230023,г. Гродно, ул. Митрополита Филарета, 1
k@prihod.info
+375 152 39 31 90
Гродненская Епархия
Белорусская Православная Церковь

Епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий Вячеслав Михайлович)

  • Дата рождения: 22 марта, 1873
  • Дата хиротонии: 3 июня, 1907
  • Временно управляющий Гродненской епархией с титулом «епископ Белостокский, викарий Гродненской епархии» (1918 — 1922)
  • Дата кончины: 18 декабря, 1959
биография

Преосвященный Владимир, в миру Вячеслав Михайлович Тихоницкий, родился 22 марта 1873 года. Местом рождения некоторые официальные источники указывают село Быстрица Орловского уезда Вятской губернии[1], но всё же правильно будет принять версию о рождении маленького Вячеслава в селе Подрелье того же уезда. Именно в этом селе жила семья Тихоницких на тот момент[2]. Это мнение подтверждает и запись в метрической книге села Подрелье, которая гласит: «Того же села и церкви священника Михаила Петровича Тихоницкого и законной жены его Аполлинарии Владимировны сын Вячеслав. Восприемник: Вятского уезда села Ивкинского (ныне Нижне-Ивкино) священник Афанасий Иванович Владимирский. Совершили таинство: священник Иван Зубарев, диакон Иван Суторихин»[3].

Вятский край — это земля, прославленная подвигами многих святых угодников Божиих. Его широкие просторы украшены величественными монастырями и великолепными храмами: Успенский Трифонов мужской монастырь, Спасо-Преображенская девичья обитель, Троицкая церковь в селе Макарье в стиле петровского барокко, Екатерининский кафедральный собор в городе Слободском — вот лишь краткий список духовных сокровищ древней Вятки. В таком удивительном краю Господь благоволил родиться будущему епископу.

О своем детстве епископ Владимир (Тихоницкий) рассказывал немного: конечно, не оттого, что не хотел или не любил вспоминать эти, несомненно, счастливые годы, но, вероятно, потому, что эти воспоминания были особенно дороги ему, как нечто сокровенное, сакральное — то, что не станешь рассказывать каждому встречному.

Преосвященный Владимир (Тихоницкий) родился в семье священника.

Отец — Михаил Петрович Тихоницкий — в 1870 году был рукоположен во иерея, служил на приходах Ильинской единоверческой церкви Ижевского завода, села Подрелье, села Быстрица Орловского уезда Вятской губернии, затем продолжил служение в Троицком храме города Орлова Вятской губернии, в Вознесенской церкви города Орлова, затем был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Казанского собора города Орлова. Свою жизнь отец Михаил закончил мученически 20 сентября 1918 года. В 9 часов вечера он был расстрелян на городском кладбище города Орлова в составе группы из 30 человек[4]. 30 июля 2003 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил протоиерея Михаила Петровича Тихоницкого в Собор новомучеников и исповедников Российских[5].

Мать — Аполлинария Владимировна Верещагина — дочь священника Троицкой церкви села Кстинино Вятского уезда иерея Владимира Андреева Верещагина[6].

Кроме Вячеслава, в семье Михаила и Аполлинарии Тихоницких родились еще четыре сына и четыре дочери, но в 1875 году умирает годовалая дочь отца Михаила, а в 1880 году — новорожденный сын.

Старший брат Вячеслава — Вениамин Михайлович Тихоницкий — будущий архиепископ Кировский и Слободский Вениамин[7].

Младший брат Вячеслава — Леонид Михайлович Тихоницкий — родился в 1879 году и скончался через три года.

Четвертый сын — Елпидифор Михайлович Тихоницкий — в будущем станет организатором и руководителем Рижского русского просветительного общества и Дней русской культуры в Латвии, педагогом и депутатом 2-го Сейма Латвийской Республики, членом правления Союза русских учителей, членом Рижского русского благотворительного общества, певческого общества «Баян», Рижского русского общества и Русского больничного общества. Органами НКВД 14 октября 1940 года по обвинению в «контрреволюционной деятельности» Елпидифор Михайлович будет арестован, а 7 февраля 1942 года решением Особого совещания он будет приговорен к расстрелу. Однако исполнить приговор не пришлось: Елпидифор Михайлович Тихоницкий умер в лагере в Северо-Казахстанской области 21 мая 1942 года[8].

Дочери — Мария, Юлия и Вера Михайловны Тихоницкие — в будущем станут талантливыми педагогами. Их труд настолько ценили в городе Орлове, что родители были готовы на год-два задержать начало учебы своих детей, только бы попасть в класс к дочерям Тихоницким[9].

Интересную историю о происхождении фамилии Тихоницкий рассказывает профессор А.В. Карташёв: «Старый священнический род их принадлежал к тому народному, местному слою, который не имел устойчивых фамильных прозваний и получал их только в своей духовной школе [...]. В данном случае ректор уездного училища г. Вятки спросил привезенного в 1834 году на сдачу в бурсу отрока Петра (дед епископа Владимира (Тихоницкого) — прот. В.П.): «Как твоя фамилия?» — «Фёдоров». Спросил другого ученика, и тот случайно тоже оказался Фёдоров. Но, когда среди поступающих оказался третий Фёдоров, то ректор по обычаю дал им новые фамилии. Ректорское творчество не было особенно остроумным, и он назвал его Тихонизким, потому что тот поклонился ему тихо и низко. Эстетическое чутье переработало затем это прозвище в фамилию Тихоницкий»[10].

С детства Вячеслав Михайлович Тихоницкий отличался слабым здоровьем. Простуда — главная причина, по которой он проводил много времени в больнице. Но, несмотря на слабое здоровье, Вячеслав успешно прошел всю 15-летнюю лестницу низшей, средней и высшей духовной школы. «В детстве, — рассказывал владыка, — я чувствовал такую любовь к Богу, что не мог без слез слушать повествование о Страданиях Христовых. Однако я никогда не думал быть монахом и академиком, а только молился: “скажи мне, Господи, путь, воньже пойду...”»[11].

Начальное образование Вячеслав получил в Вятском духовном училище, куда поступил в 1883 году[12]. В 1888 году, по окончании учебы в духовном училище, Вячеслав успешно выдержал вступительные экзамены в Вятскую духовную семинарию, которую окончил в 1894 году по первому разряду[13], получив аттестат за № 508 и свидетельство о посвящении в стихарь за № 555[14]. В том же году решением правления Вятской духовной семинарии от 7 августа 1894 года за № 634 Вячеслав Тихоницкий был направлен в Казанскую духовную академию на казенный счет для поступления на первый курс[15]. Здесь стоит отметить, что Вячеслав Тихоницкий стал первым выпускником от начала деятельности Вятской духовной семинарии, который решением правления духовной школы был направлен для продолжения учебы в Казанскую духовную академию[16]. Вступительные экзамены проходили в период с 20 по 31 августа 1894 года. Студенты проходили испытание по Священному Писанию Нового и Ветхого Заветов, догматическому богословию, психологии, древним языкам и другим церковным дисциплинам. Согласно разрядному списку, составленному на основании полученных студентами баллов по устным и письменным ответам и баллов, проставленных в семинарских аттестатах, Вячеслав Тихоницкий получил 3,86 баллов[17]. Благодаря полученным баллам и решением ученого совета Вячеслав Тихоницкий был принят в состав казеннокоштных студентов 1-го курса Казанской духовной академии[18]. Каждый студент Казанской духовной академии, на основании §§99-104 академического устава, обязан был выбрать будущую академическую специализацию. В связи с этим Вячеслав Тихоницкий на время своей учебы в стенах духовной школы выбрал углубленное изучение теории словесности, историю иностранной литературы, русский и церковнославянский языки с палеографией, историю русской литературы, немецкий язык, греческий язык, еврейский язык и библейскую археологию[19].

Студенческие годы Вячеслава Тихоницкого выпали на время ректорства таких выдающихся личностей, как протоиерей Александр Владимирский[20] и архимандрит, а чуть позже епископ, Антониq (Храповицкий). Преосвященный Антоний (Храповицкий) пользовался глубокой любовью студентов духовной академии и окружавших его людей. Он действовал на людей не строгостью и законностью, а добрым и кротким словом. Благоговея пред высотой монашеского служения, своим настроением владыка Антоний буквально пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников ученого монашества. В связи с этим вокруг епископа Антония (Храповицкого) стала группироваться монашеская интеллигенция, а многие под его влиянием стали принимать монашество. Среди этих многих был и Вячеслав Тихоницкий, который 27 сентября 1897 года ректором Казанской духовной академии, епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии Антонием (Храповицким) был пострижен в монашество с именем Владимир. Чин пострижения был совершен в академическом храме в честь Архистратига Божьего Михаила за всенощным бдением после великого славословия[21]. Один из однокурсников владыки Владимира (Тихоницкого) в личном письме к нему писал следующее: «Ясно вспоминаю принятие Вами в академическом храме монашеского пострига, произведшего на меня сильное впечатление. Помню Ваше высокое настроение при личных встречах, Ваш молитвенный подвиг в отведенной Вам келии, полное удаление от мирских, суетных развлечений [...]. Вашу скромность, незлобие, ангельскую «тихость», чем оправдывали унаследованную Вами фамилию “Тихоницкий”»[22].

11 октября 1897 года епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии Антонием (Храповицким) монах Владимир (Тихоницкий) был рукоположен в сан диакона. Хиротония состоялась в кафедральном Благовещенском соборе Казанского кремля[23].

22 февраля 1898 года, в неделю Православия, иеродиакон Владимир (Тихоницкий) был рукоположен в сан иеромонаха. Хиротония была совершена в кафедральном Благовещенском соборе Казанского кремля архиепископом Казанским Арсением (Брянцевым) в сослужении епископа Чебоксарского Антония (Храповицкого) при стройном пении двух хоров — архиерейского хора и хора из городских диаконов[24]. «Никогда не думал сам, что так выйдет, — рассказывал владыка Владимир много лет спустя, — а вот хоть и недостойно, но приступаю к святому алтарю»[25].

В 1898 году иеромонах Владимир (Тихоницкий) окончил полный курс обучения в Казанской духовной академии. Решением академического совета от 15 июня 1898 года он был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии[26]. Итоговое выпускное сочинение было написано на тему «Личная жизнь инока и его общественная деятельность по сочинениям Иосифа Волоколамского, Нила Сорского и Максима Грека».

Отличительной чертой Казанской духовной академии являлась ее миссионерская направленность. Молодой иеромонах Владимир (Тихоницкий) отказался избрать путь по учебной части, но принял решение потрудиться в миссионерстве среди инородцев Сибири. В связи с этим, согласно личному представлению епископа Антония (Храповицкого) от 28 мая 1898 года за № 908 на имя Святейшего Синода, иеромонах Владимир (Тихоницкий) был определен в члены Киргизской миссии и направлен в распоряжение Преосвященнейшего Григория (Полетаева), епископа Омского и Семипалатинского[27]. В основе деятельности миссии был заложен принцип организации работы станов. Станы представляли собой административно-территориальную единицу миссии, в каждый из которых назначались миссионер-священник, псаломщик, учитель и переводчик. Первоначально иеромонах Владимир (Тихоницкий) проходил свое служение в Шульбинском стане Киргизской миссии[28], а с марта 1899 года решением епархиального начальства он был переведен в центральный стан[29]. Центром Киргизской миссии стала Заречная слобода, расположенная на расстоянии 2 км от города Семипалатинска. Большая часть времени тружеников миссии уходила на постоянные разъезды по степи и беседы на религиозные темы с казахами. Особое внимание миссионеры обязаны были уделять религиозно-нравственному воспитанию новокрещеных казахов. Таким образом, много тысяч верст пришлось исколесить на санях по степям среди казахов молодому иеромонаху Владимиру (Тихоницкому), совершая богослужение на киргизском языке. В октябре 1900 года решением епархиального начальства иеромонах Владимир (Тихоницкий) был переведен для дальнейшего служения в Александровский стан Киргизской миссии[30]. К этому времени относится следующий случай. Проезжая одно место, иеромонах Владимир узнал, что неподалеку находится озеро, называемое «бесовским» (Шайтан): оно было очень бурное и, по местному поверью, служило обиталищем злому духу. Тогда он решил совершить на нем водосвятный молебен. Как только началось богослужение, разразилась страшная буря, которая чуть не снесла помост, на котором стоял молодой миссионер. Однако, как только крест был погружен в воды, озеро утихло. Будущий владыка нарек ему имя Арасан, что значит Святое озеро[31]. Как справедливо отмечает проф. А.В. Карташёв, «кроткий нрав нашего миссионера (иеромонаха Владимира (Тихоницкого) — прот. В. П.) придавал делу миссии тихий, органический и евангельский характер»[32].

В апреле 1901 года решением Святейшего Синода иеромонах Владимир (Тихоницкий) был временно назначен начальником Киргизской миссии, сменив на этом посту архимандрита Макария (Павлова), который был избран во епископа Бийского, викария Томской епархии[33].

11 апреля 1901 года указом Святейшего Синода за № 2353 иеромонах Владимир (Тихоницкий) был назначен начальником Киргизской миссии с возведением его в сан архимандрита[34]. Возведение в сан архимандрита состоялось 6 мая 1901 года в Воскресенской Казачьей церкви (ныне Воскресенский кафедральный собор). Чин возведения совершил епископ Омский и Семипалатинский Сергий (Петров)[35]. По окончании Божественной литургии владыка Сергий обратился к новопоставленному архимандриту со следующими словами: «Приветствую тебя, юный отец священноархимандрит, с принятием нового сана. Велика Богом врученная тебе паства твоя. Велики и предстоящие тебе труды. Но да не смущается сердце твое. Мала была в первые дни Церковь Христова на земле. Громадное пространство сплошного языческого заблуждения представляла некогда наша Русская страна. Но всё было побеждено силой Христовой истины. Правда, много еще и теперь остается не просвещенных светом этой истины. Из них-то и состоит вверенная тебе, юный священноархимандрит, паства твоя. Молю Господа, чтобы благодать Его споспешествовала тебе, возлюбленный отец архимандрит, в несении тяжелого миссионерского подвига твоего, а жезл этот да послужит тебе опорой в новых странствиях по обширным пространным степям»[36].

6 мая 1903 года Государь император Николай II по всеподданейшему докладу синодального обер-прокурора и согласно определению Святейшего Правительствующего Синода наградил архимандрита Владимира (Тихоницкого) орденом Святой Анны III степени[37].

В должности начальника Киргизской миссии Омской епархии архимандрит Владимир (Тихоницкий) пребывал до 1906 года, когда указом Святейшего правительствующего Синода от 11 июля 1906 года за № 7436 был назначен на должность настоятеля Супрасльского Благовещенского первоклассного монастыря Гродненской епархии[38]. Сам владыка, уже находясь в Ницце, вспоминая этот период своей жизнь, писал: «…Рай земной! Утром в 4 часа служба, затем послушания, а потом опять в церковь…»[39].

18 мая 1907 года своим высочайшим повелением Государь император Николай II утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении в Гродненской епархии на местные средства кафедры викарного епископа, с присвоением ему титула Белостокского, и о назначении на эту кафедру архимандрита Владимира (Тихоницкого) с тем, чтобы его наречение и посвящение в епископский сан было произведено в Санкт-Петербурге[40]. Согласно этому решению, в субботу 2 июня 1907 года в зале заседаний Святейшего Синода было совершено наречение архимандрита Владимира (Тихоницкого) во епископа Белостокского. Наречение совершали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский), архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) и протопресвитеры — духовник Его Императорского Величества Иоанн Янышев и заведующий военным и морским духовенством Александр Желобовский[41]. В своем слове при наречении отец Владимир сказал следующее: «Изволением Духа Святого и Вашим, Богомудрые архипастыри и отцы, призываюсь я ныне к высшему служению в Церкви Христовой [...]. Когда дошел до меня слух о возложении сего тяжелого Креста на меня немощного, смутился дух мой, в страх и трепет пришло сердце мое. Ища успокоения и ободрения смятенной душе своей в молитве и слове Божьем, с утешением прочел я в Святом Евангелии слова Пастыреначальника Христа: да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Мя веруйте (Ин. 14:1). Всецело предаюсь в волю Божью. Отдаю себя в полное послушание духовному наставнику и мудрому руководителю моему, избравшему меня недостойного в сотрудники свои, святителю Гродненской Церкви, Преосвященнейшему епископу Михаилу, а Вас, Богомудрые Архипастыри и Отцы, всеусердно прошу, помолитесь о мне грешном, да пошлет мне Господь струю премудрости неизреченной и разума горнего и вселит в сердце моем страх Свой, дабы право править Слово истины и вместе с вверенными душами непостыдно предстать пред престолом Божьим на Страшном Суде»[42]. В воскресенье 3 июня в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) в сослужении находящихся в Санкт-Петербурге иерархов совершил хиротонию архимандрита Владимира (Тихоницкого) во епископа Белостокского, викария Гродненской епархии[43]. При вручении новорукоположенному архипастырского жезла Высокопреосвященнейший Антоний (Вадковский) произнес следующие слова: «Волей Божьей твоя архиерейская хиротония совпала с великими и знаменательными по своим священным воспоминаниям днями в истории Церкви Христовой на земле. Господь вознесся на небо, оставив на земле для созидания Церкви Своих святых апостолов [...]. Возлюбленный брат! И ты ныне, в преддверии праздника Пятидесятницы, сопричтен к лику святительскому, восприяв чрез рукоположение архиерейское благодать епископского в Церкви Христовой служения [...]. Подобно апостолам после дней Вознесения Господня, — и ты, в ожидании сего над тобой тайнодействия и сего великого в твоей жизни дня, испытывал в сердце скорбь и смущение, но нашел твердость и укрепление духа, как сам при наречении говорил, в сих начальных словах прощальной беседы с учениками Господа [...]. Сохрани же в сердце своем, как священное сокровище, все, что совершил Господь с тобой и для тебя в сей великий день жизни твоей [...]. С верой, любовью и усердием совершай твое служение, и Господь будет всегда тебе Помощник. Иди же с миром в предлежащий тебе путь и прими из руки моей вручаемый тебе сей жезл архиерейский. Да будет на тебе всегда Божье благословение, споспешествующее тебе в трудах пастырского твоего делания!»[44]

После возвращения из Санкт-Петербурга в пределы Гродненской епархии владыка Владимир сразу приступил к выполнению своих архипастырских обязанностей. Примечательно, что ему досталась большая административная работа сразу по двум епархиям: Владыка замещал правящего Гродненского архиепископа Михаила (Ермакова), когда тот принимал участие по вызову в заседаниях Святейшего Синода либо когда находился в положенном отпуске, и соседнего епископа Холмского и Люблинского Евлогия (Георгиевского), когда тот принимал участие в работе Государственной думы. По словам историка А.В. Карташёва, «работы было много, но она осуществлялась сравнительно гладко и без болезненных трений»[45].

Помощь управляющему Гродненской кафедрой со стороны епископа Владимира (Тихоницкого) заключалась, главным образом, в окормлении обширной епархии, в состав которой входили монастыри и приходы на территориях современных Гродненской и Брестской областей Республики Беларусь, Польши и Литвы. Например, в период с 21 сентября по 2 октября 1909 года епископом Владимиром (Тихоницким) было совершено обозрение церквей и приходов Брестского, Пружанского и Слонимского уездов. По пути следования Преосвященным владыкой было также посещено Жировицкое духовное училище[46].

Владыка совершал частые богослужения в приходских и монастырских храмах, участвовал в соборных богослужениях, совершал рукоположения, посещал учебные заведения, участвовал в освящении новых храмов и принесении святынь. Так, например, 28 сентября 1908 года в селе Нововоле Белостокского уезда при многочисленном стечении окрестного православного населения епископом Владимиром (Тихоницким) был освящен вновь сооруженный храм[47]. 30 января 1914 года епископ Владимир (Тихоницкий) совместно с многочисленным духовенством торжественно освятил обновленный в молитвенную и благодарную память Господу Богу о трехсотлетии царствования дома Романовых Свято-Успенский храм в селе Острово Сокольского уезда[48]. «Гродненские епархиальные ведомости» сохранили описание посещения Его Преосвященством Кринской церкви и его служения в селе Олекшицы 5 и 6 августа 1909 года[49]. Епископ Владимир (Тихоницкий) возглавлял богослужения, которые совершались по случаю особо значимых событияй или праздников. Так, например, 20 июля 1908 года он возглавил торжества в городе Брест-Литовске по случаю празднования в честь преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, и положения святых его мощей в новую раку[50]. 31 мая 1908 года епископ Владимир (Тихоницкий) участвовал в торжествах по случаю перенесения мощей святого мученика Гавриила и древней деревянной раки, в которой первоначально почивали мощи мученика, из города Слуцка Минской губернии в Жировицкий Свято-Успенский монастырь. С 1 по 12 июня 1908 года через деревни Ялувка, Новая Воля, Полота, Заблудов, Зверки и Дойлиды частица мощей мученика была перенесена из Жировичского монастыря в город Белосток[51]. Частица святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Никольском кафедральном соборе Белостока до 1912 года, пока не была перенесена в Благовещенский монастырь в городе Супрасле.

6 мая 1909 года Государь император Николай II ко дню своего рождения пожаловал епископу Владимиру (Тихоницкому) орден святого Владимира III степени[52].

22-23 апреля 1911 года Преосвященнейший Владимир (Тихоницкий), епископ Белостокский, посетил Жировицкую обитель и Жировицкое духовное училище. Слова поучения, назидания и убеждения, сказанные владыкой Владимиром с удивительной простотой, ясностью и задушевностью, произвели на слушателей сильное впечатление[53].

5 июня 1911 года епископ Владимир (Тихоницкий) возглавил торжества по случаю перенесения Афонского образа Божией Матери Предвозвестительницы в Дойлидскую церковь[54].

30 мая 1911 года епископ Владимир (Тихоницкий) посетил Свято-Успенскую Жировицкую обитель и возглавил богослужение в честь праздника Святой Троицы. После богослужения он совершил освящение бюста-памятника императора Александра II в Слониме[55]. Как отмечают очевидцы этих событий, «посещение Владыкой г. Слонима 30 мая оставило неизгладимый след в сердцах слонимцев, объединило их духовно и послужило к поддержанию в полной силе религиозного подъема богомольцев и вящему укреплению религиозно-патриотических чувств в местном русском населении»[56].

6 мая 1912 года во внимание к отличной усердной службе Государь император Николай II наградил епископа Владимира (Тихоницкого) орденом святой Анны I степени[57].

Предложением архиепископа Гродненского и Брестского Михаила от 7 ноября 1913 года за № 3537 при Гродненском епархиальном управлении был образован особый епархиальный миссионерский совет, председателем которого был назначен епископ Владимир (Тихоницкий)[58]. В ведение совета входило решение противосектанских и противокатолических вопросов.

3 ноября 1913 года епископ Владимир (Тихоницкий) возглавил торжества по случаю выпуска воспитанниц, окончивших сельскохозяйственную школу в Красностоке[59] при Крастостокском Рождество-Богородичном женском монастыре. По окончании богослужений владыка произнес слова наставления и благословил начало религиозно-нравственных чтений для сестер и обучение неграмотных или малограмотных из них грамоте, пожелав всем усердия и успехов в занятиях на душевную пользу[60].

22-23 марта 1914 года епископ Владимир (Тихоницкий) совершил архипастырский визит в город Бельск[61], где возглавил всенощное бдение, Божественную литургию и осмотрел местные храмы.

1 сентября 1914 года ввиду военных действий на фронте и с согласия Гродненского коменданта Гродненское епархиальное управление было временно перенесено в город Слоним, куда по распоряжению архиепископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) прибыл епископ Владимир (Тихоницкий). Преосвященному Владимиру (Тихоницкому) было поручено оставаться в городе Слониме и взять на себя «временное непосредственное руководство делами епархиального управления»[62].

В период с 28 августа по 8 сентября 1914 года епископ Владимир (Тихоницкий) совершил обозрение ряда приходов Гродненской епархии[63]. За время этой поездки Преосвященным были посещены приходы Белостока, Слонима, Жировиц, Бытеня, Пружан и Бреста[64], и везде владыка укреплял свою паству в истинах веры и благочестия, ободрял малодушных, укреплял ослабевших и призывал народ к посильным пожертвованиям на нужды войны. Такое регулярное общение с архипастырем, несомненно, оставило заметный положительный след в душах людей.

19 августа 1915 года архиепископ Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков) собрал всё православное духовенство города и дал указание в течение нескольких дней эвакуировать церковное имущество и покинуть город. 23 августа на шести вагонах были вывезены основные ценности гродненских храмов, консистории и архиерейского дома. Церковное имущество разместили в подвалах собора Василия Блаженного в Москве. 25 августа 1915 года Гродно покинуло всё православное духовенство[65]. Активно участвуя в эвакуации ценностей и святынь из храмов и монастырей Гродненской епархии, епископ Владимир (Тихоницкий) сопровождал раку с мощами мученика младенца Гавриила Белостокского.

В результате эвакуации епископ Владимир (Тихоницкий) оказался в городе Москве и жил в монастыре во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Чудов монастырь), где его принял наместник монастыря, епископ Серпуховский, викарий Московской епархии Арсений (Жадановский)[66]. Вместе с Преосвященным владыкой Владимиром в монастыре находились будущий священномученик митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и зосимовский старец иеросхимонах Алексий (Соловьёв), ныне прославленный в лике преподобных. В обители владыка Владимир имел возможность встречаться и общаться с благочестивой великой княгиней Елисаветой Феодоровной, которая ежедневно приходила сюда на молитву о своем почившем муже, похороненном в маленькой церкви Чудова монастыря. Однажды Преосвященный епископ Владимир (Тихоницкий) заметил, что на ее письменном столе хранятся выписки из Книги Псалмов. После этого, по ее примеру, он так же стал держать на своем столе выписки из молитв и Священного Писания[67].

2 марта 1917 года, в день отречения от престола последнего русского императора Николая II, произошло чудесное событие — обретение Державной иконы Пресвятой Богородицы. О нем сразу же стало широко известно по всей России. Епископ Владимир (Тихоницкий) сопровождал архиепископа Виленского и Литовского святителя Тихона (Беллавина) в Коломенское, древнюю резиденцию царей под Москвой, где принял участие в первом богослужении перед этим драгоценным образом[68].

28 августа 1917 года начал свою работу Поместный Собор Православной Российской Церкви. В число делегатов от Гродненской епархии был избран и епископ Белостокский, викарий Гродненской епархии Владимир (Тихоницкий). На Поместном Соборе епископ Владимир (Тихоницкий) работал в отделе Высшего церковного управления, под председательством священномученика архиепископа Астраханского и Царевского Митрофана (Краснопольского)[69], в обязанности которого входило и рассмотрение вопроса о патриаршестве. После продолжительных дискуссий и прений на Соборе было принято самое главное решение — восстановить Патриаршество. В соответствии с этим решением 18 ноября 1917 года на Патриарший престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин).

20 сентября 1918 года был расстрелян священник Михаил Тихоницкий, отец епископа Владимира (Тихоницкого). Это была одна из первых жертв революции. О мученической кончине своего отца владыка Владимир узнал в Москве, будучи участником Поместного Собора. По его словам, сам Святейший Патриарх Тихон приехал к нему на извозчике выразить свое соболезнование[70].

Весной 1918 года тысячи беженцев стали стремиться покинуть Москву и вернуться в свои родные края. Епископ Владимир (Тихоницкий), тяжело переживая это время и глубоко страдая за свою рассеянную паству, принял решение также вернуться в Гродно. Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) радостно одобрил намерение владыки Владимира вернуться к своей пастве с очередным вагоном беженцев и снабдил его десятью «красненькими», т.е. 100 рублями[71].

Епископ Владимир (Тихоницкий) вернулся в Гродно в сентябре 1918 года, когда немцы еще были на этой территории. Пред взором владыки предстал разоренный и разграбленный архиерейский дом, поэтому архиерей поселился в сторожке, где терпел голод и холод. Несмотря на тяжелые условия, Преосвященный владыка Владимир принялся восстанавливать разрушенные войной православные приходы, рукополагать новых священников и организовать работу Гродненского епархиального управления.

В марте 1921 года по условиям Рижского мирного договора многострадальная Беларусь подверглась разделу между Польшей и Советской Россией. В результате раздела ее западная часть вошла в состав Второй Речи Посполитой, а восточная оказалась в пределах СССР. В связи с этим по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всероссийского Тихона (Беллавина), оставаясь епископом Белостокским, владыка Владимир (Тихоницкий) вступил в управление Гродненской, Холмской и Варшавской епархиями, территория которых вошла в состав независимой Польши[72]. Деятельность владыки в новых политических реалиях проходила в очень сложных условиях, т.к. со стороны польских властей предпринималось сильное давление на православную иерархию, а также настойчивые попытки полонизации Православной Церкви. Кроме этого, польские власти стали проводить политику «ревиндикации» православных храмов. Согласно официальным статистическим данным, в Гродненской епархии было закрыто, разрушено либо обращено в римо-католические костелы около 100 православных храмов[73]. Виднейший церковно-общественно-политический деятель того времени, православный сенатор Польского Сената Вячеслав Васильевич Богданович, указывал с парламентской трибуны, каким возмутительным способом отбирались у православных их святыни: «В праздник Рождества Пресвятой Богородицы во время Божественной литургии ворвался в церковь в Новом Дворе (Гродненской епархии) полицейский Александр Боцьковский, с шапкой на голове и с винтовкой на плече, и громко потребовал прекращения богослужения и оставления церкви всеми, так как он должен ее запереть. Несмотря на просьбы верующих о том, чтобы не мешали их молитве, полицейский упорно требовал исполнения своего приказания и, по удалении всех, церковь была запечатана, а потом […] разрушена. Таким же образом, с большим еще насилием, оскорбляя храмы выкидыванием честных икон и иконостасов, церковной утвари и богослужебных облачений, были отобраны церкви в Белице, Бенице и собор в городе Лиде (Виленской губернии), а также и во многих других местах. Хитростью был отнят собор в Вильно, подобным же образом, при помощи поддельных ключей, отобрали Благовещенскую церковь и Женский Мариинский монастырь в Вильно же, а утварь церковную просто разграбили. Неоднократно церковная утварь продавалась на рынке, а один католический ксендз имел смелость принести на продажу некоторые церковные вещи в Виленский епархиальный (православный) склад»[74].

В условиях постоянных преследований православного населения со стороны польских властей и мер, принимаемых правительством Юзефа Пилсудского для отделения польских епархий от Русской Православной Церкви, епископ Владимир (Тихоницкий) занял твердую позицию в необходимости сохранения канонического единства с Русской Православной Церковью.

24 января 1922 года епископ Владимир (Тихоницкий) принимает участие в Архиерейском Соборе, который состоялся в Варшаве под началом архиепископа Георгия (Ярошевского). Главный вопрос, который стоял на повестке дня, — образование автокефальной Польской Православной Церкви. Но владыка Владимир вместе с епископом Пинским и Полесским Пантелеимоном (Рожновским) заявили протест против незаконных действий членов Собора и не подписали конкордат с польскими властями о положении Православной Церкви в Польше и так называемые «Временные правила об отношении Церкви к государству», составленные на основе указанного конкордата[75]. Составив письменный протест, они передали его Святейшему Патриарху Московскому и Всероссийскому Тихону (Беллавину) при посредстве иеромонаха Тихона (Шарапова), который в январе 1922 года инкогнито совершил поездку в Москву[76]. 13-14 июля 1922 года вопрос об автокефалии обсуждался на Гродненском епархиальном съезде представителей духовенства, который был собран по инициативе епископа Владимира (Тихоницкого). Здесь была принята резолюция, выражавшая протест против навязываемой автокефалии.

В связи с такой непримиримой позицией в отстаивании единства с Русской Православной Церковью со стороны епископа Владимира (Тихоницкого) решением Синода от 12 октября 1922 года, организованного митрополитом Георгием (Ярошевским) и состоявшего из сторонников польской автокефалии, епископ Владимир (Тихоницкий) был объявлен уволенным от управления Гродненской епархией[77] и отправлен под арест в Супрасльский Благовещенский монастырь[78]. Однако от опубликования официального указа об увольнении с кафедры до его осуществления прошло более двух месяцев: народ день и ночь охранял резиденцию любимого архипастыря, и лишь со второй попытки государственные чиновники смогли тайком вывести его из дома и под охраной конной полиции перевезти в Варшаву и поместить под арест в Саксонскую гостиницу[79]. В своем иерейском молитвослове владыка Владимир собственноручно записал: «Вывезли из Гродно, как бунтаря, 8 января 1923 г., с жандармами, солдатами, полицией...»[80]

8 февраля 1923 года в Варшавской митрополичьей резиденции произошло чрезвычайное событие — ректор Волынской духовной семинарии архимандрит Смарагд (Латышенко) несколькими выстрелами из револьвера убил Варшавского митрополита Георгия (Ярошевского). В связи с тем, что в бытность временно управляющим Холмской епархией епископ Владимир (Тихоницкий) имел общение с архимандритом Смарагдом (Латышенко), его обвинили в соучастии в преступлении. Трибунал внял оправдательным свидетельствам епископа Владимира, и владыка был оправдан. Всё дальнейшее время, вплоть до конца 1924 года, епископ Владимир (Тихоницкий) находился под домашним арестом в Дерманском Свято-Троицком монастыре на Волыни[81].

30 ноября 1923 года «за твердое стояние на почве канонической правды» Святейший Патриарх Московский и Всероссийский Тихон (Беллавин) возвел епископа Гродненского Владимира (Тихоницкого) в сан архиепископа[82].

14 октября 1924 года решением польского правительства архиепископ Владимир (Тихоницкий) был выслан в Чехословакию. О своей высылке из Польши владыка писал следующее: «Как неисповедимы пути Божии! Я огорчался, что выслали меня из Польши, а потом вышло к лучшему. Тяжелые условия послужили мне к добру. Всё Господь творит на пользу!»[83] В Праге, куда владыка прибыл ночью, он оказался без багажа, без денег, не зная языка. Обессиленный, он прислонился к фонарю и помолился святителю Николаю Чудотворцу. Как бы в ответ, случайный русский прохожий смог указать ему адрес епископа Сергия (Королёва)[84], который снимал комнату на четвертом этаже в доме № 74 по Легеровой улице у пожилой чешки, «тетички» Франтишки[85]. На некоторое время владыка Владимир оставался в Праге, у епископа Сергия (Королёва), но уже 17 января 1925 года по приглашению управляющего русскими приходами в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского) он прибыл в Париж, а 12 февраля того же года был назначен управляющим викариатством Южной Франции с местопребыванием в Ницце, где с 1 декабря 1925 года стал настоятелем храма святителя Николая Чудотворца.

Под воздействием архиепископа Владимира (Тихоницкого) жизнь ниццкого прихода стала возвращаться на церковный путь после бурных политических нестроений первого времени. По благословению Высокопреосвященного Владимира и по его личной инициативе при храме был создан ряд благотворительных учреждений для помощи русским эмигрантам (Русский Красный Крест и др.). Несмотря на ухудшающееся здоровье, владыка Владимир ни на минуту не прекращал пастырского служения. «Все шли к владыке со своими вопросами, делами и житейскими заботами. Каждого он принимал без отказа, с любовью и вниманием, успокаивая и утешая лаской и молитвой»[86], — вспоминал секретарь ниццкого прихода И.В. Дуброво. После кончины архиепископа Владимира (Тихоницкого) в его вещах была обнаружена пачка бумаг, свидетельствующая о его постоянной материальной помощи неимущим. Едва узнав о какой-либо скорби кого-то из своих пасомых, владыка сам спешил посетить и причастить его. К этому же времени относятся свидетельства о прозорливости Высокопреосвященного Владимира. Так, помолившись, он указал матери пономаря, заболевшего за пять дней до Пасхи корью, что на Пасху они вместе будут носить образа, — и действительно, это осуществилось, так как болезнь оказалась краснухой[87]. Архиепископ Владимир (Тихоницкий) постоянно занимался и духовным воспитанием своей паствы: устраивал еженедельные беседы, объясняя Евангелие и церковные праздники, и непрестанно проповедовал с амвона. Само совершение им богослужения было проповедью: огромный собор, переполненный молящимися, и «тишина в храме, ни разговоров, ни лишних хождений; все объединялись в общем глубоком подъеме под влиянием проникновенного служения владыки», вспоминала одна из его духовных чад. Духовничество епископа Владимира (Тихоницкого) было особенным: во время исповеди он иногда сам опускался на колени рядом с кающимся, подавая ему пример молитвы и покаяния. «Исповедь — Таинство великое, а не беседа, — пояснял он. — На беседе человек говорит, но во время исповеди — Сам Дух Святой»[88].

10 июня 1930 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) вместе с Временным Синодом издал постановление, которым митрополит Евлогий (Георгиевский) увольнялся от управления русскими церквами в Западной Европе, а управление временно передавалось архиепископу Владимиру (Тихоницкому), старшему после митрополита Евлогия архиерею в Западноевропейской епархии, но архиепископ Владимир (Тихоницкий) отказался принять это назначение[89].

17 февраля 1931 года архиепископ Владимир (Тихоницкий) вместе со всей Западноевропейской митрополией во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) был принят в юрисдикцию Константинопольского Патриарха неканоническим путем без согласования с Священноначалием Русской Православной Церкви. Из русских приходов был образован Экзархат, а митрополиту Евлогию (Георгиевскому) был дарован сан Экзарха. 30 апреля 1931 года митрополит Евлогий (Георгиевский) и его сторонники были запрещены в священнослужении Временным Патриаршим Синодом в Москве[90].

3 июня 1932 года, по ходатайству митрополита Евлогия (Георгиевского), Константинопольский патриарх Фотий II (Маниатис) наградил архиепископа Владимира (Тихоницкого) правом ношения креста на клобуке[91].

После нападения нацистской Германии на СССР, 6 июля 1941 года, архиепископ Владимир (Тихоницкий) обратился к прихожанам с призывом молиться о спасении России. Во время войны владыка окормлял и оказывал посильную помощь советским военнопленным и депортированным в Германию гражданам СССР.

Во время Второй мировой войны связь между митрополитом Евлогием (Георгиевским) и епархиальным управлением была прервана из-за демаркационной линии, поэтому архиепископ Владимир (Тихоницкий) получил право управлять, на правах епархиального архиерея, приходами экзархата на Юге Франции, в Италии и в Северной Африке. К концу войны, в начале 1945 года, когда Франция была освобождена, митрополит Евлогий (Георгиевский), физические силы которого ослабевали, обратился с настоятельным призывом к владыке Владимиру (Тихоницкому) приехать в Париж и возглавить управление Архиепископией.

В ноябре 1944 года митрополит Евлогий (Георгиевский) от имени своей паствы известил Местоблюстителя Патриаршего престола Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) о желании восстановить каноническое общение с Московским Патриархатом. 29 августа 1945 года прибывший в Париж митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) совершил чин воссоединения митрополита Евлогия, архиепископа Владимира, епископа Иоанна и их паствы с Русской Православной Церковью. 2 сентября 1945 года митрополит Евлогий (Георгиевский) и архиепископ Владимир (Тихоницкий) сослужили Божественную литургию вместе с митрополитом Николаем (Ярушевичем). После кончины митрополита Евлогия (Георгиевского) 8 августа 1946 года архиепископ Владимир (Тихоницкий) принимает на себя временное управление Западноевропейским Экзархатом согласно завещательному распоряжению.

9 августа 1946 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви было принято «временную юрисдикцию Вселенской Патриархии над Западно-Европейскими русскими приходами, установленную в 1931 г., считать фактически и формально прекратившей свое действие, а означенные приходы вновь безраздельно находящимися в юрисдикции Московской Патриархии, о чем почтительнейше известить Его Святейшество Вселенского Патриарха Максима. Экзархом Западно-Европейских русских приходов назначить Преосвященного Митрополита Серафима (Лукьянова) со включением приходов его области в состав Западно-Европейского Экзархата»[92]. Архиепископ Владимир (Тихоницкий) отказался принимать это решение и таким образом способствовал новому разрыву канонического общения своей паствы с Русской Православной Церковью. «Принимаю к сведению, но не к исполнению»[93], — отвечает владыка Владимир митрополиту Ленинградскому Григорию (Чукову), который 14 августа 1946 года вызвал его в парижскую гостиницу, чтобы передать ему постановление Московского Синода.

В 1946-1947 годах архиепископ Владимир (Тихоницкий) являлся ректором Свято-Сергиевского православного института в Париже, сменив на этом посту митрополита Евлогия (Георгиевского)

21 августа 1946 года архиепископ Владимир (Тихоницкий) получил от Патриарха Московского и всея Руси Алексия I телеграмму: «Завещательное распоряжение митрополита Евлогия в отношении Вашего Преосвященства, если таковое и существует, не имеет никакой канонической силы, тем более что покойный экзарх Евлогий признал над собой юрисдикцию Московской Патриархии. Предлагаю Вашему Преосвященству оказать послушание Матери Церкви, вступить под руководство нами назначенного экзарха и сообщить нам об этом». В своем ответе архиепископ Владимир (Тихоницкий) необоснованно сообщил, что он не принимает решения Синода, т.к. не имеет права без отпускной грамоты Константинопольского Патриарха выйти из его подчинения и обязан выслушать мнение всего Экзархата. Важно отметить, что переход митрополита Евлогия и епископа Владимира в Константинопольский Патриархат в 1931 году также был осуществлен неканоническим путем, без отпускной грамоты от Священноначалия Русской Православной Церкви.

На епархиальном съезде, который прошел 16-20 октября 1946 года под председательством архиепископа Владимира, возобладала позиция противников воссоединения с Русской Православной Церковью, пытавшихся обосновать это стремлением к независимости от «советского влияния». Съезд принял неканоническое решение ходатайствовать перед Константинопольским Патриархом о сохранении Экзархата в его юрисдикции и об утверждении архиепископа Владимира (Тихоницкого) Экзархом. Неканоническим решением Константинопольского Патриарха Максима V (Вапордзиса) от 6 марта 1947 года утверждалось «свободное существование» Экзархата, а архиепископу Владимиру (Тихоницкому) присваивался титул Патриаршего Экзарха[94].

8 июля 1947 года Константинопольским Патриархом Максимом V (Вапордзисом) архиепископ Владимир (Тихоницкий) был возведен в сан митрополита[95].

Скончался митрополит Владимир (Тихоницкий) 18 декабря 1959 года, накануне праздника святителя Николая Чудотворца, в своей небольшой квартирке, возле Свято-Александро-Невского собора на улице Дарю в Париже. Его последние слова были: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»

Митрополит Владимир (Тихоницкий) был похоронен в крипте Успенской церкви, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На погребении святителя было сказано: «Жизненный путь митрополита Владимира был усеян трудностями, даже терзаниями. Только те, кто близко стоял к владыке, знают, сколько терзаний испытал он от различных осложнений в церковной жизни. Они истомляли его, подтачивали здоровье, но не ослабевал в нем дух кротости и любви к людям»[96].

Протопресвитер Иоанн Мейендорф писал, что «духовный опыт владыки, да и вся его жизнь были определены его литургическим предстоянием у Престола Божия и теми потоками благодати, которые, несомненно, на него изливались. В этом отношении духовная судьба владыки схожа с путем о. Иоанна Кронштадского»[97].

 

[1] Косик, В.И. Владимир // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. – Т.8. Вёльфлин Генрих – Екатеринбургская митрополия – Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2004. С. 665.

[2] Новомученик вятский о. Михаил Тихоницкий: документы судебно-следственного дела протоиерея Михаила Тихоницкого [из фондов ГОУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области»] / [публ. Е.Н. Чудиновских; авт. предисл. протоиерей Андрей Дудин]; Преображенский женский монастырь Вятской епархии, ГОУ. – Киров: Издательство «О-Краткое», 2008 г. С. 8.

[3] Метрическая книга о крестившихся Введенско-Богородичной церкви села Подрелье Орловского уезда Вятской губернии за 1873-1875 годы. лист 18. запись №40. Копия записи метрической книги предоставлена архивом Вятского епархиального управления.

[4] Новомученик вятский о. Михаил Тихоницкий: документы судебно-следственного дела протоиерея Михаила Тихоницкого [из фондов ГОУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области»] / [публ. Е.Н. Чудиновских; авт. предисл. протоиерей Андрей Дудин]; Преображенский женский монастырь Вятской епархии, ГОУ. – Киров: Издательство «О-Краткое», 2008 г. С. 8 - 14.

[5] Журналы заседания Священного Синода от 30 июля 2003 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4840988.html. Дата доступа: 25.01.2024 год.

[6] Новомученик вятский о. Михаил Тихоницкий: документы судебно-следственного дела протоиерея Михаила Тихоницкого [из фондов ГОУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области»] / [публ. Е.Н. Чудиновских; авт. предисл. протоиерей Андрей Дудин]; Преображенский женский монастырь Вятской епархии, ГОУ. – Киров: Издательство «О-Краткое», 2008 г. С. 8.

[7] Косик, В.И. Владимир // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. – Т.8. Вёльфлин Генрих – Екатеринбургская митрополия – Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2004. С. 665.

[8] Фейгмане, Т.Д. Русские в довоенной Латвии: На пути к интеграции. Рига: Балтийский русский институт, 2000. С. 58–214.

[9] Новомученик вятский о. Михаил Тихоницкий: документы судебно-следственного дела протоиерея Михаила Тихоницкого [из фондов ГОУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области»] / [публ. Е.Н. Чудиновских; авт. предисл. протоиерей Андрей Дудин]; Преображенский женский монастырь Вятской епархии, ГОУ. – Киров: Издательство «О-Краткое», 2008. С. 10.

[10] Карташёв, А.В. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира // Православная мысль. Париж, 1947 г., в. V. С. 9.

[11] Владимир (Тихоницкий). Слова и поучения / Ред. Э.Л. Павлова. Киров: Буквица, 2005. С. 11.

[12] Посещение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Сергием, епископом Омским и Семипалатинским города Семипалатинска // Омские епархиальные ведомости. 1901. №15. С. 6.

[13] Выпускники Вятской духовной семинарии 1867, 1868, 1870, 1887-1889, 1891-1895, 1897-1901, 1903-1906, 1908-1915 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://petergen.com/bovkalo/duhov/wiatkasem.html. Дата доступа: 28.01.2024 год.

[14] Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1894 год // Православный собеседник, издание Казанской духовной академии. Казань: типография Императорского Университета. 1896. С. 272.

[15] Там же. С. 272.

[16] Карташёв, А.В., профессор. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира // Православная мысль. Париж, 1947. В. V. С. 9.

[17] Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1894 год // Православный собеседник издание Казанской духовной академии. Казань: типография Императорского Университета. 1896. С. 334.,

[18] Там же. С. 341.

[19] Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1894 год // Православный собеседник, издание Казанской духовной академии. Казань: типография Императорского Университета. 1896. С. 360–364.

[20] Ректор Казанской духовной академии (1871—1895), ординарный профессор по кафедре основного богословия (1871—1884) и ординарный профессор по кафедре введения в круг богословских наук (1884—1886), с 28 сентября 1871 года — почетный член Казанского университета, с 1871 года — главный редактор журнала «Православный собеседник» и «Известий по Казанской епархии».

[21] Храм в Казанской духовной академии. Хроника последних лет // Православный собеседник издание Казанской духовной академии. Казань: типография Императорского Университета. 1898. С. 517–518.

[22] Чистяков Г., священник. В поисках Вечного Града. О встрече с Христом. М.: «Никея», 2019. С. 289.

[23] Хроника епархиальной жизни. Архиерейские служения // Известия по Казанской епархии. 1897. № 21. С. 577.

[24] Хроника епархиальной жизни. Архиерейские служения // Известия по Казанской епархии. 1898. № 6. С.199.

[25] Владимир (Тихоницкий). Слова и поучения / Ред. Э.Л. Павлова. Киров: Буквица, 2005. С. 13.

[26] Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1897-1898 учебный год // Православный собеседник, издание Казанской духовной академии за 1899 год. Часть 1. Казань: типография Императорского Университета. С. 46.

[27] Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1897-1898 учебный год // Православный собеседник, издание Казанской духовной академии за 1899 год. Часть 3. Казань: типография Императорского Университета. С. 113.

[28] Отчет о состоянии Киргизской миссии Омской епархии за 1898 год // Омские епархиальные ведомости. 1899 г. №17. С. 5.

[29] Епархиальные известия // Омские епархиальные ведомости. 1899. № 6. С. 7.

[30] Епархиальные известия // Омские епархиальные ведомости. 1900. № 20. С. 2-3.

[31] Образ «инока скромного». Митрополит Владимир (Тихоницкий) — сын первого вятского новомученика // Церковный вестник. М., 2004. № 1-2. С. 278.

[32] Карташёв, А.В., профессор. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира // Православная мысль. Париж, 1947. В. V. С. 10.

[33] Епархиальные известия // Омские епархиальные ведомости. 1901. № 8. С. 2.

[34] Епархиальные известия // Омские епархиальные ведомости. 1901. № 11-12. С. 6.

[35] Посещение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Сергием, епископом Омским и Семипалатинским города Семипалатинска // Омские епархиальные ведомости. 1901. № 15. С. 6.

[36] Посещение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Сергием, епископом Омским и Семипалатинским города Семипалатинска // Омские епархиальные ведомости. 1901. № 15. С. 7-8.

[37] Епархиальные известия // Омские епархиальные ведомости. 1903. № 12. С. 3.

[38] Епархиальные известия // Омские епархиальные ведомости. 1903. № 15. С. 3.

[39] Владимир (Тихоницкий). Слова и поучения / Ред. Э.Л. Павлова. Киров: Буквица, 2005. С. 16.

[40] Высочайшее повеление // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1907. № 22. С. 216.

[41] Наречение и хиротония архимандрита Владимира во епископа Белостокского // Прибавление к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем правительствующем Синоде. 1907. № 23. С. 923–924.

[42] Там же. С. 924–925.

[43] Там же. С. 925.

[44] Речь Высокопреосвященнейшего Антония, митрополита Санкт-Петербурского, произнесенная им в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры 3 июня 1907 года при вручении архиерейского жезла новопоставленному Преосвященному Владимиру, епископу Белостокскому, викарию Гродненской епархии // Прибавление к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем правительствующем Синоде. 1907. №23. С. 913-914.

[45] Карташёв, А.В., профессор. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира // Православная мысль. Париж, 1947. В. V. С. 12.

[46] Маршрут следования Его Преосвященства, Преосвященнейшего Владимира, епископа Белостокского, для обозрения церквей и приходов Брестского, Пружанского и Слонимского уездов Гродненской епархии в м. сентябре и октябре 1909 года // Гродненские епархиальные ведомости. 1909. № 38. С. 353-354.

[47] От епархиального училищного совета // Гродненские епархиальные ведомости. 1908. № 42. С. 310.

[48] Торжество освящения обновленного храма в с. Острове, Сокольского уезда // Гродненские епархиальные ведомости. 1914. № 9/10. С. 97–103.

[49] Посещения Его Преосвященством, Преосвященнейшим Владимиром, епископом Белостокским Кринской церкви и служение в с. Олекшицы 5 и 6 августа // Гродненские епархиальные ведомости. 1908. № 38. С. 414–419.

[50] Торжественное празднование в гор. Брест-Литовске в честь св. преподобномученика Афанасия, игумена Брестского 20 июля сего года, по случаю положения св. мощей его в новую раку // Гродненские епархиальные ведомости. 1908. № 31. С. 237–242.

[51] Воззвание к православным Гродненской епархии по случаю перенесения частицы св. мощей святого мученика Гавриила Заблудовского // Гродненские епархиальные ведомости. 1908. № 19. С. 145–152.

[52] Награды // Гродненские епархиальные ведомости. 1909. № 19/20. С. 203.

[53] Посещение Преосвященнейшим Владимиром, Епископом Белостокским м. Жировиц // Гродненские епархиальные ведомости. 1911. № 19. С. 194–201.

[54] Торжество перенесения образа Афонской Божьей Матери, Предвозвестительницы, в Дойлидскую церковь 5 июня 1911 года // Гродненские епархиальные ведомости. 1911. № 29/30. С. 230-244.

[55] Архиерейские служения и освящение бюста-памятника Императора Александра II в г. Слониме // Гродненские епархиальные ведомости. 1911. № 32/33. С. 245-256.

[56] Там же. С. 256.

[57] Высочайшие награды // Гродненские епархиальные ведомости. 1912. № 20/21. С. 159.

[58] Открытие Гродненского Епархиального Миссионерского Совета // Гродненские епархиальные ведомости. 1913. № 46/47. С. 513-517.

[59] 3-е ноября в Красностоке // Гродненские епархиальные ведомости. 1913. № 46/47. С. 518.

[60] Там же. С. 520.

[61] Посещение Преосвященнейшим Владимиром, Епископом Белостокским г. Бельска 22-23 марта сего года // Гродненские епархиальные ведомости. 1914. № 15/16. С. 196.

[62] К сведению духовенства епархии // Гродненские епархиальные ведомости. 1914. № 34/35. С. 369-370.

[63] Описание путешествия Преосвященнейшего Владимира, Епископа Белостокского по обозрению церквей епархии за время от 28 августа по 8 сентября 1914 года // Гродненские епархиальные ведомости. 1914. № 42/43. С. 499.

[64] Описание путешествия Преосвященнейшего Владимира, Епископа Белостокского по обозрению церквей епархии за время от 28 августа по 8 сентября 1914 года // Гродненские епархиальные ведомости. 1914. № 42/43. С. 499-526.

[65] Черепица, В. Летопись. Софийский собор в городе Гродно // Черепица, В. …Не потерять связующую нить: История Гродненщины 19-20 ст. в событиях и лицах.  Гродно, 2003. С. 236-239.

[66] Черепица, В.Н. Город-крепость Гродно в годы Первой мировой войны: мероприятия гражданских и военных властей по обеспечению обороноспособности и жизнедеятельности. Гродно: ГрГУ. 2006. С. 139.

[67] Черепица, В.Н. Город-крепость Гродно в годы Первой мировой войны: мероприятия гражданских и военных властей по обеспечению обороноспособности и жизнедеятельности. Гродно: ГрГУ. 2006. С. 139.

[68] Митрополит Владимир (Тихоницкий) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.centenaire-archeveche.org/ru/metropolite-vladimir-tikhonicky. Дата доступа: 10.02.2024.

[69] Карташёв, А.В., профессор. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира // Православная мысль. Париж, 1947. В. V. С. 12.

[70] Новомученик вятский о. Михаил Тихоницкий: документы судебно-следственного дела протоиерея Михаила Тихоницкого [из фондов ГОУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области»] / [публ. Е.Н. Чудиновских; авт. предисл. протоиерей Андрей Дудин]; Преображенский женский монастырь Вятской епархии, ГОУ. – Киров: Издательство «О-Краткое», 2008. С. 13.

[71] Карташёв, А.В., профессор. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира // Православная мысль. Париж, 1947. В. V. С. 13.

[72] Косик, В.И. Владимир // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. – Т.8. Вёльфлин Генрих – Екатеринбургская митрополия – Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2004. С. 667.

[73] Свитич, А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия // Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917-1950 гг. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 114-118.

[74] Свитич, А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия // Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917-1950 гг. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 114-118.

[75] Цыпин, В., протоиерей. История Русской Церкви — История Русской Церкви 1917-1997. К. 9. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. С. 312-315.

[76] Беляев, С. О воспоминаниях епископа Тихона (Шарапова) и их авторе // Журнал Московской Патриархии. 1998. № 4. С. 80–82.

[77] Цыпин, В., протоиерей. История Русской Церкви — История Русской Церкви 1917-1997. К. 9. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. С. 314.

[78] Карташёв, А.В., профессор. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира // Православная мысль. Париж, 1947 В. V. С. 14.

[79] Карташёв, А.В., профессор. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира // Православная мысль. Париж, 1947 В. V. С. 14.

[80] Владимир (Тихоницкий). Слова и поучения / Ред. Э.Л. Павлова. Киров: Буквица, 2005. С. 24.

[81] Карташёв, А.В., профессор. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира // Православная мысль. Париж, 1947. В. V. С. 14.

[82] Косик, В.И. Владимир // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. – Т.8. Вёльфлин Генрих – Екатеринбургская митрополия – Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2004. С. 668.

[83] Владимир (Тихоницкий). Слова и поучения / Ред. Э.Л. Павлова. Киров: Буквица, 2005. С. 25.

[84] Образ «инока скромного». Митрополит Владимир (Тихоницкий) — сын первого вятского новомученика // Церковный вестник. М., 2004. № 1-2. С. 280.

[85] «Пастырь, который жил только для других, совсем не думая о себе» Об архиепископе Сергии (Королёве). Режим доступа: https://pravoslavie.ru/109254.html. Дата доступа: 12.02.2024.

[86] Образ «инока скромного». Митрополит Владимир (Тихоницкий) — сын первого вятского новомученика // Церковный вестник. М., 2004. № 1-2. С. 280.

[87] Там же. С. 281.

[88] Владимир (Тихоницкий). Слова и поучения / Ред. Э.Л. Павлова. Киров: Буквица, 2005. С. 26.

[89] Цыпин, В., протоиерей. История Русской Церкви — История Русской Церкви 1917-1997. К. 9. М.: Издательство Спа-со-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. С. 843.

[90] Там же. С. 844-845.

[91] Карташёв, А.В., профессор. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира // Православная мысль. Париж, 1947. B. V. С. 16.

[92] Журнал Священного Синода Русской Православной Церкви от 9-го августа 1946 года // Журнал Московской Патриархии. 1946. № 9. С. 7.

[93] Карташёв, А.В., профессор. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира // Православная мысль. Париж, 1947. B. V. С. 17.

[94] Косик, В.И. Владимир // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. – Т.8. Вёльфлин Генрих – Екатеринбургская митрополия – Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2004. С. 668.

[95] Владимир (Тихоницкий). Слова и поучения / Ред. Э.Л. Павлова. Киров: Буквица, 2005. С. 27.

[96] Владимир (Тихоницкий). Слова и поучения / Ред. Э.Л. Павлова. Киров: Буквица, 2005. С. 27.

[97] Там же. С. 27.

образование
  • Вятское духовное училище (1883 — 1888)

  • Вятская духовная семинария (1888 — 1894)

  • Казанская духовная академия (1894 — 1898)

Научные труды, публикации
  • Орден Святой Анны III степени (6 мая 1903 года)

  • Орден Святого Владимира III степени (6 мая 1909 года)

  • Орден Святой Анны I степени (6 мая 1912 года)

  • Сан архиепископа (30 ноября 1923 года)

  • Право ношения креста на клобуке (3 июня 1932 года)

  • Сан митрополита (8 июля 1947 года)

     

Награды
  • Владимир (Тихоницкий), митрополит. Слова и поучения / Ред. Э.Л. Павлова. – Киров: Буквица, 2005.
  • Духовные зернышки: мысли и советы святителя Божия. Париж, 1967. Переиздание – Москва, 2002.