13 октября в гродненском микрорайоне Зарица будет освящен храм в честь преподобномученика Афанасия Брестского. Об уникальности этого храма, истории прихода и планах на будущее рассказывает настоятель — протоиерей Вячеслав Гапличник. 

Вместо водонапорной башни

Наш храм находится на самом севере Гродно, на улице Криничной. Следующая улица — Северная. Дальше город заканчивается.

Храм рассчитан на 300 человек, его высота — 21 метр до основания креста. Стоит он на высоком холме.

По тому же проекту, что и наш, строились храмы Афанасия Брестского в Орше и Минске — но у меня впечатление, что в Гродно всё-таки самый большой храм Афанасия Брестского в Беларуси. И в мире. Потому что больше храмов в честь этого святого нигде, кроме Беларуси, нет!

Немного о том, как всё начиналось. В конце 1980-х — 1990-х годах в Зарице стали выдавать участки под строительство частных домов. Микрорайон довольно быстро вырос, и люди стали интересоваться: может быть, удастся здесь построить церковь?

Появилась группа активных православных христиан, которые обратились к правящему архиерею Гродненской епархии, владыке Артемию, с просьбой благословить регистрацию общины, направить священника и приступить к процессу возведения храма.

Богослужения совершались вначале под открытым небом, на вершине холма. На месте будущей стройки установили крест.

Господь судил, что именно здесь, на такой высоте, воздвигнут храм. Хотели поначалу тут построить то школу, то детсад, то водонапорную башню. Но всё это как-то ушло в сторону. Передумали, пересмотрели — и в конце концов отдали этот участок под строительство православного храма.

Первым священником, который окормлял новорожденную общину, был отец Александр Хомбак. Сейчас он — настоятель храма в честь святого Луки (Войно-Ясенецкого) при Гродненской университетской клинике. Но постоянный священник, закрепленный за приходом согласно указу архиерея, появился только в 2005 году. И эта честь выпала мне.

«Я вам готов помочь»

Помню свой первый визит на приход. Приезжаю, смотрю — огромный перекопанный холм и на нем поклонный крест. С одной стороны, красота неописуемая. С другой стороны… Кроме холма и креста — вообще ничего. Пустота!

Зато были очень интересные люди, которые собирались по воскресеньям на акафист. И у меня на сердце сразу появилась надежда, что с этими людьми мы сможем построить храм.  

История нашей стройки насчитывает без малого 20 лет. Строительство храма включает в себя подготовку: сбор средств, сбор документов, выбор места, исследование участка, изучение геологических и геодезических показателей… В нашем приходе эти процессы начались летом 2005 года. Был открыт банковский счет, мы начали готовить документацию, выбирать архитектурный проект.

С течением времени стало понятно, что сразу большой храм построить нельзя. При этом была необходимость в помещении, где уже можно будет молиться и служить. Мы начали думать над тем, чтобы построить малый деревянный храм, совершать в нем Литургию и дать возможность собираться жителям микрорайона.

С лета 2005 по зиму 2008 года мы собирали средства, смотрели проекты, собрали море всевозможных справок. В определенный момент поняли, что на фундамент и стены малого храма деньги уже есть, и начали строить. А как только начали, к нам неожиданно прямо на акафист приходит Василий Иванович Барабаш. Директор строительной фирмы «ТермоСтрой», местный житель.

Сказал он тогда примерно вот что:

— Знаю, что вы хотите построить храм, и я вам готов помочь. Мне уже немало лет, под 70. Хотел бы сделать что-то для Бога.

И вот мы строим малый храм, о большом пока только мечтаем. У нас уже есть эскизный проект большого храма. Показываю его Василию Ивановичу — а в ответ:

— Это всё красиво, но давайте в два раза больше!

Балканский колорит, белорусская икона  

Разрабатывал проект храма минский архитектор Николай Иосифович Лукьянчик. Внешний вид святыни напоминает о наследии Византии и о балканских церквях. Когда я сам побывал в Сербии, то увидел похожие храмы: со сферическими куполами, красным цветом стен.

Стены и своды нашего храма — кирпичные. Мастеров, которые выкладывают своды из кирпича, сейчас мало. Наши строители зимой ездили в Минск, в Национальную библиотеку, смотрели старые книги, чертежи, чтобы правильно выставлять опалубку из дерева, правильно кирпич укладывать — так, как это было рассчитано древними зодчими. Всё это имеет свой смысл: кирпичные своды влияют на звук, улучшают акустику…

Но вернемся в ту точку, когда было решено строить храм в два раза больше, чем планировали.  

В июне 2008 года мы уже залили фундамент, начали поднимать стены. Прошло почти два года — и Василий Иванович умирает. Внезапно, скоропостижно забрал его Господь. И мы понимаем, что остались со стройкой наедине. Где брать средства? Как всё завершить?!

И как-то стали приходить люди, продолжилась стройка по кирпичику, понемножку. Мне кажется, что в этом тоже есть Промысл Божий. Господь хотел, чтобы не один человек сделал дело, а много людей принесли свой вклад, свою ношу, вложили свой кирпич в стену храма.

Закладка храма. Епископ Артемий и Василий Барабаш 

С 13 октября, когда, даст Бог, состоится освящение, в храме можно будет служить. Но это не означает, что мы закончили строительство полностью. Много работ еще на земле, по фундаментам, по лестницам.

На храмовой звоннице четыре колокола. Мы в них звоним — знаем, что всякий раз, когда звонит колокол, хоть один человек вспоминает про Бога.

Звонари София Левко и Дарья Велесевич 

Когда начали строить деревянный храм, я пришел к владыке Артемию за благословением: в честь кого освящать? И слышу: давайте в честь Жировичской иконы Божией Матери! А мне как раз хотелось именно в честь этой иконы назвать храм, просто я не осмеливался об этом говорить вслух. Дело в том, что я учился в духовной семинарии в Жировичах, мы каждый день ходили к Жировичской иконе. Я ее очень люблю, мне хотелось что-то сделать в благодарность Богородице и в память об alma mater. Так и поступили.

Молитва в строящемся малом храме. Лето 2008 г.

Наш родственник на Небесах  

Приход был зарегистрирован в 1999 году. Святым покровителем сразу выбрали преподобномученика Афанасия Брестского, потому что раньше в Гродно был одноименный храм Борисоглебского монастыря. Он располагался в районе нынешнего драмтеатра. В 1930-х годах польские власти передали монастырь католикам, а во время Второй мировой войны, при наступлении Красной армии на Гродно в 1944 году, здания обители были разрушены. Получается, что наш приход — преемник того, довоенного прихода. Я как настоятель, наши клирики, прихожане — мы ощущаем связь с этим храмом и чувствуем определенную причастность к восстановлению исторической справедливости.

В приходе сейчас служат два священника. Перед Успением был даже монашеский постриг: нашего внештатного клирика постригли в мантию с именем Афанасий в честь святого Афанасия Брестского, и сейчас он — иеромонах Афанасий (Анищик).

Мы чувствуем связь с преподобномучеником Афанасием, хотя он давно жил, в XVII веке, и другие были времена. Даже язык его «Диариуша» («Дневника») настолько отличается от нашего современного языка! Но подвиг этого человека понятен: он защищал православную веру. Этому подвижнику от Бога много открывалось, как в условиях агрессивного неправославного большинства отстаивать Православие. Игумен Афанасий пешком дошел до Москвы, пешком ходил в Варшаву, писал королю Речи Посполитой, к русскому царю обращался. Момент из его жизни, который меня всегда поражал: перед походом в далекую Москву Афанасий молился Божией Матери перед своей любимой иконой, и через эту икону он услышал ответ Богородицы: «Иди, и Я пойду с тобой!» В тропаре святому Афанасию сказано, что он «со умилением присно пел неседальное Пречистой», то есть постоянно молился Пресвятой Богородице, читал акафист, искал у Нее утешения.

А еще преподобномученик Афанасий — образ христианского отношения к жизни и смерти. Мы помним, что гайдук, который должен был по приказу своих господ застрелить игумена, просил у него прощения. Значит, какая-то совесть была у этого человека, что-то в его душе дрогнуло. И святой Афанасий его благословил.

Мы стараемся регулярно бывать в Афанасиевском монастыре Бреста, на месте, где святой принял мученическую кончину. Для нас он — наш родственник на Небесах, покровитель и заступник наших прихожан.

Первая Литургия на территории будущего храма была совершена как раз в день памяти святого Афанасия, 18 сентября 2005 года. Служили ее в воинской палатке, молилось 40-50 человек. И вот после этого события у меня появилось ощущение: сдвинулось! Препятствие ушло! Стали люди появляться, средства начали приходить. Большая помощь Божья стала ощущаться после того, как мы совершили первую Божественную литургию.

Первая Литургия там, где сейчас находится храм

Чтобы людям хотелось остаться

Конечно, были испытания и искушения. Каждый человек, который занимается храмоздательством, понимает, что Евангельское чудо об умножении хлебов повторяется всякий раз во всех Божьих делах. Так и у нас: откуда ни возьмись — находились люди, помощники, стройматериалы. И мы не останавливались: строили, строили, строили...

С благодарностью назову несколько имен. Очень помогла строительству семья Анны Антоновны Лежнёвой. Почти половину всего объема кирпича пожертвовало предприятие «Радиоволна» во главе с генеральным директором Владимиром Васильевичем Герасименко. Владимир Васильевич скончался в этом году после Пасхи, он с большой любовью относился к нашему храму, приходил на службы. Один из ныне здравствующих благодетелей — Владимир Евгеньевич Макаревич, в прошлом глава администрации Ленинского района Гродно.

В 2008 году городские власти под руководством мэра Александра Ильича Антоненко выделили средства на приобретение купола для малого храма.

Сооружение фундамента. Лето 2008 г. 

Возведение стен. Лето 2010 г. 

За шестнадцать лет в стройках успели поучаствовать практически все активные прихожане. И ведь вклад в храм — это не обязательно деньги!

Например, привозят кирпич поздно вечером. Его нужно до утра поднять на стены, чтобы строители с утра могли спокойно работать. Подключается наша группа «скорой помощи»: я даю объявление —  и мы по вечерам, по субботам собирались, поднимали этот кирпич на леса. Со строительной техникой помогал Иван Михайлович Козич, выделял подъемные краны, трактора, грузовые автомобили. Не помню ни одного случая, чтобы он отказал.

«Субботники»

Главным инженером проекта была наша прихожанка Лариса Петровна Бакунович. Она наблюдала за стройкой непосредственно на месте, давала рекомендации конструкторам, корректировала работу.

Наш бессменный регент — Инна Тадеушевна Таврель. Сам хор небольшой, квартет. 3-4 человека по воскресеньям поют. В большом храме, мы надеемся, хор подрастет.

Как раз делаем озвучку: специалисты занимаются тем, чтобы проповедь была хорошо слышна, чтобы тексты нормально воспринимались. Сделали динамики, установили микрофоны. Всегда считал, что богослужение должно быть доступным, понятным. Иногда люди жалуются, что в церковнославянском не всё понятно, но значительная часть проблемы — это невнятное произношение. С хорошей акустикой богослужение воспринимается иначе.

Начали организовывать детский хор, ребята уже смогли спеть на Литургии Трисвятое. Учит детей Александра Анатольевна Пецевич.

Есть старинное изречение: «Церковь не в бревнах, а в ребрах». Очень важно за внешним строительством не упустить людские души. Думаю, наши прихожане сознают, что внешне мы строим храм — строим для Бога, для нашей Церкви, для тех людей, которые сегодня сюда приходят. И, может быть, их дети, внуки будут тоже приходить молиться…

Но самое главное — чтобы процесс строительства храма совмещался с процессом строительства общины. Чтобы мы были готовы принять новых людей, чтобы вновь пришедшим людям хотелось остаться, хотелось присоединиться к нашим делам, быть в Церкви.

Некоторые наши прихожане, которые горели душой, помогали строить храм, уже ушли в вечность. Ощущаю, что у нас там, в ином мире, тоже есть своя община, свой приход. Наши зарицкие люди, труженики, которые переживали за свою церковь, у Престола Божьего за нас молятся. Дети, которые у нас крестились подростками, сейчас приходят венчаться. Крещенные в младенчестве учатся в университетах — и тоже совсем скоро смогут создать семьи.

Феи и следопыты

Конечно, мы стараемся часто служить. Стремимся ежедневно совершать Божественную литургию. Поначалу людей на Литургиях было немного — один, два, три человека… Мне даже приходилось назначать «дежурных причастников». Звучит, наверное, смешно, но было бы грустно, если бы Литургия служилась — а к Чаше никто не подходил. Я стал просить некоторых прихожан подготовиться к Причастию, чтобы мы точно знали, что будет хоть один причастник. Сейчас уже, слава Богу, у нас каждый день есть люди, которые хотят на Литургии причаститься Святых Христовых Таин.

Как только был освящен малый деревянный храм — а это было 27 декабря 2008 года — мы постарались организовать воскресную школу. Занятия проходили прямо в храме. Потом, когда собралось несколько детских групп, мы проводили занятия в домах прихожан. Затем в цоколе большого храма удалось оборудовать помещение.

Жизнь прихода совсем по-другому развивается, когда есть возможность проводить занятия с детьми, есть пространство для общественных трапез, собраний, кинолекториев. Воскресная школа делает приход живым. Если воскресной школы нет — этот приход грустный, так скажу.

Первые ученики воскресной школы. 2009 г. 

На данный момент у нас занимаются более 70 детей. Помимо традиционной воскресной школы, удалось организовать подростковый клуб. Мы называем его «Отряд следопытов». Или, по-белорусски, «Клуб праваслаўных вандроўнікаў». Ребята и девушки изучают природу, правила походов, выживания в лесу, ориентирования на местности. В Гродненской епархии 5 таких отрядов есть при разных храмах. Это очень интересная форма воцерковления молодежи. Тем ребятам, которые не готовы сидеть за партой, как в обычной школе, нужно предлагать что-то другое, интересное, более динамичное. Не только постигать Закон Божий и традиции Церкви, но и в походы ходить.

В приходе есть группа из более чем десяти девушек в возрасте 12-15 лет, которые занимаются флористикой, делают из цветов украшения для храма, цветочные композиции к праздникам. Наставница, наша прихожанка Ольга Балицкая, знакомит девушек не только с искусством храмового декора, но и с премудростями этикета, культуры. Вокруг нее собрались еще несколько прихожанок, и они вместе обучают младшее поколение. Мы их называем — цветочные феи.

Ежегодно к началу учебного года собираем школьные канцелярские товары и стараемся распространить это среди нуждающихся и малоимущих семей. Наши клирики опекают дом-интернат для людей с особенностями развития в Мурованке. Ездим туда, исповедуем, причащаем, соборуем этих людей, привозим подарки. В Неделю жен-мироносиц всем прихожанкам дарим цветы, а затем идем с этими цветами по улицам Зарицы крестным ходом, поем пасхальные песнопения, окропляем улицы святой водой.

Господь с тебя снимает стружку

Зарица — это около 200 коттеджей. Вокруг нашего храма, думаю, проживает приблизительно 3 000 людей. Это люди, которым можно пешком дойти до храма, не нужно ехать на транспорте. Храм для них находится в шаговой доступности. Постоянных прихожан, которые каждое воскресенье посещают храм, 120-150 человек. В приходском собрании 90 человек. Это актив, они считают себя частью приходской семьи, участвуют в принятии решений.

Приходские собрания проходят как минимум раз в год. Мы обсуждаем, что делать по стройке, какие просветительские мероприятия проводить, чего мы хотим достичь, какие для этого нужны ресурсы. Например, недавно решили организовать клуб «счастливых пенсионеров» для людей пожилого возраста, которые хотели бы при храме собираться в будний день и заниматься чем-то полезным. Вязать, смотреть интересный фильм, общаться с психологом, со священником, читать Священное Писание. У этих людей много свободного времени, и почему бы не предложить им в будний день собраться после богослужений?

Я на собраниях даю отчет: сколько мы потратили денег, сколько собрали, сколько совершили богослужений, сколько крещений, венчаний... Вместе принимаем решения по бюджету. Вот у нас такой-то долг — что будем делать? Одалживать еще, сокращать расходы? Информирую людей, что нам для храма нужно купить: бытовую технику, облачения, иконы, утварь... И они отзываются. Мы очень много — наверное, больше половины всего необходимого к освящению — купили только за счет наших прихожан. Так что прихожане — самые главные наши благотворители и жертвователи.

Установка креста на главный купол. 20 мая 2014 г. 

Время выбрало нас, нам выпало на этом месте потрудиться. Это тоже тайна Божия. Почему мы? Почему в это время? Почему именно этих людей Господь собрал здесь и сейчас, чтобы они понесли это послушание?.. Наверное, для этого нужна определенная решимость. Смелым Бог помогает, есть такое выражение.

Когда меня молодым священником назначили на строительство храма, я совсем не представлял, что это за труд. Была эйфория: мне поручили такое дело, оказали доверие! Конечно, я буду работать, сейчас покажу, что я могу!.. А дальше были сложности, и уже где-то включалось малодушие, где-то — гордыня… Как же так, почему не всё получается?

С тебя стружку Господь снимает, и ты трезвенно начинаешь о себе думать. Ответственность — это очень тяжело. Когда строили своды, я всегда думал: а если они обвалятся? Вдруг мы допустили ошибку — кто тогда будет за это отвечать? А если какой-то строитель поранится, покалечится?.. За всё, в конечном итоге, отвечает настоятель. И мы отдаем это в руки Божии, на каждом богослужении читаем специальную молитву, просим: «Господи, где мы не дотягиваем — Ты восполни». Не нам, но имени Твоему даждь славу.

Дорогие подарки

В малом храме находится икона с частицей мощей святого Николая Сербского. В 2011 году состоялось приходское молодежное паломничество в Сербию. Одним из пунктов маршрута было селение Сокоград. Местный владыка, архиепископ Лаврентий Шабацкий, очень любил святителя Николая, занимался переводом и распространением его книг. Он и дал нам частицу мощей святого, а мы привезли ее в Гродно и написали икону.

В 2014 году группа мужчин с прихода побывала на Святой Горе Афон. В монастыре Дохиар они увидели икону Божией Матери «Скоропослушница», знаменитую во всём православном мире. И так этот образ лег нам на сердце, так понравился сюжет, что мы заказали список у гродненского мастера-иконописца Евгения Коваля. Сейчас он уже отец Евгений, священник, ключарь Архиерейского подворья. «Скоропослушница» — очень почитаемая у нас икона.

Еще есть икона с частицей мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. К слову, в этом году исполняется 900 лет с момента основания Полоцкого монастыря. Владыка Антоний передал нам частицу мощей праведной Софии Слуцкой.

Визит архиепископа Антония. Чтение канона Андрея Критского. Март 2024 г. 

На северных диаконских вратах нашего иконостаса — образ преподобномученика Серафима Жировичского. Этот святой связан с нашими краями. Здесь недалеко живут внуки его родного брата, заходят в храм. Так что мы решили: икона Серафима Жировичского обязательно должна быть!

На иконостас жертвовали много средств разные люди. Очень помог владыка Антоний. Уже решено, что иконостас будет посвящен памяти Митрополита Филарета (Вахромеева), об этом говорится на специальной табличке.

Планируем расписать храм. Естественно, это требует больших средств, но мы мечтаем, чтобы храм действительно дарил людям ощущение неба на земле. Думаю, что в нужный час Господь пришлет добрых людей на помощь. Буквально на днях поздно вечером был звонок:

— Здравствуйте. Я узнал, что для храма нужен большой колокол. Хочу вам его подарить.

Вот сейчас обсуждаем этот вопрос. Когда от Господа приходят такие неожиданные подарки, ты сразу получаешь утешение: работай, об остальном не переживай, возложи на Бога.

В традиции — путешествовать

Мы обязательно несколько раз в год ездим в паломничества. В этом году съездили в сентябре в Дивеево, Троице-Сергиеву лавру и город Муром, перед мощами Петра и Февронии Муромских помолились.

Вообще география наших паломничеств очень обширная. Ездили в Польшу, бывали в Румынии, Сербии, Греции, на Святой Горе Афон, летали несколько раз в Грузию.

По Беларуси, по родному краю много ездим: в Полоцк, Брест, Минск, Друю, Браславский район… С воскресной школой обязательно 3-4 раза в год путешествуем. Бывает, что за 2-3 дня паломничества ребята настолько меняются! С нами в поездках молитвы читают утром, вечером, перед едой и после — и дома это по инерции делают даже в нецерковных семьях. Родители говорят, что за два дня дети настолько повзрослели! Такие путешествия необыкновенно нужны для сплочения прихода и воскресной школы.

Ежегодно у нас одна-две поездки в Россию. В Екатеринбург ездили, на Валаам, на Соловки, в Москву. В июне этого года наши подростки были в Санкт-Петербурге. Для них подготовили не только церковную программу, но и светскую, культурную, с посещением исторических мест.

Любим принимать гостей. Не так давно у нас была молодежная группа из Выборгской епархии во главе со священником, отцом Олегом Патрикеевым. Приезжали воспитанники воскресной школы из агрогородка Друя Полоцкой епархии.

В доковидный период каждый год в Гродно проходил фестиваль православных песнопений «Коложский благовест». И каждый приход по традиции принимал группу из-за рубежа. Два раза у нас гостили румынские священники, из Франции были православные хоры, молодежный хор из Польши был, из Литвы приезжали гости, из Грузии… Удивительные были знакомства! Мы поддерживаем отношения, бережно храним контакты и надеемся, что впереди еще будут встречи.

Архиепископ Антоний поклоняется принесенным на приход святыням из Грузии. На иконе изображены преподобные Серафим Саровский и Гавриил Ургебадзе. Апрель 2024 г.

Место, отвоеванное у тьмы

В моих планах — больше внимания уделять воскресной школе. Обязательно вплотную заняться молодежными собраниями, чтобы при храме была полноценная молодежная группа. С молодежью по-особому надо говорить, чтобы они не потерялись в приходе. Есть прекрасные молодые люди — я смотрю на них, беседую с ними на исповеди, во время поездок, и понимаю, что надо собирать вместе наших верующих молодых ребят, чтобы они имели в приходе какое-то свое, отдельное дело.

До ковида у нас была молодежка: собирались каждую неделю, что-то делали. В ковид прервались и пока переключились на внешнее, на строительство, благоукрашение храма. Но я знаю, что молодежь нельзя упускать.

Один опытный священник мне сказал, что приход постоянно должен что-то строить. Построили храм — строится воскресная школа. Есть воскресная школа — строится паломнический центр. Нужно, чтобы на приходе постоянно были проекты.

Мечтаю, чтобы у нас был «дом милосердия», в котором можно было бы жить одиноким прихожанам, которые, в общем-то, в миру никому не нужны. Пусть они живут при храме, ходят на богослужения, по силам что-то делают, а мы с радостью будем их поддерживать.

После освящения храма нам нужно будет заниматься благоустройством территории. Мы хотели бы расшириться в границах участка. Уже начали строить топочную, будем делать санузел. Собираем средства на новые колокола — сейчас их четыре, а весь набор звонницы должен составлять шесть-семь колоколов. Будем обустраивать дорогу, парковку, крепкую бетонную лестницу с пандусом для особенных людей. Сейчас, если приезжает человек на инвалидной коляске, люди его просто поднимают вместе с коляской и вносят в храм. Пока так — но мы планируем двигаться в направлении безбарьерной среды.

Однажды я встретил интересную мысль: храм — это место, отвоеванное у тьмы. Это место, где совершается Литургия, где особо присутствует Бог, Ангелы… И люди это душой ощущают. Каждый храм, самая маленькая, простенькая церковь — это место, отвоеванное у тьмы, то есть посвященное Богу.

Читайте нас в мессенджере Telegram, следите за репортажами в cоциальных сетях: Instagram, ВКонтакте, Facebook, Twitter и Threads, смотрите в YouTube