«Кажется, не выходил бы отсюда никогда»: Свято-Георгиевская церковь при Гродненском местном военном лазарете (1851 — 1915)
25/08/2024
Аннотация. Статья посвящена истории церкви при Гродненском военном госпитале, переформированном позже в местный военный лазарет. Поскольку лазаретная церковь относилась к духовно-военному ведомству и никогда не являлась приходской, ее история до настоящего времени не попадала в фокус внимания исследователей истории Гродненской епархии и отдельных ее приходов. Таким образом, в данной статье на основе архивных и печатных источников впервые реконструируется история этой церкви за весь период ее существования, восстанавливаются имена всех ее настоятелей, по многим из которых приводятся сведения биографического характера. Хронологические рамки исследования охватывают 1851–1915 гг. Сведения, приведенные в статье, привносят новые данные в историю православного Гродно.
Ключевые слова: Гродно, военный госпиталь, местный военный лазарет, церковь святого Георгия Победоносца, настоятели.
Предлагаемая вниманию читателя статья посвящена истории церкви при Гродненском военном госпитале, или, как позже он стал именоваться, — местном военном лазарете. До недавнего времени это была почти совершенно забытая страница в истории церковно-православного Гродно. А меж тем, в конце XIX в. лазаретная церковь считалась едва ли не лучшей в городе. Поскольку церковь эта относилась к духовно-военному ведомству и никогда не являлась приходской, то как-то не привлекала внимание исследователей, занимавшихся историей Гродненской епархии и отдельных ее приходов. И, как следствие, практически полное отсутствие историографии. Обращает на себя внимание, по сути, лишь одна публикация — статья протоиерея Василия Молоденского «Освящение Свято-Георгиевской церкви при Гродненском военном местном лазарете и краткая записка о названной церкви»[1]. В этой публикации содержатся краткие сведения о первоначальном устройстве госпитальной церкви и последующей ее реконструкции. Однако приводимые сведения далеко не полные и простираются только до 1893 г. Кроме того, в статье практически не имеется никаких сведений о настоятелях.
Военный госпиталь, о церкви которого пойдет речь, был образован в 1848 г.[2] Для его размещения военному ведомству были переданы здания гродненского Нового замка, расположенного на высоком берегу Немана. В главном двухэтажном корпусе поместился непосредственно госпиталь, рассчитанный на 200 человек нижних чинов. Там же располагалась и госпитальная контора. К госпиталю также относились: двухэтажное здание для размещения 40 больных арестантов; одноэтажное здание под квартиру для одного штаб-офицера — смотрителя госпиталя, с кухней и сенями; одноэтажное здание для помещения рецептурной аптеки и лаборатории, с сенями; одноэтажное здание для помещения кастелянш и прачек, прачечной и водогрейного места; одноэтажное здание для кадро-запасных вещей и ледника; двухэтажное здание для размещения госпитальной полуроты служителей, с сараем, конюшней на 5 лошадей и кладовой; одноэтажное здание и сарай; одноэтажное здание под баню, с раздевальней, водогревом и сенями; коридор-галерея для сообщения с госпитальным корпусом; двухэтажное и одноэтажное здания без особого назначения[3].
Следует отметить, что в религиозном отношении в Гродно в середине XIX в. преобладало католичество. Здесь действовало семь костелов и четыре католических монастыря. К сожалению, изобиловавший в древности православными храмами город за время польского владычества утратил прежнее преобладание Православия. В это время в Гродно имелись всего одна церковь (соборная) и два монастыря — мужской Борисоглебский при старинной Коложской церкви и женский Рождества-Богородицкий с приютом для девочек-сирот духовного звания[4]. Была еще тюремная церковь, но при ней не имелось постоянного священника. Не имелось священника и при женской обители. Поэтому приходилось посылать туда из Борисоглебского монастыря не только иеромонахов для совершения службы, но и послушников для чтения и пения[5]. Братии же в самом монастыре не набиралось и десяти человек.
И вот в это время в Гродно появляется еще одна церковь — при местном военном госпитале. Предписание о ее устройстве поступило из Брест-Литовской комиссариатской комиссии в сентябре 1850 г. И уже в ноябре обер-священник армии и флота Василий Кутневич назначил к госпиталю священника Симеона Пашкевича.
В начале 1851 г. смотритель госпиталя капитан армии Георгий Иванович Шигрин[6] выделил под устройство церкви одну из комнат второго этажа госпитального здания. 8 февраля он послал от себя лично 100 рублей московскому священнику Иоанну Николаевичу Зернову на приобретение образов для госпитальной церкви. Зернов от себя также пожертвовал кое-какие деньги, и на общую сумму были приобретены иконы, священные сосуды, подсвечники и пр. Поскольку бюджет был скромный, то и приобретенные вещи были недорогие и самого простого вида. Первый ящик с церковными вещами, с сопроводительной бумагой от конторы Московского военного госпиталя, пришел в конце апреля. Другие два были получены в конце июля.
Еще в марте обер-священник армии и флота испросил благословение Святейшего Синода на освящение гродненской госпитальной церкви во имя святого великомученика и Победоносца Георгия, вероятно, в честь небесного покровителя капитана Шигрина — устроителя церкви. Глава военного и морского духовенства обратился также к Литовскому архиепископу Иосифу (Семашко) с просьбой о присылке в церковь антиминса. А священнику Симеону Пашкевичу предписал предложить Госпитальной конторе устроить в церкви неподвижный престол, как это делалось во всех стационарных церквях, состоящих при госпиталях[7]. Освящение церкви состоялось в начале августа 1851 г. в присутствии полковых священников, каковые имелись на то время в Гродно.
Церковка эта была тесная, с невысоким потолком, имела небольшой иконостас и несколько «бедных икон». При госпитальной церкви полагался штатный священник. Для его проживания госпиталь выделил на своей территории квартиру. В помощь себе настоятель выбирал церковника из нестроевых нижних чинов гродненского гарнизона.
В 1853 г. первого настоятеля Свято-Георгиевской церкви священника Симеона Пашкевича сменил священник Виктор Базилевич, прослуживший при госпитале до 1859 г.
В 1860 г. некоторое время в госпитальной церкви служил приходской священник Иосиф Кончевский. В 1838 г. он окончил униатскую Литовскую духовную семинарию в Жировичах. В 1839 г. вместе со всеми униатами перешел в Православие. С апреля 1842 по 1865 г. служил в Петропавловской церкви местечка Ружаны. Позже состоял клириком гродненской Софийской соборной церкви. Умер 19 мая 1881 г.
С 1860 г. в церкви Гродненского военного госпиталя служил священник Александр Георгиевский.
В 1863 г. сюда был назначен вдовый священник Николай Георгиевский, выпускник Тульской духовной семинарии. Службу в духовно-военном ведомстве он начал в начале 1850-х гг., из наград имел наперсные кресты — золотой на Георгиевской ленте, темно-бронзовый на Владимирской ленте и за службу на Кавказе, а также медали: серебряную за покорение Западного Кавказа и в память войны 1853-1856 гг.[8] В церкви госпиталя прослужил до 1879 г.
В том же году непродолжительное время в Свято-Георгиевской церкви служил священник Пётр Богоявленский.
30 июля 1879 г. сюда был назначен протоиерей Василий Григорьевич Белкин, выпускник Смоленской духовной семинарии 1853 г. В духовно-военное ведомство он поступил в середине 1850-х. Являлся кавалером ордена святой Анны III степени с мечами. Из церковных наград имел: наперсный крест, скуфью, камилавку, набедренник, бронзовый крест в память войны 1853-1856 гг. и медный в память турецкой войны 1877-1878 гг.[9]
При нем в 1886 г. произошло переформирование Гродненского военного госпиталя в местный лазарет, после чего церковь стала именоваться церковью Гродненского местного военного лазарета.
В 1890 г. настоятелем лазаретной церкви стал священник Михаил Николаевич Дымский. В 1875 г. он окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и вскоре начал священническое служение по военному ведомству. Известно, что он служил священником 24-го пехотного Симбирского полка, а с 1 марта 1891 г. — в церкви Гренадерского местного военного лазарета[10]. Имел ордена: святой Анны и святого Станислава III степени[11].
В связи с переходом Дымского на службу в Санкт-Петербургскую епархию настоятелем церкви Гродненского местного военного лазарета 23 марта 1891 г. был назначен состоявший в числе кандидатов военного духовенства бывший ректор Волынской духовной семинарии протоиерей Василий Молоденский[12].
Родился он 4 мая 1849 г. в Тульской губернии в семье диакона. Окончил Тульскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию (1871 — 1875) со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания. В 1884-1885 гг. состоял настоятелем Свято-Михайловского кафедрального собора в Житомире. В 1886-1890 гг. являлся ректором Волынской духовной семинарии. Но какие-то обстоятельства вынудили его искать место в духовно-военном ведомстве.
Когда отец Василий прибыл к новому месту служения, скромный, если не сказать убогий, вид лазаретной церкви произвел на него совершенно удручающее впечатление. Буквально сразу же Молоденский поднял вопрос о расширении и обновлении храма. Он письменно обратился к главнокомандующему войсками Виленского военного округа генералу от инфантерии Николаю Степановичу Гонецкому, обратив внимание на необходимость расширения церковного помещения как с гигиенической, так и с религиозной точки зрения. 12 августа 1891 г. командующий лично посетил лазаретную церковь и нашел заявление настоятеля заслуживающим внимания. Генерал тут же поручил Молоденскому подготовить соответствующую бумагу. И в результате на реконструкцию церкви были выделены денежные средства.
Работы по ее переустройству начались 1 июня 1892 г. и завершились в середине мая 1893 г. Высота церкви была увеличена за счет надстройки еще одного этажа, а ширина — за счет присоединения соседней комнаты. Над церковью был установлен вызолоченный металлический крест, видимый издалека с южной и северной сторон города. Соответственно высоте храма был увеличен и иконостас прибавлением к нему одного яруса. Причем иконостас выкрасили и вызолотили заново. Все местные иконы были «возобновлены на лазаретный счет», а также на лазаретные средства для украшения стен было написано на холсте десять новых икон с рамами из золоченого резного багета. Три иконы для иконостаса были написаны на церковный счет. Живопись новых икон отличалась художественностью. Потолок храма расписали под синее небо, усеянное звездами, что производило особое впечатление на присутствовавших — некоторые из них говорили: «кажется, не выходил бы отсюда никогда». Кроме того, в церкви было устроено три печи для отопления и вентилятор в потолке, так что впоследствии в церкви никогда не бывало душно, несмотря на скопление молящихся. По красоте и изяществу отделки церковь Гродненского военного лазарета стала лучшей в городе. Причем, по отзывам компетентных лиц, таких церквей не много можно было видеть даже в Вильно. И это было очень важно в регионе, где Православие было представлено еще довольно скромно.
30 мая 1893 г. состоялось торжественное освящение церкви во имя святого великомученика и Победоносца Георгия. Освящение совершил викарий Литовской епархии Брестский епископ Иосиф (Соколов) с участием настоятеля церкви протоиерея Василия Молоденского и священника 103-го пехотного Петрозаводского полка Авксентия Туревича. Литургию и молебен пел хор лазаретной церкви, состоявший из офицеров и дам-любительниц. Пение было стройное и торжественное. Настоятель произнес соответствующее событию слово о значении храма, с которым тесно связана жизнь каждого православного христианина от колыбели до могилы. На торжестве освящения присутствовали: исправляющий должность Гродненского губернатора действительный статский советник Озеров, командир 26-й пехотной дивизии князь Щербатов, командиры отдельных воинских частей, расположенных в Гродно, и все офицеры Гродненского крепостного батальона вместе со своим командиром, который в то же время являлся и начальником лазарета. После Литургии Преосвященный Иосиф окропил святой водой всех нижних чинов лазаретной команды и больных солдат. Из церкви епископ в сопровождении настоятеля, духовенства и начальника лазарета направился в квартиру церковного старосты капитана Келпша, где благословил скромную трапезу[13].
Деятельность отца Василия по преобразованию лазаретной церкви обратила на себя внимание начальства. Поэтому вскоре «для пользы службы» он был перемещен к церкви Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища, а на его место — настоятель этой церкви священник Михаил Парфёнов[14].
Позже протоиерей Василий Молоденский служил настоятелем Введенского собора лейб-гвардии Семёновского полка в Петербурге. 5 октября 1898 г. был назначен вторым священником в Адмиралтейский собор святителя Спиридона Тримифунтского, где и прослужил до самой смерти. Скончался 5 мая 1907 г. в Петербурге и был погребен на городском Митрофаниевском кладбище.
Новый настоятель лазаретной церкви священник Михаил Парфёнов окончил в 1863 г. Херсонскую духовную семинарию. Служил приходским священником в Херсонской епархии. Приблизительно в 1883 г. перевелся в духовно-военное ведомство. Из церковных наград имел: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест[15].
В начале 1894 г. священник Михаил Парфёнов решил вернуться в Херсонскую епархию и оставил службу в военном ведомстве. Тогда же на образовавшуюся вакансию настоятеля церкви Гродненского местного военного лазарета был перемещен благочинный 13-й и 14-й кавалерийских дивизий, протоиерей церкви 39-го драгунского Нарвского полка протоиерей Борис Лызлов[16].
В 1847 г. он окончил Смоленскую духовную семинарию. Приблизительно в 1873 г. поступил на службу в духовно-военное ведомство. Являлся кавалером орденов: святого Владимира IV степени и святой Анны III степени. Из церковных наград имел: набедренник, скуфью, камилавку, золотой наперсный крест[17].
4 мая 1895 г. протоиерей Борис Лызлов был перемещен к Иваногородской военно-крепостной церкви, а в Гродненский военный лазарет настоятель этой церкви — протоиерей Иоанн Бекаревич[18].
В ноябре 1898 г. протоиерей Иоанн, согласно прошению, вышел в отставку, и на его место был назначен священник церкви 104-го пехотного Устюжского полка Михаил Радугин[19].
Он родился 1 ноября 1861 г. в селе Середниково Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье дьячка Ивана Кузьмича Радугина, дьяконского сына. Окончил Рязанское духовное училище и Рязанскую духовную семинарию. С 1883 по 1887 г. служил псаломщиком Севастопольского Адмиралтейского собора. В 1887 г. был рукоположен в сан священника и назначен в 104-й пехотный Устюжский полк[20].
Став настоятелем лазаретной церкви, священник Михаил буквально с первых же шагов своего служения взялся за ее обустройство. Первым делом он с благословения Брестского епископа Иоакима заменил старый шатавшийся престол новым. Одновременно с этим с разрешения командующего войсками Виленского военного округа на лазаретные суммы были написаны большие иконы: «Хождение Иисуса Христа по водам», «Благовещение», два выносных Распятия и отреставрирована большая икона Святой Троицы и др.[21]
Следует отметить, что священник Михаил умело привлекал необходимые для церковных потребностей средства. Так, в 1900 г. он выхлопотал у начальника лазарета пособие в 500 рублей из лазаретных экономических сумм — на нужды храма[22]. Начальником лазарета являлся по должности уездный военный начальник и комендант Гродно, в то время коим состоял полковник Константин Моисеевич Фёдоров[23].
Обращался священник Михаил и к отзывчивому на благотворительность протоиерею Иоанну Ильичу Сергиеву (Кронштадтскому), пожертвовавшему в церковь Гродненского военного лазарета 100 рублей[24]. Наверняка были и другие жертвователи.
В 1902 г. отец Михаил исходатайствовал у начальника лазарета 200 рублей на приобретение пяти колоколов[25].
В 1905 г. Радугин на вновь собранные значительные средства приобрел для лазаретной церкви дополнительные вещи. Не будем их все перечислять, назовем лишь основные: пасхальное священническое облачение с золотыми крестами, серебряный позолоченный высокий ковчег в футляре из палисандрового дерева, напрестольный серебряный позолоченный крест, напрестольное в лист Евангелие с двумя серебряными досками, две бронзовые позолоченные хоругви, крестильный ящик накладного серебра, люстра, подсвечники, лампады и пр.[26]
Начальство обратило внимание на ревностное служение священника Михаила Радугина, и 6 мая 1906 г. он был награжден орденом святой Анны III степени[27].
В 1908 г. стараниями священника Михаила в лазаретной церкви был установлен новый одноярусный сосновый иконостас, облицованный дубом. Вся резьба, колонны, карнизы были выполнены из цельного дуба и покрыты «редкой позолотой». Изготовление этого иконостаса обошлось в 1426 рублей. Любопытно, что старый иконостас не утилизировали, а выставили на продажу за 250 рублей — сумму для такого изделия небольшую[28].
Следует отметить, что среди церковных вещей в церкви хранились старинные: бронзо-золоченая люстра в шесть свечей и шесть стенных канделябров с изображениями воинов «как исторические памятники принадлежности лазаретного здания польскому владычеству»[29].
Согласно штатному расписанию, причт лазаретной церкви составляли один священник и псаломщик. Но одно время здесь служил даже нештатный диакон — Виктор Емельянович Петрович, состоявший прежде псаломщиком при лазаретной церкви. В апреле 1907 г. он перешел на штатное место в Брест-Литовский крепостной собор, лазаретная вакансия была предоставлена бывшему псаломщику главного священника при Главнокомандующем войсками на Дальнем Востоке Михаилу Цветикову[30].
1 августа 1908 г. священник Михаил Радугин был назначен в 101-й пехотный Пермский полк и благочинным 26-й пехотной дивизии. В марте 1914 г. назначен гарнизонным священником города Гродно. 6 мая 1914 г. награжден орденом святой Анны II степени[31]. В июле того же года иерей Михаил в качестве делегата от Виленского военного округа участвовал в 1-м съезде военного и морского духовенства в Санкт-Петербурге. В июне 1915 г. был возведен в сан протоиерея[32], а в июле — награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте[33].
После священника Михаила Радугина настоятелем церкви Гродненского местного военного лазарета стал священник 149-го пехотного Черноморского полка Николай Снежницкий[34].
9 февраля 1910 г. священник Николай был перемещен к церкви 36-го пехотного Орловского полка, а настоятельская вакансия при лазаретной церкви предоставлена прикомандированному к 219-му пехотному резервному Юхновскому батальону священнику Дмитрию Любавскому[35].
В июле 1911 г. в Виленский военный округ для обозрения церквей военного ведомства прибыл протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский. Во время поездки он посетил Гродно и, в частности, осмотрел церковь местного военного лазарета. Здесь высокого гостя встречали гарнизонный благочинный и настоятель церкви с псаломщиком. После приветственной речи священника Любавского был совершен краткий молебен, на котором помимо духовенства присутствовали: лазаретные служители, несколько больных нижних чинов, фельдшерские ученики, сестры милосердия, ктитор церкви и заведующий лазаретом, семьи лазаретно-служащих офицерских чинов. Шавельский обратился к присутствовавшим с назидательным словом, затем обошел всех тяжелобольных, при этом Любавский подробно докладывал о каждом больном, его болезни, времени поступления и напутствия Святыми Таинами. За такое внимательное отношение к больным и толковый доклад о них протопресвитер с похвалой отозвался о Любавском: «такие священники, близко стоящие к нуждам солдат, очень желательны в армии»[36].
В связи ли с визитом протопресвитера, или по каким-то другим причинам, но вскоре сменился настоятель лазаретной церкви. 24 августа 1911 г. по взаимному соглашению были перемещены один на место другого протоиерей церкви 102-го пехотного Вятского полка Василий Шумовский и священник церкви Гродненского военно-местного лазарета Дмитрий Любавский[37].
Василий Константинович Шумовский родился на Волыни. В 1867 г. окончил Волынскую духовную семинарию. В конце 1870-х поступил на службу в военное ведомство. В 1881 г. был определен в Вятский полк, где и прослужил 30 лет кряду[38].
Во время настоятельства протоиерея Василия старший врач лазарета М.И. Маноцкий распорядился передать церкви 400 рублей из экономических сумм лазарета на приобретение: пары хоругвей; серебряного кадила; облачений на престол, жертвенник, аналои и столики; четырех священнических облачений[39].
Когда началась Первая мировая война, Гродненский местный военный лазарет получил статус госпиталя. Он быстро наполнился больными и ранеными воинами, в связи с чем значительно возросла служебная нагрузка протоиерея Василия. Кроме того, в октябре 1914 г. Шумовского назначили гарнизонным благочинным города Гродно и Гродненского крепостного района[40]. Теперь ему подчинялось всё духовенство, состоявшее при различных учреждениях действующей армии, расположенных в названном районе. Хотя полковые священники гарнизона вместе со своими полками отбыли на фронт, в Гродно и окрестностях развернулись госпитали и лазареты, при которых находились военные священники. Со всеми ними необходимо было взаимодействовать, что доставляло немало хлопот.
Летом 1915 г. немцы предприняли широкомасштабное наступление на восточном фронте. В Гродно началась экстренная эвакуация всех учреждений. Эвакуировано было и имущество лазаретной церкви, что фактически и стало временем прекращения ее существования. В конце августа германские войска оккупировали Гродно.
Вплоть до 1917 г. протоиерей Василий Шумовский числился настоятелем церкви Гродненского местного военного лазарета, но, к сожалению, этому храму уже не суждено было возродиться.
Подводя итог, можно сказать, что приведенные в настоящей статье сведения о лазаретной Свято-Георгиевской церкви, безусловно, дополняют и обогащают историю православного Гродно.
[1] Молоденский Василий, протоиерей. Освящение Свято-Георгиевской церкви при Гродненском военном местном лазарете и краткая записка о названной церкви / протоиерей Василий Молоденский // Вестник военного духовенства. – 1893. – № 15. – С. 478–479.
[2] Российский государственный исторический архив (РГИА). – Ф. 806. Оп. 8 (1906 г.). Д. 40. Л.
[3] Военно-статистическое обозрение Российской Империи / издаваемое по Высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. Т. 9, ч. 3 : Гродненская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собранным на месте, составлял Генерального штаба подполковник Калмберг]. – 1849. – С. 118–119.
[4] Там же. С. 97, 105.
[5] Коялович, М. Гродна (Из путевых наблюдений во время поездки по Западной России) / М. Коялович. – [СПб.] : Тип. Деп. уделов, [1887]. – С. 12.
[6] До назначения в Гродно штабс-капитан Г. И. Шигрин служил смотрителем Белостокского военного госпиталя.
[7] РГИА. – Ф. 806. Оп. 8 (1906 г.). Д. 40. Л. 1.
[8] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1877 год. Ч. 1. – Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1877. – С. 173.
[9] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1882 год. – Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1881. – С. 139.
[10] Распоряжения главного священника // Вестник военного духовенства. – 1890. – № 7. – С. 188.
[11] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1891 год. – Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1890. – [509] с. разд. паг.
[12] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1891. – № 9. – С. 259.
[13] Молоденский Василий, протоиерей. Освящение Свято-Георгиевской церкви при Гродненском военном местном лазарете и краткая записка о названной церкви / протоиерей Василий Молоденский // Вестник военного духовенства. – 1893. – № 15. – С. 478–480.
[14] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1893. – № 18. – С. 546.
[15] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1894 год. – Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1893. – С. 101.
[16] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1894. – № 4. – С. 100.
[17] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1895 год. – Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1894. – С. 195.
[18] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1895. – № 13. – С. 386–387.
[19] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1899. – № 4. – С. 102.
[20] Кояло Иоанн, иерей. История Свято-Покровского собора города Гродно в синодальный период / иерей Иоанн Кояло // Гродненские епархиальные ведомости. – 2017. – № 3 (291). – С. 10.
[21] РГИА. – Ф. 806. Оп. 8 (1906 г.). Д. 40. Л. 1 об.
[22] Пожертвования, поступившие в церкви военного ведомства с 1-го мая по 1-ое сентября 1900 года // Вестник военного духовенства. – 1900. – № 20. – С. 611.
[23] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1902 год. – Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1902. – С. 73.
[24] Пожертвования, поступившие в церкви военного ведомства с 1-го сентября 1900 года по 1-ое января 1901 года // Вестник военного духовенства. – 1901. – № 3. – С. 67.
[25] Пожертвования, поступившие в церкви военного ведомств, по донесениям о них за январскую треть 1902 года // Вестник военного духовенства. – 1902. – № 13. – С. 392.
[26] РГИА. – Ф. 806. Оп. 8 (1906 г.). Д. 40. Л. 1 об.
[27] Список священнослужителям ведомства Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1906. – № 11. – С. 324.
[28] Объявление // Гродненские епархиальные ведомости. – 1908. – № 43. – С. 324.
[29] Цитович, Г. А. Храмы армии и флота (состоящие в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства) : Ист.-стат. описание : В 2 ч. / Сост. свящ. церкви 84-го пехот. Ширван. полка Григорий Цитович. – Пятигорск : типо-лит. А. П. Нагорова, 1913. – С. 156.
[30] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1907. – № 21. – С. 643.
[31] Высочайшие награды // Вестник военного и морского духовенства. – 1914. – № 11/12. – С. 386.
[32] Высочайшие награды по ведомству военного и морского духовенства // Вестник военного и морского духовенства. – 1915. – № 19. – С. 583.
[33] Высочайшие награды по ведомству военного и морского духовенства // Вестник военного и морского духовенства. – 1915. – № 20. – С. 611.
[34] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1908. – № 20. – С. 614.
[35] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1910. – № 12. – С. 355.
[36] Радугин Михаил, священник. «Заметка» / священник Михаил Радугин // Вестник военного и морского духовенства. – 1911. – № 21. – С. 665.
[37] Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства // Вестник военного духовенства. – 1911. – № 19. – С. 579.
[38] Силова, С. В. Православные священники в русской армии в конце XIX – начале ХХ вв. (на примере Гродненской губернии) / С. В. Силова // Боевое братство славян на защите мира: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол. : С. А. Пивоварчик (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2012. – С. 96.
[39] Ведомость о пожертвованиях, поступивших в церкви военного и морского ведомства по донесениям за январскую и майскую трети 1912 года // Вестник военного и морского духовенства. – 1912. – № 24. – С. 841.
[40] Приказы по ведомству Протопресвитера Военного и Морского духовенства // Вестник военного и морского духовенства. – 1914. – № 20. – С. 693.
Читайте нас в мессенджере Telegram, следите за репортажами в cоциальных сетях: Instagram, ВКонтакте, Facebook, Twitter и Threads, смотрите в YouTube