230023,г. Гродно, ул. Митрополита Филарета, 1
k@prihod.info
+375 152 39 31 90
Гродненская Епархия
Белорусская Православная Церковь

Епископ Гродненский и Лидский Варсонофий (Гриневич Константин Диомидович)

  • Дата рождения: 16 мая, 1875
  • Дата хиротонии: 30 декабря, 1945
  • Епископ Гродненский и Барановичский (1945 — 1946)
  • Епископ Гродненский и Лидский (1946 — 1948)
  • Дата кончины: 13 марта, 1958
биография

Преосвященный Варсонофий, в миру Константин Диомидович Гриневич, родился 16 мая 1875 года в деревне Катынь Смоленской губернии. В биографических описаниях отцом Константина называют крестьянина из деревни Жуково Духовщинского уезда, а матерью — дочь диакона Крестовоздвиженского храма села Юсупово Краснинского уезда. Но дело в том, что в Краснинском уезде никогда не было деревни Юсупово. Более того, деревня Жуково находится очень далеко от Катыни, где, собственно, и родился Константин. Вообще, имея представления о тогдашней крестьянской «жизненной логистике», логически объяснить такие далекие перемещения очень сложно. Вывод напрашивается только один: родители Константина происходили из другой деревни. Поэтому либо Константин Диомидович сознательно ввел кого-то в заблуждение, например, следователя при допросе, и указал в биографии несуществующее село, чтобы тем самым обезопасить своих родных. Либо это ошибка переписчика, и тогда единственное, что похоже на село Юсупово — это село Досугово, где, кстати, в будущем Константин будет ходить в школу.

Мама Константина умерла, когда мальчику едва исполнилось два года, поэтому его воспитанием занимались дедушка и бабушка по отцовской линии. Они были глубоко верующими людьми и стремились дать внуку достойное образование.

В 1884 году Константин поступил в двухклассное училище Министерства народного просвещения, открытое 15 декабря 1867 году в селе Досугово Смоленской губернии, которое успешно окончил в 1889 году. Огромное влияние на маленького Константина оказал его первый учитель — Яков Федосеевич Бычков, который благодаря внимательности, теплоте и заботе, но вместе с этим строгости и справедливости стал для своих подопечных сродни родному отцу.

Ученики, окончившие полный курс училища, получали право поступать в низшие технические училища или сдавать экзамены в учительские семинарии. Благодаря этой возможности Константин решает продолжить учебу и поступить во 2-й класс Мстиславского духовного училища Могилёвской губернии. Во время своей учебы в училище Константин числился «своекоштным» студентом, т.е. студентом, обучающимся и содержащим себя за свой счет.

В 1892 году Константин поступил на 1-й курс Могилёвской духовной семинарии[1], которую окончил в 1898 году по 1-му разряду, удостоившись звания студента семинарии[2]. К слову, по всем статистическим данным в отношении церковного образования Могилёвская епархия в конце XIX века уступала лишь Киевской епархии.

В этом же году согласно решению ученого совета №28 от 18 августа 1898 года Константин был принят для поступления «на казенный счет в состав студентов первого курса Казанской Духовной Академии»[3]. «Бедный был мой отец, — вспоминал владыка Варсонофий в день своего Ангела в 1957 году, — и, отправляясь учиться в Казань, получил я всего лишь один рубль от родителя своего. Всевышний Господь помог мне, послал мне добрых людей, и я духовно обогатился под сенью свв. Гурия и Варсонофия, Казанских святителей»[4]. Приемные экзамены проходили с 19 по 28 августа 1898 года. Все претенденты на звание студента академии, а их было 67 человек, проходили испытания по следующим дисциплинам: сочинение по философии, сочинение по Священному Писанию, догматическое богословие, общая церковная история, русская церковная история, древние и новые языки[5]. Выдержав все вступительные испытания, согласно решению ученого совета №30 от 1 сентября 1898 года Константин со средним балом 4,30 был зачислен на первый курс Казанской духовной академии «на казенное содержание»[6]. Во время своей учебы Константин проходил углубленное изучение таких дисциплин, как теория словесности, история иностранной литературы, русский язык, латинский язык, немецкий язык, церковнославянский язык с палеографией, история русской литературы и еврейский язык с библейской археологией[7]. В 1902 году Константин окончил полный курс академического образования, а за диссертацию на тему «Народные заговоры как материал для уяснения религиозно-нравственного миросозерцания русского народы» был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии[8].

Согласно предписанию учебного комитета, все студенты духовной академии, которые учились за казенный счет, обязаны были после окончания учебы положенное количество лет отслужить в духовном учебном ведомстве. В связи с этим Константин направляется в городок под названием Горы-Горки, тогда относившийся к Оршанскому уезду Могилёвской губернии, где решением учебного совета от 24 января 1903 года был назначен преподавателем русского языка, истории и географии в местном земледельческом училище (в настоящее время — Белорусская государственная сельскохозяйственная академия)[9].

Приблизительно в этом же году Константин женился на дочери небогатого землевладельца Могилёвской губернии, Горецкого уезда[10]. Таинство венчания состоялось в студенческом храме святителя Николая Чудотворца (в настоящее время здесь располагается библиотека академии). К сожалению, документальное подтверждение брака отсутствует, т.к. ни одна метрическая книга этого храма не сохранилась до наших дней.

Проработав до окончания учебного года, Константин со своей супругой переезжает в Казань, где продолжает преподавательскую деятельность в Казанском земледельческом училище, 26 мая 1904 года переименованном в Казанское среднее сельскохозяйственное училище (ныне Казанский государственный аграрный университет).

Казанское земледельческое училище

Спустя некоторое время Константин продолжил трудиться в Никитском училище садоводства и виноделия вблизи Ялты. Но здесь он пробыл недолго, т.к. это было время революционных волнений.

Никитское училище садоводства и виноделия

В результате беспорядков, а также частых закрытий училища в 1908 году Константин поступил секретарем и чиновником особых поручений в Смоленскую казенную палату в чине коллежского асессора[11], одновременно преподавая в смоленских мужских гимназиях.

В 1911 году Константин получает повышение по службе и становится казначеем Краснинского уездного казначейства Смоленской губернии, позднее — Бельского уездного казначейства Гродненской губернии, а с 1914 года — податным инспектором этого же уезда. В начале 1917 года Константин со своей семьей вновь возвращается в Горецкий уезд Могилевской губернии, где до 1920 года заведует школой 2-й ступени.

В 1920 года в семью Константина Диомидовича Гриневича приходит беда — умирает сын. Можно предположить, что причиной смерти сына стали многочисленные крестьянские волнения и восстания, которых было особенно много в Быховском, Горецком и Чериковском уездах. В ходе такой неразберихи и абсолютной анархии повсеместно совершались убийства и разбои. Политические и экономические волнения, а самое главное, смерть сына — всё это настолько повлияло на Константина Диомидовича, что по согласованию со своей женой он решает оставить государственную службу и стать служителем у Престола Божьего. В октябре того же года архиепископом Могилёвским и Гомельским Константином (Булычёвым) он был рукоположен во священника и направлен на служение в приход Успения Пресвятой Богородицы деревни Шарипы Савской волости Горецкого уезда Гомельской губернии, неподалеку от могилы сына. Церковь этого прихода имеет очень печальную историю. Она была построена в честь 300-летия династии Романовых в 1913 году и как раз в силу этого факта была обречена на закрытие, что и произошло в начале 1921 года.

Поэтому, не прослужив и года в деревне Шарипы, в 1921 году отец Константин переходит на служение в храм Покрова Пресвятой Богородицы деревни Городец Любиничской волости Горецкого уезда Гомельской губернии, а еще через год, в 1922 году, по решению и приглашению прихожан он получает назначение на служение в Свято-Петропавловской церкви на Луполове в городе Могилёве. Довоенную историю этого храма, а также историю его клира проследить невозможно, т.к. в 1946 году фонд хранился в ЦГИА г. Могилева в количестве 77 ед. хранения по одной описи за 1773-1920 гг. В 1948-1951 гг. проводилась проверка фонда, в результате чего было выявлено 3 неучтенных дела. В 1959 году в фонд поступило 1 дело из Могилёвского областного архива ЗАГС. В дальнейшем проводилась проверка фондовой принадлежности дел. В 2000 году к фонду составлены 2 описи, в которых числится 81 дело за 1852-1914 гг.[12] Других документов по истории этого храма на данный момент найти не удалось. К сожалению, в 1948 году после серьезных повреждений в ходе боев Великой Отечественной войны этот храм был окончательно разобран и до настоящего момента не восстановлен. Сегодня на месте Свято-Петропавловской церкви располагается сквер и фонтан напротив гостиницы «Турист».

В 1922 году, согласно биографическим сведениям, иерей Константин Гриневич овдовел[13].

Октябрьский переворот 1917 года радикально изменил положение Православной Церкви в бывшей Российской империи.  Новая власть стала насаждать богоборческую идеологию и разрушала всё, что напоминало о Боге и Церкви. Государство проводило политику, направленную на ограничение деятельности всех религиозных общин с последующей их ликвидацией, повсеместно закрывались храмы и монастыри, подвергались преследованию и репрессиям духовенство и верующие. Антирелигиозные гонения не обошли стороной и отца Константина Гриневича. 20 июня 1927 года он был арестован, а 13 сентября за «распространение ложных слухов о войне с Польшей и об административных ссылках епископов» осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Наказание было определено ему отбывать в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). По Промыслу Божьему, отец Константин попал на работу в лагерное лесничество заведующим каптёркой (складом вещей и инструментов). Чуть позднее его перевели в лесничество как специалиста по лесокультурным новым насаждениям. К слову, управление лесничества находилось в Варваринской часовне[14]. По словам выживших заключенных, это было самое «завидное» помещение на Соловках. Так, например, архимандрит Феодосий (Алмазов), отбывавший в это время срок, в своих воспоминаниях писал: «Служба в лесничестве была привилегированной: любые часы работы для живущих в часовне, две плиты для варки пищи, готовые дрова, отопление, освещение, комната на троих-четверых, никаких проверок, свобода хождения в любое время из Кремля и в церковь, никакого «вольного надзора». Работы, в общем, мало: без контроля»[15]. В 1931 году Комиссией «по разгрузке лагерей» отец Константин «по болезни и старости» был освобожден из лагеря с заменой недостающего срока высылкой в Северный (Онежский) край, а осенью 1932 года отпущен «с правом повсеместного проживания».

Дальнейшее служение иерея Константина Гриневича проходило в Московской епархии. Так, например, в ноябре 1932 года он получил назначение на служение в церкви Святой Троицы села Коньково (сейчас это черта города Москвы), но уже с апреля 1933 года он трудится в церкви Святой Троицы села Низкое Егорьевского района. История этого храма крайне необычна тем, что он был освящен после Октябрьской революции — в 1919 году и действовал все годы советской власти.

В этом храме отец Константин прослужил 4 года, а в январе 1937 года получил новое назначение — быть священником храма Святой Троицы деревни Ново-Егорье того же района. Это был один из самых больших храмов в Подмосковье, он вмещал около 5000 человек. Через полгода, в июне 1937 года, отец Константин уходит за штат. Причиной ухода стало подорванное за годы пребывания в лагере на Соловках здоровье.  

В декабре 1937 года отец Константин вновь возвращается к священническому служению и получает назначение в Знаменскую церковь села Амерево Щёлковского района. Этот храм был одним из красивейших и богатейших храмов в Богородском уезде.

Спустя два года, с июля 1939 года, отец Константин совершает пастырское служение в храме святого великомученика Георгия Победоносца села Новосёлки Пушкинского района. На протяжении советской эпохи этот храм оставался единственным действующим во всей ближайшей округе.

Через два года, с января 1941 года, иерей Константин Гриневич по причине болезни вновь уходит за штат, но через полгода, с июля 1941 года, возвращается к пастырскому служению и продолжает священнодействовать в Свято-Покровском храме села Хомутово Щёлковского района. Скорее всего, он был настоятелем и единственным священником в храме.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Хомутово

Примечательно, что служение отца Константина в храме села Хомутово выпало на время Второй мировой войны. Церковь непрестанно молилась о даровании победы в борьбе с гитлеровцами, она всем, чем только можно, помогала фронту. Не остались в стороне и жители села Хомутово и его окрестностей. Прихожане церкви Покрова Пресвятой Богородицы собрали 10000 рублей и направили Сталину телеграмму за подписью священника Константина Гриневича о добровольных пожертвованиях в Фонд обороны[16]. 4-го мая 1943 года из Кремля поступила правительственная телеграмма:

«Председателю церковного совета Хомутовской церкви Щёлковского РИКа Московской области А. Чайникову.

Священнику Константину Гриневичу.

Прошу передать духовенству и членам Хомутовской религиозной общины, собравшим 10000 рублей в Фонд обороны СССР, мой искренний привет и благодарность Красной Армии.

И. Сталин»[17].

В этот период времени иерей Константин Гриневич был возведен в сан протоиерея.

Вскоре отец Константин был переведен в подмосковное село Черкизово, а с 1942 по 1945 год назначен благочинным храмов Егорьевского, Щёлковского, Пушкинского и Мытищинского районов.

В конце 1945 года отец Константин получает определение быть настоятелем московской церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

В декабре 1945 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) и определением Священного Синода протоиерей Константин Диомидович Гриневич был избран на кафедру епископа Гродненского и Барановичского[18].

14 декабря 1945 года в Патриаршей домовой церкви Макарием (Даевым), епископом Можайским, викарием Московской епархии, он был пострижен в монашество с именем в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского[19].

17 декабря того же года в Свято-Покровской церкви, что на Лыщиковой горе Москвы, Святейшим Патриархом Алексием иеромонах Варсонофий был возведен в сан архимандрита[20].

28 декабря того же года в зале заседаний Священного Синода совершено было наречение архимандрита Варсонофия во епископа Гродненского и Барановичского.

30 декабря 1945 года в Богоявленском кафедральном Патриаршем соборе за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Варсонофия (Гриневича). Хиротонию совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), Высокопреосвященные митрополиты: Киевский и Галицкий, Экзарх всея Украины Иоанн (Соколов), Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), Преосвященные архиепископы: Виленский и Литовский Корнилий (Попов), Тамбовский и Мичуринский Лука (Войно-Ясенецкий) и Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев)[21].

Примечательно, что согласно постановлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 16 апреля 1946 года за № 443 титул владыки Варсонофия (Гриневича) был изменен на «епископ Гродненский и Лидский». Это было связано с тем, что в марте 1946 года по ходатайству архиепископа Минского и Белорусского Василия (Ратмирова) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I благословил передать приходы, находившиеся на территории Барановичской области, и Жировичский Свято-Успенский монастырь из состава Гродненской епархии в ведение Минской епархии. После этого преобразования в составе Гродненской епархии осталось 74 прихода и Гродненский женский Рождество-Богородичный монастырь. С тех пор титул епископа Варсонофия (Гриневича) не менялся.

Владыка Варсонофий прибыл в Гродно 5 января 1946 года и с первых же дней своего пребывания на Гродненской кафедре активно принялся за исполнение своих архипастырских обязанностей. Приближался праздник Крещения Господня, поэтому владыка Варсонофий обратился к уполномоченному Совета по делам РПЦ по Гродненской области И.Т. Макаренко за разрешением провести на праздник Богоявления 19 января 1946 года в Гродно крестный ход на реку Неман и совершить чин освящения воды. История сохранила следующее описание этого события: «19 января 1946 г., в день Богоявления Господня, с благословения и по инициативе преосвященного Варсонофия, епископа Гродненского и Барановичского, и с благосклонного разрешения местных властей, в г. Гродно состоялось торжественное крещенское водосвятие на р. Немане. Погода благоприятствовала этому церковному торжеству. Безоблачное небо, сухой безветренный воздух и почти отсутствие мороза в этот день еще усиливали красоту и величие этого праздника.

Церковная процессия, возглавляемая епископом Варсонофием, сонм духовенства в праздничных ризах, хоругви и иконы, два хора — один соборный архиерейский и другой — местного женского монастыря — создавали величественную картину своеобразной мощи и религиозного значения этого праздника.

По выходе из собора толпа богомольцев в три-четыре тысячи человек, идя по главным улицам города, все более и более увеличивалась и перевалила далеко за десять тысяч у реки. Здесь были и коренные местные жители, и приезжие из более дальних восточных областей, мужчины и женщины, старики и молодежь. Все было исполнено духом русской стихии, русской красоты и русской традиции. Колоритом какого-то как бы национального, завещанного предками праздника была овеяна вся процессия и все это удивительно красивое церковное торжество.

По словам старожилов, Гродно не помнит такой величественной, полной подлинного благолепия, силы и непередаваемой красоты крещенского водосвятия.

Трогательно и любовно окроплял народ на обратном пути окруженный толпой богомольцев преосвященный Варсонофий. Чувствовалось, что народ полюбил уже своего епископа и слился с ним в единении духа и в любви к Родине»[22].

Владыка Варсонофий прекрасно понимал, что крестный ход является символом единства Церкви. Все верующие, несмотря на их различия в возрасте, социальном статусе или происхождении, идут вместе, объединенные общей верой. Это служит зримым напоминанием о том, что все верующие составляют одно Тело Христово, и что все они равны перед Богом. Именно поэтому владыка часто практиковал традицию крестных ходов, а люди их очевидно полюбили. Так, например, крестный ход на праздник Богоявления в 1947 году собрал куда больше людей, чем в предыдущий год. Клирик и регент Свято-Покровского кафедрального собора Гродно протоиерей Владимир Амброжейчик, описывая это событие, отмечает: «6/19 января 1947 года в г. Гродно, по примеру прошлого года, с разрешения властей, состоялся крестный ход верующих на «Иордань» на р. Неман. Крестный ход, возглавляемый Преосвященным Епископом Варсонофием, с градским духовенством, при участии соборного, монастырского и Занеманской церкви хоров, в предшествии хоругвей, св. икон, торжественно и медленно двигался по улицам города на р. Неман. Шествие растянулось почти на километр — со множеством, не менее 20-25 тысяч верующих из города и деревень.

На реке Неман был вырублен изо льда массивный, красивый крест, убранный зелеными елями, устроен помост для духовенства. Массы народа на берегу, на льду и на возвышенностях слушали умиленно-трогательное «вод освящение». Фотоаппараты на берегу и в пути запечатлели эту величественную, трогательную процессию.

Тем же ходом, в сопровождении той же массы народа, крестный ход возвратился в собор, с прочувствованно умиленным пением «Во Иордане крешающуся Тебе, Господи», во главе со своим старцем Архипастырем, всю дорогу окроплявшим народ святой водою. Обойдя вокруг собора, после многолетия в храме, народ медленно, как бы сожалея о дорогих, протекших минутах и, видимо, желая еще и еще их продолжения, медленно стал расходиться по домам, унося в душе своей обаяние глубоко умиленной молитвы и душевного мира»[23].

Следующей инициативой владыки Варсонофия было желание организовать при Свято-Покровском кафедральном соборе города Гродно православное братство. В Православной Церкви всегда подчеркивалась значимость социальной, образовательной и благотворительной миссии как исполнения евангельских заповедей. Работа в этих сферах предоставляла возможность вовлекать прихожан в такую деятельность, которая позволит им как членам Церкви проявить себя, с одной стороны, а с другой — принести конкретную пользу обществу. Именно поэтому в начале 1946 года владыка Варсонофий обратился к уполномоченному Совета по делам РПЦ по Гродненской области И.Т. Макаренко с просьбой организовать подобное братство при соборе, но, после ознакомления с уставом будущего братства со стороны властей последовал отказ[24].

С первых дней пребывания на Гродненской кафедре владыка Варсонофий занял твердую позицию в деле передачи Русской Православной Церкви в Западной Беларуси храмов, которые были у нее ранее отняты польским правительством и переданы католикам. Дело в том, что к 1921 году власти Польской республики отняли у православных более 100 приходских церквей, некоторые отдали католикам, а часть оставили закрытыми; более десятка церквей разрушили[25]. По заявлению епископа Гродненского и Лидского Варсонофия, большинство населения Западной Беларуси было ополячено и, по его мнению, нужно было скорее решать вопрос о передаче костелов под церкви там, где они были когда-то заняты католиками. В письме от 14 декабря 1946 года заместитель Председателя Совета по делам Русской Православной церкви при СМ СССР С.К. Белышев предлагал заместителю Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ БССР Ф. Калачеву рассмотреть вопрос о передаче зданий костелов, бывших ранее православными храмами. В этом письме он сообщил, что епископ Гродненский и Лидский Варсонофий обратился в Патриархию с ходатайством о возвращении православных церквей, захваченных католиками в период польского «владычества» и превращенных в костелы[26]. Исходя из данных переписки уполномоченных по делам Русской Православной Церкви, имеющихся в НАРБ, православным были возвращены храмы в следующих населенных пунктах Западной Беларуси: село Верейки Волковысского района; село Жидомля Скидельского района; сёла Мурованка и Кривичи Жолудокского района; город Лида и местечко Подороск Порозовского района[27].

В марте 1946 года по ходатайству архиепископа Минского и Белорусского Василия (Ратмирова) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I благословил передать приходы, находившиеся на территории Барановичской области, и Жировичский Свято-Успенский монастырь из состава Гродненской епархии в ведение Минской епархии. После этого преобразования в составе Гродненской епархии осталось 74 прихода и Гродненский женский Рождество-Богородичный монастырь.

C 9 по 12 мая 1946 года по инициативе епископа Варсонофия и с разрешения местных властей в городе Гродно состоялся съезд благочинных епархии. Благодаря воспоминаниям секретаря этого съезда, Берестовицкого благочинного протоиерея Владимира Беляева, да наших дней сохранилось описание этого исторического события: «9-12 мая 1946 года по инициативе и с благословения Преосвященного Варсонофия и с ведома местных гражданских властей в Гродно состоялся съезд отцов благочинных Епархии. После благодарственного молебствия в Кафедральном Соборе о дарованной победе и возглашения многолетия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, Верховному Вождю и воинству, съезд благочинных, под председательством и руководством Преосвященного Варсонофия, рассмотрел ряд (свыше 15) вопросов епархиальной жизни. Для поднятия квалификации некоторых священников, согласно распоряжению Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода, было решено в течение лета провести краткосрочные курсы в районах благочиния, где имеются 2-3 священника с высшим богословским образованием, с последующим затем экзаменом у Владыки и комиссии экзаменаторов.

Вменено в обязанность каждому священнику на дому ежедневно читать Слово Божие (Библию) Ветхого и Нового Завета. Постановлено о единообразном по всем церквам, истовом, согласно уставу, совершении богослужения, святых таинств и треб; о неукоснительной проповеди Слова Божия в народе; о погружательном крещении, а не латинском «обливании»; о развитии общенародного пения в церкви и о привлечении церковных чтецов; об обязательном соблюдении духовенством установленных постов и ношении приличной духовной одежды, волос, усов и бороды; о приведении в порядок разрушенных войной церквей и домов и т. д…»[28]

Епископ Варсонофий с клиром Гродненской епархии

Во исполнение решения съезда благочинных по инициативе епископа Варсонофия в Гродно стали проводиться богословско-пастырские курсы для духовенства, целью которых было повышение образовательного уровня клириков. Об этом на страницах «Журнала Московской Патриархии» настоятель Свято-Покровского кафедрального собора протоиерей Владимир Беляев писал: «Благодаря высокой богословской эрудиции преосвященнейшего епископа Варсонофия курсы прошли с большим успехом. Заранее было приготовлено соответствующее помещение для лекций и слушателей, которым было обеспечено и питание. Ответственным руководителем курсов протоиереем Сергием Волынцевичем был разработан план занятий и приглашены преподаватели с высшим образованием из числа священников епархии. Прослушаны были следующие предметы: 1) Каноническое право, 2) Конституция СССР, 3) Практическая литургика, 4) Практическая гомилетика, 5) Свящ. Писание Ветхого Завета, 6) Свящ. Писание Нового Завета, 7) Сектоведение, 8) Патрология, 9) Догматическое богословие, 10) Основное богословие, 11) Сравнительное богословие, 12) Нравственное богословие, 13) Пастырское богословие, 14) История христианской Церкви, 15) Теоретическая литургика, 16) Церковнославянский язык и история славянских языков. С большим удовлетворением преподавателями и слушателями во главе с преосвященным епископом Варсонофием были прослушаны лекции по Конституции СССР, предложенные проф. Пединститута Н.М. Масленко. Для практического введения уставного богослужения и развития проповедничества ежедневно (7-8 ч. 30 м. утра), в домовой архиерейской церкви курсантами по очереди совершалась Божественная литургия, на которой очередным проповедником произносилась проповедь на данную в предыдущий день тему. Эти ранние литургии неизменно посещали преосвященный владыка Варсонофий, руководитель курсов, очередной преподаватель и все курсанты. После богослужения всегда проводилась братская критика проповедующего и служащего.

Созданию серьезной атмосферы способствовало частое посещение лекций преосвященным владыкою Варсонофием и его личное руководство»[29].

Подобные курсы проходили в октябре 1946 года, в июне-июле 1947 года. Обучение проходили группы по 35 священнослужителей. Известно, что на данных курсах обучались также псаломщики, которые после их окончания принимали священный сан. Но здесь всё же следует признать, что духовенство относилось к курсам негативно. Многие под разными предлогами их игнорировали. Приглашение к участию в них воспринималось как наказание. Священники жаловались на ужасные условия проживания и неподходящее время их проведения. По мнению Уполномоченного, недовольство духовенства было вызвано тем, что они боялись показать свою некомпетентность[30], но более вероятной причиной игнорирования курсов была бедность сельского и городского священства.

По инициативе Преосвященного Варсонофия в епархии стали действовать православные миссионеры, задачей которых была борьба с баптизмом и другими сектами[31].

Владыка Варсонофий весьма активно содействовал развитию церковной проповеди, сам будучи прекрасным проповедником. По свидетельству уполномоченного, проповедническая деятельность, к примеру, в Свято-Покровском кафедральном соборе достигла расцвета. Священники по очереди произносили проповеди, и при этом «каждый свое поучение к простому народу хотел передать как очень важное событие»[32].

В 1947 году при участии владыки Варсонофия состоялось первое возрождение Минской духовной семинарии — на территории Жировичского монастыря вновь было открыто духовное учебное заведение. В этом же году епископ Варсонофий передал в ведение Гродненского городского совета трехэтажное архиерейское здание с пожеланием открыть там ВУЗ. В этом же году в стенах этого здания было открыто ремесленное училище № 25[33].

Особое внимание владыка Варсонофий уделял приходским библиотекам[34].

Преосвященный Варсонофий не обходил своей заботой и Гродненский женский Рождество-Богородичный монастырь. По его ходатайству светские власти выделили монастырю часть бывших монастырских земель под огороды, а епархия оказывала монастырю и финансовую помощь.

Владыка Варсонофий очень часто объезжал приходы своей епархии. Личное знакомство с ведением дел на приходах, общение со своей паствой — всё это, несомненно, укрепляло авторитет самого владыки и способствовало устранению различных недочетов в деятельности приходов. В исторических документах сохранилось следующее описание архипастырских поездок епископа Варсонофия по приходам своей епархии: «Епископское посещение Владыкой Варсонофием приходов в Гродненской епархии летом 1946 года охватило все без исключения приходы, даже расположенные почти в первобытных дебрях принеманских пущ.

Прошло перед глазами немало разоренных сёл, сожженных деревень, и казалось, не утих еще крик сжигаемых и вопль расстреливаемых, и плач детей еще посылал свой вечный укор бессмыслию и жестокости врага — немца.

Последние объезды. Картины повторяются, но каждая деревня вносит свой колорит и свою индивидуальную красоту в эту общую картину молитвенного единения епископа с народом.

Веяние всепримиряющей молитвы чувствовалось везде, — во встречах, в службах, в толпах народа, в крестных ходах. По-отечески, сердечно и доступно призывал епископ Варсонофий народ любить Бога, любить и ближнего, помочь, поддержать, укрепить и утешить вдов и сирот воинов, положивших жизнь свою за нас в недавней борьбе с жестоким врагом.

Глухая, бедная деревушка Демброво расположена вдали от всяких столбовых дорог. Здесь свыше пятидесяти лет, со дня основания прихода, не было епископа. Много напряжения, забот и труда положил местный протоиерей о. Николай Лебедев и народ, при содействии других приходов, пока удалось вместо старого храма, пришедшего в негодность, возвести новый скромный, деревянный храм, и сейчас еще не остекленный вполне. По благословению епископа тут же на месте был произведен сбор на остекление храма. Никто не ожидал сбора, деньги случайно были только кое у кого, начали занимать друг у друга и в час собрали свыше семисот рублей.

В Жидомле, в убогой старенькой церковке, еще так недавно крытой соломой, подлинно христианское настроение переливало через край. Думалось, не иначе творилось великое Христово дело в дебрях и лесах Киевской Руси в первые века христианства. Наглядно, без описания, видишь и понимаешь его силу, величие и в убожестве, простоту и красоту в смиренном и стихийном стремлении человеческой души к надземному идеалу.

14 августа в с. Собакинцах, в благоустроенном приходе благочинного о. Сергия Волынцевича число богомольцев дошло до трех тысяч. Величественный крестный ход во главе с Преосвященнейшим Владыкой для освящения воды за селом показал мощь и красоту молитвенного настроения в народном крестном ходе.

19 августа (день Преображения) в храмовой праздник Комотовского прихода богомольцев собралось до четырех тысяч. Достойный настоятель прихода о. Иосиф Омельянович несет в своем приходе миссию не только молитвы, но и облагораживания всех, даже бытовых, сторон жизни своих прихожан. Труд этот делит с ним и его жена, понявшая возможность благодарной работы жены священника на селе. И тянутся к ним прихожане за всем добрым, культурным, красивым, вплоть до чистоты в помещении и порядка в убранстве. Вообще матушки, как правило, верные подруги и любовно поддерживают христианское дело своих мужей.

Христианской красотой веяло от всех картин и встреч епископа, и служб, и поучений, лиц и слез богомольцев. Деревенские хоры трогательно и умилительно передавали красоту богослужений и религиозные настроения простого деревенского народа. Цветы, длинные ленты полотен, скатерти, ковры и головные платки женщин по дороге к храму или через всю деревню для епископа, иногда на протяжении километра, были только натуральным проявлением христианской радости, желанием почтить своего епископа, высказать любовь к нему. И как трогательны были они в этом поистине соборном молитвенном подъеме! Чувствовалось, что Христос там, где два или три собраны во имя Его. Оттого так красивы и просты были и внешние формы этих соборных молитв. Любовь, мир и молитва сопутствовали этим архипастырским посещениям, и много чувств и много дум разбудили они у тех, кто их видел или им сопутствовал. В религиозном утешении смешались в народе слезы и тоска недавнего прошлого, радость, бодрость и надежда будущего и чем-то вечным, неумирающим веяло от этих молитв епископа с народом!»[35]

Избранная переписка епископа Варсонофия

Преосвященный Варсонофий пробыл на Гродненской кафедре 3 года — 18 ноября 1948 года указом Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), согласно решению Священного Синода он был перемещен на созданную в этом же году Семипалатинскую и Павлодарскую кафедру. Указ об этом назначении был опубликован в «Журнале Московской Патриархии» толко 3 марта 1949 года без номера и даты его непосредственного издания, что в дальнейшем обусловило появление ошибочных сведений о том, что владыка Варсонофий управлял Гродненской кафедрой до 1949 года. Управление Гродненской епархией с 18 ноября 1948 года было поручено преосвященному Паисию (Образцову) с усвоением титула епископа Гродненского и Брестского.

Владыка очень сильно не хотел уезжать из Гродно. Два раза он телеграфно запрашивал Патриархию по поводу его перевода, посылал в Москву делегацию из членов церковного совета, сам лично ездил к Патриарху, собирал экстренное совещание благочинных[36], но решение о его перемещение осталось без изменения.

После отъезда Преосвященного Варсонофия, согласно официальным данным, в Гродненской области насчитывалось 106 церквей и 1 женский монастырь, в 3 районах церквей не было[37]. Духовенства по Гродненской области в декабре 1948 г. насчитывалось: священников — 86, из них в городах 12 и в сельской местности 74; диаконов — 6, из них в городах — 2 и в сельской местности — 4; псаломщиков — 53, из них в городах — 2 и в сельской местности — 51[38].     

На своей новой кафедре епископ Варсонофий пробыл около года. 31 октября 1950 года постановлением Святейшего Патриарха Алексия (Симанкого) и решением Священного Синода от 31 октября 1950 года ему было определено быть епископом Чкаловским и Бузулукским[39].

Прибыв на новое место своего служения, владыка Варсонофий, как всегда это было, вновь ревностно взялся за свои архипастырские обязанности. Всё его служение на Чкаловской и Бузулукской кафедре было желанием продолжить труды и начинания, заложенные до него Высокопреосвященным архиепископом Мануилом (Лемешевским), известным церковным историком Русской Православной Церкви. Он так же, как и архиепископ Мануил, организовал месячные пастырские курсы, учил священников составлять проповеди, проводил богословские экзамены духовенства, добился увеличения штата священников. В 1951 году в городе Чкалове владыка пытался открыть богословские курсы, которые в дальнейшем могли перерасти в духовную семинарию, но его начинания были остановлены уполномоченным А.Н. Березиным по санкции из Москвы. Владыка Варсонофий планировал преобразование свечной мастерской в полномасштабный завод по производству свечей, но его прошения на разрешение постройки цехов завода были отклонены властями, а потом на них был наложен полный запрет с мотивировкой, что достаточно и свечной мастерской[40]. У владыки Варсонофия было еще много планов и надежд на преобразование вверенной ему епархии, но, к сожалению, каждый раз его начинания натыкались на запрет, отчего он сильно страдал, как физически, так и духовно.

В начале 1953 года епископ Варсонофий тяжело заболел. По причине своего слабого здоровья он подал прошение на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) об уходе на покой. В декабре 1953 года просьба владыки была удовлетворена с определением установленной для епископов пенсии[41].

29 июля 1954 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) и постановлением Священного Синода владыка Варсонофий был назначен епископом на освободившуюся Калининскую (Тверскую) кафедру с титулом Калининский и Кашинский, одновременно управляя Великолукской епархией (с 31 июля 1954 до 8 февраля 1956 г.)[42] Отчет уполномоченного по Калининской области достаточно ярко сохранил до наших дней сведения о деятельности епископа Варсонофия на новом месте своего служения: «Активно поддерживал «всякое начинание, направленное на расширение и активизацию церковной деятельности». Особо заботился о восстановлении храмов. Ко времени его вступления на кафедру в 22 церквах епархии несколько лет не совершалось богослужение, к январю 1956 года оно возобновилось во всех храмах. Владыка распорядился совершать ежедневные службы, за которыми должны были читаться проповеди, ходатайствовал перед властями об открытии храма в городе Ржеве, где действовала старообрядческая община, но не было православной церкви, а также об открытии в Калинине (Твери) кафедрального собора. Архиерей провел реорганизацию благочинных округов, сменил состав благочинных, дал им инструкции по управлению округом. Проводил работу по увеличению числа духовенства, в части храмов увеличил штат, пригласил в епархию преимущественно из Западной Белоруссии и с Украины 66 священников и диаконов, рукоположил во священный сан 18 человек, часто посещал приходы»[43].

8 февраля 1956 года епископ Варсонофий был возведен в сан архиепископа «за труды по восстановлению храмов и укреплению епархии».

Скончался Высокопреосвященнейший архиепископ Варсонофий (Гриневич) в городе Калинине (Твери) 13 марта 1958 года. Несмотря на болезни, продолжал служить и до последних дней занимался епархиальными делами. О кончине владыки верующие были извещены двенадцатью ударами соборного колокола.

Отпевание совершил архиепископ Можайский, викарий Московской епархии Макарий (Даев), который в свое время совершил пострижение в монахи почившего архипастыря. Гроб с телом был установлен в Троицком соборе, известном как «Белая Троица».

Собор «Белая Троица» в Твери 

Все четыре дня прихожане прощались с Высокопреосвященным Варсонофием. Похоронили его в городе Твери на Николо-Малицком кладбище, открытом в начале 1940-х годов недалеко от Николо-Малицкого монастыря[44].

Памятник владыке Варсонофию на кладбище

Николо-Малицкий монастырь

 

[1] Разрядный список учеников Могилевской духовной семинарии, составленный в педагогическом собрании Правления семинарии, по окончании годичных испытаний в 1892/93 учебном году // Могилевские епархиальные ведомости. 1893. №19. С. 124.

[2] Разрядный список учеников Могилевской духовной семинарии, составленный при участии г.г. преподавателей в педагогическом собрании Правления, по окончании годичных испытаний, в 1897/98 учебном году // Могилевские епархиальные ведомости. 1898. №19-20. С. 149.

[3] ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ СОВЕТА Казанской духовной академии за 1898 г. с отзывами о сочинениях // ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБЕСЕДНИК издание КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ. 1899 г. Сентябрь. С. 113.

[4] Тарановский Л., протоиерей. Высокопреосв. Варсонофий, архиеп. Калининский и Кашинский: Некролог // ЖМП. 1958. № 4. С. 7-10.

[5] ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ СОВЕТА Казанской духовной академии за 1898 г. с отзывами о сочинениях // ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБЕСЕДНИК издание КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ. 1899 г. Сентябрь. С. 128.

[6] Там же. С. 143.

[7] Там же. С. 166.

[8] УПРАВЛЕНИЕ АКАДЕМИИ И ЕЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБЕСЕДНИК издание КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ. 1903 г. Январь. С. 186.

[9] ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ОТЧЕТА о состоянии и деятельности ГОРЕЦКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗА 1903 год. Горки, Мог. губ: типография В.А. Хейнкина, 1904 г. С. 7.

[10] Тарановский Л., протоиерей. Высокопреосв. Варсонофий, архиеп. Калининский и Кашинский: Некролог // ЖМП. 1958. № 4. С. 7-10.

[11] Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск: типография П. А. Силина, 1912. С. 38.

[12] Анищенко Е.К. Описи церквей Могилевской и Минских губерний. Минск, 2015. С. 17.

[13] Дорош, Н.И., Колесник, А.Е. Варсонофий (Гриневич) / Н.И. Дорош, А.Е. Колесник // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. – Т.6. Бондаренко – Варфоломей Эдесский. – Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. С. 679–680.

[14] Варваринская часовня построена в 1857 г. в честь великомученицы Варвары в 3 км от центральной усадьбы Соловецкого монастыря близ морской пристани.

[15] Феодосий (Алмазов), архимандрит. Мои воспоминания (записки соловецкого узника). М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 85.

[16] Центральный архив общественно-политической истории Москвы (ЦАОПИМ). - Ф. 3. - Оп. 55. - Д. 74. Л. 255. Письмо председателя церковного совета Хомутовской церкви Щелковского района Московской области А. Чайникова и священника К. Гриневича И.В. Сталину.

[17] Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Ф. 628. - О. 1. - Д. 228. Коллекция документов, писем и телеграмм советских и зарубежных граждан об их пожертвованиях в фонд обороны СССР. Л. 91–92.

[18] НАЗНАЧЕНИЯ НА АРХИЕРЕЙСКИЕ КАФЕДРЫ // ЖМП. 1946. №3. С. 6.

[19] НАЗНАЧЕНИЯ НА АРХИЕРЕЙСКИЕ КАФЕДРЫ // ЖМП. 1946. №3. С. 6.

[20] Там же. С. 6.

[21] Там же. С. 6.

[22] Из Гродненской епархии // Журнал Московской Патриархии. 1947 г. №8. С. 40.

[23] КРЕЩЕНСКОЕ ВОДОСВЯТИЕ НА НЕМАНЕ // ЖМП. 1946. №3. С. 46.

[24] ИОРДАНСКИЙ ПРАЗДНИК В Г. ГРОДНО // ЖМП. 1947. №2. С. 36.

[25] Государственный архив Гродненской области (ГАГрО). – Ф. 478. – Оп. 2. – Д. 4. Л. 1.

[26] Мартос А. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни / архиепископ А. Мартос. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2000. С. 314.

[27] Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Ф. 951. – Оп. 1. – Д. 14. Л. 78.

[28] Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Ф. 951. – Оп. 1. – Д. 14. Л. 78.

[29] СЪЕЗД О.О. БЛАГОЧИННЫХ // ЖМП. 1946. №7. С. 59.

[30] ИЗ ГРОДНЕНСКОЙ ЕПАРХИИ // ЖМП. 1946. №12. С. 46.

[31] ГАГрО. – Ф. 478. – Оп. 2. – Д. 4., с. 37.

[32] ГАГрО. – Ф. 478. – Оп. 2. – Д. 10. Л. 20.

[33] Там же. Л. 27.

[34] ГАГрО. – Ф. 475. – О. 1. – Д. 110. Переписка с Уполномоченным Совета при Совете Министров СССР, БССР и другими вышестоящими учреждениями о деятельности религиозных объединений по Гродненской области.

[35] ГАГрО. – Ф. 478. – Оп. 2. – Д. 21. Л. 7.

[36] ИЗ ГРОДНЕНСКОЙ ЕПАРХИИ. НА ЗАПАДНЫХ РУБЕЖАХ // ЖМП. 1946. №10. С. 59.

[37] ГАГрО. – Ф. 478. – О. 1. – Д. 81. Переписка с Советом по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР, уполномоченным Совета по БССР и духовенством и др. по вопросам, относящимся к церкви.

[38] ГАГрО. – Ф. 478. – Оп. 2. – Д. 8. Л. 61.

[39] Там же. Л. 60.

[40] НАЗНАЧЕНИЯ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ АРХИЕРЕЕВ // ЖМП. 1950. №11. С. 4.

[41] Государственный архив Орловской области (ГАОО). – Ф. 617. – Оп. 1. – Д. 375. Л. 10.

[42] ГАОО. – Ф. 617. – Оп. 1. – Д. 375. Л. 1-10; Д. 380. Л. 37.

[43] ПОСТАНОВЛЕНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА // ЖМП. 1954. №8. С. 3.

[44] Дорош, Н.И., Колесник, А.Е. Варсонофий (Гриневич) / Н. И. Дорош, А. Е. Колесник // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. – Т.6. Бондаренко – Варфоломей Эдесский. – Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. С. 679–680.

[45] http://skorbim.com/мемориал/архиепископ_варсонофий_гриневич.html. Дата обращения 01.06.2023 г.

Литература:

Дорош, Н. И., Колесник, А. Е. Варсонофий (Гриневич) / Н. И. Дорош, А. Е. Колесник // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. – Т.6. Бондаренко – Варфоломей Эдесский. – Москва : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. С. 679–680.

Сорокопыт, Александр, иерей. Деятельность Гродненских архиереев послевоенного времени (1946–1951) в документах уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Гродненской области. – Дипломная работа. Жировичи : Минская духовная семинария, 2018. – 58 с.

Тарановский Л., протоиерей. Высокопреосвященнейший Варсонофий, архиепископ Калининский и Кашинский: Некролог // ЖМП. – 1958. – № 4. С. 7–10.

Могилевские епархиальные ведомости. 1893. №19.

Могилевские епархиальные ведомости. 1898. №19-20.

ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБЕСЕДНИК издание КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ. 1899 г. Сентябрь.

ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБЕСЕДНИК издание КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ. 1903 г. Январь.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ОТЧЕТА о состоянии и деятельности ГОРЕЦКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗА 1903 год. Горки, Мог. губ: типография В. А. Хейнкина, 1904 г.

Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск: типография П. А. Силина, 1912.

Анищенко Е. К. Описи церквей Могилевской и Минских губерний. Минск, 2015.

Феодосий (Алмазов), архимандрит. Мои воспоминания (записки соловецкого узника). М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997.

Мартос А. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни / архиепископ А. Мартос. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2000.

ЖМП. 1946. №3.

ЖМП. 1946. №7.

ЖМП. 1946. №10.

ЖМП. 1946. №12.

ЖМП. 1947. №2.

ЖМП. 1950. №11.

ЖМП. 1954. №8.

* В цитатах сохранено авторское написание. 

образование
  • Двухклассное училище Министерства народного просвещения (1889 год)

  • Мстиславское духовное училище (1892 год)

  • Могилёвская духовная семинария (1898 год)

  • Казанская духовная академия (1902 год, кандидат богословия)

Научные труды, публикации

«Народные заговоры как материал для уяснения религиозно-нравственного миросозерцания русского народа»

Награды