Публикации

Прычыны рашэньня звароту вуніятаў у склад праваслаўнай царквы ў Беларусі

Прычыны рашэньня звароту вуніятаў у склад праваслаўнай царквы ў Беларусі

Рашэньня сабору Грэка-каталіцкай царквы ў справе аб'яднаньня вуніятаў з Праваслаўнай царквой пракламаванa было ў Полацку 12 лютага 1839 году ў Нядзелю Праваслаўя. Праз 243 гады зноў на беларускіх землях Праваслаўная Царква вярнула сабе дамінуючую пазіцыю.

Беларускі народ вярнуўся ў сваёй масе да "старажытнай грэчаскай веры", якую прынялі яго продкі ў X ‑ XII стагодзьдзі. У праваслаўнай веры заставаліся беларусы у сваёй масе да сярэдзіны ХVІІ стагодзьдзя, перажываючы мангольскія наезды і прасьледаваньні з боку каталіцкай польска-літоўскай улады. У 1596 годзе беларусам была навязана вунія, якая падпарадкавала іх Ватыкану.

Православная Церковь на территориях Царства Польского (Польского королевства) в 1839 – 1918 гг

Православная Церковь на территориях Царства Польского (Польского королевства) в 1839 – 1918 гг

Позитивные результаты ликвидации унии в Белоруссии в 1839 г., январское восстание, увеличение антиправославных и антирусских настроений среди польского населения западных губерний Российской империи ускорило решение царскими и церковными властями вопроса о привлечении униатов в Православие на территории бывшего Польского королевства (Царства Польского в составе Российской империи).

Реализация этой политики была нелегкой, так как религиозная ситуация на территории Польского королевства и белорусских землях была различна. После ликвидации унии в Российской империи под властью Романовых оставалась только одна униатская епархия – Холмская в королевстве Польском.

Православная культура в Великом Княжестве Литовском

Православная культура в Великом Княжестве Литовском

Великое Княжествo Литовское с самого начала формирования государственной структуры и в период всего средневековья была на пути пересекающихся влияний Востока и Запада.

Культурно-политическая роль Православной Церкви на русских, литовских и польских землях усилилась с появлением Галицко-Волынского Княжества. Во времена правления князя Романа, а затем Даниила в границы Княжества вошли земли между Вепром и Бугом – Любачев, Перемышль, а также значительная часть Любельщизны.

НЕОУНИЯ ВО ВТОРОЙ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

НЕОУНИЯ ВО ВТОРОЙ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

Во II Речи Посполитой Православная Церковь не поддерживалась авторитетом власти, а лишь отождествлялась с вероисповеданием захватчика. Во время акции возврата утраченной собственности Пра­вославной Церкви были отняты более 400 храмов.

Изменения обще­ственно-политического строя в Советской России ослабили позицию Московского Патриархата, который предоставил Православной Церкви в Польше автономию, а руководство поручил местному собору еписко­пов во главе с экзархом, имеющим полномочия митрополита.

Гергий Конисский – епископ белорусский

Гергий Конисский – епископ белорусский

Личность белорусского епископа Георгия Конисского вызывала и по-прежнему вызывает множество контроверсий в историографии польской и белорусской[1].

Его характеристики зависят от религиозных и национальных воззрений историков. Объективность  представления личности епископа требует сохранения нейтралитета в характеристике его деятельности и оставленного наследия.

Брестская церковная уния как элемент восточной политики Рима

Брестская церковная уния как элемент восточной политики Рима

Во второй половине тринадцатого столетия Византийская империя очутилась под угрозой турецкого нашествия. Рим решил воспользоваться этим положением и предпринял попытку, начатую им ешё во время крестовых походов, — подчинить себе и византийскую церковь.

Папа римский потребовал тогда, чтобы его власть была признана на всей территории Византии и, чтобы греки приняли его исповедание веры. На соборе, который состоялся в 1274 году в городе Лионе, во Франции, представители императора Михаила VIII-го, под давлением Рима, вынуждены были признать требования папы.

Актуализация языка проповеди в Полоцкой православной епархии (пост-полоцкий период)

Актуализация языка проповеди в Полоцкой православной епархии (пост-полоцкий период)

Последствием Полоцкого церковного собора  явился непростой путь  возвращения сотен тысяч униатов белорусских земель к практике православной жизни.

По меткому замечанию Г.Я. Киприановича, «дело воссоединения совершилось, но далеко еще не завершилось в 1839 году»[1]. Более чем 200-летнее пребывание православных в составе греко-католической церкви оставило заметный след в сознании верующих.

Трансформации церковно-приходской жизни православного населения Полоцкой епархии (1839–1917)

Трансформации церковно-приходской жизни православного населения Полоцкой епархии (1839–1917)

Последствием Полоцкого Церковного Собора 1839 г. явился непростой путь возвращения сотен тысяч униатов белорусских земель к практике православной жизни.

По меткому замечанию Г.Я. Киприановича, «дело воссоединения совершилось, но далеко еще не завершилось в 1839 году»[i]. Более чем 200-летнее пребывание православных в составе греко-католической церкви оставило заметный след в сознании верующих.

К вопросу о преследованиях униатского духовенства в ходе общего воссоединения униатов с православными в 1839 году

К вопросу о преследованиях униатского духовенства в ходе общего воссоединения униатов с православными в 1839 году

Аннотация

В статье рассматривается проблема применения мер строгости в отношении униатского духовенства в ходе подготовки упразднения Униатской Церкви в пределах Российской империи в 1830-е годы. Рассматривается вопрос о том, в чем эти меры состояли. Делаются выводы о месте мер строгости среди других действий, направленных на воссоединение униатов с православными, а также масштабах их применения.

Предпосылки упразднения унии в Российской империи в 1839 году

Предпосылки упразднения унии в Российской империи в 1839 году

Ключевые слова: веротерпимость, воссоединение униатов с православными, духовенство, Полоцкий Собор 1839 г., Православие, Римская курия, российское правительство, Уния.

Аннотация: В статье рассматривается комплекс предпосылок, обусловивших упразднение Униатской Церкви в пределах Российской империи в 1839 г. Делаются выводы о соотношении и взаимодействии этих предпосылок, а также исторической закономерности их возникновения.

Страницы

Подписка на RSS - Публикации

Главное меню

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
by Dr. Radut