Убиенные протоиерей Михаил и священник Виталий Боровские

«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», - говорит святой апостол Павел (2Тим.3:11, 12). В беседе на это пастырское послание первоверховного учителя Вселенной святитель Иоанн Златоуст пишет: «Каждый, желающий жить благочестиво, будет гоним. Под гонениями он разумеет здесь скорби, печали. Подлинно, невозможно человеку, идущему путем добродетели, быть без печали, сетования, скорби, искушений. В самом деле, как это возможно тому, кто идет путем тесным и скорбным, тому, кто слышал: «в мире скорбь иметь будете» (Ин.16:33), если Иов в свое время говорит: «искушение житие человеку на земле, дни его не то же ли, что дни наемника?» (Иов.7:1), то не гораздо ли больше теперь? «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим.3:13). Пусть тебя нисколько не смущает, говорит, если они благоденствуют, а ты подвергаешься искушениям; таков порядок вещей; из моего примера ты можешь видеть, что человеку, который борется со злом, невозможно не испытывать скорбей. Борцу невозможно предаваться неге, воину в сражении невозможно пиршествовать. Поэтому никто из находящихся в борьбе пусть не ищет покоя, не предается наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после» (святитель Иоанн Златоуст. Толкование на 2-е послание к Тимофею. Беседа 8-я).

История Церкви изобилует примерами христиан пострадавших за веру и благочестие не только во времена языческих императоров, но и правителей носивших имя христиан, как это было и с самим Златоустом. На нашей Гродненской земле такими страдальцами за Церковь Христову стали отец и сын протоиерей Михаил и священник Виталий Боровские, несшие пастырское послушание в Никольском храме д. Лаша Гродненского района.

Никольский храм д. Лаша.
Никольский храм д. Лаша.

Храм в д. Лаша известен своей древностью. Вот что писал о нем в своем «Календаре» епископ Брестский Иосиф (Соколов): «Приходская церковь Гродненского благочиния в селе Лаша Гродненского уезда. Церковь деревянная, с каменной колокольней, в каменной ограде, — сооружена в 1863 году средствами прихожан. В ней имеется местно особенно чтимая святая икона святителя Николая чудотворца, древнего письма, с изображениями главнейших событий из жизни святителя, — к ней многие особенно притекают с разными вещевыми приношениями. Отстоит от города Гродно в 26 верстах. Прихожан при ней: 1746 мужского пола и 1662 женского, а всего 3408 в 14 селениях: Лаше, Баличах, Бобровниках, Жукевичах, Коваличах великих, Коваличах малых, Калениках, Кунцовщине, Ланевичах, Ликовке, Литвинках, Погоранах, Рогачах и Суходолине, - из коих самое отдаленное от церкви селение — Жукевичи — в 10 верстах. Имеются: в церкви Богородице-Рождественский придел, братство, церковно-приходское попечительство, 7 церковных школ в Баличах, Бобровниках, Жукевичах, Калениках, Лиховке, Рогачах и Суходолине, с 115 учащихся мальчиков и 55 девочек, народное училище в Лаше с 92 учащихся мальчиков и 7 девочек. Причт состоит из 3 лиц: священника и двух псаломщиков, с жалованьем 580 р. 16 коп. и 22 руб. 30 коп. за отшедшую в казну землю. Земли церковной в пользовании причта: 78 десятин 101,5 сажень, из коих частию пользуется и причт соседней Индурской новоустроенной церкви до времени образования полного причтового надела при этой церкви в новообразованном приходе, составлявшем прежде один общий Лашанский приход».

Также деревня Лаша известна тем, что здесь родился знаменитый филолог-славист Евфимий Карский.

В начале 20-х г.г. ХХ века, когда Гродненщина входила в состав Польши настоятелем храма в д. Лаша стал протоиерей Михаил Боровский (22.03.1881 – 1939). До этого он работал учителем церковно-приходской школы в д. Клепачи (сейчас Берестовицкий район). В 1913-15 г.г. служил в Свято-Успенской церкви д. Коптевка. В 1924 году польская полиция сообщала относительно священника следующее: «…враждебно настроен к Польскому государству. Имеет сильное влияние на православное население, как белорус, среди своих прихожан проводит белорусскую агитацию, пытается в Лаше заменить польскую школу на белорусскую».

В сентябре 1939 году с воссоединением Беларуси на Гродненщину пришли новые порядки. После ухода польских властей местные активисты-безбожники воспользовались ситуацией, чтобы расправиться со служителями Церкви. Они на телеге отвезли отца Михаила и псаломщика Иванова (имя не установлено) на 800 метров от деревни в безлюдное место и ранили их из огнестрельного оружия, затем насмерть добили лопатами. Советская власть не проводила расследования по данному факту. Все трое убийц погибли во время Великой Отечественной войны. Матушке удалось найти тело отца Михаила и похоронить возле храма. В 2017 году в Никольском храме д. Лаша была установлена памятная доска убиенному пастырю.

 

Памятная доска протоиерею Михаилу Боровскому.
Памятная доска протоиерею Михаилу Боровскому.

 

Преемником протоиерея Михаила Боровского в Никольском приходе д. Лаша стал его сын священник Виталий Боровский, также как и отец восшедший на Голгофу в то кровавое время.

   О подвиге семьи священнника Виталия Боровского, произошедшем в годы Великой Отечественной войны, рассказывается в одной из статей историко-документальной хроники Гродненского района “Память”.

Среди своих прихожан отец Виталий был известен как  человека добрый, честный и справедливый, за что и уважали его все. Вместе с женой Евгенией Ивановной воспитывали они троих малолетних дочерей: Антонину, Зинаиду и Галю. Старшенькой было 8 лет, средней – пять, а младшей всего один годик.

В военное время в дом священника частенько наведывались партизаны-разведчики и подрывники, ходившие на боевые задания. В гостеприимном доме они всегда могли подкрепиться с дороги и отдохнуть. Конечно, супруги Боровские понимали, какой опасности  они подвергают себя и своих детей, но в помощи партизанам не отказывали. Беда в их дом пришла темной ноябрьской ночью 1943 года. По доносу предателя семья священника была схвачена и доставлена в имение Бухолово, что вблизи местечка Сокулка (ныне - в Польше). После допросов и зверских пыток священник и его жена были расстреляны гитлеровцами и брошены в глубокую яму. В ту же яму к родителям были брошены девочки и живыми засыпаны землей.

После освобождения останки погибших были перенесены и захоронены на православном кладбище в Белостоке.

Отец Виталий Боровский с семьей.
Отец Виталий Боровский с семьей.

Так с разницей в четыре года пострадали за Церковь Христову пастыри отец и сын Боровские, причем пострадали от рук идеологически непримиримых между собой врагов. Их подвиг можно завершить словами старца иеромонаха Федора (Ушакова), в свое время в ХVIII веке оклеветанного и гонимого: «Когда сыны Израиля, лишась Иерусалима, Отечества своего, и не видя себе ни откуда нимало отрады в земле чужой, как странники при реке Вавилонской сидели и плакали: то этим плачем прообразовали состояние всех в бедах и скорбящих на земле… Должно и нам помнить, что и мы в бедственной этой жизни как странники, всегда гонимые и томимые напастями от врагов наших, только тогда находим себе отраду, когда вспоминаем горний Сион».