Коложская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых православных святынь на Гродненской земле. Первое датированное свидетельство о ней относится к 1661 году, когда во время войны, столкнувшей Речь Посполитую, Швецию и Русское царство, икону похитили из Борисоглебского монастыря при одноименной церкви на Коложе. Очевидно, что написан образ Богородицы был раньше — есть гипотеза, что в первой половине XVI века, в монастырской иконописной мастерской.

Впоследствии икона вернулась в Коложский храм, где заняла место слева от Царских врат и прославилась множеством чудес. Известно, что она была оправлена в серебряную с позолотой ризу. В качестве декоративных элементов упоминаются горный хрусталь и «чешские камни» (гранаты).

Оригинал иконы был трагически утрачен в Первую мировую войну. В августе 1915 года, когда линия фронта стремительно двигалась на восток, церковное имущество из Гродно стали эвакуировать в Москву. Нет ясности даже в том, где были размещены святыни Борисоглебской обители: по одной из версий, в Николо-Угрешском монастыре, по другой — в подвале храма Василия Блаженного. Как бы то ни было, после революции 1917 года следы иконы окончательно исчезают.

Список Коложской иконы Царицы Небесной архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков) преподнес императору Николаю II, посетившему Гродно 1 ноября 1914 года вместе с императрицей Александрой Фёдоровной и старшими дочерьми — великими княжнами Ольгой и Татьяной. Возможно, именно этот образ был выкуплен в 2018 году на антикварном аукционе в Германии и торжественно возвращен под своды древней Коложи. 1 мая 2019 года в ознаменование обретения святыни состоялась Божественная литургия, возглавил которую архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий. А с 2022 года икона находится в центре ежегодных Коложских торжеств, когда ее крестным ходом приносят из Борисоглебского храма в Покровский кафедральный собор.

Идея воссоздать оклад Коложской иконы Божией Матери принадлежит архиепископу Гродненскому и Волковысскому Антонию. На этот труд архипастырь благословил Олега Ермоловича (ОДО «Золотой платан», Минск) — мастера с даром глубокого погружения в ювелирные технологии предыдущих эпох.

Ранее Олег Леонидович выполнил для Софийского монастыря в Слуцке крест, который своим внешним видом очень напоминает Крест Евфросинии Полоцкой, но имеет и особенности. К примеру, в него вложены частицы мощей Белорусских святых — собственно, праведной Софии, княгини Слуцкой, праведного Иоанна Кормянского, священномученика Иоанна Рижского, который в начале ХХ века возглавлял Слуцкое викариатство Минской епархии. Также Олег Ермолович воссоздал по обнаруженным в Вильнюсе изображениям оклад Слуцкого Евангелия. Сама рукописная книга, напомним, была создана в XVI веке, а оклад к ней — в XVII-м. Позже оклад был утерян, а теперь обрел новую жизнь. В 2021 году Олегу Ермоловичу в составе коллектива авторов проекта «Туровский крест» присудили премию «За духовное возрождение».  

Но вернемся к окладу для Коложской иконы Божией Матери. Как выглядел его прототип, мы знаем из нескольких источников конца XIX — начала XX века. Есть и литографические изображения, и текстовые описания. Они и были взяты за основу работы.

Значительную трудность представляли различия в стиле изображения оригинальной Коложской иконы и образа, подаренного Государю в 1914 году. Поэтому выполненный оклад несколько отличается от известных литографических изображений, — поясняет Олег Леонидович.

После изучения документальных источников и возможных вариантов исполнения было решено изготавливать оклад в технике, традиционной для XIX века, а именно: вручную, без применения современных технологий, методом чеканки, тиснения, ручной гравировки, канфарения поверхности, горячего эмалирования.

Для изготовления оклада использовалось серебро 925⁰ с золочением. Драгоценные камни на окладе расположили в соответствии с литографией: камни темного цвета — гранаты, светлые — топазы. На нимбах Богородицы и Богомладенца разместили муассаниты. Этот редкий минерал является ближайшим природным подобием алмаза по блеску, твердости и оптическим свойствам.

Чеканные работы в ювелирной мастерской «Золотой платан» дело довольно редкое. Поэтому весь подготовительный этап пришлось выполнить почти с нуля.  Для этого были сделаны десятки различных чеканов, давчиков, специальных молотков для чеканки, особая смола для так называемой насмолки листа серебра, массивная деревянная рамка с наполнителем, на которой размещался лист серебра для будущего оклада. Только лишь на оборудование рабочего места ушло больше месяца.

Работы с серебром начались с изготовления листа металла толщиной 0,4 мм. Задача оказалась не из простых, признаётся мастер. Затем на этот лист специальным металлическим стилусом было нанесено изображение будущего оклада в тонких линиях. А далее — больше четырех месяцев кропотливой работы по деформации листа металла с помощью различных молотков, чеканов, постоянных отжигов, насмолок то на лицевую, то на тыльную сторону. Всё ради того, чтобы в конечном итоге металлический лист приобрел форму и внешний вид, максимально приближенные к тому, что можно увидеть на старинных изображениях.

Почти два месяца ушло на изготовление драгоценных нимбов Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса. Нимбы на изображении оклада Коложской иконы Божией Матери изобилуют драгоценными камнями. Чтобы максимально приблизиться к оригиналу, каждый гранат пришлось выполнить индивидуально по заданным размерам. Соответственно, и оправа к каждому камню изготавливалась индивидуально. На нимбах разместили также 330 круглых муассанитов диаметром от 1,2 до 3,5 мм.

Кроме этого, 80 муассанитов находятся на эмалевых накладках оклада и в центре звезд на плече и челе Богородицы. Четыре крупных граната и четыре голубых топаза размещены по периметру оклада в угловых и центральных цветочных композициях барочного орнамента.

Готовый оклад имеет размер 220х260 мм. Он оформлен в виде футляра — так, чтобы икону можно поместить под оклад без каких-либо воздействий на нее. Высота футляра 40 мм. Внутренняя поверхность футляра выложена зеленым бархатом. Его боковые стороны и задняя крышка также изготовлены из серебра 925⁰.

Общий вес серебра 925⁰, использованного для изготовления оклада с футляром, составляет около 900 г. На золочение оклада пошло 3,75 грамма золота 999,9⁰.

В процессе изготовления была выявлена интересная особенность. Оклад, который мы видим на литографиях, вне всяких сомнений, выполнен в технике и традициях XIX века. Вместе с тем, барочные цветочные композиции, расположенные по периметру оклада, перекликаются с древнейшими традициями   раннего церковного искусства, имевшими место на белорусских землях в Х-XII веках. Это трех-, пяти- и семилепестковые цветочные композиции и размещенные в них гранаты и топазы, — отмечает Олег Ермолович.

В древности огромное значение придавалось символическому богословию, которое мог постичь даже человек, не имевший доступа к книге. Символика архитектурных форм храма, орнаментов росписи, иконография — всё являлось элементом проповеди, носителем Божественных истин. Драгоценные камни в древнем церковном искусстве соотносятся с Божественными качествами Христа Спасителя.

Ювелир поясняет: красный цвет граната — это любовь Христова, голубой топаз — это даруемая Христом надежда. То, что Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане (Пс. 91:13), христианину древности было близко и понятно.  В орнаментах росписей храма он видел изображение того, что слышал из уст священника с амвона. Так, трехлепестковый орнамент — это напоминание о притче Спасителя о закваске и трех мерах муки, где три меры муки — три главные силы души человеческой: разум, чувство и воля. Пять лепестков в орнаменте — «чувств простая пятерица»: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Семь лепестков в орнаменте — семь главных христианских добродетелей: по блаженному Августину, это благоразумие, мужество, справедливость, умеренность, вера, надежда и любовь.

Соответственно, если с этих позиций пристально рассмотреть оклад Коложской иконы Божией Матери, то мы увидим окно в мир горний, из которого на нас взирают Пресвятая Богородица и Младенец Христос. Их нимбы сияют Божественным светом и любовью, а цветы, из которых составлен орнамент, — праведники, устремляющиеся из мира дольнего к горнему. Их душевные силы, чувства и действия питаются любовью Христовой и упованием на Покров Богородицы.

Оклад для образа Пречистой Девы освятил Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Заславский Вениамин во время Коложских торжеств 26 мая 2024 года. Храниться оклад будет в храме благоверного князя Александра Невского, который строится сейчас в гродненском микрорайоне Вишневец и является своеобразной репликой Коложской церкви, продолжая традицию гродненской школы древнерусского зодчества.