230023,г. Гродно, ул. Митрополита Филарета, 1
k@prihod.info
+375 152 39 31 90
Гродненская Епархия
Белорусская Православная Церковь

Епископ Гродненский и Брестский Сергий (Ларин Сергей Иванович)

  • Дата рождения: 11 марта, 1908
  • Дата хиротонии: 15 августа, 1944
  • Епископ Гродненский и Брестский (март 1950 — февраль 1951)
  • Дата кончины: 12 сентября, 1967
биография

Преосвященный Сергий (в миру Ларин Сергей Иванович) родился 11 марта 1908 года в Санкт-Петербурге, в семье рабочего типографии Государственного банка.

В семилетнем возрасте Сергей поступил в 5-ю Петроградскую мужскую гимназию и окончил ее в 1925 году, к этому времени переименованную в 37-ю советскую школу II ступени.

Еще в 1922 году в Русской Православной Церкви возник обновленческий раскол, распространявшийся при активной поддержке богоборческой власти. После ареста святителя Тихона, Патриарха Московского, деятели обновленчества начали насильственный захват епархиальных управлений и храмов, проводили неканонические реформы и инициировали репрессии против верных канонической Церкви иерархов и священнослужителей. В 1923 году святитель Тихон вышел на свободу и призвал всех, уклонившихся в обновленческий раскол, к покаянию.

В 1925 году Сергей Ларин принимает решение примкнуть к обновленческому расколу, и далее начинается период его жизни, который можно назвать «путем исканий и ошибок». С 1925 года Сергей исполняет обязанности псаломщика и иподиакона в Казанском соборе Ленинграда у престарелого обновленческого «митрополита» Вениамина (Муратовского). В 1926 году Сергий принял в обновленческом расколе сан диакона, а в 1930 году — сан священника. Служил в обновленческой церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Стеклянном заводе Ленинграда. В 1933 году после развода принял монашеский постриг и служил в Тихвинском монастыре Ленинградской области. В том же году арестован и осужден условно на три года ИТЛ.

В 1935 году окончил вольнослушателем историческое отделение историко-филологического факультета Ленинградского университета. Работал в должности ответственного исполнителя по снабжению на заводе № 406. Был арестован по обвинению в получении взятки и 15 января 1936 года приговорен народным судом Петроградского района Ленинграда к 3 годам лишения свободы. Отбывал срок заключения в Дмитровском ИТЛ.

В 1937 году досрочно освобожден. Переехал в Москву, где служил в обновленческом храме преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. В 1938 году возведен в обновленчестве в сан «архимандрита», назначен настоятелем обновленческого Воскресенского собора в Сокольниках и благочинным всех обновленческих храмов в Москве.

В связи с отъездом, ввиду приближения фронта, руководителя обновленческого раскола А.И. Введенского из Москвы в эвакуацию, 11 октября 1941 года в Воскресенском соборе в Сокольниках состоялись наречение Сергея Ларина и его «хиротония» в обновленческого епископа Звенигородского, второго викария Московской обновленческой епархии. Наречение и неканоническую хиротонию совершили руководители обновленческого раскола Александр Введенский, Виталий Введенский и Анатолий Филимонов без служения Божественной литургии и в условиях крайней спешки. Как повествуют историки А.Э. Левитин и В.М. Шавров, «Виталий, однако, опоздал к началу. А.И. Введенский начал чин наречения один. Он рассеянно слушал цветистую речь рукополагаемого, когда с трамвайной остановки прибежал запыхавшийся Виталий и занял свое место рядом с А.И. Введенским. Сразу же после наречения архиереи облачились в ризы и, став у престола, возложили руки на посвящаемого — небольшой хор пропел «Аксиос». Хиротония совершилась».

На следующий день после «хиротонии» «епископ» Сергий Ларин вошел в состав новообразованного Московского епархиального управления, с 8 мая 1942 года стал исполнять обязанности председателя Московского епархиального управления, а затем и управляющего Московской обновленческой епархией. Во время Великой Отечественной войны организовал сбор средств в обновленческих приходах на нужды фронта, пожертвовал из личных сбережений 100 тысяч рублей на строительство самолетов. Выступал с патриотическими проповедями.

В 1943 году «епископ» Сергий вступил в переговоры с митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем) об условиях принятия в Русскую Православную Церковь. Об этих переговорах стало известно руководителю обновленческого раскола А.И. Введенскому, и он перевел Сергия Ларина из Москвы в Ташкент, из-за чего переговоры прекратились. С 5 мая 1943 года Сергий Ларин стал исполнять обязанности обновленческого епископа Ташкентского и Самаркандского. В сентябре 1943 года Сергий (Ларин) признал избрание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) и от имени Среднеазиатской епархии направил покаянное прошение о принятия его с духовенством в Русскую Православную Церковь. 9 декабря 1943 года на заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Сергия это прошение было рассмотрено. Синод принял постановление о его приеме без признания хиротоний, ввиду того, что все они были получены им в расколе. При этом было отмечено, что «не исключена возможность получения православного рукоположения».

27 декабря 1943 года Сергий Ларин был присоединен к Русской Православной Церкви в монашеском чине, вскоре рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха и с марта 1944 года нес послушание третьего священника Ильинской церкви в городе Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области.

14 августа 1944 года в храме бывшего Михайловского монастыря в Киеве состоялось наречение иеромонаха Сергия во епископа, а 15 августа этого же года была совершена его хиротония во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии. Чин хиротонии был совершен во Владимирском соборе города Киева митрополитом Киевским Иоанном (Соколовым), архиепископом Днепропетровским Андреем (Комаровым) и епископом Житомирским Антонием (Кротевичем). Первую Божественную литургию на своей новой кафедре епископ Сергий (Ларин) совершил в Кировограде, в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1944 года. В епархии владыка Сергий организовал среди верующих сбор денежных средств, теплых вещей, продуктов на нужды фронта. Всего в 1944 году в епархии было собрано в Фонд обороны и в Фонд помощи семьям военнослужащих 1,6 млн р. В 1945 году в благочиния было разослано распоряжение о проведении во время праздничного богослужения сборов средств и пожертвований в пользу инвалидов Великой Отечественной войны. С 31 января по 2 февраля 1945 года епископ Сергий участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1945 года, где выступил на соборном заседании по вопросу о принятии «Положения об управлении РПЦ».

Епископу Сергию также было поручено управление и восстановление разрушенной войной Одесской епархии, которая на тот момент не имела правящего архиерея. Так, благодаря трудам епископа Сергия было открыто 3 мужских монастыря (в городах Одесса, Балта и Чигирин) и один женский (в Одессе). Для обеспечения обителей владыка добился выделения монастырям земли для огородов. При епархиальном управлении были открыты магазин, мастерская церковной утвари и свечная мастерская.
В 1945 году при бывшем Афонском Пантелеимоновском подворье начали действовать пастырско-богословские курсы, преобразованные в 1946 году в Одесскую духовную семинарию, первый выпуск которой состоялся в 1947 году.

Был награжден медалями: «За оборону Москвы» (1944) и «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны» (1947).

В апреле 1945 года епископ Сергий по благословению Святейшего Патриарха Алексия I совершил поездку в Югославию, где воссоединил с Русской Православной Церковью группу клириков РПЦЗ. Повторно посетил Югославию в феврале 1946 года, провел успешные переговоры со священноначалием Сербской Православной Церкви о переходе в юрисдикцию РПЦ православных приходов в Чехословакии. В мае 1946 года указом Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода Преосвященный Сергий, епископ Кировоградский, временно управляющий Одесской епархией, был назначен епископом Одесским и Кировоградским.

В связи с разделением Одесской и Кировоградской епархии на две самостоятельные кафедры епископ Сергий указом Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода № 18 от 30 сентября 1947 года переводится на Ростовскую и Таганрогскую кафедру. 24 февраля 1948 года по инициативе епископа Сергия Ростовская и Таганрогская епархия получила наименование «Ростовская и Новочеркасская», которое носила до 2011 года. Первым помощником владыки Сергия на новой кафедре был будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), который в сане игумена с 1947 по 1949 годы нес послушания секретаря епископа, члена епархиального совета и ключаря собора.

С 8 по 18 июля 1948 года владыка Сергий был участником церковных торжеств в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и участвовал в работе Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей.

После двухлетнего пребывания на Ростовской кафедре указом Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода № 11 от 19 декабря 1949 года епископ Сергий временно назначается управляющим Житомирской епархией, а уже в конце декабря 1949 года утверждается епископом Житомирским и Овручским. На новой кафедре владыка Сергий пробыл всего три месяца. Указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода № 6 от 17 марта 1950 года он был назначен епископом Гродненским и Брестским.

20 марта 1950 года секретарь Гродненского епархиального управления священник Владимир Амброжейчик получил копию решения Священного Синода от 14 марта 1950 г. за № 376, в котором сообщалось, что Синод считает целесообразным присоединить к Гродненской епархии Брестскую. Именно на эту объединенную кафедру и был 17 марта 1950 года назначен епископ Сергий (Ларин).

На Гродненской кафедре епископ Сергий пробыл недолго. Владыка был вынужден часто покидать пределы епархии по общецерковным делам, что не позволяло ему часто совершать богослужения в храмах епархии. Епископ Сергий был знатоком и любителем церковного пения и прилагал значительные усилия к развитию хора Гродненского кафедрального собора. Он вел переписку с лучшими регентами того времени для получения консультаций и редких нотных партитур. По его инициативе состав архиерейского хора был увеличен до 56 человек. Владыка лично давал указания по особенностям совершения богослужений в кафедральном соборе как для священнослужителей, так и для регентов обоих хоров.  Епископ Сергий также расширил штат сотрудников епархиального управления.

На Пасху 1950 года вокруг Покровского собора был организован крестный ход, несмотря на запрет крестных ходов, что вызвало недовольство уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гродненской области.

14 октября 1950 года на престольном празднике Покрова Пресвятой Богородицы в торжественном богослужении в кафедральном Покровском соборе принял участие 21 священнослужитель, приглашенный владыкой из приходов Гродненской и Брестской областей, был также организован многолюдный крестный ход вокруг собора.

С 1 февраля 1951 года согласно поданному прошению владыка Сергий был почислен на покой, а Гродненская епархия была упразднена, ее монастырь и приходы вошли в состав Минско-Белорусской епархии.

Указом Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода № 1 от 1 апреля 1952 года епископ Сергий направляется на служение на Тульскую и Белёвскую кафедру, ставшую вакантной после ареста 3 декабря 1951 года архиепископа Антония (Марценко), в 1934–1937 годах также возглавлявшего Гродненскую епархию.

Указом Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода № 5 от 9 февраля 1954 года владыка Сергий исполнял обязанности управляющего Астраханской и Сталинградской епархией. В конце 1950-х гг. владыка стал объектом организованной государственными властями в рамках новой волны гонений на Церковь клеветнической кампании в центральной и местной советской печати с участием отрекшихся от веры бывших сотрудников епархиального управления.

27 июля 1959 года в связи с присоединением территории Сталинградской области к Саратовской епархии и образованием новой Саратовской и Сталинградской епархии владыка Сергий был перемещен на Омскую и Тюменскую кафедру. Служение владыки Сергия на новой кафедре пришлось на период крайнего обострения борьбы с религией в СССР. Волна антицерковной борьбы сполна достигла Омской епархии. Владыка противодействовал стремлению властей к закрытию храмов, подавал доклады священноначалию и в Совет по делам РПЦ о фактах хулиганских действий в кафедральном Знаменском соборе Тюмени и других храмах Тюменской области в пасхальную ночь 1960 года, требуя от властей «положить конец подобным явлениям издевательства над религиозными чувствами верующих и оскорбляющим предметы религиозного почитания».

3 апреля 1961 года владыка Сергий был перемещен на Пермскую и Соликамскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В июле 1961 года он возглавлял делегацию Московского Патриархата на Всемирной конференции представителей всех религий и Церквей в защиту мира в Токио. В ноябре–декабре 1961 года участвовал в составе делегации РПЦ в III Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели. 10 октября 1962 года был назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Экзархом в Средней Европе.

На тот момент Экзархат состоял из 2 епархий — Берлинской и Среднеевропейской, Венской и Австрийской. Благодаря стараниям архиепископа Сергия в мае 1961 года было возобновлено издание журнала «Голос Православия», но уже на немецком языке под названием «Stimme der Orthodoxie», как органа Среднеевропейского Экзархата Русской Православной Церкви с целью «знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь — с церковной жизнью православных приходов в Германии, а также с жизнью и деятельностью Экзархата».

За сочинение по истории обновленческого раскола удостоен 30 марта 1961 года звания кандидата богословия, 13 октября 1962 года — магистра богословия. 11 мая 1963 года награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке.

20 мая 1964 года архиепископ Сергий получает назначение на Ярославскую и Ростовскую кафедру. Весной 1964 года владыка Сергий встретился в Париже с архиепископом Брюссельским и Бельгийским Василием (Кривошеиным), который в своих воспоминаниях так отразил содержание их беседы:

«Он был человек с крупными коммунистическими связями, но, тем не менее, независимый и осведомленный. Я был тогда в Париже, виделся с ним, но мы с ним разговорились только в аэропорту Бурже <…> Владыка Сергий с большой откровенностью стал рассказывать о происходящем в России, как за последние годы усилились гонения на Церковь, массовом закрытии храмов, насилиях, арестах и т.д. «Кто же главный виновник этих гонений?» — спросил я. «Хрущёв, — категорически ответил архиепископ Сергий. — Это всецело его дело». И тут же он самым резким образом начал критиковать Хрущёва не только за его антицерковную политику, но и за всё его управление. Затем он продолжил: «Я знаю благодаря моим связям, что против него всеобщее недовольство и даже в высших сферах. Так долго продолжаться не может. Должна быть перемена». Помню, как я был поражен смелостью, с которой «советский» архиерей высказывается о главе советского правительства, это был единственный случай такого рода, с которым мне пришлось вообще сталкиваться. А впоследствии я поражался. Как он предсказал падение самого Хрущёва за шесть месяцев до того, как оно случилось. Но наиболее ценным для меня было его указание на Хрущёва как на главного виновника гонения на Церковь. Мы тогда хорошо видели, что происходит нечто ужасное, настоящее уничтожение остатков выжившей в советском режиме Церкви, но какова роль самого Хрущёва, было нам тогда не ясно. Во многом мешала его репутация, как антисталинца и либерала «оттепели», а тут владыка Сергий сказал всё прямо и без обиняков. Спасибо ему!»

В мае–июне 1965 года архиепископу Сергию было поручено временное управление Вологодской епархией.

Архиепископ Сергий (Ларин) скончался 12 сентября 1967 года на своей подмосковной даче от инфаркта миокарда. Чин погребения совершался в храме святителя Николая Чудотворца в городе Пушкино Московской области. На отпевании присутствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), будущий Святейший Патриарх. Погребен архиепископ Сергий на кладбище поселка Клязьма (оно же Звягинское кладбище) в Пушкино.

Могилу архиепископа Сергия (Ларина) можно найти, подъехав к кладбищу с севера, обогнув его с востока и юга, пройти к лесу. Идти вдоль могил, граничащих с лесом, пройти к проходу между могилами: слева — Гуровой, справа — Птицыных. Идти по этому поперечному проходу. Вскоре по левой стороне через деревья будет виден памятник архиепископу Сергию — самый большой, в форме часовни, увенчанный крестом.

Литература

Никитин, Д. Н. Сергий (Ларин), архиепископ / Д. Н. Никитин // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – Т. 63. Сергий–Синаксарь. – Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2021. – С. 86–88.

Исидор (Тупикин), митрополит. Служебная карьера архиепископа Сергия (Ларина) в годы «хрущевских» гонений 1958—–964 гг. // Богословско-исторический сборник. – 2022. – № 3 (26). – С. 110–120.

Скобей А., прот. Архиеп. Ярославский и Ростовский Сергий (Ларин): (Некролог) / / Журнал Московской Патриархии. – 1967. – № 12. – С. 22–25.

Новые документы к жизнеописанию архиепископа Сергия (Ларина): Воспоминания епископа Василия (Родзянко) и Μ. Е. Губонина / / Вестник  ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2009. № 1(30). С. 123–150.

Левитин, А., Шавров, В. Очерки по истории русской церковной смуты / А. Левитин, В. Шавров. – Москва : Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996. – (Материалы по истории Церкви;  Книга 9).

Соколова М. И. Судьба правосл. духовенства в Астраханской и Сталинградской епархии во 2-й пол. 1950-х гг. / / Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. 2010. № 2(15). С. 105–
111.

Лавринов В. В., протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 510-511.

Рахманова Μ. П. Архиерей советской эпохи: Певческие репертуары владыки Сергия (Ларина) / / Искусство музыки: Теория и история. 2016. № 14. С. 184–214.

образование
  • Ленинградский высший богословский институт (1930)

  • кандидат богословия (30 марта 1961 г.)

  • магистр богословия (13 октября 1962 г.)

Научные труды, публикации
  • «Обновленческий раскол» (1962 год).
  • Слово, сказанное 7 мая 1945 г. в Ильинском кафедральном Соборе г. Одессы // Журнал Московской Патриархии. — 1945. — № 6. — С. 38—40.
  • Слово, произнесенное в день Победы 9 мая 1945 г. в Успенском Соборе г. Одессы // Журнал Московской Патриархии. — 1945. — № 6. — С. 41—43.
  • Слово в день победы, 9 мая 1945 года // Журнал Московской Патриархии. — 1946. — № 4. — С. 25—26.
  • Несколько слов по поводу раскольничьей деятельности Митрополита Анастасия // Журнал Московской Патриархии. — 1946. — № 3. — С. 26—31.
  • Проповедь в третью годовщину Патриаршества. (Напечатана не полностью) // Журнал Московской Патриархии. — 1948. — № 3. — С. 6.
  • Слово выголочнен в день Успения Пресвятой Богородицы 28 серпня 1947 года в Мукачево, в монастыре на Чернечей горке // Епархиальный весник. — 1947. — С. 275—278.
  • Политика гитлеровских оккупантов по религиозным вопросам на временно захваченной территории СССР. Рукопись от 1946 года.
  • Святейший Патриарх Алексий как поборник мира // Журнал Московской Патриархии. — 1955. — № 2. — С. 21—24.
  • Заявление Предстоятелей Грузинской и Армянской Церквей и представителя Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. — 1957. — № 12. — С. 30.
  • Под сенью священного Эчмиадзина // Журнал Московской Патриархии. — 1957. — № 12. — С. 68—69.
  • Православие и гитлеризм. (Машинопись) Одесса. — 1946—1947.
  • Доклад на Всемирном съезде представителей всех религий и церквей в защиту мира в Токио (июль 1961 года) // Журнал Московской Патриархии. — 1961. — № 9. — С. 33—41.
  • Славный юбилей апостола Японии — архиепископа Николая (Касаткина) // Журнал Московской Патриархии. — 1961. — № 12. — С. 22—28.
  •  (нем.) Wort zum Tage des Hl. Johannes Chrysostomus // Stimme der Orthodoxie. — 1962. — № 11—12. — S. 71—73.
  •  (нем.) Die Liturgie der Vorgeweihten Gaben // Stimme der Orthodoxie. — 1963. — № 5. — S. 35—51.
  •  (нем.) Himmelfahrtsansprache zur Eroffnung 17. Bachwjche in Greifswald // Stimme der Orthodoxie. — 1963. — № 8. — S. 19—21.
  •  (нем.) Predigt am Tag der hl. apostelgleichen Lehrer Kyrill und Method // Stimme der Orthodoxie. — 1963. — № 6. — S. 2—8.
  •  (нем.) Die fortschrittliche Bewegung im russischen Monchtum des 15-16 Jahrhunerts (Thema einer Kandidatendissetation des Jahres 1930 // Stimme der Orthodoxie. — 1964. — № 1. — S. 37-42; № 2. — S. 32—38.
  •  (нем.) Weihnachtspredigt // Stimme der Orthodoxie. — 1964. — № 3. — S. 8—9.
  •  (нем.) Predigt am Vorabend der Taufe Christi // Stimme der Orthodoxie. — 1964. — № 8. — S. 22—25.
  •  (нем.) Die Heilige Tradition und die Heilige Schrift (9 Vortrag) // Stimme der Orthodoxie. — 1964. — № 4. — S. 13—14.
  •  (нем.) Predigt zum Fest der Verklarung des Herrn // Stimme der Orthodoxie. — 1964. — № 8. — S. 22—25.
  •  (нем.) Die Autokephalie der Grusinischen Kirche und ihre Wiederherstellung // Stimme der Orthodoxie. — 1966. — № 3. — S. 39—50; № 4. — S. 69—75; № 5. — S. 74—79.
  •  (нем.) Predigt uber Johannes den Taufer // Stimme der Orthodoxie. — 1967. — № 1. — S. 30—31.
  •  (нем.) Christliche Existenz in der sozialistischen Geselschaft // Stimme der Orthodoxie. — 1967. — № 10. — S. 49—53.
  •  (нем.) Die orthodoxe Lehre von der Kirche // Stimme der Orthodoxie. — 1963. — № 11. — S. 49—53.
  • Обновленческий раскол // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. — № 45. — 1964. — С. 34—56; № 46/47. — 1964. — С. 120—153; № 48. — 1964. — С. 252—257.
  • Святейший Патриарх Тихон в воспоминаниях современников (У Николы-Угреши) // Журнал Московской Патриархии. — 1993. — № 12. — С. 12—14.
Награды
  • медаль СССР «За оборону Москвы» (1944)

  • «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны» (1947)