Церковь святых жен-мироносиц при Гродненской женской Мариинской гимназии (1894 — 1914) и ее настоятели
Аннотация. Статья посвящена истории домовой церкви святых жен-мироносиц при Гродненской женской Мариинской гимназии и ее настоятелям. До недавнего времени какие-либо сведения об этом храме совершенно отсутствовали. Кроме названия, о нем не было известно ничего. Поскольку гимназическая церковь относилась к ведомству учреждений императрицы Марии и никогда не являлась приходской, то, видимо, и не привлекала внимания исследователей истории Гродненской епархии и отдельных ее приходов. Таким образом, в данной статье на основе архивных и печатных источников впервые реконструируется история этой церкви за время ее существования, восстанавливаются имена ее настоятелей, приводятся сведения биографического характера. Наиболее полно представлена персоналия священника Сергия Ивацевича, дольше других прослужившего в этой церкви. Хронологические рамки исследования охватывают 1894 — 1914 гг. Сведения, приведенные в статье, привносят новые данные в историю православного Гродно.
Ключевые слова: Гродно, Мариинская гимназия, домовая церковь, жены-мироносицы, законоучитель, настоятели, священник Сергий Ивацевич, архиерейские службы, Первая мировая война.
Церковь в честь святых жен-мироносиц при Гродненской женской Мариинской гимназии просуществовала совсем недолго — всего 20 лет. Хотя это и была домовая церковь учебного заведения, не относившаяся к епархиальному ведомству, но ее история — часть истории православного Гродно. Примечательно, что гимназическая церковь появилась в то время, когда Гродненский Софийский кафедральный собор после пожара временно не действовал. Поэтому домовая церковь сразу же привлекла к себе массу богомольцев-горожан. На протяжении всего времени ее существования там совершалась Евхаристия и другие Таинства Церкви. В ней молились многие гродненцы и не одно поколение православных воспитанниц гимназии. Здесь звучало пастырское слово назидания, обращенное к юным сердцам, закладывались христианские идеалы. Проходили и архиерейские богослужения.
Сразу отметим, что сведения об этой церкви крайне скудны, поэтому речь пойдет в основном о ее настоятелях и событиях, с ней связанных.
Прежде всего, несколько слов следует сказать о самой Гродненской женской Мариинской гимназии. История ее началась в 1860 г. с учреждения в Гродно женского Мариинского училища, преобразованного спустя два года в одноименную гимназию. Мариинскими гимназиями именовались женские средне-учебные заведения, относившиеся к ведомству учреждений императрицы Марии. В 1893 г. Гродненская женская гимназия переехала в новое собственное трехэтажное здание. Уже тогда в ней обучалось около 400 воспитанниц, а в начале XX столетия их насчитывалось более 500, причем не всех желавших учиться гимназия могла принять[1]. «Мариинка» пользовалась большой популярностью среди учебных заведений Гродненской губернии.
Учебный курс в ней распределялся на семь классов и включал обязательные предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, историю, географию, природоведение, арифметику, геометрию, физику и космографию, чистописание, рукоделие. Дополнительно, за плату, желающие обучались иностранным языкам (немецкому и французскому), рисованию, пению, танцам, музыке. В начале ХХ столетия в гимназии было введено преподавание латинского языка, домоводства, гимнастики и гигиены[2].
Важнейшим предметом среди дисциплин являлся Закон Божий, традиционно преподаваемый духовными лицами. В Гродненской женской гимназии состояло четыре законоучителя: православного исповедания, римо-католического, лютеранского и, как писали, «еврейского исповедания». Правда, раввин приглашался не всегда. Видимо, это зависело от количества учащихся девочек-евреек. Поскольку православная вера в государстве являлась официальным исповеданием, было принято решение устроить в новом здании гимназии православный домовый храм. Из косвенных свидетельств можно сделать вывод, что на это были привлечены деньги благотворителей.
К осени 1894 г. устройство гимназической церкви завершилось. Для ее освящения из Вильно в Гродно специально приехал Литовский епископ Иероним (Экземплярский). 21 ноября к 10 часам он прибыл в гимназию, где его встречали почетные опекуны ведомства учреждений императрицы Марии: тайный советник барон К.Н. Корф, генерал-лейтенант А.Е. Зуров, начальник гимназии статский советник А.К. Борзаковский, Гродненский губернатор тайный советник Д.Н. Батюшков и другие почетные лица, а также учащие и учащиеся. В сопровождении собравшихся Преосвященный проследовал в гимназическую церковь, где совершил чин освящения храма во имя святых жен-мироносиц. После этого был отслужен молебен, и епископ Иероним произнес поучение[3].
«Устройство храма Божия при учебно-воспитательном заведении есть великое благодеяние для учащихся, и службы Божии, в нем совершаемые, — отрада для их души и верное средство к развитию и укреплению в них религиозно-нравственного чувства», — начал проповедь Преосвященный. По его мысли, уроки важнейшего предмета — Закона Божия теперь в церкви могут усваиваться и с практической стороны. Какими бы задушевными не были устные уроки, необходимо живое, благоговейное и сердечное участие учащихся в богослужении. По мнению архипастыря, это самый надежный путь к развитию в них и укреплению живой веры, искреннего благочестия. «Наши храмы и церковные службы, — продолжал епископ, — это символическое изображение, это живое, видимое представление в образах и красках всего того, что пережило, переиспытало христианство, от начала своего откровения, во всей прошедшей своей жизни»[4].
В завершение, обращаясь главным образом к ученицам, он коснулся образа святых жен-мироносиц, в память которых был освящен гимназический храм. Это женщины, всей душой и любящим сердцем преданные Господу Иисусу Христу — и при жизни, и во время Его крестных страданий, и после. По мысли проповедника, для воспитанниц гимназии они могли служить ярким примером самоотверженного христианского служения Богу и людям[5].
После проповеди Преосвященный отслужил Божественную литургию. Затем, «откушав чаю, простился с учащими и учащимися, и преподав им и всем присутствовавшим архипастырское благословение, отбыл в архиерейский дом, напутствуемый общими благопожеланиями и благодарностью за посещение». Вечером того же дня епископ Иероним покинул Гродно.
Один из участников освящения гимназической церкви писал: «Итак, с помощью Божией, в Гродне прибавился еще один православный храм. Едва ли нужно говорить о том, сколь ценно для нас это приобретение. Со времени пожара, сильно повредившего Софийский собор, нам, гродненцам, не раз приходилось молиться под открытым небом, ибо существующие храмы не могут вместить всех желающих помолиться. Ныне же, с освящением гимназической церкви, не только учащиеся, но и другие христиане найдут в ней место для общения с Богом в молитве. Конечно, когда будет заново отстроен Софийский собор, та теснота в церквах, которая в настоящее время составляет обычное явление, значительно уменьшится, но, судя по численности православного общества в нашем городе, можно смело утверждать — далеко не исчезнет. Отсюда понятно важное значение новоосвященной церкви для всего города. Не говорим уже о том, что соединение храма Божьего с храмом науки имеет высокое воспитательное значение, которое, несомненно, благотворно отзовется на религиозно-нравственном развитии учениц нашей гимназии»[6]. Автор этих строк оказался прав. Еще не один год в домовый гимназический храм приходили помолиться многие горожане, поскольку Гродненский Софийский собор был освящен и начал полноценно действовать лишь в 1903 г.
К сожалению, мы не знаем, как выглядела гимназическая домовая церковь. Но вот как ее описал во время проповеди епископ Иероним: «Этот благолепно устроенный храм, где общее изящество при художественности в работе каждой отдельной священной вещи вполне согласно с древнеправославным церковным стилем»[7].
План третьего этажа гимназии. Храм — угловое помещение справа
Сразу же после освящения гимназической церкви было инициировано ходатайство об учреждении при ней штатных должностей настоятеля и псаломщика, с назначением первому годового оклада в 500 рублей, второму — 300 рублей. 8 декабря 1894 г. это предложение получило Высочайшее одобрение[8].
На этот момент в Гродненской женской гимназии состояло два православных законоучителя: священники Михаил Радугин и Петр Дедевич[9]. Однако первым настоятелем домовой церкви и законоучителем стал назначенный в 1895 г. на их место священник Андрей Сосновский. О нем известно, что он был выпускником Литовской духовной семинарии (1865)[10].
28 августа 1898 г. настоятелем церкви Мариинской гимназии был назначен законоучитель Гродненской классической гимназии протоиерей Николай Романович Диковский[11]. Он являлся выпускником Литовской духовной семинарии (1887) и Санкт-Петербургской духовной академии (1891).
В 1900 г. протоиерей Николай был переведен на должность настоятеля Гродненского кафедрального собора, а законоучителем женской гимназии и настоятелем ее домовой церкви назначен священник Сергий Данилович Ивацевич. Он родился около 1870 г. в семье священника Венецкой Крестовоздвиженской церкви Кобринского уезда Гродненской губернии. В 1884 г. окончил Жировичское духовное училище, а в 1890 г. — Литовскую духовную семинарию. В том же году получил место псаломщика в Сретенской церкви местечка Дрогичин Кобринского уезда. В 1891 г. был рукоположен во священника к Петропавловской церкви села Самогруд Сокольского уезда Седлецкой губернии. 7 июня 1896 г. назначен исправляющим должность помощника Сокольского благочинного[12]. И теперь ему предстояло нести пастырское служение в Гродненской женской гимназии. 22 сентября 1901 г. священник Сергий был назначен также председателем Гродненского епархиального попечительства о бедных духовного звания[13].
После учреждения в 1900 г. самостоятельной Гродненской епархии неоднократно в гимназической церкви совершали богослужения епархиальные архиереи, как правило, в храмовый праздник. Поскольку память святых жен-мироносиц совершается не в какой-то конкретный день, а в третье воскресенье после Пасхи, отмечаемой в разное время, то храмовый праздник в Гродненской Мариинской гимназии приходился на разные числа весенних месяцев.
Первым правящим архиереем новоучрежденной Гродненской епархии стал епископ Иоаким (Левицкий), бывший епископ Брестский, викарий Литовской епархии. Нередко Преосвященный посещал Гродненскую женскую гимназию и совершал богослужения в ее домовой церкви[14].
Будучи первым самостоятельным Гродненским епископом, Преосвященный Иоаким энергично занимался обустройством новой епархии, прекрасно служил, объезжал приходы, старался избегать конфликтных ситуаций с католиками. Но «за какую-то злостную сплетню», по свидетельству современника, его в конце 1903 г. перевели на далекую Оренбургскую кафедру. Уезжал он, горько оплакивая созданную им епархию, и сам оплакиваемый осиротевшей паствой[15].
До нас дошло описание прощального визита епископа Иоакима в Мариинскую гимназию. 19 декабря он прибыл в учебное заведение и в сопровождении губернатора и начальника гимназии направился в церковь, где были собраны православные ученицы. Там Преосвященного встретил с крестом священник Сергий Ивацевич, обратившись с речью, наполненной грустными нотками расставания. Растроганный епископ приложился к кресту и проследовал в алтарь при пении ученицами «Достойно есть». После многолетия воспитанницы гимназии поднесли Преосвященному на память икону Богоматери. При этом ученица выпускного класса Зинаида Богородская обратилась к епископу: «Ваше Высокопреосвященство! Сегодня для православных учениц гимназии печальный день. Вы уезжаете и покидаете нас навсегда. Нам тяжело и больно прощаться с вами, дорогой Владыко. Многократно бывали вы у нас на уроках и экзаменах, молились в нашей церкви, приносили бескровные жертвы за нас, радовались нашими радостями. […] Подносимая от православных учениц икона Богоматери да служит выражением нашей глубокой скорби о вашем, любимый Владыко, отъезде и нашей искренней и сердечной просьбы — не забывать нас в своих святительских молитвах»[16].
Приложившись к поднесенному образу, епископ обратился к ученицам с архипастырским назиданием. В частности, он говорил: «Для сохранения душевной чистоты, скромности и святости движений сердца и воли как можно чаще ставьте себя, дети, под благодатную сень храма. Чаще и чаще молитвенно обращайтесь к покровительницам вашего храма и гимназии — святым женам-мироносицам, явившим всему миру немерцающий и неугасающий пример любви чистой, и бескорыстной, и самоотверженной ко Христу Богу»[17].
В завершение встречи Преосвященный благословил всех присутствовавших в храме и покинул учебное заведение.
Сменивший его на Гродненской кафедре епископ Никанор (Каменский), также неоднократно служил в домовой церкви Мариинской гимназии[18].
9 января 1905 г. на Гродненскую кафедру был назначен епископ Михаил (Ермаков). В отличие от предшественников, он возглавлял Гродненскую кафедру намного дольше, до 1927 г. Первое время служения в Гродно Преосвященный довольно часто посещал Мариинскую гимназию: совершал богослужения в домовой церкви[19], присутствовал на торжественных актах, бывал на уроках Закона Божия. Он отмечал хорошее знание ученицами основ христианской веры и нравственности, что, безусловно, являлось заслугой священника Сергия Ивацевича. Преосвященный отдавал должное его умению подавать материал, отмечал и его ревностное отношение к совершению богослужений, и талант проповедника, а также поощрял. 6 мая 1906 г. священник Сергий был награжден золотым наперсным крестом, «от Святейшего Синода выдаваемым»[20].
Помимо основного места служения, священник Сергий нес разного рода епархиальные послушания. Много сил и времени он отдавал председательству в епархиальном попечительстве о бедных духовного звания. Также он состоял членом Гродненского Софийского православного братства в память мученика царя-освободителя Александра II, основанного в 1881 г. Изначально главной целью братство ставило «удовлетворение приходских нужд Гродно и окрестностей, возвышение и укрепление духа Православия в местном населении, распространение религиозно-нравственного просвещения, развитие в народе честного трудолюбия, пробуждение и поддержание в населении национального самосознания, укрепление начал русской государственности, объединение в подобной деятельности всех православных братств Гродненской епархии»[21]. Со временем деятельность и структура братства расширялась. В 1908 г. священник Сергий был назначен заведующим церковно-утварным складом братства, причем на него возлагалась задача привести в порядок расстроенные за последние годы складские дела[22].
В 1908 г. священник Сергий состоял инспектором краткосрочных учительских курсов в Жировичах с 14 июня по 12 июля[23].
В том же году он принял участие в Первом съезде представителей западнорусских православных братств, проходившем в Минске 29-31 августа. Священник Сергий представлял Гродненское Софийское братство. Всего делегатов съехалось около 100 человек. Председателем съезда участники единодушно избрали Минского епархиального наблюдателя церковных школ священника Димитрия Павского (позднее канонизирован как священномученик). В помощь ему избрали трех так называемых товарищей, одним из которых стал священник Сергий Ивацевич[24]. Во время работы съезда он выступил с докладом о противодействии католичеству. Среди неблагоприятных факторов, не способствующих подобной деятельности, докладчик указал и на нерассудительность епархиального архиерея в кадровой политике[25]. Конечно, подобная критика была чревата последствиями.
Вообще в Гродно священник Сергий был известен своей непримиримостью в отношении инославных и крайне правыми взглядами. Нередко произносил проповеди обличительного характера. Вот, например, отрывок из его печатной проповеди: «Не требуется глаз многоочитого Херувима и крыльев шестикрылатого Серафима, чтобы облететь всю землю русскую и видеть, что она наполнилась нечестием и нестроением. Пороки умножились, города и селения уподобились Содому и Гоморре. Святыня семейной жизни поругана и попрана. Воспитание детей в духе христианской веры во многих наших семействах сделалось преданием старины глубокой. Современные отцы и матери стараются скорей научить своих детей танцевать, чем приклонить колена пред святой иконой. Охотнее ведут детей на балы и в театры, чем в церковь на богослужение. […] Низшие классы, соблазняемые примером беззаботности, праздности интеллигентного общества, проникаются завистью, враждой и решимостью насилием приблизить себя к этой жизни»[26].
Или, например, в заметке о первом всенародном чествовании Коложской иконы Божией Матери 11 мая 1908 г. читаем: «За причастном законоучитель женской гимназии о. Сергий Ивацевич сказал поучение, обращенное к деревенским жителям, наполнявшим собор, причем проводил параллель между последними и интеллигентами, параллель не особенно лестную для интеллигентов…»[27]
Гродно был город сложный в конфессиональном и национальном отношении. Этот фактор следовало учитывать в публичной деятельности. Но священник Сергий поступал иначе, поэтому нажил немало недоброжелателей и врагов. О нем распускали разные сплетни и слухи, и не исключено, что именно из этой враждебной среды постепенно настроили против него архиерея. Но это проявилось не сразу, и архиепископ Михаил пока еще благоволил ему.
В 1909 г. Россия готовилась отметить 200-летие Полтавской битвы, празднование победы в которой было намечено на 26–27 июня. В город Полтаву для участия в торжествах архиепископ Михаил делегировал священника Сергия в качестве официального представителя Гродненской епархии и Софийского братства. Уже на месте выяснилось, что он оказался единственным представителем от епархий западного региона империи. Местное духовенство встретило его с большой любовью и вниманием. Вернувшись в Гродно, Ивацевич с воодушевлением рассказывал, как прошли торжества, и о радушном братском приеме, который ему был оказан.
О священнике Сергии писали в «Гродненских епархиальных ведомостях»: «Сегодня он возвратился из Полтавы и нам дорого и радостно было услышать — какое прекрасное впечатление произвело на всех участников торжества, особенно на духовенство Полтавской епархии, его присутствие на знаменательном юбилее — единственного епархиального представителя от духовенства и братств. […] Наш представитель обратил на себя сочувственное и расположительное внимание со стороны представителей гражданской и духовной власти. Особенно же любовно по-братски он был встречен и принят многочисленным (более 150 человек) духовенством Полтавской епархии. На праздничной трапезе духовенства 28 июня о. С. Ивацевич возгласил приветственную здравицу Полтавскому духовенству от имени Гродненского архипастыря, духовенства и братств Гродненской епархии. На нее последовали неоднократные одушевленно выраженные здравицы в честь архипастыря и духовенства Гродненской епархии, Софийского и всех других Гродненских братств»[28].
10 января 1910 г. Гродненская Мариинская гимназия торжественно отметила 50-летие своего существования. Праздничная программа началась с богослужения в домовой гимназической церкви. Литургию и молебен совершил Белостокский викарный епископ Владимир (Тихоницкий) в сослужении священников Владимира Шевалеевского, Константина Михайловского, Сергия Ивацевича и Константина Константиновича. Перед молебном священник Сергий произнес по поводу празднуемого события слово.
После богослужения состоялся торжественный акт. Перед его началом Преосвященный Владимир передал педагогическому коллективу и воспитанницам приветствие от епископа Гродненского и Брестского Михаила, по болезни не прибывшего на торжество, и произнес несколько назидательных слов по поводу юбилея.
Затем был зачитан доклад об истории Гродненской Мариинской гимназии; хор воспитанниц исполнил кантату «Ко дню 50-летия женских гимназий» Ю.В. Стружковской на музыку А.А. Кондратьева; начальник гимназии Н.К. Штемберг произнес речь об идеализме русской женщины и о значении знания для выполнения ею своей культурной миссии; было прочтено стихотворение бывшей ученицы гимназии Куровской «Кто здесь еще растет…»; читались поздравительные адреса и телеграммы; завершился акт пением народного гимна. В тот же день в гимназии состоялся музыкально-литературный вечер с танцами для учениц старших классов.
На память о юбилее педагогами и ученицами была собрана сумма на приобретение для гимназической церкви запрестольного креста и иконы Божией Матери[29].
В конце 1913 г. произошли события, значительно повлиявшие на служебное положение священника Сергия Ивацевича. Гродненские губернаторы по должности являлись попечителями Мариинской гимназии. В сентябре 1913 г. состоявший в то время губернатором статский советник П.М. Боярский направил товарищу главноуправляющего Собственной Его Императорского Величества Канцелярией по учреждениям императрицы Марии В.К. Кистеру конфиденциальное письмо о положении дел в Гродненской Мариинской гимназии. Он сообщал, что, ознакомившись с состоянием там образовательной и воспитательной части, пришел к заключению, что дальнейшее оставление укоренившихся в гимназии порядков совершенно недопустимо. Боярский указывал, что педагогический персонал, безусловно, требует обновления, так как многие преподаватели по преклонному возрасту совершенно непригодны для дальнейшей службы. Очень нелестно отозвался он о законоучителе священнике Сергии Ивацевиче. Старшую надзирательницу упрекал в отсутствии влияния на воспитанниц. Классные дамы, по утверждению губернатора, в большинстве совершенно не соответствовали своему назначению, занимались не воспитанием и надзором над гимназистками, а лишь сплетнями и интригами. «Вследствие этого распущенность учащихся дошла до крайних пределов, и мне поэтому пришлось созывать совещание и решительно требовать строгих мер к прекращению этого безобразного явления», — сообщал губернатор[30].
К Кистеру он обращался как бывшему попечителю Мариинской гимназии в его бытность Гродненским губернатором (с февраля по июнь 1906 г.) Боярский просил его командировать компетентного человека для обстоятельной ревизии учебного заведения. В результате в Гродно был направлен тайный советник Каптерев. Гимназическое начальство не было заранее уведомлено о предстоящей ревизии, потому проверяющий застал его «врасплох». В первый день, придя в гимназию до начала уроков, Каптерев первым делом проследовал в домовую церковь, где должны были в это время читаться утренние молитвы для православных воспитанниц и представителей воспитательно-педагогического персонала. Для католиков молитвы совершались в гимнастическом зале. «В церкви я нашел много учениц, законоучителя, старшую надзирательницу и несколько классных дам, — отмечал проверяющий. — Молитва совершалась чинно и благолепно, ученицы произносили молитвы и читали дневное Евангелие отчетливо, пели стройно»[31].
Позже проверяющий выяснил, что у законоучителя священника Сергия Ивацевича сложились непростые отношения со старшей надзирательницей. Впрочем, не только у него. Это была уже немолодая дама, много в жизни пережившая и уже утратившая энергию, но с амбициями. Слабо занимаясь воспитательной частью, она при этом пыталась вмешиваться в учебный процесс, чем вызывала недовольство педагогов. На священника Сергия она жаловалась Гродненскому архиерею, что законоучитель в храме сказал против нее проповедь. Но архиерей нашел, что это были всего лишь ее личные субъективные впечатления и выводы. В другой раз она жаловалась архиепископу, что законоучитель ей не кадит. «А таких правил нет, чтобы ей кадить, — заметил в разговоре с Каптеревым архиепископ. — Ее как лютеранку и в церковь-то пускать не следует, она должна стоять в притворе, а не впереди. А тут еще требует кадить ей!»[32] Преосвященный недолюбливал старшую надзирательницу, и это было одной из причин отчуждения его от гимназии. Архиепископ Михаил уже более трех лет не был там ни на храмовых праздниках, ни на актах, хотя раньше, как уже говорилось, довольно часто посещал. Он даже на юбилей учебного заведения прислал викария, сказавшись больным.
Что касалось настоятеля гимназической церкви священника Сергия Ивацевича, то Преосвященный характеризовал его как человека умного, владеющего даром слова, хорошего преподавателя. Служил он, по свидетельству архиепископа Михаила, истово и часто говорил проповеди обличительного характера. Но вместе с тем имел склонность к интригам и распусканию разных слухов о высокопоставленных лицах, в том числе об архиерее и его викарии. Это было неприятно Преосвященному и также повлияло на то, что он перестал приезжать в гимназию. Но, как это часто бывает, священник Сергий сам сделался жертвой дурной молвы, и хотя никто не мог привести ни одного факта его якобы предосудительного поведения, тем не менее за ним закрепилась слава едва ли не донжуана. Архиерей знал об этих слухах, но подтверждения им не находил.
Начальник гимназии по этому поводу также заявил, что никаких предосудительных фактов в отношении священника Сергия не знает. Даже старшая надзирательница, находившаяся с законоучителем во вражде и отзывавшаяся о нем дурно, ничего конкретного сказать не могла. Каптерев, лично побывав на уроках Закона Божия в младших и старших классах, сделал вывод, что священник Сергий «очень хороший законоучитель, живой, толковый, применяющийся к понятиям детей». И хотя у проверяющего о священнике Сергии в целом сложилось хорошее впечатление, репутация его в городе все же была пошатнувшейся, поэтому ревизор рекомендовал перевести Ивацевича в другое место[33].
Священника Сергия уведомили заранее о предстоящем увольнении, чтобы он искал новое место службы. Но быстро решить этот вопрос не удалось. Архиерей не захотел предоставлять ему приходское место, обращение в Министерство народного просвещения и в ведомство протопресвитера военного и морского духовенства тоже не дало результатов.
26 февраля 1914 г. новый Гродненский губернатор В.Н. Шебеко на правах попечителя Мариинской гимназии распорядился об увольнении из нее священника Сергия Ивацевича, но с разрешением ему исполнять должность законоучителя до 1 июня. В тот же день священник Сергий написал управляющему делами Собственной Его Императорского Величества Канцелярией по учреждениям императрицы Марии Н.Н. Чернявскому. Он слезно просил чиновника оказать ему милость — не увольнять из гимназии до 1 августа. Просьбу эту он объяснял тем, что состоящему на службе легче подыскать новое место, чем уволенному, а также для него важно было получить жалование за июнь и июль, которое заслуживает «каждый педагог своей годичной службой»[34].
Прождав больше месяца ответа и не получив его, священник Сергий решился написать самой императрице Александре Фёдоровне. В обращении он сообщал, что 24 года служения в сане всецело посвятил религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся. За время службы в женской гимназии удостаивался похвал и наград от архипастырей и попечителей гимназии. Революционные годы показали всю силу религиозно-нравственного и патриотического воспитания православных учениц. Иноверцы и русские, придерживавшиеся левых взглядов, были крайне недовольны патриотической деятельностью священника Сергия в гимназии и за ее пределами. Но угрозы его не страшили, а клевета и наветы, порочившие его как пастыря, не смущали. Священник Сергий уверял, что пользуется в обществе нравственным авторитетом, и многие интеллигентные семьи имеют его своим духовником. Вместе с тем он сокрушался, что уволен без объяснения причин, лишь на основании слухов, а вот коллективная просьба родителей учениц об оставлении его в гимназии игнорируется. Его до крайности огорчало, что за столько лет беспорочной службы Церкви и царственному престолу он «предан гражданской смерти, со всей семьей обречен на позор, бесчестие и нищету»[35].
В завершение священник взывал: «Всемилостивейшая Царица, воззри на невыразимую печаль, горе и слезы верноподданного раба, просящего Царственной защиты и милости.
Царственное веление Вашего Императорского Величества возвратить мне право продолжать службу в родной и дорогой мне гимназии дарует мне счастие воспитывать учениц, коих люблю как своих детей. Их радость — моя радость, их горе — мое горе.
Со слезами целуют царственные стопы Вашего Императорского Величества моя больная жена, три дочери и сын и горячо просят Всемилостивейше даровать к великому дню Святой Пасхи радость спасения от страшного и неизвестного будущего»[36].
В результате предпринятых ходатайств священник Сергий был восстановлен в должности настоятеля гимназической церкви и законоучителя, но до 1 августа текущего года.
Уже в июне Ивацевич обратился с прошением к главноуправляющему ведомством учреждений императрицы Марии статс-секретарю А.Г. Булыгину. Священник писал, что за время службы в гимназии он удостаивался лишь похвал от духовного и гражданского начальства. А в мае этого учебного года присутствовавший на выпускном экзамене по Закону Божьему архиепископ Михаил хвалил ответы учениц, одобрив разумные и основательные знания ими христианского вероучения. Попечитель гимназии В.Н. Шебеко поздравил с успехом. Вместе с тем осознание неизбежного увольнения из гимназии разрушительно отразилось на его нервной системе: невралгические боли головы и ног причиняли ужасные страдания. В похожем положении оказалась и его жена. Категорическое требование врачей предпринять серьезное лечение оказалось неосуществимым из-за отсутствия средств. С самого начала службы в гимназии до 1 августа 1913 г. Ивацевич получал ежемесячно от 95 до 105 рублей, чего при дороговизне жизни и квартиры было недостаточно для содержания семьи. Нередко приходилось занимать деньги, и лишь когда с 1 августа 1913 г. он стал получать 205 рублей в месяц, появилась возможность постепенно выкарабкаться из долгов. Но вынужденное оставление службы поставило его в крайне сложное положение, при том, что понадобились новые средства для поездок по «приисканию службы»[37].
Ввиду этого он просил назначить ему единовременное пособие в размере годового оклада его содержания за истекший учебный 1913/1914 г.: «Ведь я понес невыразимую по силе и последствиям кару не только в служебном и моральном отношении, но и в материальном. Ведь я потерял права 14 лет службы на пенсию, а в мои годы — это непоправимо»[38].
Жалуясь на финансовую нужду, Ивацевич умолчал, что помимо «Мариинки» он состоял штатным законоучителем в частной 8-классной женской гимназии, двухклассном с третьим профессиональным классом женском приходском училище, Третьем женском городском училище и детском приюте благотворительного общества[39].
Ходатайство священника Сергия о назначении пособия было отклонено. Но в некотором смысле пророчески звучала его фраза из прошения императрице о «страшном и неизвестном будущем», которое вскоре уже ожидало многих. 20 июля Россия официально вступила в войну с Германией, спустя несколько дней — с Австро-Венгрией, затем — с Турцией и Болгарией, втянувшись в разрушительную и еще не виданную человечеством мировую войну. С первого ее дня Гродненская губерния была объявлена на военном положении. Жизнь в Гродно быстро стала перестраиваться на военный лад. Одним из признаков этого стало разворачивание в городе лазаретов и госпиталей. Помещения Гродненской женской Мариинской гимназии были предоставлены для госпиталя Петроградской Георгиевской общины Красного Креста имени Ее Императорского Величества Государыни Марии Феодоровны.
В это время священник Сергий Ивацевич покинул Гродно. С 1 августа он вступал в должность законоучителя мужской гимназии города Бердянска Таврической губернии и настоятеля ее домовой Александро-Невской церкви. А на его место с того же числа назначался исполняющим обязанности законоучителя и настоятеля церкви Гродненской Мариинской гимназии священник Лунненской церкви Гродненского уезда Алексей Ральцевич[40].
7 августа 1914 г. архиепископ Михаил с двумя протоиереями и архиерейским хором прибыл в здание Гродненской Мариинской гимназии, где в церкви святых жен-мироносиц совершил водосвятный молебен и благословил начало работы развернутого здесь Георгиевского госпиталя. На молебне и торжественном открытии лечебного заведения присутствовали комендант крепости, губернатор, местные дамы-благотворительницы, врачи, сёстры милосердия и другие лица[41].
После того как в здании гимназии развернулся госпиталь, домовая церковь временно перешла в его ведение как госпитальная. Стать снова гимназической ей было уже не суждено.
В сложившихся обстоятельствах учебный процесс в Гродненской Мариинской гимназии не смог полноценно начаться в новом учебном году. Многие воспитанницы с родителями уехали из Гродно. Часть преподавателей и учениц в конце января 1915 г. перебралась в уездный город Слоним Гродненской губернии, где было немного поспокойнее, а летом того же года, когда фронт стремительно двинулся на восток, всё то, что оставалось от Мариинской гимназии, было эвакуировано в Калугу. Там учебный процесс худо-бедно удавалось поддерживать, пока в 1918 г. Гродненская женская Мариинская гимназия не была упразднена[42].
Несколько слов следует сказать о том, как в дальнейшем сложилась судьба священника Сергия Ивацевича. Он продолжал служить в Бердянской гимназии[43]. В мае 1915 г. его временно прикомандировали к 192-му пехотному Рымникскому полку для исполнения пастырских обязанностей на место умершего от ран полкового священника Филиппа Горбановского[44]. Вместе с тем он оставался на прежних должностях в гимназии.
24 марта 1916 г. священник Сергий за отлично-усердную службу и особые труды, понесенные во время военных действий, был награжден орденом святого Владимира IV степени с мечами[45]. После революции 1917 г. священник Сергий служил в Покровской церкви Бердянска. Со временем был возведен в сан протоиерея. Умер 9 февраля 1931 г. в Бердянске и похоронен на городском кладбище.
Минуло более столетия с тех пор, как Гродненская Мариинская гимназия перестала существовать. Но видимым напоминанием о ней остается сохранившееся здание гимназии. Сегодня оно составляет часть главного корпуса Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Отрадно, что в бывшем гимназическом здании находится учебное заведение, теперь уже высшее.
[1] Юбилей Гродненской женской гимназии : Вед. учр. императрицы Марии : 7 янв. 1860 г. – 7 янв. 1910 г. – Гродна : Губ. тип., 1910. – С. 5–18.
[2] Гродненская женская Мариинская гимназия (1893–1914) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.grsu.by/glavnaya/univer/ot-gimnazii-k-universitetu/item/21923-object1.html?srsltid=AfmBOor-4HL5UK6YJbY1Ts0QnZZldJDl_kOkqNN6HhO9_O7mg9195xfw. – Дата доступа : 30.08.2024.
[3] Православное торжество в Гродне 20 и 21 ноября // Литовские епархиальные ведомости. – 1894. – № 47. – С. 450.
[4] Поучение после освящения храма во имя св. Жен Мироносиц в Гродненской женской гимназии, сказанное 21 ноября 1894 г. Преосвященнейшим Иеронимом, Епископом Литовским // Литовские епархиальные ведомости. – 1894. – № 47. – С. 448.
[5] Там же. С. 449.
[6] Православное торжество в Гродне 20 и 21 ноября // Литовские епархиальные ведомости. – 1894. – № 47. – С. 450.
[7] Поучение после освящения храма во имя св. Жен Мироносиц в Гродненской женской гимназии, сказанное 21 ноября 1894 г. Преосвященнейшим Иеронимом, Епископом Литовским // Литовские епархиальные ведомости. – 1894. – № 47. – С. 448–449.
[8] Высочайшее повеление. Об учреждении при церкви Гродненской женской гимназии штатных должностей настоятеля и псаломщика // Литовские епархиальные ведомости. – 1895. – № 4. – С. 28.
[9] Памятная книжка Гродненской губернии на 1895 год / издание Гродненского губернского статистического комитета. – Гродна : тип. Гродн. губ. правл., 1894. – С. 50.
[10] Памятная книжка Гродненской губернии на 1897 год / издание Гродненского губернского статистического комитета. – Гродна : губ. тип., 1896. – С. 47–48.
[11] Местные распоряжения // Литовские епархиальные ведомости. – 1898. – № 36. – С. 326.
[12] Местные распоряжения // Литовские епархиальные ведомости. – 1896. – № 24. – С. 251.
[13] Епархиальные распоряжения и известия // Гродненские епархиальные ведомости. – 1901. – № 39. – С. 306.
[14] Хроника. Архиерейские богослужения // Гродненские епархиальные ведомости. – 1901. – № 16. – С. 122.
[15] Осоргин, М. М. Воспоминания, или Что я слышал, что я видел и что я делал в течение моей жизни, 1861–1920 / М. М. Осоргин – М. : Рос. фонд культуры и др., 2009. – С. 585–586.
[16] Иоаким [Левицкий], епископ. Прощание Его Преосвященства, Преосвященнейшего Иоакима, Епископа Оренбургского и Уральского, с Гродненской паствой // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1904. – № 3. – С. 120.
[17] Там же. С. 121.
[18] Хроника // Гродненские епархиальные ведомости. – 1904. – № 16. – С. 430.
[19] Архиерейские служения // Гродненские епархиальные ведомости. – 1909. – № 18. – С. 115.
[20] Список лицам духовного звания, коя Святейшим Синодом удостоены награждения за заслуги по гражданскому и военному ведомствам ко дню Рождения Его Императорского Величества // Церковные ведомости. – 1906. – № 18. – С. 262.
[21] Устав Гродненского Софийского Православного Братства в память Мученика Царя-Освободителя Александра II // Гродненские епархиальные ведомости. – 1908. – № 46. – С. 333–334.
[22] Отчет Гродненского Софийского Православного Братства за 1908 год // Гродненские епархиальные ведомости. – 1909. – № 13/14. – С. 36–37.
[23] Сведения о краткосрочных педагогических курсах за время 1902–1909 гг. // Гродненские епархиальные ведомости. – 1909. – № 23. – С. 230.
[24] Труды первого съезда представителей западно-русских православных Братств в г. Минске, 29–31 августа 1908 г. // Минские епархиальные ведомости. – 1908. – № 19. – С. 594–595.
[25] Доклад Гродненского делегата свящ. о. С. Ивацевича // Минские епархиальные ведомости. – 1908. – № 19. – С. 647–649.
[26] Ивацевич Сергий, священник. Слово во 2-ю неделю великого поста – на пасии / священник Сергий Ивацевич // Гродненские епархиальные ведомости. – 1905. – № 14. – С. 411–412.
[27] По краю. Хроника церковно-общественной жизни // Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства. – 1908. – № 11. – С. 240.
[28] Н[иколай] Ш[елутинский]. К Полтавским торжествам / Шелутинский Николай // Гродненские епархиальные ведомости. – 1909. – № 27. – С. 267–268.
[29] Юбилей Гродненской женской гимназии : Вед. учр. императрицы Марии : 7 янв. 1860 г. – 7 янв. 1910 г. – Гродна : Губ. тип., 1910. – С. 4–52.
[30] Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 759. Оп. 46. (III экспедиция/1914 г.). Д. 2573. Л. 10–10 об.
[31] Там же. Л. 3 об.
[32] Там же. Л. 5.
[33] Там же. Л. 6–6 об.
[34] Там же. Л. 19 об.
[35] Там же. Л. 22–22 об.
[36] Там же. Л. 22 об.
[37] Там же. Л. 26–26 об.
[38] Там же. Л. 26 об.
[39] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1913 год / Издание Гродненского губернского статистического комитета. – Гродна : Губернская тип., 1912. – С. 33, 37, 68.
[40] Резолюции Его Высокопреосвященства // Гродненские епархиальные ведомости. – 1914. – № 34/35. – С. 374.
[41] Хроника // Гродненские епархиальные ведомости. – 1914. – № 34/35. – С. 372.
[42] Черепица, В. Н. Город-крепость Гродно в годы Первой мировой войны : мероприятия гражданских и военных властей по обеспечению обороноспособности и жизнедеятельности: монография / В. Н. Черепица. – Гродно : ГрГУ, 2006. – С. 310–311 (условно).
[43] Berdyansk Boy’s Gymnasium (1901–1919 years) / I. I. Lyman, V. M. Konstantinova // Materials from the history of Berdyansk State Pedagogical University. Volume II. – K. : «Osvita Ukrainy», 2007. – Р. 164.
[44] Приказы по ведомству Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1915. – № 13/14. – С. 389.
[45] Высочайшие награды // Церковные ведомости. – 1916. – № 18/19. – С. 138.
Архиепископ Гродненский и Волковысский АНТОНИЙ