Доклад архиепископа Гродненского и Волковысского Антония

на пленарном заседании IX международной научной конференции

«Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития»

14 ноября 2024 года

Минская духовная академия 

Деятельность архиепископа Венедикта (Бобковского) (1876–1951)

по укреплению церковного единства на белорусских землях

в годы Второй мировой войны

Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец ректор!

Дорогие участники и гости конференции!

Само название международного научного форума, проводимого сегодня в Минской духовной академии, говорит об обращенности его участников к осмыслению актуальных проблем церковной науки. И, конечно же, от правильности разрешения этих проблем зависят перспективы развития не только Православной Церкви, но и общества в целом. На наш взгляд, одной из важнейших наук, определяющих правильность и гармоничность построения общественных отношений, является история. Ведь в значительной степени именно сложившийся в сознании человека образ прошлого формирует его мировоззрение и предопределят поведение. Именно поэтому история нередко становилась и становится объектом информационных войн, а политическая повестка нередко отличается выраженной историзацией. В этом контексте крайне важно не допустить переписывания истории, ее намеренного искажения и переосмысления. Историческое прошлое Православной Церкви является чрезвычайно значимой частью ее духовного наследия, свидетельствующей о реальном действии Промысла Божия в событиях человеческих и общественных отношений. И это наследие не должно подвергаться ревизии в угоду сиюминутной политической или идеологической конъюнктуре. Осознание этих вещей побудило меня к написанию книги «Архиепископ Венедикт (Бобковский) (1876–1951): жизнь, церковное служение и письменное наследие», которая вышла в середине текущего года в издательстве Минской духовной академии. В рамках настоящего доклада будет затронут важнейший аспект служения главного героя книги – деятельность по укреплению церковного единства на белорусских землях в годы Второй мировой войны.

Будущий архиепископ Венедикт (в миру Василий Васильевич Бобковский) родился в 1876 г. в селе Заволочье Опочецкого уезда Псковской губернии в семье священника. Окончил Великолукское духовное училище, Псковскую духовную семинарию и некоторое время являлся слушателем Императорского Юрьевского университета[1]. Вступив в брак, он в 1905 г. принял священный сан и был направлен на служение в д. Староельня Новогрудского уезда Минской губернии[2]. В 1914 г. иерей Василий Бобковский получил назначение на должность второго священника Николаевского собора г. Новогрудка[3]. В 1916 г. перешел в ведомство военного духовенства, после чего окормлял сперва полевой госпиталь, а затем 431-й Тихвинский пехотный полк на Северном фронте. За свое ревностное служение был награжден орденами Святой Анны 2-й и 3-й степени и Святого Владимира 4-й степени[4]. После состоявшегося в 1918 г. подписания Брестского мирного договора священник Василий Бобковский вернулся в Новогрудок, где стал настоятелем Николаевского собора и благочинным Новогрудского округа с возведением в сан протоиерея[5]. Советско-польская война и заключение Рижского мирного договора повлекли за собой произошедшее в 1921 г. включение в пределы Польской Республики территорий Западной Беларуси и Западной Украины. Вскоре правительство Второй Речи Посполитой открыто взяло курс на создание автокефальной Православной Церкви в Польше, игнорируя при этом позицию священноначалия Русской Православной Церкви.

Ровно 100 лет назад, Постановлением Священного Синода Вселенской Патриархии от 13 ноября 1924 г. православной митрополии в Польше, вопреки позиции ее Матери-Церкви, усваивался автокефальный статус[6]. Жесткие меры, которые предпринимало польское государство по подавлению сопротивления автокефалии, обусловило молчаливое принятие ситуации подавляющим большинством православного духовенства. В числе смирившихся с произошедшим оказался и протоиерей Василий Бобковский, первоначально не выражавший видимого протеста в вопросе смены церковной юрисдикции. По прошествии полутора десятилетий он принесет покаяние за отход от Матери-Церкви и до конца своих дней сохранит преданность каноническому Православию…

Продолжая служение в Новогрудке, протоиерей Василий на протяжении 1920-х – сер. 1930-х гг. проявлял усердие в несении возложенных на него послушаний, за что был отмечен множественными церковными наградами. После смерти супруги он принял решение посвятить свою дальнейшую жизнь иноческому подвигу. 26 марта 1937 г. состоялся его монашеский постриг с наречением имени Венедикт, а уже через два дня – возведение в сан архимандрита и назначение на должность настоятеля Жировичского Успенского мужского монастыря[7].

Начало Второй мировой войны повлекло за собой не только радикальные геополитические изменения, но и смещение границ церковных юрисдикций. В контексте происходившего осенью 1939 г. воссоединения Западной Беларуси с БССР началось возвращение епархий, священнослужителей и церковных общин в состав Русской Православной Церкви. Уже 17 октября 1939 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) подписал указ о назначении архиепископа Пантелеимона (Рожновского) управляющим Гродненской епархией и Экзархом Московской Патриархии на новоприсоединенных территориях Западной Украины и Беларуси[8]. Владыка Пантелеимон являлся поборником сохранения церковного единства и за непризнание польской автокефалии находился в ссылке сперва в Милецком, затем в Жировичском монастырях. С сентября 1939 г. он временно возглавлял управление Гродненской епархией, фактически восстановив ее каноническое единство с Матерью-Церковью[9]. Однако процесс воссоединения отдельных клириков и церковных общин не являлся единовременным. Принесение настоятелем Жировичского монастыря личного покаяния за отделение от Русской Православной Церкви состоялось только 29 июня 1940 г. Прежняя принадлежность архимандрита Венедикта (Бобковского) к Православной Церкви в Польше не воспринималась руководством Московской Патриархии как обстоятельство, препятствующее его дальнейшему служению на высоких церковно-административных должностях. Следствием такой отеческой снисходительности стало избрание и рукоположение архимандрита Венедикта во епископа Брестского, викария Гродненской епархии. Его архиерейскую хиротонию, состоявшуюся 30 марта 1941 г. в Москве при участии более десяти православных иерархов, возглавил Патриарший Местоблюститель[10]. Выбор архиерейской кафедры для епископа Венедикта оказался не случайным. Являясь настоятелем Жировичского монастыря, он сблизился с проживавшим в обители архиепископом Пантелеимоном (Рожновским) и на протяжении ряда последующих лет являлся его ближайшим помощником. Вплоть до начала немецкого вторжения в пределы СССР приходы Гродненской, Виленской и частично Пинской епархий, объединенные в Белорусскую епархию, возглавлялись архиепископом Пантелеимоном. Ближайшим помощником управляющего епархией в этот период являлся архимандрит (затем – епископ) Венедикт, осуществлявший контроль за делопроизводством и выполнением распоряжений архиепископа Пантелеимона[11]. Оба архипастыря проживали в Жировичском монастыре, настоятелем которого продолжал оставаться новорукоположенный викарий Гродненской епархии[12].

Начало Великой Отечественной войны стало новым периодом испытаний для Православной Церкви на белорусских землях. Стремительное продвижение немецкой армии на восток привело к оккупации Беларуси и на некоторое время парализовало систему церковного управления в пределах занятых нацистами территорий. В сентябре 1941 г. архиепископа Пантелеимона посетили представители оккупационной администрации, предложив продолжить руководство церковной жизнью. При этом от владыки требовалось создание автокефальной Белорусской Православной Церкви, полностью независимой от Московской Патриархии, Православной Церкви в Польше и Русской Православной Церкви Заграницей. Укреплению этой независимости должна была послужить белорусизация церковной жизни, предполагавшая переход на белорусский язык в проповеди, преподавании Закона Божия и делопроизводстве. Приняв выдвинутые условия, архиепископ Пантелеимон возглавил новообразованную Белорусскую митрополию, которая фактически сохранила свое пребывание в юрисдикции Русской Православной Церкви. На протяжении всего периода своего управления он последовательно уклонялся от настойчивых требований немецких властей и местных коллаборационистов провозгласить белорусскую автокефалию[13]. Зарекомендовав себя убежденным сторонником церковного единства восточнославянских народов и претерпев лишения за свою позицию в межвоенный период, владыка остался верен избранной позиции и в условиях немецкой оккупации.

Вскоре после вступления в управление церковной жизнью архиепископ Пантелеимон и епископ Венедикт провели в Жировичском монастыре Церковный Собор, по итогам которого первоиерарху Белорусской Православной Церкви усваивался титул «митрополита Минского и всея Беларуси». В своем обращении к генеральному комиссару Белоруссии В. Кубе участники заседания сообщали о допустимости провозглашения автокефалии только на каноническом основании[14]. Выдвинутое ими условие предполагало непременное согласие Матери-Церкви на отделение Белорусской митрополии. Следование заявленной позиции в конечном итоге позволило сохранить Православную Церковь на белорусских землях от антиканоничного самопровозглашения автокефалии и возникновения церковного раскола.

После получения возможности вернуться к руководству церковной жизнью митрополит Пантелеимон направил епископа Венедикта в Минск для организации митрополитального управления. В белорусской столице викарий Гродненской епархии выполнил порученную задачу, произвел необходимые кадровые назначения и достиг видимых успехов в нормализации деятельности системы церковного управления. 24 ноября 1941 г. белорусские иерархи провели заседание Второго Собора Белорусской митрополии, на котором произошло назначение епископа Венедикта управляющим Гродненской епархией Белорусской Православной Церкви. При назначении владыке усваивался титул «епископа Белостокского и Гродненского». Поскольку незадолго до созыва Собора нацисты включили территорию Гродненского региона в пределы Восточной Пруссии, деятельность епископа Венедикта смещалась за пределы Генерального округа «Белоруссия». Произошедшие изменения лишали его возможности продолжать тесное взаимодействие с митрополитом Пантелеимоном в деле управления Белорусской Православной Церковью[15].

Осуществляя управление Гродненской епархией, епископ Венедикт оказывал посильное содействие развитию Православной Церкви на территории Восточной Беларуси, фактически угасшей к кон. 1930-х гг. по причине последовательной реализации советской антирелигиозной политики. Уже летом 1941 г. владыка сформировал при Гродненском епархиальном управлении миссионерский комитет, осуществлявший отбор кандидатов на священническое служение в восточных белорусских регионах. Командированных клириков епископ Венедикт направлял в непосредственное ведение митрополита Минского и Белорусского Пантелеимона (Рожновского)[16].

Существенные изменения в церковную жизнь внес проходивший 3 марта 1942 г. в Минске очередной Собор Белорусской Православной Церкви. Решением собравшихся иерархов Гродненско-Белостокская епархия, насчитывавшая 144 прихода, наделялась автономным статусом. При этом епископ Венедикт наделялся статусом Экзарха Белорусской Православной Церкви в Восточной Пруссии с возведением в сан архиепископа[17].

Осуществляя формирование административной структуры Белорусской Православной Церкви, митрополит Пантелеимон игнорировал настойчивые требования оккупационной власти относительно скорейшего провозглашения автокефалии и усиления национального элемента в церковной жизни. Занятая им позиция ожидаемо не находила понимания со стороны администрации Генерального округа. По этой причине 1 июня 1942 г. заместитель генерального комиссара отстранил митрополита от высшего церковного и епархиального управления. Первоиерарху предписывалось покинуть Минск и проживать на условиях ссыльного в бывшем Ляденском монастыре. Полномочия руководителя Белорусской митрополией передавались архиепископу Могилевскому Филофею (Нарко)[18].

Целью провозглашения белорусской автокефалии оккупационные власти видели отделение белорусского народа от великороссийского религиозного и культурного влияния[19]. При этом не учитывались экклезиологические и канонические основания, необходимые для провозглашения новой Поместной Православной Церкви. Такое игнорирование базовых положений православного канонического права создавало угрозу возникновения белорусского автокефального раскола. Однако мудрое управление митрополита Пантелеимона позволило избежать развития подобного негативного сценария. Как следовало из секретного информационного бюллетеня штаба полиции безопасности и СД о положении Православной Церкви в Беларуси, датированного 5 июня 1942 г., митрополит Пантелеимон (Рожновский) и его окружение пытались воспрепятствовать развитию белорусского автокефального проекта. При этом «наиболее ревностным» противником церковного сепаратизма назывался архиепископ Венедикт (Бобковский)[20].

В условиях усиления давления оккупационной администрации на представителей белорусской иерархии архиепископ Филофей созвал Всебелорусский Церковный Собор, проходивший 30 августа – 2 сентября 1942 г. в Минске. Участниками соборных заседаний, председателем которых являлся заместитель первоиерарха, стали епископ Витебский и Полоцкий Афанасий (Мартос), епископ Смоленский и Брянский Стефан (Севбо), делегаты от Новогрудской, Минской и Смоленской епархий. Представители других белорусских епархий не имели возможности прибыть на Собор. Основным соборным решением стало заявление относительно необходимости канонического оформления белорусской автокефалии и принятия Устава Белорусской Православной Церкви[21]. Усваивая Белорусской митрополии наименование «автокефальной», уставной документ содержал параграф, оговаривавший возможность достижения полной церковной независимости только каноническим путем (§ 113 «Каноническое объявление (провозглашение) автокефалии наступит после признания ее всеми Автокефальными Православными Церквями»)[22]. Из этого положения Устава следовало, что оказавшаяся под сильнейшим внешним давлением Белорусская Православная Церковь вынужденно включала в свое официальное наименование указание на полную церковную независимость, но фактически сохраняла прежний статус и заявляла о возможности его изменения только после всеправославного согласования вопроса с учетом мнения Матери-Церкви.

Как впоследствии отмечал в одной из своих публикаций архиепископ Венедикт (Бобковский), формирование и жизнь самоуправляемой Белорусской Православной Церкви в 1941–1944 гг. осуществлялись на основании Указа № 362, изданного 20 ноября 1920 г. Святейшим Патриархом Московским и всея России Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви[23]. Этот документ предусматривал возможность временного перехода епархий и церковный областей Русской Православной Церкви на независимое положение: «В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе)» [24]. Свидетельство архиепископа Венедикта о канонических и юридических основаниях существования Белорусской Православной Церкви в годы немецкой оккупации развенчивает устоявшийся исторический миф о якобы произошедшем в 1942 г. провозглашении белорусской автокефалии. Вопреки расхожим утверждениям, Православная Церковь на белорусских землях сохранила свою каноническую зависимость от Церкви-Матери – Русской Православной Церкви.

На протяжении 1942–1944 гг. жизнь Гродненской епархии протекала независимо от процессов, характерных для Православной Церкви в пределах Генерального округа «Белоруссия». Включенность епархии в пределы Восточной Пруссии обусловила сближение архиепископа Венедикта с епископатом Русской Православной Церкви Заграницей. Сохраняя принадлежность к юрисдикции Белорусской митрополии, управляющий Гродненской епархией принял участие в Архиерейском совещании РПЦЗ, проходившем в Вене 8–21 октября 1943 г.[25] Тесное взаимодействие русских зарубежных иерархов с представителями Белорусской Православной Церкви свидетельствует о сохранении последней канонического статуса и причастности к полноте Вселенского Православия.

Важным событием белорусской церковной жизни на завершающем этапе немецкой оккупации стал Собор епископов Белорусской Православной Церкви, проходивший 12–18 мая 1944 г. в Минске. В соборных заседаниях приняли участие все иерархи митрополии, в том числе и архиепископ Венедикт (Бобковский). Констатировав отсутствие у Белорусской митрополии автокефального статуса, на усвоении которого настаивало руководство Генерального округа и белорусских коллаборационных организаций, участники соборных заседаний сделали специальное заявление относительно недопустимости вмешательства светской власти в церковную жизнь[26]. Данный жест подчеркивал принципиальность позиции священноначалия Белорусской Православной Церкви относительно недопустимости неканоничного самопровозглашения автокефалии в угоду политической конъюнктуре.

Вскоре после завершения соборной работы немецкие власти эвакуировали епископат Белорусской митрополии на территорию Чехии, а затем — в Баварию. Оказавшись в эмиграции, белорусские иерархи сразу же заявили о желании перейти в состав Русской Православной Церкви Заграницей. В мае 1946 г. их просьба была удовлетворена. Однако вскоре лидеры белорусских общественно-политических организаций за границей решили реанимировать автокефальный проект, создав в 1948 г. непризнанную Белорусскую автокефальную православную церковь. Вплоть до своей блаженной кончины в 1951 г. архиепископ Венедикт (Бобковский) активно противодействовал политизации белорусской церковной жизни в эмиграции, которую заинтересованные силы видели в реализации автокефальных устремлений. Но это уже является темой отдельного выступления.

Завершая обзор церковного служения архиепископа Венедикта (Бобковского) в годы Второй мировой войны, можно сделать вывод о том, что он являлся принципиальным сторонником сохранения духовного единения восточнославянских народов. Приверженность высокому идеалу церковного единства являлась отличительным признаком архипастыря в периоды немецкой оккупации Беларуси и послевоенного пребывания в эмиграции. Именно поэтому вплоть до настоящего времени его имя ассоциируется с последовательным противодействием белорусскому автокефальному расколу. В своей церковно-административной деятельности владыка исходил из искреннего стремления объединить верующих вокруг Христа и Его Церкви, наставить их в деле спасения и духовного совершенствования, предостеречь от возможных искушений на пути к Богу.

Более подробная информация о Высокопреосвященном архиепископе Венедикте представлена в нашей книге, подготовленной в значительной степени на уникальных материалах архива Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей в Мюнхене. Помимо жизнеописания владыки, книга включает два приложения. Первое из них содержит тексты 15 архипастырских посланий, написанных управляющим Гродненской епархией в 1941–1944 годы. Послания не только отражают взгляд владыки на актуальные проблемы современной ему действительности, но и содержат не утратившие и до сего дня практические рекомендации. Второе приложение включает тексты 7 публикаций архиепископа Венедикта, отражающих его размышления по широкому спектру вопросов. В них владыка излагает свои размышления в дни Страстной седмицы и Пасхальных праздников, оценивает историческую значимость святителя Георгия Конисского и делится воспоминаниями о митрополите Пантелеимоне (Рожновском), описывает положение Белорусской Православной Церкви в годы немецкой оккупации и предостерегает православных белорусов от автокефального соблазна.

Позвольте выразить сердечную благодарность всем тем, кто оказывал содействие в подготовке книги к изданию. В первую очередь хотелось бы высказать слово признательности ректору Минской духовной академии архимандриту Афанасию за предоставленную возможность публикации книги в академическом издательстве. Отдельная благодарность — научным рецензентам: профессору Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрею Александровичу Кострюкову, профессору Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета Александру Алексеевичу Корнилову, старшему научному сотруднику Института истории Санкт-Петербургского государственного университета и проректору по научной работе Минских духовных академии и семинарии Александру Валерьевичу Слесареву, а также сотруднику архива Германской епархии РПЦЗ в Мюнхене Анатолию Владимировичу Кинстлеру.

Сегодня, после завершения пленарного заседания, часть книг тиража будут переданы в библиотеку Минской духовной академии и библиотеку кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин. Искренне надеюсь, что пример жизни и церковного служения архиепископа Венедикта (Бобковского) будет вдохновлять студентов духовной академии, побуждать их к бережному сохранению памяти о церковной прошлом и укреплять осознание важности сохранения церковного единства.

Ознакомиться с презентацией к докладу можно по ссылке: Здесь.

[1] Sosna G. Hierarchia і kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX–XXI wieku / G. Sosna, А. Troc-Sosna. – Ryboły, 2012. – S. 48.

[2] Распоряжения епархиального начальства. Перемены по епархиальной службе // Минские епархиальные ведомости. – 1905. – № 4 (Часть официальная). – С. 42; Распоряжения епархиального начальства. Перемены по епархиальной службе // Минские епархиальные ведомости. – 1905. – № 10 (Часть официальная). – С. 141.

[3] Назначения и перемещения // Минские епархиальные ведомости. – 1914. – № 15 (Часть официальная). – С. 223.

[4] Н. А. К 50-летию со дня кончины архиепископа Венедикта (Бобковского) / Н. А. // Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. – 2001. – № 5. – С. 11; Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920–1995: Биографический справочник / А. Нивьер. – М. : Русский путь ; Париж : YMCA-Press, 2007. – С. 121.

[5] Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. С. 121.

[6] Патриарший и Синодально-Канонический Томос Вселенской Константинопольской Патриархии от 13 ноября 1924 года о признании Православной Церкви в Польше Церковью Автокефальною // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1925. – № 8. – С. 1–2; Распоряжения Высшей Церковной Власти. Священный Синод Православной Митрополии в Польше. Заседание 13 апреля 1925 года. Журнал № 6 // Вестник Православной Митрополии в Польше. – 1925. – № 8. – С. 2–3.

[7] Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. С. 121.

[8] Ваше Высокопреподобие, отец благочинный! 12 января 1940 г. // Архив Жировичского Успенского монастыря (АЖУМ). Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 5.

[9] А[рхиепископ] В[енедикт]. Жизненный путь Высокопреосвященнейшего владыки митрополита Пантелеимона / А[рхиепископ] В[енедикт] // Праваслаўны беларус. – 1949. – № 6. – С. 2; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу / І. Касяк. – Нью-Йорк, 1956. – С. 76–77.

[10] Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 78–79; Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. С. 121.

[11] Венедикт (Бобковский), архимандрит. Дорогой достопочтенный о. Иосиф! 23 ноября 1939 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 1 – 1 об.; Венедикт (Бобковский), архимандрит. Достопочтеннейший о. Иосиф! 27 февраля 1940 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 48а.; Венедикт (Бобковский), архимандрит. Мирскому благочинному протоиерею Иосифу Тумиловичу. 3 декабря 1939 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 3; Венедикт (Бобковский), архимандрит. Мирскому благочинному протоиерею Иосифу Тумиловичу. 7 декабря 1939 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 2 – 2 об.; Венедикт (Бобковский), архимандрит. Мирскому о. благочинному. 9 ноября 1940 г. // АЖУМ. Собрание Лидского благочиния. – Ф. 1. Оп. 5. Д. 47. Л. 16 – 16 об.

[12] Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 79.

[13] А[рхиепископ] В[енедикт]. Жизненный путь Высокопреосвященнейшего владыки митрополита Пантелеимона. С. 3; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 83–84.

[14] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни / архиепископ Афанасий (Мартос). – Мн., 1990. – С. 271–272; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 84–85.

[15] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни.С. 271–273; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 85–86; Рэйн, Л. Праваслаўная царква ў Беларусі за нямецкай акупацыяй (1941–1944) / Л. Рэйн // ARCHE. – 2008. – № 5. – С. 282.

[16] Силова, С. В. К вопросу о деятельности православного приходского духовенства Беларуси в годы нацистской оккупации (1941–1944) / С. В. Силова // Журнал Белорусского государственного университета. История. – 2019. – № 4. – С. 10.

[17] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. С. 274–275; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 94–95; Ответ архиеп. Венедикта архиеп. Поликарпу // Шкаровский, М. В. Политика Третьего Рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных документов / М. В. Шкаровский. – М., 2003. – С. 281–282.

[18] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. С. 275–276; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 98.

[19] Алексеев, В. И. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории. Глава 4. Белоруссия / В. И. Алексеев, Ф. Ставру // Русское возрождение. – 1981. – № 16. – С. 95.

[20] Из информационного бюллетеня штаба полиции безопасности и СД № 6 «Сообщения из оккупированных восточных областей» – о положении Церкви в Белоруссии // Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Сборник документов. – М., 2009. – С. 566.

[21] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. С. 277–280; Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. С. 99–116.

[22] Статут Святой Праваслаўнай Беларускай Аўтакефальнай Царквы, прыняты Ўсебеларускім Царкоўным Саборам 30.8 – 2.9.1942 г. // Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу / І. Касяк. – Нью-Йорк, 1956. – С. 188.

[23] Венедзікт, архіепіскап. Кароткі нарыс арганізацыі Беларускай мітраполіі ў 1941 годзе і палажэнне да цяперашняга часу ў эміграцыі / архіепіскап Венедзікт // Праваслаўны Беларус. – 1949. – № 5. – С. 4.

[24] Постановление Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви. 7/20 ноября 1920 года. № 362 // Церковные ведомости. – 1922. – № 1. – С. 3.

[25] Совещание архиереев в Вене // Православная Русь. 1943. № 11–12 (366–367). С. 1–2.

[26] Акт № 7 дзеянняў Сабора Епіскапаў Святой Праваслаўнай Беларускай Царквы // Архив Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. – Папка «Собор Белорусской Православной Церкви. 1944 год». Л. 14–15.