Митрополит Минский и Белорусский Питирим (Свиридов Петр Петрович)
- Дата рождения: 21 декабря, 1887
- Дата хиротонии: 25 декабря, 1941
- Архиепископ Минский и Белорусский (1947 — 1955)
- Митрополит Минский и Белорусский (1955 — 1959)
- Временно управляющий Гродненской епархией (декабрь 1949 — март 1950, февраль 1951 — 1955-?)
- Дата кончины: 10 августа, 1963
Преосвященный Питирим, в миру Пётр Петрович Свиридов, родился 21 декабря 1887 года в семье крестьянина, в селе Пахотный Угол Тамбовского уезда. На конец XIX века село Пахотный Угол представляло из себя 400 домов, где проживало 3317 человек. По количеству дворов это село намного превосходило окружающие населенные пункты, а подавляющее большинство крестьян относилось к категории «зажиточных».
В 1896 году маленький Пётр поступает в местную двуклассную школу, после окончания которой продолжает свое обучение в Пахотно-Угловской второклассной церковно-приходской школе, которую успешно окончил в 1903 году. Главная задача второклассных церковно-приходских школ заключалась в подготовке учителей для школ грамотности. Специфика таких школ состояла в том, что преподавательские кадры должны были готовиться из крестьянских детей, прекрасно знавших жизнь на селе и еще не испытавших на себе губительных соблазнов городской жизни. Окончившие курс второклассной школы могли преподавать в школах грамоты, а также, при желании, могли продолжать образование в учительских семинариях, поступать на частную или церковную службу и т.д. Из 44 человек, зачисленных вместе с Петром на первый курс, школу окончили лишь 8 человек, из которых только шестеро получили определение на службу учителя школы грамоты Тамбовского уезда. В числе последних был и Пётр.
C 1904 года Пётр продолжил свое обучение в Иоанно-Богословской церковно-учительской школе, которая была открыта в селе Ново-Александровка Козловского уезда (ныне Мичуринского района). Учебные заведения подобного типа готовили учителей для церковно-приходских школ. В 1918 году эта школа была реорганизована в Новиковский педагогический техникум.
Окончив свое обучение в 1907 году, Пётр получил назначение учителем двухклассной церковно-приходской школы Балашовского уезда Саратовской губернии, где он проработал два года, а затем получил перевод на место учителя подобной школы в деревне Козловка.
В 1911 году Петр был рукоположен в сан диакона и 8 ноября этого же года получил указ на служение в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Широкое Спаратовского уезда[1] (ныне Татищевского района Саратовской области) с назначением дополнительного послушания помощника окружного миссионера[2].
Спустя два года он поступает в 4-й класс Саратовской духовной семинарии, которую оканчивает в 1915 году. Годы учебы будущего архиерея совпали с открытием в семинарии проповеднического и миссионерского кружков для воспитанников. Благодаря этому уровень гомилетической подготовки выпускников семинарии значительно повысился: их проповеди стали живее, разнообразнее, в них стал ощущаться уникальный для каждого авторский стиль. Но всё же обучение о. Петра в Саратовской семинарии проходило в достаточно сложной обстановке. Дело в том, что после начала Первой мировой войны здание Саратовской семинарии было частично отведено под воинский постой. Ряд аудиторий заняли войска, поэтому студентам приходилось ютиться в оставшихся помещениях. По просьбе военного начальства с 25 ноября 1915 года семинаристы в домовой церкви начали вести с солдатами беседы о войне и ее христианском восприятии. Более того, семинаристы регулярно посещали епархиальный лазарет, в котором обучали грамоте раненых воинов и беседовали с ними, а также благотворительные чайные-столовые, где учили детей многочисленных беженцев, появившихся в 1915 году в Саратове.
После окончания духовной семинарии о. Пётр был рукоположен в сан священника, а 18 мая 1916 года получил указ на священническую вакансию в церкви села Аряш Дубровской волости Кузнецкого уезда (ныне Камешкирский район Пензенской области). Кроме этого, его назначают заведующим второклассной церковно-приходской школой этого же села. К слову, в начале прошлого века в селе Аряш располагалась усадьба дочери великого ученого Дмитрия Менделеева — Ольги Трироговой-Менделеевой, и здесь была похоронена его первая жена. Но сегодня это село превратилось в глухую деревню, в которой доживают свой век несколько стариков, а от самой усадьбы остались одни воспоминания.
Октябрьская революция 1917 года стала поворотным моментом в истории государства. События этого времени не могли не отобразиться на жизни населения страны.
Известно, что в этот период о. Пётр нес священническое послушание в Свято-Покровском храме села Большое Томылово (ныне черта города Чапаевск). К сожалению, этот храм не сохранился до наших дней, т.к. в 1937 году был закрыт, а в 1955 году сгорел, оставив после себя только фундамент.
Утратив возможность служения в Свято-Покровском храме села Большое Томылово, о. Пётр получает регистрацию в Свято-Покровский храм г. Куйбышева (ныне г. Самара), где до начала 1941 года исполняет обязанности настоятеля. К этому моменту приход Свято-Покровского храма стал обновленческим, а сам о. Пётр вышел из подчинения митрополиту Сергию (Страгородскому) и перестал поминать его за богослужением. В расколе о. Пётр пробыл не больше года, т.к. уже в 1939 году он принес покаяние и был снова принят в клир Московской Патриархии. В сентябре 1941 года Свято-Покровский храм становится кафедральным храмом г. Куйбышева и остается им по сей день. В годы Великой Отечественной войны клир и прихожане Свято-Покровского кафедрального собора постоянно участвовали в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе собирали средства на танковую колонну имени Димитрия Донского. Свято-Покровский собор как кафедральный храм епархии отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Примечательны традиции церковного пения, связаннные со временем Великой Отечественной войны. Тогда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, т.к. в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев московских театров, в том числе и Большого: например, И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов.
В декабре 1941 года о. Петру было определено быть епископом Куйбышевским, после чего он принимает пострижение в монашеский чин с именем Питирим в честь свт. Питирима, епископа Тамбовского. Хиротония во епископа состоялась 25 декабря 1941 года в Свято-Покровском соборе г. Куйбышева (ныне г. Самара). Это была первая епископская хиротония в годы Великой Отечественной войны. И дата, и место ее совершения (день празднования Рождества Христова по григорианскому календарю и г. Куйбышев, где 22 месяца находился в эвакуации весь дипломатический корпус с иностранными корреспондентами) были выбраны с расчетом на широкий международный резонанс. Хиротонию совершили митрополит Киевский Николай (Ярушевич), архиепископ Саратовский Андрей (Комаров) и архиепископ Горьковский Сергий (Гришин).
Разгром немецких войск на подступах к Москве и освобождение 30 декабря 1941 года Калуги были ознаменованы замещением Калужской кафедры. Так, определением № 1 Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия 10 января 1942 года Преосвященному епископу Куйбышевскому Питириму (Свиридову) было определено быть епископом Калужским с местопребыванием в кафедральном городе Калуге, куда и направиться безотлагательно. К сожалению, согласно решению властей владыка Питирим не мог постоянно пребывать на своей кафедре, но он старался использовать любую возможность, чтобы посещать свою паству. Несмотря на то, что светские власти предпринимали меры к ограничению активности Церкви, национально-патриотическая деятельность Церкви под управлением епископа Питирима укрепляла влияние Православия в народе. Так, например, в письме секретарю ЦК ВКП(б) А.С. Щербакову заместитель наркома государственной безопасности Б.З. Кобулов сообщает, что епископ Питирим обратился к командованию одного из госпиталей в Калуге с предложением принять шефство над госпиталем и получил согласие. Осуществляя шефство, калужский собор приобрел на 50 тысяч рублей, пожертвованных прихожанами, почти 500 подарков для раненых. В апреле 1943 года церковный хор дважды устраивал в госпитале концерты русских народных песен и песен советских композиторов. Все эти факты показывают нам владыку Питирима как деятельного архиерея, стремящегося проповедовать Иисуса Христа не только словом, но и делом.
В 1943 году был достигнут коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. После освобождения обширных территорий оказалось, что в одной Курской области, где перед немецким нашествием всего 35 церквей значились действующими, в условиях оккупации было возобновлено до 250 приходов. В связи с этим определением № 12 от 14 июля 1943 года Преосвященному Питириму (Свиридову) было определено быть управляющим Курской епархией, с титулом Курский и Белгородский, «с возможно безотлагательным отбытием к новому месту служения ввиду особых условий Курской епархии». Историк Ю. Бугров в своей книге следующим образом описывает труды владыки Питирима на Курской кафедре: «Своим долгом он считал не только воспитание паствы и пастырей в духе высокой нравственности и духовности, но и в духе борьбы со злом, в духе жертвенности, проявленной в борьбе с врагом. Отмечались, как достойный фактор, воля и твердость Питирима в служении Господу Богу и Православию. Он много сделал для восстановления храмов Епархии. По его предложению было собрано много вещей для воинов Красной Армии, для сирот, потерявших в годы войны родителей, для детей погибших воинов. Церковь, как могла, помогала раненым воинам, брала на себя часть заботы о них»[3]. Кроме этого, шел и количественный рост храмов. Так, например, на 1 января 1945 года их было 249, в 1946 году — 327, а в 1947 году уже 330.
В это же время, в период с марта 1943 года (после полного освобождения Воронежской области от фашистских захватчиков) и по 13 марта 1944 года владыка Питирим временно управлял Воронежской епархией. Заботами владыки началось восстановление канонического церковного устройства на воронежской земле, а во многих приходах стали возобновляться богослужения.
8 сентября 1943 года Преосвященный Питирим принимает участие в заседании Архиерейского собора Русской Православной Церкви, главным решением которого стало единогласное избрание митрополита Московского и Коломенского, Местоблюстителя Патриаршего Престола Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. Избрание Патриарха вызвало великую радость у немногочисленного тогда духовенства, не истребленного гонениями, и у многомиллионного православного народа. Патриарх Сергий управлял Церковью до своей кончины 15 мая 1944 года.
31 января — 2 февраля 1945 года Преосвященный Питирим был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви, который Патриархом митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского).
В феврале 1945 года за свои архипастырские труды и патриотическую деятельность епископ Питирим возводится в сан архиепископа.
В период с 30 мая по сентябрь 1945 года владыка Питирим в связи со смертью епископа Воронежского и Острогожского Ионы вновь являлся временно управляющим Воронежской епархией.
13 января 1947 года стал поворотным днем в жизни архиепископа Питирима (Свиридова). Указом Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода владыка Питирим получил назначение на Минскую и Белорусскую кафедру, где он пробыл до 21 апреля 1959 года. К сожалению, перевод Владыки в Беларусь совпал с началом антирелигиозной кампании 1948-1953 гг., выразившейся в закрытии ряда храмов во всех областях республики, а также в арестах и высылках значительного числа священников по обвинениям в антисоветской деятельности или в коллаборационизме в период войны. Но, несмотря на это, стал наблюдаться рост числа зарегистрированных православных приходов. Так, например, к 1947 году в Минской области насчитывалось 39 зарегистрированных православных общин, а к 1948 году уже 45 общин. К 1948 году рост числа зарегистрированных общин наблюдался и в целом по Беларуси: в 12 областях республики было зарегистрировано 1066 общин. Несмотря на жесткие требования властей относительно смещения клириков, находившихся с оккупационного периода на должностях благочинных, архиепископ Питирим не торопился выполнять направленные ему директивы, ограничившись единичными решениями по этому вопросу. Например, в сентябре 1947 года он уволил с должности настоятеля храма святой Марии Магдалины на Сторожёвском кладбище в Минске и секретаря епархии протоиерея Григория Гиацинтова, переведенного в 1948 году в Могилёв, и благочинного Минского округа и настоятеля Свято-Духовского кафедрального собора протоиерея Феодора Цибулькина. Остальные благочинные и настоятели городских храмов, принявшие сан в период оккупации, остались на своих местах.
Заботами архиепископа Питирима Жировичские пастырско-богословские курсы были преобразованы в семинарию, руководство которой было возложено на архимандрита Митрофана (Гутовского), возглавившего с 1947 года семинарию и монастырь. Владыка Питирим позаботился о строительстве нового просторного учебного корпуса, а немногим позже благословил начало строительства прекрасного трехэтажного здания, в котором с большими удобствами разместилась Минская духовная семинария. Строительство здания, замечательно вписавшегося в архитектурный ансамбль монастыря, было субсидировано Московской Патриархией.
С 8 по 18 июля 1948 года архиепископ Питирим принимал участие в церковных торжествах по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, которые состоялись в Москве, а также соучаствовал в совещаниях Патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей.
В период с 1949 года по 1955 год архиепископ Питирим дважды являлся временно управляющим Гродненской епархией: первый раз — с 13 декабря 1949 по 17 марта 1950 года, а второй раз — с 1 февраля 1951 по 1955 год. Кроме того, с 15 ноября 1952 по 21 апреля 1959 года он одновременно исполнял обязанности временно управляющего Пинской епархией. Таким образом, с начала 1950-х годов архиепископ Питирим (Свиридов) стал единственным православным правящим архиереем на всю территорию БССР, а территория Минской епархии охватывала всю территорию республики. Такое положение дел продержалось до 1989 года, когда решением Священного Синода Русской Православной Церкви из состава Минской епархии были выделены Могилёвская, Пинская и Полоцкая епархии.
Временно управляя несколькими епархиями, владыка Питирим, конечно, не мог физически одновременно быть везде, но, несмотря на это, старался посетить каждый угол Белорусской епархии. Стоит понимать, что 50-60 годы XX столетия — это годы хрущёвских гонений на Церковь. В этот период давление советской власти на Церковь усиливалось с каждым годом. Так, например, в 1954 году по настоянию властей на праздник Крещения Господня чин освящения воды в Гродно должен был совершаться только внутри Свято-Покровского кафедрального собора. Для этого специально были подготовлены деревянные кадки, а советские чиновники внимательно следили за теми, кто посещал храм. В их отчетах особое внимание обращается на посещения храма мужчинами, молодежью и детьми. Согласно этим отчетам, на праздник Рождества Христова в 1954 году в Свято-Покровском кафедральном соборе Гродно молилось около 600 человек, в числе которых было 150 мужчин и 100 человек молодежи и детей. Годы спустя советские власти запрещают колокольный звон, запрещается произнесение проповедей за богослужением, а также каждодневное совершение Божественной литургии. При таком внешнем давлении главной опорой верующих была молитва. Владыка Питирим прекрасно это понимал, поэтому и старался как можно чаще приезжать в свой кафедральный город Гродно, чтобы совершить совместную молитву со своей паствой и своим присутствием поддержать ее в это тяжелое время.
Важным событием на белорусских землях стало восстановление по ходатайству и непосредственному участию архиепископа Питирима Бобруйского викариатства, на которое был назначен 4 июня 1953 года ректор Минской духовной семинарии и наместник Жировичского Успенского монастыря архимандрит Митрофан (Гутовский). Его хиротония во епископа Бобруйского состоялась 5 июля 1953 года в Казанской крестовой архиерейской церкви Минска. С тех пор Свято-Никольский собор в Бобруйске стал вторым кафедральным храмом Минской и Белорусской епархии.
В 1953 году архиепископ Питирим совершает поездку в Восточный Берлин, где 17 ноября этого же года в Воскресенском кафедральном соборе в сослужении архиепископа Берлинского Бориса (Вика) совершил хиротонию архимандрита Николая (Ерёмина) во епископа Клишисского, викария Патриаршего Экзарха по управлению русскими православными приходами в Западной Европе.
С 1954 года в Беларусь из мест заключения стали возвращаться священнослужители, арестованные в 40-х — нач. 50-х годах XX века. Так, например, в 1954-1956 годах вернулись 33 священника. Владыка Питирим принимал все меры к устройству их на приходы.
В феврале 1955 года во внимание к усердному архипастырскому служению архиепископ Питирим был возведен в сан митрополита.
В ноябре того же года митрополит Питирим был командирован в Ленинград, где в сослужении архиепископа Житомирского Владимира, епископа Вологодского Гавриила, епископа Таллинского Романа, епископа Смоленского Михаила, епископа Старорусского Сергия и множества духовенства митрополии и других епархий возглавил погребение митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова).
В сентябре 1957 года митрополит Питирим вошел в состав делегации Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Алексием I, которая посетила по приглашению Патриарха Софийского Кирилла Болгарскую Церковь и участвовала в торжествах по случаю 80–летия героических боев на Шипке. 13 октября того же года владыка Питирим вошел в состав подобной делегации, которая посетила Югославию.
21 апреля 1959 года митрополит Питирим получил назначение быть митрополитом Ленинградским и Ладожским. На этом посту он трудился чуть больше года.
С 28 августа 1960 по 3 августа 1963 года владыка Питирим стал председателем новоучрежденной Комиссии по межхристианским связям при Священном Синоде. Одновременно с этим назначением он получает указ быть митрополитом Крутицким и Коломенским и постоянным членом Священного Синода.
Скончался вечером 10 августа (в день своего тезоименитства) 1963 года. Отпевание 12 августа в Успенском храме бывшего Новодевичьего монастыря возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков). Похоронен в ограде Преображенского храма в Лукине (Ново-Переделкино).
[1] http://tatiskray.ru/cerkov-pokrova-presvyatoj-bogorodicy-v-sele-shirokoe/
[2] Биографический очерк священников фамилий от А до Я Саратовской, Самарской, Астраханской епархий ХVIII-ХХ вв. Подробнее здесь: https://lezhnina.webnode.ru/news/biografichjeskij-ochjerk-svjashchjennikov-sosluzhivtsjev-ot-a-do-ja-saratovskoj-i-samarskoj-jeparkhij-/
[3] Бугров Ю. История Курской епархии. Курск, 2003 г. С. 84.
-
Иоанно-Богословская церковно-учительская школа (1907)
-
Саратовская духовная семинария (1915)
- «Хвала тебе, священная Москва». «Правда о религии в России». МП, 1942, с. 163-174.
- «Докладная записка» в Московскую Патриархию (о зверствах гитлеровцев в Калужской епархии).
- «Правда о религии в России». МП, 1942, с. 357-373.
- «Церковный и патриотический долг». «ЖМП» 1950, № 8, с. 22-23.
- «Речь на расширенном пленуме Белорусского республ. Комитета Защиты Мира» 12 сентября 1953 года. «ЖМП» 1953, № 11, с. 24-26.
- «Благослови венец лета благости Твоея, Господи». «ЖМП» 1961, № 1, с. 33.
- «Интервью корреспонденту Госкомитета по радиовещанию и телевидению». «ЖМП» 1961, № 10.
- «Рождественское приветствие Христианам Англии». «ЖМП» 1963, № 1.
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
- право ношения креста на клобуке (25 февраля 1949)