Дошедший до нас только в развалинах и летописях Херсонес (сейчас в черте Севастополя) можно считать одним из древнейших городов на постсоветском пространстве. К началу нашей эры Крым, находившийся на окраине Римской империи, был местом ссылки государственных преступников. С распространением христианства в Римской империи именно сюда стали ссылать христиан. Во время очередных гонений ставший в 91 году епископом Рима святой Климент был отправлен на каторжные работы в каменоломни Херсонеса. Считается, что это были Инкерманские каменоломни. Там святитель продолжал окормлять и утешать большое количество осужденных христиан.

Св. Климент Римский (фрагмент). XVI–XVII вв. Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублёва

Благодаря подвижничеству святого Климента количество христиан значительно увеличилось, а языческие идолы были разбиты. В ответ на это император Траян отправил в Херсонес специального посланника для наведения порядка, который приказал привязать св. Климента к якорю и утопить в море. Позже мощи св. Климента были обретены, по преданию, св. равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) около 861 г. и перенесены в Рим.

Поэтому на постсоветском пространстве Херсонес может считаться одним из самых древних мест, где христианство не только распространилось, но и оставило после себя осязаемые знаки своего присутствия в виде дошедших до наших дней остатков древних храмов. И эти древние храмы имели форму базилик.

БАЗИЛИКА КРУЗЕ

Самым первым храмом, с которого начались раскопки, стала базилика Крузе.  Раскопки велись по приказу командира черноморской эскадры и губернатора Севастополя А.С. Грейга. Организация работы была поручена морскому офицеру Г. Крузе, и в результате найденный его экспедицией в 1827 году храм был назван именем этого лейтенанта.

План базилики Крузе

Датой его постройки первоначально считали IV-V века, однако в результате раскопок 2013-2014 гг. в культурном слое храма была найдена монета императора Юстиниана (527-565), что позволяет говорить о постройке храма в VI веке. Стены базилики сохранились на небольшую высоту. Храм представлял собой большую трехнефную базилику (26х18 м) с редкой триконхиальной (трехлепестковой) формой апсиды.  Длина алтарной части достигала до 7 метров, диаметр боковых экседр (апсид) — 3 м, центральной апсиды — 6 м. Боковые нефы достаточно узкие: в среднем 2,8 м. Ширина центрального нефа — 8 м. Перед входом в нартекс (притвор) сохранились две вырубленные в скале ступеньки, ведущие в храм с улицы. С улицы в нартекс (притвор) вели два входа: кроме главного, был еще боковой левый. Базилика была сложена из больших тесаных известняковых блоков. В притворе базилики находились гробницы, высеченные в скале. Пол был покрыт мраморными плитами.

Реконструкция внешнего вида базилики Крузе

Г. Крузе не закончил раскопки из-за начавшейся в Севастополе эпидемии чумы. При доследовании, проведенном более чем через полвека, внутри базилики было найдено большое количество обломков мраморных плит алтарной преграды, украшенной крестами, резные капители колонн и карнизы, обломок мраморного голубя, остатки греческой надписи, монеты императоров V-VI и IX-XI вв. Храм просуществовал примерно до рубежа X-XI века, затем на его месте был устроен некрополь.

УВАРОВСКАЯ БАЗИЛИКА

Главным храмом Херсонеса был собор, который носит условное название Уваровской базилики. Это имя он получил, так как был раскопан графом А.С. Уваровым в 1853 году.

Раскопки Уваровской базилики. Гравюра ХIХ ст.

Временем его постройки считается конец V — начало VI веков. Данный храм был самым крупным во всем средневековом Крыму. Его длина храма составляла 50 метров, а ширина — 22 метра.

Основной неф имел длину 36 м, а ширину — 11 м. Боковые нефы были ниже и к тому же вдвое уже. Они имели внутри себя аскетичный вид, так как снаружи у них не было окон. Полы были выложены мозаикой.

Перед храмом располагался окруженный галереями двор (атриум) с фиалом (емкостью для омовения). Из атриума через экзонартекс (внешний притвор) можно было пройти в нартекс (внутренний притвор), а далее в среднюю часть базилики.

Реконструкция Уваровской базилики

Возле храма с южной стороны была построена крещальня (баптистерий), еще один небольшой храм и служебное помещение. Если предположить, что этот большой храм был кафедральным собором, то данное помещение могло бы быть резиденцией епископа.  

Главный храм располагался в одном из ключевых кварталов города. И, что очень интересно, экзонартекс этого храма вписывался в систему городских улиц. Можно было пройти сквозь экзонартекс храма и выйти в другую часть города. С соборного двора можно было попасть в расположенный рядом великолепный и обширный баптистерий. В центре здания располагалась круглая купель, дно которой было облицовано мрамором. Вода в купель для крещения поступала из крупного бассейна по трубе, проложенной под полом сооружения. После совершения Таинства вода поступала в специализированную, так называемую «непопираемую» яму, находящейся за пределами здания. Размеры базилики и самой купели наводят на мысль, что в VI-Х вв. широко практиковалось крещение не только детей, но и взрослых язычников, коих было предостаточно. Некоторые ученые полагают, что именно здесь (или в храме св. Василия — Западной базилике) мог креститься святой равноапостольный князь Владимир, а в главном храме комплекса он мог венчаться с византийской принцессой.

В. Васнецов. Крещение князя Владимира

Неизвестно, как он назывался в те времена. Предполагаемые названия: храм святых апостолов Петра и Павла, храм Рождества Богородицы, Софийский и другие.

Со временем Уваровская базилика Херсонеса неоднократно перестраивалась. Это было связано с увеличением числа населения и, соответственно, верующих. Самая последняя и капитальная перестройка осуществилась в X столетии. Разрушена базилика в XIII веке.

БАЗИЛИКА 1935 ГОДА

Самым узнаваемым храмом Херсонеса благодаря поставленным колоннам и восстановленному порталу является так называемая базилика 1935 года. К сожалению, никому сегодня не известно, как именовался этот христианский храм в средневековом Херсонесе, а потому называется он по году открытия раскопками Г.Д. Белова в 1935 году. В названии отражен также и архитектурный тип храма — базилика.

Базилика после реставрации. 1935 г.

 Хорошая сохранность фундаментов и частей стен, фрагментов мозаик и мраморных плит пола в апсиде и нефах, колонн и других деталей позволили провести частичную реставрацию памятника. Были установлены семь колонн, на три из них были водружены капители.

Г.Д. Белов на фоне открытой им базилики с восстановленным порталом. 1970-е гг.

У данного храма было как минимум три этапа существования. Первый храм имел трехгранную апсиду, на константинопольский манер, и был построен в V в.

План базилики 1935 г.

Затем по непонятным причинам спустя примерно столетие храм разрушился и на его месте была построена известная нам базилика с полукруглой апсидой. Однако и она была разрушена, и на ее месте ориентировочно в Х ст. была построена маленькая церковь, уместившаяся в среднем нефе предыдущей. Интересующий нас храм, подобно другим базиликам Херсонеса, представлял собой прямоугольное в плане здание с восточным полукруглым выступом — апсидой. Внутреннее пространство храма разделялось на три части (нефа) продольными рядами колонн, по шесть в каждом нефе. Размеры здания по центральным осям — 32,5×18,5 м, средний неф был вымощен мраморными плитами, боковые нефы выложены мозаикой. Базилика имела два притвора — внутренний и внешний.

Реконструкция базилики 1935 г.

Самый узнаваемый памятник Херсонеса продолжает оставаться одним из самых загадочных. Высказывается, например, предположение о существовании здесь в позднеантичный период иудейского молитвенного дома — синагоги, так как при раскопках в нижних слоях было найдено изображение меноры.

Литургическое пространство базилики 1935 г. Реконструкция Э.Н. Карнаушенко

ВОСТОЧНАЯ БАЗИЛИКА

Самым древним храмом Херсонеса, по всей видимости, была Восточная базилика, находившаяся в самом конце главной улицы. Ее строительство связывают с именем одного из херсонесских святителей — святого Капитона.

Св. Капитон, прибыв в город, убеждал приверженцев язычества, собравшихся у стены города, принять христианскую веру. Язычники предложили епископу продемонстрировать силу Бога: «Если тебя, вошедшего в одну из печей, не сожжет огонь, то мы уверуем в проповедуемого тобою Бога», то есть обязались креститься, если епископ войдет в печь для обжига извести и пробудет там условленное время. Епископ выполнил условие, «сотворив молитву, по возглашении диаконом “вонмем”, тотчас вступил в печь, оградив себя оружием креста, и пробыл в ней довольное время, молясь и шевеля устами, о чудо! Затем, вложив в лоно уголья, он вышел невредимым силою Духа». Пылкая проповедь святого и чудо, свершенное по его молитве, привели к крещению горожан и возведению на месте языческого комплекса церкви в честь св. апостола Петра.

Тексты житий сообщают о строительстве церкви: «повелев тотчас построить крещальню из обожженной извести, всех окрестил в ней […] воздвиг он и храм, примыкающий к ней, во имя первого и верховного из апостолов Петра». Скорее всего, христиане разобрали античные языческие храмы на территории Восточной площади и положили начало формированию нового христианского культового комплекса. Он изначально уже включал в себя церковь и баптистерий. Фрагменты античных построек могли быть использованы для возведения христианского храма, что в значительной степени могло способствовать ускорению процесса. Принято считать, что церквей было две: ранняя и сменившая ее поздняя базилика, остатки которой сохранились на площади и сегодня. Действительно, известны находки, которые могут быть отнесены к раннему периоду существования христианского комплекса. Среди них три плиты. Первая была открыта на территории Херсонесского некрополя. На ее лицевой стороне в рамке изображен Христос — безбородый юноша с нимбом, подающий руку тонущему Петру. В настоящее время плита хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже.

Христос и апостол Петр. Плита из Эрмитажа

Вторая, так называемая «Парижская плита», хранится в Лувре. На лицевой стороне, в рамке, изображен Христос в виде безбородого юноши с нимбом, протягивающего правую руку в жесте благословения.

Спаситель. Плита из Лувра

 Существует и третья плита — херсонесская. Она была найдена близ Восточной базилики. На ее лицевой стороне видна верхняя часть рамки, а под ней — следы изображения головы. Сохранившийся фрагмент текста расшифровывается как «Господь Иисус…» Ученые датируют эти памятники концом IV — началом V в. Несомненно, все три плиты принадлежали одному литургическому устройству. Сохранившиеся сюжеты связаны с морской и водной тематикой. Допустимо предположение о возможной принадлежности плит ограде крещальной купели.

Таким образом, в Восточной части Херсонеса в конце IV в. начал формироваться христианский комплекс, связанный с почитанием апостола Петра. Он состоял из базилики с нартексом и экзонартексом, крестообразной усыпальницы, баптистерия и вспомогательного помещения. Сохранившиеся фундаменты базилики историки датируют по-разному, от конца IV — начала V в. до конца VI — начала VII в.

Восточная базилика с усыпальницей. Макет

Базилика была построена на скальном основании и представляла собой трехнефное сооружение, с мозаичными полами, облицованное внутри мраморными плитами. Размеры в плане составляли 34,6×16,4 м. С северной стороны к базилике была пристроена крестообразная усыпальница.  В усыпальнице было открыто несколько могил. Скорее всего это было место погребения мирян — ктиторов храма апостола Петра.

Восточная базилика Херсонеса. План

Сооружение имело сводчатое перекрытие, высота строения составляла около 6 м, толщина стен — 0,98 м, длина и ширина ветвей составляла 4,9 м. усыпальница имела три входа, с западной стороны: один в западной ветви креста, два других — в южной и северной ветвях.

Церковь просуществовала до Х века. 

ЗАПАДНАЯ БАЗИЛИКА

В 1891 г. уроженцем Могилёва К.К. Костюшко-Волюжиничем в результате раскопок был обнаружен храм, который получил название Западной базилики. Базилика была расположена в западной части городища, на обрывистом берегу в месте, где находилась западная крепостная стена. Комплекс Западной базилики Херсонеса является одним из интереснейших памятников истории и архитектуры древнего города. Он возник как мемориальный храм, связанный с именем священномученика Василия, епископа Херсонесского, и его преемников. Священномученики Херсонесские были сиро-палестинскими миссионерами, епископами, проповедовавшими Христа в Херсонесе в IV в.

Икона семи священномучеников Херсонесских

Святители Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор претерпели мученическую кончину от рук херсонеситов. Святитель Ефрем также стал мучеником в одной из областей Причерноморья. Епископы Еферий и Капитон при поддержке Константинополя совершили коренной перелом в жизни Херсонеса. Благодаря христианской политике императоров, проповеди святителей и их чудесам жители Херсонеса стали исповедовать Христа. Позже, в начале VI в., на месте захоронения святых епископов Херсонесских, которые пострадали от язычников, была построена Западная базилика, скорее всего в честь св. Василия, а над его мощами — крестообразный мартирий.

Открытая К.К. Костюшко-Волюжиничем Западная базилика представляла трехнефную базилику размером 35×21 м с пятигранной снаружи и полукруглой внутри апсидой с синтороном.  Полы боковых нефов были украшены мозаикой, а центральный неф — мраморными плитами. Стены храма были расписаны фресками. В боковых нефах имелись мозаичные полы, а пол центрального нефа был вымощен небольшими квадратными мраморными плитками. Средние, главные двери открывали редко, в особо торжественных случаях, на что указывает разная стертость дверных порогов.

Комплекс Западной базилики

Западная базилика была одним из наиболее почитаемых храмов Херсонеса. В ней находились обретенные св. Кириллом мощи святителя Климента, папы Римского.

Обретение мощей священномученика Климента, папы Римского, близ Херсонеса. Миниатюра из Менология императора Василия II

История базилики оборвалась из-за произошедшего в Северном Причерноморье в ХI веке масштабного землетрясения. Храм не смог пережить эту катастрофу и более уже не восстанавливался.

Данный список херсонесских базилик является далеко не полным. Но даже из него мы можем сделать вывод о широком распространении христианства в I тысячелетии в северном Причерноморье и о его влиянии на окрестные народы и страны, в том числе на Русь. Из этого перечня видно, что в данный период именно базилика была главным типом христианского храма. За всю свою историю Херсонес со своими храмами опустошался несколько раз, и каждый раз возрождался из пепла, как птица Феникс. Но в 1399 году темник Едигей предает город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено. К сожалению, город и его храмы дошли до наших дней только в виде фундаментов и развалин. Эти развалины не только впечатляют и свидетельствуют о богатой истории данного места, но и заставляют нас задуматься о духовных причинах катастрофы, постигшей это место и его жителей. Грозные слова Предтечи «уже и секира при корне дерев лежит» (Лк. 3:9) относятся к нам так же, а может быть, и более, чем к древним слушателям Благовестия.

Источники:

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М, 1990.

Беляев С.А. Базилики Херсонеса (итоги, проблемы и задачи их изучения).

Завадская И.А. О методах проектирования ранневизантийских базилик Херсонеса.

 Сорочан С.Б. К вопросу о литургической организации и датировке базилики Крузе в византийском Херсоне.

Сорочан С.Б. О базилике апостола Петра и храмовом комплексе восточной площади византийского Херсона.

Ушаков С.В. Базилика «Крузе» в Херсоне: новые исследования. Основные итоги.

Фомин М.В. Культовый комплекс на восточной площади в Херсонесе-Херсоне.

Фомин М.В., Огиенко Е.В., Шевцова А.А. О культовом комплексе Западной базилики в средневековом Херсонесе-Херсоне.

https://pravoslavie.ru/101984.html

https://magisteria.ru/byzantine-architecture/chersonesus

https://magisteria.ru/byzantine-architecture/mediterranean-basilica

https://igorsamusenko.livejournal.com/390783.html

http://www.hist.msu.ru/departments/8831/study/practice/hersones2015.php

https://ipilgrim.ru/uvarovskaya-bazilika-hersonesa-chast-6/

https://www.chersonesos.org/?p=ct_map27

http://chersonesos.peaceregards.com/bazilika-1935-goda/

https://ftkimmeriya.ru/miniatyurnyiy-kryim-shpargalka-dlya-turistov/

https://asaratov.livejournal.com/4800878.html

Протоиерей Александр ВЕЛИСЕЙЧИК, доктор теологии