В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»

18 февраля 2020 года в Гродненском государственном музее истории религии состоялось открытие выставки «Богословие красоты (литургия как синтез церковных искусств)», приуроченной к XIX Международному фестивалю  православных песнопений «Коложский Благовест».

Песнопениями литургии открытие выставки украсил хор Свято-Владимирской церкви города Гродно. С приветственными словами к участникам обратились: директор музея Рита Янчаловская, настоятель кафедрального собора города Гродно протоиерей Георгий Рой и научный сотрудник музея Ирина Охотницкая.

Александр ШУРСКИЙ
Фото автора

О выставке

“Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы... созерцать красоту Господню и посещать храм Его ” (Псалом 26, 4)

Красота - одно из центральных понятий не только философской и эстетической мысли, но и богословия. В христианстве Красота - одно из имен Божиих. “Что может быть любезней образа нетленной Красоты?” - вопрошает святитель Григорий Нисский. “Красота является сущностным атрибутом Бога”, - утверждает святитель Григорий Богослов. Бог же, совершенный и прекрасный Сам по Себе, является и источником подлинной красоты.

Поэтому православная культовая архитектура, церковная поэзия и музыка, иконопись и другие виды церковных искусств всегда стремились быть на самом высоком уровне. Изысканность архитектурных стилей и приемов, стройность и красота богослужения, вдохновенное пение церковного хора, величественность облачений духовенства, сияние богослужебных сосудов - это лучшие формы проповеди христианской Церкви. И это не показатель достатка или пустой роскоши, а суть христианского мироощущения, согласно которому истинный смысл бытия человека - всей полнотой своего существа приобщиться подлинной Радости, стать причастником совершенной Красоты.

С давних времен христиане пытались отобразить Божественную красоту в разных видах искусства. И как ни в чем ином вся палитра церковных искусств является в христианском богослужении, главное место в котором занимает литургия (греч. λειτουργία - общее дело). Сияние Божественной красоты христиане видят, прежде всего, в Иисусе Христе, и потому литургия отражает Его красоту, проповедуя Его слово и представляя Его образы в разные периоды земного служения. Во время литургии совершается установленное Иисусом Христом Таинство Евхаристии (греч. ευχαριστία - благодарение) - преложение хлеба и вина в Его Тело и Кровь и причащение верных.

Основой для чинопоследования этого богослужения стала литургия апостола Иакова -брата Господня, первого епископа Иерусалима. В первые века христианской Церкви чин совершения литургии передавался устно, молитвы и священнодействия заучивались на память. Позднее появилось его письменное изложение. Со временем литургия дополнялась другими молитвами и песнопениями и в разных Церквях стала совершаться по-разному.

Большая заслуга в упорядочении и богословском обосновании чина в IV - начале V века принадлежит трем византийским святителям - Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Литургия состоит из трех частей: 1) проскомидии (греч. προσκομιδή - принесение), во время которой приготавливаются вещества (хлеб и вино) для совершения Таинства и проводится поминовение живых и усопших, 2) литургии оглашенных, то есть проходящих катехизацию (оглашение) и готовящихся принять Таинство Крещения, 3) литургии верных, во время которой совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и причащение верующих.

На выставке экспонируются предметы из фондов музея - иконы, богослужебная утварь, книги, облачение и отличительные знаки священства, а также другие культовые предметы, которые представлены в порядке совершения литургии и отражают красоту этого главного христианского богослужения.

Познание, как утверждал Аристотель, начинается с удивления. Так нередко и познание Бога начинается с удивления красоте Божественного творения, а венцом этого познания становится святость, которая открывает в человеке его собственные тайники богоподобной красоты и являет красоту других людей. Удивитесь вместе с нами!

Гродненский государственный музей истории религии

В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
В рамках фестиваля «Коложский Благовест» состоялось открытие выставки «Богословие красоты»
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut