Одной из архитектурных доминант Гродно является Свято-Покровский кафедральный собор. Этот высокий храм, находящийся в центре города и хорошо видимый из разных его частей, является кафедрой для Управляющего Гродненской епархией. Однако он не всегда был таковым. Первоначально храм строился как гарнизонная церковь для военнослужащих православного исповедания.

В конце XIX века в Гродно размещалась крупная группировка войск Российской императорской армии. Военнослужащие составляли до 40% от общего количества жителей города. В это время началось строительство Гродненской крепости. Гродно планировалось сделать одним из самых укрепленных городов империи. В городской черте строились новые казармы. Стало очевидным, что концентрация войск будет продолжать расти со временем. Военным ведомством стали регулярно выделяться деньги на строительство гарнизонных храмов. Благодаря этому в Российской империи наблюдался рост гарнизонных церквей. Таким образом, в начале ХХ века в Гродно существовал целый ряд факторов, способствовавших принятию решения о строительстве достаточно вместительной гарнизонной церкви. Решение о строительстве гродненского военного собора было принято в начале 1900 года. Для будущей военной церкви был выбран участок около пересечения улиц Муравьевской (Ожешко) и Кирочной (Академической).

Строительство гарнизонного собора началось в 1904 году по проекту архитектора М. Прозорова. Работами руководил гродненский инженер-капитан И. Савельев. К осени 1905 года были воздвигнуты стены, сделаны перекрытия и кровля, установлены купола. Работы по возведению собора преимущественно финансировались Военным ведомством. Существенную помощь в строительстве гарнизонной церкви оказали члены Гродненского Софийского братства. Средства, которые собрали они, пошли на внутреннее обустройство храма. Летом 1907 года на колокольне было установлено девять колоколов. Самый большой колокол весил почти пять тонн. К началу осени этого года практически все строительные работы были завершены. Таким образом, благодаря финансированию военным ведомством с одной стороны, а с другой стороны — активному содействию членов Софийского братства и православных жителей Гродно стало возможным в столь короткий срок возвести новую гарнизонную церковь. Храм был освящен за день до праздника Покрова Пресвятой Богородицы 13 октября 1907 года епископом Гродненским и Брестским Михаилом (Ермаковым) в присутствии большого количества местных жителей, солдат и офицеров. В память об этом событии была установлена мемориальная доска, которая сохранилась до наших дней.

Собор был построен в ретроспективно-русском стиле. Он представлял собой протяженную трехнефную базилику с пятигранной апсидой. Вертикальный акцент характерен для главного фасада собора, который отличается восьмигранной шатровой звонницей с маковкой на барабане и фланкирующими звонницу, создающими симметричную композицию фасада  небольшими шатрами с маковками, а также полуциркульными окнами с кокошниками. Алтарную же часть отличает возведенный над нею невысокий четверик с пятикупольем. Эти купола (один, большой, размещен по центру, а четыре, меньшего размера — по углам вальмовой крыши) поставлены на восьмигранные барабаны, ненастоящие окна (бленды), которые завершаются кокошники. Для трех входов фронтального фасада было найдено решение в виде двухколонных рундуков с треугольными резными навесами (окантовкой) и высоких крылец. Прямоугольные оконные проемы, расчленяющие на обоих уровнях протяженные боковые фасады, отличаются богатыми «теремными» наличниками, простенки же — раскреповкой широкими лопатками с ширинками. Декоративное убранство собора, как-то: кокошники, ширинки, витые колонки, крупные сандрики, килевидные бровки арочных оконных проемов, —было во многом взято из древнерусского церковного зодчества. В декоре собора, наряду с дыньками, использована полихромия: на фоне кирпичных коричнево-красных стен собора ярко выделяется белоковровое декоративное покрытие фасадов.

Покровский собор Гродно

Интерьер Покровского собора. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de

История Покровской церкви, сейчас имеющей статус кафедрального собора, достаточно хорошо описана. Однако есть одна сторона бытия  данной святыни, требующая дополнительного освещения, а именно наличие у нашего собора храмов-близнецов.

Александро-Невский собор города Сувалки

Самым близким по расстоянию близнецом к гродненскому храму был Александро-Невский собор Сувалок. Он был возведен в 1904-1906 годах для военнослужащих 5-й стрелковой бригады. На польскоязычных сайтах можно найти неверную дату — 1900 год. Однако ошибочность данного мнения понятна по фото интерьера храма, где можно видеть киот с иконой преподобного Серафима Саровского, чья канонизация состоялась в 1903 году. 

Собор святого Александра Невского в Сувалках. Первая мировая война

«Русская военная церковь в Сувалках». Немецкая открытка

В 1915 году, во время Первой мировой войны, данная территория была оккупирована немецкими войсками. Германские фотографы на занятых территориях часто снимали местные краевиды, особенно православные храмы. Потом эти фото, ставшие открытками, немецкие солдаты посылали на родину в качестве весточек с Восточного фронта.  Виды данного храма сейчас можно найти в сети интернет или на площадке Ebay.

Немецкие солдаты на фоне собора святого Александра Невского в Сувалках

Немецкие солдаты осматривают церковь святого Александра Невского в Сувалках

По сохранившимся фотографиям мы можем сделать вывод, что убранство гродненского и сувалковского храмов были похожими: храмы имели одинаковой резьбы иконостасы и напольные киоты около колонн. Иконы в киотах в Гродно и Сувалках отличались. Кроме того, на стороне колонн, обращенной вглубь центрального нефа, в Сувалках, в отличие от Гродно, имелись навесные киоты.

Собор святого Александра Невского в Сувалках во время Первой мировой войны

В 1918 году после восстановления независимости Польши храм становится римо-католическим костелом, а в 1923 году — гарнизонным костелом. Тогда же храм был перестроен.

Храм после перестройки

Храм после перестройки. Вид со стороны алтарной  апсиды

Во время немецкой оккупации 1939-1944 годов в храме проводились богослужения для немцев римо-католического исповедания. В 1944 году при отступлении немецких войск была взорвана колокольня, возвышавшаяся над главным входом. Также пострадали крыша, окна и двери.

После Второй мировой войны храм подлежал разборке. В 1953 году местные коммунистические власти приняли решения о разборке храма по ул. И. Сталина и использовании кирпича на строительство кинотеатра, гимнастического зала и пр. После наступившей в 1956 году «оттепели» в 1958 году храм опять становится костелом. В 1998-1999 годах над центральным входом возводятся две башни, и храм принимает современный вид. В настоящее время бывший Александро-Невский храм — это приходской костел святых апостолов Петра и Павла Элской римо-католической епархии. Размещается он по адресу: Польша, Подляшское воеводство, г. Сувалки, ул. Войска Польского, 36.

Сувалки. Костел апостолов Петра и Павла (бывший собор святого Александра Невского)

Сувалки. Костел апостолов Петра и Павла (бывший собор святого Александра Невского). Вид со стороны алтарной апсиды

Борисоглебский собор города Даугавпилса

Еще один близнец Покровского собора — Даугавпилсский Борисоглебский кафедральный собор (латыш. Daugavpils Borisa un Gļeba pareizticīgo katedrāle) — главный православный храм города Даугавпилса. Расположен в районе Новое Строение на Храмовой горке (латыш. Baznīckalns) по ул. Таутас 2. Собор является самым большим православным храмом Латвии.

В 1866 году в Динабурге  (такое название город носил до 1893 года, с 1893 по 1920 год — Двинск) на месте нынешнего храма для духовных нужд расквартированных в городе воинских частей была возведена небольшая церковь с наружной облицовкой из чугуна и листового железа, которую в народе прозвали «железной», посвященная святым равноапостольным  Константину и его матери Елене (IV век), Константино-Еленинская железная церковь. В 1903 году священноначалие Полоцкой епархии, в ведении которой тогда находилась территория Латгалии, приняло решение о строительстве в Двинске новой гарнизонной церкви в честь святых Бориса и Глеба. В 1904 году «железная» церковь была перенесена в местечко Царьград (ныне Ерсика), а в Двинске началось строительство нового гарнизонного храма, который был освящен 12 (25) июня 1905 года.

Строительство финансировалось военным ведомством. Храм являлся гарнизонным для находившихся поблизости воинских частей. Храм имел три престола. Центральный престол — в честь страстотерпцев Бориса и Глеба, правый престол — в честь святителя Алексия, митрополита Киевского и Московского, левый — в честь Успения Пресвятой Богородицы. Иконы иконостаса  и на колоннах были написаны в стиле В. Васнецова. Сам иконостас своей резьбой отличался от иконостасов однотипных гарнизонных храмов Гродно и Сувалок. Одинаковые многоярусные иконостасы тех храмов были изготовлены в стиле, характерном для конца ХIХ века, и фактически повторяли экстерьер святыни, форму его куполов и отделки. Иконостас Борисоглебского собора в Двинске выполнен в зарождавшемся тогда стиле модерн.

Церковный модерн конца ХIХ — начала ХХ века искал источники вдохновения в памятниках архитектуры домонгольской Руси, особенно в том, что называют «русская романика». Отсюда, возможно, и любовь к низким алтарным преградам, в отличие от массивных иконостасов барокко или синодального периода. Первым произведением русского модерна считают храм Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Он был построен всего за год в 1882 году на средства С. Морозова. Над его украшением трудились такие известные художники как В. Васнецов, И. Репин, В. Поленов, М. Врубель. Возможно, от этого храма взята идея низкого иконостаса и вытянутая форма куполов в его завершении. Впоследствии данная форма куполов была повторена в еще одной жемчужине модерна — в построенном в 1912 году по проекту А. Щусева Покровском соборе Марфо-Мариинской обители Москвы. К сожалению, события 1917 года прервали развитие модерна в церковной архитектуре, подобно тому, как монгольское нашествие ХIII века положило конец «русской романике».

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево. 1882 г.

Иконостас церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево, 1882 г. Авторы — В. Васнецов, И. Репин, В. Поленов и др.

Эскиз В. Васнецова и часовня над могилой А. Мамонтова, умершего в 1891 г. Абрамцево

Центральный придел Борисоглебского собора с иконостасом

Резные части иконостаса Борисоглебского собора

Покровский собор Марфо-Мариинской обители

Во время Первой мировой войны город находился под немецкой оккупацией. Постоянный приход в храме был организован только в 1922 году, уже в независимой Латвии. В 1925 году настоятель раз в два месяца для православных латышей проводил службы на латышском языке. Таким образом, в соборе организовалось два прихода: русский и латышский.

Немецкие войска на фоне гарнизонного собора Двинска. Первая мировая война

Автопарк возле гарнизонного собора в Двинске. Немецкое фото

Интерьер храма в Двинске. Почтовая фотооткрытка 1918 г.

В 1938 году изменяется статус храма — он становится кафедральным собором для второго викария Латвийской Церкви. В ХХ веке храм претерпел разрушение кровли, пожар, несколько ремонтов. После разрушения Александро-Невского собора в 1969 году Борисоглебский храм становится главной церковью Даугавпилса. В 1989 году при нем восстановилась викарная Даугавпилсская епископская кафедра. В 2004-2008 годах была проведена наружная реновация и снова позолочены купола (2005-2007), какими они были после основания храма. В настоящее время Борисоглебский собор считается одним из самых роскошных соборов Латвии.

Таким образом,  построенные в самом начале неспокойного ХХ века три гарнизонных храма, в т.ч. один сменивший конфессиональную принадлежность и потерявший первоначальный облик, сохранились до нашего времени. На долю молившихся в них людей выпали две кровопролитные мировые войны, богоборческий режим, изменение государственных границ и крушение некогда могущественных империй. Но мы веруем, что сейчас, как и более века назад, люди находят в них Живого Бога.

Источники:

Протоиерей Александр ВЕЛИСЕЙЧИК, доктор теологии