Настоящая статья посвящена истории церкви при Гродненском военном госпитале, или, как позже он стал именоваться, – местном военном лазарете. На сегодняшний день это совершенно малоизвестная страница истории православного Гродно.

Военный госпиталь, о котором пойдет речь, разместился в начале XIX в. в здании гродненского Нового замка на высоком берегу Немана. Помимо двухэтажного здания самого госпиталя, рассчитанного на 200 человек нижних чинов и госпитальную контору, это был целый комплекс строений. Так, по данным на конец 1840-х гг. к госпиталю относились: двухэтажное здание для размещения 40 больных арестантов; одноэтажное здание под квартиру для одного штаб-офицера, с кухней и сенями; одноэтажное здание для помещения рецептурной аптеки и лаборатории, с сенями; одноэтажное здание для помещения кастелянш и прачек, прачечной и водогрейного места; одноэтажное здание для кадро-запасных вещей и ледника; двухэтажное здание для размещения госпитальной полуроты служителей, с сараем, конюшней на 5 лошадей и кладовой; одноэтажное здание и сарай; одноэтажное здание под баню, с раздевальней, водогревом и сенями; коридор-галерея для сообщения с госпитальным корпусом; двухэтажное и одноэтажное здания без особого назначения[1].

Следует сказать, что в религиозном отношении в Гродно в середине XIX в. преобладало католичество. Здесь действовало семь костелов и четыре католических монастыря. К сожалению, изобиловавший в древности православными храмами город за время польского владычества утратил прежнее преобладание Православия. В это время в Гродно действовала всего одна церковь (соборная) и два монастыря – мужской Борисоглебский при старинной Коложской церкви и женский Рождества-Богородицкий с приютом для девочек-сирот духовного звания[2]. Была еще тюремная церковь, но при ней не имелось постоянного священника. Не имелось священника и при женском монастыре. Поэтому приходилось из Борисоглебского монастыря посылать туда не только иеромонахов для совершения службы, но и послушников для чтения и пения[3]. Братии же в самом монастыре не набиралось и десяти человек.

И вот в это время в Гродно появляется еще одна церковь – при местном военном госпитале.

Устроена она была по инициативе смотрителя госпиталя капитана Шигремома в одной из комнат второго этажа госпитального здания. Но церковка эта была тесная, с невысоким потолком, имела небольшой иконостас и несколько бедных, потемневших от времени икон. Шигремом вместе с заштатным священником Зерновым пожертвовал для нее необходимые металлические вещи: священные сосуды, подсвечники и пр. Освящение церкви состоялось в период между 19 мая и 10 августа 1851 г. в присутствии полковых священников, каковые имелись на то время в Гродно. Незадолго до того Литовская духовная консистория по ходатайству обер-священника Василия Кутневича выслала в госпитальную церковь антиминс, освященный Преосвященным Иосифом (Семашко), архиепископом Литовским.

При госпитальной церкви полагался постоянный священник. Для его проживания госпиталь выделил на своей территории квартиру.

Нам удалось установить имена всех священнослужителей, состоявших при церкви Гродненского военного госпиталя, переформированного в 1887 г. и переименованного в местный военный лазарет.

Первым настоятелем Свято-Георгиевской церкви стал священник Симеон Пашкевич.

В 1853 г. его сменил священник Виктор Базилевич, прослуживший при лазарете до 1859 г.

В 1860 г. некоторое время в Свято-Георгиевской церкви служил приходской священник Иосиф Кончевский. В 1838 г. он окончил униатскую Литовскую духовную семинарию в Жировичах. В 1839 г. вместе со всеми униатами Беларуси и Литвы перешел в Православие. С апреля 1842 по 1865 г. служил в Петропавловской церкви местечка Ружаны. Позже состоял клириком гродненской Софийской соборной церкви. Умер 19 мая 1881 г.

С 1860 г. в госпитальной церкви служил священник Александр Георгиевский.

В 1863 г. сюда был назначен вдовый священник Николай Георгиевский. Выпускник Тульской духовной семинарии. Службу в духовно-военном ведомстве начал в первой половине 1850-х. Из наград имел наперсные кресты – золотой на Георгиевской ленте, темно-бронзовый на Владимирской ленте и за службу на Кавказе, а также медали: серебряную за покорение Западного Кавказа и в память войны 1853–1856 гг.[4] В церкви госпиталя прослужил до 1879 г.

В том же году непродолжительное время в Свято-Георгиевской церкви служил священник Пётр Богоявленский.

30 июля 1879 г. сюда был назначен протоиерей Василий Белкин. Выпускник Смоленской духовной семинарии 1853 г. В духовно-военное ведомство поступил в середине 1850-х. Кавалер ордена Святой Анны 3-й степени с мечами. Из церковных наград имел: наперстный крест, скуфью, камилавку, набедренник, бронзовый крест в память войны 1853–1856 гг. и медный в память Турецкой войны 1877–1878 гг.[5]

В 1890 г. настоятелем лазаретной церкви стал священник Михаил Николаевич Дымский. В 1875 г. он окончил С.-Петербургскую духовную семинарию и вскоре начал священническое служение по военному ведомству. Известно, что он служил священником 24-го пехотного Симбирского полка, а с 1 марта 1891 г. – в церкви Гренадерского местного военного лазарета[6]. Имел ордена: Святой Анны и Святого Станислава 3-й степени[7].  

В связи с переходом Дымского на службу в С.-Петербургскую епархию настоятелем церкви Гродненского местного военного лазарета 23 марта 1891 г. был назначен состоявший в числе кандидатов военного духовенства бывший ректор Волынской духовной семинарии протоиерей Василий Молоденский[8].

Родился он 4 мая 1849 г. в Тульской губернии в семье диакона. Окончил Тульскую духовную семинарию и С.-Петербургскую духовную академию (1871–1875) со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания. В 1884–1885 гг. состоял настоятелем Свято-Михайловского кафедрального собора в Житомире. В 1886–1890 гг. являлся ректором Волынской духовной семинарии. Но какие-то обстоятельства вынудили его искать место в духовно-военном ведомстве.

Когда отец Василий прибыл к новому месту служения, скромный, если не сказать убогий, вид лазаретной церкви произвел на него совершенно удручающее впечатление. Буквально сразу же Молоденский поднял вопрос о расширении и обновлении храма. Он письменно обратился к главнокомандующему войсками Виленского военного округа генералу от инфантерии Николаю Степановичу Гонецкому, указав на необходимость расширения церковного помещения, как с гигиенической, так и с религиозной точки зрения. 12 августа 1891 г. командующий лично посетил лазаретную церковь и нашел заявление настоятеля заслуживающим внимания. Он тут же поручил Молоденскому подготовить соответствующую бумагу, и в результате на реконструкцию церкви были выделены денежные средства.

Работы по ее переустройству начались 1 июня 1892 г. и завершились в середине мая 1893 г. Высота церкви была увеличена за счет надстройки еще одного этажа, а ширина – за счет присоединения соседней комнаты. Над церковью был установлен вызолоченный металлический крест, видимый далеко из города с южной и северной стороны. Соответственно высоте храма был увеличен и иконостас прибавлением к нему одного яруса. Причем иконостас выкрасили и вызолотили заново. Все местные иконы были «возобновлены на лазаретный счет», а также на лазаретные средства для украшения стен было написано 10 новых икон с рамами из золоченого резного багета. 3 иконы для иконостаса были написаны на церковный счет. Живопись новых икон отличалась художественностью. Потолок храма расписали под синее небо, усеянное звездами, что производило особое впечатление на присутствовавших – некоторые из них говорили: «кажется, не выходил бы отсюда никогда». Кроме того, в церкви было устроено три печи для отопления и вентилятор в потолке, так что впоследствии в храме никогда не бывало душно, несмотря на скопление молящихся. По красоте и изяществу отделки церковь Гродненского военного лазарета стала лучшей в городе. Причем, по отзывам компетентных лиц, таких церквей не много можно было видеть даже в Вильно. И это было очень важно в регионе, где явным было внешнее преобладание католичества.

30 мая 1893 г. состоялось торжественное освящение церкви во имя святого великомученика и Победоносца Георгия. Освящение совершил викарий Литовской епархии Брестский епископ Иосиф (Соколов) с участием настоятеля церкви протоиерея Василия Молоденского и священника 103-го пехотного Петрозаводского полка Авксентия Туревича. Литургию и молебен пел хор лазаретной церкви, состоявший из офицеров и дам-любительниц. Пение было стройное и торжественное. Настоятель произнес соответствующее событию слово о значении храма, с которым тесно связана жизнь каждого православного христианина от колыбели до могилы. На торжестве освящения присутствовали: исправляющий должность Гродненского губернатора действительный статский советник Озеров, командир 26-й пехотной дивизии князь Щербатов, командиры отдельных воинских частей, расположенных в Гродно, и все офицеры Гродненского крепостного батальона вместе со своим командиром, который в то же время являлся и начальником лазарета. После Литургии Преосвященный Иосиф окропил святой водой всех нижних чинов лазаретной команды и больных солдат. Из церкви владыка в сопровождении настоятеля, духовенства и начальника лазарета направился в квартиру церковного старосты капитана Келпша, где благословил скромную трапезу[9].

Деятельность отца Василия по преобразованию лазаретной церкви обратила внимание начальства. Поэтому вскоре «для пользы службы» он был перемещен к церкви Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища, а на его место – настоятель этой церкви, священник Михаил Парфёнов[10].

Позже протоиерей Василий Молоденский служил настоятелем Введенского собора лейб-гвардии Семёновского полка в Петербурге. 5 октября 1898 г. назначен вторым священником в Адмиралтейский собор святителя Спиридона Тримифунтского, где и прослужил до самой смерти. Скончался 5 мая 1907 г. в Петербурге и был погребен на городском Митрофаниевском кладбище.

Новый настоятель лазаретной церкви священник Михаил Парфёнов окончил в 1863 г. Херсонскую духовную семинарию. Служил приходским священником в Херсонской епархии. Приблизительно в 1883 г. перевелся в духовно-военное ведомство. Из церковных наград имел: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест[11].

В начале 1894 г. священник Михаил Парфёнов решил вернуться в Херсонскую епархию и оставил службу в военном ведомстве. Тогда же на образовавшуюся вакансию настоятеля церкви Гродненского местного военного лазарета был перемещен благочинный 13-й и 14-й кавалерийских дивизий, протоиерей церкви 39-го драгунского Нарвского полка протоиерей Борис Лызлов[12].

В 1847 г. он окончил Смоленскую духовную семинарию. Приблизительно в 1873 г. поступил на службу в духовно-военное ведомство. Являлся кавалером орденов: Святого Владимира 4-й степени и Святой Анны 3-й степени. Из церковных наград имел: набедренник, скуфью, камилавку, золотой наперсный крест[13].

4 мая 1895 г. протоиерей Борис Лызлов был перемещен к Иваногородской военно-крепостной церкви, а в Гродненский военный лазарет – настоятель этой церкви, протоиерей Иоанн Бекаревич[14].

В январе 1899 г. протоиерей Иоанн, согласно прошению, вышел в отставку, и на его место был назначен священник церкви 104-го пехотного Устюжского полка Михаил Радугин[15].

Он родился 1 ноября 1861 г. в селе Середниково Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье дьячка Ивана Кузьмича Радугина, диаконского сына. Окончил Рязанское духовное училище и Рязанскую духовную семинарию. С 1883 по 1887 г. служил псаломщиком Севастопольского Адмиралтейского собора. В 1887 г. был рукоположен в сан священника и назначен в 104-й пехотный Устюжский полк[16].

Став настоятелем лазаретной церкви, отец Михаил буквально с первых же шагов своего служения взялся за ее обустройство. Причем он умело привлекал необходимые для этого средства. Так в 1900 г. он выхлопотал у начальника лазарета пособие в 500 рублей из лазаретных экономических сумм – на нужды храма[17]. Начальником лазарета являлся по должности уездный военный начальник и комендант Гродно, в то время коим состоял полковник Константин Моисеевич Фёдоров[18].

Обращался отец Михаил и к отзывчивому на благотворительность протоиерею Иоанну Ильичу Сергиеву (Кронштадскому), пожертвовавшему в церковь Гродненского военного лазарета 100 рублей[19]. Наверняка были и другие жертвователи.

В 1902 г. отец Михаил исходатайствовал у начальника лазарета 200 рублей на приобретение колоколов[20].

Начальство обратило внимание на ревностное служение священника Михаила Радугина, и 6 мая 1906 г. он был награжден орденом Святой Анны 3-й степени[21].

В 1908 г. стараниями отца Михаила в лазаретной церкви был установлен новый одноярусный сосновый иконостас, облицованный дубом. Вся резьба, колонны, карнизы были выполнены из цельного дуба и покрыты «редкой позолотой». Изготовление этого иконостаса обошлось в 1426 рублей.

Следует отметить, что среди утвари в церкви хранились старинные бронзово-золоченая люстра в шесть свечей и шесть стенных канделябров с изображениями воинов «как исторические памятники принадлежности лазаретного здания польскому владычеству»[22].

Согласно штатному расписанию, причт лазаретной церкви составляли один священник и псаломщик. Однако для большей торжественности богослужений отец Михаил пригласил в церковь нештатного диакона. Известно, что до апреля 1907 г. в ней служил диакон Виктор Петрович. После же его перехода на штатное место в Брест-Литовский крепостной собор лазаретная вакансия была предоставлена Михаилу Цветикову, бывшему псаломщику главного священника при Главнокомандующем войсками на Дальнем Востоке[23].

1 августа 1908 г. священник Михаил Радугин был назначен в 101-й пехотный Пермский полк и благочинным 26-й пехотной дивизии. В марте 1914 г. назначен гарнизонным священником города Гродно. 6 мая 1914 г. награжден орденом Святой Анны 2-й степени[24]. В июле того же года отец Михаил в качестве делегата от Виленского военного округа участвовал в 1-м съезде военного и морского духовен­ства в Санкт-Петербурге. В июне 1915 г. был возведен в сан протоиерея[25], а в июле – награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте[26].

После отца Михаила Радугина настоятелем церкви Гродненского местного военного лазарета стал священник 149-го пехотного Черноморского полка Николай Снежницкий[27].

9 февраля 1910 г. священник Николай был перемещен к церкви 36-го пехотного Орловского полка, а настоятельская вакансия при лазаретной церкви предоставлена прикомандированному к 219-му пехотному резервному Юхновскому батальону священнику Дмитрию Любавскому[28].

В июле 1911 г. в Виленский военный округ для обозрения церквей военного ведомства прибыл протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский. Во время поездки он посетил Гродно и, в частности, осмотрел церковь местного военного лазарета. Здесь высокого гостя встречали: гарнизонный благочинный, настоятель церкви с псаломщиком. После приветственной речи священника Любавского был совершен краткий молебен, на котором, помимо духовенства, присутствовали: лазаретные служители, несколько больных нижних чинов, фельдшерские ученики, сестры милосердия, ктитор церкви и заведующий лазаретом, семьи лазаретно-служащих офицерских чинов. Шавельский обратился к присутствовавшим с назидательным словом, затем обошел всех тяжелобольных, при этом Любавский подробно докладывал о каждом больном, его болезни, времени поступления и напутствия Святыми Таинами. За такое внимательное отношение к больным и толковый доклад о них протопресвитер с похвалой отозвался о Любавском: «такие священники, близко стоящие к нуждам солдат, очень желательны в армии»[29].

В связи ли с визитом протопресвитера, или по каким-то другим причинам, но вскоре сменился настоятель лазаретной церкви. 24 августа 1911 г. по взаимному соглашению были перемещены один на место другого: протоиерей церкви 102-го пехотного Вятского полка Василий Шумовский и священник церкви Гродненского военно-местного лазарета Дмитрий Любавский[30].

Василий Константинович Шумовский родился на Волыни. В 1867 г. окончил Волынскую духовную семинарию. В конце 1870-х поступил на службу в военное ведомство. В 1881 г. был определен в Вятский полк, где и прослужил 30 лет кряду[31].

Когда началась Первая мировая война, Гродненский местный военный лазарет получил статус госпиталя. Он быстро наполнился больными и ранеными воинами, в связи с чем значительно возросла нагрузка отца Василия. Кроме того, в октябре 1914 г. Шумовского назначили гарнизонным благочинным – города Гродно и Гродненского крепостного района[32]. Теперь ему подчинялось всё духовенство, состоявшее при различных учреждениях действующей армии, расположенных в названном районе. Хотя полковые священники гарнизона вместе со своими полками отбыли на фронт, в Гродно и окрестностях развернулись госпитали и лазареты, при которых находились военные священники. Со всеми ними необходимо было взаимодействовать, что доставляло немало хлопот.

Летом 1915 г. немцы предприняли широкомасштабное наступление на Восточном фронте. В Гродно началась экстренная эвакуация всех учреждений. Эвакуировано было и имущество лазаретной церкви, что фактически и стало временем прекращения ее существования. В конце августа германские войска оккупировали Гродно.

Вплоть до 1917 г. священник Василий Шумовский числился настоятелем церкви Гродненского местного военного лазарета, но, к сожалению, этому храму уже не суждено было возродиться.

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1877 год. Ч. 1. – Гродна: Гродн. губ. стат. ком., 1877. – [14], 238 с.
  2. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1882 год. – Гродна: Гродн. губ. стат. ком., 1881. – [434] с. разд. паг., 4 л. фронт. (портр.). ил., карт.: табл.
  3. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1891 год. – Гродна: Гродн. губ. стат. ком., 1890. – [509] с. разд. паг.
  4. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1894 год. – Гродна: Гродн. губ. стат. ком., 1893. – [513] с. разд. паг.
  5. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1895 год. – Гродна: Гродн. губ. стат. ком., 1894. – [488] с. разд. паг.
  6. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1902 год. – Гродна: Гродн. губ. стат. ком., 1902. – [646] с. разд. паг.
  7. Военно-статистическое обозрение Российской Империи / издаваемое по Высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. Т. 9, ч. 3: Гродненская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собранным на месте, составлял Генерального штаба подполковник Калмберг]. – 1849. – [4], 142 с., [8] л. табл.
  8. Высочайшие награды // Вестник военного и морского духовенства. – 1914. – № 11/12. – С. 386.
  9. Высочайшие награды по ведомству военного и морского духовенства // Вестник военного и морского духовенства. – 1915. – № 19. – С. 583.
  10. Высочайшие награды по ведомству военного и морского духовенства // Вестник военного и морского духовенства. – 1915. – № 20. – С. 611.
  11. Коялович М. Гродна (Из путевых наблюдений во время поездки по Западной России). – [СПб.]: Тип. Деп. уделов, [1887]. – 23 с.
  12. Кояло Иоанн, иерей. История Свято-Покровского собора города Гродно в синодальный период // Гродненские епархиальные ведомости. – 2017. – № 3 (291). – С. 8–10.
  13. Молоденский Василий, протоиерей. Освящение Свято-Георгиевской церкви при Гродненском военном местном лазарете и краткая записка о названной церкви // Вестник военного духовенства. – 1893. – № 15. – С. 478–479.
  14. Пожертвования, поступившие в церкви военного ведомства с 1-го мая по 1-ое сентября 1900 года // Вестник военного духовенства. – 1900. – № 20. – С. 611.
  15. Пожертвования, поступившие в церкви военного ведомства с 1-го сентября 1900 года по 1-ое января 1901 года // Вестник военного духовенства. – 1901. – № 3. – С. 67.
  16. Пожертвования, поступившие в церкви военного ведомств, по донесениям о них за январскую треть 1902 года // Вестник военного духовенства. – 1902. – № 13. – С. 392.
  17. Приказы по ведомству Протопресвитера Военного и Морского духовенства // Вестник военного и морского духовенства. – 1914. – № 20. – С. 693.
  18. Радугин Михаил, священник. «Заметка» // Вестник военного и морского духовенства. – 1911. – № 21. – С. 665–667.
  19. Распоряжения главного священника // Вестник военного духовенства. – 1890. – № 7. – С. 188.
  20. Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1891. – № 9. – С. 259.
  21. Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1894. – № 4. – С. 100.
  22. Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1895. – № 13. – С. 386–387.
  23. Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1898. – № 18. – С. 546.
  24. Распоряжения Протопресвитера // Вестник военного духовенства. – 1898. – № 19. – С. 582.
  25. Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1899. – № 4. – С. 102.
  26. Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1907. – № 21. – С. 643.
  27. Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1908. – № 20. – С. 614.
  28. Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1910. – № 12. – С. 355.
  29. Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного и морского духовенства. – 1911. – № 19. – С. 579.
  30. Силова С. В. Православные священники в русской армии в конце XIX – начале ХХ вв. (на примере Гродненской губернии) // Боевое братство славян на защите мира: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: С. А. Пивоварчик (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2012. – С. 90–102.
  31. Список священнослужителям ведомства Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1906. – № 11. – С. 324.
  32. Список лиц, за заслуги по ведомству о. Протопресвитера, 27 и 31 минувшего марта преподано благословение Святейшего Правительствующего Синода с грамотами // Вестник военного духовенства. – 1907. – № 14. – С. 430.
  33. Цитович Г. А. Храмы армии и флота (состоящие в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства): Ист.-стат. описание: В 2 ч. / Сост. свящ. церкви 84-го пехот. Ширван. полка Григорий Цитович. – Пятигорск: Типо-лит. А. П. Нагорова, 1913. – 520, 40, XIV с.: ил.

 

[1] Военно-статистическое обозрение Российской Империи / издаваемое по Высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. Т. 9, ч. 3: Гродненская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собранным на месте, составлял Генерального штаба подполковник Калмберг]. – 1849. – С. 118–119.

[2] Там же. С. 97, 105.

[3] Коялович М. Гродна (Из путевых наблюдений во время поездки по Западной России). – [СПб.]: Тип. Деп. уделов, [1887]. – С. 12.

[4] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1877 год. Ч. 1. – Гродна: Гродн. губ. стат. ком., 1877. – С. 173.

[5] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1882 год. – Гродна: Гродн. губ. стат. ком., 1881. – С. 139.

[6] Распоряжения главного священника // Вестник военного духовенства. – 1890. – № 7. – С. 188.

[7] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1891 год. – Гродна: Гродн. губ. стат. ком., 1890. – [509] с. разд. паг.

[8] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1891. – № 9. – С. 259.

[9] Молоденский Василий, протоиерей. Освящение Свято-Георгиевской церкви при Гродненском военном местном лазарете и краткая записка о названной церкви // Вестник военного духовенства. – 1893. – № 15. – С. 478–480.

[10] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1893. – № 18. – С. 546.

[11] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1894 год. – Гродна: Гродн. губ. стат. ком., 1893. – С. 101.

[12] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1894. – № 4. – С. 100.

[13] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1895 год. – Гродна: Гродн. губ. стат. ком., 1894. – С. 195.

[14] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1895. – № 13. – С. 386–387.

[15] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1899. – № 4. – С. 102.

[16] Кояло Иоанн, иерей. История Свято-Покровского собора города Гродно в синодальный период // Гродненские епархиальные ведомости. – 2017. – № 3 (291). – С. 10.

[17] Пожертвования, поступившие в церкви военного ведомства с 1-го мая по 1-ое сентября 1900 года // Вестник военного духовенства. – 1900. – № 20. – С. 611.

[18] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1902 год. – Гродна: Гродн. губ. стат. ком., 1902. – С. 73.

[19] Пожертвования, поступившие в церкви военного ведомства с 1-го сентября 1900 года по 1-ое января 1901 года // Вестник военного духовенства. – 1901. – № 3. – С. 67.

[20] Пожертвования, поступившие в церкви военного ведомств, по донесениям о них за январскую треть 1902 года // Вестник военного духовенства. – 1902. – № 13. – С. 392.

[21] Список священнослужителям ведомства Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1906. – № 11. – С. 324.

[22] Цитович Г. А. Храмы армии и флота (состоящие в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства): Ист.-стат. описание: В 2 ч. / Сост. свящ. церкви 84-го пехот. Ширван. полка Григорий Цитович. – Пятигорск: Типо-лит. А. П. Нагорова, 1913. – С. 156.

[23] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1907. – № 21. – С. 643.

[24] Высочайшие награды // Вестник военного и морского духовенства. – 1914. – № 11/12. – С. 386.

[25] Высочайшие награды по ведомству военного и морского духовенства // Вестник военного и морского духовенства. – 1915. – № 19. – С. 583.

[26] Высочайшие награды по ведомству военного и морского духовенства // Вестник военного и морского духовенства. – 1915. – № 20. – С. 611.

[27] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1908. – № 20. – С. 614.

[28] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1910. – № 12. – С. 355.

[29] Радугин Михаил, священник. «Заметка» // Вестник военного и морского духовенства. – 1911. – № 21. – С. 665.

[30] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1911. – № 19. – С. 579.

[31] Силова С. В. Православные священники в русской армии в конце XIX – начале ХХ вв. (на примере Гродненской губернии) // Боевое братство славян на защите мира: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: С. А. Пивоварчик (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2012. – С. 96.

[32] Приказы по ведомству Протопресвитера Военного и Морского духовенства // Вестник военного и морского духовенства. – 1914. – № 20. – С. 693.

АНТОНИЙ (Доронин),

архиепископ Гродненский и Волковысский

Читайте нас в мессенджере Telegram, следите за репортажами в cоциальных сетях: Instagram, ВКонтакте, Facebook, Twitter и Threads, смотрите в YouTube