Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами

В праздник Ксении Петербуржской мы решили навестить приход в поселке Южный, где находится храм в честь этой святой. Настоятель отец Иоанн Велисейчик провел экскурсию по своему приходу, который оказался настоящей шкатулкой с разными удивительными вещами. Давайте смотреть.

Традиции со всего света

Я ждала отца Иоанна Велисейчика в храме, рассматривая росписи на куполе и потолке.

- Это технология письма поверх полотна, мы позаимствовали ее у греков, - сказал, заходя в храм, отец Иоанн.- Образы повторяют иконы монастыря Джорданвилль в США, а один из них – копия фрески из собора Андрея Первозванного в Патрах.

Оказалось, это не единственные вещи, перенятые у церквей других стран.

- У нас на паникадилах круглый год висят эти яйца, прямо как у греков, - показывает отец Иоанн. – Почему? Это, конечно, и символ Воскресения. Но греки говорят, что эти подвески создают вибрацию и защищают храм от паутины и пауков. Не знаю, насколько это практично, но паутины у нас нет.

Отец Иоанн хотел, чтобы, попадая в церковь, ты понимал, что она белорусская. На диаконских вратах с обеих сторон разместились образы святых нашей Церкви, справа мужские, а слева женские. И кресты в храме наши, родные – Евфросиньевские.

- Обратите внимание на Деисус в Царских вратах, - показывает отец Иоанн. – Обычно рядом с Господом изображают Божию Матерь и Иоанна Крестителя. А у нас вместо Предтечи – святая Ксения.

Самое время спросить, почему храм освятили в честь этой блаженной.

- Знаете, Ксения – первая святая, к которой я, будучи студентом, приехал поклониться на Смоленское кладбище. Тогда я еще не знал, сколько людей просило у нее помощи, сколько к ней приезжало молодежи – об этом потом рассказал Владыка. У нас в храме есть икона святой Ксении с кусочком ее мраморного надгробья.

Отец Иоанн открывает дверь в алтарь:

- А здесь у нас есть довольно редкая греческая икона младенца Христа, которая называется Евхаристия или Агнец. А на стене – крест Евфросинии Полоцкой, на клеммах которого святые-покровители моей семьи и семьи моего друга. Это наша жертва храму.

Кстати, почти все иконы в храме – дар прихожан. Из алтаря видны памятные надписи на обороте каждой из них.

В алтаре висит необычное паникадило с рисунком гжелью. Оказывается, отец Иоанн нашел его на барахолке литовского рынка Гарюнай. Продавалось оно за сто евро, но батюшке удалось сторговаться за полцены и привезти его в свой храм.

Почему в этом храме так много взято из православных церквей других стран? Оказывается, у отца Иоанна много друзей по всему миру и 12 крестников, почти все из которых живут за границей. Да и приход отца Иоанна – один из самых путешествующих в Гродно. Вот и привозят они с собой с собой то, что тронуло сердце. Конечно, надо еще уметь сочетать между собой разные национальные элементы. Мне кажется, в храме Ксении это получилось.

Сердце прихода и его источник

Мы выходим из храма. Над входом – мозаика известного гродненского художника Александра Сильвановича. Он же расписывал купол внутри церкви. А проект храма отец Иоанн придумал сам.

В планах построить еще одну церковь – в честь свмч. Серафима Жировичского. Она будет выполнена в греческом стиле и, скорее всего, будет использоваться для крещений.

А пока во дворе храма вырыли котлован под колокольню.

- Она будет высотой вон с тот многоэтажный дом, - показывает отец Иоанн.

А я спрашиваю про необычный навес в центре церковного двора.

- Это водосвятная. На праздник иконы Живоносный источник мы здесь выставляем сосуды и освящаем воду. А рядом сам живоносный источник, - смеется отец Иоанн и указывает на колонку. – Когда началась пандемия, мы служили под этим навесом на открытом воздухе.

Рядом с храмом – небольшое здание. Раньше здесь была воскресная школа, а еще, как говорит отец Иоанн, сердце прихода – котел. Первый котел был на дровах. В морозы приходилось 3-4 раза в день его топить. Отец Иоанн приезжал и в 10 вечера, и в 6 утра.

Мы выходим, чтобы посмотреть новое здание воскресной школы и видим кота, лениво фланирующего по двору.

- У нас их тут много, - говорит отец Иоанн. – Поделили двор на зоны и регулярно обходят свою территорию.

В воскресной школе недавно прошел выпускной для 32 учеников. Всего здесь занимается 150 человек. Актовый зал все еще украшен. Отец Иоанн шепотом говорит:

- Мы с ними после торжественной части в лазертаг играли.

Для тех, кто, как и я, не знает - это бой на лазерных автоматов. Как оказалось, дети купили лазертаг на деньги, заработанные своим трудом. На приходе есть студия «Мечта», где детей учат играть на инструментах и рукодельничать. Поделки ребят продают в храме, и дети зарабатывают себе деньги на экскурсии, игры и т.д. Ничего из поделок мне не удалось рассмотреть – всё раскупили.

Идем в кабинет настоятеля. В нем куча детской одежды.

- Эти вещи, причем абсолютно новые, привозят мои знакомые. И мы трижды в год раздаем ее нуждающимся с нашего прихода и школы.

В подвале сейчас делают спортивную комнату, где будут играть в настольный теннис и хоккей. В коридоре стоит беговая дорожка. Интересно, а взрослых берут в воскресную школу, если очень попросить?

Хоспис имени святого Губерта

Часть приходского здания закончили ремонтировать недавно и планировали открыть здесь паломнический центр.

- Все уже было готово, - говорит отец Иоанн, - оставалось положить полы и вставить двери. Но мой друг, который финансировал эту часть здания, скоропостижно скончался. И в это же время я увидел в интернете, что наш гродненский хоспис ищет помещение для расширения. И подумал: паломнический центр – это, конечно, здорово, но надо и помогать. Пусть лучше этим зданием пользуются дети.

Всего за этим отделением хосписа закреплено 56 детей разного возраста. Каждый день сюда привозят до десяти ребят. С ними занимается психолог и дефектолог, проводят массаж и занятия по лечебно-физической культуре.

- В основном у нас дети с 4-й степенью утраты здоровья, паллиативные, - рассказывает заведующая Ирина Антоновна. – Мы делаем все, что в наших силах: развиваем моторику рук, с теми детками, которые могут говорить, изучаем слова, стихи. К тем, кто не может приезжать к нам, я езжу сама.

О достижениях Ирина Антоновна говорить не хочет, отмахивается: мол, спрашивайте у родителей. Но я узнаю, что, к примеру, благодаря терапии мальчик Саша, который до этого не ходил, встал на ноги и даже ездит на велосипедике.

Пока с детьми занимаются специалисты, у родителей – рукоделие. Эти вещи потом продают на ярмарках, ими благодарят жертвователей и спонсоров.

Елена Ивановна, психолог, говорит, что задача центра – не дать угаснуть тому, что есть у этих деток, а о каких-то достижениях говорить сложно. Такая терапия называется абилитацией и таких задач, как реабилитация, она себе не ставит. Но центр действует, а значит, деткам и их родителям немножко легче жить.

Прихожане, а не захожане

С церковного двора виден костел. Спрашиваю у отца Иоанна, дружит ли он с ксендзом.

- А как же. Проводим совместные лекции, а в школах – ежегодные рождественские встречи, договариваемся и совместно оплачиваем нескольким детям путевки в детские лагеря. А, ну еще нас каждый год приглашают освящать гродненские теплицы, когда в них высаживают огурцы и помидоры.

Здесь нужно было придумать смешную шутку, но я не смогла, поэтому просто сказала, что это очень мило.

Я знаю, что на приходе есть и свое сестричество в честь святой Ксении Петербургской и напоследок спрашиваю о нем.

- Сестричество есть, - говорит отец Иоанн, - но у нас никто не ходит в белых платочках и никак свою принадлежность к сестричеству не подчеркивает. Женщины читают на клиросе, ухаживают за клумбами, помогают разливать воду на Крещение, украшают храм к праздникам. Заметили, что сейчас церковь украшена красными лентами? Это все они. До пандемии помогали в кардиодиспансере в нашей приписной часовне.

Интересно, кто выступает инициатором этой работы.

- У нас собрались хорошие люди, они всегда готовы помочь. А идеи я им подкидываю, хотя и они сами предлагают, - говорит отец Иоанн. – Понимаете, самое главное – организовать общину. Мы здесь, в Южном, находимся особняком, из города мало кто к нам поедет. Поэтому нужно привлекать в храм своих, местных, и помогать им участвовать в жизни прихода. Тогда церковь не будет жить за счет захожан. Тогда и людям, и приходу хорошо.

Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ

Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Приход в поселке Южный или шкатулка с сокровищами
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut