Храмы являются путеводительными маяками, которые приводят человека к Богу. В 15 километрах от Слонима, рядом с деревней Сынковичи, находится необычное строение. Расположенное практически в чистом поле, несколько на возвышенности, издалека оно напоминает небольшой каменный замок-крепость. Это церковь святого Архангела Михаила, дошедшая до нас практически в первозданном виде, — уникальный, даже по мировым меркам, памятник архитектуры, шедевр белорусского зодчества. Сынковичская церковь — памятник, в котором художественные течения Запада (готика) и Востока (традиции византийской храмовой архитектуры) слились в единый ансамбль.

История храма восходит к Великому князю Литовскому Витовту (1350 — 1430).  Во время борьбы за власть он был схвачен князем Ягайло и заточен в Кревский замок. Благодаря помощи своих верных слуг ему удалость бежать и некоторое время скрываться недалеко от Слонима. Как гласит древняя летопись, недалеко от города находилась небольшая крепость. Она была построена переселенцами-прусами, бежавшими от нашествия Тевтонского ордена. Располагалась она на острове, который образовался при раздвоении русла местной речушки Берёза. Именно там будущий Великий князь нашел приют и безопасность.

После того как Витовт пришел к власти, он не забыл о деревне и ее жителях, а также о полуразрушенном замке, в котором нашел убежище. Развалины он перестроил в великолепную церковь-крепость, в которой жители могли не только молиться, но и защищаться от врагов. Спустя 25 лет после своего спасения, в 1407 году, вместе со своей женой и близкими он прибыл на освящение восстановленного храма-крепости, меценатом которого являлся.

Поражает и акустика храма. Она проявляется благодаря своеобразным сводам и вмонтированным в них крестообразным голосникам. Не нужны микрофоны, усилители, звук одинаково ровный в любой точке и идет на нас как бы сверху. Талант древних зодчих изумляет.

Храм продолжал использоваться Православной Церковью до XVII века. С 1596 года на территории современной Беларуси активно распространялась уния, и приход был захвачен униатами.

В 1839 году проходит Полоцкий собор, где уния была упразднена, а униаты возвратились в лоно Православной Церкви. Именно с этого времени начинается постепенное налаживание духовной жизни прихода и реставрация храма. Особую роль в этом деле сыграл священник Евстафий Михайловский, который был настоятелем храма Архангела Михаила в 1872 — 1903 годах. Благодаря его трудам начался ремонт, была построена колокольня и благоукрашена территория вокруг храма. Настоятель занялся первым исследованием истории прихода, его культурной ценности. В результате трудов отца Евстафия появились 4 тетради, каждая по 100 страниц, содержащих результаты кропотливой работы. В конце XIX века священник Евстафий Михайловский обнаружил и описал древние граффити на внутренних стенах храма, которые относятся к XIII — XIV векам.

После начала Первой мировой войны и эвакуацией приходская жизнь в Сынковичах замирает. С 1926 по 1939 годы храм действовал как униатский приход и использовался как ссыльный храм для провинившихся священников. С приходом в Западную Беларусь советской власти богослужения были вновь прекращены.

С 1941 года приход возобновил свою деятельность и храм начал использоваться по своему прямому предназначению — совершение богослужений. В годы хрущевских гонений он, как и многие другие, в 1959 году под надуманным предлогом был закрыт. Здание отошло местному колхозу, который использовал его для хранения различных удобрений, что постепенно разрушало храм.

С 1990-х годов храм был возвращен Белорусской Православной Церкви, началось его долгое и тщательное восстановление. В 1991 году настоятелем был назначен иерей Леонид Машлякевич, который начал приводить храм в надлежащий вид. В 2004 году епископ Гродненский и Волковысский Артемий назначил настоятелем храма иерея Арсения Ананко, исполняющего данное послушание и по сей день. С приходом нового настоятеля началось планомерное восстановление храма и приходской жизни.

После десятилетий запустения храм нуждался в капитальной реставрации. В первую очередь была отреставрирована крыша и внешние стены храма. Дальше процесс восстановления был перенесен внутрь — была снята синяя масляная краска со стен, полностью заменен пол, установлен новый иконостас и киоты для многочисленных икон.