Аннотация: Скидель на протяжении нескольких веков известен как местечко с преобладающим православным населением и тремя храмами. Их история в настоящее время практически не исследована и не известными широкому кругу читателей. Ещё меньше сохранилось сведений об их настоятелях. В данной статье исследуется биография одного из скидельских священников XVIII в. Атония Будзиловича.

Сведений о священнике Антонии Будзиловиче сохранилось мало. Из источников известно, что он родился в 1826 г. в семье священника Будзиловича Стефана Клементьевича[3], первое образование получил в Супрасльском духовном училище, после чего продолжил обучение в Литовской духовной семинарии. 15 июля 1847 года окончил курс по 2-му разряду[25].

Служение его как священника начинается в 1848 г., когда он был рукоположен Иосифом, Архиепископом Литовским и Виленским к Брестской церкви. Такую информацию предоставляет лист Иосифа Семашко от 21 июня 1848 года под № 727 «О новом распределении церквей по благочиниям Брестского уезда», в котором написано: «Благочиние Брестское, перечисленное в ведомство Литовской Епархии от епархии Минской, состоит из четырёх церквей, находятся в четырех уездных городах по губернии Гродненской и Белостокской области, именно: Брестской Симеоновской, Бельской Николаевской, Дорогичинской Троицкой и Кобринской. Принимая в уважение, что управление столь отдаленными церквами весьма затруднительно для благочинного Брестского протоиерея Василия Соловьевича, тогда как в тех местах есть особые благочинные, предлагаю консистории…6) благочиннее Брестское, состоящее из одних воссоединённых церквей, именовать на будущее время Высоколитовским, с оставлениемъ по прежнему в ведомстве благочинного Будзиловича»[6, с. 526-527].

За свою усердную службу Церкви Будзиловича хотели наградить скуфьей, однако в силу ряда причин этого не произошло. Стоит отметить необычность данного явления, так как скуфья обычно вручалась священнослужителям не менее 35 летнего возраста, в то время Будзиловичу было лишь 26 лет. Эти сведения содержатся в листе епископа от 29 марта под № 1106 «О невозможности наградить скуфией священника Брестской церкви Будзиловича»: «В следствии отношения Вашего Высокопревосходительства, от 27 сего марта за №2659, честь имею уведомить: что скуфья есть такое награждение, которого духовные удостаиваются посредством Святейшего Синода; что, по особому правилу. Святейшему Синоду не могут быть представляемы к наградам духовные ниже 35-тилетняго возраста, за исключением воспитанников академии или особенно отличившихся; что младший священник Брестской церкви Антоний Будзилович был второразрядным только учеником семинарии, имеет едва 26 лет от роду и только 5 лет состоит в священстве; что прописанные в вашем отношении действия Будзиловича не относятся к отличиям по службе, но составляют обыкновенную обязанность всякого священника, и что за тем он, Будзилович, не может удостоиться просимой награды» [6, c.1085].     

 9 февраля 1854 г. Будзилович был назначен депутатом следственных дел по городу Бресту, а  22 февраля 1855 г. перемещен из Брестской в Скидельскую церковь. Это событие является знаковым в истории Скиделельского благочиния [10] . 21 февраля 1857 г. Будзилович был назначен духовным депутатом по Гродненскому уезду, что в дальнейшем ему позволило влиять на разнообразные процессы церковной жизни уезда [25].

Одним из первых достижениям во служении Будзиловича в Скиделе является открытие церковно-приходской школы в 1860 г., с общим количеством учащихся в 60 человек (50 мужского и 10 женского пола) [2].

а 3-го декабря 1861 года - сотрудником Литовского епархиального попечительства.

Самым большим его вкладом в церковную жизнь Скиделя стал ремонт Свято-Георгиевской церкви д.Котра (Гущицы), начатый летом 1864 года.  Роль Будзиловича в этом деле бесценна: «Скидельский Благочинный Антоний Будзилович рапортует, что в следствии начальственного от 3 сентября 1864 года за № 7,605 дозволения - начать починку Скидельской кладбищенской Георгиевской церкви»[21].

 Еще одним важным моментом в служении Будзиловича, стало его утверждение на должность Скидельского Благочиного: «исправляющий должность Скидельского Благочинного Священник Скидельской церкви Антоний Будзилович предложением Его Высокопреосвященства от 18 сентября за N 2,424 утвержден в должности Скидедьского Благочинного» [22].

Из рапорта Будзиловича мы узнаем, что после заготовления лесного материала в сентябре и октябре 1864 года, по случаю осеннего времени, не мог начинать никакой работы около сей церкви; но с наступлением весны именно в апреле 1865 года началась починка Георгиевской церкви…»[21]. Подробности этого ремонта сохранились в материалах НИАБ г. Гродно[20].

В 1866 г. благочинный написал о том, как строилась и обустраивалась церквушка святого Юрия. О произведенном ремонте храма Антоний Будзилович пишет следующее: «Таким образом, Господу, Благодейцу и споспешествующему во благих начинаниях, возведен от разрушения и поставлен в благовидное состояние храм св. Георгия к неописанной радости местных прихожан, которые теперь во время частых служб, собираясь во храме, не могут налюбоваться красотой и благолепием оного в противоположность прежнему запустению; при сем наружном виде каждый, исполненный чувством живейшей благодарности виновнику всех благ благодетелю - монарху нашему, сердцем и устами восклицает: «Коль возлюблена селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни»». [23].

Интересным моментом в служении Будзиловича в Скиделе являлось его взаимодействие с 14-м полком, который в 1868 году пребывал в местечке на  кампаменте (на травах) «в ходе которого у них заладились дружеские отношения» - как об этом свидетельствует труд, написанный В. Крестовским «Очерки кавалерийской жизни».  В нем говорится следующее: «Помню тоже, в 1868 году был кампамент под Скиделем (местечко Гродненской губернии), и кампамент продолжительный; затянулся он что-то около двух с половиною месяцев… от нечего делать все книжки, какие нашлись у скидельского батюшки, все старые газеты и в них все качевские объявления…- все это сплошь я вдоль и поперек перечитали…».  [9].

Как свидетельствует данный фрагмент, отношения с батюшкой завязывались по причине поиска «способа скоротать время полку», чему послужила личная «библиотека» Будзиловича.

Об этих дружеских взаимоотношениях можно судить по подарку священника: «Их высокоблагородию, господину майору, ж вашим благородиям, - говорит он, - от скидельского батюшки сосунка привез. Они мне наказывали, значит, что кланяйся-де от меня господам и скажи, мол, батюшка в подарок шлют» [9].

По воспоминанием Крестовского, «Все солдаты были того же убеждения. Приезжал однажды к нам в гости и батюшка скидельский, нарочно за тем, чтобы взглянуть на свой подарок, о необычайных свойствах которого и до него дошла стоустая молва. Заставили солдаты поросенка и перед батюшкой явить свое искусство. И явил, выдержав этот экзамен с толикою честию, что батюшка только руками развел и заявил нам, что «подлинно сказать, феноменальный поросенок... даже можно сказать, гениальный поросенок». [9]. Приятельские взаимоотношения продолжались до самого отъезда полка из Скиделя.

Согласно представлению епархиального начальства и Святейшего Правительствующего Синода в 1869 г. Скидельский благочинный Антоний Будзилович был награжден камилавкой [19].

По собственному прошению 23 июля 1869 г. Будзилович был освобождён от должности благочинного, а 8 января 1870 г. утвержден духовником Скидельского благочиния [27].  В том же году он упоминается как депутат от ранее упомянутого прихода[7].

Интересен тот факт, что имя отца Антония встречается среди списка должников, которые не доплатили протоирею Попову за покупку его книги:

«Протоиерей Евгений Попов, из г. Перми, автор книги: «Учение Православной и Католической веры, изложенное в беседах», обратился с просьбою в Консисторию о побуждении оо. благочинных к удовлетворению его за экземпляры означенной книги, высланной им в 1868 г. При этом приложил список:… Недоплатившее:... Ант. Будзиллович 1 руб». Впоследствии долг был уплачен[8].

1870 год стал последним во служении Будзиловича в Скиделе. Уже 3 апреля 1873 года он был перемещён к Великоберестовицкой церкви, с назначением законоучителем Великоберестовицкого народного училища:

«Резолюцией Его Высокопреосвященства, от 3 Апреля за № 275, вакантное священническое место при Великоберестовицкой ц. предоставлено священнику Скидельской ц. Антонию Будзилловичу.»[11].

8 декабря 1879 г. утверждён духовником Великоберестовицкого благочиния [16]. 6 ноября 1882 года, Будзилович был удостоен признательности епархиального начальства, с архипастырским благословением Его Высокопреосвященства:

«Постановлением Епархиального Начальства 6 ноября, по засвидетельствованию начальства Виленского учебного округа об усердной и полезной службе, по Гродненской губернии, удостоены законоучители народных училищ священники:…2) Великоберестовицкой церкви, Гродненского уезда, Антоний Будзилович.» [13].

22 марта 1883 г. он получил признательность Министерства народного просвещения «за усердие к школьному делу» [5].

В 1886 году, имя о.Антония фигурирует в списке жертвующих на нужды Виленского Свято-Духовского братства:

 «В Совет Братства поступили следующие пожертвования, собранные по подписным братским листам:… 40) от свящ. Великоберестовицкой ц. Антония Будзилловича 10 р. 55 к.» [24].

Служение Будзиловича в храме Святого Николая Чудотворца дало свои плоды. Так, исходя из «Дела по жалобе отставного писаря Плоцкого Болеслава на священника Антония Будиловича за захват его земли под Великоберестовицкое кладбище»    от 1890 г ., сообщается,  что на старом Берестовицком кладбище в то время не хватало мест для захоронений, остро встал вопрос о его расширении. Для этого были куплены близлежащие земли. Всю территорию православного кладбища сначала обнесли земляным валом и рвом, а затем начали строить каменную ограду [32]. Организацией дела руководил непосредственно отец Антоний, а доставку необходимых материалов и кладку стен осуществили прихожане двух храмов в Великой Берестовице [4].

Имя Будзиловича фигурирует в списках 1890 г. священников, предназначаемых для присутствования, в качестве председателей, в испытательных комиссиях на льготных экзаменах учеников народных училищ Гродненской губернии [29]. В 1892 г. и 1895 г. Будзилович еще раз выступил в качестве председателя испытательной комиссии в с. Голынка[30][31].

На 1896 год выпало 50-летие священства Виленского Кафедрального Протоиерея Петра Яковлевича Левицкого, в связи с юбилеем ему были направлены поздравления от православных священников, среди них присутствует поздравления от Антония:

«20) От священника Будзиловича. Примите глубоко почитаемый отец Протоиерей поздравление с пятидесятилетием доблестного служения Вашего Церкви и Отечеству. Молю Господа да продлит Он многолетнюю, жизнь Вашу на долге годы. Велико-Берестовицкой церкви священ. Будзилович.» [1].

В храме Будзилович прослужил до 24 июля 1896 года, когда по собственному прошению был уволен за штат:

«24 июля священник Великоберестовицкой церкви, Гродненскаго уезда, Антоний Будзилович уволен, согласно прошению, за штат, по преклонности лет.»[16].

Указом Св. Синода от 30 января 1897 года под № 497, заштатному священнику Антонию Будзиловичу назначена пенсия по 130 руб. в год[14].

 По клировой ведомости за 1898 год Антоний указан как вдовец с детьми, которые пристроены на местах [25].

          Скончался Антоний Будзилович 31 января 1899 года, а  3 февраля он был похоронен на территории погоста Великоберестовицкой церкви. На могиле был установлен памятник, изготовленный в Белостоке, который сохранился до наших дней.

          За время своей службы Антоний неоднократно был удостоен наград: 25 марта 1864 г. награждён скуфией [18] ; 26 октября 1869 г. – набедренником [19]; 8 мая 1877 г.  наперсным крестом. 1 апреля 1890 года Всемилостивейше награждён орденом св. Анны 3 степени[28]. Кроме этого, имел крест и медаль в память войны 1853 -1856 г. г. и медаль «В память усмирения польского восстания 1863—1864 г.» [26].

        Жизнь и служение священника Будзиловича Антония открывает еще одну страницу истории Православия на наших землях, подвижническую деятельность тех, кто ушел в Вечность, но, благодаря которым укреплялась вера Православная, формировалась православная культура и традиции.

Список литературы

  1. 50-летие священства Виленского Кафедрального Протоиерея Петра Яковлевича Левицкого // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1896. – №14. – С. 123-132.
  2. Ведомость О церковно-приходских школах в Литовской епархии по 1-е Апреля 1863 г. // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1863. – №17. – С. 638 - 641.
  3. Генеалогический форум ВГД [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forum.vgd.ru/post/3485/24942/p4133881.htm - Дата доступа: 01.10.2023
  4. Гончарова С. Место силы и духа. Храму Святителя Николая Чудотворца в Большой Берестовице – 155 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.beresta.by/mesto-sily-i-duha-hramu-svjatitelja-nikolaja-chudotvorca-v-bolshoj-berestovice-155-let/ - Дата доступа: 01.10.2023
  5. За службу по военному и гражданскому ведомствам // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1883. – №19. – С. 164-165.
  6. Записки Иосифа, митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора: в 3 т. – Санкт-Петербург : Типография императорской Академии Наук, 1883. – Т. 3. – С. 1402.
  7. Заседание 1О-е и последнее в 8 часов утра, 15 Февраля // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1870 . – №5. – С. 178 – 180.
  8. К сведению бывших и нынешних благочинных —об уплате денег Прот. Попову за книги // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1870 . – №15. – С. 597 – 598.
  9. Крестовский В. В. Очерки кавалерийской жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/k/krestowskij_w_w/text_0060.shtml - Дата доступа: 01.10.2023
  10. Мацута Е. Н. История Свято-Покровской и Свято-Михайловской церквей в г. Скиделе
    / Е. Н. Мацута // Святло зямлi Гарадзенскай: да 1030-годдзя Праваслаўнай Царквы ў Беларусі і 30-годдзя адраджэння Гродзенскай епархіі Беларускай Праваслаўнай Царквы : зб. навук. арт. / Гродзенскi дзяржаўны ўнiверсітэт iмя Янкі Купалы, Гродзенская Епархія Беларускай Праваслаўнай Царквы ; пад навук. рэд. І. Ф. Кітурка, архіепіскапа Антонія (Дароніна) ; рэдкал.: В. А. Белазаровіч [і інш.]. – Гродна : ГрДУ імя Янкі Купалы, 2023. – С. 65-73. 
  11. Местные Известия // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1873. – №12. – С. 113 – 114.
  12. Местные Известия // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1877. – №31. – С. 247.
  13. Местные Известия // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1882. – №46. – С. 375.
  14. Местные Известия // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1897. – №6. – С. 47.
  15. Местные Известия // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1899. – №7. – С. 78.
  16. Местные Распоряжения // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1879. – №50. – С. 402.
  17. Местные Распоряжения // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1896. – №30. – С. 305.
  18. Награды и вакантные священнические места по литовской епархии // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1864 . – №12. – С. 409 - 412.
  19. Награды по Литовской Епархии Уезда // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1869 . – №12. – С. 750 – 751.
  20. НИАБ в Гродно. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 1-1об.
  21. О движении церковных построек и о пожертвованиях на церкви // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1866 . – №8. – С. 300 - 309.
  22. Определения и перемены по службе // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1864 . – №22. – С. 840 - 841.
  23. Освящение церкви во имя св. Великомученика Победоносца Георгия, приписной к Скидельской церкви — Гродн.Уезда // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1866 . – №9. – С. 346 - 349.
  24. От Совета Виленского Св.-Духовского Братства // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1886. – №32. – С. 294.
  25. Памяти усопших в 1899 г. священнослужителей Литовской епархии // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1899. – №52. – С. 579-580.
  26. Памятная книжка Гродненской губернии н 1865 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_v19_rc_1343550?page=1&rotate=0&theme=black - Дата доступа: 01.10.2023
  27. Распоряжения Епархиального Начальства // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1870 . – №2. – С. 52 – 55.
  28. Списки духовным лицам Литовской епархии, кои Всемилостивейшее удостоены, в 1 день апреля 1890 года, наград, Высочайше жалуемых // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1890 . – №14. – С. 106 – 107.
  29. Списки священников, предназначенных для присутствования, в качестве председателей… на 1890 г. // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1890 . – №12. – С. 91 – 94.
  30. Списки священников, предназначенных для присутствования, в качестве председателей…на 1892 г. // Литовские Епархиальные Ведомости. – 1892. – №14. – С. 118.
  31. Списки священников, предназначенных для присутствования, в качестве председателей…на 1895 г. – 1895. – №13. – С.118-122.
  32. Справа бераставіцкага святара Антонія Будзіловіча [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.beresta.by/справа-бераставіцкага-святара-антон/ - Дата доступа: 01.10.2023
  33. Токць,С. Скідзель і яго ваколіцы: жывая гісторыя / С. Токць, Мікалай Дзелянкоўскі. – Мінск : Тэхналогія, 2014 – 375 с.

 

Мацута Евгений