангелия естественно, просто и отличаются практичностью, непосредственною приложимостью к церковно-религиозной жизни слушателей.
Простота, живость и образность речи проповедника еще более возвышают достоинство внутреннего содержания их, всегда поучительного, интересного и близкого к сердцу слушателей. Глубокая сердечность проповедника, серьезная важность, любвеобильное вникание в причины нравственных недостатков прихожан дают себя чувствовать в каждом поучении. Таковы, по нашему мнению, и должны быть поучения к народу. Ожидаем еще многих новых поучений от почтенного проповедника. Так редакция ведомостей охарактеризовало издание[21].
Об успехе и значимости книги Некрасова говорит не только ее частое мелькание на страницах литовских епархиальных ведомостей, но и ее оценка Преосвященнейшим Авраамием, епископам Брестским, на то время уже епископом Тобольским и Сибирским:
«Поучения о. Некрасова отличаются изобразительностью, краткостью, живостью приемов в изложении, простатою, удобопонятностью и приспособленностью к понятию простого народа, - и потому с пользою могут быть рекомендованы священникам, как пособие при проповедовании слова Божия простому пароду"[22][23].
Как мы видим из выше изложенного, в последствии успех книги привел к ее внедрению в качестве учебного пособия для преподавания закона Божьего.
В 1887 году от имени о.Дмитрия Некрасова было сделано пожертвования в совет, а Виленского Св.-Духовного братства в размере 5 рублей[24].
Служение отца Дмитрия в Скиделе подходит к концу в 1889 году, согласно прошению он был перемещен, о чем свидетельствует следующее:
«17 марта, священники церквей — Скидельской, Гродненского уезда, Димитрий Некрасов и Левшовской, Волковысского уезда, Стефан Приселков, согласно прошению, перемещены один на место другого»[25].
C 1891 года на страницах ведомостей священник Дмитрий Некрасов начинает фигурировать, как член экзаменационных комиссий, так 3 мая 1891 года он был экзаменатором в местечке Мстибов, Волковысского уезда[26]. В следующем году 28 апреля 1892 года он принимал экзамены в Кузьмическом училище Волковысского уезда[27], последний раз как член экзаменационной комиссии он упоминается в 1895 году, когда 19 апреля принимал экзамены в селе Полонка, Волковысского уезда[28].
За своё служение и заслуги в педагогической деятельности отец Дмитрий был удостоен Арихипастырского благословения:
«11 апреля за доброе попечение о христианском образовании своих духовных юных пасомых преподано Архипастырское благословение Его Высокопреосвященства законоучителям местных народных сельских училищ— священникам церквей Гродненской губернии: «…»Волковысского уезда, Левшовской, Дмитрию Некрасову»[29].
Продолжая свою кропотливую службу Дмитрий Некрасов в 1894 году был награжден камилавкой[30]. Это было последним событием в служении Некрасова в Левшовской церкви/, в 1896 году он был перемещен к Великоберестовицкой церкви:
«29 июля на свободное священническое место при Великоберестовицкой церкви перемещён, согласно прошению, священник Левшовской церкви, Волковысского уезда Димитрий Некрасов»[31].
15 марта 1900 года, на 19-м году жизни, скончалась от сыпного тифа учительница Великоберестовицкого приходского училища Вера Платоновна Барановская. Где заупокойную литургию и погребение совершили священники: Некрасов, Поспелов, Кречетович.[32].
В 1902 году съезд духовенства Гродненской епархии в одном из заседаний заслушал прошение вдовы священника Чернянской церкви Анны Волковской. Оплакав безвременно сошедшего в могилу мужа, оставившего девять человек сирот, Волковская решилась поведать о своём вдовьем тяжёлом положении сослуживцам покойного и у них искать нравственной поддержки. И вдова была утешена: «её горе нашло для себя отклик в душах со пастырей умершего». Уже на съезд в пользу осиротевшей семьи поступили пожертвования: «…» среди жертвующих было имя отца Дмитрия, который пожертвовал вдове 2 рубля[33].
Служба Некрасова в Великой Берестовице выдалась плодотворной, ее итогом стало его представление к высочайшей церковной награде: «Государь Император, по всеподданнейшему докладу Кавалерской Думы Ордена св. Анны, в 3-й день февраля сего года Всемилостивейшее соизволил, согласно удостоенную Святейшего Синода, пожаловать сей орден 3-й степени: протоиерею Кобринского собора Сименону Бегалловичу за 12 летнее прохождение должности благочинного, эконому архиерейского дома, прот. Андрею Богословскому и священникам: «…»Велико-Береетовицкой ц.. Гродненского узда, Димитрию Некрасову «…»»[34].
В 1905 г. скончался священник Лев Ковалевский, опечаленная паства дни и ночи не разлучалась с телом своего духовного отца: не говорю о доме, дворе, садик и далее поле были покрыты плачущим народом. Во второй день св. Пасхи по полудни прибыл в Олекшицы с диаконом местный благочинный отец Иоанн Куриллович и с ближайшими соседями—священноиереями совершил вынос, а в третий день после литургии погребение. Кроме ближайших сродников усопшего сына отца Антония Ковалевского, брата отца Стефана Ковалевского и зятя отца Александра Теодоровича, были священники: Девятковичской церкви, Слонимского уезда, отец Владимир Карский, Великоберестовицкой церкви отец Д. Некрасов, Малоберестовицкой отец К. Давидович, Деречинковской отец М. Давидович, Индурской отец В. Лукашевич, Гольневский отец Г. Говсь, Массалянской отец А. Василевский и Гудевичской отец В. Кузьминский. Сказаны были надгробные речи: за литургией священником В. Кузьминским, а при отпевании—отцом А. Василевским и отцом В. Карским[35].
Отпевания отца Льва Ковалевского стало последним событием службы отца Дмитрия в Великой Берестовице так как: согласно резолюции № 2837, священник Великоберестовицкой церкви, Гродненского уезда, Димитрий Некрасов перемещен к Попинской церкви, Кобринского уезда»[36]. Стоит отметить, что священник Некрасов не задержался на новом месте и в этом же году: «согласно резолюции № 3496, священник Попинской церкви, Кобринского узда, Димитрий Некрасов, согласно прошения, перемещён к Гольневской церкви Гродненского уезда»[37].
Вероятнее всего, служение в Гольневской церкви стало последним местом служения отца Дмитрия, там он трудился до 1912 года после чего резолюцией Правящего Архиерея: «От 17 января за № 264 священник Гольневской церкви, Гродненского уезда, Димитрий Некрасов, согласно прошению, уволен за штат» [38].
Из малочисленных источников мы имеем скупую информацию о его семье, нам известно, что отец Дмитрий был женат на Елене Будзилович, дочери священника Антония Будзиловича. В совместном браке у них родилось 7 детей: Вера, Алексей, Ольга, Николай, Дмитрий, Александр, Леонид. Их судьбы требуют отдельного изучения. Известно, что Алексей Некрасов родился 1880 году в м.Скиделе, в дальнейшем работал церковным псаломщиком. Судьба его обрывается в 5 ноября 1930 г. когда последний проживал в Татарской ССР в Акташинском районе, деревне Алексеевской Слабоде он, был арестован по обвинению в участии в поповско-кулацкой группировки, противодействия мероприятиям советской власти, за свои действия он был осужден на 3 года концлагерей, ГПУ ТАССР вынес приговор 27 июля 1931 года. Стоит отметить, что Алексей Некрасов был реабилитирован 28 июля 1989 году[39].
Таким образом, личность Дмитрия Некрасова остается загадкой, частично из-за недостатка информации о его жизни. Однако исследование его биографии и идеалов предоставляет уникальную возможность углубиться в понимание церковной и культурной жизни на Гродненщине в его время. Дмитрий Некрасов стал не только священником, но и духовным наставником для многих. Его труд и служение вдохновили людей на добрые дела, помогли им в сложные моменты и укрепили веру. В его приходе царила атмосфера любви и взаимопонимания.
Дмитрий оставил глубокий след в сердцах своих прихожан. Даже спустя долгие годы многие помнят его как человека, который стал светом в их жизни, человеком, который помог им найти свой путь к Богу.
Чтобы полностью оценить влияние Некрасова, необходимо продолжать поиски и исследования, обращая внимание на все доступные источники и контексты.
Список литературы
- Разрядный учеников Литовской Духовной Семинарии // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1867. – №13. – С. 526.
- Разрядный учеников Литовской Духовной Семинарии, // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1868. – №13. – С. 571.
- Разрядный учеников Литовской Духовной Семинарии // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1869. – №13. – С. 835.
- Утвержденным Литовскою духовною консисторией при церквах Литовской епархии по 15 сентября 1870 года. // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1870. – №18. – С. 726.
- Местные распоряжения . // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1874. – №31. – С. 242.
- Протоколы 4-го Литовского епархиального съезда // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1874. – №8. – С. 60.
- Местные распоряжения. // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1875. – №8. – С. 63.
- Местные распоряжения. // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1876. – №16. – С. 123.
- Протоколы 5-го Литовского епархиального съезда. // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1877. – №48. – С. 394.
- Местные известия // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1880. – №45. – С. 386.
- [НИАБ в Гродно. Ф. 1. Оп. 17. Д. 978. Л. 5-7].
- Местные известия . // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1880. – №46. – С. 394
- Из м. Скиделя, Гродненского уезда // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1882. – №8. – С. 63.
- Протоколы Виленского духовно-окружного училищного съезда // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1882. – №37. – С. 304
- Протоколы VI Литовского епархиального съезда. // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1882. – №44. – С. 360.
- Местные известия // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1885. – №27. – С. 269.
- Местные известия // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1885. – №28. – С. 282.
- Местные известия // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1885. – №30. – С. 302.
- Местные известия // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1885. – №31. – С. 307.
- Местные известия // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1885. – №32. – С. 316.
- Поучения к простому народу на дни воскресные и праздничные. Священника Димитрия Некрасова Гродно 1885 г.// Литовские Епархиальные Ведомости. – 1885. – №41. – С. 387.
- Поучения к простому народу на дни воскресныя и праздничныя// Литовские Епархиальные Ведомости. – 1886. – №21. – С. 193.
- Поучения к простому народу на дни воскресныя и праздничныя// Литовские Епархиальные Ведомости. – 1886. – №22. – С. 202.
- От совета Виленского св.-духовного братства// Литовские Епархиальные Ведомости. – 1887. – №18. – С. 147.
- От совета Виленского св.-духовного братства // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1889. – №13. – С. 106.
- Член экзаменационных комиссий// Литовские Епархиальные Ведомости. – 1891. – №16. – С. 128.
- Член экзаменационных комиссий// Литовские Епархиальные Ведомости. – 1892. – №14. – С. 214.
- Член экзаменационных комиссий// Литовские Епархиальные Ведомости. – 1895. – №13. – С. 122.
- Местные известия// Литовские Епархиальные Ведомости. – 1893. – №16. – С. 125.
- Действия правительства// Литовские Епархиальные Ведомости. – 1894. – №20. – С. 168.
- Местные распоряжения// Литовские Епархиальные Ведомости. – 1896. – №31. – С. 322.
- Из Вел.Берестовицы// Литовские Епархиальные Ведомости. – 1900. – №14. – С. 126.
- С миру по Нитке// Гродненские Епархиальные Ведомости. – 1903. – №38. – С. 391.
- Высочайшее награждение// Гродненские Епархиальные Ведомости. – 1905. – №18. – С. 498.
- Памяти Льва Ковалевского// Гродненские Епархиальные Ведомости. – 1905. – №20-21. – С. 587.
- Резолюциями Его Преосвященства// Гродненские Епархиальные Ведомости. – 1907. – №37. – С. 342.
- Резолюциями Его Преосвященства// Гродненские Епархиальные Ведомости. – 1907. – №43. – С. 386.
- Резолюциями Его Преосвященства// Гродненские Епархиальные Ведомости. – 1912. – №3-4. – С. 48.
- Некрасов Алексей Дмитриевич – Режим доступа: https://ru.openlist.wiki/Некрасов_Алексей_Дмитриевич_(1880)– Дата доступа: 27.09.2024.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Источник: фото из личного архива П. Волонцевича, представлена автору Владимиром Сутягиным