Иконография праздника Пятидесятницы
Праздник Пятидесятницы в своем историческом развитии имеет ветхозаветное происхождение. Он был установлен в память о даровании израильскому народу десяти заповедей на горе Синай. Именно с этого момента бывшие беглые рабы становятся народом Божиим. Пятидесятница — это день рождения еврейского этноса.
Две тысячи лет назад, в один из таких праздников, в Иерусалиме, в Сионской горнице совершилась другая Пятидесятница — на апостолов сошел Святой Дух, и с этого момента простые рыбаки становятся проповедниками Евангелия. Пятидесятница новозаветная тоже стала днем рождения народа — Церкви Христовой, нового Израиля.
Вознесение и Пятидесятница. Ампула из Монцы, VI-VII вв.
Первоначально иконографический сюжет Пятидесятницы совмещался с изображением другого новозаветного события — Вознесения Господня. Это произошло потому, что до V века праздники Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялись и отмечались в один день. Именно сошествие Святого Духа на апостолов является исполнением того обетования, которое дал Спаситель ученикам перед Своим восхождением в небесную славу. И, показывая эти два события, художники изображали Богородицу.
Сошествие Святого Духа. Евангелие Рабулы, 586 г.
Позже, когда шло богословское осмысление, менялась и иконография. Сначала восточные мастера убрали из иконы праздника фигуру Богоматери, поскольку это противоречило самой идее Пятидесятницы — Апостолы стали «епископами» тех народов, языками которых они стали говорить. Богородица же послужила делу спасения человечества тем, что телесно родила Второе Лицо Святой Троицы. После Вознесения богословский акцент в деле спасения человеческого рода перемещается на домостроительство Третьего Лица Троицы — Духа Святого. Поэтому уже в конце VI века изображение Богородицы уступает место сложной аллегорической композиции, которая получила название Этимасии — Престола Уготованного.
Этимасия — Престол Уготованный. Современная мозаика
На этом престоле (символ Отца) лежит Евангелие (символ Сына), а над ними парит Дух Святой в виде голубя. В целом это аллегория Святой Троицы, которая являет Себя во всей Своей полноте после Пятидесятницы.
Сошествие Святого Духа на апостолов, XI в. Монастырь Осиос Лукас
Сошествие Святого Духа на апостолов, XI в. Резьба по слоновой кости
Примерно к началу XI века появляется еще один новый элемент. Он иллюстрирует те строки книги Деяний, которые рассказывают о народах, пришедших в Иерусалим в день сошествия Святого Духа. Всего Священное Писание говорит о шестнадцати национальностях. Представители этих этносов и стали изображаться на иконах праздника непосредственно под фигурами апостолов. Само действие праздника происходит в помещение в виде усеченного эллипса. По форме оно напоминает триклиний или алтарную апсиду с синтроном. На синтроне восседают двенадцать апостолов. Такая сюжетная линия могла сложиться под влиянием миниатюры Седьмого Вселенского Собора из Минология Василия Македонянина, где главные действующие лица восседают на синтроне, а внизу находится осужденный еретик.
Седьмой Вселенский Собор. Минологий Василия Македонянина, около 985 г.
К концу XIV века место «народов» на иконе занимает старец в короне со свитками на плате. Такая икона становится канонической для греческих и древнерусских иконописцев в XV-XVIII веках.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Около 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Правда, с XVIII века на православных иконах Пятидесятницы снова стала изображаться Богородица, но это уже результат западного влияния.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Современная икона
Перед нами современная икона сошествия Святого Духа на апостолов. На ней в виде подковы изображена скамья (синтрон) с сидящими на нем апостолами. За ними находятся стилизованные колонны, портики, окна и прочие архитектурные элементы, указывающие на то, что действие происходит внутри помещения. Полукруглое помещение напоминает алтарь храма, как указание на то, что праздник Пятидесятницы — день рождения Церкви. С неба на учеников спускаются лучи, которые оканчиваются красными язычками пламени. Всего этих язычков двенадцать — по числу апостолов. Горнее место оставалось на иконе свободным, так как это место Великого Первосвященника, который «с нами до скончания века». Среди особенностей образа надо отметить наличие в его композиции фигур апостолов Петра и Павла. Апостол Павел согласно тексту Писания, в этот момент в Сионской горнице не присутствовал, но в силу своих заслуг стал изображаться вместе с остальными учениками Христа. В заключение нужно упомянуть о фигуре старца в короне, изображаемой в нижней, темной, части иконы. На большинстве икон он подписан словом «Космос», т.е. мир. Он заменил собою те самые фигуры иноплеменников, которые размещались под ногами апостолов на более ранних изображениях. Старец изображен с полотнищем в руках, на котором находятся двенадцать свитков — это символ проповеди апостолов, что просветила мир, лежащий в греховной тьме. Описанная здесь композиция иконы Пятидесятницы может считаться наиболее распространенной и каноничной, хотя и приходится видеть и иные ее варианты.
Источники:
https://magisteria.ru/new-testament-iconography/pentecost
https://arzamas.academy/micro/ikona/9
https://icons.pstgu.ru/icon/2511
https://pravoslavie.ru/146637.html
https://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-ikonopistsa/5_6
https://foma.ru/ikonografiya-prazdnika-pyatidesyatniczyi.html
Протоиерей Александр ВЕЛИСЕЙЧИК, доктор теологии