230023,г. Гродно, ул. Митрополита Филарета, 1
k@prihod.info
+375 152 39 31 90
Гродненская Епархия
Белорусская Православная Церковь

Архиепископ Гродненский и Барановичский Пантелеимон (Рожновский Павел Стефанович)

  • Дата рождения: 21 октября, 1867
  • Дата хиротонии: 2 июня, 1913
  • Управляющий Гродненской епархией с титулом «Архиепископ Пинский и Новогрудский» (1939 — 1940)
  • Архиепископ Гродненский и Вилейский (1940)
  • Архиепископ Гродненский и Барановичский (1940 — 1941)
  • Дата кончины: 30 декабря, 1950
биография

Преосвященный Пантелеимон, в миру Павел Стефанович Рожновский, родился 21 октября 1867 года[1], по другим данным — 27 октября 1867 года[2].

Рожновские — старинный дворянский род, который ведет свое начало с XIV века. Родовое гнездо семейства — Рожнов Великопольского воеводства. На территории Литвы потомки Рожновских появляются с XVI века. Предки владыки Пантелеимона состояли на службе у государственного деятеля Речи Посполитой Льва Сапеги и упоминаются в Баркулабовской летописи[3]. До конца XVIII века Рожновские относились к шляхте Полоцкого воеводства. В 1805 году род Рожновских герба Ястрембец был признан в дворянском достоинстве Витебским дворянским собранием. В 1834 году этот факт был вновь подтвержден, а в 1840 году — сделана запись в департаменте герольдии. Кроме этого, род Рожновских внесен в VI часть родословной книги дворянского депутатского собрания Витебской губернии[4].

Сведения о месте рождения Павла Стефановича разнятся. Есть утверждение, что он родился в городе Костроме[5], указывается также, что он родился в Витебской губернии[6]. Биографы, указывающие местом рождения Павла Витебскую губернию, исходили, вероятно, из его принадлежности к потомственным дворянам этой губернии. Однако они могли по ошибке отождествить Стефана Станиславовича Рожновского, который жил в Витебской губернии, с отцом Павла. Но это ошибка. Действительно, в Витебской губернии жил Стефан Станиславович Рожновский, 1832 года рождения, римско-католического вероисповедания. Он окончил Полоцкое дворянское уездное училище. С 12 марта 1862 года состоял на государственной службе в Витебской губернии[7]. За время своей службы занимал различные государственные посты: в 1861 году назначен исправляющим должности губернского правления[8], 12 марта 1862 года получил должность коллежского регистратора[9], а с 1863 года перешел на должность бухгалтера при комиссии народного продовольствия и губернского секретаря[10]. Семье Стефана Станиславовича Рожновского принадлежало имение Юрковщина Лепельского уезда Витебской Губернии с 30 десятинами земли[11]. Казалось бы, всё сходится. Но Стефан Станиславович Рожновский — это не отец Павла, а всего лишь далекий родственник. Кроме того, нет указаний, что у него был сын. Есть сведения, что у него была дочь, которая родилась в 1863 году[12].

Таким образом, всё указывает на то, что Павел родился в Костроме. Его отец — Стефан Бернардович Рожновский — родился в 1837 году, римско-католического вероисповедания. После окончания Санкт-Петербургского лесного института служил в Лесном департаменте. С 1884 года — действительный статский советник[13]. До 1886 года служил в Министерстве государственных имуществ[14]. Умер в 1903 году и был погребен в Москве (позже тело было перезахоронено в Вильно).

О матери Павла Стефановича — Надежде Коровиной — к сожалению, не сохранилось биографических данных, но известно, что она была православной. Согласно закону от 1720 года, который действовал на протяжении всего Синодального периода, дети, рожденные в смешанном православно-католическом браке, обязательно должны были быть крещены и воспитываться в Православии.

Кроме Павла, в семье Рожновских было еще два сына — Евгений, 1865 года рождения, Михаил, 1872 года рождения, и дочь Александра, проживавшая в Москве до 1911 года, а затем до 1917 года — в Санкт-Петербурге.

В 1879 году Павел Стефанович Рожновский окончил четырехклассное Новгородское реальное училище, одно из первых в Российской империи учебных заведений такого рода. Среди преподавателей Павла были весьма известные личности: первый директор училища К.А. Кошельков[15], В.А. Голубев[16], инспектор и преподаватель словесности С.З. Бураковский[17] и многие другие. По программе реальное училище давало общее среднее образование с углубленным изучением математических, химических, естественных, технологических, коммерческих и прочих прикладных дисциплин. Как правило, выпускники реального училища поступали в высшие учебные заведения и становились квалифицированными врачами, инженерами и военными.

Новгородское реальное училище

После окончания реального училища Павел продолжает обучение в Николаевском инженерном военном училище. В числе преподавателей здесь были Д.И. Менделеев (химия), Н.В. Болдырев (фортификация), А.И. Квист (пути сообщения), Г.А. Леер (тактика, стратегия, военная история). Училище готовило младших офицеров инженерных войск. В 1888 году, по окончании трехлетнего курса, Павел получил звание инженерного подпоручика со средним общим и военным образованием и был направлен офицером в 3-й саперный батальон 2-й саперной бригады города Вильно[18]. В это же время в Вильно в 4-м Лейб-драгунском кавалерийском Псковском полку проходил службу родной брат Павла — Евгений Стефанович Рожновский.

Николаевское инженерное военное училище

В 1895 году Павел в чине поручика оставляет карьеру военного и поступает слушателем на миссионерские курсы, открытые при Казанской духовной академии в 1889/1890 учебном году. Сложно сказать, что стало причиной такой резкой перемены в жизни Павла Стефановича. Многие биографы пишут, что с первых же дней военная служба стала тяготить его, в особенности нравы офицерской среды с частыми увеселительными собраниями.

Знания, полученные за время учебы, Павел старался воплощать на практике. Так, например, по своему желанию он берет на себя подвиг книгоноши — ходить по селам, глухим деревням, разнося крестики, бумажные литографические иконки, Евангелия, молитвословы, жития святых и другую нравственно-духовную литературу[19]. Стоит отметить, что во время учебы он получал стипендию, назначенную ему Святейшим Синодом[20], и при этом находился в ведении Костромского епархиального начальства[21], что вновь подчеркивает его связь с Костромской губернией. 3-4 апреля 1897 года состоялись выпускные экзамены миссионерских курсов, которые Павел сдал успешно. Согласно решению совета Казанской духовной академии от 5 апреля 1897 года Рожновскому Павлу Стефановичу было решено «выдать свидетельство о пребывании его на курсах и препроводить его с прочими документами в подлежащую консисторию»[22].

В последние месяцы 1897 года решением учебного совета Казанской духовной академии миссионерские курсы были перемещены в Спасо-Преображенский монастырь города Казани. Пребывание учащихся в стенах святой обители, главной святыней которой являлись мощи ее основателя — святителя Варсонофия Казанского, невольно сосредотачивало внимание курсистов на предстоящем подвиге. Вскоре некоторые воспитанники пожелали принять монашество. Среди этих некоторых был и Павел Стефанович Рожновский. 15 сентября 1897 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает пострижение в монашество с именем Пантелеимон, 19 сентября того же года состоялось его рукоположение во иеродиакона, а 27 сентября того же года — рукоположение во иеромонаха[23]. Пострижение в монашество и рукоположение в священнический чин совершил ректор Казанской духовной академии и по совместительству наместник Казанского Спасо-Преображенского монастыря епископ Антоний (Храповицкий), епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии.

6 мая 1898 года иеромонах Пантелеимон назначается благочинным Казанского Спасо-Преображенского мужского монастыря[24].

1 июля 1898 года, в возрасте 31 года, иеромонах Пантелеимон был назначен исполняющим обязанности настоятеля Царевококшайской Мироносицкой пустыни Казанской епархии[25], а 5 августа этого же года указом Святейшего Синода был утвержден в этой должности. Священнослужители монастыря совершали богослужения в селах, где не было священников. В обители работала богатая библиотека, при деятельном участии братии издавались наставления в православной вере, последование Божественной литургии и другая духовная литература. Монастырь оказывал помощь новооткрытым учебным заведениям, а сами насельники пользовались уважением и любовью верующих. Например, в «Известиях Казанской епархии» за 1899 год мы находим следующее свидетельство прихожан: «…Отец Пантелеимон на вид еще очень молодой и отличается тоже большим благоговением и усердием к молитве; кроме того он заботится о духовном просвещении своих прихожан и всегда пользуется случаем, чтобы побеседовать с ними о вере и вообще о предметах духовных, а иногда и о недостатках, замечаемых им в жизни прихода, поэтому мирские молебны у него всегда бывают многолюдны, потому что вятский народ особенно дорожит словом назидания своего пастыря. Отец Пантелеимон, как мы убедились впоследствии, во всём округе пользуется не только известностью, но и большим уважением и любовью народа, так что на его полевые молебны нередко собираются даже из других приходов»[26].

21 ноября 1899 года в сослужении окрестного духовенства иеромонах Пантелеимон (Рожновский) совершил освящение обновленного храма в Царевококшайском женском монастыре[27].

6 февраля 1900 года иеромонах Пантелеимон (Рожновский) возводится в сан игумена с возложением палицы[28].

8 августа 1900 года решением особой комиссии по обсуждению вопросов правильной организации миссионерского дела, которая проходила под личным руководством и председательством архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева), игумен Пантелеимон (Рожновский) был включен в противомусульманскую и противоязыческую группу по миссии для черемис и язычников Царевококшайского и Козмодемьянского уездов[29]. Кроме этого, в этот период игумен Пантелеимон являлся действительным членом Попечительства о бедных учениках Казанского мужского духовного училища, регулярно жертвуя денежные средства в общий попечительский фонд[30].

6 мая 1902 года за заслуги по духовному ведомству ко дню рождения императора Николая II определением Святейшего Синода игумен Пантелеимон (Рожновский) был награжден наперсным крестом[31].

26 марта 1904 года, согласно собственному прошению, игумен Пантелеимон (Рожновский) был освобожден от должности настоятеля Царевококшайской Мироносицкой пустыни Казанской епархии[32]. Последнее упоминание о нем как настоятеле Мироносицкой пустыни датируется 5 марта 1904 года, когда он пожертвовал на военные нужды в Казанскую духовную консисторию 20 рублей[33].

Определением Святейшего Синода от 8-15 октября 1904 года за № 5295 было постановлено: «Уволив архимандрита Феодосия, вследствие его просьбы, по болезни, от должности настоятеля Загаецкого необщежительного святого Иоанна Милостивого монастыря Волынской епархии, назначить на эту должность временно управляющего обителью игумена Пантелеимона (Рожновского), с возведением его в сан архимандрита»[34]. Из исследований по истории этого монастыря известно, что за время настоятельства архимандрита Пантелеимона (Рожновского), обитель святого Иоанна Милостивого была преобразована в общежительный монастырь, что существенно увеличило финансирование из средств государственной казны[35].

Загаецкий монастырь

По ходатайству епископа Полоцкого и Витебского Серафима (Мещерякова) и определением Святейшего Синода от 9-21 сентября 1905 года за № 4548 архимандрит Пантелеимон (Рожновский), настоятель Загаецкого монастыря Волынской епархии, был перемещен на такую же должность в Витебский Свято-Троицкий Марков монастырь Полоцкой епархии[36]. В 1842 году Марков монастырь был возведен в степень I класса[37], имел четыре храма — Свято-Троицкую, Покровскую, Николаевскую и Параскевинскую церкви. В пользовании обители находилось 160 десятин пахотной и сенокосной земли, 140 десятин дровяного леса. Часть этой земли (хутор Шидловщина) насельники возделывали сами, хутор Юрковщина сдавали в аренду за 100 р. Монастырю принадлежало озеро Команское (Кошанское), сдававшееся в аренду за 152 р., мельница сдавалась в аренду за 600 р. К обители был приписан заштатный Невельский монастырь, на который отчислялись средства для 3 иеромонахов, иеродиакона и послушника. В 1884 году при Марковой обители была устроена школа[38]. Показательно, что кроме Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря к числу первоклассных принадлежали Санкт-Петербургский Александро-Невский монастырь вместе с Санкт-Петербургским архиерейским домом, Троице-Сергиева лавра, Московские Вознесенский и Новодевичий монастыри, Успенский в Александровской слободе, Суздальский Покровский и другие знаменитые монастыри. Таким образом, быть настоятелем монастыря такого класса — это очень почетное и ответственное послушание.

Марков монастырь

Как сообщают «Полоцкие епархиальные ведомости», «с поступлением в Маркову обитель нового настоятеля, архимандрита Пантелеимона, в Подгородской Марковой Слободе оживилась проповедническая и просветительная деятельность. Помимо церковной проповеди в храме, Маркова обитель с благословения архипастыря трудами и на средства настоятеля своего стала выпускать листки религиозно-нравственного и патриотического содержания»[39].

2 ноября 1905 года по распоряжению епархиального начальства архимандрит Пантелеимон (Рожновский) в дополнение к послушанию настоятеля монастыря был назначен благочинным монастырей Полоцкой епархии[40].

14 сентября 1906 года архимандрит Пантелеимон (Рожновский) в сослужении с настоятелем Витебского кафедрального собора протоиереем А. Матюшенским, монастырскими священниками, настоятелем Полоцкого собора и местным благочинным священником Барщевским совершил освящение трапезной церкви Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря[41].

4-5 октября 1907 года архимандрит Пантелеимон (Рожновский) возглавил богослужение в училищной Алексиевской церкви и в сослужении с сонмом священнослужителей совершил освящение вновь построенных зданий Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского епархиального училища[42].

C 1908 года по 1913 год архимандрит Пантелеимон (Рожновский) являлся действительным членом Кирилло-Мефодиевского общества, которое находилось под покровительством епископа Полоцкого и Витебского. В сферу деятельности этого общества входила помощь нуждающимся воспитанникам Витебской духовной семинарии.

22 апреля — 20 мая 1910 года архимандрит Пантелеимон (Рожновский) принял участие в торжествах по перенесению мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киев в Полоцк[43]. В «Полоцких епархиальных ведомостях» сохранилось следующее описание этого события: «В митре и полном облачении, осеняя крестом народ, размещавшийся по берегам Двины, он стоял на носовой части парохода и приветствовал верующих словами: «Христос воскресе!» А в ответ раздавалось торжественное: «Воистину воскресе!» […] Из Орши, двигаясь по суше в Витебск, в сопровождении тысяч молящихся под пение: «Преподобная мати наша, Евфросиния, моли Бога о нас!», он шел во главе духовенства с мощами, в крестном ходу преодолев десятки верст»[44]. Это было по-настоящему знаменательное событие в истории Православия на белорусских землях. Живое воспоминание об этом сохранил участвовавший в торжествах митрополит Евлогий (Георгиевский). «Из Киева по Днепру, — писал он, — тронулась грандиозная процессия со святыми мощами, по берегам толпы народа с воодушевлением встречали и провожали святыню, во многих местах пароход останавливался для служения молебствий, говорились проповеди; так продолжалось путешествие до самого Полоцка […]. Можно сказать, вся Белоруссия устремилась к прославлению своей родной Княжны-Игумении. После торжественного всенощного бдения служили молебны всю ночь. Трогательно было видеть простую, крепкую детскую веру белорусского крестьянства, особое благочестие женщин (в белых самодельных костюмах), целыми часами стоявших в ожидании, дабы приложиться к святым мощам»[45].

По указу императора Святейший Синод принял ходатайство епископа Полоцкого и Витебского Никодима (Бокова), от 21 апреля 1912 года за № 2528, в котором по представлению архимандрита Пантелеимона (Рожновского) поступило предложение о переводе Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря Полоцкой епархии в категорию общежительного монастыря[46].

Свое послушание настоятеля Маркова монастыря архимандрит Пантелеимон (Рожновский) нес в течение семи лет. Как итог, к 1912 году монастырь насчитывал 25 человек братии. При обители имелась библиотека, в которой хранились редкие книги и рукописи. Благодаря заботам настоятеля территория монастыря была обнесена каменной оградой, а сам монастырь состоял из Свято-Троицкой, Покровской, Николаевской, Параскевинской церквей, колокольни, дома игумена, братского дома и хозпостроек. За время своего служения архимандрит Пантелеимон (Рожновский) привел вверенную ему обитель в цветущее состояние — как с внешней, так и с внутренней стороны. Можно только предполагать, как болело сердце отца Пантелеимона, когда в 1918 году большевики закрывали этот монастырь, а в 1919 году и вовсе передали его Всероссийской чрезвычайной комиссии, превратив многовековой оплот Православия в концентрационный лагерь.

6 мая 1913 года император Николай II на основании доклада синодального обер-прокурора и определения Святейшего Синода за службу по епархиальному ведомству удостоил архимандрита Пантелеимона (Рожновского) ордена святой Анны II степени[47]. Многие биографы пишут, что архимандрит Пантелеимон (Рожновский) был награжден также орденом святой Анны III степени. Но, вероятнее всего, это ошибка. Дело в том, что все награды от имени императора вручались по ходатайству Святейшего Синода, и новость об этом всегда публиковалась на первой странице епархиальных ведомостей. На протяжении всего пребывания отца Пантелеимона в Полоцкой епархии новость о награждении его орденом святой Анны III степени отсутствует. Вероятнее всего, награждение орденом II степени было совершено, минуя орден III степени.

30 мая 1913 года по указу императора Николая II и на основании доклада Святейшего Синода было принято решение об учреждении в Полоцкой епархии кафедры викарного епископа и избрании викарием настоятеля Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря Полоцкой епархии архимандрита Пантелеимона (Рожновского) с наименованием его епископом Двинским[48].

1 июня 1913 года в Никольском кафедральном соборе Витебска состоялось наречение архимандрита Пантелеимона (Рожновского) во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии[49]. В слове на наречение он произнес следующее: «Не радостью, а грустью и смущением исполнилось мое сердце, когда я впервые узнал об избрании меня на высокую степень епископского служения. Я восчувствовал тогда приблизительно то же, что некогда испытал и апостол Петр, когда он припал к коленам Иисуса и сказал: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Да, велико блаженство быть на той высоте духовного совершенства, на той степени близости к Богу, какие необходимо должны быть при епископском служении. Но если этого нет, а наоборот, является сознание своего недостоинства и неподготовленности к такому служению, тогда, даже при избрании во епископы, вместо радости неизбежно должна быть великая скорбь. Таков именно источник и моей скорби и моего смущения […]. К этому присоединяется еще другое смущение, приносимое от созерцанья предметов и обстоятельств церковной жизни. Служение епископское отличается от служения иерейского значительной долей ответственности пред людьми и пред Богом за состояние церковных учреждений и предметов, которые весьма мало подлежат вниманию меньшей братии и всецело должны лежать на попечении архиерейском. Конечно, даже мирянам дозволительно и похвально, подобно, например, Алексею Хомякову, иметь искреннюю ревность о доме Божием; но всё же такие вопросы, как, например, о высшем церковном управлении, о наилучшей подготовке пастырей или о возможно скорейшем приспособлении церковных богослужебных книг для наибольшего понимания их народом, всё это должно составлять заботы православных епископов, которые всегда сохраняют между собой единение любви, памятуя, что высшее учительство и высшее церковное управление всецело принадлежат свободному единению православных епископов. Между тем в настоящее время это единение православных епископов не имеет вполне ясного и полного обнаружения, а поэтому происходят недостаток силы и разные бедствия и нестроения в церковной жизни, а может быть, и упадок веры и христианской нравственности. Вот я поведал пред вами тайники своего сердца и те смущения, которые борют и одолевают меня на пороге святительства. Пусть же ваша любовь, мудрость и молитва о мне соделают и меня, колеблемого, усердным тружеником и распространителем любви, мира, истины и благочестия»[50].

Никольский (Николаевский) собор Витебска

На следующий день, 2 июня 1913 года, в день праздника Святой Троицы, в Успенском соборе города Витебска состоялась хиротония архимандрита Пантелеимона (Рожновского) во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии. Для участия в торжествах в Витебск по особому приглашению епископа Полоцкого и Витебского Владимира (Путяты), прибыли два викарных епископа: епископ Гдовский Вениамин (Казанский), викарий Санкт-Петербургской епархии[51], и епископ Гомельский Варлаам (Ряшенцев), викарий Могилевской епархии[52]. Согласно определению Святейшего Синода, местопребыванием епископа Пантелеимона (Рожновского) был определен Полоцкий Богоявленский монастырь с правом управления этим монастырем в качестве настоятеля[53].

Прекрасный проповедник, чувствовавший призвание к миссионерской деятельности, он много и усердно потрудился на поприще благовестия Истины Христовой, обращаясь со словом Божиим не только к православным верующим, но также к старообрядцам и иудеям. Здесь стоит вспомнить весьма интересный случай. Посетив в 1915 году город Дриссу, епископ Пантелеимон (Рожновский) по приглашению местного еврейского населения совершил неординарный поступок — принял приглашение побывать в синагоге. «Несмотря на дождь, евреев собралось очень много. При входе в синагогу Преосвященного встретили с двумя свитками священной Торы, причем один из евреев сказал краткую приветственную речь. Владыка взошел на возвышенное место, находящееся посреди синагоги […]. Началось моление за Государя […]. Затем владыка обратился к собравшемуся еврейскому народу с продолжительным словом-беседою […]. Речь владыки была выслушана при глубокой тишине и, видимо, с большим интересом…»[54].

В период с 28 ноября по 18 декабря 1913 года в связи с отъездом епископа Полоцкого и Витебского Владимира (Путяты) в служебную поездку в Италию, епископ Двинский Пантелеимон (Рожновский) временно управлял Полоцкой епархией[55].

6 мая 1916 года, к высокоторжественному дню своего рождения, император Николай II принял решение наградить епископа Пантелеимона (Рожновского) орденом святого Владимира III степени[56].

С генералом Антоном Веселовским, одноклассником по военному училищу. 1916 г. 

Наступил 1917 год, события которого отразились и на церковном положении. Февральская революция не только упразднила монархию, но и впервые в многовековой истории России провозгласила страну светским государством. Сразу же после свержения императора Николая II, 3 марта 1917 года, взявшее в свои руки власть Временное правительство выступило с декларацией, разъяснявшей его политический курс и те задачи, к разрешению которых оно намеревалось приступить немедленно. Среди прочего обещались и «религиозные свободы». Как только декларация была объявлена, представители ранее «терпимых» и «гонимых» религиозных объединений буквально завалили новое правительство многочисленными телеграммами, обращениями и резолюциями с выражением своей поддержки и признанием «исторической закономерности» падения самодержавия. Но кризис не замедлил проявить себя и в положении церковных дел. Например, митрополит Вениамин (Федченков) с горечью признавал: «Влияние Церкви на народные массы всё слабело и слабело. Авторитет духовенства падал, вера становилась лишь долгом и традицией, молитва — холодным обрядом по привычке, огня не было в нас и в окружающих, […] как-то всё у нас «опреснилось», или, по выражению Спасителя, соль в нас потеряла свою силу, мы перестали быть «солью земли и светом мира». Нисколько не удивляло меня ни тогда, ни теперь, что мы никого не увлекали за собою: как мы могли зажигать души, когда не горели сами?.. И приходится еще дивиться, как верующие держались в храмах и с нами […], хотя вокруг всё уже стыло, деревенело. А интеллигентных людей мы уже не могли не только увлечь, но и удержать в храмах, в вере, в духовном интересе»[57].

3 июля 1917 года епископ Пантелеимон (Рожновский) выступил со статьей в «Полоцких епархиальных ведомостях», где утверждал, что ненависть мирян против духовенства и враждебность клириков против своих епископов происходят от еще ранее наступившего религиозного охлаждения и безразличия к Церкви и ее Таинствам. «Никогда еще Российская Православная Церковь не переживала большего расстройства и забвения ее наиболее существенных и святых задач, как теперь, — пишет владыка. — Безверие и распущенность почти беспрепятственно разрушают церковную жизнь. Всюду слабость нравов и не только совершенная неспособность к какому-либо подвигу для возгревания религиозной настроенности, но и отрицание самой необходимости такого подвига. В сознании массы людей церковные Таинства перестают быть святыми, а представляются как одна только внешняя форма религиозного проявления, не имеющая большого значения […]. Неудивительно, что при такой настроенности достаточно самой ничтожной пропаганды, чтобы вызвать ненависть мирян против духовенства и даже вражду клириков против своих же епископов […]. Поэтому в настоящее время крайне необходимо, чтобы все благонамеренные люди, для которых дорога Церковь Христова, теснее сплотились между собой для противоборства всем козням врага и силам ада»[58]. В статье от 9 июля 1917 года владыка Пантелеимон продолжает увещевать свою паству: «…вместе с необходимой свободой явились новая власть и новые порядки, которые обещают народу разумно и счастливо устроить его жизнь. Но исполнение этого невозможно иначе, как при помоши Божией, и это тем более должно привязывать каждаго верующего к Церкви. Враги Православия, желая повредить Церкви, стараются вооружить православный народ против духовенства и с этою целью распространяют свою выдумку: будто старые порядки и старая власть были благоприятны для Православной Церкви и для духовенства. Но это неверно; они никогда не были благоприятны. Что такое Православная Церковь? Ведь это соединенные Божественной Благодатию народ и его духовенство, поскольку они сохраняют живую веру, правдивость, любовь и благочестие. Православие не зависит от различных прописок в метриках и паспортах: оно есть благодатное состояние душ человеческих, покоряющихся правде Божией, и требует сознательнаго стремления к святости и отчуждения от всякаго греха»[59].

С 1 августа 1917 года, в связи с отъездом епископа Полоцкого и Витебского Кириона (Садзаглишвили)[60] в Грузию, епископ Пантелеимон (Рожновский) вступил во временное управление Полоцкой епархией[61].

Решающим событием в истории Православной Церкви 1917 года стал Поместный Собор Православной Российской Церкви, ознаменовавший окончание «синодальной эпохи». Он открылся 28 августа 1917 года и продолжался до 20 сентября 1918 года. На Собор были избраны 564 делегата. В деяниях Собора принимал участие и епископ Пантелеимон (Рожновский), на тот момент в должности управляющего Полоцко-Витебской епархией. Он участвовал в 1-й (до 6 сентября 1917 г.) и 2-й сессиях, являлся членом III, V, XI, XVI отделов. Главным деянием Поместного Собора 1917 года стало восстановление института Патриаршества и древнейшей традиции регулярного созыва Соборов как высших органов церковной власти. Авторитет Святейшего Патриарха Тихона (Белавина), избранного Собором 18 ноября 1917 года, должен был укрепить церковное единство и помочь сохранить богатое нравственное и культурное наследие для потомков. 18 января 1918 года епископ Пантелеимон (Рожновский) приветствовал Патриарха Тихона от лица всей Полоцко-Витебской епархии следующими словами: «Ваше Святейшество, Милостивейший Архипастырь! Епархиальный Собор Полоцкой земли, собравшись для избрания епископа на Полоцкую кафедру, единогласно просил меня приветствовать Ваше Святейшество с праздником Рождества Христова, выразить радость всей епархии по поводу восстановления Патриаршества на Руси, принести Вам сыновнее приветствие с избранием Вас на Патриарший престол и просить Ваших Святительских молитв об умиротворении и прекращении всех нестроений дорогой родины»[62].

17 января 1918 года епископ Пантелеимон (Рожновский) организовал Витебский кружок ревнителей религиозно-нравственного просвещения чад Православной Церкви[63]. Как показала практика, собрания кружка, сопровождавшиеся чтениями и докладами на религиозно-нравственные темы, пользовались большим вниманием со стороны православного населения Витебска. Во время собраний не только вместительный зал архиерейских покоев, но даже приемная и коридор были переполнены до тесноты слушателями[64].

20 января 1918 года началась вторая сессия Поместного Собора, в которой принимал участие и епископ Пантелеимон (Рожновский), на тот момент продолжавший служение в должности управляющего Полоцко-Витебской епархией. Но, узнав о бесчинствах большевиков, разоривших архиерейский дом и вошедших в алтарь Никольского кафедрального собора в Витебске, он спешно покинул Москву, вернулся в Витебск и 24 февраля 1918 года перед простреленной иконой Христа Спасителя в Никольском кафедральном соборе возглавил Божественную литургию, молебен, а также панихиду по убиенному митрополиту Киевскому и Галицкому Владимиру (Богоявленскому)[65]. В последующие месяцы 1918 года владыка Пантелеимон безуспешно обращался в Витебскую чрезвычайную комиссию с прошениями об освобождении невинно заточенных лиц. После внезапного побега некоторых из арестованных владыке Пантелеимону как лично поручившемуся за них грозила смертная казнь. Поэтому он был вынужден пересечь демаркационную линию, проходившую в Полоцком округе, и оказался на территории, занятой немецкими войсками. В дальнейшем, с осени 1918 года до сентября 1921 года, епископ Пантелеимон (Рожновский) пребывал в Свято-Троицком Дерманском мужском монастыре Волынской епархии.

В конце 1920 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Тихоном (Белавиным) епископ Пантелеимон (Рожновский) был назначен на новообразованную Пинскую и Новогрудскую кафедру.

8 марта 1921 года было заключено Рижское мирное соглашение между Советской Россией и Польшей. Рижский договор завершил польско-советскую войну. По условиям этого мира западные земли Беларуси с такими городами, как Гродно, Брест, Пинск, Новогрудок, Барановичи, Молодечно вошли в состав польского государства. Исходя из новых исторических реалий, польские власти всячески стремились оторвать православные епархии, вошедшие в состав их государства, от Московского Патриархата. В связи с этим Министерство вероисповеданий Польши пригласило в Варшаву трех архиереев — архиепископа Георгия (Ярошевского), епископа Дионисия (Валендинского) и епископа Пантелеимона (Рожновского) — для решения вопросов, связанных с устроением православной церковной жизни в Польше. На этой встрече министр вероисповеданий откровенно заявил архиереям, что вмешательство иностранных церковных властей, т.е. священноначалия Русской Православной Церкви, в церковную жизнь Польши нежелательно. Архиереи выразили готовность добиваться автокефалии Православной Церкви в Польше при условии, что этот путь будет санкционирован законной Патриаршей властью.

24 января 1922 года епископ Пантелеимон (Рожновский) принимает участие в Архиерейском Соборе, который состоялся в Варшаве под началом архиепископа Георгия (Ярошевского). Главный вопрос, который стоял на повестке дня, — образование автокефальной Польской Православной Церкви. Но владыка Пантелеимон заявил протест против действий членов Собора. Он отказался подписать конкордат с польскими властями о положении Православной Церкви в Польше и так называемые «Временные правила об отношении Церкви к государству», составленные на основе конкордата[66]. В связи с такой позицией польские власти насильственно удалили епископа Пантелеимона (Рожновского) из родной Пинско-Новогрудской епархии и сослали его в Никольский Милецкий мужской монастырь Волынской епархии под надзор настоятеля. Владыку поместили в маленькую келью и запретили совершать богослужения. Кроме епископа Пантелеимона (Рожновского), в этом монастыре фактически в тюремных условиях находился митрополит Елевферий (Богоявленский) и епископ Антоний (Марценко), с апреля 1934 по сентябрь 1937 года управлявший Гродненской епархией.

По ходатайству архимандрита Тихона (Шарапова), согласно определению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина) и на основании указа № 971 от 14/27 февраля 1925 года во внимание к полезной и ревностной службе Церкви Божией епископ Пантелеимон (Рожновский) был возведен в сан архиепископа[67].

В связи с тем, что в 1928 году Никольский Милецкий мужской монастырь был передан из Волынско-Кременецкой в Полесско-Пинскую епархию, а в обители была устроена одна из летних резиденций архиепископа Полесского и Пинского Александра (Иноземцева), в том же 1928 году архиепископ Пантелеимон (Рожновский) был переведен сначала в Свято-Троицкий Дерманский мужской монастырь Волынской епархии, а затем, в 1930 году — в Успенский Жировичский мужской монастырь. По Промыслу Божьему, перевод владыки Пантелеимона в Жировичский монастырь стал благом для самой обители. Как справедливо отмечено в «Православной энциклопедии», «монастырь во многом сохранил каноническое устроение церковной жизни, чему способствовало пребывание в Жировичах архиепископа Пантелеимона (Рожновского), ушедшего на покой в связи с непризнанием самочинной автокефалии и со стремлением к сохранению единства с РПЦ»[68].

В статье Василия Греня в журнале «Ступени» за 2005 год дается яркое описание этого периода жизни архиепископа Пантелеимона (Рожновского): «Для деревни приезд архиерея был большим событием, встречали владыку торжественно. Очень скоро «ссыльный» архиерей своей общительностью, доступностью, простотой и любовью покорил сердца местных жителей. По их воспоминаниям, владыка Пантелеимон обладал приятным баритоном, голос был громкий. Когда он говорил проповеди, его так заслушивались, что время протекало незаметно. А проповеди отличались продолжительностью, как и богослужение. Когда владыка служил, то в храм шел с народом, образовывая своего рода крестный ход. Он очень любил детей, раздавал им подарки. Во время прогулок всегда носил в карманах конфеты для них, а если конфет не было, то раздавал монеты для их покупки. На Рождество Христово владыка Пантелеимон устраивал в своих покоях праздничную елку для детей. Дети всегда приходили поздравлять его на Рождество и на Пасху, читали ему стихи и пели песни. Некоторые из них были специально посвящены владыке. Живя в Жировичском монастыре, архиепископ Пантелеимон писал религиозно-нравственные сочинения, часть которых была издана.

Блуждая из монастыря в монастырь, маститый архипастырь с болью в сердце наблюдал развивающуюся трагедию родной Церкви, но не оставался безучастным. Небольшие брошюры и листовки святителя поспевали всегда в самые тяжелые минуты гонений, переживаемых православными, и делали свое благое дело.

Эти послания к народу из-за стен монастыря были необычными проповедями. В них не было призыва к борьбе с насилием, или напоминания властям о безнравственности их действий, или обличения не устоявших или соблазнившихся, или каких-либо мрачных пророчеств. Он разъяснял народу всю красоту, всю силу, всё духовное обаяние Православия. Не делая никаких сравнений с иными вероисповеданиями, он предоставлял народу ценность его веры такою, какова она и была на самом деле […]. Он приводил яркие примеры исповедничества среди наших святых всех исторических времен Руси и России, разъясняя, почему они поступали именно так, а не иначе, жертвуя подчас и свою жизнь за Сладчайшего Иисуса, даровавшего нам через апостолов Своих Православие, нерушимо оставшееся до сих пор, прошедшее через множество испытаний. Никто не мог запретить по существу смиренную и высокодуховную христианскую проповедь архиепископа Пантелеимона. Его врожденная тактичность здесь была на высоте. В то же время проповедь эта глубоко проникала в народное сознание. Это было особенно заметно при встречах святителя с народом».

«В 1933 году, — вспоминает Владимир Гриненко, — будучи в г. Дубно по общественным делам, я не мог не побывать на местах, врезавшихся в память в дни боев у Дубно в 1915 году. Навстречу, несмотря на ранний час, то одиночками, то целыми вереницами тарахтели крестьянские возы, часто переполненные людьми в праздничных одеждах. От одной женщины я узнал, что в Крестовоздвиженском храме, находящемся в долине Иквы, на престольный праздник будет служить архиепископ Пантелеимон. Это место было занято множеством народа. […] Величественно и душевно служил литургию архиепископ Пантелеимон. Храм был наполнен так, что нигде не было лишнего места хотя бы для одного человека. Когда же владыка вышел с проповедью, толпа еще тесней придвинулась к солее, а в широко распахнутые двери храма влилась новая масса людей. Громко и проникновенно произнес владыка над народом: «Во имя Отца… и Сына… и Святаго Духа!» В храме всё замерло. Проповедь владыки касалась великого события Воздвижения Креста Господня, Единого для всех в мире Победоносного символа Славы Божией, Защитника необоримого от всех напастей зла […]. Плененный святитель говорил народу пламенно и грозно, […] и слезы благоговения двумя огненными струйками под ярким солнцем стекали по щекам, усам и бороде»[69].

Наступил 1939 год. Ввиду бегства в Литву при наступлении Красной армии епископа Саввы (Советова) Гродненская епархия лишилась своего архиерея. В этих условиях архиепископ Пантелеимон (Рожновский) сообщил духовенству Гродненской епархии, что принимает на себя управление ею. Подражая митрополиту Иосифу (Семашко), он перенес управление Гродненской епархией в Жировичскую обитель, разместив там консисторию и епархиальный совет. Вскоре он направил в Московскую Патриархию прошение принять его и возглавляемые им приходы вместе с духовенством в юрисдикцию Московской Патриархии и назначить правящим архиереем Пинской и Новогрудской епархии. В ответ на прошение владыки Пантелеимона пришел ответ от Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского): «Митрополит Елевферий пишет мне, что Вы не получили ни моего письма, ни нашего указа от 17 октября за № 613. Мы Вас утвердили архиепископом Пинско-Новогрудским с присвоением Вам ношения на клобуке бриллиантового креста, а также звание экзарха Патриархии ввиду поручения Вам принять в общение с Патриархией и в свое ведение всех тех областей вновь присоединенной территории, кто пожелает от автокефалии войти в сношение с Патриархией»[70]. Заканчивается письмо приглашением прибыть в Москву. Архиепископ Пантелеимон (Рожновский) приехал в Москву только в начале июня 1940 года, а 10 июня он сослужил Патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому) за Божественной литургией. По свидетельству епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровского), «возвращался он оттуда пасмурный и безмолвный. Ничего не говорил о своих официальных встречах и беседах с митрополитом Сергием, очень скуп был в рассказах о посещении Москвы, но с радостью на лице говорил о свете Христовом, излучающемся из сердец богомольцев, народа-страдальца, и […] повествовал о богатых угощениях, которыми потчевали его хозяева страны и Московской Патриархии»[71].

В апреле 1940 года в Жировичах владыку Пантелеимона (Рожновского) навестил представитель местоблюстителя Патриаршего престола архиепископ Сергий (Воскресенский). В этом же году в Успенском Жировичском монастыре было организовано 4 крестных хода с участием большого количества верующих (14 октября — более 2000 человек из разных городов и мест Беларуси).

24 июня 1940 года архиепископ Пантелеимон (Рожновский) был освобожден от должности Западно-Белорусского экзарха и назначен правящим архиереем новообразованной Гродненской и Вилейской епархии. В 1940-1941 годах владыка Пантелеимон именовался архиепископом Гродненским и Барановичским.

Управление архиепископом Пантелеимоном Гродненской епархией выпало на чрезвычайно сложное время. Это был очень короткий период — всего один год.

22 июня 1941 года войска нацистской Германии вторглись в пределы СССР, и уже к концу августа того же года вся территория Беларуси была оккупирована ими. 12 июля 1941 года, по причине отсутствия возможности в силу военных действий управления митрополитом Николаем (Ярушевичем) церквами Западной Беларуси, определением митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Пантелеимон (Рожновский) был вновь назначен «экзархом Белоруссии» с титулом «Минский и Белорусский». Его кафедральным собором стал Спасо-Преображенский храм бывшего женского монастыря в городе Минске.

17 августа 1941 года по благословению архиепископа Пантелеимона (Рожновского) архимандрит Серафим (Шахмуть) вместе со своим другом иереем Григорием Кударенко, покинув Успенский Жировичский монастырь, начали свою миссию по восстановлению церковной жизни на территории Беларуси. Объезжая города и веси, отец Серафим и отец Григорий принимали участие в открытии ранее закрытых православных храмов, совершали в них богослужения, избирали строительные комитеты для ремонта церквей, проводили массовые крещения детей и собирали на имя владыки Пантелеимона прошения от местных жителей, содержащие просьбы о направлении в то или иное селение приходских священников.

Но уже с осени 1941 года начался период жесткого контроля и регламентации деятельности Православной Церкви в оккупированной немцами стране. В Генеральном комиссариате Белоруссии в Минске, который возглавлял Вильгельм Кубе, был создан отдел политики. Руководивший им чиновник Леопольд Юрда проводил в жизнь установки нацистов по отношению к Церкви. Уже в октябре 1941 года Генеральный комиссариат Белоруссии заявил, что Православная Церковь в стране может существовать только как автокефальная. 3 октября 1941 года на имя архиепископа Пантелеимона (Рожновского) было отправлено послание, в котором указывалось не только на необходимость создания автокефальной церкви, но и оговаривалось ее название — «Белорусская Автокефальная Православная Национальная Церковь»[72]. Но владыка Пантелеимон (Рожновский) оставался верным каноническому устройству Церкви.

3 марта 1942 года Архиерейским Собором Белорусской Православной Церкви архиепископ Пантелеимон (Рожновский) был возведен в достоинство «митрополита Минского и всея Белоруссии, священноархимандрита Свято-Успенской Жировицкой обители».

Митрополит Пантелеимон (Рожновский), архиепископ Филофей (Нарко), епископ Афанасий (Мартос), архиепископ Венедикт (Бобковский)

Оккупационные власти, прекрасно понимая верность митрополита Пантелеимона (Рожновского) Патриаршей Церкви, пошли на физическое устранение его от управления Белорусской Церковью. В конце мая 1942 года митрополит был вызван в Генеральный комиссариат Белоруссии, где Леопольд Юрда официально объявил ему об отстранении от дел и необходимости передачи управления архиепископу Филофею (Нарко). Владыка Пантелеимон подал протест, но его отклонили. Ему было приказано готовиться к отъезду в Ляды, где он пробыл до осени 1942 года, а на зимний период оккупанты перевезли его в Вилейку под надзор немецкой военной полиции.

Слева: митрополит Пантелеимон. Стоит: Курт фон Готтберг, преемник Вильгельма Кубе на должности Генерального комиссара Белоруссии

В середине мая 1944 года по инициативе оккупационных властей был созван новый Собор епископов, заседания которого проходили под председательством митрополита Пантелеимона (Рожновского), к тому времени освобожденного от домашнего ареста. Оккупационные власти и представитель президента Белорусской центральной рады требовали осуждения избрания Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Для этого немецкие власти даже прислали уже составленную декларацию. Однако епископы во главе с митрополитом Пантелеимоном (Рожновским) резко выступили против вмешательства гражданской власти в церковные дела. Собор закончился в спешке — приближались части Красной армии.

7 июля 1944 года белорусских иерархов, некоторых против их воли, вывезли в Германию. Железнодорожный состав, в котором насильно вывозили на Запад митрополита Пантелеимона (Рожновского), наскочил на партизанскую мину. Весь состав сильно пострадал, кроме вагона митрополита. Когда владыка Пантелеимон проезжал через Слоним, то пытался бежать из вагона, чтобы вернуться в Жировичский монастырь и там ожидать прихода советских войск, но немецкая охрана заставила его снова сесть в вагон и ехать на Запад.

Митрополита Пантелеимона (Рожновского) вместе с его келейником архимандритом Ювеналием привезли в Чехию, во Франценсбад (ныне Франтишкови-Лазне). Потом он был переведен в Мюнхен. Митрополит Анастасий (Грибановский) предложил ему присоединиться к Русской Православной Церкви Заграницей, но, в отличие от других эмигрировавших архиереев, владыка не принял участие в Мюнхенских Архиерейских Соборах Зарубежной Церкви 1946 и 1947 годов. О жизни митрополита Пантелеимона в эмиграции известно из воспоминаний священника Алексия Наумова[73], который был очень близок к архиерею в это время: «В послевоенные годы митрополит имел обширную переписку с русскими, находившимися в разных лагерях Ди-Пи и на частных квартирах у немцев. Много было обездоленных, бедствующих, владыке отовсюду поступали деньги от разных лиц. Он был добр, милосерден, жалостлив к обездоленным людям и нестяжателен. Одна рука его принимала, а другая тут же раздавала. Я был при владыке его ближайшим помощником, он мне поручал делать денежные переводы по почте многим нуждающимся лицам […]. Владыка Пантелеимон был великий молитвенник и прозорливец. Свою прозорливость он скрывал от людей […]. Однажды я собрался поехать с кое-каким товаром, чтобы сбыть его среди немцев-байеров. Вечером захожу к владыке, не говоря ему о своем намерении продать товар завтра утром, прошу у него благословения, а он говорит: «Вот ты завтра едешь сбыть свой товар, заодно возьми и мой товар. У меня много накопилось разной ерунды, которая занимает место». Владыка начал собирать все, что ему было не нужно: брюки, рубашки, белье, зубную пасту, бритвенные ножички и т.п. Потом говорит мне: «Помолюсь Богу, чтобы торговля шла успешно». Действительно, на этот раз торговля была на редкость бойкая, какую бы цену не запрашивал, товар брали с охотой»[74].

Скончался владыка 30 декабря 1950 года в лагере Фельдмохинг под Мюнхеном. О его кончине вспоминает Владимир Гриненко: «До последнего воскресенья авва совершал Литургии. Последняя и была им совершена в большой лагерной церкви Архангела Михаила 11/24 декабря. После Литургии владыка поехал в наш барак, где живет ключарь Михайловского храма о. Иосиф Гринкевич. Рядом с его комнатой живем и мы с супругой. Владыка, как всегда, посетил нас. Вид его был утомленный, но глаза светились той же детски-радостной добротой и любовью […]. Накануне кончины Святитель сказал двум епископам — порознь: «умираю я», утешали. Сомневались. Он ничего не отвечал. Утром приехал к нему от нас священник. Был с ним до 2-х часов дня. Владыка говорил с ним, обменивался мыслями и […] всё чаще вздремывал. Снова говорил о Спасителе, о Церкви, и снова одолевала его дремота. После двух с ним оставалась сестра милосердия, держала руку на его пульсе. Всё чаще он не отвечал на вопросы. Пульс бился всё слабее. Когда это стало особо заметно, сестра дала знать, и владыка Венедикт стал читать отходную. Это было около 6-ти часов вечера. А в 6 часов не стало Святителя […].

Похороны состоялись через три дня. На отпевании в церкви Шлейсгемского лагеря собралось очень много священников изо всех лагерей Ди-Пи Германии. Отпевание возглавил архиепископ Берлинский и Германский Венедикт. Митрополит Пантелеимон был погребен на Менхенговском кладбище»[75].

До нас дошло послание митрополита Пантелеимона (Рожновского), составленное им в августе 1950 года, незадолго до кончины. В этом послании отражены тревоги и беспокойство владыки за единство Церкви, за верность ее чад, прежде всего за верность духовенства тем основам веры, которые были переданы от святых апостолов, от Самого Христа. Послание было опубликовано эмигрантским журналом «Белая Русь», называвшим себя печатным органом антисоветского Национально-освободительного комитета. Вот текст этого последнего послания владыки Пантелеимона: «Возлюбленные чада Христовы! От времен святого Владимира на Руси существовала Православная Церковь. Будучи основанной святыми апостолами, она имела своим Главой Возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа. Ныне за границей имеется часть этой Церкви; на Родине, в начале революции, она возглавлялась Патриархом Тихоном, и к ней принадлежали наши отцы и деды. Те, которые откалывались от этой Церкви, назывались раскольниками или сектантами. Теперь часть этой Церкви, находящаяся за границей, возглавляется Собором епископов, из которых некоторые были епископами еще в царское время. Нужно радоваться и благодарить Господа за то, что при православных, оторванных от Родины и находящихся в тяжелом состоянии, оказалась и Православная Церковь, могущая быть для них в утешение и помощь. Но — о ужас, — вместо того чтобы за границей быть примером в мудрости, единении и благочестии перед инославными и, в особенности теперь, когда по всем признакам приближается время воцарения антихриста, о котором предупреждает Священное Писание и Святые Отцы Церкви, — к общему стыду и несчастью, множатся враги Церкви — разные автокефалисты, баптисты и подобия их. Писатель Гоголь в комедии изображает ничтожного проходимца самозванца Хлестакова, обманывавшего глупых и испорченных людей, которые, к стыду своему, поверили ему. Но подобная хлестаковщина в религии есть верх кощунства. Она подобна тому, как диавол, прикинувшись доброжелательным, соблазнил первых людей, и они, нарушив заповедь Божию, погубили себя и весь род человеческий. Да не будет этого здесь. Умоляю вас, возлюбленные, бойтесь новшеств в религии нашей, не поддавайтесь соблазнам, не идите за подражателями Иуды Искариотского и тех евреев, которые из-за воображаемых национальных выгод отверглись Христа. Но покайтесь, пока есть время, и по примеру своих отцов и дедов будьте в неразрывном единении с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. И тех, которые всегда стойки в Православии, умоляю: вразумляйте колеблющихся или даже отпавших. И знайте, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак 5: 20). Благодать и мир Господа нашего Иисуса Христа да будет с Вами! Митрополит Пантелеимон. Август 1950 г., Мюнхен-Фельдмохинг»[76].

 

[1] Наречение и хиротония настоятеля Витебского Маркова Св.-Троицкого монастыря архимандрита Пантелеимона во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии // Полоцкие епархиальные ведомости. № 23. 1913 г. С. 475-480.

[2] Митрополит Пантелеимон (Рожновский, 1867 — 1950) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://internetsobor.org/index.php/istoriya/rptsz/arkhiv-rptsz-2/mitropolit-panteleimon-rozhnovskij-1950. Дата доступа: 21.07.2023 г.

[3] «…Року 1600, месяца августа 8 дня с понеделка на второк пан Лев Сапега, канцлер великого князства Литовского, староста могилевский, албо теж за росказанем его мл. слуги его мл. пан Голубицкий, врядник Печерский, Ян Рожновский Требухи до замку Могилевского привернули, а тое имене было от веков на манастыр Печерский Святыя Богородицы надано от княжат Буйницких по самую речку Дубровню, — то все Буйницкий кгрунт был…».

[4] Российское дворянство (Списки родов, признанных в дворянском достоинстве по губерниям Российской империи) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goldarms.narod.ru/witebsk.htm. Дата доступа: 05.07.2023 г.

[5] Рожновский Павел Стефанович (1867) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.openlist.wiki/Рожновский_Павел_Стефанович_(1867). Дата доступа: 21.07.2023 г.

[6] Наречение и хиротония настоятеля Витебского Маркова Св.-Троицкого монастыря архимандрита Пантелеимона во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии // Полоцкие епархиальные ведомости. № 23. 1913 г. С. 475-480.

[7] Адрес-календарь. Расписание чинов гражданского и военного ведомств, а также духовенства Витебской губернии на 1866 год // Памятная книжка Витебской губернии на 1866 год. С.-Петербург: типография К. Вульфа, 1866. Ч. 2. С. 13.

[8] Расписание чинов гражданского ведомства // Памятная книжка Витебской губернии на 1861 год. Витебск: типография Губернского правления, 1861. Ч. 1. С. 15.

[9] Губернское правление // Памятная книжка Витебской губернии на 1862 год. Витебск: типография Губернского правления, 1862. Ч. 1. С. 6.

[10] Гражданское ведомство. Управление гражданского губернатора // Памятная книжка Витебской губернии на 1864 год. С.-Петербург: типография К. Вульфа, 1864. Ч. 2. С. 260.

[11] Алфавитный поуездный список землевладельцам Витебской губернии кроме крестьян, с показанием их вероисповедания, наименования и пространства принадлежащих им имений // Памятная книжка Витебской губернии на 1878 год. Витебск: Витебская губернская типография, 1878. С. 311.

[12] Там же. С. 260.

[13] Гражданский чин 4-го класса Табели о рангах (1724 — 1917, Российская империя) давал право на потомственное дворянство. Соответствовал чинам генерал-майора в армии и контр-адмирала во флоте, а также (по 1809 год) — придворному чину камергера. Титуловался «Ваше Превосходительство».

[14] Волков С. В. Высшее чиновничество Российской империи. Краткий словарь. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2016. С. 553.

[15] Получил хорошее образование на физико-математическом факультете Московского университета, где ему было присвоено звание кандидата наук. Гуманный человек и прекрасный организатор, он очень много сделал для того, чтобы вверенное ему училище стало образцовым не только в образовательном отношении, но и в плане духовно-нравственного воспитания юношей, чтобы для них оно стало вторым домом.

[16] Более двадцати лет он был преподавателем химии и естественных наук. Был любимым учеником профессора А.М. Бутлерова.

[17] От природы это был очень талантливый человек, понимавший и горячо любивший литературу, театр, музыку, поэзию. Был на редкость талантливым лектором. За годы своей работы Бураковский издал большое количество методических пособий по русской литературе и сценическому искусству: «Исторические очерки русской литературы», «Руководство к изучению русской литературы до Петра I», «Очерки истории русской сцены в биографиях» и другие.

[18] Рожновский Павел Стефанович (1867) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.openlist.wiki/Рожновский_Павел_Стефанович_(1867). Дата доступа: 13.07.2023 г.

[19] Дорош, Н. И. Православный Гродно. Сборник очерков, фотографий, воспоминаний, духовного наследия, архивных документов об истории Гродненской епархии. Гродно, 2000. С. 190.

[20] Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии // Православный собеседник. Издание Казанской духовной академии за 1897 год. 1899 г. С. 47.

[21] Там же. С. 47.

[22] Там же. С. 47.

[23] Наречение и хиротония настоятеля Витебского Маркова Св.-Троицкого монастыря архимандрита Пантелеимона во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии // Полоцкие епархиальные ведомости. № 23. 1913 г. С. 475-480.

[24] Там же. С. 479.

[25] Там же. С. 479.

[26] Крестный ход из Мироносицкой пустыни // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии. 1899. № 18. С. 809.

[27] Об освящении храмов // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, за 1900. № 1. С. 6.

[28] Наречение и хиротония настоятеля Витебского Маркова Св.-Троицкого монастыря архимандрита Пантелеимона во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии // Полоцкие епархиальные ведомости. № 23. 1913 г. С. 479.

[29] Миссионерское дело в Казанской епархии и заботы о нем Высокопреосвященнейшего Арсения // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, за 1901. № 16. С. 737.

[30] Отчет о состоянии Попечительства о бедных учениках Казанского мужского духовного училища за 1900 год // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, за 1901. № 11. С. 502.

[31] Высочайшие награды // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, за 1902. № 11. С. 483.

[32] Наречение и хиротония настоятеля Витебского Маркова Св.-Троицкого монастыря архимандрита Пантелеимона во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии // Полоцкие епархиальные ведомости. 1913. № 23. С. 479.

[33] Отчет о поступивших в Казанскую духовную консисторию от разных лиц пожертвованиях на военные нужды // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, за 1904. № 17. С. 529.

[34] Определение Святейшего Синода // Волынские епархиальные ведомости. № 32. 1904 г. С. 615.

[35] Пидгайко В. Г. Иоанна Милостивого святителя Загаецкий мужской монастырь // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. — Т.25. Иоанна-Александра сборник — Иосиф. — Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. С. 24-31.

[36] Определение Святейшего Синода // Волынские епархиальные ведомости. № 31. 1905 г. С. 535.

[37] Кузьмин, А. В. Марков Витебский во имя Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. — Т.44. Маркелл II — Меропа. — Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. С. 46-49.

[38]Там же. С. 47.

[39] Листки Витебской Св.-Марковой обители // Полоцкие епархиальные ведомости. № 23-24. 1905 г. С. 600.

[40] Движения и перемены по службе // Полоцкие епархиальные ведомости. № 22. 1905 г. С. 135.

[41] Сооружение и освящение Трапезной церкви Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря // Полоцкие епархиальные ведомости. № 21. 1906 г. С. 813.

[42] Освящение вновь выстроенных зданий Полоцкого Спасо-Ефросиниевского женского епархиального училища // Полоцкие епархиальные ведомости. № 31. 1907 г. С. 859.

[43] Начало торжеств по перенесению св. мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк // Полоцкие епархиальные ведомости. № 17. 1910 г. С. 416-419.

[44] Начало торжеств по перенесению св. мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк // Полоцкие епархиальные ведомости. № 17. 1910 г. С. 416-419.

[45] Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни: по страницам воспоминаний / В сокращ.: сост., предисл. Т. А. Соколовой. М.: Издательство Сретенского монастыря, 1996. С. 52.

[46] Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Никодиму, епископу Полоцкому и Витебскому // Полоцкие епархиальные ведомости. № 26. 1912 г. С. 352.

[47] Высочайшие награды // Полоцкие епархиальные ведомости. № 20. 1913 г. С. 244.

[48] Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Владимиру, епископу Полоцкому и Витебскому // Полоцкие епархиальные ведомости. № 22. 1913 г. С. 259.

[49] Наречение и хиротония настоятеля Витебского Маркова Св.-Троицкого монастыря архимандрита Пантелеимона во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии // Полоцкие епархиальные ведомости. № 23. 1913 г. С. 475-480.

[50] Речь архимандрита Витебского Св.-Троицкого монастыря Пантелеимона при наречении его во епископа // Полоцкие епархиальные ведомости. № 23. 1913 г. С. 457-459.

[51] Расстрелян по приговору Петроградского ревтрибунала 13 августа 1922 года. Прославлен в лике святых в 1992 году.

[52] Наречение и хиротония настоятеля Витебского Маркова Св.-Троицкого монастыря архимандрита Пантелеимона во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии // Полоцкие епархиальные ведомости. № 23. 1913 г. С. 475-480.

[53] Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Владимиру, епископу Полоцкому и Витебскому // Полоцкие епархиальные ведомости. № 22. 1913 г. С. 259.

[54] Бутер, А. Полоцко-Витебская епархия в 20-30-е годы XX столетия. Дипломная работа. Машинопись. Жировичи, 2001. С. 53.

[55] По распоряжению епархиального начальства // Полоцкие епархиальные ведомости. № 48-49. 1913 г. С. 524.

[56] Высочайшие награды // Полоцкие епархиальные ведомости. № 20. 1916 г. С. 228.

[57] Зубов, А. Б. История России. XX век. Как Россия шла к ХХ веку. От начала царствования Николая II до конца Гражданской войны (1894–1922). Т. 1. Москва. 2016. С. 39.

[58] Замена Божественной благодати подсчетом голосов // Полоцкие епархиальные ведомости. № 28. 1917 г. С. 711-717.

[59] Православные! // Полоцкие епархиальные ведомости. № 29. 1917 г. С. 733-737.

[60] В сентябре 1917 года на соборе Грузинской Церкви в Тбилиси епископ Кирион был избран Патриархом Грузии. Интронизован 1 октября 1917 года во Мцхета, в храме Светицховели при громадном стечении народа и всеобщем ликовании. 27 июня 1918 года был найден убитым в своей резиденции в Марткопи. Обстоятельства гибели Патриарха Кириона не выяснены до сих пор. Похоронен в Сионском соборе, к югу от амвона. 17 октября 2002 года Католикос-Патриарх Кирион II канонизирован Священным Синодом Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви.

[61] Указ из Святейшего Правительствующего Синода Полоцкой духовной консистории // Полоцкие епархиальные ведомости. № 39. 1917 г. С. 968-969.

[62] Приветствие Преосвященного Пантелеимона, епископа Двинского, Его Святейшеству Патриарху Московскому и всей России Тихону // Полоцкие епархиальные ведомости. № 2. 1918 г. С. 32.

[63] Протокол учредительного собрания Витебского кружка ревнителей религиозно-нравственного просвещения чад Православной Церкви // Полоцкие епархиальные ведомости. № 4. 1918 г. С. 106-109.

[64] Там же. С. 107.

[65] Дополнение к № 4. Епархиальная хроника // Полоцкие епархиальные ведомости. № 4. 1918 г. С. 13-18.

[66] Цыпин, В., протоиерей. История Русской Церкви — История Русской Церкви 1917-1997. К. 9. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. С. 312-315.

[67] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/akty-svjatejshego-patriarha-tihona-pozdnejshie-dokumenty-i-perepiska-o-kanonicheskom-preemstve-vysshej-tserkovnoj-vlasti/1_422. Дата доступа: 27.07.2023 г.

[68] Соколов, Г., протоиерей, Ярошевич, А. А. Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальный мужской монастырь // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. — Т.19. Ефесянам послание — Зверев. — Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. С. 270.

[69] Грень, Василий, иерей. Митрополит Пантелеимон // Журнал «Ступени» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minds.by/zhurnal-stupeni/arhiv-nomerov-za-2005-god/stupeni-3-19-zhenshhina-v-tserkvi/mitropolit-panteleimon. Дата доступа: 27.07.2023 г.

[70] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2000. С. 319.

[71] Зноско-Боровский, М., протоиерей. В защиту правды (Статьи 1952-1977). Нью-Йорк, 1983. С. 153.

[72] Силова, С. В. Православная Церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Минск: Белорусский Экзархат, 2005. С. 6.

[73] В 1964 г. упомянут как священник, настоятель Свято-Троицкой церкви в г. Линн (шт. Массачусетс, США) в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

[74] Грень, Василий, иерей. Митрополит Пантелеимон // Журнал «Ступени» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minds.by/zhurnal-stupeni/arhiv-nomerov-za-2005-god/stupeni-3-19-zhenshhina-v-tserkvi/mitropolit-panteleimon. Дата доступа: 29.07.2023 г.

[75] Грень, Василий, иерей. Митрополит Пантелеимон // Журнал «Ступени» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minds.by/zhurnal-stupeni/arhiv-nomerov-za-2005-god/stupeni-3-19-zhenshhina-v-tserkvi/mitropolit-panteleimon. Дата доступа: 29.07.2023 г.

[76] Митрополит Пантелеимон (Рожновский, 1867 — 1950) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://internetsobor.org/index.php/istoriya/rptsz/arkhiv-rptsz-2/mitropolit-panteleimon-rozhnovskij-1950. Дата доступа: 29.07.2023 г.

Литература

Адрес-календарь. Расписание чинов гражданского и военного ведомств, а также духовенства Витебской губернии на 1866 год // Памятная книжка Витебской губернии на 1866 год. С.-Петербург: типография К. Вульфа, 1866. Ч. 2.

Алфавитный поуездный список землевладельцам Витебской губернии кроме крестьян, с показанием их вероисповедания, наименования и пространства принадлежащих им имений // Памятная книжка Витебской губернии на 1878 год. Витебск: Витебская губернская типография, 1878.

Высочайшие награды // Полоцкие епархиальные ведомости. 1913. № 20.

Высочайшие награды // Полоцкие епархиальные ведомости. 1916. № 20.

Высочайшие награды // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, за 1902. № 11.

Гражданское ведомство. Управление гражданского губернатора // Памятная книжка Витебской губернии на 1864 год. С.-Петербург: типография К. Вульфа, 1864. Ч. 2.

Губернское правление // Памятная книжка Витебской губернии на 1862 год. Витебск: типография Губернского Правления, 1862. Ч. 1.

Движения и перемены по службе // Полоцкие епархиальные ведомости. 1905. № 22.

Дополнение к № 4. Епархиальная хроника // Полоцкие епархиальные ведомости. № 4. 1918 г.

Замена Божественной благодати подсчетом голосов // Полоцкие епархиальные ведомости. 1917. № 28.

Крестный ход из Мироносицкой пустыни // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, за 1899. № 18.

Листки Витебской Св.-Марковой обители // Полоцкие епархиальные ведомости. 1905. № 23-24.

Миссионерское дело в Казанской епархии и заботы о нем Высокопреосвященнейшего Арсения // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, за 1901. № 16.

Наречение и хиротония настоятеля Витебского Маркова Св.-Троицкого монастыря архимандрита Пантелеимона во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии // Полоцкие епархиальные ведомости. 1913. № 23.

Начало торжеств по перенесению св. мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк // Полоцкие епархиальные ведомости. 1910. № 17.

Об освящении храмов // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, за 1900. № 1.

Определение Святейшего Синода // Волынские епархиальные ведомости. 1904.  № 32.

Определение Святейшего Синода // Волынские епархиальные ведомости. 1905. № 31.

Освящение вновь выстроенных зданий Полоцкого Спасо-Ефросиниевского женского епархиального училища // Полоцкие епархиальные ведомости. 1907. № 31.

Отчет о поступивших в Казанскую духовную консисторию от разных лиц пожертвованиях на военные нужды // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, за 1904. № 17.

Отчет о состоянии Попечительства о бедных учениках Казанского мужского духовного училища за 1900 год // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, за 1901. № 11.

По распоряжению епархиального начальства // Полоцкие епархиальные ведомости. 1913. № 48-49.

Православные! // Полоцкие епархиальные ведомости. 1917. № 29.

Приветствие Преосвященного Пантелеимона, епископа Двинского, Его Святейшеству Патриарху Московскому и всей России Тихону // Полоцкие епархиальные ведомости. № 2. 1918 г.

Протокол учредительного собрания Витебского кружка ревнителей религиозно-нравственного просвещения чад Православной Церкви // Полоцкие епархиальные ведомости. № 4. 1918 г.

Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии // Православный собеседник. Издание Казанской духовной академии за 1897 год. 1899 г.

Речь архимандрита Витебского Св.-Троицкого монастыря Пантелеимона при наречении его во епископа // Полоцкие епархиальные ведомости. 1913. № 23.

Расписание чинов гражданского ведомства // Памятная книжка Витебской губернии на 1861 год. Витебск: типография Губернского Правления, 1861. Ч. 1.

Сооружение и освящение Трапезной церкви Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря // Полоцкие епархиальные ведомости. 1906. № 21.

Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Никодиму, епископу Полоцкому и Витебскому // Полоцкие епархиальные ведомости. 1912. № 26.

Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Владимиру, епископу Полоцкому и Витебскому // Полоцкие епархиальные ведомости. 1913. № 22.

Указ из Святейшего Правительствующего Синода Полоцкой духовной консистории // Полоцкие епархиальные ведомости. 1917. № 39.

***

Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни / Архиепископ Афанасий (Мартос). Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2000.

Бутер, А. Полоцко-Витебская епархия в 20-30-е годы XX столетия. Дипломная работа. Машинопись. Жировичи, 2001.

Волков, С. В. Высшее чиновничество Российской империи. Краткий словарь. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2016. С. 553.

Д. Н. Н. Пантелеимон (Рожновский Павел Стефанович) // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. — Т. 54. Павел — Пасхальная хроника. — Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2019. С. 479-481.

Дорош, Н. И. Православный Гродно. Сборник очерков, фотографий, воспоминаний, духовного наследия, архивных документов об истории Гродненской епархии. Гродно, 2000.

Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни: по страницам воспоминаний / В сокращ.: сост., предисл. Т. А. Соколовой. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1996.

Зноско-Боровский, М., протоиерей. В защиту правды (Статьи 1952-1977). Нью-Йорк, 1983.

Зубов, А. Б. История России. XX век. Как Россия шла к ХХ веку. От начала царствования Николая II до конца Гражданской войны (1894–1922). Т. 1. Москва. 2016.

Кузьмин, А. В. Марков Витебский во имя Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. — Т. 44. Маркелл II — Меропа. — Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2016. С. 46-49.

Пидгайко, В. Г. Иоанна Милостивого святителя Загаецкий мужской монастырь // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. — Т. 25. Иоанна-Александра сборник — Иосиф. — Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. С. 24-31.

Силова, С. В. Православная Церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Минск: Белорусский Экзархат, 2005.

Соколов, Г., протоиерей, Ярошевич А. А. Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальный мужской монастырь // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. — Т.19. Ефесянам послание — Зверев. —  Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003.

Цыпин, В., протоиерей. История Русской Церкви — История Русской Церкви 1917-1997. К. 9. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.

***

Митрополит Пантелеимон (Рожновский, 1867 — 1950) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://internetsobor.org/index.php/istoriya/rptsz/arkhiv-rptsz-2/mitropolit-panteleimon-rozhnovskij-1950. Дата доступа: 21.07.2023.

Российское дворянство (Списки родов, признанных в дворянском достоинстве по губерниям Российской империи) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goldarms.narod.ru/witebsk.htm. Дата доступа: 05.07.2023 год.

Рожновский Павел Стефанович (1867) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.openlist.wiki/Рожновский_Павел_Стефанович_(1867). Дата доступа: 21.07.2023 год.

Орден святой Анны [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gwar.mil.ru/informations/awards/orden-svyatoy-anny/#:~:text=По%20указу%201847%20года%203-й,1-й%20степени%20награждались%20исключительно%20генералы. Дата доступа: 22.07.2023 год.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/akty-svjatejshego-patriarha-tihona-pozdnejshie-dokumenty-i-perepiska-o-kanonicheskom-preemstve-vysshej-tserkovnoj-vlasti/1_422. Дата доступа: 27.07.2023 год.

Грень, Василий, иерей. Митрополит Пантелеимон // Журнал «Ступени» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minds.by/zhurnal-stupeni/arhiv-nomerov-za-2005-god/stupeni-3-19-zhenshhina-v-tserkvi/mitropolit-panteleimon. Дата доступа: 27.07.2023 год.

 

 

образование
  • Новгородское реальное училище
  • Николаевское инженерное военное училище
  • миссионерские курсы при Казанской духовной академии
Научные труды, публикации
  • Послание к пастве; Желающим проповедовать!; Послание от группы православных христиан Люцинской церкви к председателю православного Всероссийского церковного съезда // Полоцкие епархиальные ведомости. 1917. № 29, 36, 38;
  • Замена Божественной Благодати подсчетом голосов. М., 1917;
  • Интервью // Dziennik Wilenski. 1936;
  • Новогоднее послание ко всем белорусам // Православная Русь. 1950. № 1;
  • Православие и инославные христианские исповедания // Православная Русь. № 11–12;
  • Воззвание главы православных белорусов // Белая Русь. 1950. Август;
  • Автобиография // Вестник Германской епархии РПЦЗ. 2012. № 5/6;
  • Мысли и воспоминания о последней немецкой войне // Вестник Германской епархии РПЦЗ. 2013. № 1.
Награды
  • ордена святой Анны 3-й и 2-й степеней (Высочайше удостоен за труды в бытность настоятелем Витебского Маркова Свято-Троицкого монастыря)
  • бриллиантовый крест для ношения на клобуке (от Московской Патриархии, 17 октября 1939)