Доклад архиепископа Гродненского и Волковысского Антония на пленарном заседании международной научной конференции «Святло зямлі Гарадзенскай».

Досточтимая Ирина Фёдоровна! Уважаемые участники конференции!

В нынешнем году исполняется 140-лет со дня рождения бывшего управляющего Гродненской епархией, а в годы Великой Отечественной войны Предстоятеля каноничной Украинской Православной Церкви митрополита Алексия (Громадского). Значимость личности названного святителя не только в истории становления Гродненской епархии, но и в деле сохранения единства Русской Православной Церкви в ХХ веке побуждает нас обратиться к осмыслению его жизни и церковного служения.

Будущий святитель, в миру Александр Якубович Громадский, родился в 1882 г. в селе Докудов на Подляшье. Происходил из семьи псаломщика. Окончил Холмскую духовную семинарию (1904 г.) и Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1908 г.). В год завершения образования вступил в брак с Раисой Грисюк, сестрой доцента Киевской духовной академии Андрея Григорьевича Грисюка – будущего священномученика Анатолия († 1938), митрополита Одесского и Херсонского[1]. Для некоторых однокурсников будущего владыки его женитьба стала неожиданной. Один из них впоследствии вспоминал: «…Я жил в одной комнате с Громадским. Это обычно сближало студентов, однако Громадский своим характером и духовным настроем не соответствовал нашей панибратской компании. Он был чересчур проникнут духом, как тогда называли “елейной церковности”. Я не помню, чтобы Громадский когда-либо в Киеве пошел в театр или на какой-то концерт, или интересовался бы светской литературой. Если бы ректором академии в то время был иерарх по типу Антония (Храповицкого), наверное, Громадский принял бы монашеский постриг еще на студенческой скамье»[2]. Вскоре после вступления в брак Александр Якубович принял священный сан и получил назначение на служение в г. Холм. Одновременно с этим назначен членом Холмской духовной консистории. На протяжении 1917–1918 гг. временно совершал служение в Бессарабии, а в 1918 г. направлен на преподавательскую должность в Кременецкую духовную семинарию. В том же году возведен в сан протоиерея, а в 1921 г. назначен ректором семинарии. Будучи вдовцом, он в феврале 1922 г. принял монашеский постриг, а уже 3 сентября рукоположен во епископа Луцкого, викария Волынской епархии[3]. Решением Священного Синода Православной митрополии в Польше  от 12 октября 1922 г. епископ Алексий (Громадский) назначался временным управляющим Гродненской епархией вместо епископа Белостокского Владимира (Тихоницкого), отстраненного руководства епархией по настоянию гражданских властей за пророссийские симпатии[4].

В рассматриваемое время Православная митрополия в Польше являлась автономной структурой Русской Православной Церкви, с 1921 г. обладавшей правами широкой автономии[5]. Однако данный статус не устраивал Министерство исповеданий Польской Республики, которое осуществляло активную подготовку к усвоению митрополией автокефального статуса. Эта деятельность сопровождалась нарушением церковных канонов и провоцировала развитие общественных нестроений.

Архивные материалы Жировичского монастыря содержат упоминание о том, что в декабре 1922 г. отдельные гродненские прихожане, симпатизировавшие предыдущему управляющему Гродненской епархией, пытались воспрепятствовать новоприбывшему епископу Алексию (Громадскому) совершить первое богослужение, разобрав его архиерейскую кафедру в соборном храме[6]. Согласно воспоминаниям епископа Митрофана (Зноско-Боровского), член Гродненской духовной консистории протоиерей Орест Мильков «встретил епископа Алексия… с револьвером в руках»[7]. По прошествии пятнадцати лет в одной из публикаций архиепископ Алексий (Громадский) критически оценивал деятельность своего предшественника, не проявившего инициативу во время изъятия из церковной собственности епархиального имущества и значительно усложнившего церковно-государственные отношения на местном уровне[8].

Несмотря на отдельные эксцессы, епископ Алексий вступил в управление Гродненской епархией, а 21 апреля 1923 г. состоялось его утверждение в должности[9]. Во время посещения владыкой приходских церквей верующий народ и духовенство демонстрировали особенно доброе расположение к своему архипастырю. Как отмечалось в 1925 г. на страницах журнала «Воскресное чтение», «повсюду верующие встречали владыку с восторгом и искренним чувством любви. Храмы были полны молящимися и многие не в состоянии были услышать слово своего архипастыря. Назидания владыки о любви, мире и согласии выслушивались с благоговением и умилением»[10].

По состоянию на 1925 г. в Гродненской епархии насчитывалось 130 приходов[11]. Впоследствии численность церковных общин расширилась до 250, объединенных в 20 благочиний (деканатов). Кроме того, на территории епархии действовало две обители: Успенский Жировичский мужской и Гродненский Рождество-Богородичный женский монастыри[12].

Пребывая в составе иерархии Варшавской митрополии Русской Православной Церкви, епископ Алексий в 1924 г. поддался общему настроению и признал польскую церковную автокефалию, утверждение которой осуществил Константинопольский Патриархат по протекции правительства Польской Республики[13]. Вне всякого сомнения, данное деяние явилось предосудительным с точки зрения канонического права. Помимо несогласованного с кириархальной Церковью отделения церковной области, произошел самовольный отход епископата от общения со своим Первосвятителем, каковым являлся Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин). Данное деяние явилось прямым нарушением 34 Апостольского правила, которое гласит: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих». Впоследствии владыка пересмотрит свою позицию в этом вопросе и приложит немало усилий по сохранению церковного единства.

Положение духовенства во Второй Речи Посполитой во многом определялось степенью их лояльности в отношении польской власти. По этой причине гражданская администрация нередко добивалась отстранения православных священнослужителей от приходского служения. Осознавая ненормальность сложившейся ситуации, в декабре 1924 г. епископ Алексий выступил перед Синодом с инициативой прекращения практики увольнения клириков без предварительного церковного разбирательства лишь только по одному указанию светских чиновников[14].

Другим значимым направлением деятельности епископа Алексия в качестве управляющего Гродненской епархией, стало противодействие проекту возрождения церковной унии, который также имел прямую поддержку со стороны гражданской власти. На синодальных заседания владыка докладывал о складывающейся ситуации и отмечал, что Министерство исповеданий Польской Республики оказывает покровительственное отношение к католическим священнослужителям восточного обряда, подвергая дискриминации православное духовенство[15].

В 1928 г. за усердное церковное служение епископ Алексий был возведен в сан архиепископа[16].

Значимым событием церковного служения владыки в гродненский период стало возглавление Первого Всепольского православного миссионерского съезда, проходившего 3–9 сентября 1933 г. в Почаевской лавре[17]. Другими направлениями его церковной деятельности были пребывание в должности заместителя председателя Митрополитального Совета[18] и синодальной комиссии по переводу Священного Писания и богослужебных текстов на украинский язык[19], председателя комиссии по организации Поместного Собора Православной Церкви в Польше (1928 г.)[20] и Предсоборного Собрания (1930 г.)[21].

Синодальным решением от 3 марта 1934 г. архиепископ Алексий (Громадский) назначался управляющим Волынской епархией автокефальной Православной Церкви в Польше[22]. После произошедшего в сентябре 1939 г. начала Второй мировой войны и последовавшего за этим вхождения западных украинско-белорусских регионов в состав СССР владыка еще несколько месяцев продолжал пребывать в польской церковной юрисдикции[23]. Однако в нач. 1940 г. он направился в Москву, где принес личное покаяние в отходе от Матери-Церкви и после этого получил законное назначение на должность управляющего Волынской епархией[24]. На первый взгляд, его возвращение в Русскую Православную Церковь может показаться вынужденным шагом в условиях изменившихся политических реалий. Однако вся дальнейшая жизнь владыки будет свидетельствовать об искренности принесенного им покаяния.

Постановленим Московской Патриархии от 28 октября 1940 г. произошло образование Тернопольско-Галицкой епархии посредством выделения из состава Волынской епархии приходов в западных областях Украины. В этой связи архиепископ Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский) назначался управляющим новообразованной епархии с усвоением титула «архиепископ Тернопольский и Галицкий»[25].

Начало Великой Отечественной войны и стремительное продвижение немецкой армии на восток радикальным образом изменили положение Православной Церкви на территории оккупированной Украины. Невозможность прямого взаимодействия с Московской Патриархией побудила украинских иерархов к поиску выхода из сложившейся ситуации и организации церковного управления с учетом новых обстоятельств. В это непростое время архиепископ Алексий (Громадский) инициировал созыв и возглавил работу Областного Собора епископов Православной Церкви на территории Украины, проходившего 18 августа 1941 г. в Почаевской Лавре. Помимо председателя, в соборных заседаниях приняли участие архиепископ Острожский Симон (Ивановский), архиепископ Львовский Пантелеимон (Рудык), епископ Пинский и Полесский Вениамин (Новицкий). Рассмотрев сложившуюся ситуацию, иерархи заявили о сохранении пребывания Украинской Православной Церкви (УПЦ) в канонической юрисдикции Московского Патриархата. При этом на основании решений Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. и Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона Украинская Православная Церковь переходила на автономное управление. Соборным решением архиепископ Алексий (Громадский) избирался Предстоятелем УПЦ с наделением его правами областного митрополита[26].

Известие о решениях Почаевского Собора встретило резко негативную реакцию со стороны Предстоятеля Православной Церкви в Генерал-губернаторстве (Польше) митрополита Дионисия (Валединского). Стремясь распространить польскую церковную юрисдикцию на территорию оккупированной Украины, он уже 23 августа 1941 г. направил гневное обращение к архиепископу Алексию (Громадскому). Отказываясь от признания решений Почаевского Собора, митрополит Дионисий заявлял о том, что «речи идти не может о подчинении Св[ятой] Православной Церкви в Украине Церкви Московской»[27]. Ссылаясь на Томос об автокефалии Православной Церкви в Польше, он высказывал мнение относительно необходимости полного разрыва с Русской Православной Церковью и ориентации на усиление канонической зависимости от Константинопольского Патриархата[28]. Кроме того, митрополит Дионисий претендовал на восстановление в западноукраинских епархиях поминовения за богослужениями своего имени, поскольку данные области на протяжении 1924–1939 г. вынужденно пребывали в польской церковной юрисдикции[29]. Завершалось послание гневными словами в адрес архиепископа Алексия, ставшего на исповеднический путь сохранения канонического единства Русской Православной Церкви: «Воистину Вы согрешили, как против народа украинского, его истории, так [и] против Церкви»[30].

Проигнорировав позицию митрополита Дионисия, 9 декабря 1941 г. иерархи автономной УПЦ провели в Почаевской Лавре очередной Архиерейский Собор, на котором провозгласили архиепископа Алексия (Громадского) митрополитом Волынским и Житомирским, Экзархом всей Украины[31]. Завершение административно-канонического оформления автономной УПЦ в митрополию вполне ожидаемо встретило негативную реакцию со стороны митрополита Дионисия. Однако немецкая оккупационная администрация запретила ему осуществлять церковную деятельность за пределами Генерал-губернаторства, включавшего отдельные польские регионы. 24 декабря 1941 г. митрополит Дионисий назначил архиепископа Луцкого Поликарпа (Сикорского) временным администратором Православной Автокефальной Церкви (Польской) на территории Украины[32]. Здесь следует отметить, что названный иерарх и его единомышленник архиепископ Полесский и Пинский Александр (Иноземцев) в 1939–1941 гг. не пошли на воссоединение с Русской Православной Церковью и формально сохраняли принадлежность к польской церковной юрисдикции[33]. Пользуясь поддержкой митрополита Дионисия, они приступили к формированию альтернативной украинской церковной структуры. Важное значение в этом процессе имел т. н. Церковный Собор, проведенный архиепископами Поликарпом и Александром в феврале 1942 г. в г. Пинске. Предварительно совершив рукоположение трех архиереев, названные иерархи инициировали принятие «соборного» постановления о возрождении Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)[34]. Другим примечательным «соборным» решением стало определение о возможности принятия в УАПЦ клириков самосвятского («липковского») поставления[35]. Под последними подразумеваются лица, принявшие неканоничные рукоположения от иерархов УАПЦ генерации 1920–1930-х гг. Преемство рукоположений автокефального епископата этого периода восходит к протоиерею Василию Липковскому, поставленному «митрополитом Киевским и всея Украины» посредством возложения рук пресвитеров. Данное кощунственное деяние совершили участники Первого Всеукраинского Собора УАПЦ 23 октября 1921 г. в Софийском соборе г. Киева[36]. Следовательно, решения Пинского Собора, легитимируя недействительные раскольнические хиротонии, очевидным образом выводили формируемую иерархами польской юрисдикции УАПЦ за пределы канонического поля.

Появление УАПЦ вызвало одобрительную реакцию со стороны руководства и сторонников украинских национальных организаций. Одновременно с этим началось давление на епископат и духовенство автономной Украинской Православной Церкви, от которых требовалось объединение с автокефалистами. Результатом этого давления стало состоявшееся 8 октября 1942 г. подписание «Акта объединения» между двумя украинскими церковными структурами. Данный документ констатировал существование фактически автокефальной Украинской Православной Церкви, признавал митрополита Дионисия (Валединского) Местоблюстителем Киевского Митрополичьего Престола и формировал органы высшего церковного управления объединенной структуры[37]. Однако данное решение не нашло поддержки со стороны большинства епископата и духовенства каноничной УПЦ, что фактически аннулировало его значимость. Более того, осенью 1942 г. епископы-автономисты опубликовали специальный меморандум, в котором объявили «Акт объединения» не имеющим канонической силы[38]. В связи с произошедшим митрополит Алексий (Громадский) 27 ноября 1942 г. посетил руководство оккупационной администрации и сообщил о невозможности воплощения в жизнь «Акта объединения» без соответствующего соборного решения. Поскольку в условиях войны проведение Собора запрещалось, вопрос объединения автономной УПЦ и УАПЦ откладывался на неопределенный срок[39]. Иными словами, планы по автокефализации каноничной Украинской Православной Церкви разрушались. Это не осталось без ответа со стороны представителей украинских национальных военизированных формирований…

7 мая 1943 г. автомобиль митрополита Алексия (Громадского), направлявшийся из Кременца в Дубно, был расстрелян неизвестными. Предстоятель автономной УПЦ погиб на месте[40]. В 1961 г. полевой командир Украинской повстанческой армии Максим Скорупский опубликовал воспоминания, в которых заявлял об убийстве митрополита Алексия вооруженным отрядом под его руководством. При этом Скорупский характеризовал произошедшее как ошибку, приведшую к случайной гибели православного иерарха. По его словам, украинские повстанцы планировали расстрелять немецкий автомобиль в надежде завладеть находившимся в нем оружием, но обознались и совершили нападение на машину Экзарха[41]. Однако трактовка гибели митрополита Алексия как нелепой случайности вряд ли может представляться правдоподобной в контексте репрессий, обрушившихся в 1943 г. на духовенство автономной УПЦ со стороны украинских националистов. Так, вскоре после этого повстанцы казнили епископа Владимиро-Волынского Мануила (Тарнавского), а в течение лета 1943 г. только на Волыни убили 27 священников канонической Церкви[42].

Подводя итог настоящему сообщению, можно сделать вывод о том, что архиепископ Алексий (Громадский) оставил видный след в истории Гродненской епархии, снискав уважение паствы и зарекомендовав себя талантливым церковным администратором. Однако наиболее значимым явилось его служение в годы Второй мировой войны. Следует отметить, что в первые месяцы немецкой оккупации Украины наметился масштабный разлом в украинской церковной жизни, имевший ярко выраженный геополитический характер. Деятельность Первоиерарха Православной Церкви в Генерал-губернаторстве (Польше) митрополита Дионисия (Валединского) в этот период характеризуется ярко выраженным стремлением вернуть украинские территории в сферу влияния Константинопольского Патриархата. Данная позиция встретила решительное сопротивление со стороны Предстоятеля автономной Украинской Православной Церкви митрополита Алексия (Громадского), являвшегося принципиальным сторонником сохранения церковного единства восточнославянских народов. В условиях оккупационного режима эта смелая позиция оказалась чреватой трагическими последствиями. Прекрасно осознавая возможные угрозы, владыка стал на путь исповедничества и принял мученический венец. К сожалению, встреченные им вызовы церковному единству не ушли в прошлое и сохраняют свою актуальность в событиях наших дней. Именно поэтому обращение к осмыслению жизненного подвига и духовного наследия митрополита Алексия (Громадского), 140-летие со дня рождения которого исполнилось 1 ноября текущего года, является чрезвычайно востребованным и злободневным.

Вечная память Высокопреосвященнейшему митрополиту Алексию!

Источники и литература

  1. Акт поєднання // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 729–731.
  2. Алексий, архиепископ. К истории Православной Церкви в Польше за десятилетие пребывания во главе ее Блаженнейшего митрополита Дионисия: 1923–1933. Варшава: Синодальная типография, 1937. 164 с.
  3. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 1990. 299 с.
  4. Вишиванюк А. В. Митрополит Алексий (Громадский) – Экзарх Украинской Автономной Православной Церкви (1941–1943) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 71–95.
  5. Власовський І. Нарис історії Української Православної Церкви: у 4 т. Нью-Йорк, 1966. Т. IV. Ч. 2. 416 c.
  6. Вторая Сессия Митрополитальнаго Совета // Воскресное чтение. 1928. № 37. С. 559–560.
  7. Гордієнко В. Убивство митрополита Олексія Громадського // Вісник Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Історія. 2007. Вип. 91–93. С. 82–84.
  8. Дияння ч. 4 Обласного Собору Єпископів Православної Церкви на Україні, в Почаївській Лаврі від 18 серпня 1941 року // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 677–679.
  9. До Його Високопреосвященства, Високопреосвященнішого Олексія, Архієпископа Крем’янецькго и Ривненського. 23 жовтня 1941 // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 681–683.
  10. Заседание переводческой комиссии // Воскресное чтение. 1928. № 1. С. 15.
  11. Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский) // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. С. 664–665.
  12. Летопись Софийского Собора в Гродно // Архив Жировичского Успенского монастыря. С. 56.
  13. Лист митрополита Олексія до своїх єпископів. 15.XII.1942 р. // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 735.
  14. Мельничук Олег, священник. Свято-Богоявленский Кременецкий монастырь в контексте истории Православия на Украине: дис. … канд. богословия. К.: Киевская духовная академия, 2004. 180 с.
  15. Меморандум автономних єпископів-москвофілів // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 731–733.
  16. Митрофан (Зноско-Боровский), епископ. Хроника одной жизни: Воспоминания, проповеди. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 2006. 592 с.
  17. Образование Предсоборнаго Собрания // Воскресное чтение. 1930. № 20. С. 326–327.
  18. Первая сессия Св. Синода в 1928 году // Воскресное чтение. 1928. № 15. С. 242.
  19. Первый Всепольский Православный Миссионерский Съезд // Воскресное чтение. 1934. № 2. С. 19.
  20. Перемены на постах иерархов // Воскресное чтение. 1934. № 9. С. 119.
  21. Плічковський Никодим, протопр. Нарис історії Української Православної Церкви. Сідней, 1988. 125 с.
  22. Православний Церковно-Народний Календар на 1925 год. Варшава: Изд. Варшавской Синодальной типографии, 1925.
  23. Поездка епископа Алексия по Гродненской епархии // Воскресное чтение. 1925. № 27. С. 424.
  24. Послание Святейшего Патриарха Тихона о даровании широкой поместной автономии Православной Церкви в Польше. 14(27).09.1921 // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 178.
  25. Постанова Ч. 1, від 1-го листопада 1939 р. Священний Синод Св. Православної Церкви в кордонах Західньої України і Західньої Білорусії, в складі Високопеосвященних – Олександра, архієпископа Поліського і Пінського та Олексія, архієпископа Волинського і Крем’янецького // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 617–619.
  26. Постанова Ч. 2, від 15 грудня 1939 р. Священний Синод Св. Православної Церкви в межах Західньої України і Західньої Білорусії, в складі Високопеосвященних – Олександра, архієпископа Поліського і Пінського та Олексія, архієпископа Волинського і Крем’янецького, і Симона, єпископа Острозького // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 619–620.
  27. Распоряжения Высшей Церковной Власти. Священный Синод Православной Митрополии в Польше. Заседание 20 декабря 1924 года // Вестник Православной Митрополии в Польше. 1925. № 2. С. 4.
  28. Священный Синод Православной Митрополии в Польше. Заседание 12 октября 1922 года. Журнал № 15 // Вестник Православной Митрополии в Польше. 1924. № 37–38. С. 4­–5.
  29. Священний Собор Архієреїв Св. Православної Автокефальної Церкви на визволених українських землях. Ухвала Х // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 686–687.
  30. Указ Московської Патриярхії Преосвященному архієпископові Поліському. 28 жовтня 1940 р., № 583 // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С.
  31. Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. 523 с.

[1] Мельничук Олег, священник. Свято-Богоявленский Кременецкий монастырь в контексте истории Православия на Украине: дис. … канд. богословия. К.: Киевская духовная академия, 2004. С. 120.

Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский) // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 664.

[2] Вишиванюк А. В. Митрополит Алексий (Громадский) – Экзарх Украинской Автономной Православной Церкви (1941–1943) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 72.

[3] Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский). С. 664–665.

[4] Священный Синод Православной Митрополии в Польше. Заседание 12 октября 1922 года. Журнал № 15 // Вестник Православной Митрополии в Польше. 1924. № 37–38. С. 4­–5; Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский). С. 664–665.

[5] Послание Святейшего Патриарха Тихона о даровании широкой поместной автономии Православной Церкви в Польше. 14(27).09.1921 // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 178.

[6] Летопись Софийского Собора в Гродно // Архив Жировичского Успенского монастыря. С. 56.

[7] Митрофан (Зноско-Боровский), епископ. Хроника одной жизни: Воспоминания, проповеди. М.: Изд. Свято- Владимирского Братства, 2006. С. 72.

[8] Алексий, архиепископ. К истории Православной Церкви в Польше за десятилетие пребывания во главе ее Блаженнейшего митрополита Дионисия: 1923-1933. С. 11.

[9] Алексий, архиепископ. К истории Православной Церкви в Польше за десятилетие пребывания во главе ее Блаженнейшего митрополита Дионисия: 1923–1933. Варшава: Синодальная типография, 1937. С. 47; Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский). С. 664–665.

[10] Поездка епископа Алексия по Гродненской епархии // Воскресное чтение. 1925. № 27. С. 424.

[11] Православний Церковно-Народний Календар на 1925 год. Варшава: Изд. Варшавской Синодальной типографии, 1925. С. 76.

[12] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 1990. С. 264.

[13] Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский). С. 664–665.

[14] Распоряжения Высшей Церковной Власти. Священный Синод Православной Митрополии в Польше. Заседание 20 декабря 1924 года // Вестник Православной Митрополии в Польше. 1925. № 2. С. 4.

[15] Первая сессия Св. Синода в 1928 году // Воскресное чтение. 1928. № 15. С. 242.

[16] Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский). С. 664–665.

[17] Первый Всепольский Православный Миссионерский Съезд // Воскресное чтение. 1934. № 2. С. 19.

[18] Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский). С. 664.

[19] Заседание переводческой комиссии // Воскресное чтение. 1928. № 1. С. 15.

[20] Вторая Сессия Митрополитальнаго Совета // Воскресное чтение. 1928. № 37. С. 560.

[21] Образование Предсоборнаго Собрания // Воскресное чтение. 1930. № 20. С. 326–327.

[22] Перемены на постах иерархов // Воскресное чтение. 1934. № 9. С. 119.

[23] Постанова Ч. 1, від 1-го листопада 1939 р. Священний Синод Св. Православної Церкви в кордонах Західньої України і Західньої Білорусії, в складі Високопеосвященних — Олександра, архієпископа Поліського і Пінського та Олексія, архієпископа Волинського і Крем’янецького // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. : Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. — Торонто-Балтимор, 1987. С. 617—619; Постанова Ч. 2, від 15 грудня 1939 р. Священний Синод Св. Православної Церкви в межах Західньої України і Західньої Білорусії, в складі Високопеосвященних – Олександра, архієпископа Поліського і Пінського та Олексія, архієпископа Волинського і Крем’янецького, і Симона, єпископа Острозького // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 619–620.

[24] Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский). С. 665.

[25] Указ Московської Патриярхії Преосвященному архієпископові Поліському. 28 жовтня 1940 р., № 583 // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 627.

[26] Дияння ч. 4 Обласного Собору Єпископів Православної Церкви на Україні, в Почаївській Лаврі від 18 серпня 1941 року // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 677–679.

[27] До Його Високопреосвященства, Високопреосвященнішого Олексія, Архієпископа Крем’янецькго и Ривненського. 23 жовтня 1941 // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 681.

[28] Там же. С. 681–682.

[29] Там же. С. 682.

[30] Там же. С. 683.

[31] Власовський І. Нарис історії Української Православної Церкви: у 4 т. Нью-Йорк, 1966. Т. IV. Ч. 2. С. 213.

[32] Там же. С. 214.

[33] Там же. С. 198.

[34] Там же. С. 216.

[35] Священний Собор Архієреїв Св. Православної Автокефальної Церкви на визволених українських землях. Ухвала Х // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 686–687.

[36] Плічковський Никодим, протопр. Нарис історії Української Православної Церкви. Сідней, 1988. С. 86–89.

[37] Акт поєднання // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 729–731.

[38] Меморандум автономних єпископів-москвофілів // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 731–733.

[39] Лист митрополита Олексія до своїх єпископів. 15.XII.1942 р. // Мартирологія Українських Церков: у 4 т. Т. 1: Українська Православна Церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. Торонто-Балтимор, 1987. С. 735.

[40] Власовський І. Нарис історії Української Православної Церкви. С. 263.

[41] Гордієнко В. Убивство митрополита Олексія Громадського // Вісник Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Історія. 2007. Вип. 91–93. С. 83.

[42] Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 468.

Читайте нас в мессенджере Telegram, следите за репортажами в cоциальных сетях: Instagram, ВКонтакте, Facebook, Twitter и Threads, смотрите в YouTube