Священномученик Николай Гаварин, пресвитер
Более трех лет я собирал информацию о священномученике Николае Гаварине. Конечно, собирал — это звучит очень громко. Правильней было бы сказать, что я изучал архивный материал, отправлял запросы в места служения о. Николая, лично посещал эти храмы и разговаривал с настоятелями этих храмов, пытался через интернет найти близких и родных, но результат, к сожалению, был минимальный. Результатом этих поисков стала моя статья на сайте нашего собора «Забытый святой Гродненской земли». Но самое печальное, этот святой имеет прямое отношение к главному собору нашей епархии, а у нас даже нет его фотографии, и мы не знаем, как он выглядел в жизни. И вот только спустя более трех лет поиска, совершенно случайно, благодаря Александру Львову, внуку крестницы дочери сщмч. Николая Гаварина, удалось увидеть лицо этого святого. Александр поделился не только фотографиями, но, что немаловажно, и воспоминаниями о семье Гавариных. За три года поисков — это настоящий клад. Поэтому искренне надеюсь, что настоящая статья дополнит уже имеющуюся у нас информацию и откроет новые направления для сбора информации о святом нашей Гродненской земли.
Итак, представим на минуту, что мы с вами перенеслись больше чем на одно столетие назад в прошлое.
…Курляндская губерния. Город Якобштадт. На дворе 23 декабря 1871 года. Мороз, снег, предпраздничная рождественская суета, а в доме пономаря Иоанна Иоанновича Гаварина сугубая радость — родился сын, который спустя несколько дней при крещении будет наречен Николаем, в честь святого Николая Чудотворца.
Город, в котором родился будущий святой, — это нынешний город, а точнее половина нынешнего города Eкабпилса, находящегося примерно по середине между Ригой и Даугавпилсом. Дело в том, что современная история Екабпилса разделяется на истории сразу двух городов — Крустпилса и Якобштадта, располагавшихся на противоположных берегах реки Даугавы, а в 1962 году объединившихся в один большой город. Раскол Русской Православной Церкви XVII века, возникший в ходе проведения церковной реформы, предпринятой патриархом Никоном, заставил старообрядцев спасаться от гонений царского правительства на берегах Западной Двины. Именно их поселения с 1670 года и стали называться Якобштадт в честь давшего ему городские права Якоба Кеттлера, герцога Курляндского.
Якобштадт и Крустпилс
Уже в первой половине XVIII века Якобштадт был многонациональным и многоконфессиональным городом. В самом его центре располагался цистерцианский монастырь, который в первой трети XVIII века заняли хлынувшие в город униаты. До настоящих дней сохранился православный Свято-Духов монастырь, который всегда оставался оплотом для православных в противостоянии с униатами. Всё больший вес в городе приобретали — как наиболее зажиточные и образованные — немцы (как правило, лютеране) и поляки. Латыши тогда жили в городе лишь на правах домашних слуг или даже крепостных. Такая пестрота состава населения волей-неволей приучала людей к национальной и конфессиональной толерантности и не могла не отобразиться на становлении характера молодого Николая. Ведь не случайно поэт И. Шкляревский писал, что «самое сильное в человеке — его начало. Оно тайно верховодит всей жизнью» [1].
Иоанн Иоаннович Гаварин, отец Николая, родился в 1841 году. С октября 1856 года он служил причетником в Буцковской (Бучауска) Ильинской церкви Венденского (Цесис) уезда, а в ноябре 1860 года в том же статусе был перемещен к Фетельнской (Виеталва, Сауснея) Николаевской церкви того же Венденского уезда. В этом храме он трудился до 1868 года, и здесь же 30 января 1866 года Иоанн Иоаннович обвенчался с 24-летней православной якобштадтской мещанкой Софией Васильевной Томашевской. В 1868 году молодая семья переезжает в Якобштадт, где Иоанн Иоаннович стал исполнять обязанности пономаря Якобштадтского Свято-Духова Покровского храма [2]. Этот храм строили для себя греко-католики, но волею судьбы в 1839 году он был передан православным. Не смотря на толстые мощные стены храма снаружи, этот храм не имел внутреннего православного благолепия. Иконостас состоял из двух икон и царских врат и был крайне неблаговиден, отчего местные жители этот храм не любили и не посещали. В 1888 году был построен новый Свято-Духов храм, и здесь вплоть до своей смерти Иоанн Иоаннович исполнял обязанности псаломщика [3].
Свято-Духов храм
К моменту появления на свет маленького Николая в семье Гавариных было уже три ребенка: Ольга (14.12.1866 г.р.), Вера (20.09.1868 г.р.) и Мария (11.06.1870 г.р.) [4]. Несколько позже, 22 июля 1873 года, родится еще мальчик, которого назовут Иоанн. О судьбе дочерей Гавариных ничего не известно. О судьбе младшего брата Иоанна сохранились очень скудные сведения. Известно, что в 1888 году за неуспеваемость он был уволен из 3-го класса Рижского духовного училища, но в 1892 году окончил курс Якобштадтского (Екабпилс) городского училища. После чего, вплоть до октября 1893 года, он трудился сначала помощником учителя, а затем и учителем при Стомерзейской (Стамериена) приходской школе [5]. 3-го февраля 1906 года в Рижской Всесвятской церкви Иоанн обвенчался с 29-летней дочерью отставного майора Александрой Авдеевной Пятиловой. Был казначеем Русского благотворительного общества. Всю свою жизнь Иоанн провел в Риге, где и скончался 6 апреля 1937 года [6].
Иоанн и Александра Гаварины
Таким образом, детство маленького Николая прошло в многодетной и церковной семье.
В 1887 году Николай Гаварин поступает на первый курс Рижской духовной семинарии, которую в 1893 году заканчивает по первому разряду [7]. При обучении в семинарии и академии большой акцент делался на самостоятельные занятия, самообразование, особенно по богословским предметам, в изучении изящной словесности, гражданской истории и другим гуманитарным предметам. Всё это позволяло ее выпускникам становиться не только священнослужителями, но и учителями, а также в дальнейшем продолжать свое образование в высших учебных заведениях. После окончания учебы в семинарии, в июле 1893 года, Николай получает назначение на должность псаломщика при Кольценской (Бирини, Ледурга) Иоанно-Предтеченской церкви Рижского уезда [8]. 27 ноября 1895 года, получив одобрение училищного совета [9] за успешное обучение в школе, он был перемещен на место Юргенсбурского (Заубе) псаломщика Андрея Томсона [10], и здесь Николай трудился до 4 декабря 1896 года, когда был уволен за штат [11] и назначен учителем образцовой начальной школы, открытой в 1897 году [12] при Рижской духовной семинарии. 15 августа 1901 года в Иксюльской (Икшкиле) Михаило-Архангельской церкви Рижского уезда Николай Гаварин обвенчался с 20-летней дочерью священника этой церкви — Валентиной Ивановной Богоносцевой [13].
Николай и Валентина Гаварины
Буквально через полгода, 3 марта 1902, епископом Рижским и Митавским Агафангелом Николай Гаварин был рукоположен в священники [14] и назначен штатным клириком Свято-Покровской Коплауской (Каплава/Коплово) церкви. Первая историческая запись о построении в этом месте храма датируется 1794 годом. К сожалению, от того первого древнего храма ничего не осталось, ни здания, ни икон, только редкие записи в церковных книгах. Более того, сам храм к тому времени пришел в совершенную ветхость и едва держался. В виду такого печального состояния в 1894 году архиепископом Рижским и Митавским Арсением было принято решение на месте старого храма построить новую каменную, более вместительную церковь. Причем значительную часть средств на строительство выделил прав. Иоанн Кронштадтский [15]. 29 августа 1895 года при большом стечении народа состоялось великое освящение.
Покровская церковь сейчас
Но в этом храме о. Николай прослужил недолго. Резолюцией № 3165 от 19 сентября 1902 года священник Коплауской церкви Рижской епархии Николай Гаварин был назначен бесприходным Гродненским уездным наблюдателем церковных школ [16]. А 14 ноября 1902 года он упоминается уже в числе братии, сослужившей епископу Гродненскому и Брестскому Иоакиму в Свято-Софийском кафедральном соборе г. Гродно [17]. 24 декабря 1902 года был награжден набедренником [18], а в декабре 1903 года решением священноначалия о. Николай зачисляется в клир Свято-Софийского кафедрального собора г. Гродно. За время своего служения в соборе о. Николай проявил себя как замечательный проповедник. Гродненские епархиальные ведомости того периода сохранили до наших дней некоторые его проповеди, которые являются ярким подтверждением наличия проповеднического таланта у о. Николая Гаварина [19]. За ревностное служение на благо Матери-Церкви о. Николай был удостоен различных церковных наград. Так, например, 24 ноября 1905 года он был награжден скуфьей, 6 мая 1908 года, ко дню рождения Его Императорского Величества и за заслуги по духовному ведомству, — камилавкой, 6 мая 1911 года — наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым, а 6 мая 1914 года был высочайше награжден орденом св. Анны 3-й степени [20].
Свое священническое послушание о. Николай совмещал с должностью наблюдателя церковных школ Гродненского уезда, которых было более 30[21]. Надо отметить, что уровень знаний учащихся был достаточно высоким. Об этом свидетельствует тот факт, что 9 февраля 1903 года в г. Гродно с проверкой находились министр народного просвещения Г.Э. Зенгер и попечитель Виленского учебного округа В.А. Попов. Вместе с губернатором города П.А. Столыпиным и епископом Гродненским и Брестским Иоакимом они посетил ряд гродненских церковно-приходских школ. Ответы учеников школ по гражданской русской истории, географии и другим предметам позволили доказать достаточно высокий уровень их преподавания, чем были «буквально удовлетворены все присутствующие» [22].
24 октября 1903 года в семье Гавариных произошло радостное событие — родилась девочка, которую в крещении назвали Татьяной, а еще через два года рождается сын Евгений. Татьяна Николаевна с особой теплотой вспоминала гродненский период своей жизни. Как она сама рассказывала, все ее детские воспоминания связаны с рекой Неман. Папа часто брал маленького Женю на руки, обнимал свою дочь, и так они шли гулять вдоль реки, тем более, что река протекала недалеко от их дома.
Татьяна и Евгений Гаварины
Добросовестное отношение о. Николая к своим обязанностям и высокий уровень духовного образования не остались незамеченными для церковного руководства, и в 1906 году он, в дополнение к своим обязанностям, назначается законоучителем в Гродненскую женскую 7-классную гимназию [23]. Гимназия находилась под высочайшим покровительством государыни императрицы Марии Александровны, поэтому очень часто такие гимназии называли «Мариинские». Подобные гимназии являлись учебными заведениями, которые готовили педагогов — домашних наставников и учителей. В иерархии рангов и чинов Российской империи учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии имели более высокий статус, чем гимназии и училища Министерства народного просвещения.
Мариинская гимназия в Гродно
19 мая 1906 года на 66-м году жизни от катара легких скончался отец о. Николая — Иоанн Иоаннович Гаварин. 22 мая в Рижском Всесвятском храме было совершено отпевание почившего. Там же, на Рижском Всесвятском кладбище, он и был погребен.
Вскоре грянувшая Первая мировая война внесла свои коррективы в дальнейшую судьбу священника Николая Гаварина. В связи с военными действиями причт Свято-Софийского кафедрального собора г. Гродно, как и всё православное духовенство города, был эвакуирован в Москву, и отец Николай стал служить в храме святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади. Это достаточно известный храм в Москве. Многие известные москвичи приходили под своды этого храма за духовным утешением и наставлением. Вот знаменательный факт: именно здесь, 23 июля 1908 года, состоялось отпевание почитаемого московского священника XIX-XX столетий — отца Валентина Амфитеатрова, долгие годы прослужившего настоятелем Успенского собора Московского Кремля. Но и здесь о. Николаю удалось пробыть сравнительно недолго. В 1930 году, согласно новым постановлениям о религиозных объединениях, советские власти стали выселять из Москвы тех, кого они считали социально чуждыми, а к ним в первую очередь принадлежало духовенство. Сам же храм был закрыт в 1934 году, а несколькими годами позже разграблен и перестроен почти до неузнаваемости.
Храм свт. Николая на Щепах
Потеряв место жительства, отец Николай сначала уехал в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова. Служение на новом месте он совершал под началом протоиерея Алексия Соколова, сына архиепископа Иннокентия (Соколова), выдающегося миссионера, начальника Алтайской миссии, сподвижника митрополита Московского Макария (Невского). Кроме священников в храме трудился и диакон Елисей Штольдер. Забегая немного вперед, скажу, что диакон Елисей Штольдер на юбилейном архиерейском соборе в 2000 году был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Относительно протоиерея Алексия Соколова в настоящее время собираются материалы для его канонизации.
Семья Гавариных на новом месте служения
Сложно сказать, как проходило служение о. Николая на новом месте. К сожалению, не сохранилось ни воспоминаний, ни писем, ни личных вещей, но, зная общую обстановку в стране и отношение властей к Церкви того времени, можно сказать, что жизнь священника была подобна жизни изгоя. Священнослужителей так и называли — «лишенцы». Эти люди не вписывались в плакатный образ строителей коммунизма. Отношение к ним молодого советского государства можно было бы проиллюстрировать девизом языческих римских императоров первых веков христианства: «Христиан не должно быть». Многовековые священнические роды уничтожались целыми семьями. Их арестовывали, расстреливали, выселяли. При арестах изымались личные вещи, записи, фотографии, а те, кто были оставлены, жили в постоянном страхе. В таких сложных условиях проходило пастырское служение о. Николая Гаварина.
Более того, 22 февраля 1932 года ОГПУ МО по ст. 58-10 УК РСФСР арестовывается Валентина Ивановна, супруга о. Николая, по обвинению в распространении слухов об изготовлении мыла из человеческих трупов. Под арестом она пробыла до 17 марта того же года. 26 апреля 2004 года прокуратура г. Москвы реабилитировала Валентину Ивановну Гаварину.
В храме с. Немчиновка о. Николай прослужил всего лишь три года. Дело в том, что в конце 1934 года новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем по его распоряжению были сняты и сами колокола. Спустя немного времени, он решил храм закрыть, а здание отдать под занятия физкультурников, ссылаясь на малочисленность прихожан. Несмотря на личное письмо архиепископа Иннокентия (Соколова) на имя сестры Ленина Марии Ильиничны, несмотря на многочисленные письма общины с просьбой не закрывать храм, 20 сентября 1935 года церковь всё же была закрыта. Весь церковный причт, диакон Елисей Штольдер, протоиерей Алексей Соколов и иерей Николай Гаварин, перешли для служения в Никольскую церковь села Ромашково и служили в ней до дня своего ареста, а арест не заставил себя долго ждать. О. Николай в следственном деле числился как проживающий на Советском проспекте, дом 15. Но, как указывают материалы того же дела, перед самым арестом он переехал в Ново-Ивановское, д. 41, в дом к часовщику Дегтярёву, и продолжал там жить один до взятия под стражу. Очевидно, предвидя свой арест, он старался как-то оградить знакомых с ним людей от всех возможных неприятностей.
Отец Николай незадолго до ареста
На основании лжесвидетельств 29 августа 1937 года священник Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Эта тюрьма повидала множество сломанных судеб и людей, осужденных несправедливо. Единственное, что удалось передать о. Николаю в тюрьму до этапа, это теплые носки.
15 сентября 1937 года тройкой НКВД отец Николай был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлен в Ухтпечлаг. Мотивом для такого приговора стало обвинение в участии в контрреволюционной террористическо-повстанческой группе и проведении активной агитации против советской власти, членов советского правительства и вождей коммунистической партии. Скончался отец Николай 24 апреля 1938 года в Ухтпечлаге, а погребен в безвестной могиле.
Новое расследование, проведенное в 1939 году, вынуждено было признать, что все приговоренные по этому делу были осуждены несправедливо, но приговор, к сожалению, не был отменен.
Определением Священного Синода от 24 декабря 2004 года о. Николай Гаварин был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания, а решением Синода Белорусской Православной Церкви от 12 января 2012 года был причислен к Собору Белорусских святых.
Хотелось бы сказать несколько слов о судьбе супруги и детей о. Николая Гаварина.
Как я уже упоминал, после эвакуации из Гродно, вся семья Гавариных жила в Москве. В 1924-1925 годах сын Евгений проходил срочную службу под Владивостоком. После окончания службы он освоил профессию бухгалтера и работал в этом статусе вплоть до начала войны. Дочь — Татьяна Гаварина — с 1926 по 1928 годы училась в Московской кустарной школе им. Международного дня работницы по специальности «Инструктор-руководитель изученного ремесла» (изготовление одежды). Всем она запомнилась, как очень стройная, высокая, с идеальной осанкой дама, очень благородной внешности и с превосходными манерами.
С началом Великой Отечественной войны Гаварины отказываются уезжать в эвакуацию и остаются в Москве. Евгений уходит добровольцем на фронт и в 1941 году, при обороне Москвы, пропадает без вести.
Евгений Гаварин
Татьяна перед войной готовилась выйти замуж, но война расстроила эти планы. Более того, в первые дни войны погибает ее возлюбленный, и впоследствии она так и проживет всю свою жизнь одна, почитая и храня память о своем любимом человеке. Во время войны Татьяна вступила в ряды добровольной дружины, в задачи которых входило дежурство на крышах и тушение зажигательных бомб. Кроме этого, она регулярно сдает кровь на фронт и к 1946 году становится почетным донором. За свою деятельность в годы Великой Отечественной войны она была награждена медалью «За доблестный труд». В послевоенные годы Татьяна Гаварина работала в «Мосторгплодовощ», а чуть позже на машинно-счетной фабрике управления в должности замначальника старшего инструктора машинно-счетного бюро. В конце 1958 года она выходит на пенсию. От перенесенного инфаркта очень сильно ухудшается здоровье. Более того, не хватало средств к существованию. Доходило до того, что не хватало денег, чтобы купить даже кулич для освящения на праздник Пасхи. Татьяна Николаевна покупала маленькую булочку с изюмом и освящала ее. 14 февраля 1968 года стал трагичным днем для Татьяны Николаевны — умирает ее мама, которую она очень любила. В письмах к ней она называла ее не иначе как «моя мамочка». Всю оставшуюся свою жизнь Татьяна Николаевна прожила в г. Москве по адресу: 1-й Смоленский переулок, д. 21, кв. 1. Этот дом располагается прямо напротив того храма, где когда-то служил ее отец — храм святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади. На лето она переезжала в с. Немчиновка, где ее с радостью принимали в семье Анны Яковлевны Срезневской. К слову, надо сказать, что Татьяна Николаевна стала крёстной для дочери Анны Яковлевны, Натальи.
20 июля 1989 года Татьяна Николаевна Гаварина умерла. Вспоминают, что перед смертью она со всеми попрощалась, взяла в руки Псалтирь и крестик, тихо уснула во сне. Похоронена на Ваганьковском кладбище в г. Москве.
Татьяна Гаварина
Внимательный читатель обратит внимание на то, что о. Николай Гаварин претерпел страдания и смерть не за свои христианские убеждения, а за свою активную позицию против советской власти. Так, по крайней мере, звучало обвинение со стороны чекистов. Да и нигде в документах допроса мы не встретим свидетельств о том, что он проповедовал свои христианские убеждения. Поэтому можно задать логический вопрос: за что Церковь канонизировали отца Николая Гаварина?
Такой подход к решению этого вопроса скрывает в себе одну очень существенную ошибку. Ведь, продолжая эту логическую мысль, получается, что мученика делают мучеником не его собственные слова и дела, не мужество и верность Христу, а намерения его убийцы. Ни в коем случае нельзя судить о душе и состоянии духа человека по словам его убийцы. Если обратиться к истории Церкви, то мы увидим, что, конечно, были случаи, когда христиан убивали только потому, что они христиане. Например, великомученик Евстафий, который открыто исповедовал себя христианином, за что и был растерзан дикими зверями, великомученик Мина Котуанский, который перед судом открыто заявил, что он христианин, за что и был обезглавлен, и многие другие мученики ранней Церкви. «Да погибнет имя христиан» был одним из девизов в гонениях Диоклетиана.
Но такой принципиальный подход к выбору жертвы не всегда был характерен для язычников. Зачастую христиан убивали не за их веру, а просто за то, что те отказывались принести жертву богам или идолу императора, что рассматривалось как государственное преступление, близкое к измене. Подобный подход мы наблюдаем и у гонителей ХХ века. Они сознательно оформляли свои черные дела так, чтобы никто не мог укорить их за гонения на христиан. Поэтому очень часто причина казни новомучеников ХХ века выражалась словами «враг народа», «контрреволюционная деятельность», «противодействие мероприятиям советской власти» и т.п. Но мы прекрасно понимаем, что все эти слова являлись лишь прикрытием для коммунистов в их главной цели — уничтожить Церковь любыми средствами. Хорошо понимая, какое значение для христианской традиции имеет почитание мучеников, руководители НКВД давали указание соблюдать строжайшую секретность при исполнении приговоров и захоронении тел убитых, чтобы, по словам одного из них, «церковники и прочая белогвардейская сволочь не нашли места захоронений и не превратили их в места паломничества».
Поэтому возвращаясь к вопросу, за что был канонизирован отец Николай Гаварин, напомню, что мученик по-гречески — свидетель. В церковнославянском варианте акцент сделан на страданиях, а в древнегреческом — на том, что человек, рискуя жизнью и даже неся себя в жертву, свидетельствует об истине. Каждая канонизация — это не только свидетельство Церкви о личной святости человека, но это и плод осмысления образа его жизненного подвига, который оставляется последующим поколениям христиан в назидание и добрый пример. Ведь возможность компромисса для отца Николая оставалась всегда. Например, можно было написать донос, дать показания на собрата-священника, выгораживая себя, дать подписку о сотрудничестве с органами, а порой и публично отречься от Бога, снять себя сан… Да и оправдания такому шагу сыскать несложно. Обязанности перед семьей, перед своей паствой… И вообще, если все станут мучениками и исповедниками, что тогда будет с Церковью? Неужели она видимым образом должна совсем перестать существовать? На все поставленные вопросы и размышления отец Николай дал вполне определенный ответ. Этот ответ был написан его собственной кровью и запечатлен мученической смертью.
Клирик Свято-Покровского кафедрального собора г. Гродно протоиерей Владимир ПЕТРУЧИК
[1] Гостев А. П. Известные уроженцы Гродненской области. — Гродно — 2016. — С. 7.
[2] Щеникова О., Витолс А. (сост.), Гаврилин А. (конс.). Православные архиереи, священники, диаконы, псаломщики, учители и регенты, служившие на территории Латвии с 1710 по 2019 годы. // Биографический справочник — Рига — 2019. — С. 225.
[3] http://petergen.com/bovkalo/sp/riga1888.html, 17.06.2022.
[4] LVVA. Ф. 2541, оп. 1, д. 35, л. 20 об. — 21.
[5] Рижские епархиальные ведомости. — 1893. — январь. — С. 42.
[6] Щеникова О., Витолс А. (сост.), Гаврилин А. (конс.). Православные архиереи, священники, диаконы, псаломщики, учители и регенты, служившие на территории Латвии с 1710 по 2019 годы. // Биографический справочник — Рига — 2019. — С. 226.
[7] Рижские епархиальные ведомости. — 1893. — июль. — С. 496.
[8] Щеникова О., Витолс А. (сост.), Гаврилин А. (конс.). Православные архиереи, священники, диаконы, псаломщики, учители и регенты, служившие на территории Латвии с 1710 по 2019 годы. // Биографический справочник — Рига — 2019. — С. 226.
[9] Рижские епархиальные ведомости. — 1896. — январь. — С. 9.
[10] Рижские епархиальные ведомости. — 1895. — декабрь. — С. 1154.
[11] Рижские епархиальные ведомости. — 1896. — декабрь. — С. 1099.
[12] Рижские епархиальные ведомости. — 1897. — февраль. — С. 156.
[13] Щеникова О., Витолс А. (сост.), Гаврилин А. (конс.). Православные архиереи, священники, диаконы, псаломщики, учители и регенты, служившие на территории Латвии с 1710 по 2019 годы. // Биографический справочник — Рига — 2019. — С. 226.
[14] Рижские епархиальные ведомости. — 1902. — март. — С. 202.
[15] Рижские епархиальные ведомости. — 1895. — ноябрь. — С. 1101.
[16] Гродненские епархиальные ведомости. — 1902. — октябрь. — С. 346.
[17] Гродненские епархиальные ведомости. — 1902. — ноябрь. — С. 403.
[18] Гродненские епархиальные ведомости. — 1902. — декабрь. — С. 450.
[19] Гродненские епархиальные ведомости. — 1903. — ноябрь. — С. 451-452, Гродненские епархиальные ведомости. — 1903. — апрель. — С. 173-174.
[20] Щеникова О., Витолс А. (сост.), Гаврилин А. (конс.). Православные архиереи, священники, диаконы, псаломщики, учители и регенты, служившие на территории Латвии с 1710 по 2019 годы. // Биографический справочник — Рига — 2019. — С. 226.
[21] Гродненские епархиальные ведомости. — 1903. — март. — С. 126.
[22] Цветков, С. Петр Аркадьевич Столыпин // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 2. — С. 56.
[23] Дамаскин (Орловский), игум. «Священномученик Николай (Гаварин)» («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель». Тверь. 2006. С. 139-144.