Об окладе Коложской иконы Божией Матери
Благодаря изданиям о Коложской церкви в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба (Гродно), увидевшим свет во второй половине XIX — начале XX вв., в настоящий момент известны три сравнительно детально зафиксированных (литографическим либо фотографическим способом) образа Коложской иконы Божией Матери, два из которых показывают ее в окладе.
Эти изображения чаще всего используются в литературе справочного и подобного плана, посвященной русским православным иконам и самому гродненскому Борисоглебскому храму на Коложе, главной святыней которого чудотворная Коложская икона Божией Матери была на протяжении нескольких веков.
Этот образ (с подписью в верхнем правом углу листа «фототипический оттиск иконы при странице 27») опубликован на специальной вклейке — как иллюстрация для текста о иконе на стр. 27 первой книги увидевшего свет в Воронеже в 1899 году двухтомника «Гродненский Православно-церковный календарь или Православие в Брестско-Гродненской земле в конце XIX века»[1].
Это второе издание работы епископа Брестского (с резиденцией в Гродно) и второго викария Литовской епархии Иосифа (в миру Никодим Андреевич Соколов, 1835 — 1902), намного более объемное и, как специально указано в выходных данных, «значительно дополненное» — в сравнении с первым однотомным изданием, напечатанным в Гродно в 1893 году[2]. Автор книги приводит изображение иконы без оклада, но при этом описывает икону и ее оклад таким образом:
«Историческое происхождение этой св. иконы неизвестно — относят же ее по характеру ее живописи к XVII веку. Она писана на медной доске, вышиною 5, шириною 4 вершка, — вмещена в кипарисовую доску вышиною 9, шириною 8 вершков, — риза на ней серебропозлащенная 84 пробы, венцы украшены 14 гранатами, вставленными в серебряные гнезда, венцы и поля чеканные, — на полях искусно тонким резцом вырезаны ветхозаветные преобразовательные изображения, относящиеся к Богоматери, и между ними 8 камней, 2 граната, 5 сердоликов и агат — в серебряных же гнездах, — на св. иконе и около нее по полю множество разных привесок, — вся она обрамлена гранатами с золотыми крупными зернами — до 45 на цепочке. Всё вставлено в деревянные с резными украшениями озолоченные рамы и вмещается в медный озолоченный киот за стеклом и внутренним замком, — дверка киота для богомольцев отворяется. Киот сыздавна, еще при бытности на Коложе, вставлен в покрытую малиновым бархатом доску, вышиною 2 аршина 6 вершков, шириною аршин с вершком, в озолоченных рамах. Доска по бархату украшена золоченою резьбой и множеством привесок: фигур разных частей человеческого тела — до 50…
Лик Пресвятой Богородицы представляет замечательно умиленно, сердечно-состраждущий вид, какой едва ли на какой иной иконе можно встретить, как и воспроизвести живописью, — равно и лик Спасителя, держимаго Ею на левой руке Ея, — оба лика оттенены румянцем, жизненно рдеющим» [3].
Епископ Иосиф (Соколов) является также автором наиболее объемной и обстоятельной работы о гродненской святыне на Коложе и ее иконе. Она увидела свет также в 1899 году и называется «Коложская в г. Гродно церковь, с бывым при ней Борисо-Глебским монастырем, в подробном изложении положения ее прежнего и за последнее время, ― с фототипическим изображением Коложской иконы Богородицы и 5 видов церкви»[4].
В этой книге автор приводит то же самое изображение иконы (без оклада), что и в первом томе своего «Гродненского Православно-церковного календаря». Причем дается полностью идентичная (скорее всего, та же самая) вклейка с образом, вплоть до сохранения ссылки на стр. 27, хотя в этой книге, в отличие от двухтомника, речь об иконе идет на совсем других страницах. Также на этот раз автор дает два, текстуально отличающихся от вышеприведенного, описания иконы и ее оклада.
Первое приводится на стр. 12 (икона так же продолжает упоминаться на с. 13) — по дословно цитируемому им тексту инвентарной описи, составленной в 1738 году униатским аббатом-настоятелем Коложского храма и монастыря И. Кульчинским:
«Главный большой алтарь с двумя колоннами, столярной, частию резной работы, с позолотою в капителях. В алтаре в резной озолоченной раме с резными украшениями золочеными и осеребренными небольшой образ Пресвятыя Богородицы, величиной в четверку обыкновенной писчей бумаги, писанный на холсте, наклеенном на деревянную доску, — на нем риза серебряная, местами вызолоченная, две маленькия короны на венцах серебряные вызолоченныя, с двенадцатью чешскими драгоценными камнями в оправе. Все это обрамлено разноцветными бисерными узорами очень красиво. При образе две разноцветныя завесы с розовою вокруг опушкой и большая завеса, закрывающая образ, из тафты кармазинного цвета».
Второе описание епископ Иосиф (Соколов) приводит на стр. 83 непосредственно от себя, как очевидец (по состоянию на вторую половину 1890-х гг.): «Над царскими вратами спускающийся на шнурах образ Пресвятыя Богородицы Коложский, в парчевой, золотой ризе, обильно украшенный разноцветными украшениями от благочестиваго усердия Марии Викторовны Зенькович самолично, бывший прежде над храмовым большим образом святых Бориса и Глеба при существовании часовни 1872 год [существовала в развалинах храма, после обрушения части его стен в р. Неман — прим. Н.М.]. Он в круге и около него в перевязь Слова Святого Писания, соответственныя месту: «На мя шептах вси врази мои, на мя помышляху злая мне и иотцы беззакония»[5].
Этот образ (существующий в настоящее время в нескольких вариациях, имеющих некоторые не очень большие, но заметные отличия) приведен в разделе «Развалины Коложской Борисоглебской церкви в Гродно» увидевшей свет в 1890 году под редакцией попечителя Виленского учебного округа, вице-губернатора г. Ковно П.Н. Батюшкова (1811 — 1892) книги «Белоруссiя и Литва. Историческiя судьбы Сѣверо-Западнаго края»[6], позже неоднократно переиздававшейся и долгое время считавшейся одной из фундаментальных работ, посвященных церковной и иной истории белорусских земель с древнейших времен до XIX века[7].
Издатели дают изображение оклада, но не приводят его описания. В сопровождающем образ тексте об иконе сообщается только, что она «почитается всем окрестным населением», а также что:
«Написана она на полотне наклеенном на доску, и может быть отнесена к XVII веку. По характеру живописи предполагают, что икона представляет собой не вполне точную копию с Виленской Одигитрии, принесенной в Вильно великой княгиней Еленой Иоанновной и находящейся ныне в храме Виленского Троицкого монастыря».
Этот же образ приводится в первом 1891 года (на с. 329) и втором 1898 года (на с. 324) изданиях книги-справочника Софьи Ивановны Снессоревой (1877 — 1943) «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ея икон, чтимых Православною церковью на основании священного писания и церковных преданий. С изображениями в тексте праздников и икон Божьей Матери»[8].
Означенное издание многократно (более десяти раз) издавалось и в последующем. Во всех этих переизданиях изображение иконы и оклада в разделе, посвященном Коложской иконе, оставалось неизменным. Также во всех этих книгах, включая первое и второе издание конца XIX века, автор и издатели приводят такое же, как на фото выше (только черно-белое), изображение оклада, но не приводят его текстового описания. В сопровождающем изображение тексте об иконе сообщается фактически то же самое, что и в книге «Белоруссiя и Литва» 1890 года, изданной под редакцией П.Н. Батюшкова.
В некоторых, на данный момент неверифицируемых, современных источниках, автор этих строк встречал информацию, что означенный образ — это «рисунок С.Кудрявцева 1867 года», на котором изображена «Чудотворная икона Коложской Богоматери в позолоченном окладе, украшенном гранатами, сердоликом и агатами, утраченная в 1915 году».
Для сравнения: очевидцы XIX века, одними из первых оставившие письменное описание оклада Коложской иконы, — авторы издания «Памятная книжка Гродненской губернии на 1866 год»[9] в описывающей храм до обрушения и его внутреннее убранство публикации «Коложская церковь», сообщают:
«В иконостасе с левой стороны находится образ Богоматери в серебряной ризе, замечательный по следующему преданию: какой-то нищий, всегда носивший с собою этот образ, получил в сновидении повеление отнести и поставить его в Коложанской церкви; нищий исполнил повеление, и сам здесь же умер».
В то же время, если информация относительно автора этого не совсем точного изображения как оклада, так и самой иконы, соответствует действительности, то означенным человеком мог быть Кудрявцев Сергей Иванович (1843 — после 1916) — художник-акварелист, занимавшийся также литографией и фотографией. Либо другой художник и литограф, носивший эту же фамилию, — Кудрявцев Роман Семёнович (1820 — 1879), с которым у С.И. Кудрявцева были совместные художественно-литографические работы в православных храмах западных губерний Российской империи (например, плафон в соборе Супрасльского монастыря и дарохранительница в виде голубя)[10].
Кроме того, Р.С. Кудрявцев имел, как литограф и художник, прямое отношение к гродненскому храму на Коложе. В частности, рисунки белорусского краеведа, исследователя архитектуры и художника-пейзажиста XIX века В.В. Грязнова (ок. 1840 — 1909), первым в 1850-е гг. исследовавшего и описавшего[11] Борисоглебскую (Коложскую) церковь, были изданы в литографии А.И. Парли в Вильно в литографских копиях 1867 года именно Р.С. Кудрявцева[12].
Возможно, что созданная одним из этих художников-литографов икона является либо неточным списком со старинного оригинала, либо иной иконой, изображающей Богородицу с Младенцем, также принадлежавшей Коложской церкви и исчезнувшей после эвакуации из Гродно на восток в годы Первой мировой войны (1915) вместе с оригиналом.
Этот образ иконы и оклада приведен (на с. 22) в увидевшей свет в Гродно в 1908 году книге митрофорного протоиерея, церковного историка и краеведа Гродненщины Иоанна Владимировича Корчинского (1864 — 1935) «Древняя Коложская церковь во имя Святых князей Бориса и Глеба в городе Гродне»[13].
Экземпляр именно этой книги о Коложской церкви, вместе со списком с оригинала Коложской иконы, были преподнесены (в составе делегации и от имени православного духовенства Гродненской губернии в Софийском соборе г. Гродно) Гродненским епископом Михаилом (Ермаковым) и автором книги в дар императору Николаю II при посещении им города Гродно в 1914 году.
Как и епископ Иосиф (Соколов), протоиерей И. Корчинский приводит на стр. 21 описание иконы и ее оклада из дословно цитируемого им текста инвентарной описи 1738 года, составленной униатским аббатом-настоятелем Коложского храма и монастыря И. Кульчинским. Однако этот текст по форме в каждом предложении отличается от цитируемого епископом Иосифом (суть и детали при этом сохраняются):
«В алтаре, в золоченных резных рамах находится небольшой образ Пресвятыя Богородицы. Образ величиной не больше четверки листа бумаги. На образе риза из серебра, по местам вызолоченная. Две маленькия серебрянныя короны с позолотою; двенадцать чешских камней в оправе…»[14].
Примечательный и важный момент: в издании книги С. Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ея икон», увидевшем свет в 2006 году[15], привычное для предыдущих многочисленных переизданий этой книги изображение Коложской иконы в разделе, посвященном гродненской святыне, заменено на тот же образ, который приведен в книге И. Корчинского.
Это сделано без ссылки на означенный факт и саму книгу 1908 года. Возможно, издатели работы С. Снессоревой в версии 2006 года (храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках) не знакомы с работой И. Корчинского. В то же время они подчеркивают, что их издание книги «3-е» и существенно «исправленное и дополненное». И специально акцентируют внимание читателей в первом же абзаце раздела «От издателей» на том, что:
«Настоящая книга является третьим переизданием замечательного труда Софии Снессоревой, столь известного и любимого, как среди широкой аудитории читателей, так и среди специалистов. Оно отличается от предыдущих изданий тем, что издатели, ни в коем случае не меняя текст… внесли некоторые коррективы в изобразительный ряд, собранный автором» [в XIX веке].
На самом деле издание книги 2006 года не является третьим по счету после прижизненных изданий С. Снессоревой, опубликованных в конце XIX века. Эта книга к тому моменту была уже переиздана около десяти раз, но во всех этих случаях изображения Коложской иконы и сопровождающий их текст оставались неизменными.
По всей вероятности, издатели подчеркивают, что книга является «третьим» переизданием работы С. Снессоревой не по формальному счету, а по сути. И делает ее таковым именно уточнение визуального ряда, напрямую относящееся и к Коложской иконе, и к ее окладу.
В случае если издатели не знакомы с книгой И. Корчинского, изданной в 1908 году, и не заимствовали из нее уточненное, по их мнению, изображение Коложской иконы и ее оклада, они могут быть знакомы с неким неизвестным до сих пор белорусским исследователям изображением либо оригиналом образа чудотворной святой чудотворной Коложской иконы Божией Матери.
ВЫВОДЫ
На данный момент существуют два основных верифицируемых текстовых описания и одно визуальное изображение оклада Коложской иконы. (Второе изображение требует более детального исследования. Возможно, оно является довольно произвольным изображением-списком древнего оригинала, созданным «на слух». Либо иной иконой Богородицы с Младенцем, принадлежавшей Борисоглебской обители на Коложе).
Первое (из известных и верифицируемых на данный момент) текстовое описание принадлежит униатскому архимандриту И. Кульчинскому и является частью инвентарной описи, датируемой 1738 годом. Это описание существует в нескольких вариантах, отличающихся по форме, но не сути. Что, наряду с имеющимися еще более явными огрехами, несколько снижает степень и достоверности, и аутентичности текстов. Пример: гродненский краевед, историк и археолог польского происхождения И.И. Иодковский (1890 — 1950), приводя размеры иконы 22х17,6 см, отмечает, что униатский архимандрит Игнатий (Кульчинский) ошибочно указал в своем «Инвентаре», что икона была изображена на полотне, наклеенном на доску[16].
Тексты И. Кульчинского, либо приписываемые его авторству, содержат и другие неточности, и даже явные исторические подтасовки и ложь, направленную на ассоциацию православных с «Москвой», агрессией и разрушением. В то же время на данный момент эти тексты считаются наиболее древними из исторических источников, а неточности и текстуальные расхождения, относящиеся к Коложской иконе, могут являться следствием не совсем качественных переводов с польскоязычного текста, считающегося оригиналом документа.
Второе текстовое описание дано непосредственно очевидцем, имевшим опыт исторических исследований, церковным деятелем Православной Церкви, жившим и трудившимся в Гродно, епископом Иосифом (Соколовым). В данном случае нет никаких сомнений в точности и достоверности информации, а также неангажированности ее источника. В то же время это описание почти на полтора столетия «моложе» того, которое приписывают И. Кульчинскому. Тем не менее, именно оно является на данный момент наиболее точным и достоверным описанием оклада оригинала Коложской иконы, исчезнувшего в годы Первой мировой войны.
Даже если оклад иконы выглядел в первой половине XVIII века так, как это описывается в инвентаре Кульчинского, то события последовавшего более чем полуторавекового периода, включившие в т.ч. документально зафиксированное мародерство наполеоновских солдат в гродненских храмах в 1812 году, три польских мятежа и несколько предшествовавших им гражданских войн и военных конфликтов, обусловленных, в т.ч. официально, религиозными причинами («преследование диссидентов православного вероисповедания» и прочих некатоликов, к которым формально относились и униаты, в ведении которых находился храм и монастырь на Коложе), а также обрушение в р. Неман части церкви, которой принадлежала икона, могли оказать на оклад самое непосредственное, в т.ч. негативное, воздействие, существенно видоизменить его и лишить части элементов, описанных в инвентаре 1738 года.
Кроме того, внешний облик оклада мог видоизменяться и по иным, более мирным причинам, связанным с возрождением и восстановлением храма. Что могло найти отражение, например, в превращении «серебряной ризы» Богоматери (письменно фиксируемой с 1866 года) в «серебропозлащенную» (1899) и «по местам вызолоченную» (1908) к концу XIX — началу XX вв.
Таким образом к моменту, когда его описал в конце XIX века епископ Иосиф (Соколов), оклад мог существенно изменить свой облик. Наиболее вероятным и верифицируемым на данный момент представляется следующий образ (в окладе и без оного):
Николай МАЛИШЕВСКИЙ
[1] Гродненский православно-церковный календарь или Православие в Брестско-Гродненской земле в конце XIX века / [Соч.] Еп. Иосифа. Т. 1-2. - 2-е изд., знач. доп. ист. ст. о мест. святынях, новыми стат. данными библиогр. указаниями и личными наблюдениями. - Воронеж: тип. В.И. Исаева. – Т.1. – 456 с.
[2] Гродненский православно-церковный календарь, или Современное состояние православной церкви в Гродненской губернии: с изображением святых сей губернии: св. преподобномученика Афанасия Брестского и св. мученика Гавриила Заблудовского ― ныне Слуцкого ― и с Православно-церковною картой Гродненской губернии, с означением на оной всех городов, местечек, селений и вообще мест, где есть православные церкви / Иосифа епископа Брестского, второго викария Литовской епархии. Гродно: Типография Губернского правления, 1893. – 326 с. Изображение Коложской иконы в этом издании отсутствует.
[3] Гродненский православно-церковный календарь или Православие в Брестско-Гродненской земле в конце XIX века / [Соч.] Еп. Иосифа. Т. 1-2. - 2-е изд., знач. доп. ист. ст. о мест. святынях, новыми стат. данными библиогр. указаниями и личными наблюдениями. - Воронеж: тип. В.И. Исаева. – Т.1. –С. 27-28.
[4] Коложская в г. Гродно церковь, с бывым при ней Борисо-Глебским монастырем, в подробном изложении положения ее прежнего и за последнее время, - с фототипическим изображением Коложской иконы Богородицы и 5 видов церкви. Сост. Иосиф (Соколов), епископ. - Воронеж: Типография В.И.Исаева, 1899. - 101 с.
[5] Коложская в г. Гродно церковь, с бывым при ней Борисо-Глебским монастырем, в подробном изложении положения ее прежнего и за последнее время, ― с фототипическим изображением Коложской иконы Богородицы и 5 видов церкви. Сост. Иосиф (Соколов), епископ. - Воронеж: Типография В.И Исаева, 1899. - С. 83.
[6] Белоруссiя и Литва. Историческiя судьбы Сѣверо-Западнаго края. - СПб.: Тип. Тов. "Общественная польза", 1890. – С. 114-116.
[7] Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края. — Перепеч. с изд. 1898 г. – Минск: изд. центр БГУ, 2004. – С. 2.
[8] Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ея икон, чтимых Православною церковью на основании священного писания и церковных преданий. С изображениями в тексте праздников и икон Божьей Матери. 2-е изд. - СПб.: Изд. книгопрод. И.Л. Тузова, 1898. – 648 с.
[9] Памятная книжка Гродненской губернии на 1866 год. - Гродно: в типографии губернского правления, 1866. – С. 29-34.
[10]Плафон в Соборе Супрасльскаго монастыря и дарохранительница в виде голубя // Сайт Национальная электронная библиотека. – 2024. – Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_012146174/. – Дата доступа: 7.03.2024.
[11] Грязнов В.В. Коложская Борисоглебская церковь в г. Гродне. - Вильна: Типография А. Г. Сыркина, 1893. - 11 с.
[12] Воронин Н.Н. Архитектурные памятники XII века: церковь Бориса и Глеба на Коложе // Древнее Гродно. М., 1954. – С. 82.
[13] Корчинский И.В. (протоиерей). Древняя Коложская церковь во имя Святых князей Бориса и Глеба в городе Гродне. – Гродно: Губерн. тип., 1908. – 24 с.
[14] Корчинский И.В. (протоиерей). Древняя Коложская церковь во имя Святых князей Бориса и Глеба в городе Гродне. – Гродно: Губерн. тип., 1908. – С. 21.
[15] Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. / Сост. София Снессорева. – М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2006. – 640 с.
[16] Jodkowski J. Swiatynia warowna na Kolozy w Grodnie: w świetle badań archiwalnych i archeologicznych, dokonanych w 1935 r. - Grodno, 1936. – S. 62.