Судьба Скидельского православного прихода в 1921 -1945 гг.
Судьба Скидельского православного прихода в 1921 -1945 гг.
После советско-польской войны 1919 – 1920 гг. Скидельщина оказалась в составе Польского государства. Скидель стал центром гмины в Гродненском повете Белостокского воеводства. На момент вхождения местечка в состав Польского государства в Скиделе и окрестностях уже действовало 3 православных храма, а также приходские училища. Отношение властей к православным было не самым лучшим.
После 1921 года в Скиделе открылась польскоязычная школа, располагавшаяся в четырех зданиях. В 1932–1934 годах было построено новое кирпичное здание. Всего в Скидельской гмине в разных государственных и частных школах работало 34 учителя, преимущественно поляки и евреи.
Житель Скиделя Севрук вспоминал: «В Скиделе когда-то существовала русская школа, даже три: две народные мужские и одна церковная женская. Теперь существуют польские школы. Крестьяне ими недовольны, и если некоторые посылают туда детей, то ради того, чтобы сбыть их на несколько часов с глаз. Науки нет никакой. И вот в течении четырёх лет растут невежи в большем количестве, чем до войны». Закрытие училищ являлось элементом проводимой политики колонизации и полонизации, которая предусматривала навязывание элементов польской культуры, в частности, польского языка[1, c.107].
По причине того, что местное население с неохотой отдавала своих детей на обучение в польскую школу, новыми властями был принят ряд мер который принуждал детей посещать ее, в противном случае семьи последних ждал штраф. Такое положение дел скидельчан не устраивало - ими даже было написано обращение к белорусским депутатам польского парламента и к министру по делам религий и образования о белорусской школе в м. Скидель гродненского повета и финансовых санкциях, наложенных на белорусское население за отказ посылать детей в польские школы. В документе говорилось следующее:
«…у пачатку 1923 году жыхары м. Скідэль Горадзенскага павету падалі праз пасла С. Барана школьнаму інспэктару просьбу i пастанову аб адчыненьні ў м. Скідэль беларускай пачатковай школы. Аднак беларуская школа ня была адчынена. Замест беларускае школы, якой дамагалася тутэйшае насельніцтва, пакінулі школу польскую, у якую зганялі беларускіх дзяцей пры дапамозе грашовых кар. Грашовыя кары накладалі нават на тых бацькоў, якія, ідучы на вялікія выдаткі, пасылалі сваіх дзяцей у адзіную беларускую школу на ўсю Горадзеншчыну - у Горадні.
Такім чынам панясьлі кары: 1) Мількановіч, двое дзяцей якога вучацца ў 3 і 4 клясе беларускае школы ў Горадні, 2) Перанят - за аднаго хлапца, 3) Крышаловіч - за аднаго хлапца ў 4 клясе, 4) Цыдзікаў - за адну дачку, і цэлы рад іншых.
Большасьць жыхароў м. Скідэль складаецца з праваслаўных беларусаў, якія дамагаліся ад школьнае ўлады школы на іх роднай мове, былі пакараны адпаведнай уладай - панясьлі помету за адпор проціў дэнацыяналізацыі беларускіх дзяцей…»
Из воспоминаний Николая Деленковского, жителя местечка того времени, мы можем узнать об том, как проходила обучение в польских школах, и об отношении учителей к детям:
«Ад школы приемных успамінаў не засталося. У наш клас сабралі такіх, як я, у асноўным дзяцей беларусаў, было крыху бядненшых палякаў, некалькі татараў. Усё было так, як пазней я чытаў у шматлікіх кнігах. Настаўніца — чорпая, поўная полька — пасміхалася з нас, зневажала. Губы яе крывіліся ў з’едлівай усмешцы, калі слухала наша беларускае вымаўленне польскіх слоў. Называла нас хамамі, быдлам. А то вочы яе наліваліся злосцю, яна крычала, клікала «вінаватага» да сябе, клала яго «лапу» на стол і біла лінейкай. [8, c.11- 12].
Факт того, что населения отвергало новый порядок и не шло на сотрудничество с польскими властями, является примером борьбы скидельчан против полонизации, которую разворачивала на новоприсоединённых территориях Польское правительство [2, c.61].
Еще одним примером борьбы с православием явился случай, произошедший 24 июня (по старому стилю) 1924 г. Верующие Скидельского православного прихода съехались в Скидель на праздник в честь Рождества Иоанна Крестителя на богослужение. Как всегда, приехавшие издалека прихожане задержались с подводами на церковной площади. Прибывшие полицейские приказали всем разъехаться по домам, потому что в этот день нельзя молиться. Крестьян, споривших с полицией, арестовали и держали несколько суток, а остальных разогнали. Белорусские послы 17 июля 1924 г. подали апелляцию по этому поводу министрам религиозных дел, народного просвещения и внутренних дел, требуя невмешательства во внутренние дела Православной Церкви и наказания полицейских за бесправные аресты православных белорусов в Скиделе[3, c.39].
26 сентября 1926 Моисей Каминский, бывший священник Ятвеской церкви, лишенный сана, в качестве священника «восточного обряда», т.е. «нео-униата», приехал в Скидель. Предварительно были расклеены объявления на русском языке, что на площади будет совершено богослужение. В православной церкви совершалась литургия, а миссионер на площади, возле храма, под охраной полиции, стал служить обедню по восточному чину. Подошли любопытные, начался спор о вере. Полицейский устранял вопрошавших и вообще был на стороне Каминского. После литургии совершался православный крестный ход, и тогда Каминский скрылся. По словам очевидца, это было «коверкание православного богослужения на площади». [4, c.118].
За возвращающимся духовенством пристально следила тайная полиция Польши. Достаточно регулярно составлялись отчёты о настроениях, как прибывших священнослужителей, так и тех, кто не выезжал. Эти донесения представляют интерес для анализа умонастроений православного духовенства.
Одно из таких донесений поступило из Скиделя. Оно датировано 22 мая 1927 года. В нем сообщается: «Политическое положение в Скиделе во многом определяется тем, что преобладающим населением здесь являются православные, которые не очень довольны своим нынешним состоянием. Около 5 тыс. из них недавно возвратились из России, люди эти совершенно обездолены и унижены как морально, так и материально. Все это способствует антиправительственным настроениям, проявлением чего было распространение антигосударственных брошюр, имевшее место 25 апреля сего года в селе Глинянах. В самом Скиделе проживает достаточно интеллигентных русских, в том числе из духовенства, которые также недавно возвратились из России. В царские времена они занимали видное положение в обществе, а сейчас сидят вообще без всякой работы. Все это негативно воздействует на их отношения к польским властям» [5, c.213].
Польская власть пыталась закрыть главный приходской храм местечка - Свято - Покровскую церковь. Однако благодаря вмешательству скидельского священника Якобсона Давида этого не произошло [6, с.82].
Сентябрьские события 1939 года ознаменовались восстанием в Скиделе против польской власти. Для подавления восстания прибыли польские каратели. 70 человек были арестованы и ожидали расстрела, 200 человек лежали головой вниз у Свято-Покровской церкви, причем лежавших заставляли целовать землю, приговаривая: «Целуйте жиды, коммунисты польскую землю, она никогда не будет вашей».
После установления советской власти ситуация в местечке стабилизировалась. 7 ноября на церковной площади проходил митинг по случаю годовщины октябрьской революции, об этом свидетельствует фотография сохранившееся до наших дней.
Тихая и мирная жизнь была нарушена с началом Великой Отечественной войны, которая принесла колоссальные разрушение местечку. Пострадали и православные храмы. Так, в первые дни войны, в результате действий немецкой артиллерии, сгорела приходская Свято - Покровская церковь со всем находящимся в ней имуществом, караульным помещением при ней для сторожа, а также уничтожены огнём дома и холодные строения на церковных усадьбах, выстроенных прихожанами для служителей прихода.
Как свидетельствует подробной опись, были причинены следующие убытки:
« Уничтожена пожаром Св. Покровская церковь, деревянная на каменном фундаменте, с гонтовой крышей, размером: длиною 45 м, шириною 9 м 40 см и высотою в средней части 4½м, общей стоимостью в 880.000 руб. Деревянная сторожка при названной церкви, размером 8 м длиною, 6 м шириною и 3 м (?)*** высотою стоимостью в 28.000 руб. Деревянная штакетная ограда вокруг церкви общим протяжением 140 м погонных, при высоте в 1½ м стоимостью 24.000 руб. Дом для священника на церковной усадьбе с каменным при нём погребом, деревянный с гонтовой крышей, на каменном фундаменте, общим размером: длиною 15 м 20 см, шириною 10 м 90 см и высотою 2 ¾ м, стоимостью в 235.000 руб.» [7].
О пожаре вспоминал Николай Деленковский, житель местечка:
«Цэнтр яшчэ модна гарэў. Едкі дым віўся над пажарышчамі. У многіх месцах агонь то ўспыхваў, то заціхаў. Прапала ўсё — i жылыя дамы, i пажарная, i школа каля царквы, i сама царква» [8, c. 44].
Территория возле храма Свято-Георгиевской церкви в урочище Котра, которая в народе именовалось скидельским кладбищем, стала местом сражения между Красной Армией и войсками противника, об тех событиях мы можем узнать из воспоминаний Сергея Ивановича Мальцева участника сражения:
«Третий день войны для нас стал сущим адом. Едва забрезжил рассвет и в дымке легко утреннего тумана показалась река Котра, наш берег потонул в дыму и пламени. Несколько звеньев фашистских бомбардировщиков начали пикировать на наши позиции. Вслед за ними начала вести огонь артиллерия… Наша артиллерия вела ответный огонь по противнику. Дуэль продолжалась около двух часов…
Справа от скидельского кладбища доносилась оружейная стрельба. Заработал пулемет. Мы увидели, как люди в пилотках и с ручным пулеметам перебежали дорогу и скрылись во ржи…
…Справа со стороны скидельского кладбища беспрерывно бьют наши станковые пулеметы. По всему лугу гремит мощное «ура!». Враги бегут, оставляя убитых и раненых.
В битве под Скиделем погиб мой командир, начальник заставы лейтенант Борис Мукаевич Адырхаев. Наспех вырыли могилу рядом с окопами и похоронили. Но нам казалось, что он и мертвый рядом нами»[11, c.7-14].
Сам храм понес большие потери во время Великой Отечественной войны. За время оккупации немцы похитили из него буквально всё, имеющее какую-либо материальную ценность. Кроме того, от обстрелов артиллерии в церкви были разбиты все оконные стёкла, повреждено 5 оконных рам, уничтожена одна входная дверь и пробита в двух местах крыша. Об этом свидетельствует опись о причиненном ущербе:
«В Георгиевской церкви в урочище Котра похищено и уничтожено:
- 1. Антиминс 800 руб.
- Плащаница 8.500 руб.
- Завеса от царских врат 900 руб.
- Платки, покрывала, полотенца 800 руб.
- Металлическая чаша 2.300 руб.
- Кадильница 480 руб.
- 75 оконных стёкол с рамами 5.000 руб.
- Одна дверь 800 руб.
- Повреждена крыша 2.000 руб.
Итого: 21.580 руб.» [9, с.15].
Еще один храм местечка Скиделя, церковь св. Архангела Михаила, действовал и в военное время, с 1939 по 1943 год. Настоятелем храма был священник Борис Бобковский (могила его сохранилась, находится за храмом). О.Борис Бобковский был убит, обстоятельства и причины его убийства до конца не известны [10, c.134].
Как и все православные святыни Скиделя, данный храм понес серьезные потери во время войны: «Летом 1944 года негодяи-фашисты, не пощадив святыни молитвенных мест, разграбили церковное имущество св. Михайловской кладбищенской церкви в гор. Скиделе.
В Михайловской церкви похищено:
- Шёлковый Антиминс 1.300 руб.
- Завеса от царских врат 1.600 руб.
- Большой ковер 4х6 м 14.000 руб.
- Полотенца, пелены, покрывала 4.000 руб.
- Серебряная дароносица 2.500 руб.
- 20 кг восковых свечей 8.000 руб.
- 10 бутылок виноградного вина 2.500 руб» [7].
Таким образом, с 1921 по 1945 год православные храмы местечка Скидель переживали сложные времена. Польские власти ограничивали церковную жизнь православного населения, однако она не угасала благодаря священникам и самим прихожанам. Непоправимый ущерб был нанесен православным святыням в годы Великой Отечественной войны. Скидель лишился своей старейшей православной святыни – Свято - Покровской церкви. После войны она не была восстановлена, а на ее месте расположен центральный парк города. Другие же храмы хоть и пострадали, но богослужение в них продолжилось.
Мацута Евгений Николаевич (ГрГУ им. Янки Купалы; Гродно, Беларусь)
Список литературы
- Скидель. 500 лет истории/ И.Борисов, М. Деленковский, А.Вашкевич, Д.Лютик, Я.Лелевич, З.Семашко, С.Токть. Под редакцией Я.Я. Василевского и др. - Гродно: Гродн. типогр., 2008. – 248 с.
- Польша - Беларусь (1921-1953): сб. документов и материалов / сост.: А. Н. Вабищевич [и др.]. - Минск : Беларус. навука, 2012. - 423 с.
- Historia Prawosławnej Diecezji Grodzieńskiej w latach 1921–1939 : praca doktorska / arcybiskup Artemiusz (Kishchanka). – Warszawa, 2012. – 214 s.
- Николаев К.Н. Экспансия Рима в Россию. Восточный обряд. (Рим – Польша – Россия). – М: 2005 г. – 360 с.
- Черепица В.Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине (с древнейших времен до наших дней). Монография: часть И. - Гродно: ГрГУ, 2005. - 440 с.
- Горны А. С. Сінодзік пацярпелых за веру і Царкву Хрыстовую ў Гродзенскай епархіі (ХХ стагоддзе)/ А. С. Горны ; Беларуская Праваслаўная Царква, Гродзенская епархія. – Гродна : ЮрСаПрынт, 2014. – 147 с.
- Мацута Е.Н. История Свято-Покровской и Свято-Михайловской церквей в г. Скиделе
/ Е. Н. Мацута // Святло зямлi Гарадзенскай: да 1030-годдзя Праваслаўнай Царквы ў Беларусі і 30-годдзя адраджэння Гродзенскай епархіі Беларускай Праваслаўнай Царквы : зб. навук. арт. / Гродзенскi дзяржаўны ўнiверсітэт iмя Янкі Купалы, Гродзенская Епархія Беларускай Праваслаўнай Царквы ; пад навук. рэд. І. Ф. Кітурка, архіепіскапа Антонія (Дароніна) ; рэдкал.: В. А. Белазаровіч [і інш.]. – Гродна : ГрДУ імя Янкі Купалы, 2023. – С. 65-73. - Деленковский Н. И. Скидель :Докум.-лирич. очерк / Николай Деленковский. - Минск : Полымя, 1987. - 111 с.
- Православная церковь на территории Гродненской области (1944-1991 г.) документы и материалы / сост. Н. А. Бекиш(и др.] ; науч. ред.: С. В. Силова, А. С. Горный, прот. А. Велисейчик. — Гродно : Гродненская типография, 2020. — 190 с.
- Sosna, Grzegorz. Hierarchia, kler i pracownicy Kościoła prawosławnego w XIX-XXI wieku w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej / Grzegorz Sosna, Antonina Troc-Sosna. - Warszawa - Bielsk Podlaski, 2017. - 1008 s.
- Мальцев С.И. Когда опасность рядом : [О деятельности бригад «Пламя» и 12-й кавалерийской] / С.Мальцев. - Мн. : Беларусь, 1977 — 253 с.