230023,г. Гродно, ул. Митрополита Филарета, 1
k@prihod.info
+375 152 39 31 90
Гродненская Епархия
Белорусская Православная Церковь

Епископ Гродненский и Новогрудский Савва (Советов Георгий Евгеньевич)

  • Дата рождения: 6 апреля, 1898
  • Дата хиротонии: 3 апреля, 1932
  • Епископ Гродненский и Новогрудский (1937 — 1939)
  • Дата кончины: 21 мая, 1951
биография

Преосвященный Савва, в миру Георгий Евгеньевич Советов, родился 6 апреля 1898 года в Санкт-Петербурге. Георгий Евгеньевич был родом из русско-итальянской дворянской семьи. Отец, Евгений Советов, был действующим офицером царской армии. Мать, Мария, происходила из итальянского рода Висконти (лат. Vicecomites)[1], часть представителей которого в XVIII веке осела в России[2].

Воспитание юного Георгия проходило в атмосфере армейской строгости. В 1915 году он окончил 8-классную II Санкт-Петербургскую гимназию имени императора Александра I, старейшую в Российской империи государственную гимназию с богатейшими традициями. В этой гимназии учились друзья А.С. Пушкина и его дети, знаменитый адвокат А.Ф. Кони, прославленный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай, композитор И.Ф. Стравинский, лейб-медик страстотерпца императора Николая II Е.С. Боткин[3] и многие другие известные люди.

С однокурсниками по гимназии (1913-1914 гг.)

Дальнейшее обучение Георгий продолжил на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета, куда поступил после окончания гимназии[4]. Долго учиться в университете и в будущем связать свою жизнь с профессией юриста Георгию не удалось: 1 февраля 1916 года он был принят на учебу в Пажеский корпус, которую успешно окончил в сентябре 1916 года. Преподавание в корпусе велось на высоком уровне. Требования к воспитанникам были высокими, а знания оценивались объективно, вне зависимости от происхождения. Здесь читали лекции не только корпусные преподаватели, но приглашались профессора университета и других высших военно-учебных заведений Санкт-Петербурга. Ряд преподавателей корпуса являлись учителями особ царской фамилии.

Пажеский корпус (1900-1916 гг.)

По окончании учебы Георгий был направлен в ряды действующей армии и в звании подпоручика попал на фронт. Военную службу проходил в составе лейб-гвардии гренадерского полка[5]. 1 февраля 1917 года подпоручик Георгий Советов был перемещен в состав запасного батальона[6], а 1 августа 1917 года в звании штабс-капитана получил управление одним из подразделений в лейб-гвардии гренадерского полка. В составе этой военной части капитан Георгий Советов принимал участие в военных действиях на австрийском фронте в 1917-1918 годах. За время войны он получил два легких ранения. 1 февраля 1918 года Георгию Советову было присвоено звание капитана[7].

Дальнейшая офицерская карьера Георгия Советова находилась под влиянием социально-политических изменений в судьбе Российской империи. Нестабильная ситуация в стране достигла своего апогея с Октябрьским переворотом 1917 года.

Как убежденный противник советской власти Георгий Советов 20 декабря 1918 года вступает в ряды Добровольческой армии на юге России — под командование генерала А.И. Деникина, а позже генерала П.Н. Врангеля. В составе этих войск в октябре-ноябре 1920 года он принимал участие в военных действиях против войск Красной армии на территории Таврической губернии и Крыма. После поражения белого движения осенью 1920 года Георгий Советов разделил судьбу офицеров и солдат, которые вынуждены были навсегда оставить свою страну. По разным данным, число эмигрировавших из России на 1921 год составляло от одного до полутора миллионов человек. Одним из центров русской эмиграции стали Балканы и, в частности, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Отныне югославская земля стала для Георгия Советова новым домом. В 1920-1922 годах он проживал недалеко от столицы королевства, Белграда, в монастыре XIV века под названием Раковица, который был одним из приютов для русских эмигрантов[8].

Первоначально Георгий Советов имел желание продолжить карьеру офицера. Беженцы жили в ожидании падения большевизма и скорого возвращения домой. Однако положение советской России укрепилось, в том числе и за счет ее признания ведущими мировыми державами. Со временем пришло осознание, что необходимо жить в новых реалиях.

Высокая волна эмиграции привела к тому, что среди большого числа военных, ученых и духовенства в Сербию прибыло несколько известных русских богословов и профессоров духовных академий. Среди них были Александр Доброклонский, Фёдор Титов, Михаил Георгиевский, Александр Рождественский, Николай Глубоковский и другие. Ввиду этого в сентябре 1920 года в составе Белградского университета начинает свою деятельность богословский факультет Сербской Православной Церкви, студентом которого в сентябре 1922 года стал Георгий Евгеньевич Советов. Характеристику для поступления написали офицеры-сослуживцы — полковник Лукошев и полковник Шмилев[9].

Прошение Георгия Советова о зачислении в Белградский университет

Георгий Советов не был единственным белым эмигрантом, который принял решение обучаться богословию в Белградском университете. В период между двумя мировыми войнами православный богословский факультет в Белграде был одним из важных центров получения высшего богословского образования российскими эмигрантами. Свыше 200 российских эмигрантов обучались на этом факультете, а в некоторые периоды они составляли более половины общего количества студентов. Русские выпускники православного богословского факультета в Белграде сыграли позже значительную роль в жизни эмиграции, некоторые из них стали заметными деятелями православного богословия. Наряду с именами пятерых русских, принадлежавших к первому поколению выпускников православного богословского факультета в Белграде (Н.Н. Афанасьев, Н.М. Зёрнов, Л.Г. Иванов, К.Э. Керн и М.Б. Максимович), известны также: А.Ю. Бартошевич (позже Антоний, архиепископ Женевский и Западноевропейский Русской Православной Церкви Заграницей), Л.Ю. Бартошевич (позже Леонтий, епископ Женевский Русской Православной Церкви Заграницей), И.А. Гарднер (позже Филипп, епископ Потсдамский Русской Православной Церкви Заграницей), Н.В. Ефимов (позже Спиридон, архимандрит Русской Православной Церкви Заграницей в США), М.К. Зноско (позже епископ Бостонский Русской Православной Церкви Заграницей), М.И. Кухтин (позже Иоанн, митрополит и первоиерарх Чехословацкой Православной Церкви), В.А. Родзянко (позже Василий, епископ Сан-Францисский и Калифорнийский Американской Православной Церкви) и многие другие[10].

Молодой студент богословского факультета Георгий Советов переносил все трудности жизни в эмиграции. Самая сложная проблема заключалась в том, что эмигранты не имели средств для жизни, что вынуждало их совмещать учебу с поиском заработка. С началом учебы Георгий переехал в Белград и жил по улице Травницка 2[11]. Но в силу сложной финансовой ситуации совет православного богословского факультета позволил ему поселиться в числе первых восьми студентов в факультетском доме по улице Косанчичев венац (д. 16) в центре Белграда[12]. Финансовую помощь Георгию Советову оказывало югославское правительство, которое выделяло ему ежегодное пособие в размере 400-500 динариев[13].  

С течением времени Георгий Советов всё больше и больше отдалялся от светских дел. Он старался избегать участия в политических и социальных движениях, а большую часть своего времени стал уделять молитве и аскезе.

13 января 1924 года в монастыре Сремской епархии Сербской Православной Церкви Петковица на Фрушка-Горе Георгий Советов принимает постриг с именем Савва в честь святителя Саввы Сербского. Пострижение совершил архимандрит Аристарх, настоятель обители Петковица, по благословению епископа Шабацкого Михаила (Урошевича), иерарха Сербской Православной Церкви[14].

Монастырь Петковица

15 февраля 1924 года, на праздник Сретения Господня, в Белградском кафедральном соборе святого Архангела Михаила епископом Шабацким Михаилом (Урошевичем) монах Савва (Советов) был рукоположен в сан иеродиакона с назначением к Белградской Свято-Троицкой русской православной церкви.

Русский храм Святой Троицы в Белграде

После принятия пострижения в монашеский чин иеродиакон Савва жил в монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы в Мильково на Фрушка-Горе (вблизи города Лапово)[15]. За короткий срок эта обитель превратилась в центр русской духовной жизни, хотя формально она находилась в ведении Сербской Патриархии. Настоятель монастыря архимандрит Амвросий (Курганов) не без успеха стремился возродить здесь дух Оптиной пустыни[16].

В мае 1925 года митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким), Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, иеродиакон Савва (Советов) был рукоположен в сан иеромонаха.

15 октября 1926 года иеромонах Савва (Советов) получил диплом об окончании учебы на богословском факультете Белградского университета (№806/26)[17]. Вместе с ним университет окончили еще семь русских эмигрантов.

Вскоре по окончании учебы иеромонах Савва (Советов) принимает югославское гражданство. Это решение свидетельствовало, что он желал связать свою жизнь с балканскими государствами, но Господь решил иначе. Решением митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) молодой монах Савва (Советов) был направлен в Италию — край, откуда родом были его предки по материнской линии. Свою пастырскую деятельность он начал в храме святителя Николая Чудотворца в городе Бари. 

Русский храм святителя Николая в Бари 

Из Италии иеромонах Савва (Советов) имел твердое желание выехать во Францию, где на тот момент размещалась самая большая группа русских эмигрантов и, кроме того, жили родственники матери, но в последующем он принимает другое решение — переехать в Польшу.

В конце 1926 года иеромонах Савва (Советов) прибывает в Польшу и переходит в юрисдикцию Польской автокефальной Православной Церкви. Автокефалия Польской Церкви была провозглашена неканоническим путем под давлением польских властей без согласования с кириархальной Русской Православной Церковью. С этого момента и вплоть до 1939 года служение иеромонаха Саввы будет проходить во II Речи Посполитой.

В биографической литературе о владыке Савве (Советове) можно встретить информацию, что по прибытии на польскую землю он в течение двух лет учился на богословском факультете Варшавского университета[18]. Но в университетских актах подобных упоминаний нет[19].

С 1926 года иеромонах Савва (Советов) исполнял обязанности ректора государственного митрополичьего интерната для студентов православного богословия Варшавского университета, а также учащихся лицея и православной гимназии[20].

В 1927 году в Волынской епархии произошло событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу иеромонаха Саввы (Советова). 12 апреля 1927 года в селе Белевские Хутора на Ровенщине в доме местной жительницы Степаниды Надехи началось чудесное обновление иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Обновление продолжалось 5 дней. В результате такого чуда верующим явилась обновленная икона Богоматери «Взыскание погибших» византийского письма на дереве. Летом 1927 года распоряжением митрополита Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше Дионисия (Валединского) иеромонаху Савве (Советову) было поручено прибыть на место для сбора средств на постройку церкви. Стараниями отца Саввы в период с 6 по 12 сентября на месте свершившегося чуда была возведена временная деревянная часовня. Кроме того, отец Савва предоставил местным властям проект строительства новой церкви на месте временной часовни. С этого времени село Белевские Хутора стало важным духовным центром для православных верующих. 2 июля 1928 года на месте дома владелицы иконы «Взыскание погибших» был заложен фундамент церкви, а 7 октября этого же года епископ Кременецкий Симон (Ивановский), викарий Волынской епархии, освятил деревянный храм в честь образа Богоматери «Взыскание погибших».

27 декабря 1927 года митрополитом Варшавским Дионисием (Валединским) иеромонах Савва (Советов) был награжден правом ношения наперсного креста с украшениями, который был приобретен на пожертвования прихожан села Белевские Хутора[21].

Труды иеромонаха Саввы (Советова), как и в целом укрепление позиций Православной Церкви на Волынской земле, не нашли поддержки у светских властей. В связи с этим Ровенский староста предложил отцу Савве покинуть Волынь. В январе 1928 года иеромонах Савва (Советов) покидает пределы Польши. В течение последующего года он совершает богослужения в приходе храма святой мученицы царицы Александры (венг. Szent Alexandra vértanú templom), расположенном в пригороде Будапешта Иреме. Это бывшая придворная императорская церковь-усыпальница великой княжны Александры Павловны (1783 — 1801). Однако свидетельства по этому поводу несколько противоречивы. Так, современный исследователь М.В. Шкаровский считает периодом настоятельства иеромонаха Саввы в Иреме начало 1920-х годов[22], в то время как только в 1925 году он был рукоположен в иеромонаха.

В конце 1928 года иеромонах Савва (Советов) возвращается в Польшу.

В апреле 1929 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в кафедральном соборе святой Марии Магдалины города Варшавы митрополитом Варшавским Дионисием (Валединским) иеромонах Савва (Советов) был возведен в сан архимандрита.

В ноябре этого же года архимандрит Савва (Советов) был вновь назначен на должность ректора государственного митрополичьего интерната для студентов православного богословия Варшавского университета, а также учащихся лицея и православной гимназии. Эту должность он занимал непрерывно до 1931 года, одновременно являясь священнослужителем домового митрополичьего храма.

В январе 1931 года митрополитом Варшавским Дионисием (Валединским) архимандрит Савва (Советов) был назначен благочинным мужских и женских монастырей Варшавско-Холмской и Волынской епархий.

В январе 1932 года распоряжением митрополита Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше Дионисия (Валединского) архимандрит Савва (Советов) был назначен наместником Онуфриевского Яблочинского и Покровского Турковицкого монастырей[23].

Знание нескольких языков (французского, немецкого, русского, сербского) и реалий жизни за границей способствовали периодическому участию архимандрита Саввы (Советова) в различных международных конференциях. Так, например, он был участником VII Ламбетской конференции, которая проходила в Лондоне 7-12 июля 1930 года. В 1931 году архимандрит Савва (Советов) сопровождал митрополита Варшавского Дионисия (Валединского) на годичное собрание комитета «Вера и устройство» в Англии.

2 апреля 1932 года в кафедральном соборе святой Марии Магдалины города Варшавы состоялось наречение архимандрита Саввы (Советова) во епископа Люблинского, викария Варшавско-Холмской епархии.

3 апреля 1932 года в кафедральном соборе святой Марии Магдалины состоялась хиротония архимандрита Саввы (Советова) во епископа. Хиротонию совершили митрополит Варшавский Дионисий (Валединский), архиепископ Виленский и Лидский Феодосий (Федосеев), архиепископ Гродненский и Новогрудский Алексий (Громадский) и епископ Кременецкий Симон (Ивановский), викарий Волынской епархии[24].

Управление Люблинской епархией выпало на очень сложное время ревиндикации православных храмов и притеснений со стороны католических кругов и польских властей. К началу 30-х годов ХХ века на Люблинщине проживало около 170 тысяч православных христиан. Ближайшим соратником епископа Саввы (Советова) стал настоятель Люблинского Преображенского собора протоиерей Михаил Левицкий, силами которого было возобновлено Люблинское Преображенское братство. По инициативе епископа Саввы (Советова) 15 сентября 1934 года была открыты школа псаломщиков при Онуфриевском Яблочинском монастыре, заведующим которой стал игумен Митрофан (Гутовский)[25], впоследствии (в 1947-1953 гг.) ректор Минской духовной семинарии и настоятель Успенского Жировичского монастыря Русской Православной Церкви.

С наместником Яблочинского монастыря

В ноябре 1934 года епископ Савва (Советов) возглавил комиссию по переводу богослужебных текстов на польский язык. Под его руководством были изданы последование панихиды «Panichidę» (1936 г.) и чин Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста «Liturgię św. Jana Chryzostoma» (1938 г.).

На погребении маршала Юзефа Пилсудского

18 декабря 1936 года епископ Савва (Советов) получил назначение на временное управление Гродненско-Новогрудской епархией. В январе 1937 года владыка Савва прибыл в город Белосток, где встретился с губернатором и другими представителями государственной администрации. 27 февраля 1937 года епископ Савва (Советов) был утвержден в должности управляющего Гродненско-Новогрудской епархией.

На момент назначения епископа Саввы (Советова) в состав епархии входили 20 благочиний: Барановичское, Бытеньское, Белостокское, Бельское, Велико-Берестовицкое, Волковысское, Городейское, Городищенское, Гродненское, Дятловское, Кореличское, Клецкое, Несвижское, Новогрудское, Подоросское, Почаповское, Семятичское, Скидельское, Слонимское и Сокульское[26]. В условиях жесткого давления и надзора со стороны польских властей важной формой духовного просвещения стали частые посещения владыкой Саввой приходов епархии. Так, например, в период с 21 по 30 мая 1937 года он совершил свою первую архипастырскую поездку в приходы Белостокского повета. В июне этого же года он посетил приходы Волковысского повета, в сентябре — приходы Бельского повета. За время таких поездок владыка Савва имел хорошую возможность знакомиться с жизнью верующих в различных приходах, а также общаться и поддерживать их соборной молитвой. За время пребывания епископа Саввы (Советова) на Гродненско-Новогрудской кафедре было построено и освящено несколько новых храмов. Так, например, 16 октября 1937 года состоялось освящение храма в городе Свислочь Волковысского повета. На рубеже 1937-1938 годов он добился разрешения на постройку храма в городе Хайнувка и открытие нового прихода в Бельском повете. Всего в епархии насчитывалось около 250 храмов и четыре монастыря (Супрасльский Благовещенский мужской монастырь, Успенский Жировичский мужской монастырь, Борисоглебский мужской в городе Гродно и женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы — также в городе Гродно). Самым значимым из этих монастырей был Жировичский, который из года в год привлекал к себе большое число паломников. По инициативе епископа Саввы (Советова) в период с 28 сентября по 14 октября 1938 года к этому монастырю состоялся крестный ход. 12 октября 1938 года в Гродно прибыл епископ Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский), который принял участие в принесении Жировичской иконы Божией Матери в пределы Гродненско-Новогрудской епархии. В шествии приняло участие более тысячи верующих. Весной 1938 года владыка Савва обратился к местным властям с просьбой разрешить в пределах Гродненско-Новогрудской епархии провести торжества в связи с 950-летием Крещения Руси. К сожалению, местные органы управления отказали, но, несмотря на это, во многих приходах епархии эта знаменательная дата была отмечена праздничными богослужениями.

Слева направо: епископ Алексий (Громадский), митрополит Дионисий (Валединский), епископ Савва (Советов)

Владыка Савва (Советов) не оставлял без духовного окормления и солдат польского военного гарнизона, который дислоцировался в Гродно. Специально для этого по его инициативе были организованы курсы и лекции, цель которых состояла в укреплении патриотического и нравственного духа военных. В начале 1937 года епископ Савва (Советов) издал циркуляр для духовенства, в котором обратил внимание на важность пастырской работы среди призывников.   

Деятельность епископа Саввы (Советова) на Гродненско-Новогрудской кафедре проходила в условиях политики полонизации и окатоличивания белорусского населения. Сам владыка и часть священства были втянуты в процесс полонизации Православной Церкви. Так, например, в 1935 году в кафедральном Никольском соборе города Белостока, а в 1938 году в гарнизонной Покровской церкви города Гродно богослужения стали осуществляться на польском языке. В 1938 году в городе Гродно был создан Православный научно-издательский институт, который стал издавать «Православный календарь» и журнал «Православный обзор», на польском языке.

Печальной страницей в истории Православия в Гродно стало решение местных властей демонтировать церковь святого Александра Невского, которая стояла на Дворцовой площади (сегодня это площадь Тизенгауза). В начале ХХ века в этом храме был открыт самостоятельный приход, к которому причислили православных, живших за речкой Городничанкой: жителей района Новый Свет и деревень Чещевляны, Зарица, Пересёлка, Каплица, Малыщино, Кульбаки, Девятковичи, Грандичи и Чеховщизна. 4 февраля 1938 года городское самоуправление приняло постановление разобрать храм. В обосновании говорилось, что храм мешает дорожному движению и что площадь, на которой построена церковь, необходима городу для парадов и других торжественных церемоний возле стоявшего рядом польского памятника Свободы. Верующим обещали построить новую церковь к двадцатилетию восстановления независимости Польши. Церемония закладки новой Воскресенской церкви, которую возглавил епископ Савва (Советов), состоялась в день Конституции Польши — 3 мая 1938 года. Масштаб торжества превзошел все ожидания. На выделенном городскими властями земельном участке по улице Собеского (сегодня улица Захарова), где состоялась закладка камня и документа об основании церкви, собралась многотысячная толпа гродненцев и жителей окрестных сел, присутствовали и представители власти. Центральным моментом церемонии было оглашение главным православным капелланом протопресвитером Симеоном Федоронько текста «Акта закладки храма», который вместе с мощами святого Григория Чудотворца замуровали под крестом. После речи епископа Саввы генерал Юзеф Ольшина-Вильчинский зачитал телеграмму министра военных дел генерала Тадеуша Каспшицкого. Проект храма выбирали на закрытом конкурсе. Комиссия под председательством начальника строительного отдела Белостокского воеводского управления инженера Середынского признала лучшим проект архитектора Румянцева. Это была современная интерпретация восточной архитектуры: храм в виде усеченной пирамиды с прозрачным, слегка заостренным куполом и с высокой колокольней над входом. Церковь должна была освещаться в основном через прозрачный купол. Кроме этого, были запроектированы три окна по всей высоте стен: два боковых и одно за алтарем. Главный алтарь отделялся от боковых прозрачной стеной. Планировалось также и центральное отопление. Проектно-сметную документацию должны были закончить к 1 ноября 1938 года, но работы затянулись. Одновременно приступили к разработке проекта фресок для храма. За эту работу взялся известный художник-витражист Здислав Глогер. На всю высоту окна планировалось изготовить витраж с образом Воскресения Иисуса Христа. Но 1 сентября 1939 года началась война, церковь так и не была построена, а местные жители просто растащили кирпичи[27].

22 сентября 1939 года последние польские войска покинули город, контроль над которым перешел к советским войскам. Вместе с армией город был вынужден оставить и епископ Савва (Советов). Владыка пересек польско-литовскую границу и обосновался в Вильнюсе, а спустя два месяца направился в Берлин. Переезд в столицу германского государства был связан с неразберихой и тяжелым положением дел в Польской Православной Церкви. Согласно историку М.В. Шкаровскому, «после оккупации значительной части Польши германскими войсками митрополит Дионисий (Валединский) оказался в тяжелом положении. У него и до войны была сильная оппозиция, с одной стороны, русских, недовольных его колонизаторской политикой, а с другой — украинцев, считавших, что он им недостаточно помогает. Теперь эти противники обрушились с двух сторон и апеллировали к германским властям. Кроме того, владыка Дионисий и так находился под арестом гестапо. В конце концов, он был вынужден отказаться от церковного управления и в конце ноября 1939 г. передать его архиепископу Серафиму (в пределах досягаемости митрополита в то время не было ни одного другого православного епископа)»[28]. В городе Берлине произошла встреча епископа Саввы (Советова) с архиепископом Берлинским и Германским Серафимом (Ляде), на которой последний предложил владыке Савве управление Православной Церковью в Генерал-губернаторстве[29]. Но владыка Савва, стараясь следовать канонам Церкви, отказался от предложения. Опасаясь репрессий со стороны немецких властей и воспользовавшись приглашением иерархов Румынской Православной Церкви, 31 декабря 1939 года епископ Савва (Советов) принимает решение переехать в Бухарест, где налаживает контакты с послом Польши Роджером Адамом Рачинским[30]. 13 февраля 1940 года епископ Савва (Советов) встретился с Патриархом Константинопольским Вениамином (Псомасом), поддерживавшим неканоническую автокефалию Польской Православной Церкви. 6 марта 1940 года произошла встреча епископа Саввы (Советова) с Патриархом Сербским Гавриилом V (Дожичем), на которой владыка Савва рассказал о тяжелом положении православных верующих на территории Польши.

Весной 1940 года Румыния оказалась в сложном положении. С одной стороны, союзная ей Франция потерпела поражение от Германии, с другой — обострилась ситуация на советско-румынской границе. Всё это склонило Румынию к сближению с Германией. Сложившаяся ситуация стала небезопасной для дальнейшего пребывания епископа Саввы (Советова) в Румынии. В связи с этим правительство Польши в изгнании приняло решение перевезти его в Англию. Благодаря усилиям представителей Англиканской Церкви владыку Савву сначала удалось доставить в Соединенные Штаты Америки, где он пробыл некоторое время. За время своего пребывания в США владыка провел ряд встреч с иерархами и духовенством других Церквей, сохраняя контакты и с англиканами. В 1940-1941 годах епископ Савва (Советов) прошел ускоренное обучение на англиканском богословском факультете и готовился к написанию докторской диссертации. Спустя некоторое время он был избран почетным представителем православно-англиканского общества.

Весной 1940 года немецкие войска начали наступление на западном фронте. Вскоре они заняли Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию и, в конце концов, 22 июня 1940 года Франция также подписала акт о капитуляции. 17 июня 1940 года состоялось совещание польского правительства, которое решило воспользоваться приглашением премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и перенести свое местопребывание из французского Анже в Лондон.

21 сентября 1943 года епископ Савва (Советов) прибыл в британскую столицу, где был принят президентом Республики Польша в изгнании Владиславом Рачкевичем. По прибытии в Англию владыка Савва стал принимать активное участие в общественной жизни. В период с 17 октября до 24 ноября 1943 года он принял участие в 18 различных официальных встречах, в том числе с представителями Англиканской Церкви.

29 ноября 1943 года владыка Савва стал исполнять обязанности православного военного епископа в звании полковника в мирное время и в звании бригадного генерала на время войны[31]. Это было первое в истории Польши назначение православного военного епископа. 2 декабря 1943 года солдаты и духовенство II Польского корпуса поздравили владыку с новым назначением. 16 декабря 1943 года епископ Савва издал свое первое пастырское обращение в звании бригадного генерала, в котором поздравил солдат с праздником Рождества Христова. Спустя некоторое время епископ Савва (Советов) был назначен начальником православных капелланов Польских Вооруженных сил на Западе.

Епископ и бригадный генерал

В различной биографической литературе о епископе Савве (Советове) можно часто встретить информацию о том, что он был духовником II Польского корпуса, с которым прошел весь боевой путь. Но это не так. В состав польской армии входили I Польский корпус (Польские Вооруженные силы на Западе) и II Польский корпус, который находился под командованием генерал-лейтенанта Владислава Андерса. Епископ Савва (Советов) нес духовное окормление I Польского корпуса, военно-морского флота и авиации. Резиденция Владыки располагалась в Лондоне, в здании Министерства обороны. Благодаря трудам и заботам епископа Саввы в здании лондонского англиканского храма святого Михаила (St. Michael Royal) были организованы регулярные богослужения, где присутствовали и молились польские православные военные, находившиеся в отпуске.

23 ноября 1944 года состоялась очередная встреча епископа Саввы (Советова) с президентом Республики Польша в изгнании Владиславом Рачкевичем, где обсуждался вопрос пастырского визита владыки Саввы в расположение II Польского корпуса, который на тот момент базировался в Италии. Но в декабре 1944 года епископ Савва перенес сердечный приступ, который стал причиной отмены визита. Свое отсутствие и невозможность прибыть и поддержать военных II Польского корпуса владыка восполнил другим способом. В 1945 году он инициировал издание в Риме «Краткого православного молитвослова» («Krótkiego prawosławnego modlitewnika»). Молитвослов имел 35 страниц и включал в себя основные молитвы на церковнославянском языке с параллельным переводом на польский язык. Подобные молитвословы были вручены всем солдатам II Польского корпуса. Кроме этого, заботами епископа Саввы (Советова) было начато издание иллюстрированного ежемесячного журнала «Polski Żołnierz Prawosławny», который также предназначался для солдат II Польского корпуса. В свет вышли 13 номеров журнала.

Обложка и первая страница «Краткого православного молитвослова»

Весной 1945 года в Лондоне трудами епископа Саввы (Советова) была заложена польская часовня, освященная 9 мая 1945 года в честь святителя Николая Чудотворца.

По окончании Второй мировой войны подразделения польских Вооруженных сил на Западе были расформированы. Епископ Савва (Советов) принял решение остаться в Лондоне. Он продолжал придерживаться идей неканонической организации православной церковной жизни в Польше и возглавил созданную им в эмиграции Польскую Православную Церковь в юрисдикции Вселенского Патриархата. В состав этой Церкви входили общины на территории Великобритании и Западной Германии. Прихожанами этих общин являлись православные граждане довоенного польского государства. Владыка оказывал материальную помощь эмигрантам.

В кругу военных. Лондон, 19 сентября 1945 г.

25 февраля 1947 года митрополитом Дионисием (Валединским) епископ Савва (Советов) был возведен в сан архиепископа.

21 мая 1951 года епископ Савва (Советов) скончался в одной из лондонских больниц и был похоронен на Бромптонском кладбище Лондона. 31 декабря 2012 года состоялось перезахоронение его праха на Вольском православном кладбище в Варшаве.

 

[1] Висконти — фамилия, принадлежавшая двум аристократическим родам Италии периода Средневековья.

[2] Grzybowski, Jerzy. Arcybiskup generał brygady Sawa (Sowietow) 1898-1951: duszpasterz, żołnierz, obywatel. Warszawa, 2021. C. 11.

[3] Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2016 г.

[4] Там же. С. 11.

[5] В 1914-1918 годы лейб-гвардии гренадерский полк участвовал в Первой мировой войне на Германском фронте. Активный участник Красноставского сражения в июле 1915 года, в ходе которого у д. Крупец противостоял многократно превосходящим силам германской гвардии. Сражался в Люблин-Холмском сражении в том же месяце. Активно действовал в Виленской операции в августе-сентябре 1915 года.

[6] Запасной батальон был сформирован 18 июля 1914 года для пребывания в пункте дислокации с последующей подготовкой пополнений действующего полка.

[7] Grzybowski, Jerzy. Arcybiskup generał brygady Sawa (Sowietow) 1898-1951: duszpasterz, żołnierz, obywatel. Warszawa, 2021. C. 12.

[8] Grzybowski, Jerzy. Arcybiskup generał brygady Sawa (Sowietow) 1898-1951: duszpasterz, żołnierz, obywatel. Warszawa, 2021. C. 13.

[9] Там же. С. 13.

[10] Пузович, В. Русские эмигранты — студенты Православного богословского факультета Университета в Белграде (1920-1940 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 65, 70.

[11] Grzybowski, Jerzy. Arcybiskup generał brygady Sawa (Sowietow) 1898-1951: duszpasterz, żołnierz, obywatel. Warszawa, 2021. C. 14.

[12] Пузович, В. Русские эмигранты — студенты Православного богословского факультета Университета в Белграде (1920-1940 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 71.

[13] Grzybowski, Jerzy. Arcybiskup generał brygady Sawa (Sowietow) 1898-1951: duszpasterz, żołnierz, obywatel. Warszawa, 2021. C. 14.

[14] Там же. С. 14.

[15] Монастырь основан в начале XV в. св. деспотом Стефаном Высоким. 17 февраля 1926 года этот монастырь оказался передан русским монахам во главе с бывшим послушником Оптиной пустыни, выпускником Пензенской духовной семинарии и Варшавского университета, воевавшим в Добровольческой армии, иеромонахом Амвросием (в миру Владимиром Зиновьевичем Кургановым, 1894 — 1933).

[16] Шкаровский, М.В. Православные Церкви Юго-Восточной Европы между двумя Мировыми войнами. 1918-1939 гг. Москва: Издательский дом «Познание», 2019. С. 431.

[17] Пузович, В. Русские эмигранты — студенты Православного богословского факультета Университета в Белграде (1920-1940 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 77.

[18] Paprocki, H. Sawa (Sowietow) // Polski Słownik Biograficzny. T. XXXV, Kraków, 1994. S. 272: Sawicki D. Hierarchia prawosławna w okresie międzywojennym // Elpis, 2006, nr. 13-14. S. 67.

[19] Grzybowski, Jerzy. Arcybiskup generał brygady Sawa (Sowietow) 1898-1951: duszpasterz, żołnierz, obywatel. Warszawa, 2021. C. 20.

[20] Pelica, G. J. Kościoł prawosławny w województwie lubelskim (1918-1939). Lublin, 2009. S. 323.

[21] Grzybowski, Jerzy. Arcybiskup generał brygady Sawa (Sowietow) 1898-1951: duszpasterz, żołnierz, obywatel. Warszawa, 2021. C. 22.

[22] Шкаровский, М.В. Православные Церкви Юго-Восточной Европы между двумя Мировыми войнами. 1918-1939 гг. Москва: Издательский дом «Познание», 2019. С. 633.

[23] Grzybowski, Jerzy. Arcybiskup generał brygady Sawa (Sowietow) 1898-1951: duszpasterz, żołnierz, obywatel. Warszawa, 2021. C. 23.

[24] Там же. C. 25.

[25] Пидгайко, В. Г. Люблинское воеводство // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. – Т.42. Лангток – «Ли Дзи». – Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2016. С. 50–57.

[26] Силова, С. В. Гродзенская праваслаўная епархія 1921-1939 гг. (некаторыя старонкі гісторыі). Гродно, 2011. С. 2.

[27] Саяпин, В. Ю. Утраченные храмы Гродно: Софийский собор. Александро-Невская церковь. Гродно : ЮрСаПринт, 2012. С. 43-46.

[28] Шкаровский, М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов / Сборник документов. 2003. С. 75.

[29] Генерал-губернаторство (нем. Generalgouvernement, укр. Генеральна губернія, польск. Generalne Gubernatorstwo) (1939—1945) — административно-территориальное образование на территории оккупированной в 1939 году нацистской Германией Польши.

[30] Grzybowski, Jerzy. Arcybiskup generał brygady Sawa (Sowietow) 1898-1951: duszpasterz, żołnierz, obywatel. Warszawa, 2021. C. 55.

[31] Grzybowski, Jerzy. Arcybiskup generał brygady Sawa (Sowietow) 1898-1951: duszpasterz, żołnierz, obywatel. Warszawa, 2021. C. 83.

Литература

Grzybowski, Jerzy. Arcybiskup generał brygady Sawa (Sowietow) 1898-1951: duszpasterz, żołnierz, obywatel. Warszawa, 2021.

Paprocki, H. Sawa (Sowietow) // Polski Słownik Biograficzny. T. XXXV, Kraków, 1994. S. 272: Sawicki D. Hierarchia prawosławna w okresie międzywojennym // Elpis, 2006, nr. 13-14.

Pelica, G. J. Kościoł prawosławny w województwie lubelskim (1918-1939). Lublin, 2009.

Пузович, В. Русские эмигранты — студенты Православного богословского факультета Университета в Белграде (1920-1940 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63).

Шкаровский, М. В. Православные Церкви Юго-Восточной Европы между двумя Мировыми войнами. 1918-1939 гг. Москва: Издательский дом «Познание», 2019.

Шкаровский, М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов / Сборник документов. 2003.

Пидгайко, В. Г. Люблинское воеводство // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. – Т.42. Лангток – «Ли Дзи». – Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2016. С. 50–57.

Силова, С. В. Гродзенская праваслаўная епархія 1921-1939 гг. (некаторыя старонкі гісторыі). Гродно, 2011.

Саяпин, В. Ю. Утраченные храмы Гродно: Софийский собор. Александро-Невская церковь. Гродно : ЮрСаПринт, 2012. С. 43-46.

образование
  • 8-классная II Санкт-Петербургская гимназия имени императора Александра I (1915)

  • Пажеский корпус (1916)

  • Православный богословский факультет Белградского университета (1926)

 

Научные труды, публикации
Награды
  • Сан архиепископа (25 февраля 1947 года)