Православная церковь святого благоверного князя Александра Невского в Вертелишках (исторический экскурс)

Из книги  Житко Г.И. «Храм непогасшей свечи»

У православной церкви св. Александра Невского  в Вертелишках большая история. История  духовной силы и Веры, под знаменем которой жители Вертелишек во все времена достойно выдерживали любые испытания. История истинного служения  и духовного подвига настоятелей храма и его прихожан.

Местная легенда гласит о том, что первый православный храм в Вертелишках был построен еще в 14 веке. Его появление на вертелишковской земле связывают с именем основателя села - гродненского князя Давида Городенского. Старожилы Вертелишек и местные краеведы расходятся лишь в интерпретации легенды.

Согласно одной версии храм был построен по приказу самого князя Давида. Будучи правнуком новгородского князя Александра Невского и сыном нальшанского, а затем псковского князя Тимофея (Довмонта) (причисленных православной церковью к лику святых – прим. автора), Давид был воспитан в духе глубокого почитания православной веры и считался ее ревностным защитником. Другая же версия легенды утверждает, что Вертелишковский храм был основан самими жителями села после трагических событий весны 1324 года. В марте того года, во время отсутствия князя Давида в Гродно, немецкими крестоносцами было совершено нападение на его родовое поместье. Вертелишки были сожжены полностью. Многие жители поместья погибли. Среди погибших была и жена князя Давида  Бирута, дочь великого князя литовского Гедемина. Оставшихся в живых жителей Вертелишек, прежде всего женщин и детей, крестоносцы взяли с собой в плен. Ответ Давида был  страшен. Как смерч пронеслась гродненская дружина по землям Мазовии вдогонку тевтонскому войску. Разгромлены были крестоносцы. Возвращены пленники – жители Вертелишек. В память об этом событии и был воздвигнут деревянный православный храм. Так гласит легенда. Однако то, что спустя  много веков, церковь будет отстроена заново и освящена в честь прадеда князя Давида св. Александра Невского очень символично.

Документальные свидетельства, датируемые 1526 годом, подтверждают существование православного храма в Вертелишках в 15-16 веках.

Принятие Брестской церковной унии в 1596 году и последовавшее за этим решением преобразование православных храмов в храмы униатские не могло не сказаться на судьбе Вертелишковской церкви. Из преданий, передававшихся от поколения к поколению жителями Вертелишек и записанных местными краеведами известно следующее. Вертелишане наотрез отказались принимать унию. Никакие увещевания и даже угрозы властей не могли заставить жителей села изменить вере своих предков. Мужчины Вертелишек покидали свои дома и прятались на территории огромного непроходимого болота, окружавшего деревню с северо-восточной стороны. Женщины, как могли, поддерживали своих мужей, братьев и отцов в этой борьбе. По очереди они оставляли на ночь в укромных местах еду для своих мужчин. С тех пор, как гласит предание, за местом, где скрывались непокорные вертелишане, закрепилось топонимическое название «Вары».  «Варами», т.е. разбойниками, преступниками называла власть жителей Вертелишек, не желавших подчиняться закону.

Однако с 1-й половины XVII Вертелишковский православный храм стал принадлежать униатам.  В парафию (приход) униатской церкви входили помимо вертелишан жители близлежащих деревень - Головнич, Рыделей, Щечиново, Сколобово, Таболы, Багинца.  История сохранила имя настоятеля Вертелишковской униатской церкви 2-й половины XVII века. Им был Еремяш Шилаковский.

В XVIII веке храм в Вертелишках постепенно приходил в упадок.  Деревянное здание церкви, покрытое гонтом, ветшало. В 1754 году депутатами от местной шляхты на сейме Речи Посполитой  ставился вопрос о ремонте 9 униатских храмов Гродненской экономии.  Вертелишковская церковь указывалась в этом списке в числе наиболее нуждающихся в реставрации храмов. Однако отремонтировать церковь не удалось.

Окончательный урон Вертелишковскому храму нанесло наполеоновское нашествие 1812 года. Деревянная церковь была частично разобрана французскими солдатами.

К концу 30-х годов XIX века здание Вертелишковского храма окончательно обветшало и стало небезопасным для прихожан. 

Инициативу в строительстве новой каменой церкви проявила местная помещица Александра Свечина. К этому времени старый храм окончательно развалился и был разобран.  Церковная утварь, иконы, колокола были бережно перенесены в подготовленный для этих целей амбар имения. На освободившемся месте и был заложен фундамент новой церкви. Подготовка к строительству новой церкви, заготовка стройматериалов и сбор денежных средств заняли несколько лет. В сборе средств на строительство принимали участие, как помещики, так и крестьяне Вертелишек и окрестных деревень. Согласно информации настоятеля Вертелишковской и Козловичской церквей Михаила Поплавского Гродненскому уездному правлению в этих приходах в 1841 году «числилось православного исповедования душ обоего пола 1701, а именно в имении помещицы Свечиной (Вертелишки – прим. автора) - 1030, в деревнях Табола – 168, Тополёво – 91, Тужевляны – 15, Казимировские Кармелиты – 90, Пилюки Любокого – 90, Бояры Эйсмонта – 59, Колубенка Кондыбиной – 7, Оленичи Семашка – 27, Эйсмонты Казанского – 13. В казенных деревнях Дворцах – 18, Ковалевщизна – 15, Рыбница – 18, Чернуши – 6, Соболяны – 30, Тобольская Будка – 14, Козловичи – 10».

То, что храм строился на основе проекта гродненского архитектора Я.М. Фардона, как считалось долгое время, документально не подтверждается. Автором проекта здания стал гродненский инженер Яновский. Он же руководил строительными работами.

Возведение стен храма началось в 1843 году. 10 февраля 1856 года Гродненским уездным предводителем дворянства  Ляхницким, земским исправником (фамилия не установлена – прим. автора), уездным землемером Станкевичем и Гродненским благочинным Протоиереем Антонием Шестаковским, в присутствии приходского священника Владимира Страховича, была «освидетельствована вновь построенная православная церковь и передана по инвентарному описанию в ведение духовенства».  

Торжественное освящение храма состоялось 12 сентября 1856 года. Совсем немного не дожила  до  этого светлого дня  Александра Свечина. Помещица скончалась в год освящения Свято-Александро-Невской церкви летом 1856 года. Согласно ее завещанию, составленному незадолго до смерти, Александра Свечина оставляла в пользу церкви ссудный капитал в размере 400 рублей, проценты от которого ежегодно должны были поступать на нужды Вертелишковского храма. Эта последняя просьба помещицы неукоснительно выполнялось ее потомками вплоть до Первой мировой войны.

 В деле «устройства» церкви и обеспечения ее всем необходимым оказались неравнодушны и простые прихожане храма. Под руководством настоятеля церкви отца Владимира Страховича жители Вертелишек и окрестных деревень начали сбор средств на нужды своего храма. Уже в сентябрьском отчете 1856 года Вертелишковского церковно-приходского совета сообщалось, что «800 рублей серебром, собранные на нужды церкви израсходованы и принято решение собрать с каждого православного двора Вертелишского прихода еще по 3 рубля. Это решение подписали и приложили  к нему свои именные печати все сельские старосты православного прихода, а именно: староста Вертелишек – Яков Лапыш,  староста д.Рыдели – Степан Аплевич, староста д. Забагонники – Михаил Сухоцкий, староста д. Щечинова – Степан Черепович, староста д. Бояры – Николай Кирьяка, староста д. Пилюки – Тимофей Киреня, староста д. Табола – Варполомей Шатрин, староста д. Путришки – Викентий Савко, староста д. Головничи – Андрей Рой.

Настоятель храма отец Владимир Страхович на протяжении всех лет своего служения в Вертелишско-Козловичском приходе прикладывал много сил и стараний в деле строительства церкви. При отце Владимире  в 1864 году началось строительство первого образовательного учреждения на вертелишковской земле – церковно-приходского  училища. Уже в 1865 году училище начало свою просветительскую деятельность. Первым учителем для местной детворы в этом образовательном учреждении стал сам отец Владимир. На строительство здания училища Вертелишский церковный совет выделил около 1,5 тысяч рублей серебром. Все деньги были собраны прихожанами храма. В 1865 году количество прихожан церкви составляло 2342 человека. Из них «мужского пола 1131 и женского 1211».  В документе, подтверждающем расходование  средств на строительство училища, стоят подписи и именные печати не только настоятеля церкви, но и старшин Вертелишковского церковного совета – А. Федоровича, О. Чижа, Н. Генаша, В. Сцепуры, Ф. Сляпца. 

Храм стал настоящим духовно-просветительским центром и одновременно главным архитектурным украшением Вертелишек. Построенный из огромных камней и красного кирпича, храм имел классическую прямоугольную форму, основной объем которой был накрыт 2-хскатной крышей. Именно такую форму – базилика (греч. - «царский дом») имели храмы в ранние христианские времена. Сама церковь была окружена  каменной стеной с коваными воротами, по обе стороны которых возвышались православные кресты.

Образцом для своей паствы был ее новый настоятель, пришедший на смену почившему в 1875 году отцу Владимиру Страховичу. Отец Иоанн (в миру Иоанн Петрович Гашунин) – родился в 1839 году в Тверской области в православной семье. С 15 января 1875 года отец Иоанн - священник церкви в Вертелишках. С 17 июня 1880 года и по день смерти выполнял обязанности помощника Гродненского Благочинного. 5 декабря 1883 года отец Иоанн был назначен наблюдателем за церковно-приходскими школами Гродненского благочиния, а 30 июня 1889 года – членом Гродненского уездного отделения училищного совета. 15 февраля 1890 года избран делопроизводителем этого совета.

Большое внимание отец Иоанн уделял просветительской деятельности и распространению в приходе учения в духе православной веры. Им было открыто 4 новые школы грамотности в деревнях Вертелишской волости: Рыделях, Таболе, Тополеве, Козловичах.

После кончины священника церкви  отца  Иоанна Гашунина с 1891 года настоятелем храма в Вертелишках был отец Лев Кудрицкий, а с 1893 года и до первой мировой войны, отец Лев Теодорович.

По данным пресвитера Николая Извекова  к началу 90-х годов XIX века прихожанами Вертелишковского храма были «1764 мужского пола и 1661 женского, а всего 3415 в 15 селениях: Вертелишках, Боярах, Головничах, Забагониках, Казимировке, Козловичах, Оленичах, Пилюках, Путришках, Рыделях, Соболян, Таболе, Тополеве, Тужевлянах и Щечинове

К Вертелишковскому православному приходу Святого Александра Невского, помимо церкви в Вертелишках, относились: «приписная Успенская церковь в Козловичах, братство, церковно-приходское попечительство, народное училище в Вертелишках и 6 школ грамотности - в Забагониках, Казимировке, Рыделях, Соболянах, Таболе и Эйсмонтах.

На протяжении нескольких десятилетий, вплоть до своей кончины в  1902 году, служение псаломщиком в храме осуществляла женщина Плисса Адама Петровна. Она погребена в пределах усадебной территории храма в нескольких шагах от здания церкви.

Огромную роль в деле духовного просветительства на вертелишковской земле  сыграл настоятель (с 1893 года) Свято-Александро-Невской церкви отец Лев Теодорович. Благодаря его стараниям в Вертелишках появилось второе школьное здание – женского церковно-приходского училища.

 В годы 1 мировой войны под руководством отца Льва Теодоровича прихожане храма проводили работы по вывозу в центральные районы Российской империи святынь и имущества Вертелишковского храма – икон, церковной утвари, книг, колоколов церкви. Всё имущество церкви было бережно сохранено и вернулось в Вертелишки в 1919 году.

Весной этого же года произойдет  попытка осквернения Вертелишковской церкви. Несколько молодых «местных» революционеров в сопровождении активистов-«безбожников» из Гродно попытаются разрушить храм. Им удастся  снести колокольню церкви, однако, прибежавшие на шум жители Вертелишек стеной встанут на защиту своей святыни и дадут достойный отпор погромщикам.

7 сентября 1921 года и.о. настоятеля Свято-Александро-Невского храма в Вертелишках  был назначен  Николай Семенович Абрамович (1892 года рождения). Некоторое время отцу Николаю приходилось совмещать свое служение в Вертелишках со служением в храме святого равноапостольного князя Владимира  и  исполнением обязанностей члена Духовной Консистории в Гродно. Его служение в храме продолжалось более четверти века. Вместе со своими прихожанами отец Николай пережил и годы гонений на православие  в  эпоху польского  владычества в Западной Беларуси,  и время ущемления прав верующих в период установления Советской власти с осени 1939,  и трагические  времена фашистской оккупации. И во все эти годы Вертелишковский храм не закрывался для верующих. Молитва и духовная жизнь продолжались несмотря ни на что.

В конце 20-х годов отцу Николаю вместе с прихожанами Свято-Александро-Невской церкви пришлось отстаивать и доказывать  право православных прихожан на здание храма. Претензии католического духовенства и польских властей на то, что якобы здание храма изначально принадлежало костелу или униатам, были полностью опровергнуты в ходе судебного разбирательства. Огромную роль в этом процессе сыграл церковный совет Вертелишковского прихода, сумевший представить суду неопровержимые документальные доказательства. Активным  участником  судебной тяжбы был Михаил Игнатьевич Степуро – житель деревни Казимировка, писарь при церковном совете. По воспоминаниям его внучки, учительницы Вертелишковской школы Беляковой (Степуро) Елены Михайловны «именно дедушка смог предоставить суду бумаги, подтвердившие принадлежность храма православному приходу. Помогла и надпись, высеченная в сер.19 века строителями церкви на камне фундамента церкви». Отстоять  же православную церковь в Козловичах не удалось. Согласно делу о ревиндикации (отчуждении) православных храмов, принадлежавших до 1839 года униатам, ее передали в распоряжение католиков. Такая же участь постигла и около 100  других православных храмов Гродненской епархии.

С 1927 года по 11 января 1935 года отец Николай Абрамович – благочинный. 1 мая 1932 года он был награжден саном протоиерея.

 В 20-30-х годах XX века жители Вертелишек продолжали оставаться исключительно в лоне православия. Из проживающих в селе 515 человек (1921 г.) 496 были православными, 18 - католики и 1 иудей. Поэтому насильственный перевод  учащихся на польский язык обучения и запрет на преподавание в родной школе священнику Вертелишковской церкви был воспринят вертелишанами очень болезненно. Потребовались годы упорного сопротивления и протеста, прежде чем польские власти пошли на некоторые уступки. Отцу Николаю было разрешено проводить уроки с детьми, наряду с католическим священником.

Долгожданное воссоединение Западной Беларуси с БССР осенью 1939 года, сопровождаемое установлением Советской власти и началом колхозного строительства в Вертелишках, было омрачено попытками со стороны некоторых местных активистов-атеистов вновь развязать борьбу с религией. В очередной раз были совершены действия, направленные на закрытие Вертелишковской церкви. Но и на этот раз прихожанам удалось отстоять свою святыню. Реквизиции коснуться только  части церковной собственности – земли, сараев, амбаров и т.д.

Вертелишковская церковь продолжала действовать и в годы немецкой оккупации. Не раз настоятель Вертелишковской церкви наказывался оккупационными властями «за нарушение правил нового порядка».

После освобождения села от немецко-фашистских захватчиков 16 октября 1944 года уже в сане протоиерея Николай Семенович Абрамович будет вновь назначен настоятелем Вертелишковского храма, где и прослужит до 1946 года.  25 августа 1945 года  будет зарегистрирована православная община Вертелишковской церкви св. Александра Невского.

Яркий след в памяти прихожан церкви оставил ее следующий настоятель - отец Сергий Голосов. Он был назначен священником  Вертелишковской церкви  26 марта 1946.  Десятилетие его служения в Вертелишковском храме (с 1946 по 1956 год) вошло в историю церковного прихода, как время духовного подъема и нового возрождения церковной жизни в тяжелые послевоенные времена.

С середины 50-х годов начинается новый этап гонений на церковь со стороны государства и власти. В эти нелегкие времена разгула богоборчества и притеснений прав верующих настоящей духовной поддержкой для прихожан Вертелишковской церкви стало назначение в храм нового настоятеля отца Иоанна Каминского.

Каминский Иоанн Владимирович (1928 г. рождения) – учился в Виленской, а с 1947 года в Минской духовной семинарии. Выпускник семинарии 1950 года. Указом от 23 июня 1956 года митрополита Минского и Белорусского Питирима за №1402 был назначен настоятелем Вертелишковского храма. Нес служение в храме до 1966 года. Проповеди отца Иоанна, наполненные духом евангельской любви, смирения, молитвы и одновременно твердостью и непоколебимостью в правоту православия вселяли в прихожан церкви надежду и укрепляли веру. Вокруг взрывали и закрывали храмы, превращали их в склады и клубы, а церковь в Вертелишках продолжала служить Богу и людям.  

Вторая половина 60-х – 90-е годы XX века пришлись на годы служения в Вертелишковской церкви целого ряда достойных служителей веры. Отец Анатолий Васильевич Моисеев был настоятелем храма с 1966 года. 6 июня 1968 году его сменил отец Николай Дементьевич Кныш.  На протяжении 8 лет осуществлял служение в Вертелишковском храме отец Николай Сапега (похоронен на приходском кладбище в с. Вертелишки)

С 1 июня 1978 в Вертелишковском приход назначен отец Павел Федорович Желобкович – ветеран Великой Отечественной войны. Недолгий период (с 13 июня 1980 по 1982 год) осуществлял служение в храме отец Алексий Викторович Казанцев. С 1982 по 1994 год  настоятель Свято-Александро-Невской церкви в Вертелишках – отец Ростислав Михайлович Степуржинский. Его усилиями  в Вертелишковской церкви было проведено паровое отопление. Полностью переложен потолок и пол в храме.

14 октября 1994 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, настоятелем Свято-Александро-Невской церкви стал отец Константин (Яромич) – ветеран Афганской войны, выпускник Минской духовной семинарии. В годы служения отца Константина (Яромича) в храме успешно действовали 3 группы церковного хора – старшая, молодежная и детская. На фестивалях Православных песнопений Гродненской епархии церковный хор Свято-Александро-Невского храма регулярно признавался одним из лучших, становясь призовым лауреатом.

В 2010 году новым настоятелем Вертелишковской церкви стал отец Иоанн Гладун. Это назначение положило начало современной странице истории храма. С начальным периодом служения отца Иоанна связаны значительные изменения, произошедшие, как во внешнем облике церкви, так и в духовной жизни её прихожан. Был проведён масштабный ремонт фасада и внутреннего убранства храма. Полностью отреставрирован и покрыт влагостойкой черепицей «мураваный» (каменный) забор вокруг церкви. Установлены новые кованые ворота и кованый крест при входе на храмовую территорию.

В 2016 году Александро-Невская церковь торжественно отметила 160-летие своего каменного здания. К этой дате было приурочено освящение нового купола храма, который был водружен на только что полностью перестроенную  колокольню. Купол изготовили пинские церковные мастера. Имитация позолоты создана нитрит-титановыми пластинками, которые не подвержены влиянию погоды и сверкают на солнце. Крест для купола храма был изготовлен мастерами с Украины. Установка состоялась 29 мая. Торжественное освящение нового купола и креста Вертелишковской церкви совершал митрополит Гродненский и Волковысский Артемий.

Все работы по созданию новой колокольни и нового купола храма, в том числе проектные, велись более двух лет. За это время храм, построенный в середине XIX века, обновился не только снаружи, но и внутри – появились новые фрески, был отреставрирован алтарь. Значительную часть расходов по реконструкции церкви взял на себя СПК «Прогресс-Вертелишки».

Во все времена настоятели и прихожане Вертелишковской церкви были едины в своем служении Господу и его Дому.

Благодаря их усилиям, Вере и Молитве храм пережил времена гонений и Богохульства, притеснений и Богоборчества. Как и во все времена, церковь продолжает оставаться духовным, нравственным центром Вертелишек и главной архитектурной достопримечательностью посёлка. Да будет так и впредь.

Разделы сайта:

Главное меню

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut