Десять фактов о Пасхе
Слово «Пасха» пришло из Ветхого Завета
Еврейское слово «пасха» переводится как «избавление» или «проходить мимо» и относится к исходу израильтян из египетского рабства. Это событие произошло в XIII веке до н.э. Ангел Господень прошел мимо окропленных кровью ягненка еврейских домов и умертвил всех египетских первенцев. Это была последняя, десятая казнь, которую наслал на египтян Господь. После этого фараон наконец разрешил евреям выйти из Египта.
Арест Христа, суд над Ним и распятие произошли как раз накануне праздника еврейской Пасхи. И именно пасхальный еврейский ритуал повторил за Тайной Вечерей Господь, заключив Новый Завет и придав празднику Пасхи новый смысл.
Под Новой Пасхой Христос имел в виду избавление человека от порабощения грехом и смертью благодаря Своей смерти и Воскресению.
Точную дату Воскресения определить невозможно
Имеется в виду наш современный календарь. Из Евангелия мы знаем только то, что Христос был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца нисана, а воскрес в «первый день недели», 16-го дня нисана по иудейскому календарю.
Месяц нисан соответствует нашему марту-апрелю и привязан к лунному календарю. А первый день недели — это день после субботы, потому что у евреев именно она заканчивала неделю. Первые христиане стали называть день воскресения Христа «днем Господним», а позже в славянских странах он был назван просто «воскресением».
Первые христиане праздновали Пасху каждую неделю
В I веке христиане с одинаковой торжественностью отмечали воскресение Христа и собирались за Евхаристией каждый «день Господень», то есть каждое воскресение.
Но уже во II-III веках они стали задумываться, чтобы выделить самый главный день для празднования Пасхи в годовом круге. Между разными поместными церквями возникли споры, в какой именно день нужно отмечать Воскресение Христово. Одни праздновали Пасху вместе с иудеями — 14 нисана, на какой бы день недели она ни приходилась. В этот день праздновали Пасху Крестную, т.е. вспоминали страдания Христа, а через день после этого — Пасху Воскресения. А другие церкви вспоминали Страсти Христовы в первую пятницу после 14-го нисана, а саму Пасху — в воскресный день после этой пятницы.
В IV веке Церковь приняла вторую традицию.
Вся Светлая седмица служится как один день
Пасха находится над церковным календарем, и Церковь говорит, что в этот праздник исчезает время, уступая место вечности. И в этом вневременье всю Светлую неделю повторяется одна и та же пасхальная служба.
Пасхальное богослужение имеет особенность: практически все тексты поются, а не читаются. Этим подчеркивается исключительная праздничность этого дня, его динамика, ритм и жизнь.
Артос перед царскими вратами оставляют в память о Христе
Артос — это особый квасной хлеб, на вершине которого делается оттиск иконы Воскресения Христова. Всю Светлую седмицу он пребывает на специальном аналое в открытых Царских вратах. Его носят во время ежедневного крестного хода вокруг храма. Он символизирует Воскресшего Бога и то, что Христос пребывает среди нас.
Традиция эта восходит к апостольским временам. После того, как Христос вознесся на небо, ученики продолжали оставлять Ему хлеб во время трапезы — в память о Нем. Это было символом того, что Христос и по Своем вознесении на небо невидимо присутствует в Церкви.
Любой желающий может позвонить в колокола на Светлой неделе
После выноса Плащаницы в Великую Пятницу раздается трезвон, а затем колокола молчат до благовеста к Пасхальной заутрене. Зато когда наступает Светлая неделя, любому желающему разрешается подняться на колокольню (конечно, в сопровождении звонаря) и благовестить Воскресение Христово в любое время. Этой традиции — несколько сотен лет. Еще в 1698 году австрийский дипломат Иоганн Георг Корб, посетивший Москву, писал: «Весь день слышен непрерывный звон церковных колоколов, хотя в храмах не проходит никакой службы...»
Еда на Пасху не освящается, а благословляется
Не существует ритуала освящения яиц, куличей и пасок. Тексты, которые читают священники над принесенным в храм пасхальным угощением, называются так: «Молитва на благословение мясной пищи…», «Молитва на благословение сыра и яиц…». То есть слово «освящение» можно использовать здесь только как синоним слова «благословение».
Продукты не становятся чем-то священным, это разъясняет Триодь Цветная: «как некоторые думают и принимают со всяким благоговением как некоторую святыню, но обычный начаток приношений, как благословение на вкушение после поста». Священники просто благословляют ту пищу, от которой верующие воздерживались на протяжении многих недель.
На Пасху отменяются земные поклоны
Все сорок дней Пасхи — время непрестанной радости о воскресшем Христе, и по уставу отменяются земные поклоны. В первый раз после Пасхи коленопреклоненные молитвы читают в день Святой Троицы.
Икона Воскресения до XVI века была иной
Сегодня привычной для нас иконой Воскресения является та, где Христос в белоснежных одеждах стоит на камне, отваленном от гроба. Но до XVI века в православной традиции на Пасху в церкви выставлялась икона «Сошествие Христа во ад», на которой Христос выводит ожидавших Его праведников и праотцев — Адама и Еву.
Яйца — символ Пасхи далеко не во всех странах
В Сербии не красят яйца и даже не пекут куличи. Главные атрибуты праздника в этой стране — хлеб, вино и вареное кропило. В Сирии на Пасху пекут особый хлеб из серой муки «клиша», в Эфиопии жарят барашков, в Румынии подают сладкие макароны. В Черногории не носят в церковь освящать пасхальные угощения, а в Китае православные остаются на чаепитие в церкви, а потом тихо расходятся по домам. Христос воскрес!
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ