ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИНЬ В МЕСТЕЧКЕ СОПОЦКИН, АВГУСТОВСКОГО УЕЗДА С 1900-1917 ГГ.

 История православия в местечке Сопоцкин была очень сложной. За долгие столетия полонизации, на данной территории не было ни одного православного храма, зато существовал Теолинский костел и Свято-Успенская униатская церковь. Униаты, со стороны католиков, подвергались различного родам притеснениям, унижениям и житейским трудностям. Когда данные территории вошли в состав Российской империи, положение дел постепенно стало меняться.

Свято-Успенская церковь посада Сопоцкин

На начало ХХ в. местечко Сопоцкин входит в состав Августовского уезда, Сувалкской губернии, а в церковном – в состав Варшавской епархии. В Сапоцкин еимелась православная Свято- Успенская приходская церковь. Не далеко от посада, в урочище Теолин, располагался Спасо-Преображенский женский монастырь. Сопоцкинская церковь построена в 1838 г. помещиком Воловичем. В 1898 г. она была обновлена благодаря трудам настоятеля прихода священника Иустина Палецкого[1]. В храме хранилась древняя икона Богородицы, которой насчитывалось более 200 лет. Икона находилась в алтаре и почиталась местными жителями, как чудотворная. Считалось, что она фамильная ценность местных землевладельцев семьи Воловичей, подаренная храму[2]. На 1913 г. прихожанами церкви числилось 333 человека, примерно 70 семей жило в пос. Сопоцкин[3].

Рис 1. Свято-Успенская церковь посада Сопоцкин
Рис 1. Свято-Успенская церковь посада Сопоцкин

Кроме настоятеля, на приходе несли послушания два священника, псаломщики и диакон. Один из священников занимал должность «помощник настоятеля». Данная должность была перемещена согласно определению Святейшего Синода (указ от 17 сентября с. г. №8502) из единоверческой церкви села Покровского, Сейненского уезда, Сувалкской губернии[4]. На 1914 г. помощник настоятеля получал в год 800 руб., один псаломщик 200 руб., а второй 180 руб., причем они снимали жилье в самом посаде (стоимость жилья – 5 руб. в месяц)[5].

При приходе действовала церковно-приходская школа. Она являлась не только источником грамотности и образования, но также светочем для местного населения.  Благодаря таким школам, дети настолько влюблялись в православие и учебный процесс, что противились желанию родителей уйти в костел.

Рис 2. Св. Иоанн Кронштадтский
Рис 2. Св. Иоанн Кронштадтский

Знаковым событие для прихода является посещение в 1900 г. святым праведным Иоанном Кронштадтским Теолинского Спасо-Преображенского женского монастыря и посада Сопоцкина. Когда отец Иоанн приехал в посад, его встретили местные евреи. Местный аптекарь преподнес хлеб-соль и произнес следующее приветственное слово: «Сопоцкинское еврейское общество честь имеет преподнести хлеб соль и сердечно приветствует приезд Вашего Высокопреподобия в наш посад. Мы твердо уверены, что ваше высокопреподобие не откажете и нашему обществу, так давно жаждавшему наравне с остальными, лицезреть вас и услышать из уст дорогого всему русскому населению батюшки — пастырское благословение»[6].

Рис 3. Синагога в пос. Сопоцкин
Рис 3. Синагога в пос. Сопоцкин

Так же отца Иоанна пришел приветствовать местный раввин Рабинович. Он сказал: «В Талмуде (Мидраше) находим, что однажды один философ спросил у рабби Гамлиела следующее: „у нас есть праздники и у вас, но есть ли такой день, который мы празднуем все вместе?" Рабби Гамлиел ответил; „Такой день есть, а именно день, в который падает дождь, когда он нужен, потому что он тогда полезен всем". То же самое мы можем сказать в честь Вашего Высокопреподобия. Есть благочестивые мужи, которые только заботятся о своих единоверцах. Ваше же Высокопреподобие, как нам всем известно, озабочиваетесь о всех страждущих, без различия национальности и религии. А потому вы заслуживаете любви и чести от всех. И я осмеливаюсь выразить вам от здешнего еврейского общества нашу признательность и глубочайшее уважение»[7].   После приветственных слов уважаемый гость отправился в обитель.

Утром 22 сентября (5 октября) отец Иоанн отслужил утреню и Божественную литургию, после чего отправился из монастыря в г. Гродно.

Процесс отпадения от Православия в другие вероисповедования возобновился благодаря императорскому указу «Об укреплении начал веротерпимости» опубликованному 17 (30) апреля 1905 г. Согласно указу, обществам, был разрешен выход из Православной Церкви, формально к ней принадлежащим. Также разрешено было православным менять свое вероисповедание. Данным документом воспользовались ксендзы, которые стали активно убеждать местное население в том, что они часть польской культуры и религии, т. е. католицизма. В следствии чего в 1905-1906 гг. в посаде Сопоцкин из православия в католицизм перешло 83 человека, а со всего благочиния ушло 738 человек[8]. Случались, конечно, события откровенной наглости ксендзов, один из таких случаев описывает настоятель Сопоцкинской церкви священник Иустин Палецкий. Он пишет: «Факт о том, что ксендз подал прошение без ведома Просителя, имел место в прошлом году в Ригаловском приходе. Крестьянин д. Ригаловки Антон Ралевич, когда к нему пришел для увещания отец Порфирий Рудьков, прямо заявил, что он прошения не подавал. Потом оказалось, что прошение за него подал администратор Липского костела ксёндз Залеский; последний мотивировал подачу этого прошения просьбой жены Ралевича»[9]. Конечно, были и случаи противоположные этому. Так, например жидель д. Романовщина Иван Дорошко, остался верен Православию один из всей семьи. Мало того постепенно, благодаря подлинной христианской жизни вернул в церковь свою мать Марию, сестра же осталась в костёле[10].

В 1910 г. Сопоцкинский приход формально расширился, поскольку в с. Липске (сейчас Польша) был упразднен приход. Церковь, землю и церковно-приходские строения предали в ведение Теолинского женского монастыря, а прихожане причислились к Сопоцкинскому приходу[11].

Большой период своей жизни данному приходу посвятил настоятель Сопоцкинской церкви священник Иустин Палецкий. Много трудов он приложил для возвращения униатов в лоно Православия. Из его биографии известно, что в 1891 г. он закончил Холмскую духовную семинарию. В 1894 г. рукоположен в сан пресвитера. С 1902-1910 гг. отец Иустин являлся благочинным IV Варшавского округа (в него входили приходы Августовского уезда), также нес послушание преподавателя церковных школ, располагавшихся при Теолинском Спасо- Преображенском женском монастыре. За что был награжден от Святейшего Синода книгою «Библия», которая выдавалась за особые труды, усердие и ревность по благоустройству местных церковных школ[12]. При осмотре правящим архиереем местных приходов и Теолинского женского монастыря, отец Иустин всегда сопровождал его Высокопреосвященство. В 1904 г. удостоен награждения камилавкой[13]. В 1909 г. был награжден наперсным крестом[14]. В 1912 г. награжден орденом св. Анны 3-ей степени[15], а в 1914 г. награжден саном «протоиерей»[16]. Все эти награды свидетельствуют, насколько отец Иустин был предан делу Евангельской проповеди среди католического и униатского населения. 

Рис 4. Орден св. Анны 3-й степени
Рис 4. Орден св. Анны 3-й степени

В 1914 г. началась Первая мировая война, внесшая в жизнь Сопоцкина существенные коррективы. Из-за приближавшегося фронта, люди стали покидать свои жилища. Священники Успенской церкви, сколько это было возможно, оставались на приходе и поддерживали местное население. Настоятель Сопоцкинской церкви священник Иустин Палецкий описывает события при вторжении немецких войск в пределы прихода. Крыша Спопоцкинской церкви была незначительно повреждена пулями. На колокольне размещался немецкий пулемёт. Храм был разграблен, все в нем было перевернуто и разбросанно (книги, документы, акты гражданского состояния), церковное имущество испорчено (порвана напрестольная риза и священнические облачения). Причтовые постройки остались целыми, но разграбленными[17].

Рис 5. Захваченные 31-й германской дивизией обозы ХХ корпуса в м. Сопоцкин. Февраль 1915 г.
Рис 5. Захваченные 31-й германской дивизией обозы ХХ корпуса в м. Сопоцкин. Февраль 1915 г.

В 1915 г. «за самоотверженную деятельность во время текущей войны» настоятель Сопоцкинской церкви священник Иустин Палецкий награжден орденом св. Анны 2-й степени, а диакон Матфей Гаврелюк орденом св. Анны 3-й степени[18].

Сложно сказать, сколько священники находились на оккупированной территории. 5 июля 1915 г. началась эвакуация Варшавского духовенства. В документе «Список епархиальных учреждений и священно-церковно-служителей Варшавской епархии к 1 ноября 1915 г.», указывается предписываемое место эвакуации (возможно и место пребывания) священнослужителей Сопоцкинского прихода. Так настоятель – протоиерей Иустин Палецкий (город Золотоноша, Полтавской губернии, Красногорский женский монастырь). Помощник настоятеля – священник Владимир Жбанков (город Киев, Львовская улица, дом №105, квартира 18). Диакон – Матфей Гаврилюк (адрес не известен). Псаломщик – Александр Смирнов (Ст. Черемисиново, Курская губерния, Краснополянское почтовое отделение, с. Покровское). Псаломщик – Семен Веремчук (город Киев, Киево-Печерская Лавра, Митрополичий хор)[19].

В 1916 г. протоиерей Иустин Палецкий «за службу по духовному ведомству» награждается наперстным крестом из кабинета Его Величества без украшений[20].

Теолинский Спасо-Преображенский женский монастырь

Обитель находилась в близи местечка Сопоцкин, Августовского уезда, Сувалской губернии. Монастырь был учрежден согласно определению Святейшего синода от 21 января – 1 февраля и получил название: «женский Спасо-Преображенский Теолинский монастырь»[21]. Местом расположения стал некогда действующий приход католического костёла, который был закрыт в 1877 г. по причине плохого влияния на вновь вернувшихся в Православие униатов. Большое содействие этому делу приложил архиепископ Флавиан (Городецкий) и священник Сопоцкинской Свято-Успенской церкви Иосиф Будилович[22]. С передачей храма, монастырь получил все здания, земли и угодья костела.

Рис 6. Бывшая Спасо-Преображенская церковь женского Теолинского монастыря переделанная под костел.
Рис 6. Бывшая Спасо-Преображенская церковь женского Теолинского монастыря переделанная под костел.

1 октября 1894 г. Высокопреосвященнейший Флавиан (Городецкий), архиепископ Холмский и Варшавский в Теолинском монастыре освятил храм в честь праздника Преображения Господня. Эта церковь была переделанна из костела. Обустройством обители и подготовкой к освящению храма занималась игуменья Леснинского женского монастыря Екатерина (Ефимовская), поскольку Теолинская обитель, как и Вировская первоначально были частью (подворьем) Леснинского монастыря. На освящении храма присутствовали почетные гости: Сувалкский губернатор И. Г. Подгородников, начальник Сувалкской учебной дирекции А. Ф. Ненадкевич, жандармский подполковник П.Е. Кукулевский, правитель канцелярии Сувалкского губернатора Я. С. Кенис, полицмейстер города Сувалок А. Ф. Берг и др.[23]. Так же на освящение пришло множество паломников с ближайших приходов: Голынского, Перстуньского, Баллянского и Рыголовского. Общее число богомольцев так было велико, что они заполнили не только храм, но и прихрамовую территорию. Пение за литургией совершил Августовский хор. Проповедь по запричастном стихе произнес окружной благочинный протоиерей Л. Янковский. После службы все гости были приглашены на обед в трапезную монастыря. Вечером было отслужено Всенощное бдение, за которым владыка постриг в рясофор послушницу монастыря Доминику Демьянюк[24].

В 1895 г. на должность настоятельницы монастыря была назначена монахиня Людмила (в миру Мария Евграфовна Лобанова). В этом же году монастырь встретил свой первый престольный праздник. Праздничную службу возглавлял благочинный Августовского округа протоиерей И. Добровольский. Храм был наполнен почетными гостями и паломниками из близлежащих церквей[25].

В 1900 г. согласно определению Святейшего Синода от 10 декабря 1899 г. по ходатайству Высокопреосвященнейшего Иеронима (Экземплярского), архиепископа Холмского и Варшавского на строительные нужды Теолинской Спасо-Преображенской обители выделено 5000 руб.

В самом монастыре находилась детская двухклассовая школа. На 1900 г. в ней обучалось 80 девочек. Школа располагалась в деревянном доме, бывшем корпусе сестер монастыря[26]. Дети изучали: Закон Божий, церковное пение, церковнославянский язык, чистописание, русский язык, арифметику. Основными воспитанницами были девочки из униатских семей.  В 1903 г. в монастыре было построено новое кирпичное здание для второклассной школы вместительностью 100 учениц. Постройка обошлась в 30000 руб.[27]

На протяжении всего своего служения настоятельница монастыря уделяла большое внимание обучению детей в приходской школе. За эти труды в 1901 г. ко дню памяти святых Мефодия и Кирилла, первоучителей славянских, за особые труды, усердие и ревность по благоустройству церковно-приходских школ, игуменья Людмила была удостоена награждению книгой «Библия»[28], а в 1902 г. Высокопреосвященнейшим Иеронимом, архиепископом Холмским и Варшавским преподано архипастырское благословение за «отличное состояние учебно-воспитательной части в Теолинской женской двухклассной школе»[29]. Труды игуменьи не остались без внимания и со стороны Святейшего Синода, от которого она получила награду – наперсный крест, за заслуги по духовному ведомству Его Императорского Величества[30].

В монастыре находился детский приют, который занимался воспитанием детей сирот и подкидышей. По выходе из приютского возраста, дети обучаются ремеслам, свойственным их возрасту и полу. Полученные знания они могли применить, войдя во взрослую, самостоятельную жизнь. В отчете «о состоянии и деятельности Варшавского Православного Свято-Троицкого братства за 1899 год» упоминаются две выпускницы данного приюта. Одна вышла замуж, а другая (Анастасия Егорова), после окончания Теолинской церковно-приходской школы, была назначена помощницей учительницы данной школы[31].

21 сентября 1900 г. Спасо-Преображенский монастырь посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн в монастырском храме отслужил утреню и литургию. Литургия завершилась пламенной проповедью, в которой дорогого батюшка убеждал «упорствующих» вернуться в лоно Православной матери Церкви[32].

Кронштадтский пастырь являлся для Теолинского, как в прочем и для других монастырей, крупнейшим спонсором. За шестилетнее свое существование (с 1894 г.), обитель получила финансовой поддержки около 50000 руб. Благодаря этим пожертвованиям, монастырь смог купить себе имение Юзефатово (теперь д. Усово) и построить помещения для насельниц. Финансовая поддержка отца Иоанна Кронштадского, позволяла, как сестрам, так и детям из школы-приюта иметь достаточное пропитание. Приют содержал и воспитывал около 100 девочек, из местного бедного населения[33].

В монастырь находились следующие постройки: двухэтажный сестринский корпус, двухэтажная второклассная женская школа, монастырская больница, приют для малолетних детей, кирпичный завод, иконописная мастерская.

Рис 7. Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси
Рис 7. Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси

Финансовое положение обители было очень сложным. Имеющихся средств едва ли хватало на его содержания. Жизнедеятельность монастыря поддерживал протоиерей Иоанн Кронштадтский, регулярно пересылая денежные средства. Еще одним известным благотворителем оказался светильник земли Русской, Святейший Патриарх Тихон (Белавин). Будучи епископом Алеутским, он пожертвовал 50 руб. обители[34]. В 1902 г. императрица Александра Федоровна пожертвовала священническое и диаконское облачение с воздухами в Теолинский Спасо-Преображенский женский монастырь[35]. С 1903 г. согласно указу Святейшего Синода от 5 июля 1902 г. за №5118 на содержание обители ежегодно отпускалось 2765 руб. из средств Государственного казначейства[36].  

В монастыре нес свое священническое послушание священник Николай Паевский, который по случаю престольного праздника в 1903 г. вместе с сёстрами обители встречал Преосвященного Евлогия, епископа Люблинского[37].

В 1904 г. на праздник Преображения Господня в монастыре случился пожар. Во время полиелея во второклассной женской школе загорелось детское платье. Милостью Божией огонь был замечен одним из молящихся и скоро его потушили. Урон обители нанесен на 1000 руб. [38].

На 1913 г. обитель состояла из 8 мантийных монахинь, 21 рясофорных, 36 послушниц и 34 белиц. В этом же году в монастырских церковных школах обучалось 119 человек (вместе с учительскими курсам). Количество земли у монастыря: имение Чостков – 725 моргов, имение Юзефатово – 1070 моргов, возле монастыря 12 моргов и около 148 моргов леса[39].

С началом Первой мировой войны в 1914 г. часть сестер обители эвакуировались в женский монастырь города Гродно, оставив храм, монастырские постройки, хозяйство и много гектаров земли. С приходом немцев в феврале 1915 г. в урочище Теолин в монастыре был организован главный штаб. Монахинь, которые решили остаться, солдаты не трогали и не обижали (приказ командования), им даже разрешалось в храме совершать богослужения. Весь монастырь, постройки и хозяйство были разграблены. Всю живность (коровы, лошади, свинья, птицы и др.), немцы забрали себе[40].

Помощник настоятеля Сопоцкинской церкви священник Владимир Жбанков, остался в монастыре и оказывал помощь пленным, больным и раненым русским воинам. На тот момент число раненых русских воинов достигало 400 человек. Также отец Владимир безропотно совершал пастырские свои обязанности (исповедовал, причащал и погребал солдат), временно исполнял обязанности священника в полевом госпитале [41].

В 1915 г. помощник настоятеля Сопоцкинской церкви священник Владимир Жбанков «за самоотверженную пастырскую деятельность» награжден скуфьёй[42].

В скором времени на месте Теолинского монастыря расположился римо-католический костел. Так завершилась история существования Теолинского Спасо-Преображенского православного монастыря.

С изменением политической жизни региона, Сопоцкинский край стал частью Польского государства, что отразилась и на религиозной жизни местного населения.

Священнослужители и псаломщики, несшие своё послушание в Сопоцкинской церкви с 1900-1917 гг.

Псаломщики: Антоний Гереминович (1900–1903 гг.), Нестор Олещук (1900 г.), Александр Приходько (1900–1903 гг.), Феодосий Скибицкий (1903 г.), Иван Яворовский (1903 г.), Иосафат Трохимюк (1904 г.), Вячеслав Лопатинский (1904–1908 гг.), Иосиф Крась (1904 г.), Иоанн Крашкевич (1904–1907 гг.), Емельян Панасевич (1904 г.), Сергей Марцинкевич (1907–1911 гг.), Силуан Дротвинский (1908 г.), Николай Игнатюк (1908–1909 гг.), Константин Ефимов (уволен 1 июня 1909 г.), Косма Коваленко (1909–1911 гг.), И. Гиржев (1911 г), Петр Морозевич (1912–1914 гг.), Петр Герасимюк (1912–1913 гг.), Н. Вельтищев (1914 г.), А. Евдокимов (не известно –1914 г.), Семен Веремчук (1914–1915 гг.), Александр Смирнов (1915 г. – не известно).

Диаконы: Иоанн Сугробов (1900–1902 гг.), Алексей Смирнов (1903–1904 гг.), Иоанн Шевелев (1904–1909 гг.), Никифор Крук (1910–1912 гг.), Матфей Гаврилюк (1912–1915 гг.).

Священники: Иустин Палецкий (1897–1916 гг.) – являлся настоятелем Сопоцкинской церкви, Александр Щедров (1900–1901 гг.), Николай Паевский (1902–1904 гг.), Сергей Черняховский (1904 г.), Аполлинарий Яновский (1904–1905 гг.), Александр Алексеевич (1904–1906 гг.), Константин Владимиров (1905–1906 гг.), Михаил Паевский (1906– не известно), Емельян Панасевич ( 22 октября – 1 ноября 1906 г.), Евфимий Гурьев (1906–1908 гг.), Флор Шумский (1908– не известно), Иларион Яржембский (1909–1910 гг.), Григорий Петрашко (1909–1913 гг.), Е. Любомудров (не известно –1911 г.), Платон Карпович (1911–1913 гг.), Владимир Жбанков (1913 – 1915 гг.), А Ярошевич ( с 20 ноября 1914 г. – не известно).

Педагоги Теолинской второклассной и образцовой школ: протоиерей Иустин Палецкий (заведующий, преподаватель Закона Божия), Мария Клименко (старшая учительница), Надежда Суетова (учительница), Зинаида Козлова (учительница), Наталия Козлова (учительница) и Александра Шумовская (учительница)[43].

Приложение.

  1. Рис 1. Свято-Успенская церковь посад Сопоцкин https://sopockinorthodox.blogspot.com/
  2. Рис 2. Святой праведный Иоанн Кронштадтский https://drevo-info.ru/articles/4711.html
  3. Рис 3. Синагога пос. Сопоцкин. https://www.radzima.org/ ru/foto/18986.html
  4. Рис 4. Орден святой Анны 3-й степени. http://medalirus.ru/rus-ordena/orden-anny-3.php
  5. Рис 5. Захваченные 31-й германской дивизией обозы ХХ корпуса в м. Сопоцкин. Февраль 1915 г. https://harodnia.com/be/uczora/rasijskaja-impieryja/464-grodnenskaya-krepost-2
  6. Рис 6. Костел в Теолине XX в.
  7. Рис 7. Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси. https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/

 

[1] Донесение Преосвященного Иоасафа, епископа Новогеоргиевского, викария Варшавской епархии, Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященному Николаю, архиепископу Варшавскому и Привислинскому // ВЕЛ. – 1913. –  №18 – С. 265.

[2] Путешествие Высокопреосвященнейшего архиепископа Николая в Теолин // ВЕЛ. – 1909. –  №17 – С. 192 – 193.

[3] Донесение Преосвященного Иоасафа, епископа Новогеоргиевского, викария Варшавской епархии, Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященному Николаю, архиепископу Варшавскому и Привислинскому // ВЕЛ. – 1913. –  №18 – С. 265.

[4] Епархиальные распоряжения и известия // ХВЕВ. – 1903. –  №39 – С. 473.

[5] Журналы епархиального съезда депутатов духовенства и церковных старост Варшавской епархии. Журнал 4-ый // ВЕЛ. – 1914. – №6 – С. 95 – 96.

[6] Посещение протоиерея Иоанна Сергиева Кронштадского, Теолинской женской обители // ХВЕВ. – 1900. –  №41 – С. 504.

[7] Там же.

[8] Годичный отчетный рапорт за 1911 год благочинного 4 Варшавского округа // ВЕЛ. – 1912. –  №24 – С. 11.

[9] Рапорт настоятеля Сопоцкинской церкви священника Иустина Палецкого Высокопреосвященному Николаю, архиепископу Варшавскому о влиянии церковно-приходской школы // ВЕЛ. – 1911. –  №19 – С. 242.

[10] Там же.

[11] Журнал Епархиального Съезда духовенства и церковных старост Варшавской епархии 11 – 13 января 1910 г. // ВЕЛ. – 1910. –  №3 – С. 41-42.

[12] Награды по Холмско-Варшавской епархии // ХВЕВ. – 1902. –  №22 – С. 237.

[13] Список лицам духовного звания Холмско-Варшавской епархии, кои Святейшим Синодом удостоены награждения ко дню Рождения Его Императорского Величества  // ХВЕВ. – 1904. –  №20 – С. 238.

[14] Епархиальные распоряжения и известия // ВЕЛ. – 1909. –  №10 – С. 114.

[15] Высочайшие награды // ВЕЛ. – 1912. –  №10 – С. 139.

[16] Высочайшие награды // ВЕЛ. – 1914. –  №10 – С. 153.

[17] Немцы в Сувалкской губернии. В пос. Сопоцкине, Теолинском монастыре, в с. Перстуни и Липске // ВЕЛ. – 1915. –  №8 – С. 103–104.

[18] Высочайшие награды по Духовному ведомству // ВЕЛ. – 1915. –  №15 – С. 182.

[19] Список епархиальных учреждений и священно-церковно-служителей Варшавской епархии к 1 ноября 1915 г. // ВЕЛ. – 1915. –  №19 – С. 232.

[20] Высочайшие награды // ВЕЛ. – 1916. –  №11 – С. 113.

[21] Определения Святейшего синода. Об учреждении при посаде Сопоцкине в урочище Теолине, Сувалской губернии, женского монастыря // ХВЕВ. – 1894. –  №5 – С. 81.

[22] Романовский К., священник. Памяти бывшего настоятеля Сопоцкинской церкви, Августовского уезда, Сувалской губернии, священника Иосифа Будиловича // ХВЕВ. – 1878. –  №9 – С. 17.

[23] Освящение церкви Теолинского женского монастыря (Августовского уезда) Высокопреосвященнейшим Флавианом, архиепископом Холмским и Варшавским // ХВЕВ. – 1894. –  №22 – С. 368 – 369.

[24] Освящение церкви Теолинского женского монастыря (Августовского уезда) Высокопреосвященнейшим Флавианом, архиепископом Холмским и Варшавским // ХВЕВ. – 1894. –  №22 – С. 368 – 369.

[25] Романов Н., священник. Храмовый праздник в Теолинском Спасо – Преображенском женском монастыре // ХВЕВ. – 1895. –  №17 – С. 275 – 276.

[26] Посещение Преосвященным Германом, епископом Люблинским, Вировского и Теолинского женских монастырей // ХВЕВ. – 1900. –  №34 – С. 413 - 414.

[27] Глинский Н., протоиерей. Поездка его Преосвященства, Преосвященного Евлогия, епископа Люблинского в Виров, Седлец и Теолин // ХВЕВ. – 1903. –  №35 – С. 432-433.

[28] Определение Училищного Совета при Святейшем Синоде // ХВЕВ. – 1901. –  №22 – С. 269.

[29] Епархиальныя распоряжения и известия  // ХВЕВ. – 1902. –  №15 – С. 173.

[30] Награды по Холмско-Варшавской епархии  // ХВЕВ. – 1902. –  №20 – С. 233.

[31] Отчет о состоянии и деятельности Варшавского Православного Свято-Троицкого братства за 1899 год // ХВЕВ. – 1900. –  №16 – С. 197 - 198.

[32] Посещение протоиерея Иоанна Сергиева Кронштадского, Теолинской женской обители // ХВЕВ. – 1900. –  №41 – С. 504.

[33] Посещение протоиерея Иоанна Сергиева Кронштадского, Теолинской женской обители // ХВЕВ. – 1900. –  №41 – С. 505.

[34] Пожертвования // ХВЕВ. – 1901. –  №18 –С. 218.

[35] ХВЕВ. – 1902. –  №11 – С. 121.

[36] Действие правительства // ХВЕВ. – 1902. –  №29 – С. 241.

[37] Глинский Н., протоиерей. Поездка его Преосвященства, Преосвященного Евлогия, епископа Люблинского в Виров, Седлец и Теолин // ХВЕВ. – 1903. –  №35 – С. 432-433.

[38] Глинский Н., протоиерей. Праздник Преображения Господня в Теолинском женском монастыре // ХВЕВ. – 1904. –  №36 – С. 434.

[39] Отчетный рапорт // ВЕЛ. – 1913. –  №7 – С. 100–103.

[40] Немцы в Сувалкской губернии. В пос. Сопоцкине, Теолинском монастыре, в с. Перстуни и Липске // ВЕЛ. – 1915. –  №8 – С. 103–104.

[41] Служение духовенства Варшавской епархии больным и раненым воинам в настоящую воину // ВЕЛ. – 1916. –  №12 – С. 132.

[42] Награды // ВЕЛ. – 1915. –  №12 – С. 145.

[43] Отчет о состоянии церковных школ Варшавской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1913–1914 учебный год // ВЕЛ. – 1915. –  №15 – С. 189–190.

 

Иерей Георгий СКОРБ, магистр богословия