Архиепископ Белостокский и Гродненский Венедикт (Бобковский Василий Васильевич)
- Дата рождения: 28 февраля, 1876
- Дата хиротонии: 30 марта, 1941
- Архиепископ Белостокский и Гродненский, Экзарх Белорусской Православной Церкви в Восточной Пруссии (1942 — 1944)
- Дата кончины: 3 сентября, 1951
Будущий архиепископ Венедикт (в миру Василий Васильевич Бобковский) родился 28 февраля 1876 г. в селе Заволочье Опочецкого уезда Псковской губернии (ныне Опочецкий район Псковской области, Российская Федерация) в семье священника. Как и подавляющее большинство детей, происходивших из духовного сословия, обучался в церковных учебных заведениях. Получив начальное образование в Великолукском духовном училище, он поступил в Псковскую духовную семинарию, по окончании которой стал слушателем Императорского Юрьевского университета[1].
В силу неблагоприятного стечения обстоятельств В. Бобковский не смог завершить получение университетского образования. Прослушав два курса, он вынужденно оставил обучение и служил псаломщиком в одном из приходов Псковской епархии. После вступления в брак подал в Минскую духовную консисторию прошение о рукоположении в священный сан и назначении на приходское служение. Определением консистории от 24 января 1905 г. В. Бобковский определялся на священническое место в Свято-Троицкую церковь д. Староельня Новогрудского уезда Минской губернии (ныне Дятловский район Гродненской области)[2]. Во исполнение принятого определения 28 апреля того же года епископ Минский и Туровский Михаил (Темнорусов) рукоположил его во диакона, а 1 мая — во священника[3]. По прошествии девяти лет, 2 июля 1914 г., епископ Минский и Туровский Митрофан (Краснопольский) назначил иерея Василия вторым священником Николаевского собора г. Новогрудка Минской губернии (ныне райцентр Гродненской области)[4]. В 1916 г. иерей Василий перешел в ведомство военного духовенства и получил назначение на служение при полевом госпитале. Вскоре его перевели на должность полевого священника 431-го Тихвинского пехотного полка на Северном фронте. Ревностное служение будущего иерарха в Российской императорской армии отмечено орденами святой Анны II и III степени и святого Владимира IV степени[5].
Состоявшееся 3 марта 1918 г. подписание Брестского мирного договора ознаменовало фактический выход России из Первой мировой войны, что повлекло за собой возвращение полкового духовенства к приходскому служению. Не стал исключением и священник Василий Бобковский. Переехав в Новогрудок, он получил назначение на должности настоятеля местного собора и благочинного Новогрудского округа с возведением в сан протоиерея[6].
Начало ответственного церковно-административного служения будущего архипастыря проходило в сложных условиях радикального изменения политического ландшафта на пространстве прекратившей свое существование Российской империи. Одним из следствий протекавших процессов стала начавшаяся в 1919 г. советско-польская война, боевые действия которой непосредственным образом затронули Новогрудчину. Заключение Рижского мирного договора (18 марта 1918 г.) имело следствием включение в пределы Польской Республики территорий Западной Беларуси и Западной Украины. Вплоть до 1921 г. положение Православной Церкви в возрожденном польском государстве характеризовалось отсутствием централизованных органов церковного управления. По этой причине епархии фактически перешли на самоуправление и не имели возможности координации совместных действий. Стремясь к преодолению сложившейся ситуации и учитывая реалии политической ситуации, Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон в своем послании от 28 сентября 1921 г. предоставил Православной Церкви в Польше права широкой автономии[7]. На следующий день, 28 сентября 1921 г., Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод Русской Православной Церкви издали указ об утверждении «Положения о Соборе православных епархий в Польше», согласно которому на территории Второй Речи Посполитой учреждался Экзархат, возглавляемый митрополитом[8]. Поскольку назначенный еще в 1918 г. управляющим Варшавской епархией митрополит Серафим (Чичагов) не смог прибыть к месту служения, 11 октября 1921 г. Предстоятель Русской Православной Церкви поручил временное управление епархией оказавшемуся в эмиграции епископу Минскому и Туровскому Георгию (Ярошевскому). Одновременно с этим названный иерарх утверждался в статусе Патриаршего Экзарха в Польше[9]. Принятые решения позволили Православной Церкви в пределах польского государства обрести каноническую форму организации в виде митрополии, получить необходимые полномочия для выстраивания церковного администрирования на началах самоуправления и тем самым нормализовать течение церковной жизни.
Несмотря на фактически независимое существование Православной Церкви в Польше, ее пребывание в составе Московского Патриархата не находило одобрения со стороны гражданской власти. В том же 1921 г. польский поверенный подал Святейшему Патриарху Тихону прошение о даровании Православной Церкви на территории представляемого им государства полной автокефалии. В своей резолюции на поступившее обращение Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул невозможность удовлетворения данной просьбы в силу соображений канонического порядка[10]. Не получив просимого, заинтересованные представители польских властей обрели поддержку со стороны Константинопольского Патриархата. Постановлением Священного Синода Вселенской Патриархии от 13 ноября 1924 г. православной митрополии в Польше, вопреки позиции ее Матери-Церкви, усваивался автокефальный статус[11]. В процессе подготовки к провозглашению церковной независимости произошло отстранение от управления епархиями несогласных архиереев, каковыми стали архиепископ Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский), епископ Полесский и Пинский Пантелеимон (Рожновский) и епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий), временно возглавлявший Гродненскую епархию[12].
Пример жесткого подавления сопротивления реализации государственной политики в религиозной сфере обусловил молчаливое принятие ситуации подавляющим большинством православного духовенства, оторванного от единства с Русской Православной Церковью. В числе смирившихся с произошедшим оказался и протоиерей Василий Бобковский, первоначально не выражавший видимого протеста в вопросе смены церковной юрисдикции. По прошествии полутора десятилетий он принесет покаяние за отход от Матери-Церкви и до конца своих дней сохранит преданность каноническому Православию…
Продолжая служение в Новогрудке, протоиерей Василий на протяжении 1920-х — сер. 1930-х гг. проявлял усердие в несении возложенных на него послушаний, за что был отмечен церковными наградами. В 1925 г. его удостоили права ношения золотого наперсного креста с украшениями[13], а в 1935 г. высшей награды для пресвитеров — права ношения митры[14]. Помимо исполнения должностей благочинного и соборного настоятеля, он с 1923 г. являлся членом Новогрудского миссионерского комитета[15]. После смерти супруги священнослужитель принял решение посвятить свою дальнейшую жизнь иноческому подвигу. 26 марта 1937 г. состоялся его монашеский постриг с наречением имени Венедикт, а уже через два дня — возведение в сан архимандрита и назначение на должность настоятеля Жировичского Успенского мужского монастыря[16]. По свидетельству епископа Митрофана (Зноско-Боровского), лично знавшего будущего владыку, смещение протоиерея Василия с должности благочинного Новогрудского округа и настоятеля собора г. Новогрудка произошло по требованию гражданских властей в контексте сопротивления православного духовенства политике полонизации церковной жизни[17].
Период возглавления древней белорусской обители архимандритом Венедиктом (Бобковским) оказался ознаменован таким примечательным событием, как обхождение с чудотворной Жировичской иконой Божией Матери православных регионов польского государства. На протяжении нескольких недель насельники Жировичского монастыря вместе с настоятелем посещали различные населенные пункты Западной Беларуси, осуществляя духовное попечение и воодушевляя местное православное население[18].
После начала Второй мировой войны и вхождения Красной армии в пределы Западной Беларуси на территории Жировичского монастыря разместилось советское воинское подразделение. Как впоследствии вспоминал настоятель обители, «в первый же день солдаты пожелали осмотреть церковь. Вошли большой группой. Большинство сняли шапки, некоторые перекрестились, а часть осталась в шапках. Тогда о[тец] Венедикт вышел на амвон и обратился к солдатам приблизительно с такими словами: “Граждане, по нашему православному обычаю в храме нельзя стоять в шапках. Этот обычай уважают даже иноверцы. Поэтому прошу или снять шапки, или выйти из церкви”. В ответ на эти слова большинство стоявших в шапках сняли таковые, и только несколько человек покинуло церковь»[19]. Принципиальная позиция архимандрита Венедикта не имела для него отягчающих последствий. Вскоре военные покинули монастырь, а в Жировичах произошло формирование советских органов управления. С их стороны предпринимались попытки ограничения богослужебной и хозяйственной деятельности обители посредством наложения запрета на проведение крестных ходов, повышенного налогообложения, отнятия обрабатываемой земли, конфискации сельскохозяйственного инвентаря и т. д.[20] Однако даже в этих непростых условиях монастырь продолжал свое служение Богу и людям.
Начало Второй мировой войны повлекло за собой не только радикальные геополитические изменения, но и смещение границ церковных юрисдикций. В контексте происходившего осенью 1939 г. воссоединения Западной Беларуси с БССР началось возвращение епархий, священнослужителей и церковных общин в состав Русской Православной Церкви. Уже 17 октября 1939 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) подписал указ о назначении архиепископа Пантелеимона (Рожновского) управляющим Гродненской епархией и Экзархом Московской Патриархии на новоприсоединенных территориях Западной Украины и Беларуси[21]. Названный иерарх являлся поборником сохранения церковного единства и за непризнание польской автокефалии находился в ссылке сперва в Милецком, затем в Жировичском монастырях. С сентября 1939 г. он временно возглавлял управление Гродненской епархией, фактически восстановив ее каноническое единство с Матерью-Церковью[22]. Однако процесс воссоединения отдельных клириков и церковных общин не являлся единовременным. Принесение настоятелем Жировичского монастыря личного покаяния за отделение от Русской Православной Церкви состоялось только 29 июня 1940 г. Прежняя принадлежность архимандрита Венедикта (Бобковского) к Православной Церкви в Польше не воспринималась руководством Московской Патриархии как обстоятельство, препятствующее его дальнейшему служению на высоких церковно-административных должностях. Следствием такой отеческой снисходительности стало избрание и рукоположение архимандрита Венедикта во епископа Брестского, викария Гродненской епархии. Его архиерейскую хиротонию, состоявшуюся 30 марта 1941 г. в Москве при участии более десяти православных иерархов, возглавил Патриарший Местоблюститель[23]. Выбор архиерейской кафедры для епископа Венедикта оказался не случайным. Являясь настоятелем Жировичского монастыря, он сблизился с проживавшим в обители архиепископом Пантелеимоном (Рожновским) и на протяжении ряда последующих лет являлся его ближайшим помощником. Вплоть до начала немецкого вторжения в пределы СССР приходы Гродненской, Виленской и частично Пинской епархий, объединенные в Белорусскую епархию, возглавлялись архиепископом Пантелеимоном. Ближайшим помощником управляющего епархией в этот период являлся архимандрит (затем — епископ) Венедикт, осуществлявший контроль над делопроизводством и выполнением распоряжений архиепископа Пантелеимона[24]. Оба архипастыря проживали в Жировичском монастыре, настоятелем которого продолжал оставаться новорукоположенный викарий Гродненской епархии[25].
Первая торжественная встреча православным населением г. Бреста своего архипастыря произошла только 8 июня 1941 г., в день праздника Пятидесятницы. Причины более чем двухмесячной задержки епископа Венедикта с прибытием в свой кафедральный город обуславливались ограничениями на передвижение, наложенными гражданской властью[26]. Вполне вероятно, что одним из факторов, повлиявших на это обстоятельство, могли стать логистические сложности, вызванные существованием на протяжении 1939–1941 гг. охраняемого пограничного кордона, разделявшего Западную и Восточную Беларусь по линии старой советско-польской границы[27]. В условиях вынужденного дистанционного управления викариатством епископ Венедикт опирался на местных благочинных, которых призывал стать «оком архиерея» в «ныне “лукавое” и полное соблазнов время»[28].
После вступления в управление Брестским викариатством владыка поручил организацию органов викариального управления протоиерею Митрофану Зноско-Боровскому, назначенному благочинным Брестского округа и председателем Брестского викариального управления. Посещение кафедрального города для совершения богослужений и контроля над деятельностью викариального управления владыка осуществлял каждые три месяца[29]. В своих воспоминаниях епископ Митрофан (Зноско-Боровский) так характеризовал период своего служения под началом епископа Венедикта: «Легко было работать с владыкой… Его доверие к своим помощникам в Божием деле, его умение морально их поддержать и вдохновить, давали силы к преодолению усталости. А работы было много, “сверх головы”…»[30].
Начало Великой Отечественной войны стало новым периодом испытаний для Православной Церкви на белорусских землях. Стремительное продвижение немецкой армии на восток привело к оккупации Беларуси и на некоторое время парализовало систему церковного управления в пределах занятых нацистами территорий. В сентябре 1941 г. архиепископа Пантелеимона посетили представители оккупационной администрации, предложив продолжить руководство церковной жизнью. При этом от владыки требовалось создание автокефальной Белорусской Православной Церкви (БПЦ), полностью независимой от Московской Патриархии, Православной Церкви в Генерал-губенаторстве (Польше) и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Укреплению этой независимости должна была послужить белорусизация церковной жизни, предполагавшая переход на белорусский язык в проповеди, преподавании Закона Божия и делопроизводстве. Приняв выдвинутые условия, архиепископ Пантелеимон возглавил новообразованную Белорусскую Православную Церковь (Белорусскую митрополию), которая фактически сохранила свое пребывание в юрисдикции Русской Православной Церкви. На протяжении всего периода своего управления он последовательно уклонялся от настойчивых требований немецких властей и местных коллаборационистов провозгласить белорусскую автокефалию[31]. Зарекомендовав себя убежденным сторонником церковного единства восточнославянских народов и претерпев лишения за свою позицию в межвоенный период, владыка остался верен избранной позиции и в условиях немецкой оккупации.
Вскоре после вступления в управление церковной жизнью архиепископ Пантелеимон и епископ Венедикт провели в Жировичском монастыре церковный Собор, по итогам которого Первоиерарху Белорусской Православной Церкви усваивался титул «митрополита Минского и всея Беларуси». В своем обращении к генеральному комиссару Белоруссии В. Кубе участники заседания сообщали о допустимости провозглашения автокефалии только на каноническом основании[32]. Выдвинутое ими условие предполагало непременное согласие Матери-Церкви на отделение Белорусской митрополии. Следование заявленной позиции в конечном итоге позволило сохранить Православную Церковь на белорусских землях от антиканоничного самопровозглашения автокефалии и возникновения церковного раскола.
После получения возможности вернуться к руководству церковной жизнью митрополит Пантелеимон направил епископа Венедикта в Минск для организации Митрополитального управления. В белорусской столице викарий Гродненской епархии выполнил порученную задачу, произвел необходимые кадровые назначения и достиг видимых успехов в нормализации деятельности системы церковного управления. 23 ноября 1941 г. митрополит Пантелеимон и епископ Венедикт совершили в Жировичском монастыре рукоположение архимандрита Филофея (Нарко) во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. На следующий день названные иерархи провели заседание Второго Собора Белорусской митрополии, на котором произошло назначение епископа Венедикта управляющим Гродненской епархией Белорусской Православной Церкви. При назначении владыке усваивался титул «епископа Белостокского и Гродненского». Поскольку незадолго до созыва Собора нацисты включили территорию Гродненского региона в пределы Восточной Пруссии, деятельность епископа Венедикта смещалась за пределы Генерального округа «Белоруссия». Произошедшие изменения лишали его возможности продолжать тесное взаимодействие с митрополитом Пантелеимоном в деле управления Белорусской Православной Церковью. По этой причине соборным решением в должности секретаря Собора епископов БПЦ утверждался епископ Филофей (Нарко), что предполагало его тесное взаимодействие с Первоиерархом в вопросах церковного администрирования[33].
Антиминс с подписью архиепископа Венедикта
Осуществляя управление Гродненской епархией, епископ Венедикт оказывал посильное содействие развитию Православной Церкви на территории Восточной Беларуси, фактически угасшей к кон. 1930-х гг. по причине последовательной реализации советской антирелигиозной политики. Уже летом 1941 г. владыка сформировал при Гродненском епархиальном управлении миссионерский комитет, осуществлявший отбор кандидатов на священническое служение в восточных белорусских регионах. Командированных клириков епископ Венедикт направлял в непосредственное ведение митрополита Минского и Белорусского Пантелеимона (Рожновского)[34].
Существенные изменения в церковную жизнь внес проходивший 3 марта 1942 г. в Минске очередной Собор Белорусской Православной Церкви. Решением собравшихся иерархов Гродненско-Белостокская епархия, насчитывавшая 144 прихода, наделялась автономным статусом. Одновременно с этим епископ Венедикт (Бобковский) освобождался от управления приходами на территории Брестского региона, присоединенного к рейхскомиссариату Украина. По согласованию с архиепископом Серафимом (Ляде), управляющим Германской епархией РПЦЗ, епископ Венедикт наделялся статусом Экзарха Белорусской Православной Церкви в Восточной Пруссии с возведением в сан архиепископа. Другим важным соборным решением стало учреждение в пределах генерального округа Белоруссия пяти епархий (Минской, Могилевской, Витебской, Новогрудской и Смоленской) и избрание кандидатов на архиерейское рукоположение. Кроме того, Первоиерарху усваивался титул «архиепископ Минский, митрополит всея Беларуси», а Жировичский монастырь наделялся статусом ставропигиального[35].
Осуществляя формирование административной структуры Белорусской Православной Церкви, митрополит Пантелеимон игнорировал настойчивые требования оккупационной власти относительно скорейшего провозглашения автокефалии и усиления национального элемента в церковной жизни. Занятая им позиция ожидаемо не находила понимания со стороны администрации Генерального округа. По этой причине 1 июня 1942 г. заместитель генерального комиссара отстранил митрополита от высшего церковного и епархиального управления. Первоиерарху предписывалось покинуть Минск и проживать на условиях ссыльного в бывшем Ляденском монастыре. Полномочия руководителя Белорусской митрополией передавались архиепископу Филофею (Нарко)[36].
Целью провозглашения белорусской автокефалии оккупационные власти видели отделение белорусского народа от великороссийского религиозного и культурного влияния[37]. При этом не учитывались экклезиологические и канонические основания, необходимые для провозглашения новой Поместной Православной Церкви. Такое игнорирование базовых положений православного канонического права создавало угрозу возникновения белорусского автокефального раскола. Однако мудрое управление митрополита Пантелеимона позволило избежать развития подобного негативного сценария. Как следовало из секретного информационного бюллетеня штаба полиции безопасности и СД о положении Православной Церкви в Беларуси, датированного 5 июня 1942 г., митрополит Пантелеимон (Рожновский) и его окружение пытались воспрепятствовать развитию белорусского автокефального проекта. При этом «наиболее ревностным» противником церковного сепаратизма назывался архиепископ Венедикт (Бобковский)[38].
В условиях усиления давления оккупационной администрации на представителей белорусской иерархии архиепископ Филофей созвал Всебелорусский Церковный Собор, проходивший 30 августа — 2 сентября 1942 г. в Минске. Участниками соборных заседаний, председателем которых являлся заместитель Первоиерарха, стали епископ Витебский и Полоцкий Афанасий (Мартос), епископ Смоленский и Брянский Стефан (Севбо), делегаты от Новогрудской, Минской и Смоленской епархий. Представители других белорусских епархий не имели возможности прибыть на Собор по причине пребывания за пределами генерального комиссариата Белоруссия. Основным соборным решением стало заявление относительно необходимости канонического оформления белорусской автокефалии и принятия Устава Белорусской Православной Церкви[39]. Усваивая Белорусской митрополии наименование «автокефальной», уставной документ содержал параграф, оговаривавший возможность достижения полной церковной независимости только каноническим путем (§ 113 «Каноническое объявление (провозглашение) автокефалии наступит после признания ее всеми Автокефальными Православными Церквями»)[40]. Из этого положения Устава следовало, что оказавшаяся под сильнейшим внешним давлением Белорусская Православная Церковь вынужденно включала в свое официальное наименование указание на полную церковную независимость, но фактически сохраняла прежний статус и заявляла о возможности его изменения только после всеправославного согласования вопроса с учетом мнения Матери-Церкви.
Как впоследствии отмечал в одной из своих публикаций архиепископ Венедикт (Бобковский), формирование и жизнь самоуправляемой Белорусской Православной Церкви в 1941–1944 гг. осуществлялись на основании указа № 362, изданного 20 ноября 1920 г. Святейшим Патриархом Московским и всея России Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви[41]. Этот документ предусматривал возможность временного перехода епархий и церковный областей Русской Православной Церкви на независимое положение: «В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе)»[42]. Свидетельство архиепископа Венедикта о канонических и юридических основаниях существования Белорусской Православной Церкви в годы немецкой оккупации развенчивает устоявшийся исторический миф о якобы произошедшем в 1942 г. провозглашении белорусской автокефалии. Вопреки расхожим утверждениям, Православная Церковь на белорусских землях сохранила свою каноническую зависимость от Церкви-Матери — Русской Православной Церкви.
На протяжении 1942–1944 гг. жизнь Гродненской епархии протекала независимо от процессов, характерных для Православной Церкви в пределах генерального округа Белоруссия. По состоянию на 1 июля 1943 г. в составе епархии насчитывалось 183 прихода, объединенных в 15 благочиний[43]. Включенность епархии в пределы Восточной Пруссии обусловила сближение архиепископа Венедикта с епископатом Русской Православной Церкви Заграницей. Сохраняя принадлежность к юрисдикции Белорусской митрополии, управляющий Гродненской епархией принял участие в Архиерейском совещании РПЦЗ, проходившем в Вене 8–21 октября 1943 г.[44] Во время работы совещания по представлению архиепископа Венедикта состоялось рукоположение клирика Гродненской епархии архимандрита Григория (Боришкевича) во епископа Гомельского и Мозырского[45]. Первоначально проведение его архиерейской хиротонии планировалось осуществить месяцем ранее в Минске, но сложности пересечения установленных административных границ изменили намеченные планы[46]. Отмеченное тесное взаимодействие русских зарубежных иерархов с представителями Белорусской Православной Церкви свидетельствует о сохранении последней канонического статуса и причастности к полноте Вселенского Православия.
Важным событием белорусской церковной жизни на завершающем этапе немецкой оккупации стал Собор епископов Белорусской Православной Церкви, проходивший 12–18 мая 1944 г. в Минске. В соборных заседаниях приняли все иерархи митрополии, в том числе и архиепископ Венедикт (Бобковский). Констатировав отсутствие у Белорусской митрополии автокефального статуса, на усвоении которого настаивало руководство генерального округа и белорусских коллаборационных организаций, участники соборных заседаний сделали специальное заявление относительно недопустимости вмешательства светской власти в церковную жизнь[47]. Данный жест подчеркивал принципиальность позиции священноначалия Белорусской Православной Церкви относительно недопустимости неканоничного самопровозглашения автокефалии в угоду политической конъюнктуре.
Вскоре после завершения соборной работы немецкие власти эвакуировали епископат Белорусской митрополии в чешский курортный город Францесбад по причине начавшегося освобождения территории Беларуси и стремительного продвижения линии фронта на запад. Оказавшись в эмиграции, белорусские иерархи сразу же заявили о желании перейти в состав Русской Православной Церкви Заграницей, но были удержаны от этого шага представителями белорусских общественно-политических организаций. В 1945 г. епископат Белорусской митрополии переехал в лагерь для беженцев Тирсхайм на территории Баварии. На новом месте проживания они снова поставили вопрос о присоединении к РПЦЗ. Их просьба была удовлетворена решением Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, проходившего 23 февраля 1946 г. Произошедшее привело к упразднению Белорусской Православной Церкви в диаспоре. Вскоре после смены церковной юрисдикции архиепископ Венедикт (Бобковский) вошел в состав Архиерейского Синода РПЦЗ[48], что явилось свидетельством его высокого авторитета в среде русской и белорусской эмиграции.
Упразднение Белорусской Православной Церкви в диаспоре вызвало крайне негативную реакцию со стороны представителей белорусских эмигрантских политических и общественных организаций. Ошибочно воспринимая Белорусскую митрополию времен немецкой оккупации как церковную единицу, обладавшую полной автокефалией, они запустили проект ее «возрождения». Поскольку весь белорусский епископат перешел в русскую зарубежную церковную юрисдикцию, сторонники белорусской автокефалии пригласили к себе епископа Сергия (Охотенко), иерарха Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Под председательством последнего 5 июня 1948 г. в немецком городе Констанца состоялся неканоничный церковный Собор, поручивший епископу Сергию временное управление формируемой Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ). Тогда же состоялось учреждение Временного управления БАПЦ и избрание кандидатов на архиерейское рукоположение[49]. Фактическими инициаторами церковного раскола белорусской диаспоры архиепископ Венедикт (Бобковский) называл группу лиц, именуемых «кривичами»[50]. Под последними подразумевались сторонники Рады Белорусской Народной Республики (БНР) — антикоммунистического белорусского представительства в эмиграции. Сталкиваясь в условиях западного мира с отождествлением слов «Byelorussia» и «Russia», представители данного политического направления обратились к идее В. Ластовского относительно употребления слова «Кривия» вместо «Беларусь»[51]. Развитию белорусского церковного раскола способствовала деятельность «Жировичского братства», издававшего журнал «Сила веры». На страницах этого издания публиковались материалы, дискредитирующие каноническую белорусскую иерархию и популяризирующие идею автокефалии. Такой же редакционной политики придерживалась газета «Бацькаўшчына», издаваемая сторонниками Рады БНР[52].
Важным этапом истории развития белорусского церковного раскола в эмиграции стало решение Архиерейского Собора УАПЦ от 4 ноября 1949 г., согласно которому епископу Сергию (Охотенко) дозволялся переход в юрисдикцию БАПЦ. Одновременно с этим украинские иерархи выражали согласие на содействие белорусским автокефалистам в рукоположении второго архиерея[53]. Реагируя на произошедшее, 14–15 декабря 1949 г. архиепископ Венедикт (Бобковский) провел совещание белорусских иерархов. Итогом обсуждения сложившейся ситуации стало принятие решения о направлении украинскому епископату официального протеста по случаю их вмешательства в церковную жизнь православных белорусов. Кроме того, отмечалась необходимость издания архипастырского обращения к белорусскому народу «с выяснением вредных действий иерархии УАПЦ для Белорусской Православной Церкви и белорусского народа» и уведомления других Поместных Православных Церквей об антиканоничной деятельности УАПЦ[54]. Несмотря на предостережения со стороны законного белорусского епископата, 19 декабря 1949 г. епископ Сергий (Охотенко) и иерархи УАПЦ совершили рукоположение иеромонаха Василия (Томащика) во «епископа Виленского»[55]. Данное деяние фактически завершило процесс формирования структуры неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви, на многие десятилетия расколовшей церковное единство православной белорусской диаспоры.
Возникновение белорусской автокефальной иерархии побудило канонический белорусский епископат инициировать рассмотрение этого вопроса Архиерейским Синодом РПЦЗ. На проходившем 9 февраля 1950 г. синодальном заседании состоялось принятие решения, согласно которому архиерейское рукоположение В. Томащика признавалось незаконным и недействительным, а БАПЦ объявлялась самочинным сборищем. В связи с принятыми определениями православная паства предостерегалась относительно недопустимости вступления в общение с белорусскими автокефалистами[56].
На протяжении второй пол. 1940-х гг. архиепископ Венедикт (Бобковский) проживал в лагере для беженцев Малый Шляйсхайм, находившемся вблизи Мюнхена. Руководство церковной жизнью в лагере, насчитывавшем около 7 000 беженцев, осуществлял митрополит Пантелеимон (Рожновский)[57]. Являясь ближайшим сподвижником бывшего Первоиерарха Белорусской Православной Церкви, архиепископ Венедикт принимал активное участие в организации душепопечения о местных православных эмигрантах и регулярно становился участником соборных богослужений, совершавшихся иерархами РПЦЗ на территории лагеря[58]. Кроме того, владыка непосредственно руководил жизнью белорусских приходов в Тирсхайме, Вунзиделе и Миттертайхе[59].
После смерти митрополита Серафима (Ляде) († 14 сентября 1950 г.) должность управляющего Германской епархией РПЦЗ воспринял архиепископ Венедикт (Бобковский). Одновременно с этим владыка усвоил полномочия председателя епископского совета Германской епархии[60]. Новый этап церковного служения архиепископа Венедикта был ознаменован присущей ему активной деятельностью по развитию православного образования и просвещения. Так, на состоявшемся 14 ноября 1950 г. заседании епископского совета он выступил с предложением об организации пастырских курсов, ориентированных на подготовку иереев, диаконов и псаломщиков. Данная инициатива встретила поддержку присутствующих, сформировавших специальную комиссию по открытию курсов[61]. Аналогичным образом владыка проявлял особое внимание к вопросу организации начального религиозного образования на уровне приходов. В нач. 1951 г. журнал «Церковные ведомости Православной Церкви в Германии» опубликовал его распоряжение, предписывавшее по возможности осуществить организацию воскресных школ на каждом приходе и во всех лагерях для беженцев. При этом оговаривалась необходимость создания отдельных школ для взрослых и детей. Заслуживает внимания содержащаяся в этом же документе рекомендация архиепископа Венедикта относительно практики подготовки детей к исповеди: «В Великом посту, прежде чем давать детям (в возрасте после 7 лет) Св[ятое] Причастие, надо еще перед исповедью опросить их, знают ли они молитвы, а кто не знает, прежде помочь им их выучить и объяснить, а потом уже исповедовать (с особым вниманием) и приобщать Св[ятых] Тайн»[62]. Вполне очевидно, что данный подход сохраняет актуальность и может иметь успешное применение даже настоящее время.
Особое внимание архиепископ Венедикт уделял православным беженцам, проживавшим на территории послевоенной Германии и не входившим в состав действующих приходов по причине удаленности от них. В декабре 1950 г. владыка подписал распоряжение, предписывавшее настоятелям осуществить регистрацию всех православных эмигрантов, проживавших в районах расположения их приходов. Православным священнослужителям рекомендовалось искать содействия в проведении этой работы со стороны местного инославного духовенства и гражданской администрации[63].
Пребывая в должности управляющего Германской епархией, архиепископ Венедикт оказал влияние на формирование официальной позиции Русской Православной Церкви Заграницей в отношении украинского автокефального раскола. Принимая участие в работе очередного Архиерейского Собора РПЦЗ, он 15 декабря 1950 г. выступил с докладом по вопросу канонического статуса Украинской автокефальной православной церкви. По результатам обсуждения прозвучавшего сообщения участники заседания приняли специальное определение, в котором постановили считать УАПЦ с иерархией и клиром «болезненным образованием на общем теле Св[ятой] Православной Русской Церкви, имеющим все признаки раскола, способствующего разложению церковной жизни не только украинского православного населения, но и других православных народностей»[64]. Исходя из означенной позиции, Архиерейский Собор констатировал невозможность церковного и молитвенного общения с иерархией и духовенством УАПЦ. При этом отмечалась необходимость проведения пастырской работы с мирянами, поддержавшими автокефальное движение и оказавшимися в состоянии раскола[65]. На протяжении последующих десятилетий официальная позиция РПЦЗ базировалась на положениях данного определения, в выработке которого принял самое непосредственное участие бывший гродненский архипастырь.
На протяжении последних лет жизни архиепископ Венедикт страдал от тяжелого онкологического заболевания, повлекшего кончину архипастыря 3 сентября 1951 г. Отпевание почившего владыки совершили в русском Архистратиго-Михайловском храме Фюссена (пригород Мюнхена) архиепископ Филофей (Нарко) и епископ Александр (Ловчий) в сослужении 30 священников и диаконов[66]. Весьма знаменательно, что погребение архиепископа Венедикта состоялось на кладбище Фельдмохинг (Мюнхен) рядом с могилой его духовного наставника и единомышленника митрополита Пантелеимона (Рожновского)[67] [47. С. 289].
Завершая обзор жизненного пути, церковного служения и письменного наследия архиепископа Венедикта (Бобковского), можно сделать вполне однозначный вывод о его выдающейся роли в белорусской церковной истории ХХ в. Приверженность высокому идеалу церковного единства являлась отличительным признаком архипастыря в периоды немецкой оккупации Беларуси и послевоенного пребывания в эмиграции. Именно поэтому вплоть до настоящего времени его имя ассоциируется с последовательным противодействием белорусскому и украинскому автокефальным расколам. В своей церковно-административной деятельности владыка исходил из искреннего стремления объединить верующих вокруг Христа и Его Церкви, наставить их в деле спасения и духовного совершенствования, предостеречь от возможных искушений на пути к Богу.
Источники и литература
- Акт № 1 дзеянняў Сабора Епіскапаў Святой Праваслаўнай Беларускай Царквы // Архив Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (АГЕ РПЦЗ). – Папка «Собор Белорусской Православной Церкви. 1944 год». Л. 3–4.
- Акт № 7 дзеянняў Сабора Епіскапаў Святой Праваслаўнай Беларускай Царквы // АГЕ РПЦЗ. – Папка «Собор Белорусской Православной Церкви. 1944 год». Л. 14–16.
- Алексеев, В. И. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории. Глава 4. Белоруссия / В. И. Алексеев, Ф. Ставру // Русское возрождение. – 1981. – № 16. – С. 91–121.
- А[рхиепископ] В[енедикт]. Жизненный путь Высокопреосвященнейшего владыки митрополита Пантелеимона / А[рхиепископ] В[енедикт] // Праваслаўны беларус. – 1949. – № 6. – С. 1–5.
- Архиерейская хиротония // Православная Русь. – 1943. – № 11–12 (366–367). – С. 2–3.
- Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни / архиепископ Афанасий (Мартос). – Мн., 1990. – 299 с.
- Болезнь и кончина Архиепископа Берлинского и Германского Венедикта // Церковная жизнь. – 1951. – № 3. – С. 17.
- Ваше Высокопреподобие, отец благочинный! 12 января 1940 г. // Архив Жировичского Успенского монастыря (АЖУМ). Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 5.
- Венедзікт, архіепіскап. Кароткі нарыс арганізацыі Беларускай мітраполіі ў 1941 годзе і палажэнне да цяперашняга часу ў эміграцыі / архіепіскап Венедзікт // Праваслаўны Беларус. – 1949. – № 5. – С. 4–6.
- Венедикт (Бобковский), архимандрит. Дорогой достопочтенный о. Иосиф! 23 ноября 1939 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 1–1 об.
- Венедикт (Бобковский), архимандрит. Достопочтеннейший о. Иосиф! 27 февраля 1940 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 48а.
- Венедикт (Бобковский), архимандрит. Мирскому о. благочинному. 9 ноября 1940 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 16–16 об.
- Венедикт (Бобковский), архимандрит. Мирскому благочинному протоиерею Иосифу Тумиловичу. 3 декабря 1939 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 3.
- Венедикт (Бобковский), архимандрит. Мирскому благочинному протоиерею Иосифу Тумиловичу. 7 декабря 1939 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 2–2 об.
- Выпись из журнала Священного Синода Православной Митрополии в Польше от 6 сентября 1922 год за № 10 // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1924. – № 37–38. – С. 2–3.
- Гардзіенка, А. Беларуская Цэнтральная Рада (БЦР) : стварэнне, дзейнасць, заняпад. 1943–1995 / А. Гардзіенка. – Мн., 2016. – 480 с.
- Зайде, Г. Русская церковная эмиграция в Германии после Второй мировой войны / Г. Зайде // Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. – 1994. – № 1. – С. 17–20.
- Из информационного бюллетеня штаба полиции безопасности и СД № 6 «Сообщения из оккупированных восточных областей» – о положении Церкви в Белоруссии // Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Сборник документов. – М., 2009. – С. 565–567.
- Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу / І. Касяк. – Нью-Йорк, 1956. – 191 с.
- Корнилов, А. А. Архипастыри лагеря перемещенных лиц Шлясгайм / А. А. Корнилов // Материалы XVII Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2007. – С. 277–290.
- Корнилов, А. А. Деятельность Епископского совета по решению проблем Германской епархии РПЦЗ (1948–1950 гг.) / А. А. Корнилов // Вестник ПСТГУ. Серия ІІ : История. История Русской Православной Церкви. – 2020. – Вып. 96. – С. 118–130.
- Корнилов, А. А. Переписка архиереев Русской Зарубежной Церкви по вопросам пастырского окормления прихода перемещенных лиц Майнлейз / А. А. Корнилов // XXVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. – М. : ПСТГУ, 2017. – Т. 1. – № 27. – С. 157–165.
- Кострюков, А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве / А. А. Кострюков. – М. : Издательство ПСТГУ, 2015. – 487 с.
- Мирскому о. Благочинному. Прот. Евгений Котович. Октябрь, 1940 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 13.
- Митрофан (Зноско-Боровский), епископ. Хроника одной жизни : Воспоминания, проповеди / епископ Митрофан (Зноско-Боровский). – М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 2006. – 592 с.
- Н. А. К 50-летию со дня кончины архиепископа Венедикта (Бобковского) / Н. А. // Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. – 2001. – № 5. – С. 11–19.
- Назначения и перемещения // Минские епархиальные ведомости. – 1914. – № 15 (Часть официальная). – С. 223.
- Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920–1995: Биографический справочник / А. Нивьер. – М. : Русский путь ; Париж : YMCA-Press, 2007. – 576 с.
- Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей «О так называемой Украинской Автокефальной Церкви». 2/15 декабря 1950 г. // Церковная жизнь. – 1951. – № 2. – С. 5.
- О регистрации православного населения, живущего разбросанно по Германии // Распоряжения Высокопреосвященнейшего Венедикта, архиепископа Берлинского и Германского. – Мюнхен, 1950. – С. 2.
- О самочинной Белорусской Церкви. Постановление Архиерейского Синода РПЦЗ // Православная Русь. – 1950. – № 4. – С. 13–14.
- Ответ архиеп. Венедикта архиеп. Поликарпу // Шкаровский, М. В. Политика Третьего Рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных документов / М. В. Шкаровский. – М., 2003. – С. 281–282.
- Патриарший и Синодально-Канонический Томос Вселенской Константинопольской Патриархии, от 13 ноября 1924 года, о признании Православной Церкви в Польше Церковью Автокефальною // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1925. – № 8. – С. 1–2.
- Письмо Собора Епископов Православной Митрополии в Польше Его Святейшеству, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России, от 16 августа 1924 года, о состоянии Православной Церкви в Польше от восстановления последней до настоящего времени // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1924. – № 35. – С. 1–3.
- Послание Святейшего Патриарха Тихона о даровании широкой поместной автономии Православной Церкви в Польше. 14(27).09.1921 // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. – М., 1994. – С. 178.
- Постановление Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви. 7/20 ноября 1920 года. № 362 // Церковные ведомости. – 1922. – № 1. – С. 2–3.
- Распоряжение архиепископа Берлинского и Германского Венедикта «Об организации воскресных школ» // Церковные ведомости Православной Церкви в Германии. – 1951. – № 3. – С. 4.
- Распоряжения Высшей Церковной Власти. Священный Синод Православной Митрополии в Польше. Заседание 13 апреля 1925 года. Журнал № 6 // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1925. – № 8. – С. 2–3.
- Распоряжения епархиального начальства. Перемены по епархиальной службе // Минские епархиальные ведомости. – 1905. – № 4 (Часть официальная). – С. 42.
- Распоряжения епархиального начальства. Перемены по епархиальной службе // Минские епархиальные ведомости. – 1905. – № 10 (Часть официальная). – С. 141.
- Распоряжения Епархиальных Начальств. По Гродненской епархии // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1924. – № 16–17. – С. 3.
- Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на прошении, поданном польским поверенным в делах в Москве, о даровании прав автокефалии Православной Церкви в Польше. 1921 // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. – М., 1994. – С. 181.
- Русский православный храм Св. Архистратига Михаила в Мюнхен-Людвигсфельде. – Мюнхен, 2012. – 27 с.
- Рэйн, Л. Праваслаўная царква ў Беларусі за нямецкай акупацыяй (1941–1944) / Л. Рэйн // ARCHE. – 2008. – № 5. – С. 260–294.
- Силова, С. В. К вопросу о деятельности православного приходского духовенства Беларуси в годы нацистской оккупации (1941–1944) / С. В. Силова // Журнал Белорусского государственного университета. История. – 2019. – № 4. – С. 6–14.
- Синодальные награды. По Гродненской епархии // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1925. – № 8. – С. 5.
- Совещание архиереев в Вене // Православная Русь. – 1943. – № 11–12 (366–367). – С. 1–2.
- Статут Святой Праваслаўнай Беларускай Аўтакефальнай Царквы, прыняты Ўсебеларускім Царкоўным Саборам 30.8.–2.9.1942 г. // Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу / І. Касяк. – Нью-Йорк, 1956. – С. 173–188.
- Указ Святейшего Патриарха Тихона о поручении временного управления бывшей Варшавской епархией преосвященному Георгию (Ярошевскому) и о назначении его Патриаршим Экзархом в Польше. 28.09(11.10).1921 // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. – М., 1994. – С. 179.
- Указ Святейшего Патриарха Тихона и Патриаршего Священного Синода об утверждении Положения о Соборе православных епархий в Польше // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. – М., 1994. – С. 178.
- Циркулярное послание епископа Венедикта (Бобковского) благочинным Брестского викариатства. 2 мая 1941 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 89.
- Sosna, G. Hierarchia і kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX–XXI wieku / G. Sosna, А. Troc-Sosna. – Ryboły, 2012. – 1007 s.
Архиепископ Гродненский и Волковысский АНТОНИЙ
Публикация: Антоний (Доронин), архиепископ. Архиепископ Венедикт (Бобковский) (1876–1951) : жизнь и служение церковному единству / архиепископ Антоний (Доронин) // Церковь и время. – 2024. – № 1 (105). – С. 89–116.
[1] Sosna G. Hierarchia і kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX–XXI wieku / G. Sosna, А. Troc-Sosna. – Ryboły, 2012. – S. 48.
[2] Распоряжения епархиального начальства. Перемены по епархиальной службе // Минские епархиальные ведомости. – 1905. – № 4 (Часть официальная). – С. 42.
[3] Распоряжения епархиального начальства. Перемены по епархиальной службе // Минские епархиальные ведомости. – 1905. – № 10 (Часть официальная). – С. 141.
[4] Назначения и перемещения // Минские епархиальные ведомости. – 1914. – № 15 (Часть официальная). – С. 223.
[5] Н. А. К 50-летию со дня кончины архиепископа Венедикта (Бобковского) / Н. А. // Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. – 2001. – № 5. – С. 11; Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920–1995: Биографический справочник / А. Нивьер. – М. : Русский путь ; Париж : YMCA-Press, 2007. – С. 121.
[6] Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. С. 121.
[7] Послание Святейшего Патриарха Тихона о даровании широкой поместной автономии Православной Церкви в Польше. 14(27).09.1921 // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. – М., 1994. – С. 178.
[8] Письмо Собора Епископов Православной Митрополии в Польше Его Святейшеству, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России, от 16 августа 1924 года, о состоянии Православной Церкви в Польше от восстановления последней до настоящего времени // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1924. – № 35. – С. 1–3; Указ Святейшего Патриарха Тихона и Патриаршего Священного Синода об утверждении Положения о Соборе православных епархий в Польше // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. – М., 1994. – С. 178.
[9] Указ Святейшего Патриарха Тихона о поручении временного управления бывшей Варшавской епархией преосвященному Георгию (Ярошевскому) и о назначении его Патриаршим Экзархом в Польше. 28.09(11.10).1921 // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. – М., 1994. – С. 179.
[10] Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на прошении, поданном польским поверенным в делах в Москве, о даровании прав автокефалии Православной Церкви в Польше. 1921 // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. – М., 1994. – С. 181.
[11] Патриарший и Синодально-Канонический Томос Вселенской Константинопольской Патриархии, от 13 ноября 1924 года, о признании Православной Церкви в Польше Церковью Автокефальною // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1925. – № 8. – С. 1–2; Распоряжения Высшей Церковной Власти. Священный Синод Православной Митрополии в Польше. Заседание 13 апреля 1925 года. Журнал № 6 // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1925. – № 8. – С. 2–3.
[12] Письмо Собора Епископов Православной Митрополии в Польше Его Святейшеству, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России, от 16 августа 1924 года, о состоянии Православной Церкви в Польше от восстановления последней до настоящего времени. С. 1–2 Выпись из журнала Священного Синода Православной Митрополии в Польше от 6 сентября 1922 год за № 10 // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1924. – № 37–38. – С. 2–3.
[13] Синодальные награды. По Гродненской епархии // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1925. – № 8. – С. 5.
[14] Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. С. 121.
[15] Распоряжения Епархиальных Начальств. По Гродненской епархии // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1924. – № 16–17. – С. 3.
[16] Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. С. 121.
[17] Митрофан (Зноско-Боровский), епископ. Хроника одной жизни : Воспоминания, проповеди / епископ Митрофан (Зноско-Боровский). – М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 2006. – С. 75.
[18] Там же. С. 112.
[19] Совещание архиереев в Вене // Православная Русь. – 1943. – № 11–12 (366–367). – С. 1.
[20] Мирскому о. Благочинному. Прот. Евгений Котович. Октябрь, 1940 г. // Архив Жировичского Успенскоо монастыря (АЖУМ). Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 13; Совещание архиереев в Вене. С. 1;
[21] Ваше Высокопреподобие, отец благочинный! 12 января 1940 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 5.
[22] А[рхиепископ] В[енедикт]. Жизненный путь Высокопреосвященнейшего владыки митрополита Пантелеимона / А[рхиепископ] В[енедикт] // Праваслаўны беларус. – 1949. – № 6. – С. 2; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу / І. Касяк. – Нью-Йорк, 1956. – С. 76–77.
[23] Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 78–79; Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. С. 121.
[24] Венедикт (Бобковский), архимандрит. Дорогой достопочтенный о. Иосиф! 23 ноября 1939 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 1–1 об.; Венедикт (Бобковский), архимандрит. Достопочтеннейший о. Иосиф! 27 февраля 1940 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 48а.; Венедикт (Бобковский), архимандрит. Мирскому благочинному протоиерею Иосифу Тумиловичу. 3 декабря 1939 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. –Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 3; Венедикт (Бобковский), архимандрит. Мирскому благочинному протоиерею Иосифу Тумиловичу. 7 декабря 1939 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 2–2 об.; Венедикт (Бобковский), архимандрит. Мирскому о. благочинному. 9 ноября 1940 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 16–16 об.
[25] Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 79.
[26] Митрофан (Зноско-Боровский), епископ. Хроника одной жизни: Воспоминания, проповеди. С. 138.
[27] Петровская, О. Формирование границ Западной Белоруссии в 1939–1940 гг. / О. Петровская // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. – 2012. – № 1(4). – С. 36–37.
[28] Циркулярное послание епископа Венедикта (Бобковского) благочинным Брестского викариатства. 2 мая 1941 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 89.
[29] Митрофан (Зноско-Боровский), епископ. Хроника одной жизни: Воспоминания, проповеди. С. 138–139, 146.
[30] Там же. С. 152.
[31] А[рхиепископ] В[енедикт]. Жизненный путь Высокопреосвященнейшего владыки митрополита Пантелеимона. С. 3; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 83–84.
[32] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни / архиепископ Афанасий (Мартос). – Мн., 1990. – С. 271–272; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 84–85.
[33] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни.С. 271–273; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 85–86; Рэйн, Л. Праваслаўная царква ў Беларусі за нямецкай акупацыяй (1941–1944) / Л. Рэйн // ARCHE. – 2008. – № 5. – С. 282.
[34] Силова, С. В. К вопросу о деятельности православного приходского духовенства Беларуси в годы нацистской оккупации (1941–1944) / С. В. Силова // Журнал Белорусского государственного университета. История. – 2019. – № 4. – С. 10.
[35] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. С. 274–275; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 94–95; Ответ архиеп. Венедикта архиеп. Поликарпу // Шкаровский, М. В. Политика Третьего Рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных документов / М. В. Шкаровский. – М., 2003. – С. 281–282.
[36] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. С. 275–276; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 98.
[37] Алексеев, В. И. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории. Глава 4. Белоруссия / В. И. Алексеев, Ф. Ставру // Русское возрождение. – 1981. – № 16. – С. 95.
[38] Из информационного бюллетеня штаба полиции безопасности и СД № 6 «Сообщения из оккупированных восточных областей» – о положении Церкви в Белоруссии // Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Сборник документов. – М., 2009. – С. 566.
[39] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. С. 277–280; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 99–116.
[40] Статут Святой Праваслаўнай Беларускай Аўтакефальнай Царквы, прыняты Ўсебеларускім Царкоўным Саборам 30.8.–2.9.1942 г. // Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу / І. Касяк. – Нью-Йорк, 1956. – С. 188.
[41] Венедзікт, архіепіскап. Кароткі нарыс арганізацыі Беларускай мітраполіі ў 1941 годзе і палажэнне да цяперашняга часу ў эміграцыі / архіепіскап Венедзікт // Праваслаўны Беларус. – 1949. – № 5. – С. 4.
[42] Постановление Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви. 7/20 ноября 1920 года. № 362 // Церковные ведомости. – 1922. – № 1. – С. 3.
[43] Н. А. К 50-летию со дня кончины архиепископа Венедикта (Бобковского). С. 15.
[44] Совещание архиереев в Вене. С. 1–2.
[45] Архиерейская хиротония // Православная Русь. – 1943. – № 11–12 (366–367). – С. 2–3; Кострюков, А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве / А. А. Кострюков. – М. : Издательство ПСТГУ, 2015. – С. 108.
[46] Акт № 1 дзеянняў Сабора Епіскапаў Святой Праваслаўнай Беларускай Царквы // Архив Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (АГЕ РПЦЗ). – Папка «Собор Белорусской Православной Церкви. 1944 год». Л. 3.
[47] Акт № 7 дзеянняў Сабора Епіскапаў Святой Праваслаўнай Беларускай Царквы // АГЕ РПЦЗ. – Папка «Собор Белорусской Православной Церкви. 1944 год». Л. 14–15.
[48] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. С. 284; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 139–145.
[49] А[рхиепископ] В[енедикт]. «Б. А. П. Ц.» – Новая сектантская группировка в Белорусской церкви в эмиграции (Окончание) / А[рхиепископ] В[енедикт] // Церковная жизнь. – 1952. – № 5–6. – С. 84–87; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 145–155.
[50] А[рхиепископ] В[енедикт]. «Б. А. П. Ц.» – Новая сектантская группировка в Белорусской церкви в эмиграции (Окончание). С. 85–87.
[51] Гардзіенка, А. Беларуская Цэнтральная Рада (БЦР) : стварэнне, дзейнасць, заняпад. 1943–1995 / А. Гардзіенка. – Мн., 2016. – С. 187–189.
[52] А[рхиепископ] В[енедикт]. «Б. А. П. Ц.» – Новая сектантская группировка в Белорусской церкви в эмиграции (Окончание). С. 87.
[53] Там же. С. 87–88.
[54] Там же. С. 88–89.
[55] Там же. С. 89.
[56] О самочинной Белорусской Церкви. Постановление Архиерейского Синода РПЦЗ // Православная Русь. – 1950. – № 4. – С. 13–14.
[57] Зайде, Г. Русская церковная эмиграция в Германии после Второй мировой войны / Г. Зайде // Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. – 1994. – № 1. – С. 20.
[58] Зайде, Г. Русская церковная эмиграция в Германии после Второй мировой войны. С. 20; Корнилов, А. А. Архипастыри лагеря перемещенных лиц Шляйсгайм / А. А. Корнилов // Материалы XVII Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2007. – С. 284–285.
[59] Корнилов, А. А. Переписка архиереев Русской Зарубежной Церкви по вопросам пастырского окормления прихода перемещенных лиц Майнлейз / А. А. Корнилов // XXVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. – М. : ПСТГУ, 2017. – Т. 1. – № 27. – С. 163.
[60] Корнилов, А. А. Деятельность Епископского совета по решению проблем Германской епархии РПЦЗ (1948–1950 гг.) / А. А. Корнилов // Вестник ПСТГУ. Серия ІІ : История. История Русской Православной Церкви. – 2020. – Вып. 96. – С. 119.
[61] Там же. С. 125.
[62] Распоряжение архиепископа Берлинского и Германского Венедикта «Об организации воскресных школ» // Церковные ведомости Православной Церкви в Германии. – 1951. – № 3. – С. 4.
[63] О регистрации православного населения, живущего разбросанно по Германии // Распоряжения Высокопреосвященнейшего Венедикта, архиепископа Берлинского и Германского. – Мюнхен, 1950. – С. 2.
[64] Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей «О так называемой Украинской Автокефальной Церкви». 2/15 декабря 1950 г. // Церковная жизнь. – 1951. – № 2. – С. 5.
[65] Там же.
[66] Болезнь и кончина Архиепископа Берлинского и Германского Венедикта // Церковная жизнь. – 1951. – № 3. – С. 17; Русский православный храм Св. Архистратига Михаила в Мюнхен-Людвигсфельде. – Мюнхен, 2012. – С. 24.
[67] Корнилов А. А. Архипастыри лагеря перемещенных лиц Шлясгайм. С. 289.
Протоиерей Владимир ПЕТРУЧИК. Архиепископ Белостокский и Гродненский Венедикт (БОБКОВСКИЙ)
-
Великолукское духовное училище (1893-1897)
-
Псковская духовная семинария (1897-1903)
-
Богословский факультет Императорского Юрьевского университета (1903-1905)
-
орден святой Анны II степени с мечами (9 ноября 1916 года)
-
орден святой Анны III степени с мечами
-
орден святого Владимира IV степени с мечами