Из жизни Гродненской Епархии
    (Май)

Паломничество к храму в честь иконы Богородицы "Живоносный Источник" (Проща)
  Каждый год 2 мая отмечается престольный праздник иконы Богородицы "Живоносный Источник". В этом году в рамках мероприятия ОПМБ (Объединения Православной Молодежи Беларуси) проходило молодежное паломничество к храму в честь иконы Богородицы "Живоносный Источник" в д.Проща.
   В паломничестве, по благословлению Преосвященнейшего Артемия, епископа Гродненского и Волковысского, приняли участие представители Свято-Софийского братства, в составе семи человек (Севко Александра, Радивон Снежанны, Луцкой Елены и Сергея, Адамина Валерия, Богдель Екатерины, Грещик Ольги)
   Храм в честь иконы Богородицы "Живоносный Источник", расположен в лесной чаще, на расстоянии 7 километров от ближайшего населенного пункта. Эта церковь была построена в середине 80-х годов XX века, в месте, где во время Великой Отечественной Войны, проходили кровопролитные бои Советской Армии. Рядом с храмом находятся многочисленные могилы воинов.
   Организацией молодежного слета занимался Духовно-просветительский центр во имя Св. Иоанна Богослова г.Бобруйска. (Братство св. Иоанна Богослова было принято в состав ОПМБ 7 февраля 2003 года во время II съезда православной молодежи Беларуси)
   В паломничестве к храму, расположенному на территории Бобруйского района Могилевской области приняло участие около 120 человек. Православная молодежь собралась со всех концов Беларуси.
   Бобруйское братство разместило паломников в палатках, предоставило питьевую воду и питание. Несмотря на то, что условия были "спартанскими" в лагере царила атмосфера единства, молитвенности и доброжательности. Каждый вечер все братства объединялись возле общего костра, пели песни под гитару, общались, делились впечатлениями, духовным опытом. В лагере была организована обязательная общая молитва - утреннее и вечернее правило.
   Утром 2-го мая была совершена праздничная литургия, участниками которой стали съехавшиеся паломники. Возглавлял прадничную литургию Преосвященнейший Софроний, епископ Могилевский и Мстиславльский. После литургии был совершен крестный ход вокруг храма. По завершении крестного хода епископ Софроний провел беседу с участниками паломничества    Гостем православного молодежного слета стал диакон Андрей Кураев, известный российский богослов. Он является автором книг, которые способствовали духовному возрождению православной России. Андрей Кураев говорил о том, что "православной молодежью быть нелегко", попытался дать ориентиры в нелегком пути духовного роста и совершенствования.
   Утром 4 мая, полные впечатлений от паломничества, духовного общения представители Свято-Софийского отпарвилось в обратный путь.
   Слава Богу за все!
   
   Братчик Свято-Софийского молодежного братства,
   Грещик Ольга.
Из беседы с диаконом Андреем Кураевым.

    -Что Вы думаете о православной педагогике?
   - Православной педагогики нет. Мне вспоминается такая сцена - преподавательница воскресной школы укоряя нерадивого ученика, произнесла фразу следующего содержания: "Дети, обратите внимание на Вовочку, он плохо себя ведет - в него бес вселился!". Есть некая смесь советской педагогики и средневекового мракобесия. Многое еще нужно изменить в сознание современного общества для того, чтобы понятие "православная педагогика" появилось.
   - Зачем и когда нужно принимать крещение?
   - Крещение нужно принимать тогда когда ты смертельно надоел себе для того чтобы умереть и заново родиться, обновить душу и совесть.
   - Почему священниками могут быть только мужчины?
   - Священник - это икона Иисуса Христа. На Тайной Вечери, Свою Тело и Кровь даровал именно Спаситель - мужчина, а не Дева Мария - женщина.
   - Как Вы относитесь к рок-музыке?
   - К рок-музыке отношусь плохо, но это не мешает мне дружить с рок-динозаврами. Такие люди как Кинчев, Шевчук четко разделяют концерт и молитву. -
   - Что Вы думаете о Жанне Бичевской?
   - Она возомнила себя пророчицей, вошла в прелесть. В начале своего пути она искала духовную поддержку и нашла "старца". В ее голове вертится мысли о Царской Православной Церкви, о монархии как столпе и утвержении истины.-
   - Куда и почему уходит любовь?
   - Туда куда уходит детство. На этот вопрос нет ответа.
   - Как Вы относитесь к Туринской Плащанице? Приемлемо ли изображение Туринской Плащаницы на иконостасе?
   - Туринская Плащаница изображает Иисуса Христа невоскресшего, а изображения на иконостасе утверждают Христа, как победителя смерти.
   - Что Вы думаете о введение предмета "Закон Божий" в школьную программу?
   - Я боюсь, что "Закон Божий", как предмет не может быть преподнесен советской учительницей. Я не встречал учебника "Закона Божия", прочитав который хотелось бы стать христианином.
   - Как реагировать на кощунственные акции в отношении Православия?
   - Иногда уместно и слово и быстрое реагирование...
   - Как Вы относитесь к эктремальному миссионерству?
  -  Я проповедовал и на Арбате...

Паломничество в г.Белосток к мощам святого мученика младенца Гавриила Белостокского. (Заблудовского).

    Солнечным утром 2 мая 2003 года представители Свято-Софийского братства при Свято-Покровском кафедральном соборе, вместе с с группой молодежи из братства во имя свв. Кирилла и Мефодия при теологическом факультете ЕГУ (г. Минск) отправились в паломничество в Польшу. Торжества, посвященные памяти святого мученика младенца Гавриила Белостокского начались молебном в храме святого пророка Илии в женском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы.
   После молебна паломники и священнослужители отправились крестным ходом, в д. Зверки, где был убит младенец. Крестный ход неспешно продвигался под чудесное пение хора монахов и паломников. Особое настроение создавала и прекрасная весенняя погода. На середине нашего пути была привезена рака с мощами младенца Гавриила. Рака несомая священниками возглавила шествие. Воодушевление и молитвенное настроение сделали путь длиной в 10 км легким и неутомительным.
  Крестный ход проследовал к храму, строящемуся в честь св. муч. младенца Гавриила. (Впоследствии на этом месте планируется устроение женской обители.) В храме было совершено торжественное всенощное бдение и поклонение святым мощам.
   На Богослужении присутствовало большое количество молодежи: представители польских братств, семинаристы, паломники разных стран.
   После Богослужения представители братства вернулись в монастырь на вечернюю трапезу и ночлег. Этот небольшой монастырь является примером воистину святой обители, где люди служат Богу и своим отношением к людям показывают истинность православной веры.
   Утром группа паломников отправилась в д. Зверки, где была совершена Божественная Литургия. Литургию возглавил Преосвященнейший Владыка Иаков, епископ Белостокский и Гданьский. После службы был совершен крестный ход вокруг храма с мощами св. млд. Гавриила. Затем, в основание фундамента планируемой к постройке обители была заложена капсула. В связи с этим событием Владыка Иаков произнес приветственную речь в которой поздравил всех собравшихся с праздником. После литургии все желающие совершили экскурсию по Белостоку.
   На следующий день представители братства отправились в Гродно, полные впечатлений, радости и благодарности Богу за возможность совершить это паломничество.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас!

Шецкая Вероника,
Лукьянович Анна

   15 мая, в помещении Гродненского Педагогического колледжа состоялась Международная научно-практическая конференция, посвященная проблемам насилия, наркомании и пьянства. Тема животрепещущая, актуальная и важная. Это было видно и по количеству и известности организаций, представленных на конференции и по эмоциональному накалу общения, бесед и вопросов, которые задавались слушателями. Со своим видением причин, порождающих подобную проблематику в современном мире (насилия, пьянства и наркомании) выступил представитель Гродненской епархии - священник Александр Хомбак. Он подчеркнул, что проблема страстей, которым посвящена конференция, не нова, еще в «Древнем патерике» есть притча о том, как некоему египетскому пустынножителю бес пообещал, что не будет беспокоить его никогда, если он совершит один из трех грехов: убийство, блуд или пьянство. Пустынник подумал и выбрал пьянство. "Упиться один раз, кажется, не большой грех. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне". И вот вошел он в корчму и упился. После чего случилось ему беседовать с некой бесстыдной женщиной. Будучи прельщен, он совершил с ней грех. А когда пришел муж той женщины, то он начал драться с ним и убил его. Таким образом он совершил все три греха сразу и погубил многолетние свои труды.
   Мораль сей притчи очевидна: алкоголизм, как впрочем и наркомания — источник многих зол и бедствий. И тем не менее люди пьют. Почему? Что так неудержимо, вопреки логике и здравому смыслу, влечет человека к бутылке? Что же такое алкоголизм: болезнь, страсть, образ жизни? И главное — можно ли избавить человека от алкогольной зависимости?
   В Библии говорится, что «вино веселит сердце человека» (Пс. 103.15) и «полезно... если будешь пить его умеренно» (Сир. 31. 31). Однако и в Священном Писании, и в творениях святых отиов мы многократно находим строгое осуждение порока пьянства, который, начинаясь незаметно, влечет за собою множество других погибельных грехов. Очень часто пьянство становится причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания как жертве этого греховного недуга, так и близким людям, особенно детям.
   «Пьянство - вражда на Бога... Пьянство - это добровольно накликаемый бес... Пьянство отгоняет Святого Духа», - писал святитель Василий Великий. «Пьянство - корень всех зол... Пьяница - живой мертвец... Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним... Пьянство... - это многообразный и многоглавый зверь... Здесь вырастает у него блуд, там - гнев; здесь - тупость ума и сердца, а там - постыдная любовь... Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница», -наставлял святой Иоанн Златоуст. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны... Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу», -свидетельствует святитель Тихон Задонский.
   Еще более пагубной является широко распространяющаяся наркомания - страсть, которая делает порабощенного ею человека крайне уязвимым для действия темных сил. С каждым годом этот страшный недуг охватывает все больше людей, унося множество жизней. Наиболее подвержена наркомании молодежь, что представляет особую угрозу для общества. Корыстные интересы наркобизнеса также оказывают влияние на формирование - особенно в молодежных кругах - особой «наркотической» псевдокультуры. Незрелым людям навязываются стереотипы поведения, предлагающие употребление наркотиков в качестве «нормального» и даже непременного атрибута общения. Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь.
   С другой стороны, наркотики становятся для многих способом преодоления одиночества, отторженности от мира. Наркотические вещества создают иллюзию «выхода за пределы себя», сбрасывания с собственных души и тела оков земного существования. Но для любого здравомыслящего человека очевидно, что иллюзия заменить реальность не может. Важно понимать, что наркотики это не уход куда-то, а бегство откуда-то. Человек в нормальном состоянии не может предпочесть реальной жизни сновидения, настоящим вещам — галлюцинации. Только крайняя неустроенность (внутренняя неустроенность) человека в реальном мире заставляет его погружаться в наркотический сон.
   Наркотики же дают человеку возможность изменить если не мир, то хотя бы свое восприятие мира. Человек погружается в состояние безудержной любви ко всему окружающему или в состояние сильнейшего эмоционального подъема, которого он не умеет добиться в обычной жизни. Важно то, что он уходит от действительности, уходит от себя.
   Именно это желание выйти из реального мира и движет наркоманом и алкоголиком.
   Злоупотребляя наркотиками и алкоголем, человек разрушает не только тело, но и душу, то есть свою личность. Стоит вспомнить, как на определенной стадии зависимости в человеке перестают работать его морально-нравственные установки: он может соврать, украсть, убить, подвести лучшего друга. Совершение подобных поступков плохо уже само по себе, но кроме того, подобное поведение свидетельствует о личностной деградации индивида. Воля человека полностью подчиняется пристрастью, человек становится рабом страсти.
   Прежде чем говорить о страстях, надо разобраться в лингвистических и смысловых сложностях, связанных с этим словом. В современном русском языке слово страсть получило значение, отличное от того, в котором оно употребляется в религиозных текстах.
   Под страстью в наше время подразумевается сильное чувственное влечение, крайнее увлечение, пристрастие к чему-либо или сильно выраженное чувство.
   В более широком смысле, произнося слово «страстный», мы имеем в виду «эмоциональный, темпераментный ». То есть «страсть » приобретает скорее положительное значение. Страстный человек — человек, способный на сильные чувства и нерациональные поступки. Он противопоставляется бесстрастному роботу, который во всем слушается голоса рассудка, живет по заложенной в него программе. То есть антонимом слову «страстность » в современном языке можно считать слово «рассудочность ». Это два полюса, между которыми находится современный человек.
   Но как мы не одобряем чрезмерную рассудочность (бесстрастность), так не одобряем мы и необузданную страстность, которая превращается уже в безумие, полное отсутствие рационального начала.
   На оси, пролегающей между полюсами «страсть» и «рассудок», безопасной оказывается только срединная позиция, позиция умеренности. И в конце концов, даже в понимании светского общества в борьбе между страстью и рассудком именно последний должен одержать победу. Ибо любая страсть, достигнув своего апогея, ведет к потере человеком человеческого облика. Грубо говоря, яркие эмоции — это хорошо, но только до тех пор, пока эмоции эти добровольны, осознанны и контролируются разумом.
   И здесь мы приближаемся к точке соприкосновения между светским значением слова и церковным.
   Страсть в переводе с церковно-славянского означает страдание. Страсть — это болезнь души. Здесь важно не спутать. Дело не в том, что страсть ведет к страданию. Нет. Страсть — сама по себе болезнь, сама по себе страдание души. Страсть и есть то самое неудовлетворенное желание, о котором шла речь в начале. Единственный способ прекратить страдание — это избавиться от страсти, побороть ее. Человек изначально добродетелен. Господь создал человека добродетельным.
   «И так Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, безпечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всеми благами, как бы некоторый второй мир: малый в великом. /... / Сотворил же его Бог по природе — безгрешным и по воле — независимым».Так говорит подвижник Восточной Церкви Иоанн Дамаскин.
   Точно так же, как изначально человек обладал физическим здоровьем. Болезнь — следствие грехопадения, то есть противна изначальной природе человека.
   Но через грехопадение в мир вошла смерть. «Бременем и следствием падения/.../ мы называем не самый грех, и это надо особо подчеркнуть, но удобопреклоняемость ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преступление, как-то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования и напоследок — телесная смерть». (епископ Варнава Беляев, в своей книге «Основы искусства святости» т.1)
   Удобопреклоняемость ко греху, страстность человека — это та же болезнь. Как мы относимся к больному человеку? Мы его жалеем. Точно так же Господь относится к грешнику, к человеку, одержимому страстями. Но больной человек пытается лечиться, чтобы облегчить свои страдания и вернуться к нормальному состоянию. Если больной не лечится — так исключительно по собственной глупости. Так и для человека, одержимого страстями, логично было бы лечиться. Но разве многие из нас лечатся?
   Мы не стремимся вылечить свою душу, а всего лишь принимаем время от времени таблетки обезболивающего, предназначенные для того, чтобы на какую-то долю секунды прекратить нескончаемую боль. Мы притупляем эту боль алкоголем, наркотиками, развлечениями, но не пытаемся вылечить себя. Разве таково поведение разумного существа?
   Что же такое страсть?
   Святоотеческое учение дает следующее определение страсти: «Страстью называют такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания и согретый и воспитанный в сердце, превращается в привычку».
   Согласно учению св. отцов, страсти — это не сторонние силы, которые пришли в нас извне и которые мы должны искоренять, но скорее это энергии души, которые повреждены и нуждаются в преображении.
   Страсть — последний этап в развитии беззакония и греха. При повторяющемся действии она (страсть) набирает силу и завладевает человеком. В аскетическом богословии страсть определяется как противоестественное движение сил души.
   Конечно, если человек, за которого мы пытаемся бороться, верующий, молится сам, просит ваших молитв, ходит в церковь - то это самая благоприятная для выздоровления ситуация. Но чаще мы имеем дело с человеком, у которого отсутствует духовный взгляд на мир.
   В беседах надо постараться указать на конкретные примеры явления милости Божией к нему. Хорошо, если мы укажем нашему близкому на то, как вразумляет его Господь, когда тот нарушает духовные законы.
   Если наш болящий не видит смысла жизни, ему был бы полезен разговор со священником или кем-либо из духовно опытных людей. Не забудем про назидательные книги. Хотя, конечно, самое действенное - это наш образ жизни. Если лик наш ясен, никакие житейские бури не сдвигают нас с камня веры, если в любых обстоятельствах мы благодушны, кротки, приветливы - это, и безусловно, самое сильное средство для приведения человека к вере и духовной жизни.
   Обычно человек пьющий или пристрастившийся к наркотикам лжет всем окружающим. Лжет он и самому себе. Попытаемся привести его к серьезному взгляду на самого себя. Это решит немало проблем: окажутся виноватыми не жена и не теща, не начальники и друзья, а он сам. Именно тогда из груди вырывается покаянный вопль: “Господи, помилуй меня! Господи, помоги!”
   В самом начале духовной жизни большое значение имеет окружение, среда, круг общения. Святоотеческий совет: “Бежать мест, где проходил грех” особенно важен для тех, кто борется со своим влечением к наркотикам. Надо ли говорить, что, не оставив прежних знакомых, борющийся рискует в любой момент оказаться побежденным.
   Поговорите с приходским священником на эту тему. Известны случаи; когда очень благотворно действовало на болящих их послушание на черновых работах в каком-либо храме, приходе. Там есть присмотр священника.
   Заметим, что и самим родным болящего надо будет измениться, если вы хотите соработать духовно. Вот мудрые советы, которые дает в письме своей духовной дочери игумен Никон (Воробьев): “Если он пьет, то его надо пожалеть. Он уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может. Ты же вместо помощи только осуждаешь его, требуешь от него того, что он пока дать не может. Ты себя считаешь правою, но очень ошибаешься. Если ты духовнее его, то твоя обязанность понести его немощи. Вы, сильные, немощи немощных несите, - вот что требует от тебя Господь. Духом кротости исправляйте, а не руганью, упреками, ссорой, самооправданием и т. п. Ты не должна требовать от него здоровья, когда он болен, а должна оказывать снисхождение его немощи. Не должна ругать, когда он пьян, а молчать, чтобы не вызвать на что-либо худшее. И в трезвом состоянии ты должна не пилить его, а совместно обсудить с ним, как вам быть, чтобы общими усилиями победить его слабость...”.
   Конечно, безотрадно бывает на душе, когда наши усилия тщетны. Вновь и вновь мы заказываете молебны, акафисты за болящего в церкви, сами не сходим с молитвы дома, терпим ад в доме, а наш болящий, как нам кажется, по-прежнему невменяем. И все же будем помнить, что мы делаем дело, Богом благословленное, а результат принадлежит Господу.
   «И не упрощайте: вы взялись за труд крайне сложный. Так трудно бывает порой получить согласие болящего на причащение Святых Тайн, так как Причастие - это самое “великое и всесильное оружие в борьбе” (св. праведный Иоанн Кронштадтский). Пусть нас не покидает вера, что придет время, когда мы сможем сказать: сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15,24).

на главную страницу
сайта Гродненской епархии