Хранитель Маломожейковской церкви: протоиерей Лев Савицкий
История церкви-крепости в деревне Мурованка Щучинского района Гродненской области изучается специалистами разных областей: историками, археологами, архитекторами, социологами и даже военными. За свою почти пятисотлетнюю историю храм аккумулировал в себе немало тайн, загадок и спорных вопросов. Большинство документов, свидетельствующих о постройке храма, о раннем периоде его истории, было утрачено или уничтожено. То же, что сохранилось и предано огласке, связано с деятельностью удивительного подвижника благочестия – протоиерея Льва Савицкого (1841–1926), прослужившего в этом храме верой и правдой 63 года.
Будущий пастырь Маломожейковского прихода (а именно так называли ранее и приход, и саму церковь в д. Мурованка) родился в 1841 г. в с. Спорово. Получил достойное образование: сначала окончил Жировицкое духовное училище, а в 1863 г. стал выпускником Литовской духовной семинарии. 23 сентября 1863 г. был назначен и 10 ноября был рукоположен (именно так!) в сан иерея к Маломожейковской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1864 г. отмечалось, что «чтение, пение и катехизис знает хорошо, поведения хорошего» [1, с. 176–177].
Надо сказать, что храм достался отцу Льву в плачевном состоянии, и причин тому было несколько. Во-первых, как писал о том сам отец Лев Савицкий, церковные наделы были насильственно отняты помещиками Казимиром Костровицким, его сыном Ромуальдом, а также великоможейковским помещиком Рафаилом Грабовским, поэтому просто не было средств, чтобы проводить ремонт и содержать храм в надлежащем состоянии. Существовало Высочайшее постановление и личное повеление императора Александра I о том, что помещик, на землях которого стоит церковь, должен проводить в ней своевременный ремонт. На деле же во время такого ремонта, по свидетельству очевидцев, «церковная крыша была понижена на 8 аршин, а сбереженною отсюда старой черепицею покрыта остальная часть церкви», «притвор был сделан вновь, но без всякой формы». То есть проведенный в 1817 г. ремонт был сделан, мягко говоря, без должного тщания и с всевозможной экономией даже на необходимом [2, с. 370].
Во-вторых, предшественником отца Льва на этом приходе был его тесть, отец Михаил Степуржинский, которому в 1863 г. было уже 67 лет, и поэтому сил на содержание церкви в надлежащем порядке не хватало. Кроме того, сохранились документы о нарушении отцом Михаилом порядка богослужений, ошибках в хозяйственной деятельности, проблемах с алкоголем. В связи с этим возникали многочисленные разбирательства и даже накладывалась епитимья [1, с. 188–189].
Став настоятелем Маломожейковской церкви, протоиерей Лев Савицкий сразу же начал изыскивать средства для ремонта храма. Первоначально предполагалось начать ремонт уже в 1865 г., но, как пишет о том сам отец Лев, «встретившиеся затруднения были причиною, что он едва начался в 1871 г.» [3, с. 322]. Храм был обновлен и несколько перестроен. Сам отец Лев в «Литовских Епархиальных Ведомостях» приводит список проведенных работ и полный финансовый отчет [3]: «Согласно инструкции, данной местному комитету, церковь возобновлена в прежнем виде, исключая двух башен с западной стороны, поднятых выше на 6 арш., в одной из них устроена колокольня. Стены и карнизы оштукатурены гидравлическою известью» (иная не держалась на древних стенах), «остальные части выкрашены под кирпич; башни покрыты жестью», установлено 8 железно-золотых крестов, сделан новый притвор с башней. Внутри храма выровнены и оштукатурены стены, в башнях установлены новые лестницы, установлены дубовые с железными решетками окна, положен деревянный пол, подняты на 1 аршин солея и алтарная часть, в башнях алтарной части устроена ризница, перед иконостасом установлена балюстрада токарной работы. Про сам же иконостас отец Лев пишет со особой гордостью: «Иконостас, хотя небогатый, но по красоте превосходит все сельские церкви в уезде» [3]. Всего на ремонт затрачено 7716 руб. 15 копеек.
Освящение состоялось 21 января 1873 г. По свидетельству отца Льва, богомольцев собралось «значительное количество из местного и соседнего приходов, а также римско-католиков» [3, с. 323].
В не менее плачевном состоянии достался отцу Льву и сам приход. Все тот же его предшественник, отец Михаил Степуржинский, в 1830-х гг. дал подписку о присоединении с приходом к Православной Церкви. Но вместо разъяснений основ православной веры прихожанам, неустанной работы по приведению паствы к православию по духу, а не по букве, «был в суде за неправильное совершение богослужения и неповиновения начальству… чтением, пением и катехизисом не занимался и не знает, служит очень редко» [1, с. 189].
Поэтому уже в 1864 г. (то есть практически сразу по приезде на приход) отец Лев Савицкий открывает Маломожейковскую церковно-приходскую школу. Вот как свидетельствуют об этом «Литовские Епархиальные Ведомости» за 1889 г.: «[Школа эта] начала существование в самых крохотных размерах. Своим происхождением обязана главным образом местному причту. Мотивом для основания школы послужила полнейшая безграмотность в то время прихожан мало-можейковской церкви. Заботы же местного священника о. Льва Савицкого с первых дней его пастырства клонились всегда к тому, чтобы через просвещение молодого поколения, с одной стороны, правильные могли усвояться истины христианской православной веры среди неграмотных поселян, с другой стороны – чтобы этим путем способствовать развитию народной жизни на началах христианской религии» [4, с. 124].
Надо сказать, что это было лишь начало. За время служения стараниями отца Льва при приходе были открыты три церковно-приходские школы, в которых обучалось до 150 детей. И сам он принимал в обучении непосредственно участие. Но, кроме этого, оставались у него силы на многие другие дела: отец Лев имел большую семью (12 детей), крепкое хозяйство, сам занимался пчеловодством и проводил обучающие курсы по нему.
Значимую часть своего времени протоиерей Лев Савицкий посвятил изучению истории храма. Работал с сохранившимися на то время документами, расспрашивал старожилов: «Cтарожилы, в числе которых один, заслуживающий более других вероятия, 96 летній старик, умерший 4 года тому назад, живший при церкви под старость лет, а прежде бывший управляющим помещика Костровицкаго, лично мне рассказал, что…» [5, с. 307].
Постепенно, шаг за шагом, Лев Савицкий восстанавливал, где возможно, историю храма. И результаты своих изысканий регулярно публиковал в «Литовских Епархиальных Ведомостях», распространяя, тем самым, знания об этой удивительной церкви. В 1873 г. в указанной газете (№ 33, 34, 36, 42) выходит статья Льва Иосифовича «Маломажейковская (или Мурованая) Пречистенская церковь», которая имеет огромную историческую ценность не только как первый труд, посвященный истории архитектурного памятника, но и как кладезь недоступной на сегодняшний день информации. Отец Лев имел возможность работать со всеми документами, хранившимися в то время в церкви. На сегодняшний день раздается немало голосов, дерзающих критиковать историческую ценность трудов отца Льва. Но где были бы все мы, где искали бы утраченные и уничтоженные двумя войнами и революцией документы, если бы не своевременные труды сего образованнейшего и ревностного протоиерея?
Чудесно обретенная икона Божией Матери «Снежная» из деревни Волчинки (фотография предположительно 1907 года)
Одной из удивительных святынь храма Рождества Пресвятой Богородицы является чудотворная Волчинковская (Мурованская) икона Божьей Матери. Обретена она была также стараниями отца Льва Савицкого.
Об истории обретения иконы в свое время писал сам о. Лев: «Ввиду особого Промысла Божия, Который действовал через одну очень больную женщину с близкой деревни, которая открыла мне на исповеди о своем видении, будто какая-то прекрасная женщина в убогой одежде, появившись, сказала ей: “Помолись иконе Божией Матери, что была ранее в часовне в Волчинках, а теперь в темном и смрадном месте находится, и тогда избавишься болезни”. Слова женщины заставили меня, не возвращаясь домой, отправиться к помещику с просьбой о выдаче иконы, взятой из Волчинковской часовни, указав при этом то место, где она должна была бы находится». Помещик отвечал, что у него нет никакой иконы, и «сам отправился в указанное мною место, где ничего не было найдено. Потерпев еще несколько раз неудачу в розыске иконы, я два года не обращался к помещику по этому делу, ожидая более благоприятного случая, который и не замедлил быстро представиться». По домашним делам помещик должен был переехать в другое имение, а свое имение отдать в аренду одному шляхтичу, у которого фактором был еврей. Из частных слухов священник узнал, что икона должна быть в амбаре. После того он взял с собой двух самых ревностных верующих, из которых один был членом церковного совета, дал им нужные инструкции и отправил их в это поместье прицениться к амбару, который будто был назначен помещиком к продаже. Фактор, не подозревая о хитрости, открыл амбар, где и была обнаружена икона Божией Матери [2, с. 369].
Правда, впоследствии икона все же была вновь утеряна: в 1915 г. при эвакуации церковная утварь была частично вывезена в неизвестном направлении. Сейчас в храме находится копия той иконы, но и она особо почитается у местных жителей и паломников.
Наибольшее попечение отца Льва Савицкого составляли вверенные ему Богом прихожане, их духовное устроение, воспитание в православии. Всю свою жизнь он благодетельствовал среди прихожан от праведных достатков трудов своих (а тогда священник получал жалование от казны размером в 360 рублей в год [6, с. 73]). Много личных средств тратил отец Лев на благолепие храма. Известно, что на 50-летие своего служения он пожертвовал в храм колокол стоимостью более 1 тысячи рублей [7, с. 283]! Его отзывчивость и щедрость снискала любовь и уважение не только прихожан, но и иноверцев. Вот какое свидетельство того дошло до наших дней: «Прихожане укреплены в православии крепкими узами истинной веры. К православию присоединено 18 человек, из совратившихся 32 души, и не остаемся без надежды, что и еще несколько лиц заблуждающихся присоединится к своей праотеческой церкви. Местное римско-католическое население, исключая шляхты, с заметным расположением относится к церкви.
Прихожане окрестных костелов часто посещающие эту церковь в большие праздники, ставят свечи, закупают молебны, просят освящать кресты, бывают даже примеры и того, что просят освящать вновь построенные дома их и посещать их при обходе домов православных прихожан, во время постов Рождественского и Великого» [2, с. 371].
Заслуги протоиерея Льва Савицкого признавались вышестоящим начальством и светским обществом. Он был награжден множеством церковных наград: набедренником, скуфьей, камилавкой, наперсным крестом и т. д., а также орденами Святой Анны 3-й степени, Святого Владимира 4-й степени, что давало право личного дворянства (личное дворянство передавалось браком от мужа к жене, но не сообщалось детям и потомству) [1, с. 176–177].
Отец Лев сумел воспитать в вере и всех своих детей. Четверо из его сыновей стали священниками. Двое из них (священник Михаил Львович и Иосиф Львович Савицкие) в 1930-е гг. приняли мученическую смерть за веру. Отец Михаил был расстрелян тройкой НКВД, отец Иосиф умер в больничной тюрьме, но перед смертью написал родным письмо, в котором с истинно христианским смирением прощал своих мучителей, «ибо не ведают, что творят».
Испытания не миновали ни самого отца Льва Савицкого, ни Маломожейковскую «мурованую» церковь. В 1914 г. умерла матушка отца Льва Стефанида Михайловна. За годы Первой мировой войны храм сильно пострадал. В 1915 г., когда фронт стал приближаться к Лидчине, в церкви сделали больницу для раненых российской армии. Перед приходом немцев ценности храма (иконы, книги) были эвакуированы в Московскую епархиальную контору и, разумеется, обратно уже не вернулись. Во время немецкой оккупации здесь был лагерь для военнопленных. Алтарную часть превратили в место хранения провианта, и потому это было «сладкое» место для крыс, которые погрызли пол и испортили стены. Военнопленные разрушили ограждение, ворота, сожгли постройки при храме и, как говорят, «даже святотатствовали» [7, с. 80].
Вернувшись в 1920 г., Лев Иосифович застал церковь в страшном положении и сразу начал заботиться о ее восстановлении. Но, к сожалению, польские власти в то время начали процесс ревиндикации. Вместе с бывшими костелами время от времени предпринимались попытки изъятия православных церквей.
Журнал «Православный белорус» писал, что Маломожейковская церковь очень понравилась железнодорожным служащим – католикам с соседней станции Скрибовцы, которые и подали ходатайство католическому епископу о передаче им церкви. Наверное, еще одним поводом стало «неблагополучие» протоиерея отца Льва Савицкого – старого, еще с XIX в., борца с римо-католичеством. Лидский староста отказал ему в выдаче польского гражданства из-за «политической неблагонадежности», а без гражданства священник не мог выполнять свои обязанности и должен был через определенный срок покинуть пределы Польши.
В 1924 г. была отобрана и отдана в аренду земля, а 10 октября того же года по распоряжению Министерства просвещения и религиозного исповедания православный приход в Малом Можейково был закрыт. К тому приход времени насчитывал 1400 человек [8, с. 169]. В доме 84-летнего священника, 63 года своей жизни посвятившего служению Маломожейковской церкви, произвели обыск, а через несколько месяцев заместитель воеводы новогрудского прислал виленскому епископу Феодосию письмо, в котором требовал перевести Савицкого в другое место, так как он «не хочет выполнять распоряжение польских властей и проводит агитацию, вредную для государства» [9, с. 47]. Феодосий в своем ответе, пытаясь защитить священника, писал, что Савицкий уже глубокий старик и за свое почти шестидесятилетнее пребывание на одном месте сроднился с населением прихода, поэтому перевод его в другое место может стать фатальным. Вскоре 85-летний пастырь слег в постель и 3 февраля 1926 г. умер.
Наверное, отец Лев был единственным православным священником в Лидском районе, которого притесняла новая власть. Ведь все остальные в 1926 г. уже напрямую получали деньги от польского правительства.
Столь непереносима для нового правительства была даже память об отце Льве Савицком, что власти не позволили похоронить его в церковной ограде рядом с уже упокоившейся здесь матушкой. Прямо во время отпевания был прислан отряд полиции, заставивший прихожан нести гроб с телом отца Льва на кладбище д. Оленковцы за 2 километра от храма. В этой горькой расправе над памятью священника, всю свою жизнь посвятившего Маломожейковскому храму, теперь уже по прошествии почти столетия нельзя не усмотреть особого Промысла Божьего. Ведь все захоронения у храма за время Второй Мировой войны и десятилетий безбожной власти были уничтожены, сровнялись с землей, и уже трудно восстановить, кто где покоится. А могила протоиерея Льва Савицкого на Оленковском кладбище сохранилась и по сей день. Бог поругаем не бывает.
И в заключение хочется еще отметить, что ключи от церкви новые власти посмели отобрать только после смерти отца Льва 25 февраля 1826 г. Пока он был жив, никто не осмеливался отнять ключи у хранителя Маломожейковской церкви.
Список литературы
- Стренковский, С. П. Священно- и церковнослужители православных приходов Лидского и Ошмянского уездов в XIX – начале XX века / С. П. Стренковский. – Минск : МГИРО, 2019. – 438 с.
- Савицкий, Л. Маломожейковская церковь / Л. Савицкий // Литовские Епархиальные Ведомости. – г. Вильна, 1873. – № 42. – С. 369–372.
- Савицкий, Л. Маломожейковская (или Мурованая) Пречистенская церковь / Л. Савицкий // Литовские Епархиальные Ведомости. – г. Вильна, 1873. – № 36. – С. 321–323.
- Церковно-приходская школа в селе Мало-Можейкове // Литовские Епархиальные Ведомости. – г. Вильна, 1889. – № 15. – С. 124–126.
- Савицкий, Л. Маломожейковская (или Мурованая) Пречистенская церковь / Л. Савицкий // Литовские Епархиальные Ведомости. – г. Вильна, 1873. – № 34. – С. 306–308.
- Лаўрэш, Л. Л. Маламажэйкаўская царква: гiстарычны нарыс / Л. Л. Лаўрэш. – Гродна, 2017 – 114 с.
- Альбов, И. 50-летие пастырского служения о. Льва Савицкого / И. Альбов // Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства – г. Вильна, 1914. – № 12. – С. 277–283.
- Маломожейковское торжество // Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства – г. Вильна, 1917. – № 8. – С. 160–169.
- Горны, А. Страсці вакол Мураванкі / А. Горны // Поколение. – № 2. – 2013. – С. 46–47.
20 октября 2022
Иерей Евгений Владимирович Коваль, Гродненская епархия Белорусской Православной Церкви, приход храма Рождества Пресвятой Богородицы, д. Мурованка, Щучинский район, Республика Беларусь.
Екатерина Альбертовна Коваль, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь.