Иерей Иоанн Кояло: История Свято-Покровского собора города Гродно в синодальный период

Свято-Покровский кафедральный собор Гродно

Предыстория строительства Свято-Покровского собора.

Во второй половине XIX века в городе Гродно размещалась крупная группировка войск Российской армии. Количество военнослужащих доходило до 40% от общего количества жителей города[1]. В это время началось строительство Гродненской крепости. Гродно планировалось сделать одним из самых укрепленных городов империи. В городской черте строились новые казармы. Стало очевидным, что концентрация войск будет продолжать расти со временем.

В начале XX века Военное ведомство начало регулярно выделять деньги на строительство гарнизонных храмов. Благодаря этому в Российской империи наблюдался рост количества церквей, которые использовались военнослужащими.

До 1900 года в качестве гарнизонного храма использовалась Александро-Невская церковь. Она располагалась на территории современной площади Тызенгауза в Гродно и была разрушена в 1938 году польским правительством.


Эта церковь была недостаточно вместительной для военнослужащих гродненского гарнизона и в 1900 году её сделали приходской. Некоторые исследователи связывают данное решение с постройкой новых казарм в Александровской слободе[2] (район улицы Красноармейской). Однако казармы были построены еще в 1889 году и 102-ой Вятский полк, который размещался в них, имел свою полковую церковь и никогда не относился к Александро-Невскому или к Свято-Покровскому храмам[3].

Таким образом, в начале ХХ века существовал целый ряд факторов, которые содействовали скорейшему принятию решения о строительстве вместительной гродненской гарнизонной церкви.

Подготовка к строительству Свято-Покровского собора

Решение о строительстве гродненской военного собора было принято в начале 1900 года[4]. Сложности возникли при определении места возведения будущего храма. Для военной церкви необходим был большой участок земли, так как к храму должна была примыкать еще и площадь, на которой мог выстраиваться личный состав гродненского гарнизона в дни праздников. Братчики Гродненского Софийского братства выступали за строительство храма около пересечения улиц Муравьевской (Ожешко) и Кирочной (Академической), однако чиновники долго не давали согласия. Возможно это было связано с тем, что данный участок сдавался в аренду гастролирующим циркам[5].  Чиновники ссылались на отсутствие решения Св. Синода по вопросу строительства. Согласно неподтверждённым данным, которые можно назвать гродненским городским преданием, члены братства обратились за помощью к П. Столыпину и тот посодействовал выделению участка земли для строительства собора[6]. П. Столыпин был гродненским губернатором с 1902 по 1903 год. Участок был приобретен за большую сумму, которая составила почти четверть от общей стоимости строительства[7].

В начале XX века планировалось возведения целого ряда гарнизонных храмов на территории Российской Империи. Специальная комиссия при Генеральном штабе во главе с архитектором Ф. Вержбицким разработала типовой проект военного храма. Первой церковью, построенной по этому проекту, стал храм Святой Великомученицы Анастасии 148-го пехотного Каспийского полка на окраине Нового Петергофа[8]. Этот проект был достаточно хорошим и  утвержден лично страстотерпцем императором Николаем II[9]. Он сочетал большую вместимость с относительно небольшой стоимостью строительства. Именно этот проект лег в основу при создании Свято-Покровского собора.  Однако типовые чертежи были существенно переработаны в инженерном управлении Виленского военного округа архитектором М. Позаровым [10]. Так, например, храм в Петергофе был только однонефным[11] и внешне отдаленно напоминал церкви, которые были построены по проекту виленского архитектора.

Строительство Свято-Покровского собора

Строительство гарнизонного собора началось в 1904 году. Работами руководил гродненский инженер-капитан И. Савельев. Благодарные граждане по окончанию строительства увековечили имя этого человека на мемориальной доске, которая до настоящего времени находится в Свято-Покровском соборе[12]. В строительстве принимали участие также гражданские специалисты. Например, губернский архитектор И. Плотников[13]. Постройку храма осуществляла Гродненская военная инженерная дистанция[14]. Под этим названием подразумевается местное военное инженерное управление, которое курирует определенный район и непосредственно заведует всеми находящимися внутри его воинскими зданиями, сооружениями и руководит всеми производящимися работами[15].

К осени 1905 года были воздвигнуты стены, сделаны перекрытия и кровля, установлены купола[16]. Начальный период строительных работ совпал с русско-японской войной. Некоторые исследователи считают, что боевые действий на Дальнем Востоке привели к замедлению строительства[17]. Однако вышеприведённые данные не позволяю сделать такой вывод.

Работы по возведению собора преимущественно финансировались Военным ведомством. Существенную помощь в строительстве гарнизонной церкви оказали члены Гродненского Софийского братства. Средства, которые собрали они, пошли на внутреннее обустройство храма[18]. Военному собору были пожертвованы ценные иконы XIX века: «Богоматерь Одигитрия», «Бог Саваоф», «Бог Саваоф и ангелы», «Сошествие Святого Духа» и другие[19]. Летом 1907 года на колокольне было установлено девять колоколов. Самый большой колокол весил почти пять тонн[20]. К началу осени этого года практически все строительные работы были завершены. Таким образом, благодаря финансовой помощи государства с одной стороны, а с другой стороны благодаря активному содействию членов Софийского братства и православных жителей Гродно, стало возможным в столь короткий срок возвести Свято-Покровский собор.

Свято-Покровская церковь как мемориальный комплекс

Как отмечалось выше, большие потери солдат гродненского гарнизона в русско-японской войне вызвали желание сделать строящийся собор храмом-памятником и таким образом увековечить подвиг местных жителей, которые отдали свою жизнь за Отечество.  При еще недостроенной церкви был организован музей. Гродненский церковно-археологический комитет организовал сбор наград, личных вещей, фотографий, документов и других свидетельств о подвиге солдат и офицеров Русской императорской армии на полях сражений[21].

В сам храм воинские части передавали полковые иконы и иконостасы, которые сопутствовали солдатам во время войны[22]. Гродненским мастером Б. Шишкевичем были сделаны две мемориальные мраморные плиты, на которых перечислялись имена некоторых погибших солдат и офицеров. Составитель и редактор текстов на этих дощечках неизвестен. Существует предположение, что им был гродненский историк Е. Орловский[23]. Венчали мемориальные плиты бронзовые двуглавые орлы.

Таким образом, Свято-Покровский храм создавался как гарнизонная церковь, но в процессе строительства по инициативе общественности преобразован в целый мемориальный комплекс, который включал храм-памятник в честь погибших воинов и музей, где о подвиге этих солдат и офицеров рассказывалось.

Архитектура Свято-Покровского собора

Собор был построен в ретроспективно-русском стиле. Он представляет собой протяжённую трёхнефную базилику с пятигранной апсидой. Трёхнефное деление внутреннего пространства собора обеспечивают 12 мощных колонн и перекинутые через них аркады[24].

Над центральным входом в собор располагается 34 метровая восьмигранная шатровая звонница с маковкой. Небольшие шатры с маковками находятся также на углах боковых нефов храма. Над алтарной частью расположена группа из пяти небольших куполов в порядке свойственном крестово-купольным русским храмам[25].

Прямоугольные оконные проёмы отличаются богатыми «теремными» наличниками. Декоративное убранство собора было во многом взято из древнерусского церковного зодчества.  Перекрытием служит плоский потолок с тремя плафонами, которые украшает орнамент в виде древнерусской текстовой вязи. Пол покрыт кафелем с орнаментальным рисунком, в притворе положена мозаика, а в алтарной части паркет. Внутреннее пространство опоясывает по периметру под окнами мощный профилированный карниз с сухариками[26].

Главный и боковые иконостасы являются деревянными и резными. Они имеют коричневую тонировку, покрыты позолотой и увенчаны луковичными главами. Галерея хоров выступает над центральным входом. Между центральной частью и притвором находятся массивные резные двери[27].

Для отопления Гарнизонного храма было установлено восемь печей. Под всей алтарной частью имеется подвальное помещение с окнами для сторожей и хранения церковного имущества. Вокруг храма была возведена чугунная ограда[28]. В настоящее время она заменена железной.

По сохранившимся фотографиям очевидно, что в декоре собора использовалась полихромия. Выступающее декоративное покрытие фасадов было выполнено белым цветом. Стены же имели коричнево-красный цвет. По некоторым данным они были накрашенными. Для крыш и шатров использован зелёный цвет, а для куполов — охристая окраска[29].

Таким образом, гродненский Свято-Покровский собор в своем интерьере и экстерьере был выдержан в ретроспективно-русском стиле. Этот стиль был характерен для военных храмов и храмов-памятников, построенных в честь победы русских войск.

К вопросу об уникальности Свято-Покровского собора

По проекту М. Позарова было построено три храма: Свято-Покровская церковь в Гродно, Александро-Невская в Сувалках и Борисоглебская в Даугавпилсе (Двинске). Данные храмы были чрезвычайно похожи друг на друга[30].

Александро-Невская церковь в Сувалках была построена первой. Её отобрали у православных католики после 1918 года и превратили в костел. Церковь перестроили, чтобы предать характерный для латинских храмов вид. Во время Второй Мировой войны немцы взорвали колокольню над центральным входом, которую в мирное время так и не восстановили. Были построены две башни по углам передней части храма. Теперь Александро-Невская церковь - приходской костёл Святых Апостолов Петра и Павла на улице Войска Польского[31]. Сходство с Свято-Покровской церковью у этого храма в настоящее время имеется лишь отдаленное.

После Александро-Невской церкви в Сувалках был построен Борисоглебский храм в Даугавпилсе. Эта церковь сохранилась до наших дней практически без изменений. В настоящий момент она является кафедральным собором и самым большим православным храмом Латвии. Следует отметить, что и сегодня Борисоглебский собор чрезвычайно похож на Гродненскую гарнизонную церковь, которая была построена через два года после него[32].


Таким образом, с архитектурной стороны Свято-Покровский собор не является полностью уникальным. В Даугавпилсе имеется храм, который чрезвычайно на него похож.

Освящение Свято-Покровского собора

Храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этому способствовали следующие факторы. Во-первых, данный праздник был особо почитаем среди солдат, так как вселял надежду на небесное заступничество Божией Матери во время сражений и тягот армейской жизни. Во-вторых, начало боев на реке Шахэ, в которых погибло много солдат гродненского гарнизона, пришлось как раз на данный праздник[33]. В-третьих, до середины XVII века соборным храмом в Гродно была церковь XII века освященная в честь Пресвятой Богородицы. Этот храм сгорел в 1654 году. С духовной точки зрения военная соборная церковь выступила как преемница того древнего храма.

Храм был освящен за день до праздника Покрова Пресвятой Богородицы 13 октября 1907 года епископом Гродненским и Брестским Михаилом (Ермаковым) в присутствии большого количества местных жителей, солдат и офицеров. В память о этом событии была установлена мемориальная доска, которая сохранилась до наших дней. В этот же день была освящена колокольня[34]. Следует отметить, что данные события не нашли отражения в Гродненских епархиальных ведомостях. Это вызвано тем, что Военный собор находился в составе Военного ведомства.

Храм имел три предела с иконостасами, но престол был освящен только в центральном и боковом Михайловском. Пространство за иконостасом в третьем пределе использовалось под ризницу[35]. Время освящения Михайловского предела неизвестно. Интересно отметить, что 101-ый Пермский полк имел домовую церковь в честь Архангела Михаила. Начиная с 1911 года в памятных книжках Гродненской губернии она не упоминается[36]. Можно предположить, что освящение Михайловского предела связано с упразднением данной домовой церкви.

Возможной причиной освящения правого предела в честь Архангела Михаила могло быть и то, что полковым праздником 103-его Петрозаводского полка являлся как-раз день памяти Архистратига.

Свято-Покровский собор в составе Военного ведомства

Сохранилось мало сведений о внутренней организации Свято-Покровского храма в дореволюционный период. Однако, благодаря тому, что деятельность военных церквей регулировалась «Положением об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств» от 12 июня 1890 года, существует возможность в общих чертах восстановить пробелы.

В течение всего дореволюционного периода Архиепископом Гродненским и Брестским был Михаил (Ермаков). Это был достойный человек, который остался до конца верен канонической церкви и был исповедником веры во времена гонений. В конце своей жизни он стал митрополитом Киевским и Галицким, патриаршим Экзархом Украины[37].

Духовенство Свято-Покровской церкви находилось в ведении протопресвитера армии и флота[38] и не подчинялось непосредственно гродненскому епархиальному архиерею. Однако он играл определенную роль в жизни Свято-Покровского храма. Как отмечалось выше, именно архиепископ Михаил активно содействовал строительству церкви и освятил ее. Имя местного архиерея поминалось за богослужениями[39]. Духовенство и прихожане Свято-Покровского храма в случае возникновения вопросов касательно духовной жизни или пастырской практики могли обращаться к гродненскому архиерею[40]. Так, именно по благословению архиепископа Михаила была создана комиссия, которая расследовала чудесное обновление иконы Святителя Николая, которое произошло в 9-ом батальоне 103-его Петрозаводского полка[41].

Гродненский архиерей имел право требовать отчета о деятельности военного духовенства у дивизионных благочинных и через них делать распоряжения[42]. Для того, чтобы служить в Гарнизонном соборе, необходимо было получить благословение в том числе и местного Преосвященного[43]. Протопресвитер перед награждением гродненского военного священника должен был советоваться с архиепископом Михаилом (Ермаковым)[44]. Местный преосвященный осуществлял снабжение храма всеми необходимыми принадлежностями, периодически служил в нем[45].

В Свято-Покровском храме окормлялись военнослужащие 101 Пермского и 103 Петрозаводского полков и другие более мелкие военные формирования, которые не имели домовых церквей[46]. Каждый военный храм входил в состав определенного дивизионного благочиния. Так как полковой священник 101-го Пермского полка был одновременно и благочинным 26-ой дивизии, то Свято-Покровский собор в это время выступал центральным храмом данного крупного военного соединения.

Гарнизонный собор посещали не только солдаты и офицеры, но и обычные жители Гродно, которые имели своего представителя – старосту. Староста избирался местными прихожанами для ведения хозяйства и отстаивания интересов верующих из числа невоенных  прихожан[47].

Помимо старосты в штате храма состоял еще ктитор. На эту должность Командиром полка назначался офицер или военный чиновник[48]. В его обязанности входило содействовать увеличению дохода храма, выполнять необходимые расходы, хранить церковное имущество[49].

Таким образом, система управления военными храмами имела четкую и эффективную структуру. В ней были представлены интересы обеих групп верующих – как военных, так и гражданских, а во главе стояло духовное лицо.

Следует отметить, что в Гарнизонном соборе хранились походные военные храмы. Для 101 Пермского полка это церковь святого Александра Невского, а для 103-его Петрозаводского полка церковь Архистратига Михаила[50].

Духовенство Свято-Покровского собора

Военные церкви в данный период не имели настоятелей. Священники, которые служили в них, являлись хранителями ключей и печати[51], но не распоряжались деньгами. Деньги хранились в особом полковом ящике. Священник, ктитор или староста могли расходовать суммы до 100 рублей, но только с разрешения Командира полка. Для больших трат требовалось разрешение Протопресвитера[52].

Нам известно очень мало о духовенстве Гарнизонного собора на начальном этапе его существования. Старшими священниками этого храма и одновременно благочинными 26-ой дивизии были полковые священники 101-го Пермского полка. Они выполняли функцию посредников между подчиненным им духовенством и высшей военной духовной властью.

Благочинный 26-ой дивизии, должен был наблюдать за вверенными им храмами и духовенством. Он носил звание полковника и имел право разбирать взаимные споры и жалобы духовных и светских лиц на членов притча[53].

Полковой священник 101-го Пермского полка, как старший священник Гарнизонного собора, должен был духовно окормлять как гражданских, так и военных прихожан храма, преподавать Закон Божий, вести документацию, проповедовать.

Вторым священником Свято-Покровской церкви в это время был священнослужитель 103-его Петрозаводского полка[54]. Данное военное формирование не имело своей домовой церкви. В обязанность второго священника входило духовное окормление солдат и народа, проповедь Слова Божия, обучение людей Закону Божьему.

Таким образом, в дореволюционный период в Гарнизонном храме служили два священника. Старший священник Свято-Покровского собора был благочинным 26-ой дивизии и исполнял целый ряд важных послушаний. Они осуществляли контроль над вверенным им военным духовенством и имуществом. Помимо этого, духовно окормлял местных жителей, солдат и офицеров, преподавал Закон Божий. Последняя задача лежала также и на вторых священниках.

Протоиерей Дмитрий Иванович Внуков

Протоиерей Дмитрий Внуков первым возглавил Свято-Покровский собор. Он был старшим священником с 1907 по 1908 год. Об отце Дмитрии сохранилось очень мало информации. Известно, что он закончил Рязанскую духовную семинарию. Был женат. Священный сан принял около 1849 года. С 1886 года окормлял 101-ый Пермский полк[55]. Был благочинным 26-ой пехотной дивизии. Некоторое служил в Александро-Невской церкви города Гродно[56]. Таким образом, первый настоятель собора был духовно опытным, глубоко пожилым человеком.

Протоиерей Михаил Иванович Радугин

Вторым старшим священником Гарнизонной церкви стал протоиерей Михаил Радугин. Он возглавлял гарнизонную церковь с 1909 по 1915 год. Родился священник Михаил 14 ноября 1861 в Рязанской губернии. Его отец был дьячком-пономарем. Михаил Иванович окончил Рязанское духовное училище и Рязанскую семинарию по второму разряду. С 1883 по 1887 год служил псаломщиком Севастопольского Адмиралтейского собора.  Был женат. С 1887 года служил полковым священником 104-ого Устюжского полка в городе Гродно. В 1902 году был назначен священником при гродненском лазарете. По некоторым данным участвовал в русско-японской войне[57]. Был преподавателем Закона Божия в гродненском Пушкинском городском училище[58]. Жил на улице Купеческой (теперь Карла Маркса), а потом на Александровской (Буденого). В 1908 году он стал полковым священником 101-ого Пермского полка и благочинным 26-ой дивизии. В 1914 году был делегатом 1-го съезда военного и морского духовенства от Виленского военного округа. Протоиерей Михаил Радугин принимал участие в Первой мировой войне. В феврале 1915 года был награжден золотым наперстным крестом на Георгиевской ленте[59]. Данная награда давалась лишь тем священникам, которые во время военных действий совершили подвиг с риском для собственной жизни. По сохранившейся фотографии отца Михаила можно сделать вывод, что он имел и другие награды. Дальнейшая судьба этого замечательного человека неизвестна.

Протоиерей Авксентий Федорович Туревич

Протоиерей Авксентий Туревич служил в Гарнизонном храме в течение всего дореволюционного периода вторым священником. О его жизни не сохранилось практически никаких сведений. Отец Авксентий служил полковым священником 160-ого пехотного Абхазского полка в Пензенской губернии[60], а с 1886 года 103-его Петрозаводского полка в Гродно[61]. Известно, что он был женат. Его матушка Александра похоронена на православном кладбище на улице Антонова. По годам ее жизни (1830-1900)[62] можно заключить, что отец Авксентий в период служения в Свято-Покровской церкви был пожилым человеком. Благодаря ему возникло почитание чудесным образом обновленной иконы Святителя Николая. Он издал лист «Достоверные сведения о чудесном обновлении иконы святителя Николая Чудотворца, положенной в огонь для сожжения 19-го декабря 1909 г., ныне находящейся в Свято-Покровском храме в г. Гродно»[63]. Известно, что отец Авксентий после захвата города Гродно немцами, некоторое время был священником лазарета лейб-гвардии Московского полка в Петрограде[64]. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Церковная жизнь в Свято-Покровском соборе в дореволюционный период

Как отмечалось выше, прихожане Свято-Покровского собора в дореволюционный период разделялись на две группы: местные жители и военный. Каждая из этих групп вносила свои особенности в церковную жизнь храма.

Особо почитались военными полковые праздники. Для 101-го Пермского полка это день памяти святого Александра Невского (11 сентября), а для 103 Петрозаводского полка – святого Архангела Михаила (21 ноября). В эти дни солдаты и офицеры торжественным маршем шли от своих казарм до Гарнизонного собора. Здесь происходило построение войск. После Литургии служился молебен и далее следовал праздничный обед[65]. Существовала традиция совершать крестный ход в праздник Входа Господня в Иерусалим[66].

Священники Гарнизонной церкви должны были принимать участие «в крестных ходах и других торжественных служениях, совершаемых всем местным духовенством»[67]. Широко в это время в Гродно праздновался день памяти Коложской иконы Божией Матери.

Архиерейские богослужения совершались в Гарнизонной церкви достаточно редко. Автором найдено только одно описание данного события. 6 мая 1909 года в день памяти великомученика Георгия и мученицы царицы Александры Преосвященнейший Михаил совершил Божественную литургию. После нее был отслужен молебен по случаю тезоименитства Государыни Императрицы Александры Федоровны. В храме присутствовало много военных, чиновников и простого народа[68].

 

Святыни храма

В Гарнизонном соборе в дореволюционный период хранились полковые иконы и иконостасы, которые сопутствовали солдатам во время боев[69]. Особо почитался образ святителя Николая, который оказался в храме при следующих обстоятельствах. На кухне 9 роты 103 Петрозаводского полка висела небольшая икона Мирликийского Чудотворца. Так как данный образ пришел в негодность и не подлежал восстановлению, то был отдан приказ предать его огню. 19 декабря 1909 года фельдфебель Григорий Котляр положил икону в печь для сожжения. Однако она не сгорела, а через некоторое время обновилась и стала сиять удивительным светом. Священник Авксентий Туревич перенес ее в Гарнизонную церковь. По молитвам святителя Николая через икону совершались многие чудеса. Икона располагалась справа от Царских врат в отдельном киоте. К киоту была прикреплен белый рушник, на котором излагалась краткая история обновления иконы[70].  Все перечисленные святыни были утеряны.

 

Свято-Покровский собор в Первой Мировой войне

О том, как проходила жизнь Гарнизонной церкви в период Первой Мировой войны, практически не сохранилось сведений. Однако в некоторой степени её можно реконструировать, так как она протекала в контексте церковной жизни города и всей страны.

Летом 1914 года началась первая Мировая война. В Гарнизонном соборе, как и в прочих церквях города, стали совершаться молебны «о даровании победы русскому и союзному оружию». Солдаты перед отправлением на фронт горячо молились в храмах.

Обстановка в Гродно была тяжелой, так как существовала угроза оккупации города немцами. В начале войны четыре гродненских полка и одна артиллерийская бригада защищала город и в его окрестностях границу Империи. С немецкой стороны же находились три или четыре корпуса, которые могли чрезвычайно быстро разгромить гродненский гарнизон захватить город[71]. Люди со слезами молились в эти дни, чтобы Гродно был сохранен. Началась массовая эвакуация населения. В сентябре 1914 года кроме военнослужащих в городе оставалось только духовенство и немного мещан. В Гродно были слышны артиллерийские выстрелы. В конце сентября стало ясно, что немцы отступают от города. Семьи духовенства, чиновники и население стали возвращаться в Гродно. 

В феврале 1915 года снова немцы стали стремительно наступать на город. Опять началась массовая эвакуация населения. От артиллерийской пальбы в городе дрожала земля и звенели стекла. Немецкий аэроплан сбросил бомбы на железнодорожный вокзал[72], это совсем недалеко от Гарнизонной церкви. После страшных боев за высоту у деревни Ратичи немцы отступили.

В августе 1915 года германские войска прорвали фронт в Польше и стали стремительно приближаться к городу. В это время статус гродненской крепости был понижен до опорного пункта и стало ясно, что город от немцев длительно защищаться не будет. 19 августа архиепископ Михаил (Ермаков) собрал все духовенство города и дал указание в течение нескольких дней эвакуировать церковное имущество и покинуть город. 23 августа на шести вагонах были вывезены основные ценности гродненских храмов, консистории и архиерейского дома. Церковное имущество разместили в подвалах собора Василия Блаженного в Москве. 25 августа город покинуло все православное духовенство. Остался только иеромонах Митрофан и диакон Петр Ставинский, которые совершали службы в Борисоглебском монастыре. 2 сентября город был захвачен немцами[73].

Таким образом, в конце августа 1915 года Свято-Покровский собор оказался закрытым, а его священнослужители и большая часть паствы эвакуированы.

 

Библиография:

  • 101-й пехотный Пермский полк // Русская Императорская армия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regiment.ru/reg/II/B/101/1.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • 102-й пехотный Вятский полк // Русская Императорская армия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regiment.ru/reg/II/B/102/1.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
  •  103-й пехотный Петрозаводский полк // Русская Императорская армия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regiment.ru/reg/II/B/103/1.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Supron_licvin, Двайнікі гродзенскага Пакроўскага сабора // Блог гарадзенскага краязнаўцы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://supron-licvin.livejournal.com/31790.html. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Абабков, Л. Военному храму в Гродно 100 лет // Белорусская военная газета. – 2008. – 2 февр. – С. 2.
  • Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1911 год: Издание Гродненского Губернского Статистического Комитета. – Гродно: Губернская Типография. – 432 с.
  • Болотевич, К. 100 лет назад был основан Свято-Покровский собор в Гродно // Вечерний Гродно. – 2004. – 17 нояб. – С. 27.
  • Біяграфія гарадзенскіх вуліц: ад Фартоў да Каложы / аўтары: А. Вашкевіч, А. Госцеў, В. Саяпін, І. Трусаў. – Гародня: Wroclaw, 2012. – 369 с.
  • Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор // Туристические регионы Беларуси / под ред. И. И. Пирожника. – Минск, 2008. – С. 293.
  • Гродненские епархиальные ведомости. – 1909. – 4 мая. – С. 116.
  • Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор //  Posmotrim.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://posmotrim.by/article/pokrovskiy-sobor-grodno-belarus.html. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Даугавпилс. Кафедральный собор Бориса и Глеба // Соборы Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sobory.ru/article/?object=10050. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Заневский, С. Корабль веры // Молодежный курьер (Гродно). – 2007. – 12 окт. – С. 6.
  • Инженерные дистанции // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/45260/Инженерные. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • История Свято-Алексеевского собора // Свято-Алексеевский собор города Самарканд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hram-alekseevskii.ru/istoriya-svyato-aleksievskogo-sobora/. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Звягинцев, В. И. Церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы 148 пехотного Каспийского полка // Военный Петергоф [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chest-imeu.com/temy/148-i-pehotnyi-kaspiiskii-polk/polkovaja-cerk.... – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Краткая история 160-го пехотного Абхазского полка // ВИК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chestmundira.ucoz.ru/forum/16-63-1. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Кумыш, В. Новомученик протоиерей Василий Медведский, настоятель Гутуевской Богоявленской церкви (1875-1931) // Храм Богоявления на Гутуевском острове [Электронный ресурс]. – Режим доступа:     http://gutui.ru/history/1-history.html. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Крымская книга памяти Великой войны / сост. А. И. Григоров. – М.: ООО МИД, 2014. – Т.1. – с. 106.
  • Кафедральны сабор у гонар Пакрова Прасвятой Багародзіцы // Праваслаўныя храмы Беларусі / сост. А. М. Кулагін. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2007. – С. 127-128.
  • Лютик, Д. Гродненская крепость и её роль в Первой мировой войне. Ч. 2: Начало войны // Гародня.Ком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://harodnia.com/be/uczora/rasijskaja-impieryja/464-grodnenskaya-krep.... – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Михаил (Ермаков) // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Михаил_(Ермаков). – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Мицкевич, Т. Полковой священник Михаил Иванович Радугин // Большой Русский Альбом [Электронный ресурс]. – Режим доступа:     http://www.rusalbom.ru/photo/default/39174. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • О первых днях Великой войны // Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kalozha.by/ru/kolozha/istoriya-tserkvi/509-o-pervykh-dnya-velikoj.... – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. - Т. 10. - СПб.: Государственная типография, 1893. - С. 470-481.
  • Православные священники в русской армии в конце ХІХ – начале ХХ века (на примере Гродненской губернии)) // История Гродненской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uctopuk.info/regions/grodneneskij/history/?id=640. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Рыбаков Н. А. Система управления деятельностью военного духовенства при протопресвитере в конце XIX — начале XX вв. // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 453-457.
  • Сувалки. Церковь во имя Св. Благоверного Великого князя Александра Невского // EtoRetro.ru — фотографии старых городов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.etoretro.ru/pic89458.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Стурэйка, С. А. Беларускія губерніі ў руска-японскай вайне (1904-1905 гг.). Гродзенскі Свята-Пакроўскі Кафедральны сабор – помнік загінуушым воінам / С. Стурэйка; пад агульнай рэдакцыяй У. І. Медзяніка. – Мінск: ЮНІПАК, 2007. – 120 с.
  • Севенко, А. История воинской иконы // Проза.Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://www.proza.ru/2011/03/24/937. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Севенко, А. Слово о воинской церкви // Военная газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vsr.mil.by/2011/12/28/slovo-o-voinskoj-cerkvi/. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • Трусов, И. Г. Часовни, домовые и военные церкви в Гродно: краткий исторический очерк, 1803 – 1915 гг. / И. Трусов. – Гродно: ЮрСаПринт, 2011. – 56 с.
  • Справочные сведения // Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1911 год: Издание Гродненского Губернского Статистического Комитета. – Гродно: Губернская Типография. – 97 с.
  • Черепица, В. Н. «Гродненский Свято-Покровский храм был его любимым детищем…» // Черепица, В. Н. Гродненский православный некрополь (с древнейших времен до начала XX века). – Гродно, 2001. – С. 180–185.
  • Черепица, В. Летопись. Софийский собор в городе Гродно // Черепица, В. …Не потерять связующую нить: История Гродненщины 19-20 ст. в событиях и лицах. – Гродно, 2003. – С. 221-256.
  • Черепица, В. “Нет весь я не умру…”: История о том, как гродненцы увековечивали память о П. А. Столыпине // Черепица, В. …Не потерять связующую нить: История Гродненщины 19-20 ст. в событиях и лицах. – Гродно, 2003. – С. 35-39.
  • Черепица, В. Н. “В молениях о погибших воинах…”: Гродненский Свято-Покровский храм-памятник // Черепица, В. Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине (с древнейших времен до наших дней). Часть I. – Гродно: ГрГУ, 1999. – С. 59-67.
  • [1] Заневский, С. Корабль веры // Молодежный курьер (Гродно). – 2007. – 12 окт. – С. 6.
  • [2] Трусов, И. Г. Часовни, домовые и военные церкви в Гродно: краткий исторический очерк, 1803 – 1915 гг. / И. Трусов. – Гродно: ЮрСаПринт, 2011. – С. 33.
  • [3] 102-й пехотный Вятский полк // Русская Императорская армия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regiment.ru/reg/II/B/102/1.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [4] Трусов, И. Г. Часовни, домовые и военные церкви в Гродно: краткий исторический очерк, 1803 – 1915 гг. / И. Трусов. – Гродно: ЮрСаПринт, 2011. – С. 33.
  • [5] Supron_licvin, Двайнікі гродзенскага Пакроўскага сабора // Блог гарадзенскага краязнаўцы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://supron-licvin.livejournal.com/31790.html. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [6] Черепица, В. “Нет весь я не умру…”: История о том, как гродненцы увековечивали память о П. А. Столыпине // Черепица, В. …Не потерять связующую нить: История Гродненщины 19-20 ст. в событиях и лицах. – Гродно, 2003. – С.  36.
  • [7] Стурэйка, С. А. Беларускія губерніі ў руска-японскай вайне (1904-1905 гг.). Гродзенскі Свята-Пакроўскі Кафедральны сабор – помнік загінуушым воінам / С. Стурэйка; пад агульнай рэдакцыяй У. І. Медзяніка. – Мінск: ЮНІПАК, 2007. – С. 55.
  • [8] История Свято-Алексеевского собора // Свято-Алексеевский собор города Самарканд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hram-alekseevskii.ru/istoriya-svyato-aleksievskogo-sobora/. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [9] Звягинцев, В. И. Церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы 148 пехотного Каспийского полка // Военный Петергоф [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chest-imeu.com/temy/148-i-pehotnyi-kaspiiskii-polk/polkovaja-cerk.... – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [10] Черепица, В. Н. «Гродненский Свято-Покровский храм был его любимым детищем…» // Черепица, В. Н. Гродненский православный некрополь (с древнейших времен до начала XX века). – Гродно, 2001. – С. 181.
  • [11] Звягинцев, В. И. Церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы 148 пехотного Каспийского полка // Военный Петергоф [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chest-imeu.com/temy/148-i-pehotnyi-kaspiiskii-polk/polkovaja-cerk.... – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [12] Черепица, В. Н. «Гродненский Свято-Покровский храм был его любимым детищем…» // Черепица, В. Н. Гродненский православный некрополь (с древнейших времен до начала XX века). – Гродно, 2001. – С. 181.
  • [13] Трусов, И. Г. Часовни, домовые и военные церкви в Гродно: краткий исторический очерк, 1803 – 1915 гг. / И. Трусов. – Гродно: ЮрСаПринт, 2011. – С. 33.
  • [14] 103-й пехотный Петрозаводский полк // Русская Императорская армия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regiment.ru/reg/II/B/103/1.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [15] Инженерные дистанции // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/45260/Инженерные. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [16] Трусов, И. Г. Часовни, домовые и военные церкви в Гродно: краткий исторический очерк, 1803 – 1915 гг. / И. Трусов. – Гродно: ЮрСаПринт, 2011. – С. 34.
  • [17] Черепица, В. Н. “В молениях о погибших воинах…”: Гродненский Свято-Покровский храм-памятник // Черепица, В. Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине (с древнейших времен до наших дней). Часть I. – Гродно: ГрГУ, 1999. – С. 63, 64.
  • [18] Черепица, В. Н. “В молениях о погибших воинах…”: Гродненский Свято-Покровский храм-памятник // Черепица, В. Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине (с древнейших времен до наших дней). Часть I. – Гродно: ГрГУ, 1999. – С. 65.
  • [19] Трусов, И. Г. Часовни, домовые и военные церкви в Гродно: краткий исторический очерк, 1803 – 1915 гг. / И. Трусов. – Гродно: ЮрСаПринт, 2011. – С. 34.
  • [20] орловский
  • [21] Черепица, В. Н. “В молениях о погибших воинах…”: Гродненский Свято-Покровский храм-памятник // Черепица, В. Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине (с древнейших времен до наших дней). Часть I. – Гродно: ГрГУ, 1999. – С.64.
  • [22] Черепица, В. Н. “В молениях о погибших воинах…”: Гродненский Свято-Покровский храм-памятник // Черепица, В. Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине (с древнейших времен до наших дней). Часть I. – Гродно: ГрГУ, 1999. – С. 64.
  • [23] Трусов, И. Г. Часовни, домовые и военные церкви в Гродно: краткий исторический очерк, 1803 – 1915 гг. / И. Трусов. – Гродно: ЮрСаПринт, 2011. – С. 34.
  • [24] Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор // Туристические регионы Беларуси / под ред. И. И. Пирожника. – Минск, 2008. – С. 293.
  • [25] Біяграфія гарадзенскіх вуліц: ад Фартоў да Каложы / аўтары: А. Вашкевіч, А. Госцеў, В. Саяпін, І. Трусаў. – Гародня: Wroclaw, 2012. – 369 с.
  • [26] Кафедральны сабор у гонар Пакрова Прасвятой Багародзіцы // Праваслаўныя храмы Беларусі / сост. А. М. Кулагін. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2007. – С. 127-128.
  • [27] Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор // Posmotrim.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://posmotrim.by/article/pokrovskiy-sobor-grodno-belarus.html. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [28] 101-й пехотный Пермский полк // Русская Императорская армия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regiment.ru/reg/II/B/101/1.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [29] Кафедральны сабор у гонар Пакрова Прасвятой Багародзіцы // Праваслаўныя храмы Беларусі / сост. А. М. Кулагін. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2007. – С. 127-128.
  • [30] Supron_licvin, Двайнікі гродзенскага Пакроўскага сабора // Блог гарадзенскага краязнаўцы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://supron-licvin.livejournal.com/31790.html. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [31] Сувалки. Церковь во имя Св. Благоверного Великого князя Александра Невского // EtoRetro.ru — фотографии старых городов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.etoretro.ru/pic89458.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [32] Даугавпилс. Кафедральный собор Бориса и Глеба // Соборы Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sobory.ru/article/?object=10050. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [33] Черепица, В. Н. “В молениях о погибших воинах…”: Гродненский Свято-Покровский храм-памятник // Черепица, В. Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине (с древнейших времен до наших дней). Часть I. – Гродно: ГрГУ, 1999. – С. 63.
  • [34] Болотевич, К. 100 лет назад был основан Свято-Покровский собор в Гродно // Вечерний Гродно. – 2004. – 17 нояб. – С. 27.
  • [35] 101-й пехотный Пермский полк // Русская Императорская армия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regiment.ru/reg/II/B/101/1.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [36] Справочные сведения // Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1911 год: Издание Гродненского Губернского Статистического Коммитета. – Гродно: Губернская Типография. – С. 91.
  • [37] Михаил (Ермаков) // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Михаил_(Ермаков). – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [38] Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. - Т. 10. - СПб.: Государственная типография, 1893. – Ст. 45.
  • [39] Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. - Т. 10. - СПб.: Государственная типография, 1893. – Ст. 40.
  • [40] Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. - Т. 10. - СПб.: Государственная типография, 1893. – Ст. 34, 41.
  • [41] Севенко, А. История воинской иконы // Проза.Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://www.proza.ru/2011/03/24/937. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [42] Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. - Т. 10. - СПб.: Государственная типография, 1893. – Ст. 100.
  • [43] Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. - Т. 10. - СПб.: Государственная типография, 1893. – Ст. 31.
  • [44] Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. - Т. 10. - СПб.: Государственная типография, 1893. – Ст. 61.
  • [45] Рыбаков Н. А. Система управления деятельностью военного духовенства при протопресвитере в конце XIX — начале XX вв. // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 453-457.
  • [46]  103-й пехотный Петрозаводский полк // Русская Императорская армия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regiment.ru/reg/II/B/103/1.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [47] Рыбаков Н. А. Система управления деятельностью военного духовенства при протопресвитере в конце XIX — начале XX вв. // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 453-457.
  • [48] Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. - Т. 10. - СПб.: Государственная типография, 1893. – Ст. 80, 81.
  • [49] Рыбаков Н. А. Система управления деятельностью военного духовенства при протопресвитере в конце XIX — начале XX вв. // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 453-457.
  • [50]  103-й пехотный Петрозаводский полк // Русская Императорская армия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regiment.ru/reg/II/B/103/1.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [51] Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. - Т. 10. - СПб.: Государственная типография, 1893. – Ст. 58.
  • [52] Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. - Т. 10. - СПб.: Государственная типография, 1893. – Ст. 92.
  • [53] Рыбаков Н. А. Система управления деятельностью военного духовенства при протопресвитере в конце XIX — начале XX вв. // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 453-457.
  • [54] 103-й пехотный Петрозаводский полк // Русская Императорская армия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regiment.ru/reg/II/B/103/1.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [55] Православные священники в русской армии в конце ХІХ – начале ХХ века (на примере Гродненской губернии)) // История Гродненской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uctopuk.info/regions/grodneneskij/history/?id=640. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [56] Севенко, А. Слово о воинской церкви // Военная газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vsr.mil.by/2011/12/28/slovo-o-voinskoj-cerkvi/. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [57] Мицкевич, Т. Полковой священник Михаил Иванович Радугин // Большой Русский Альбом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusalbom.ru/photo/default/39174. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [58] Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1911 год: Издание Гродненского Губернского Статистического Комитета. – Гродно: Губернская Типография. – С. 104.
  • [59] Крымская книга памяти Великой войны / сост. А. И. Григоров. – М.: ООО МИД, 2014. – Т.1. – с. 106.
  • [60] Краткая история 160-го пехотного Абхазского полка // ВИК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chestmundira.ucoz.ru/forum/16-63-1. – Дата доступа: 28.10.2016.                                                            
  • [61] Православные священники в русской армии в конце ХІХ – начале ХХ века (на примере Гродненской губернии)) // История Гродненской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uctopuk.info/regions/grodneneskij/history/?id=640. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [62] Черепица, В. Н. Гродненский православный некрополь (с древнейших времен до начала XX века). – Гродно, 2001. – С.
  • [63] Севенко, А. История воинской иконы // Проза.Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.proza.ru/2011/03/24/937. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [64] Кумыш, В. Новомученик протоиерей Василий Медведский, настоятель Гутуевской Богоявленской церкви (1875-1931) // Храм Богоявления на Гутуевском острове [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gutui.ru/history/1-history.html. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [65] Трусов, И. Г. Часовни, домовые и военные церкви в Гродно: краткий исторический очерк, 1803 – 1915 гг. / И. Трусов. – Гродно: ЮрСаПринт, 2011. – С. 12.
  • [66] Черепица, В. Н. “В молениях о погибших воинах…”: Гродненский Свято-Покровский храм-памятник // Черепица, В. Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине (с древнейших времен до наших дней). Часть I. – Гродно: ГрГУ, 1999. – С. 63-64.
  • [67] Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. - Т. 10. - СПб.: Государственная типография, 1893. – Ст. 43.
  • [68] Гродненские епархиальные ведомости. – 1909. – 4 мая. – С. 116.
  • [69] Черепица, В. Н. “В молениях о погибших воинах…”: Гродненский Свято-Покровский храм-памятник // Черепица, В. Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине (с древнейших времен до наших дней). Часть I. – Гродно: ГрГУ, 1999. – С. 64.
  • [70]Севенко, А. История воинской иконы // Проза.Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://www.proza.ru/2011/03/24/937. – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [71] О первых днях Великой войны // Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kalozha.by/ru/kolozha/istoriya-tserkvi/509-o-pervykh-dnya-velikoj.... – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [72] Лютик, Д. Гродненская крепость и её роль в Первой мировой войне. Ч. 2: Начало войны // Гародня.Ком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://harodnia.com/be/uczora/rasijskaja-impieryja/464-grodnenskaya-krep.... – Дата доступа: 28.10.2016.
  • [73] Черепица, В. Летопись. Софийский собор в городе Гродно // Черепица, В. …Не потерять связующую нить: История Гродненщины 19-20 ст. в событиях и лицах. – Гродно, 2003. – С. 236-239.
Фотографии: 
Иерей Иоанн Кояло: История Свято-Покровского собора города Гродно в синодальный период
Иерей Иоанн Кояло: История Свято-Покровского собора города Гродно в синодальный период
Иерей Иоанн Кояло: История Свято-Покровского собора города Гродно в синодальный период
Иерей Иоанн Кояло: История Свято-Покровского собора города Гродно в синодальный период

Главное меню

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut