Из жизни Гродненской Епархии
(Февраль)

29 февраля, в неделю 1-ую Великого поста (Торжество Православия) Преосвященнейший Артемий совершил Божественную литургию св. Василия Великого в Свято-Покровском кафедральном соборе г.Гродно в сослужении духовенства собора. За литургией Владыка Артемий совершил хиротонию во диакона выпускника МинДС Сергия Савенка. Накануне Его Преосвященство возглавил всенощное бдение в Свято-Покровском соборе.

 

27 февраля, в пятницу первой седмицы Великого поста Преосвященнейший Артемий, епископ Гродненский и Волковысский совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Никольском храме г.Волковысска в сослужении духовенства Волковысского благочиния. По завершению литургии Владыка Артемий возглавил чтение канона святого Федора Тирона и совершил освящение колива. Затем Его Преосвященство обратился к собравшимся к пастырским словом, в котором, в частности призвал к более сознательному отношению к чтению церковной периодики епархии – газеты «Гродненские епархиальные ведомости». После службы Владыка посетил строящийся храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла, где ознакомился с ходом выполнения строительных работ.

26 февраля в четверг первой седмицы Великого поста, Преосвященнейший Артемий предстоял за чтением канона св. Андрея Критского в Свято-Марфинской церкви г.Гродно в сослужении духовенства епархии.

25 февраля в среду первой седмицы Великого поста, Преосвященнейший Артемий возглавил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Покровском кафедральном соборе в сослужении духовенства собора. Вечером того же дня Владыка Артемий предстоял за чтением канона св. Андрея Критского в Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви г.Гродно в сослужении духовенства епархии.

Отчет о деятельности миссионерского отдела
по работе с военнослужащими за период январь-февраль.

Военная миссионерская работа - дело актуальное и благодарное. В то время, когда народ постепенно выбирается из мрака неверия и поднимает глаза к Небу, душепопечительская работа в армии и воцерковление воинов - это построение будущего нашей Святой Церкви и общества. Люди в казармах и люди в погонах - это часть паствы Христовой, они особо нуждаются в духовном окормлении, так как постоянно находятся в экстремальных условиях военной службы, и в Присяге обещали «положить душу свою за други своя». Миссионерским отделом Гродненской епархии с военными проведены мероприятия духовно-нравственного и просветительского характера. (подробнее...)

24 февраля во второй день Великого поста, Преосвященнейший Артемий предстоял за чтением канона св. Андрея Критского в Свято-Владимирской церкви г.Гродно в сослужении духовенства епархии. По завершении повечерия Владыка Артемий обратился с архипастырским словом к присутствующим, в котором акцентировал внимание на духовную сущность поста и призвал всех к «деятельному покаянию и преображению души».

В тот же день состоялось заседание Совета Свято-Софийского молодежного братства г.Гродно. На заседании обсуждались текущие проблемы братства, были внесены предложения по решению организационных вопросов.

23 февраля в день первый Великого поста, Преосвященнейший Артемий предстоял за чтением канона св. Андрея Критского в Свято-Покровском кафедральном соборе в сослужении духовенства епархии.

22 февраля, в неделю сыропустную (прощеное воскресенье), Его Преосвященство Владыка Артемий совершил Божественную литургию в Свято-Покровском кафедральном соборе г.Гродно в сослужении духовенства собора. Вечером Преосвященнейший возглавил вечерню с Чином прощения в сослужении духовенства епархии. По завершению вечерни Владыка обратился к собравшимся с пастырским словом в котором объяснил сущность чина прощения и подчеркнул, что без любви к ближнему не может быть любви к Богу.
Накануне Его Преосвященство возглавил всенощное бдение в Свято-Покровском соборе в сослужении духовенства собора.

В тот же день в детском доме смешанного типа по ул.Я.Купалы г.Гродно состоялся благотворительный концерт камерного оркестра Гродненской капеллы, организованный при содействии Гродненской епархии. На концерте присутствовал клирик Свято-Покровского кафедрального собора г.Гродно иерей Иоанн Велисейчик. Перед началом концерта отец Иоанн обратился к присутствующим с пастырским словом, в котором пояснил значение Прощеного воскресения.

19 февраля состоялась встреча клирика Свято-Покровского кафедрального собора, миссионера епархии иерея Александра Хомбака с медицинским персоналом отделения радиологии Гродненской областной больницы.

18 февраля состоялась встреча клирика Свято-Покровского кафедрального собора, миссионера епархии иерея Александра Хомбака с рабочей группой и подопечной молодежью центра социальной помощи и реабилитации (ул.Парижской коммуны, г.Гродно). Заведующая центром выразила надежду на постоянное сотрудничество центра с клириками Гродненской епархии.

12 февраля, в день собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, состоялся актовый день Минских Духовных школ (МинДАиС). В торжествах приняли участие Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан, епископ Гродненский и Волковысский Артемий, епископ Новогрудский и Лидский Гурий, представители светских и религиозных организаций. После Божественной литургии, совершенной в Свято-Успенском соборе Жировичского монастыря митрополитом Филаретом в сослужении епископов и духовенства состоялось заседание, на котором был заслушан отчет о деятельности духовных школ за 2003 год. Также были подписаны соглашения о сотрудничестве между Гродненским государственным университетом им. Я. Купалы, Горецкой сельскохозяйственной академией, и духовными школами.

В тот же день в Свято-Покровском кафедральном соборе состоялась экскурсия для представителей администрации колхозов Гродненской области. Экскурсию и последующую беседу на тему: «Положение Православия в XX веке» провел миссионер епархии иерей Александр Хомбак.

10 февраля состоялась встреча медперсонала 3-й детской городской поликлиники с миссионером Гродненской епархии, клириком Свято-Покровского кафедрального собора иереем Александром Хомбаком на тему: «Сотрудничество Церкви и медицины». Встреча закончилась общим молебном о здравии присутствующих. Отец Александр Хомбак выразил надежду на то, что: «встреча подвигнет врачей и медсестер, переборов свой страх, войти в традицию православного мировоззрения».

В тот же день на акафисте «Слава Богу за все», проводимом по вторникам в Свято-Ольгинском храме г.Гродно для молодежи, присутствовали представители студии телевидения Гродненского государственного университета им. Я.Купалы. Перед акафистом репортер студии Наталья Михайловна Краснопевцева провела интервью с клириком Свято-Покровского священника Александр Хомбаком и братчиками Свято-Софийского молодежного братства на тему: «Репродуктивное здоровье».

9 февраля, в день столетия русско-японской войны (1904-1905гг.), в Свято-Покровском кафедральном соборе была совершена заупокойная лития по погибшим воинам. На литии присутствовали представители Гродненского облисполкома, ученики кадетских классов г.Гродно, пресса и телевидение. Следует отметить, что Свято-Покровский собор построен в честь солдат и офицеров 24-й артиллерийской бригады, погибших в войне России с Японией. (подробнее о соборе)

8 февраля, в неделю о блудном сыне, Преосвященнейший Артемий возглавил Божественную литургию в Свято-Владимирской церкви г.Гродно в сослужении духовенства Гродненского городского благочиния. За литургией Владыка Артемий совершил хиротонию во диакона выпускника МинДС Вячеслава Гапличника. Накануне вечером Его Преосвященство возглавил всенощное бдение в Свято-Покровском кафедральном соборе.

1 февраля, в неделю о мытаре и фарисее, Преосвященнейший Артемий совершил Божественную литургию в Свято-Покровском кафедральном соборе г.Гродно в сослужении духовенства собора. Накануне Его Преосвященство возглавил всенощное бдение в кафедральном соборе г.Гродно.

Проповедь Преосвященнейшего Артемия, епископа Гродненского и Волковысского
в день пятый первой седмицы Великого Поста,
произнесенная в храме в честь св.Николая Чудотворца г.Волковыска
   Великий пост - это особое время в нашей духовной жизни. И как ко всякому серьезному делу, Церковь начинает готовить нас к Великому посту заблаговременно. Существуют так называемые подготовительные недели Великого поста. Первая неделя - мытаря и фарисея. Церковь раскрывает нам самую глубину человеческого порока, показывает, что причина зла, существующего на земле - человеческая гордыня, себялюбие, и эгоизм. Кающийся мытарь - человек, может быть, недостойный внимания, но понимающий свою удаленность от Бога. Он жаждет Бога, взывая к Нему со слезами: "Боже, милостив будь мне грешному". Вспоминая это евангельское событие каждый из нас должен осмыслить свою удаленность от Бога. Человек, который говорит что он с Богом, что он знает Бога, что он свят или духовно больной, или просто безумный. Чем ближе человек к Богу, тем больше он понимает, насколько он не соответствует той глубине человеческого призвания для которой создал нас Господь. А чем ниже человек развит духовно, тем меньше у него возникает в этой области вопросов. Церковь предлагает нам осмыслить свою жизнь, осознать свое удаление от Бога и принести пред Богом покаяние. Вместе с мытарем покаяться: "Боже милостив будь нам грешным".
   Следующая неделя - это неделя о блудном сыне. Эту притчу называют Евангелием в Евангелии. И если бы даже нам ничего не сохранили евангелисты, только одну притчу Христа Спасителя о блудном сыне, уже в этой притче можно было понять смысл и сущность Евангелия. Мы не чужие для Бога, мы его дети и он относится к нам как отец родной относиться к своему сыну. Поддавшись гордыне, себялюбию, самоутверждению, самовыражению человек теряет Бога, уходит из родного дома. Но отец ждет его, отец его любит, и сын приходит в себя. Церковь призывает всех нас к этому главному духовному моменту - прийти в себя, опомниться, посмотреть куда мы идем, как наша жизнь совершается, вспомнить о том, что Господь нас ждет и любит нас настолько, что, несмотря на все наши грехи, Он первый побежит к нам навстречу, Он первый к нам бросится на шею, Он нас введет в свою Церковь, в свой дом. Он даст нам все для спасения, всю благодать, если мы действительно придем в себя и станем на путь покаяния.
   Третья подготовительная неделя - это неделя о Страшном суде. Церковь напоминает нам, что мы несем большую ответственность за свою жизнь, что мы по своей сути существа вечные - перед нами вечность. И со смертью, похоронами нашими, нашими проводами на кладбище не заканчивается наша жизнь. Наша сущность, наша духовная энергия останется и после смерти. После пришествия Христова и тело наше будет преображено и наставлено, - мы воскреснем, как воскрес Христос и каждый получит то воздаяние, которое он заслужил в этой жизни. То есть как жил человек на земле, так и будет жить в вечности, если он жил с Богом - с Богом будет в вечности. Нашу земную жизнь можно сравнить с внутриутробным развитием младенца. Вся его жизнь зависит от организма матери, все ее пороки, все ее болезни они потом полностью будут на нем. Ребенок рождается с печатью своей матери, с ее проблемами, с последствиями ее грехов, с ее болезнями. Так и в нашей жизни - мы развиваемся в наших земных условиях, и каждый день дает какую-то болезнь, какой-то опечаток или светлый, или темный на нас с вами. И потом как скорлупа от орешка опадает, так и человек оставляет эту скорлупку своего бытия и переходит в некую другую сущность жизни и эта новая жизнь будет зависеть от того, как он провел отведенное ему время на земле, как он жил здесь, встретился он с Богом или нет.
   Мы называем день пришествия Господа "страшным днем", днем "Страшного суда". Это тоже говорит о нашей с вами деградации, ведь первые христиане настолько любили Господа, что говорили: "Господи, быстрей приди. Быстрее приходи Господи, мы уже не можем Тебя ждать, мы жаждем Тебя, Господи Иисусе". Приветствием их было "Маранафа": "Господь грядет"! Встречаясь тайком в катакомбах, закоулках, христиане шептали: "Господь скоро придет! Радуйся брат, радуйся сестра, Господь к нам идет!". А сегодня мы христиане говорим: "Господь скоро придет! Страшный день придет для нас с вами!". Нет той радости, нет того пасхального ликования, есть страх животный существ, которые действительно боятся Бога. Это уровень духовного развития первобытного человека - страх, животный страх пред наказанием. Нет в нас любви - сущности христианской веры. Обо всем этом мы должны задуматься.
   В последнюю подготовительную неделю Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Человек изгнан, не потому что Бог рассердился, взял палку и прогнал человека, все гораздо сложнее. Образный язык Библии говорит нам о том, что человек упал, он не поверил Богу, усомнился в словах Божиих, захотел стать всемогущим без помощи Божией, без духовной борьбы, без духовного опыта захотел знать добро и зло. И в этом весь смысл зла существующего сегодня - человек стремится любой возможностью получить власть и господство над миром, любыми средствами быть властелином мироздания Божиего. Все те чувства, которыми болеет современный человек, берут свое начало в греховном стремлении Адама - он не поверил Богу, и как следствие стал не в состоянии общаться с Богом.
   Сегодня на вечернем богослужении читались паремии из книги Бытие. Бог словно говорит человеку: "Если ты нарушишь заповедь, вкусишь этот плод, то умрешь. Не Я тебя убью, но ты сам умрешь, потому что окажешься в условиях, в которых не сможешь находиться со Мной. Ты не будешь больше питаться благодатью, которую имеешь в общении со Мной, когда Мы предстоим лицом к лицу друг к другу. И потеряв эту радость общения, потеряв эту благодать ведения Бога, ты будешь обречен на самоуничтожение и пойдешь путем смерти, путем погибели". Так и случилось после грехопадения - человек утратил возможность быть с Богом, был изгнан из рая. В первые дни поста все эти мысли, чувства, образы Ветхого и Нового Завета мы слышим в покаянном каноне Андрея Критского. Цель этого канона разбудить нашу душу, помочь нам придти в себя, осознать свою удаленность от Бога, осознать то, куда мы идем, вновь вспомнить о том, что нас ждет впереди, что мы сегодня не в состоянии общаться с Богом. Даже молиться мы с вами не можем, потому что настолько парализованы наши чувства, настолько мы зомбированы сегодняшним водоворотом нашей повседневной материальной жизни, что мы не в состоянии даже поднять глаза не небо. Как говорит пословица: "свинье на небо не смотреть" - и мы подобно блудному сыну только со свиньями и ведем свое общение. Вот скотский уровень нашего сегодняшнего бытия и сегодняшней жизни. Церковь все это приводит нам на память и вместе с тем говорит: "Не отчаивайся, Бог любит тебя, Он ждет твоего спасения" - Отец наш Небесный стоит на пороге своего дома, смотрит вдаль, не появится ли кающийся сын, не вернется ли чадо родное, которое оставило Бога. Неужели хоть на конце жизни нашей, на закате наших дней мы не опомнимся, неужели не придем к Богу с покаянием, неужели не вернемся домой, неужели не вернемся в нашу Церковь, не начнем жить полнотой духовной жизни, в доме Божием - храме, в месте, где мы становимся единым христианским организмом - телом Христовым.
   В дни Великого поста Церковь нас зовет к покаянию. Сегодня многие приходили к Исповеди, к этой основе нашей духовной жизни. Исповедь можно назвать реанимацией души, т.е. тем состоянием, когда человек возвращается к жизни, рождается во второй раз, через покаяние, возвращаясь к благодати, полученной в Крещении. Мы все должны понять смысл покаяния, научиться каяться и исповедоваться, т.е. видеть свои прегрешения. Мы молимся: "Господи, дай мне узреть моя прегрешения, дай мне не сплетничать, не осуждать моих близких, ни священников, ни соседей, ни родных. Избавь от злобы, ненависти, пересудов, разборок. Дай увидеть, что я несу боль, раздор. Избавь от похоти, тщеславия, гордыни, пресмыкательства, когда мы как лакеи пресмыкаемся перед власть имущими забывая о своем человеческом, а тем более христианском достоинстве. Вся жизнь приспособленчество - как змеи мы ползаем по земле в поисках, где приспособиться, где найти теплую лазейку для своего бытия. Иоанн Златоуст поучает нас оторваться от земли по которой ползают змеи. Господь дает нам крылья - пост и молитву.
   Будьте свободны, ведь свободу дает нам Церковь, свободу дает нам исповедь, когда вы приходим и сбрасываем с себя чешую греха. Можно сравнить исповедь с посещением врача. Вот вы приходите к врачу и говорите: "Меня зовут Анна" и… все. Чем вам поможет врач, как он сможет вас вылечить? Мало назвать имя на исповеди, нужно врачу духовному рассказать о своей болезни: "Отче, батюшка, вот такие, такие и такие пороки у меня. Ничего я не знаю, прожила жизнь и сейчас на сегодняшний день пожинаю плоды своего незнания". И когда мы каемся в грехах, болезнях нашей души, священник видит эти болезни и даем нам лекарство, говоря: "У тебя было хищение, ты был не чист на руку, а сейчас ты помогай бедным; были у тебя похоти, а сейчас ты больше постись, больше удели внимания молитве, помогай бедным и убогим и этим борись со страстями" И другие врачевания, - дает нам священнослужитель, - каждому по мере возраста, по мере сил. Вот в этом исповедь, ее смысл. Мы чистосердечно перед Богом гной выдавливаем своей души и слезами покаяния омываем свое сердце. Священник же данной ему властью как хирург, отсекает от нас этот гной, воспалительный очаг грязи, инфекции, болезни и говорит: "Иди и больше не греши, не делай таких дел, которые ведут к такому заболеванию, такому страшному состоянию отпадения от Бога".
   Великий пост - это время врачевания духовного, возрождения, воскресения, путь к Пасхе. Каждый христиан призван к воскресению здесь на земле, к воскресению духовному, к воскресению в покаянии, к преображению своей сущности, в подготовке к жизни будущего века, воскресению с Христом, во время второго славного пришествия, к радости пасхальной, к радости с Богом. Мы ждем и восклицаем: "Грядет Господь, радуйтесь!". В радости о Господе смысл поста. Не уныние, не отчаяние, когда мы плачем как неимущие упования, а радость о том, что Господь принимает нас и помогает нам. То что невозможно сделать человеку, возможно сделать Богу, но лишь если мы искренне этого пожелаем. Поэтому вам дай Бог этой жажды Богопознания, жажды исповедования, покаяния, преображения духовного. Дай Бог вам всем дожить до Пасхи нашей земной в этом году, и до Пасхи вечной - своего духовного воскрешения, до Пасхи жизни будущего века.
   Храни вас всех Господь!
Собрание Центрально- Европейского региона ВБПМ «SYNDESMOS»

 13-15 февраля на базе Варшавской православной духовной семинарии состоялось очередное собрание Центрально- Европейского региона ВБПМ «SYNDESMOS» посвященное теме: "Вклад молодёжи и Православной Церкви в формирование христианских отношений Новой Европы". На собрании присутствовали представители организаций православной церкви из Словакии, Беларуси, Польши и Литвы, а также студенты светских вузов Варшавы. Гродненскую епархию представлял братчик Свято-Софийского молодежного братства Николай Хомбак.

   Торжественное собрание началось молебном в семинарской часовне, который возглавил ректор Семинарии протоиерей Георгий Тофилюк. По окончании молебна, после приветственного слова секретаря Центрально-Европейского региона ВБПМ «SYNDESMOS» Магдалены Мулярчик с докладами выступили: протоирей Георгий Тофилюк, протоирей Владимир Мисиюк, преподаватель семинарии и организатор семинара Андрей Кузьма, президент фонда Роберта Шумана в Польше Роза Тхун, представитель Словацкого духовенства протоиерей Ян Зовульак, преподаватель ЕГУ и Минской Духовной Семинарии Николай Балоховский. Здесь же был разработан план деятельности на ближайший год и назначено место следующей встречи, которое пройдет в начале сентября 2004 года в Словакии.
   Культурная часть семинара состояла из вечера национальных культур, где мы были приятно удивлены, насколько глубоко белорусские народные песни вошли в быт семинарии, и прогулкой по старому городу Варшавы.
   Всенощное бдение накануне праздника Сретения Господня возглавил митрополит Варшавский и всея Польши блаженнейший Савва, который поздравил всех участников семинара и пожелал всем многая лета. В воскресенье после литургии и торжественного обеда мы покинули гостеприимную Варшаву.
   Хочется отметить отличную организацию семинара и гостеприимство студентов семинарии и братчиков Братства Православной молодёжи в Польше, трудами которых и был организован этот семинар.

   Н. Хомбак

III съезд Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви

   C 13 по 15 февраля в г.Минске на базе прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" проходил III съезд Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви (ОмБПЦ). В работе съезда от Гродненской епархии принимали участие следующие представители:
   - председатель ОмБПЦ, Преосвященнейший Артемий, епископ Гродненский и Волковысский;
   - миссионер Гродненской епархии, клирик Свято-Покровского кафедрального собора, духовник Свято-Софийского молодежного братства, священник Александр Хомбак;
   - клирик Свято-Покровского кафедрального собора, священник Иоанн Велисейчик;
   - диакон Свято-Покровского кафедрального собора Вячеслав Гапличник;
   - главный редактор газеты "Гродненские епархиальные ведомости", член совета Свято-Софийского молодежного братства Александр Шурский.
   Работа III съезда Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви началась молебном в приходском доме прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". По завершению молебна к собравшимся с приветственным словом обратился Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Затем с приветствием к молодежи выступил председатель ОмБПЦ, Преосвященнейший Артемий, епископ Гродненский и Волковысский. Далее последовало выступление представителя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, диакона Михаила Першина. Диакон Михаил зачитал приветственное слово председателя Отдела по делам молодежи РПЦ архиепископа Костромского и Галичского Александра, а затем выступил с докладом о молодежном служении Русской Православной Церкви.
Затем к молодежи обратился настоятель прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелев. Далее последовало выступление настоятеля Свято-Петро-Павловского собора г.Минска протоиерея Георгия Латушко. После выступления отца Георгия был заслушан доклад представителя Минских Духовных школ Святослава Рогальского. Затем последовало выступление студента 3-го курса МинДА Николая Генералова, который поделился своими впечатлениями о первом съезде православной молодежи, прошедшем в 1994 г.
   После обеда молодежь приняла участие в работе малых групп по следующим направлениям:
   1.    Свобода человека в Православной Церкви и личная ответственность. Куратор: иерей Павел Сердюк.
   2.    Литургическая жизнь современного молодого человека. Куратор: диакон Максим Логвинов.
   3.    Рекомендации для организации приходской молодежи. Куратор: протоиерей Георгий Латушко.
  Во время работы малой группы «Организация молодежного служения на приходе» с выступлением к молодежи обратился диакон евангелической лютеранской церкви Германии Дитер Штайнлихт. В своем обращении он предложил молодежи поучаствовать в программе: "Год социального служения в Германии". Программа предлагает участникам обеспеченное проживание и содержание в Германии при условии знания разговорного немецкого языка. Люди, участвующие в программе, получают возможность в течение года выполнять дело социального движения, работая с больными, престарелыми и социально неимущими людьми. Лица, желающие участвовать в этой программе, могут обратиться за более подробной информацией по электронному адресу: bsmv@tut.by.
   Работа в малых группах продолжилась после вечерни, совершенной в здании приходского дома. После ужина собравшиеся имели возможность принять участие в следующих мастер-классах:
   1.    Православный скаутинг. Ведущие: иерей Александр Ледохович, диакон Михаил Першин.
   2.    "Батлейка". Ведущий: Константин Задворны.
   3.    Творческая мастерская "День молитвы о Божьем творении". Ведущие: Константин Юнгин, Ольга Авдейчик, Юлия Андреева.
   4.    Пекарское искусство. Ведущие: Белевич Валерий, Бабарико Ольга, Чайка Павел.
   Наибольшей популярностью пользовались мастер-классы православного скаутинга (ведущие этого мастер-класса принимали непосредственное участие в создании скаутских лагерей - диакон Михаил Першин является председателем совета Братства православных следопытов, отец Александр Ледохович - "первопроходец" православного скаутинга в Витебской епархии) и "Батлейка" (ведущий этого мастер-класса, Константин Задворны показал, каким образом можно интересно и с пользой проводить уроки в воскресной школе, используя куклы)
   По завершению работы мастер-классов молодежь имела возможность отдохнуть на концерте, номера в котором были подготовлены представителями братств, входящих в ОмБПЦ. Особенно запомнились дуэт на флейтах, представителей Свято-Николаевского братства г.Минска и показательное выступление членов клуба имени Довмонта Псковского (г.Минск).

   Утро следующего дня началось с совершения утрени в приходском доме. После завтрака молодежь собралась в конференц-зале, где состоялось пленарное заседание ОмБПЦ. Пленарное заседание было открыто приветственным словом председателя ОмБПЦ Преосвященнейшего Артемия, епископа Гродненского и Волковысского. Далее с выступлением к молодежи обратился профессор Православного Свято-Тихоновского Богословского института, богослов и церковный публицист диакон Андрей Кураев. Отец Андрей надолго завладел вниманием аудитории и его речь, длившаяся более полутора часа, была прослушана на одном дыхании. В своем выступлении отец диакон затронул трудности молодежного служения, осветил некоторые внутрицерковные проблемы, а также представил аудитории свои книги, изданные в 2003-2004 годах. По завершении выступления отца Андрея каждый из присутствующих имел возможность приобрести его книгу с автографом.
   После пленарного заседания была продолжена работа мастер-классов. Затем состоялось принятие новых организаций в состав Объединения и утверждение календарного плана мероприятий ОмБПЦ на 2004 год.
   После обеда молодежь вновь встретилась с диаконом Андреем Кураевым. В течение более чем двухчасовой встречи отец Андрей отвечал на вопросы молодежи. Во время беседы все попали под очарование особой уверенности и огромного багажа богословских знаний отца диакона, - казалось, не было вопросов, на которые этот апологет Православия не смог бы ответить.
   Вечером молодежь приняла участие во всенощном бдении, проходившем в Свято-Евфросиниевской церкви. Далее последовал ужин, после которого состоялась презентация работы мастер-классов и первое заседание координационного совета состава 2004 года.
   Следующий день начался исповедью участников съезда. Затем в Евфросиниевской церкви Преосвященнейшим Артемием, епископом Гродненским и Волковысским, в сослужении духовенства, прибывшего на съезд, была совершена Божественная литургия, во время которой молодежь имела возможность причаститься Святых Христовых Таин.
   По завершению литургии состоялась агапа и подведение итогов работы съезда. Каждый из присутствующих имел возможность выступить у свободного микрофона, поделиться впечатлениями и внести свои предложения. В заключение к молодежи обратился диакон Максим Логвинов. Он подчеркнул важность евхаристической жизни молодых людей и указал на то, что, несмотря на активность в несении молодежного служения, не следует забывать о центральном событии в жизни каждого христианина - литургии.
   В целом работу съезда можно оценить положительно - произошел обмен опытом и знаниями методики ведения организационной, миссионерской и просветительской работы, определены приоритеты молодежного служения, выработан план мероприятий на предстоящий год. Есть надежда, что начинания съезда дадут в будущем свои благодатные плоды.
   Гродненская епархия выражает свою благодарность организаторам и участникам съезда за радость общения во Христе Иисусе Господе нашем.

Храни, Господи, православную молодежь!

А. Шурский

Из выступления профессора Православного Свято-Тихоновского богословского института
диакона Андрея Кураева на III-м съезде Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви
   Когда мы говорим о миссионерстве в его историческом развитии, то мы должны понимать, что ситуация сложившаяся сейчас по-своему уникальна. В начале развития христианства даже самые необычные миссионерские ходы не вызывали возмущения церковных масс. Затем по мере того, как христианство распространялось, в Церкви стал появляться дух "охранительства". И это была хорошая тенденция - если у Церкви и в человеке есть охранительский дух, это означает что есть что охранять. А миссия начала осуществляться за пределами Римской империи, вдалеке от глаз церковных людей. Сегодня же впервые приходится совершать миссию в одном и том же городе, на глазах скажем у прихожан местного монастыря. А миссионеру приходится говорить на нецерковном языке. По этому поводу мне вспоминается следующий случай. Было это лет шесть назад в Архангельске, на конференции Иоанновские чтения, посвященной св.прв. Иоанну Кронштадтскому. В огромном зале собрались тысячи две учителей. Докладчик, известный историк из Москвы, рассказывает о подлинных дневниках Иоанна Кронштадтского. Дело в том, что книга "Моя жизнь во Христе" не является в полной мере дневником, так как она изначально готовилась к публикации, как, например дневники Ф.М.Достоевского. Записи в этих дневники интимные и очень честные, например в одной из них св.Иоанн говорит: "Господи, прости меня недостойного, опять я вчера во время службы рассердился на дьякона после Херувимской! И за что рассердился - за то, что он во время каждения слишком близко подошел ко мне и обдал меня дымом из кадила. "Эдак он мне митру закоптит" - подумал я. А потом подумал: "Что я дурак старый такое думаю - у меня этих митр двадцать штук, мне их за всю жизнь не переносить!". Прости меня Господи!" И вот историк зачитывает избранные места из дневника, и среди них такую вещь: "Господи не попусти Льву Толстому дожить до праздника Рождества Божьей Матери, которую он так хулит!". Представьте реакцию учителей - они пришли за духовностью, политкорректностью и прочими прелестями, а тут им "ба-бах топором по голове". Владыка смотрит на меня, мол иди спасай ситуацию. Что тут делать, я выхожу на трибуну, поворачиваюсь к иконе отца Иоанна, крещусь, кланяюсь и говорю: "Святый праведный отче Иоанне, прости меня, но я с тобой не согласен". И дальше говорю о том, что в молитве нельзя желать зла другому человеку. Поясняю, что слова "святость" и "непогрешимость" не являются синонимами. Зал оттаивает. Но несколько бородачей, "профессиональных православных" с задних рядов встали и хлопнув дверью ушли. Я понимал, что делаю, так как в той ситуации был выбор - или смутить этих людей глубоко церковных, или же оттолкнуть от Церкви нецерковных.
   Мне часто приходиться слышать от верующих людей: "Вы нас смутили!", шуткой или анекдотом. Хочется спросить: "В чем ваше смущение? Вы церковный человек, вы смутились во мне или в Православии?". Поверьте, на Страшном суде вас не будут истязать на тему: "Исповедовали вы веру в духовность диакона Андрея Кураева". Поэтому если вы смутились во мне - это не страшно. Но вы подумайте о тех людях которые смутились от другого случая. У нас не принято подсчитывать, а скольких людей смутили "правильные проповеди правильных батюшек", когда батюшка пришел в молодежную аудиторию, прочитал проповедь по канонам, так как учили его в семинарии, на полуславянском высоком языке, но в этой его правильности "дохли мухи и студенты". У нас не принято подсчитывать такие потери. "Отряд не заметил потери бойца, анафематизмы пропел до конца!".
   * * *
   Честно говоря, в последнее время я ощущаю себя неким буревестником революции. Революция в нашей церковной жизни уже произошла, … к сожалению. Попробую объяснить, что с нами произошло. Почему уставным выражением лица православного человека стали глаза басет-хаунда? Это такой "таксомотор" с большими грустными глазами. Если смотрели сериал о Коломбо - там такая собачка есть. Басет-хаунд - это порода совершенно незаменимая в нашем церковном обиходе. Когда такая собака смотрит на тебя, возникает ощущение, что она спрашивает: "Ну, кто из нас каяться должен?"
   Удивительный эпизод из жизни одного из святых V-го века, о женщине, которая начала корчить из себя монахиню. Он написал ей в письме: "Как ты можешь носить одежду вдовицы при живом-то муже…". В 5-м веке по одежде можно было узнать, девица это или замужняя женщина. Сегодня у нас в храме все вдовицы по выражению лиц. Вот вспомните выражение: "белый платочек к сердцу чистому". Действительно смотришь фотографии 50-х годов - в храме море белых платочков. Вспомните в чем русские бабы шли в храм в XIX - в самых своих "сарафанистых", ярких платьях. Сегодня, напротив, все в черно-коричневых тонах. И я не придираюсь - это серьезная вещь. Потому что перемена церковно-национальной традиции это катастрофа серьезнее, чем неудачная экономическая реформа или проваленная военная кампания. Это означает перемену, в переживании народа своей собственной вере. Что мы видим в нашей вере - повод к жизни, к творчеству, к радости или же повод к пессимистическим переживаниям?
   Мне кажется, что такая революция в частности произошла из-за того, что у нас появилась традиция исповедоваться во время литургии. Получается абсурд - хор ликует от имени причастников: "Святая святых", а сами виновники торжества скучились где-то в уголке и "бьют себя по персям".
   * * *
   Слово "православие" удивительно точно переведено с греческого - слово "ortos", которое может значить и вера, и слава Кирилл и Мефодий перевели как право-славие, а не как правоверие. Ведь есть три типа молитвы - первая просительная, в которой человек просит о себе. Просить Бога может и атеист. Я сам помню свою первую молитву еще в школе: "Господи, сделай так, чтобы учительница заболела!". Второй тип молитвы - благодарственная. В ней тоже присутствует элемент корысти - мы благодарим Бога за то, что Он нам дал. И лишь славословящая молитва бескорыстна. Это молитва которую невозможно творить вдали от Бога - просить Бога можно и издалека: "Из глубины воззвах к Тебе Господи", но славословить Бога можно только внутри Бога.
   * * *
   По поводу преподавания "Закона Божьего" в школах. Скажу прямо - в этом вопросе я двуличен. Пока в России нет консенсуса общественного мнения по поводу преподавания "Основ православной культуры", "Закона Божьего" в школе и я буду защищать введение такого предмета. Но как только Министерство образования выдаст, что профессор Преображенский называл: "окончательной бумажкой" - на следующий же день я стану противником этого нововведения. Почему? Возникает вопрос - а можно ли нас этому учить - нас таких, какие мы есть? Такой случай. Зашел как-то в одну из православных гимназий и из одного кабинета услышал голос учительницы: "Саша не вертись! Саша сядь спокойно! Так, дети посмотрите на Сашу - в Сашу бес вселился!". Пока в нас не произойдет революция, пока мы сами не начнем коллекционировать радостные впечатления от жизни, мы детей будем заражать, а не исцелять.
   * * *
   Я плохо знаю историю Белоруссии. Наверняка вы знаете историю России лучше, чем я - Белоруссии. Так вот скажите мне - при каком таком царе-батюшке строилось в России столько храмов как сейчас? Немного статистики - в РСФСР к концу 80-х годов было менее трех тысяч действующих храмов, сегодня - 16 000. По тысяче храмов в год. Причем вы понимаете, что это не просто успехи бетонно-кирпичной промышленности. Конечно восстанавливать старые храмы это дороже чем строить новые. Но коснулось это не только храмов, но и монастырей. К концу 80-х годов в России было три с половиной действующих монастыря - Троице-Сергиева лавра, Киево-Печерский монастырь, Данилов монастырь и только начинала дышать Оптина пустынь. Сегодня в России 700 действующих монастырей. Это больше чем во всей Российской империи в 80-х годах XIX века. А что такое монастырь - это не только 20 монахов, это еще 2000 человек которые пробыли там, но не остались. Получается что в жизни миллиона людей была искренняя попытка жить по вере. Но почему то у нас коллекционируются только негативные впечатления. Добрые церковные слухи не передаются - гаснут сразу, а вот печальные, пугающие - со скоростью света. И это диагноз.
   * * *
   Прискорбно, но в моем лексиконе появился такой термин - "необратимо воцерковленный человек". То есть человек, который лишил себя права на улыбку. Узнать таких людей очень легко - во-первых, у них особый стиль одежды, во-вторых - лексикон. Почему-то мечта современного православного человека залезть в консервную банку и запаять себя изнутри. Эпизод из жизни. Было это на Сахалине. Подходит ко мне женщина, журналистка местного церковного издания. Ее первый вопрос:
   -Батюшка, какой вопрос благословите задать первым?
   Я отвечаю ей так:
   -Знаете, что милая, вы можете построить свой вопрос таким образом: отец Андрей, когда вы приехали к нам на Сахалин прошлым летом, то в дни вашего пребывания на острове совпали с убийством начальника погранслужбы N. Когда вы приехали к нам сейчас, то дни вашего пребывания совпали с убийством губернатора N. Отец Андрей, что нам ожидать от следующего вашего приезда на наш остров?!
   Больше вопросов не было.
   Вторая история. Было это в прошлом году в городе Саратове. Подходит ко мне такая вот замоленная донельзя женщина, тащит за собой восьмилетнего мальчишку за руку:
   - Батюшка, благословите моего сына в монастырь свозить на отчитку.
   - Почему на отчитку? Он у вас, что, бесноватый.
   - Да, батюшка, мне кажется да.
   - И в чем это проявляется? Он что в храме батюшку кусает? Лает при чтении Евангелия?
   - Нет.
   - Так в чем же его бесноватость?
   - Он меня не слушается!
   Поворачиваюсь к мальчишке. А он уже тоже такой, стилизованный под маму. Я к нему наклоняюсь и говорю:
   - Сашенька, Христос Воскресе!
   Сашенька огрызается:
   - Воистину Воскресе.
   - Нет, - говорю я, - так Саша не годится. Надо громко ответить. Христос Воскресе!
   - Воистину Воскресе, - опять бурчит Саша.
   - Это же радостные слова, надо их громко, на всю улицу, чтобы все проснулись! Христос Воскресе!
   И он как гаркнет на всю улицу! Сразу же другое выражение лица, маска старца спала с его лица, нормальный сияющий пацан, живой.
   * * *
   В любом миссионерском проекте есть двусмысленность. Ведь любой проект можно оценивать по-разному. Как говорил Блаженный Августин: "Что подумал бы человек, который ничего не знает о земледелии, если бы увидел сев? Он видит, что рукой человека хорошие продукты бросают в грязь". Опять же случай из жизни. Ноябрь прошлого года, Воронеж, епархиальное собрание. После собрания подходит ко мне "профессиональный православный человек", бородач, трудник одного из монастырей, смотрит мне в лицо сурово брови нахмурив и говорит:
   - Братия нашего монастыря не одобряет ваши заигрывания с рокерами.
   - А что не нравится вашим братиям?
   - Ну, как же, ведь рок-музыка это сатанизм.
   - Подождите, песни Кинчева, это сатанизм что-ли?
   - Нет, стихи-то у него хорошие, но музыка ведь все равно сатанинская! Там агрессия, барабаны, жесткие ритмы.
   - Хорошо, а полки Суворова под какую музыку на штурм шли? Под "во поле березка стояла". Военная музыка она всегда агрессивная, жесткая и ритмичная. Кинчев делает то, что вы с своем монастыре не можете сделать - он воспитывает воинов.
   Ведь одна из главных проблем нашей жизни, то что у нашей педагогики слишком женское лицо. Это серьезно.
   Когда я устраивался на работу в Свято-Тихоновский институт в Москве, я спросил проректора:
   - Вот у вас тут учатся девушки. Для меня это некоторая новость, потому что как устроен семинарист - я знаю. А что такое девушка изучающая Богословие - для меня это загадка. Не могли бы вы мне это объяснить?
   Проректор на секунду задумался и сказал:
   - Ну как вам сказать. Видите ли, лексикон Эллочки-Людодеки состоял из 12 слов, наши студентки обходятся четырьмя: "смирение, искушение, послушание, благословение".
   Так вот на таком лексиконе мужика не воспитаешь.
   * * *
   Есть у нас еще одна проблема - проблема детства. В античной и средневековой практике такой проблемы вообще не возникало - ребенок, воспринимался как недоразвитый взрослый. В частности по этому в Евангелии нет рассказа о детстве Иисуса. Не потому что это тайна, не потому что он провел детство в Индии, а потому что тогда не было спроса на эту информацию. В итоге мы читаем в добротолюбии XVI века следующую фразу: "Когда отец играет с детьми он не должен им улыбаться". И это означает что каждый православный родитель и воспитатель просто обречен на творчество. Нельзя просто заимствовать советы из прошлого - необходимо совмещать традиционную православную аксиологию, с наработками возрастной психологии, открытием XX века.
 Слово на открытии III съезда Объединения молодежи
Белорусской Православной Церкви
Митрополита Филарета,
Патриаршего Экзарха всея Беларуси
   Ваше Преосвященство, досточтимый владыка Артемий!
   Дорогие братья и сестры, участники и организаторы III Съезда Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви!
   Сердечно приветствую всех вас, изъявивших благое намерение и готовность принять участие в нынешнем собрании и тем внести свой вклад в развитие православного молодежного движения Беларуси.
   Наблюдая многоразличные веяния духа века сего, всё чаще приходится размышлять о том, как непросто и нелегко приходиться современной молодежи в нынешние времена. Мир, который, казалось бы, стремится к внешнему объединению, на деле полон глубоких внутренних противоречий. Сегодня борьба за сердца людей принимает воистину ожесточенный характер, и потому каждый шаг человека на духовном, душевном и жизненном поприще требует особой ответственности. Как ни прискорбно это признать, но в моменты нравственного выбора весьма многие молодые люди становятся жертвами соблазнов и искушений, выбирая путь безнравственности, порока и преступления.
   "Даждъ ми, сыне, твое сердце, очи же твои моя пути да наблюдают" (Притч. 23: 26), - призывает Господь со страниц Святого Писания человека, вступающего в жизнь. От рождения начинается наш путь в вечность и, возделывая ниву души в юности, мы обретаем надежду на добрый плод в зрелости.
   Современные молодые люди нуждаются не только в особом пастырском попечении, но и в более полных возможностях общения друг с другом в кругу христиан-единомышленников. Необходимость создания общецерковной молодежной организации стала на рубеже веков очевидна. И потому два года назад решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви было создано Объединение молодежи, которое за столь недолгое время на уже принесло первые плоды в деле духовно-нравственного просвещения и воцерковления своих сверстников.
   Объединение православной молодежи только начинает свой путь, и пусть это доброе дело, - общее дело молодых христиан Беларуси - развивается и набирает силу на твердом основании веры, краеугольным камнем которого пребывает Господь наш Иисус Христос.
   Молодежи свойственно стремиться к единению, и мы рады свидетельствовать, что подлинное единство в духе и истине вы обретаете в Церкви. Молодежь нуждается в служении Отечеству словом и делом, - в Церкви есть дела, требующие приложения молодых сил, и сегодняшняя наша встреча подтверждает это.
   Вновь приветствую участников и гостей Съезда, представляющих по благословению своих правящих архиереев все епархии Белорусского Экзархата, и желаю всесильной помощи Божией во всех благих начинаниях ваших!
   
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет,
Патриарший Экзарх всея Беларуси.
13 февраля 2004,
г. Минск
Приветственное слово председателя Отдела по делам молодежи
Русской Православной Церкви
архиепископа Костромского и Галичского Александра

   Участникам III съезда
    Объединения молодежи
   Белорусской Православной Церкви

Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство!
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

   Сердечно приветствую участников и гостей съезда Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви.
   Это благое начинание свидетельствует о том, что Православная Церковь все более активно участвует в формировании и реализации молодежных программ Республики Беларусь, закладывая духовные основы в души подрастающего поколения.
   Каково будущее у Православия в XXI веке? Такой вопрос стоит сегодня перед Церковью. Как привести к христианству современную молодежь? На каком языке говорить с ней? Миссия к молодежи - это важнейшая задача современности, для осуществления которой необходимо соединить усилия Церкви и всех здоровых сил общества и государства.
   Молодой человек сегодня более чем когда-либо нуждается в идеалах, которые бы делали осмысленной его жизнь, устремляли его в будущее, являли пример служения Отечеству, ближним и Богу. Обращаясь к истории евангельских событий, человек постигает и историю своей души, осознает свое предназначение в этом мире. И очень важно, чтобы это вхождение в реальность евангельской истории произошло в юности, когда человек делает жизненный выбор. В этом возрасте сонм православных святых, среди которых достаточно назвать имя преподобного Макария Унженского, избирает путь иноческого подвига. В этом возрасте Отрок Иисус отделяется от Своей Матери и Иосифа, остается в Иерусалиме в храме Своего небесного Отца и собеседует с иудейскими учителями (см. Лк. 2:41-52). Поэтому, как представляется, это время, когда подросток готов и хочет услышать о главном - о той битве, на которую в таинстве Крещения благословляет Церковь нового воина Христова. И если живая весть о Христе дойдет до его сердца, мы уже больше не будем говорить о нашей молодежи как о потерянном поколении. Если нам удастся стать достойными наставниками и воспитателями детей и молодежи, то, уверен, скоро мы сможем говорить не о потерянном, а об обретенном поколении.
   Православие - это религия действенной любви. Поэтому цель всех детских и молодежных православных программ - пробудить у наших детей и молодежи чувство благоговения и удивления перед красотой мира, наполнить их жизнь высшим смыслом и помочь им обрести себя в служении Богу, ближним и Отечеству. Мы хотим, чтобы наши дети и молодые люди следовали в своей жизни тем путем, которым шли к Богу праведники и подвижники русской земли. По слову апостола Петра: "...если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1 Пет 2:20-21).
   Хотел бы искренне поблагодарить Патриаршего Экзарха всея Белоруссии митрополита Филарета за внимательное отношение к проблемам молодежного служения. За прошедшие годы сотрудничество Церкви, общества и государства в сфере воспитания молодежи уже принесло добрые плоды: проведены детские и молодежные лагеря, форумы, съезды, краеведческие поездки и паломнические путешествия.
   Большой вклад в дело православного молодежного служения внесло Объединение молодежи Белорусской Православной Церкви. Благодаря усилиям председателя Объединения епископа Гродненского и Волковысского Артемия молодежь не только приходит в храмы, но и находит применение своим силам в сфере социального служения, оказывая помощь больным и немощным, работая с подростками, пораженными недугом детского церебрального паралича. Уже не первый год в Витебской епархии действует отряд Братства Православных Следопытов. Благодаря этому взаимодействию тысячи молодых людей из разных регионов нашего Отечества смогли глубже узнать историю своей родины, обрести друзей, укрепиться в вере.
   Как отметил в своем слове по случаю Дня православной молодежи Святейший Патриарх, "сегодня, в переломную историческую эпоху, когда от молодого поколения зависит путь нашего Отечества в XXI веке, Русская Православная Церковь призвана явить миру свою юное лицо. Пастыри и миряне должны стараться раскрыть перед молодыми людьми радость духовной жизни во Христе, красоту христианских человеческих отношений, создать притягательный для юных душ образ Церкви".
   Дорогие друзья! Братья и сестры! Вглядываясь в черты современных молодых людей, мы видим лицо Православной Церкви будущего.
   Сегодня мне бы хотелось от всей души пожелать всем новых благословенных успехов на благородном поприще миссионерского и просветительского делания.
   Призываю благословение Божие на ваши труды.
   Желаю съезду успешной и плодотворной работы.
   
АРХИЕПИСКОП КОСТРОМСКОЙ И ГАЛИЧСКИЙ АЛЕКСАНДР
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Обращение председателя комитета по делам
религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь
   Уважаемые архипастыри, пастыри, и участники III Съезда молодежи Белорусской православной церкви!
   Сердечно приветствую Вас от имени Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь и поздравляю с началом работы Съезда.
   Тот факт, что сегодня православная церковь уделяет особое внимание работе с молодежью, не только соответствует духу времени, но и свидетельствует о том, что она заглядывает в будущее, готовя себе достойных последователей. Вместе с этим наша белорусская молодежь, работники культуры и образования, на ком непосредственно лежит функция воспитания и образования, все больше осознают, что знание основ православной культуры имеет неоценимое значение для понимания нашего прошлого и осознания настоящего. Православие имеет богатейший опыт по воспитанию именно тех качеств, которые наиболее важны в современных условиях: ответственности, верности высоким нравственным идеалам, патриотизма и желания служить на благо Отечества.
   Отрадно понимать, что сегодня молодежное движение в православной церкви поднялось на совершенно иной уровень: Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года одновременно с Социальной концепцией Русской православной церкви была принята и концепция православного молодежного движения, которая дала новое видение работы с молодежью. Именно опора на лучшие православные традиции, а также современное видение проблем нашего общества, способствуют выработке новых подходов и методов, которые помогут нашей молодежи найти себя, свое место в этом мире, лягут в основу формирования ее личностных нравственных качеств и дадут ей возможность полноценно реализоваться в обществе, семье, работе.
   Радует то, что в православную церковь приходит талантливая, ищущая молодежь, которая хочет и - я уверен - может многое сделать для нашей родной Беларуси, обогатить ее духовно и создать ту базу, которая ляжет в основу нового, нравственно здорового, благополучного и справедливого общества. Думаю, та школа, которую наши молодые люди пройдут в Объединении молодежи Белорусской православной церкви, позволит им успешно разрешить стоящие перед республикой проблемы и существенно обогатить нашу культуру.
   Желаю успешно потрудиться участникам Съезда, ведь дело, которое вы делаете, важно и нужно, ведь не следует забывать, что за молодежью будущее, и именно она будет жить и работать в завтрашнем дне, решать оставшиеся от прошлого проблемы. Я желаю вам успеха и удачи, чтобы вы стали опорой нашему государству у смогли послужить на благо нашего Отечества в будущем.
   
   С уважением, председатель Комитета С.И. Буко
Доклад диакона Михаила Першина,
представителя Синодального отдела
по делам молодежи Русской Православной Церкви

   Свое краткое выступление по работе всероссийского православного молодежного движения мне хотелось бы начать со слов благодарности Владыке Митрополиту. Благодаря его очень долгой и серьезной работе в Русской Православной Церкви началось богословское обновление, возникло понимание того насколько важно для нас не только привести людей в Церковь, но и раскрыть пред ними глубину Православной мысли и через это сформировать осознанное отношение к своей вере и культуре. Почему я начинаю с этого? Если говорить о концепции молодежного служения Русской Православной Церкви, то в ней заложена многоуровневая работа - начиная с дородового возраста, когда еще только собирается родить ребенка, и вплоть до богословских "штудий" специально посвященных направлениям православной мысли. Радует то, что сейчас у нас есть уникальный опыт по работе с молодежью, а именно братство православных следопытов, в котором детям дается возможность, используя скаутские методы удивиться красоте мира, приобрести многие навыки полезные в жизни, и с этим багажом знаний и опыта, приобрести умение самостоятельно войти в жизнь. Если говорить терминами светской педагогики, то это очень грамотная социализация подростка, которая происходит не подворотне и не через разрушение его внутреннего мира, а, наоборот, через некоторое возрастание. Человек начинает видеть мир глазами не современных телезвезд и масс-медиа, а глазами тех, благодаря которым Русь стала такой, какая она есть - глазами Андрея Рублева, преподобного Сергия Радонежского, Достоевского, Пушкина. Очень важно, что подростку предлагается не только знание, но и взаимодействие, участие.
   Следующий уровень работы - это студенчество. С одной стороны это краеведческая программа "Отчий край", где люди собираются и изучают историю какой-либо местности, позже едут в экспедицию и проводят краеведческие исследования и как результат этой поездки выходит книга. О храмах уже вышли две большие энциклопедии, были совершены экспедиции за Урал, вышло два методических сборника посвященных северу России. И каждый участник этой программы понимает - то, что он делает - это вклад в подвиг своей страны. Это очень важно. Здесь учитывается и паломнический, и научный интерес.
   Другой аспект деятельности всероссийского православного движения - это Церковь библейских и патрологических исследований, которую мы создавали во многом благодаря инициативам и трудам Владыки Митрополита. Владыка неоднократно говорил о необходимости поддержки ребят, которые закончили светские или церковные вузы, имеют багаж знаний и не могут себя найти И вот эта церковь сложена буквально месяц назад и уже в целом мы выстроили программу деятельности и ее задачи: найти те работы, тех людей, которые прибыли в богословскую науку и оказать им помощь и показать что это работа не только во славу Божию, но и поддерживается финансированием.
   Важно понимать значение информационной поддержки - сейчас мы стараемся создать такую информационную базу, которая бы включала в себя всевозможные материалы по деятельности не только российского молодежного православного движения, но и украинского, белорусского и других регионов.
   Следующий очень важный момент - это объединение всех здоровых сил в обществе. В этих целях всероссийское молодежное православное движение создало Совет молодежных православных организаций, епархиальных отделов по делам молодежи. За прошедшие три месяца существования Совет хорошо себя показал, и сейчас мы планируем расширение организаций входящих в его состав путем включения региональных представителей.
   Очень важно учитывать образовательный профиль нашей деятельности. Ведь какая сейчас сложилась ситуация: с одной стороны - есть желание несения миссионерской деятельности, есть поддержка государства, есть люди готовые работать с детьми, с молодежью, но с другой стороны - нет людей, которые могли бы организовать проект, получить его церковное обоснование и привлечь финансовые средства на его реализацию. В связи с этим мы готовим образовательные курсы по организации миссионерско-просветительской деятельности, которые бы помогли человеку на приходе организовать формы молодежного служения, которые бы имели поддержку не только церковной, но и светской среде. Мы приглашаем к участию в этом проекте не только верующих людей, но и представителей московской мэрии, комитета по делам молодежи, семьи и т.д.
   Мы попытались обобщить знания, помогающие в организации молодежного служения в целой серии изданий, в частности, в рамках нашего журнала "Следопыт". Это журнал Всероссийского православного братства следопытов. Что очень важно - это не приглашение создавать всем следопытские организации на приходах, это попытка обобщить опыт молодежного служения, церковной работы, не только положительный, но и отрицательный, так как есть ошибки и недостатки в нашей работе и очень важно, чтобы эти ошибки не совершили другие. Сейчас мы готовим публикации в следующие номера. Приглашаем всех поделиться опытом ведения не только следопытской работы, но и православного молодежного служения в целом. Кроме того, мы ведем сотрудничество с журналами "Фома" и "Альфа и омега", в которых мы стараемся отразить наработки в области миссионерского служения. Мы также ведем разработку журнала всероссийского молодежного православного движения.
   В заключении хотелось бы поделиться проблемой, с которой мы столкнулись непосредственно в организации молодежного служения. И вот в чем заключается эта проблема - много детей проходит через воскресные школы, но многие ли из них остаются в Церкви, многие ли из них становятся активными церковными людьми? Я боюсь, что нет, и на это есть многие причины. Одна из них - это свобода человека, есть также и недоработки и с нашей стороны, но главной проблемой мне кажется то, что в основу обучения воскресных школах положены программы катехизации, разработанные 50 или 100 лет назад. Это очень хорошие программы, но проблема в том, что другой стала аудитория, с которой мы работаем. Ведь люди, которые изучали Закон Божий в дореволюционной России, уже имели опыт церковной жизни, и изучение сводилось к некоторой конкретизации и словесном выражении этого опыта. Сейчас у многих детей нет этого опыта - есть случаи, когда дети ходят в воскресную школу, а на литургии не бывают. Таким образом, они нечто изучают, заучивают, сдают, получают отметки - и считают, что они стали православными, и … мы считаем, что они стали православными, коль скоро они знают символ веры и несколько молитв. Но опыта церковной жизни у них нет, и как результат, когда некие соблазны входят в жизнь такого человека, он может уйти из Церкви, потому что сама по себе информация не может удержать в церковной жизни. Здесь мне представляется очень важным, чтобы курс катехизации давал человеку возможность понять, что битва за его душу происходит здесь и сейчас, что все изучаемое им имеет конкретное жизненное приложение.
   Кроме того, изучение Православия не должно отрывать человека от жизни в целом - от науки, спорта, искусства. Наша задача показать человеку радость в этом мире, открыть пути служения Богу. И тогда окажется, что каждое действие в этом мире для человека может быть путем Богообщения!
   Благодарю вас за ваше терпение и надеюсь, что этот съезд принесет благие последствия!

   диакон Михаил Першин

III Фестиваль православных песнопений Гродненской епархии

   6-7 февраля, в здании Городского дома культуры, проходил III Фестиваль православных песнопений Гродненской епархии.

   Сложно переоценить значение церковных песнопений. Они сопровождают человека в самых важных моментах жизни - при крещении и венчании, причащении и отпевании. Церковь неразрывно связана с пением, ведь и ангелы на небесах славят Богам песнопениями. Потому и мы, уподобляясь ангельскому лику, стараемся принести достойную хвалу нашему Творцу.
   Фестиваль православных песнопений проводится Гродненской епархией уже в третий раз. Это событие всегда оставляет особый след в душах, как мирян, так и у священства. Ведь главным в фестивале являются вовсе не полученные призовые места, а возможность открытия миру духовной сокровищницы певческой молитвы. Красота мелодии, соединяясь с молитвенным духом, придает православным песнопениям уникальную, ни с чем не сравнимую ценность. Нет другой музыки столь же глубоко проникающей в сердце человека, музыки заставляющей не просто сопереживать, но и обращаться к высшей силе Вселенной - Богу.   
   В рамках фестиваля выступило более 30 коллективов из разных мест, как духовных, так и светских, но всех их объединяет стремление к более глубокому проникновению в мир духовной музыки, мир молитвы и Богообщения.
   
   Уровень исполнительского мастерства коллективов оценивало компетентное жюри в следующем составе:
   
   1. Священник Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви Андрей Бондаренко, лауреат Государственной Премии Республики Беларусь - председатель жюри.
   2. Протоиерей Анатолий Ненартович, секретарь Епархиального Управления - председатель оргкомитета Фестиваля.
   3. Священник Александр Шашков.
   4. Митрофорный протоиерей Михаил Нигеревич, настоятель Свято-Троицкого собора г.Гайнувка (Польша).
   5. Никонович Жанна Александровна, регент хора Свято-Покровского собора г. Гродно;
   6. Железняк Геннадий Владимирович, заведующий отделом культуры Гродненского горисполкома.
   7. Лойко Александр Чеславович, директор ГУК "Гродненский Областной методический центр народного творчества" - заместитель председателя оргкомитета Фестиваля.
   8. Лебецкий Владимир Сергеевич, заведующий отделением музыкального искусства Гродненского государственного музыкального училища - директор Фестиваля.
   
   Призовые места распределились следующим образом:
   
   В номинации церковные хоры епархии:
   1) Хор Свято-Михайловской церкви г. Щучин. Регент Светлана Голышева.
   2) Хор церкви в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" г. Мосты. Регент Злата Саверченко. Дирижирует Галина Терентьева.
   3) Хор Свято-Николаевской церкви г.Волковыск. Регент Светлана Аникина.
   
   В номинации церковные ансамбли епархии:
   1) -
   2) Ансамбль Свято-Троицкой церкви г.п. Зельва. Регент иерей Александр Авсиевич.
   3) Ансамбль Свято-Александро-Невской церкви д. Вертелишки. Регент Галина Яромич.
   
   В номинации детские церковные коллективы:
   1) Хор воскресной школы Свято-Николаевской церкви г.п. Берестовица. Регент Наталья Дикуть.
   2) Хор воскресной школы Свято-Александро-Невской церкви д. Вертелишки. Регент Галина Яромич.
   
   В номинации детские светские коллективы:
   1) Хор Детской музыкальной школы № 1 г. Гродно. Дирижер Жанна Цабенко.
   2) -
   3) Хор Детской музыкальной школы № 3 г. Гродно. Дирижер Жанна Мишина.
   
   В номинации хоры священнослужителей:
   1) Сводный хор духовенства Варшавско-Бельской епархии. Регент Марек Матюк.
   2) Хор священнослужителей Гродненской епархии. Регент иерей Андрей Бондаренко.
   
   В номинации светские любительские хоры:
   1) Молодежный камерный хор "Бельканто" г. Минск. Дирижер Юлия Салей.
   2) "Акварель". Академический народный хор Гродненского областного методического центра народного творчества. Дирижер Марина Петухова.
   3) Женский хор Лидского государственного музыкального училища. Дирижер Людмила Пясецкая.
   
   В номинации церковные ансамбли г.Гродно:
   1) Вокальный ансамбль храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Гродно. Регент Елена Сонец.
   2) Вокальный ансамбль Собора всех Белорусских Святых г. Гродно. Регент Светлана Бенаш.
   3) Вокальный ансамбль Свято-Марфинской церкви г. Гродно. Регент Эдуард Арсютин.
   
   В номинации церковные хоры г.Гродно:
   1) Хор Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви г. Гродно. Регент Инна Жерко.
   2) Хор Свято-Владимирской церкви г. Гродно. Регент Татьяна Шостко.
   3) Архиерейский хор Свято-Покровского Кафедрального собора г. Гродно. Регент Жанна Никонович

Приз за национальную самобытность: хор «Бацькаўшчына» г.Гродно, дирижер Вера Кунцевич
Приз за радение о церковном пении: регент Галина Яромич

А.Шурский
Приветственное слово заместителя председателя Гродненского облисполкома М. Ф. Бирюковой
   Сегодня мы присутствуем на ІІІ-м фестивале Православных Песнопений Гродненской епархии. Прекрасно, что традиции фестиваля расширены, они вышли за рамки епархии. У нас сегодня присутствуют гости из-за рубежа. В преамбуле закона РБ "О свободе совести в религиозных организациях" подчеркнута определяющая роль Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных культурных государственных традиций белорусского народа. Проведение этого фестиваля - яркое подтверждение того, о чем сказано в законе. Сегодня, второй день в этом зале, будет звучать духовная музыка, которая, где бы вы ни находились, в какой бы ситуации не были, заставляет прислушаться к душе, которая, слушая музыку, тянется к свету и тайне. Музыка, которая заставляет сопереживать, участвовать, вызывает желания еще слушать эту величественную музыку еще и еще. Прекрасно, что епархия проводит это фестиваль. Прекрасно, что Православная Церковь продолжает звать людей к любви, добру и правде, свету и единению. Еще раз поздравляю с праздником. Я желаю участникам успешных выступлений, творчества, проявить свое искусство, а всем присутствующим ощутить атмосферу высокой духовности этого чудесного праздникам - фестиваля православных песнопений.
   Благодарю вас. С праздником.
Слово директора Фестиваля Владимира Сергеевича Лебецкого
   Мне очень приятно и радостно видеть на церемонии награждения людей пылающих духовным рвением, людей которым интересно хоровое искусство, и которые, так или иначе, воцерковляются. Если несколько человек выйдут, отсюда задумавшись над смыслом жизни, смыслом нашего бытия и Божием провидением дорога приведет их в храм, значит, фестиваль уже выполнил свою миссию. Фестиваль, в самом деле, проводится целый год - вы видите только его парадную и заключительную часть. Он не может быть деланием одного человека - у одного человека может родиться только идея, идея, которая потом подхватывается и развивается. Как мы сегодня видели, наш фестиваль ширится, он перешагнул рамки Гродненской епархии. Мы думаем, что название фестиваля сохранится, в плане территориальной принадлежности, а фактически, на сегодняшний день, он уже международный. Нас поддержали наши православные братья из Польши и им за это низкий поклон. Я думаю, что такие встречи в Гродно будут проходить чаще.
   Дело, которое здесь продолжается, вначале вызвало у многих какие-то сомнения, и не каждый иерей на приходе с радостью воспринимал этот фестиваль как что-то объективное, являющееся частью Гродненской епархии. К счастью теперь значение фестиваля понимают все. Есть надежда на то, что следующие фестивали будут гораздо шире, надеемся, что будут приглашаться коллективы из России, коллективы сумевшие сохранить свои традиции смогут влить новую струю в звучание нашего фестиваля. Мы по мере наших возможностей будем и дальше совершать прослушивания, также как мы совершали на святках с отцом Андреем Бондаренко, Александром Чеславовичем Лойко, отцом Александром Шашковым и Иоанной Александровной Никонович. Думаю, что мы откроем для нашего фестиваля много самобытных коллективов, которые сумели в пении сохранить свою самобытность. (Что и представил коллектив из Деречина).
   Всем вам хочется пожелать крепких сил. Скоро нас ожидает Великий пост, но Торжество Православия фактически началось уже вчера, началось нашим фестивалем.
   
   
   Мы попросили поделиться своими впечатлениями о фестивале некоторых из членов жюри:
   
   Иерей Андрей Бондаренко, председатель жюри фестиваля: Во-первых, сегодня мы были свидетелями выступления хора священнослужителей Варшавско-Бельской епархии. И это одно из самых ярких событий фестиваля которое отличает фестиваль этого года от предыдущих.
   Хочется отметить, что уровень церковного пения повышается. Приятно порадовал молодежный камерный хор "Бельканто" (г.Минск), и другие светские коллективы участвующие в этом году в фестивале впервые. Качественно изменился уровень пения коллективов Гродненской епархии. Наблюдаемая динамика изменения занимаемых призовых мест показывает, что фестиваль продолжает развиваться, представляя собою живой организм. Главным плодом фестиваля я считаю то, что певческие коллективы не стоят на месте и это вселяет надежду на то, что наше церковное пение будет продолжать развиваться и в дальнейшем.
   Вызывает сожаление тот факт, что на фестивале было представлены лишь два детских хоровых коллектива, ведь впоследствии нам будет необходимо передавать практику церковного пения молодым.
   
   Владимир Сергеевич Лебецкий, директор фестиваля: Впечатления о фестивале у меня сложные. Как директор фестиваля я имел возможность увидеть работу фестиваля изнутри. Должен отметить, что повысилось не только количество участников, но и качественно изменился уровень певческого мастерства выступающих. В этом году фестиваль длился 2 дня, т.к. не было возможности прослушать всех участников в течении одного. Сейчас все священники на местах прекрасно понимают, что православные песнопения - это наша гордость.
   Очень сложным остается вопрос формы и содержания. Иногда и в простой сельской церкви больше духа молитвы, нежели в большом соборе. Многие из нас соприкасаясь с церковными песнопениями, не видят за музыкальной красотой молитвы и проникновенности, т.е. того, что является главным в церковных песнопениях. Мне вспоминаются слова основоположника русской фортепианной школы Антона Рубинштейна: "Играйте чем угодно, хоть носом, хоть локтем, без ошибок или с ошибками - … лишь бы смысл, лишь бы музыка!". Молитва является сутью православных песнопений, после - музыкальная форма, но самое важное - содержание.
   У нас имеется масса перспектив, одно из направлений фестиваля - это выявление тех песнопений, которые были распространены во времена, когда церковь была под запретом
   Весь фестиваль записывался от начала до конца. Мы надеемся, что материалы этого фестиваля, как и материалы прошлого, станут доступными. Это поможет коллективам участвующим в будущих фестивалях. Весь духовные песнопения - это богатейшая сокровищница. На сегодняшний день в государстве идет поиск идеологии. Мне думается что нет нужды изобретать велосипед - идеология христианства опробована веками, она выдержала две тысячи лет. Вот к чему стоит стремиться. Я очень рад, что даже светские люди, такие как я имеют возможность приобщаться к этому через радение о интересах церкви, через фестиваль. Как сказано в Писании: "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил" (1Пет.4:10), и по мере возможностей мы стараемся воплощать это в жизнь. Даст Бог, сподобимся провести и следующий фестиваль. Я надеюсь, что он настолько прочно войдет в сознание людей, что станет неотъемлемой частью Гродненской епархии. Ведь нигде кроме Минской и Гродненской епархий такой фестиваль не проводится. А сегодняшний уровень выступающих говорит сам за себя - мы видим, что фестиваль развивается по нарастающей.

на главную страницу
сайта Гродненской епархии